Подготовка к рождеству христову. Новый год в православной семье: с чистого листа

День рождения

Церковное новолетие - 14 сентября по новому (1 сентября по старому) стилю. С этого дня начинается новый богослужебный круг. Со дня церковного новолетия до Рождества Христова молитвенно воспоминаются многие праведники Ветхого Завета, жившие до Рождения Христа.

Предпоследнее воскресенье перед Рождеством - Святых Праотец - посвящено воспоминанию всех праведников дохристианской эпохи, живших верой в грядущего Спасителя. Воскресенье Святых Отец - последнее воскресенье перед великим праздником - посвящено воспоминанию всех предков Иисуса Христа, которые жизнью своей, плотью своей послужили тому, чтобы родился Спаситель.

Первый великий праздник богослужебного круга - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю). Это событие стоит на стыке Ветхого Завета и Нового. Праведники ветхозаветного времени, Иоаким и Анна своей благочестивой жизнью и подвигом любви к Богу и людям послужили тому, что Бог доверил им стать родителями Пресвятой Девы Марии, которая соединила Небо и землю. Она станет той "Лестницей", по которой Бог придет в наш мир.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) - новый этап осуществления плана Божиего о нашем спасении.

Благочестивые родители Девы Марии, прожившие в дружном супружестве пятьдесят лет, дали Богу обет: если у них родится ребенок - посвятить его Богу. Они хотели принести в дар Творцу самое дорогое, что может быть в жизни - человеческую душу. Уже во чреве матери Дева Мария согревалась материнской молитвой и любовью. Три года, проведенные Ею в родительском доме, научили Ее доверительной любви к Богу. То, что Она на четвертом году от рождения с радостью идет жить в Иерусалимский храм, свидетельствует о зрелости, пусть и на детском уровне, Ее личных отношений с Господом. Ведь маленький ребенок может пойти жить только к тому, с кем связан узами любви.

Эти два Богородичных праздника духовно подготавливают верующих людей к встрече Рождества Христова: рождается Та, в Которой Сын Божий примет нашу человеческую природу, а Введение Ее во храм указывает, как необходимо человеку искание Бога и стремление к Нему. Ведь именно духовная жизнь юной Девы Марии в храме достигала Небесных вершин, когда Она, стараясь во всем исполнять волю Творца, входила в таинственные глубины богообщения в обетовании храма Истинного Бога. Именно в молитвенной обстановке храма произошло духовное созревание и возрастание Пресвятой Девы до той степени, что Бог доверил Ей стать Матерью Божиего Сына.

Дева Мария стала Храмом Божества. В Ней жил Бог. Святая Церковь ведет своих духовных чад - православных христиан - к тому, чтобы в сердце каждого верующего родился Христос, чтобы человеческая душа стала домом, обителью Бога. Как весь мир в течение тысячелетий был подготовляем к тому величайшему событию, когда Бог родится на земле, станет Человеком и войдет в человеческую историю, так и человек должен подготовиться и созреть для того, чтобы самому стать духовным участником этого события через участие в церковном богослужении. Чем лучше и серьезнее православный христианин готовится к Рождеству, тем больше духовной радости и благодати он сможет принять в свое сердце.

Такому пути к Рождеству и содействует Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

С праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в церквях начинают петься рождественские ирмосы: "Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися".

По-русски это песнопение можно перевести так: "Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу, вся земля; и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился".

Девятый рождественский ирмос по-русски звучит так: "Вижу необычайное и чудное Таинство: пещеру - небом; Деву - престолом херувимским; ясли - вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем".

Эти песнопения настраивают православного христианина на духовный труд, ведущий к личной встрече с Богочеловеком Иисусом Христом. Ведь яслями, кормушкой для скота, в которые положили рожденного Богомладенца, должна стать наша душа, в которую хочет войти Христос.

В праздник святителя Николая Чудотворца (19 декабря по новому стилю) в православных храмах начинает петься стихира предпразднства Рождества - песнопение, призывающее готовиться к празднику.

Рождественский пост менее строгий, чем Великий или Успенский. Во время него не благословляется мясо-молочная пища, а по средам и пятницам - и рыбная. Более строгим Рождественский пост становится в последние дни - со 2 января. Разумеется, пост должен заключаться не только в пище. Христиане в дни поста уклоняются от развлечений и жизненных удовольствий, усиленно стараются делать добрые дела, в том числе побеждать гнев и разделения, прощать обиды. И конечно - больше молиться и читать Евангелие, чаще ходить в храм, чаще исповедоваться и причащаться.

В канун праздника Рождества Христова - особо строгий пост и очень трогательное богослужение, когда мы вплотную приближаемся к событию всемирного значения - Пришествию Бога на землю.

В Рождественский сочельник по возможности не едят до сумерек. Разумеется, нужно учитывать духовные и телесные силы каждого человека.

И, конечно, самая главная подготовка к Рождеству - примирение с людьми, покаяние и Причащение Тела и Крови Христовых.

Пост, церковные праздники и богослужение ведут нас к встрече с Богом, с Которым мы исправляем нашу земную жизнь и вступаем в Вечную.

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

Рождественский пост – особое время в году, когда мы ожидаем Рождество Христово и готовимся к его встрече. Время поста приходится на последний месяц года и для многих связан с подведением итогов. Для школьников и студентов - это время последних контрольных работ, зачетов, экзаменов. И для людей работающих – это тоже время отчета...

Подведение итогов
Сдавая зачеты или готовя очередной отчет, мы не всегда вполне осознаем, что подводим очередную черту под нашей жизнью. Просто делаем то, что от нас ожидают и требуют. А ведь как полезно задуматься: как прожит этот год? Чему я научился, с чем справился, что узнал, понял, решил, сделал, кому помог? Особенно важно сделать это на пороге очередного года от Рождества Христова. Определиться: где я, кто я, – чтобы решить, куда мне дальше, все ли я сделал, что мог, на что еще способен, над чем еще необходимо потрудиться, кому помочь?

Еще более глубокий смысл приобретает это время накануне Рождества в свете многодневного поста-приуготовления.

Подготовка
Заботясь о телесном, а прежде о душевном здравии своих чад, мать-церковь предлагает нам в Рождественский пост время воздержания, размышления и молитвы.
Особенно замечательно это время в России, когда природа засыпает: нет уже ни ярких летних цветов, ни разноцветных осенних листьев. Все - белым-бело. Также пора убелить и душу – очистить в Таинствах Исповеди и Причастия. С этой целью больше, чем обычно, людей спешат на вечернюю службу: стар и млад, бедный и богатый. И все равны перед Богом. Всех ожидает его неизреченное милосердие.


Внимание к своей душе в Исповеди и соединение со Христом в Причастии – главное в подготовке к светлому празднику Рождества Христова. Это внутренняя сторона предрождественских забот. Но есть и внешняя. И хотя внешние заботы умалены перед внутренней подготовкой, они все же являются неотъемлемой частью подготовки к празднику.

Какие родители не позаботятся об особом празднике для детей? Какая хозяйка не приготовит славный праздничный стол? В какой семье дом не украсят еловыми ветками и игрушками? В этой традиции, складывавшейся веками, отражается и благоговение перед церковным праздником, и радость Рождества Христова, и желание разделить ее с родными и близкими, приобщить к ней даже самых маленьких.

Непревзойденных образов предрождественских радостей и забот на Руси полно в произведении «Лето Господне» русского писателя Ивана Шмелева. На страницах этой «иконы в слове» русской жизни переплетаются внимание к себе и широта народной души, радость и почтение к Празднику, многозаботливость и размеренность приготовления.

Близится Рождество: матушка велит принести из амбара «паука». Это высокий такой шест, и круглая на нем щетка, будто шапка: обметать паутину из углов. Два раза в году «паука» приносят: на Рождество и на Пасху. Смотрю на «паука» и думаю: «бедный, целый год один в темноте скучал, а теперь, небось, и он радуется, что Рождество». И все радуются. И двери наши, – моют их теперь к Празднику, – и медные их ручки, чистят их мятой бузиной, а потом обматывают тряпочками, чтобы не захватали до Рождества: в Сочельник развяжут их, они и засияют, радостные, для Праздника. По всему дому идет суетливая уборка…

«Белят» ризы на образах: чистят до блеска щеточкой с мелком и водкой и ставят «праздничные», рождественские, лампадки, белые и голубые, в глазках. Эти лампадки напоминают мне снег и звезды. Вешают на окна свежие накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками, – и это напоминает чистый, морозный снег. Изразцовые печи светятся белым матом, сияют начищенными отдушниками. Зеркально блестят паркетные полы, пахнущие мастикой с медовым воском, – запахом Праздника. В гостиной стелят «рождественский» ковер, – пышные голубые розы на белом поле, – морозное будто, снежное. А на Пасху – пунсовые розы полагаются, на алом …

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь,– тычинки. У нашей ёлки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает…

Ожидание
В Новый год и Рождество каждый, даже атеист, ждет чего-то необычного особенно, ждут его дети. Так уж повелось, что именно в этот праздник они оказываются в центре внимания. Да и как же иначе? Младенец Христос рождается. Родительская забота, праздничные гулянья, подарки под елкой – все это многим запоминается на всю жизнь. Яркие образы и впечатления светлого праздника согревают многие годы спустя. Помнится праздник души.
На долгие годы запоминается ожидание чего-то радостного, сказочного. Надежда на то, что вот-вот обязательно произойдет нечто важное, доброе, неземное.

Встреча
На Руси великий праздник Рождества встречался всеми православными. Детьми и стариками, богатыми и бедными, здоровыми и немощными. И даже теми, кто был отделен от общества. В «Записках из Мертвого дома» Федора Достоевского есть трогательное описание приготовления и празднования Рождества на каторге.

«Наступал праздник рождества Христова. Арестанты ожидали его с какою-то торжественностью, и, глядя на них, я тоже стал ожидать чего-то необыкновенного …

Уважение к торжественному дню переходило у арестантов даже в какую-то форменность; немногие гуляли; все были серьезны и как будто чем-то заняты, хотя у многих совсем почти не было дела. Но и праздные и гуляки старались сохранять в себе какую-то важность... Смех как будто был запрещен. Вообще настроение дошло до какой-то щепетильности и раздражительной нетерпимости, и кто нарушал общий тон, хоть бы невзначай, того осаживали с криком и бранью и сердились на него как будто за неуважение к самому празднику.

Это настроение арестантов было замечательно, даже трогательно. Кроме врожденного благоговения к великому дню, арестант бессознательно ощущал, что он этим соблюдением праздника как будто соприкасается со всем миром, что не совсем же он, стало быть, отверженец, погибший человек, ломоть отрезанный, что и в остроге то же, что у людей. Они это чувствовали; это было видно и понятно».

Чтобы встретить Великий праздник в полноте, нужна внутренняя готовность к Встрече. Внимание к собственной душе. Действенная христианская подготовка к Рождеству Христову, утвержденная самой Церковью – пост. Рождественский пост, как и всякий другой, - это понуждение себя к примирению, воздержанию, милосердию, молчанию, смирению…

Не смог понудить себя за несколько недель декабря, остается еще неделя января. Не так мало. Однако для многих постящихся именно эта неделя – самая сложная. Ведь наступление нового года большинство россиян празднует по григорианскому стилю, а Рождество, разумеется, – по юлианскому. Вот и получается, что на последнюю, самую строгую и такую важную для внутренней подготовки к Празднику неделю поста, выпадает новое испытание – коллеги, друзья, родственники приглашают в гости. И, от человека требуется особое внимание, чтобы, с одной стороны, проявить почтение и любовь к ближним, а с другой – сдержать себя не только за столом, но и в слове, мысли и чувстве.

Большая поддержка в этом деле – появившаяся в последние годы возможность ежедневного участия в Литургии и вечерней службе. В первую неделю января ведь многие не работают. Во время службы сознание и чувства приходят в порядок, сосредотачиваются на мысли о грядущем в мир Спасителе. Есть возможность поучаствовать в подготовке, украшении храма к Святкам. Здесь, за церковной оградой – лучшее место для подготовки к Встрече с Богомладенцем Христом. И здесь же, уже начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене слышится:

«Христос раждается, славите,
Христос с небес, срящите.
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Ольга, прихожанка храма Ксении Петербургской

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество.
Ну, что же... Не поймешь чего - подскажет сердце…
И.С. Шмелев "Рождество"

Вот уже в церкви мы слышим первые предвестники Рождества: на утрени начинают петь "Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите…". Сердце наполняется радостью - скоро Рождество Христово.

Воскресная школа. Изготовление поделок к Рождеству

"Христос с небес - срящите", а значит - встречайте. В ожидании этой самой встречи с Младенцем Христом и проходит время Рождественского поста. Именно эта встреча и есть главный смысл праздника. Но как часто за суетой подготовки, за так называемыми предрождественскими хлопотами, приготовлением праздничных блюд, украшением дома, приобретением подарков теряется истинный смысл праздника! Зачастую в доме, где встречают Рождество, есть все, что положено на праздник: жареный гусь, елка, мишура, подарки, но… нет Самого Христа!

Многие из нас выросли в семьях, в которых Рождество не праздновали, нет семейных традиций и опыта проведения праздника в собственном доме, с детьми. Конечно, можно пойти с детьми на рождественские елки, их сейчас много: и в воскресных школах, и в просветительских центрах. Там будут рождественские представления, вертеп, елка, игры, песни-колядки, подарки. Это здорово, что есть такая возможность, и на такие мероприятия ходить с детьми очень даже нужно. Но все же самый незабываемый рождественский праздник лучше всего устроить дома, среди родных и друзей. Впечатления остаются на всю жизнь. Теплота и любовь будут согревать сердца долгие годы. Совсем не обязательны при этом пышные застолья и большие траты, можно малыми средствами, руководствуясь любовью и фантазией, сделать встречу Рождества чудесным праздником для своих близких, для детей и взрослых. И прежде всего надо помнить о цели празднования нами Рождества Господа нашего Иисуса Христа: не просто встреча с Богомладенцем, но принятие Его в свое сердце и дальнейшее неотступное следование за Ним.

У И.С. Шмелева сказано: "Наше Рождество подходит издалека. Тихо". Так и мы начинаем подготовку к встрече заранее. С 28 ноября начинается Рождественский пост - время сложное и радостное. Сложное, потому что пост для православного христианина - время обострения страстей, с которыми мы боремся, впереди много хлопот, страна празднует Новый год, надо успеть очень многое сделать к празднику: купить или изготовить подарки друзьям, родным, приобрести продукты, украсить дом. А радостное, потому что нашу дорогу к Рождеству уже освещает та самая Вифлеемская звезда, за которой две тысячи лет назад шли волхвы с Востока, преодолевая многие километры пустыни.

Первым шагом в подготовке к Рождеству с детьми может стать изготовление календаря Рождественского поста или календаря с двигающейся Вифлеемской звездой, которая день за днем будет приближать нас к празднику.

Этот календарь может быть самым простым: на большом листе нарисуйте дорогу, по сторонам которой будут числа-даты; можно выделить наиболее значимые праздники - день свт. Николая Чудотворца, Введение во Храм Пресвятой Богородицы; а в конце пути разместите маленькую иконку Рождества (из открытки или журнала) и Звезду. По дорожке двигается бумажный ангелочек (можно придумать любую сложную конструкцию, у нас он просто крепился булавкой) и показывает, сколько дней осталось до Рождества. В нашем календаре с одной стороны от дороги написаны добродетели, а с другой - дурные качества. Обсуждая с сынишкой его поведение в течение дня, мы приклеивали вырезанные из бумаги елочки напротив той или иной добродетели или порока соотвественно, ну а чем ближе Рождество, тем гуще должен становиться лес со стороны добродетелей. И если не так, то это повод задуматься и измениться, пока еще есть время. Взяв подобный календарь за идею, вы можете изобрести свой вариант, как удобней и интересней именно вашему ребенку. Начало подготовки к Рождеству с такого календаря может стать в вашей семье одной из традиций, которую дети смогут передать своим детям. Мне кажется, такой календарь и нам, взрослым не помешает...

На Рождество есть замечательная традиция - устанавливать рождественский вертеп или даже устраивать целое вертепное представление.

Рождественский вертеп - это воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.), кроме иконописи. Вертеп бывает статичный (вертепная композиция) с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. А также рождественский вертеп - это вертепный театр: рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Такие представления были распространены преимущественно на территории Польши, Украины, Белоруссии, а также в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик (его еще называли батлейка), в котором показывается кукольное представление.

Сделать с детьми самый простой статичный вертеп совсем несложно. Все зависит от фантазии и времени. За основу можно взять простую коробку. Маленькая иконочка Рождества, фигурки из пластилина, бумаги или любых других подручных материалов, мишура для украшения - вот все, что нужно. Дети испытывают настоящий восторг, когда из "всякого хлама" получается фигурка для вертепа: только что это был просто капроновый носок, набитый синтепоном, а теперь это уже важный мудрец Мельхиор, который несет золото в дар Младенцу!

Можно сделать вертеп один раз и потом каждый год устанавливать его, так же как мы устанавливаем искусственную елку. Это просто, и не надо каждый раз тратить время. Но намного интереснее и полезнее в педагогическом плане делать простой вертеп, но каждый год, и каждый раз - немного разный. Растут дети - изменяется сложность вертепной композиции. Изготавливая вертеп совместно с детьми, можно рассказывать им о событии Рождества, о волхвах-мудрецах, пастухах и Ангелах…

Делать надо не спеша, когда есть время, но обязательно сопровождать рассказом.

В православной традиции не принято делать фигуры Святого семейства. Для изображения Девы Марии, святого Иосифа и Младенца используют икону Рождества. А вот для изготовления остальных персонажей: вола и осла, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием, пастухов с овцами, трех волхвов, Ангелов - можно использовать любые подручные материалы в зависимости от желания и фантазии.

Только не спешите класть в вертеп икону с изображением Младенца: пусть она появится в вашем вертепе в Рождественскую ночь.

Можно в праздник проиграть сценку и рассказать о Рождестве Спасителя с куклами статичного вертепа. А можно сделать настоящее вертепное представление, используя вертепный ящик с прорезями и куклы на палочках.

Изготовить вертепный ящик также несложно: нужно взять плотные большие коробки. Сценарий традиционный - "Смерть Царя Ирода" или адаптированная детская рождественская история. Хороши вариации истории про пальму, елочку и оливу. Вариантов очень много. Можно сочинить свою добрую рождественскую сказку и проиграть ее в вашем вертепе.

В этом году мы будем пробовать дома сделать теневой вертеп - вертепное представление "театра теней". Без чего еще не проходит Рождество в нашем доме?

Вот уже несколько лет я пеку расписные рождественские пряники-козули.

Процесс их изготовления трудоемкий. Сахар сначала надо пережечь на сковороде, потом добавить необходимые продукты и ароматные пряности и специи, вырезать в виде различных фигур, а после выпечки расписать глазурью. Но глаза боятся, а руки делают. Дети будут очень вам благодарны за подаренную сказку!

Как не вспомнить и о традиции христославов - хождения в праздник Рождества по домам с пением рождественских песнопений! Начинали раньше обычно с церковного песнопения "Христос рождается, славите" (отсюда и название). Хозяева давали христославам угощения. Если вы и ваши детки обладаете музыкальным слухом, и даже если не обладаете, включите в вашу домашнюю подготовку к празднику репетиции рождественских песен ("Рождество Христово, Ангел прилетел", "Небо и земля ныне торжествуют", "Ночь тиха над Палестиной" и др.). Можно просто ставить диск с рождественскими песнями и петь вместе с детьми, а на Святках смело посещать родных и знакомых: "И в нестройном детском хоре так таинственна, чиста, так отрадна весть святая о рождении Христа…" (А. Коринфский "Христославы").

Рождество на Руси всегда было временем для дел милосердия. Мы можем сказать: ну какая от нас помощь, или какие дела милосердия могут делать наши маленькие дети? Но просто оглянитесь вокруг. Можно начать с самого малого: кормления птиц, кошечек. Это тоже доброе дело - заботиться о малых творениях Божиих. Наверняка, в вашем доме есть одинокие бабушки и дедушки - сделайте им подарки. Пусть ребенок приготовит подарок своими руками, а в Рождество вместе поздравите и споете Рождественскую песню-колядку. Можно ведь, даже не выходя из дома, послужить ближнему. Сейчас для этого есть масса возможностей: например, вот такой проект "Старость в радость", где пишут письма одиноким людям . Если у вас появится искреннее желание помогать людям во славу Божию, то, я уверена, Господь поможет и подскажет, как это сделать.

Пусть дела милосердия, маленькие рождественские чудеса, которые мы можем дарить другим людям, неся им свои тепло и любовь, и в вашей семье станут главной рождественской традицией, передающейся из поколения в поколение. Тогда мы сможем сказать, что встреча, к которой мы так долго готовились и которую ждали, действительно состоялась. "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:35-36).

В одних семьях есть свои давние традиции подготовки и празднования Рождества Христова, в других эти традиции только появляются. Непередаваемая атмосфера праздника складывается как из глобальных, так и из мелких деталей: жестов, взглядов, интонаций. Очень важно, чтобы рождественские традиции, соблюдаемые в той или иной семье, не были формальностью, а имели наполнение живой верой к Богу, Который есть Любовь. И тогда свет Рождественской звезды, осиявший ребенка в детстве, навсегда останется в сердце маленького человека и будет освещать его жизненный путь.

Наталья Куликова,
мама двух детей,
преподаватель воскресной школы церкви св. вмч. Пантелеимона г. Пушкин Ленинградской обл.

Фото: Наталья Куликова, Татьяна Балашова



Наш земной мир ведет отсчет своего времени от величайшего события всемирного и космического масштаба, когда Творец стал Творением, то есть Бог стал Человеком. Новый год от Рождества Христова еще раз напоминает нам о событии Рождения Спасителя, которое крайне важно для каждого из нас.

Подготовка к Рождеству
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Рождественский пост - это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Приближается великий и спасительный праздник - Рождество Христово. Это особенный день, и рождественские службы, включая ночную Божественную литургию, тоже особенные. О том, как настроить себя на праздничные службы, мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

– Православное богослужение – настоящий кладезь Божественной и человеческой мудрости, поэзии, благодати Божией. И если человек готовится к встрече Рождества Христова, часто бывает в храме, то богослужения очень сильно помогают ему и держать пост, и достойно встретить святой день Рождества.

В церковном богослужении нет ничего лишнего, случайного, каждое слово, каждая буква выверены веками. Задолго до самого праздника, уже со дня Введения в храм Пресвятой Богородицы, Церковь начинает готовить нас к величайшему событию – рождению Христа Спасителя. Уже поются ирмосы Рождественского канона, к обычным стихирам и тропарям добавляются предпраздничные Рождественские стихиры. И так в каждый праздничный день Рождественского поста.

Со 2 января начинается предпраздничество, и уже всё богослужение проникнуто идеей приближающегося рождения Миссии. Поется дивное ключевое песнопение: «Готовься, Вифлеем, отверзи врата всем, Едем». Звучат другие церковные песни и тексты, приоткрывающие людям тайну рождения Христа Спасителя. Они не могут оставить никого равнодушным, и если быть на богослужении внимательным и пропускать всё через сердце, то обязательно появится то самое предпраздничное настроение, та радость ожидания чуда, которыми в эти дни живет весь христианский мир. Поэтому я всем советую в эти дни как можно чаще ходить в храм, церковные службы для верующего человека должны быть на первом месте. Если же это место занимают предпраздничные заботы, покупки подарков, другие «житейские попечения», смысл предстоящего праздника останется недоступным.

Вникнуть в содержание праздничных служб помогут также богослужебные книги, они доступны всем. Посоветуйтесь со священником, что он вам порекомендует, то и читайте, и обязательно найдете в этой литературе настоящие жемчужины православного богослужения.

– Многие прихожане стремятся побывать на ночной рождественской службе, причаститься на праздничной Литургии. Как подготовиться к ней? И откуда пошла эта благочестивая традиция?

– Ночные богослужения – это многовековая церковная традиция, и в древности всенощная служилась регулярно. Уже по ее названию ясно, что эта служба начинается поздно вечером и продолжается всю ночь до рассвета. Сегодня прихожанам, обремененным многими мирскими заботами, даже раз в неделю принять участие во всенощном бдении не под силу. Поэтому Церковь, снисходя к немощам духовенства и мирян, предлагает совершать отдельно вечерние и утренние богослужения. Но все-таки, следуя древней традиции, в Рождество, на Пасху и на Богоявление в храмах совершаются ночные службы. Для прихожан это большое утешение, для детей и подростков – проверка на взрослость. Многие верующие люди с большим благоговением и радостью ждут ночную службу, готовятся к Причастию, заранее исповедуются, молятся. Давно замечено, что участие в ночном праздничном богослужении, которое длится несколько часов, дает невероятные силы, духовный подъем, окрыляет человека. Получив хотя бы раз такой опыт, человек потом всегда будет к нему стремиться.

– Во всех ли храмах Покровской епархии будет проходить ночная служба в Рождество?

– Во всех больших сельских и городских приходах, где есть постоянно проживающий священник, обязательно совершается ночное праздничное богослужение. В отдаленных селах, куда батюшки приезжают из других мест, праздничная служба пройдет 7 января ранним утром. Эта проблема связана только с нехваткой духовенства.

– Для священников праздничные службы, вероятно, тоже большая нагрузка, гораздо большая, чем для прихожан. Как Вам удается преодолевать усталость, сохраняя благостное и радостное настроение? Поделитесь, пожалуйста, опытом.

– Когда человек отдает своим ближним, а тем более Господу частицу своего сердца, то получает в ответ такое же действие. Вспомните евангельскую притчу о блудном сыне. Как только сын стал возвращаться к своему родителю, отец первым выбежал ему навстречу, обнял его, возвел в прежнее сыновнее достоинство. Нечто подобное происходит и в нашей повседневной жизни. Как только человек обращается к Богу, делает над собой хотя бы небольшое усилие и ради Христа готов потрудиться, потерпеть, побольше помолиться, Господь на это обязательно отвечает, дает человеку силы, укрепляет его.

Что касается духовенства, то у священников есть определенный опыт богослужебной жизни, привычка к долгим службам. Но прежде всего это Божественная благодать, которая и помогает, и утешает. Когда я только начинал свою церковную жизнь, был в монастыре послушником, монахом, то приходилось трудиться на службе всю ночь, а утром, вместо отдыха, готовиться к следующему богослужению. Следом шла праздничная служба, торжественная трапеза, какие-то мероприятия – и сил хватало на всё, Господь укреплял. Когда стал настоятелем, а потом архиереем, стало еще сложнее, потому что к физическим нагрузкам прибавился и груз ответственности. Но, повторюсь, Господь не оставляет нас, Он всегда дает силы. И когда видишь в храме маленьких детей, отстоявших со взрослыми всю службу, людей с радостными лицами, собранных ради великого счастья служения Богу, какая может быть усталость? Поэтому всем советую сделать над собой усилие и как можно чаще бывать в храме на праздничных богослужениях. Только через Церковь мы приобщаемся к благодатным дарам Божиим, получаем через них укрепление наших телесных и духовных сил.

– Владыка, какими будут Ваши пожелания тем, кто готовится к встрече великого события – Рождества Христова?

Беседовала Ольга Стрелкова