Практикум для родителей доу о дисграфии. Рекомендации родителям будущих первокласников по профилактики дисграфии консультация

Хэллоуин

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

Семинар-практикум для родителей

«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».

Выполнила: учитель-логопед

Е.А. Зацарная

ноябрь 2012 г.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

· развивать мелкую моторику рук,

· ориентировки в пространстве,

· развивать все психические процессы,

· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Развитие слухового восприятия.

1. "Где звук и сколько слогов"

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",

· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".

· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

· умение анализировать предмет, его изображение,

· составление картинки, разрезанной на части,

· конструирование по образцу, по представлению,

· умение видеть графему и ее точное расположение,

· запоминание элементов букв,

· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

· дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.


Зацарная Екатерина Алексеевна

Конкурсант:

Гебра Марьяна Ивановна

Учитель-логопед,

МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №81 «Мальвина»

ХМАО-Югра г.Сургут

"Письменная речь не есть простой перевод

устной речи в письменные знаки,

и овладение письменной речью не есть

просто усвоение техники письма".

Л.С.Выготский

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

В наше время все чаще встречаются дети с нарушениями речи и дисграфией. Многие родители и учителя не знакомы с данной проблемой и им трудно помочь, своим детям. Коррекционная работа будет более результативной, если в ней будут задействованы родители.

Работа с родителями ведется по двум направлениям:

- информационно-просветительское , направленное на повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей, например консультации выставляются в родительских уголках 1 раз в месяц, выступление на родительских собраниях (три раза в год) и т.д. (см. Приложение №1)

- практическое направления , дающее возможность родителям понимать и уметь выполнять рекомендации и задания данные логопедом, а также использовать интересные приемы логопедии в домашних условиях еженедельно, в выходные дни. Помимо заданий направленных на автоматизацию поставленных звуков, предлагается родителям карточки по профилактике акустической дисграфии. (см. Приложение №2)

Карточки с домашними заданиями решают следующие задачи:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

Регулярная работа с детьми по профилактике акустической дисграфии - родителями, воспитателями, логопедами, в предлагаемых направлениях, преодолеет появление школьных трудностей, если они были предупреждены в дошкольном возрасте.

Приложение:

Консультация для родителей РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

Карточки по профилактике акустической дисграфии

Консультация для родителей

«Занятия по профилактике дисграфии и дислексии
в подготовительной группе детского сада»

Профилактика дислексии и дисграфии - актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма - одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям . Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение и письмо. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи , испытывает большие трудности в обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии и дисграфии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики чтения и письма может быть доведено до уровня нормы у 82 % детей . Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия . Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза . Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков . Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи . Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

На основании вышеизложенного следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо продолжать и расширять работу по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

Консультация для родителей "Предупреждение «зеркальности» на письме"

В начальной школе в процессе обучения у детей возникают различные трудности, в частности «зеркальность» при письме. Предпосылки этого явления могут быть выявлены и устранены ещё в дошкольном возрасте. «Зеркальное письмо – одно из проявлений оптической дисграфии, связанных с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Не менее 23 букв русского алфавита вызывают затруднение из – за свойств зеркальности.

В процессе обследования ребёнку можно предложить следующие задания:

В каждой паре букв показать правильно написанную;

Придумать и рассказать, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.

Выявить «зеркальность» зрительного восприятия можно, применив такой тест. Взять два карандаша, положив один из них на столе в вертикальном направлении, другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребёнка, чтобы он, глядя на этот образец, проделал то же самое со своими карандашами. То же самое можно делать и в процессе рисования разных простых предметов, фигур.

Неправильное воспроизведение букв говорит об устойчивом характере имеющихся у ребёнка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений.

Прежде чем приступить к работе по устранению «зеркальности» надо провести подготовительный этап, помогающий развить у ребёнка ориентировку на собственном теле. Начинать здесь следует с воспитания у него четкой дифференциации правой и левой руки: «Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?»Затем упражнять ребёнка правильно находить свою правую ногу, правый глаз, левое ухо, правую щеку.(Попрыгай на левой ноге. Положи левую руку на правую щеку.) Параллельно следует учить ориентировке в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны, объясняя ребенку, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого нужно задать вопросы о местонахождении различных предметов: «Шкаф слева или справа от тебя? И т. д. Когда ребёнок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу: «Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы». Только после усвоения особенностей пространственного расположения предметов ребенок сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве Б. Сразу начинать работу с усвоения детьми начертаний букв малоэффективно. Для четкого усвоения понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр» с ними полезно проводить различные игры: выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква; определение букв, написанных на карточках правильно и зеркально; игра «Чудесный сундучок» (ощупывание картонных букв с закрытыми глазами); Определение букв, написанных на спине, руке, ладони; игра «Буква сломалась» (нахождение недостающих элементов букв); нахождение букв в геометрических фигурах; рисование букв на песке, снегу; поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумленных» букв и др.

Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребёнка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

«Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребёнок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребёнок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдёт больше предметов, тот и победил.

« Угадай – ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом что во всех словах «живёт» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае правильного произнесения слова.

«Исправляй – ка». Произнесите слова с дефектным произношением и попросите ребёнка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

« Кто больше?» Посоревнуйтесь со своим ребёнком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы артисты». Проговорите с ребёнком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивлённо, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребёнком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесёт без ошибок.

Семинар – практикум

для родителей

«Предупреждение оптической дисграфии

у детей старшего дошкольного возраста»

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонема тических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку . При дисграфии дети в начальных классах с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок.

Научные данные говорят о том, что предпосылки оптической дисграфии среди дошкольников 6 -7- летнего возраста имеют 46% детей, что говорит об актуальности этого вопроса и о необходимости работы по предупреждению данного вида нарушения.

Цель семинара: привлечение родителей к правильному выполнению логопедических занятий с детьми (в данном случае – заданий по профилактике дисграфии).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать. Но если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умение сравнивать предметы по форме, величине и не научился ориентироваться в пространстве расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется тем, что все буквы русского алфавита состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертания букв и, как следствие, к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.


Данное нарушение не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей с высоким уровнем ее развития. Основные варианты ошибок на письме при оптической дисграфии.

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии.

Развитие зрительного восприятия .

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

· умение анализировать предмет, его изображение,

· составление картинки, разрезанной на части,

· конструирование по образцу, по представлению,

· умение видеть графему и ее точное расположение,

· запоминание элементов букв,

· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

· дописывание элементов букв и т. д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т. д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т. д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т. д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т. д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

«Слева-справа»

Перед ребенком карточка с картинками. Взрослый задает вопрос: «Что находится справа от кровати?» Что стоит на столе? Ребенку необходимо ответить на вопросы.

«Верно-неверно»

В тетради пары букв, изображенных правильно и зеркально. Ребенку нужно зачеркнуть букву-ошибку.

«Что же это за предмет»

Перед ребенком контурные изображения предметов; недорисованные предметы; перечеркнутые изображения; наложенные друг на друга. Нужно угадать и назвать эти предметы

«Узнай и дорисуй»

Ребенок видит незаконченные контуры предметов. Нужно узнать, что это за предметы, и дорисовать их

Задания на развитие зрительной памяти.

«Запомни картинку»

Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

«Какой игрушки не хватает? »

Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличив количество игрушек.

Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

«Рисуем на память узоры»

На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.

«Бусы»

Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.


«Внимание»

Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 10 сек. вам показывал взрослый.

«Где спрятана игрушка»

Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребёнка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

Убрать ящики на более длительное время.

Спрятать 2, а потом три игрушки.

Заменит игрушки.

«Запоминаем вместе»

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет его и добавляет своё слово. Третий ребёнок повторяет первые два слова и добавляет своё третье слово и т. д.

Например: 1-й ребёнок говорит: «круг»

2-й – «круг, ромб»

3-й – «круг, ромб, квадрат»

Эту игру целесообразно повторять неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т. е. будет увеличиваться объём памяти.

« Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия : Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).

« Создай образ»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз.

Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных.
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.

Задания на формирование

буквенного восприятия и узнавания (гнозиса)

«Узнай букву»

Перед ребенком изображены буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; буквы, наложенные друг на друга, находящиеся в неправильном положении. Задача состоит в том, чтобы узнать и назвать эт буквы

«Найди 10 отличий»

Даны две картинки, задача состоит в том, чтобы найти и назвать 10 отличий.

https://pandia.ru/text/80/343/images/image006_71.gif" width="32" height="32 src=">

Шансы на успех - каковы они?

Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома. Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

Необходимо придерживаться правил!

Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически. Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома. Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью, ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма. Оказывать ребёнку психологическую поддержку, т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоро в школу.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.

Признаки:

1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:

Искажение букв и недописание элементов;

Замена рукописных букв графически сходными;

Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

Профилактика дисграфии.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);

Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

Штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления