Почему так важно воспитывать в ребенке доброту? Детская доброта: как воспитать ребенка добрым Как воспитать в детях доброту и милосердие.

Церковные праздники

Воспитание ребенка – сложный, многогранный процесс, начинающийся, по мнению психологов, еще в утробе матери и не прекращающийся на протяжении всей жизни. Роль родителей или взрослых, занимающихся воспитанием ребенка сложно переоценить, ведь от того, какими методами, способами, примерами малыш будет познавать основы поведения, морали, норм закона, во многом зависит результат.

Одним из самых распространенных вопросов среди молодых родителей является способ воспитания доброй личности. Как вырастить малыша добрым, отзывчивым, милосердным? Что сделать, чтобы на протяжении жизни он хотел нести светлое в этот мир, мог найти свое место, обзавестись хорошими друзьями, стать счастливым?

Что такое хорошо, а что такое плохо…

Начиная разговор о воспитании доброго ребенка, необходимо в первую очередь определить, а что для вас есть доброта. Для каждого отдельного человека, определение слова «добро» может иметь свой оттенок, содержать в себя чувства, эмоции, действия, направленные на абсолютно разные сферы жизни. Одни считают добрым человека, готового прийти на помощь любому живому существу, другие – воспитанного и вежливого мужчину или женщину, всегда соответствующего принятым нормам закона и морали. Для третьих, добрый человек должен быть щедрым и понимающим. Многие не могут четко ответить на этот вопрос, считая, что каждое из указанных качеств должно присутствовать у ребенка, а в дополнение умение быть благодарным.

На самом деле, добрый человек – не набор качеств и моделей поведения. Это внутреннее состояние человека, потребность помогать близким, поддерживать справедливость, быть сильным, смелым, щедрым и т. д. Первым шагом к пониманию основ воспитания доброго человека становится четкое понимание со стороны родителей того идеала, к которому они будут стремиться.

Составив список необходимых качеств, может показаться, что воспитать малыша добрым – непосильная задача, но на самом деле, все гораздо проще. Воспитание – процесс, происходящий не только благодаря методикам, но и сам по себе. Дети учатся каждый день, впитывая в себя разнообразную информацию, связанную с моделями поведения, копируя своих родителей. В силах каждого взрослого помочь своему ребенку понять полученную информацию правильно, развить добрые качества.

Хорошо, в дополнение к желаемым качествам, иметь под рукой список нежелательных проявлений, чтобы вовремя корректировать их проявления. Так, благодаря простым размышлениям вы сможете понять, каким путем нужно идти, на что обратить внимание.

Воспитание доброго человека: правила и особенности

Чтобы процесс воспитания ребенка не казался непосильной ношей, нужно понять, что кроха учится новому постоянно: каждый день, час, минуту. Изо дня в день, карапуз сталкивается с различными ситуациями, лучше понимает ваши действия, копирует поведение.

Большое влияние на развитие основных внутренних качеств ребенка имеют:

  • Познавательная деятельность, сюжетные и ролевые игры. Через изучение предметов, игру, фантазию малыш изучает мир, выстраивает логические связи между событиями, воспринимает разные уровни информации. Через игру очень легко наглядно объяснить малышу правила поведения, сложные для объяснения понятия. Просто возьмите в руки кукол или мягких зверей и проиграйте нужную ситуацию. Наблюдая со стороны, непосредственно руководя действиями игрушек, малыш быстро поймет многие сложные понятия;
  • Книги и мультфильмы. Наглядность – легкий способ объяснить. Через книгу и мультипликацию можно обучать малыша, обсуждать с ним поведение героев, их порывы и мысли;
  • Доверительная беседа. Мама и папа – самые близкие люди для ребенка, которым в раннем возрасте он безоговорочно доверяет. Старайтесь не потерять этого доверия. От вас требуется честность, уважение к ребенку, безоговорочная любовь. Когда между малышом и взрослым существуют теплые отношения, словом можно влиять на восприятие ребенком жизни, правил поведения, формировать в нем добрые качества.
  • Наблюдение и восприятие. Еще одним фактором, влияющим на зарождение в ребенке добрых или негативных качеств – его окружение. Дети смотрят на мир, широко раскрыв глаза. То, что взрослые не замечают, карапуз запоминает и может принять за норму. Невозможно пройти путь от рождения до взрослой жизни рядом со своим карапузом и не столкнуться с влиянием окружения. Хорошо, если вы сможете вовремя заметить нежелательные изменения, постараетесь изменить их. Своевременная коррекция поведения – результат внимательного отношения родителей к своему чаду, шаг к воспитанию доброго человека.

Через указанные способы получения информации малыш выстраивает свое мироощущение, понимает важность доброты, постигает основы общения с другими людьми.

Но не стоит полагаться только на обозначенные способы. Одним из важных условий формирования целостного понимания добра, как необходимого элемента для жизни является соблюдение нескольких условий:

  • Однозначность со стороны родителей. Если взрослый учит ребенка, что быть милосердным хорошо, то он сам, в первую очередь, должен обладать этим качеством. Любое качество, которое вы хотите вырастить в своем карапузе должно присутствовать в вас. Поступки родителей, их слова, мысли, произносимые в присутствии ребенка, должны соответствовать той моральной позиции, которую вы транслируете;
  • Мультики, книги, передачи, доступные для просмотра ребенку, должны содержать правильный посыл: иметь мораль, не содержать сцен агрессии, насилия, «неправильного» поведения. Старайтесь контролировать контент, доступный вашему ребенку, предварительно просматривать его, подбирать исходя из возраста вашего крохи;
  • Малыш должен получать информацию об интересующих его вопросах морали своевременно. Если ребенок спрашивает вас о каком-либо событии, действии, фразе не стоит откладывать разговор на потом. Вопрос, заданный малышом, требует ответа в соответствии с его возрастом, должен быть дан сразу. Не используйте фраз «ты еще маленький», «ты не поймешь», «подрастешь – узнаешь». Лучше подобать простые примеры, приблизительные образы, чем оставлять вопрос без ответа. Малыш не будет ждать обещанной беседы, он заполнит пробел собственными размышлениями и наблюдениями и не факт, что они будут верными.

Основы воспитания доброго человека

Каким бы маленьким не был ваш ребенок, он уже многогранный человек, обладающий индивидуальностью. Воспитывая ребенка, следует учитывать особенности вашего крохи, следить за его реакцией на педагогические приемы, подбирать технологии, подходящие вашему крохе.

Но несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют принципы, следуя которым вы создадите платформу для воспитания доброго человека. Чтобы кроха воспринял общепринятые моральные качества не только как должное, а и как необходимое, нужно воспитывать в нем:

  • Самостоятельность. Обладание умением обслужить собственные потребности, возможность делать выбор, нести ответственность за свои поступки позволяют ребенку принять собственное «Я», не бояться идти вперед, стремиться к успеху в любом начинании. Через осознание собственных возможностей, малыш сможет воспринять разнообразие мира как должное, ровно относиться ко всем людям, живым существам. Чувствуя свой успех и возможности, карапуз будет учиться радоваться не только своим победам, но и достижениям других людей;
  • Понимание запретов и их постоянства. Когда малыш познакомится и станет четко выполнять поставленные запреты, он поймет, что в жизни не все дозволено, станет опираться на мнение других, стремиться соответствовать некоторым стандартам;
  • Чувство справедливости. Через неотвратимость наказания, понятного и соразмерного поступку, благодаря четким нормам семейного устава, кроха будет чувствовать разницу между справедливым и нет. Сталкиваясь с моральным выбором, стараться оценивать происходящее, принимать честные решения;
  • Понимание того, что хорошо себя вести, быть добрым не обязанность, а норма. Старайтесь хвалить не поступок ребенка, а его порыв. Хорошо научить малыша радоваться не собственному действию, а его результату. Ведь важно, чтобы малыш почувствовал удовольствие от доброго дела, а не гордился собой;
  • Умение быть спокойным, уравновешенным, рассудительным. Научите своего карапуза смотреть на любую ситуацию с разных сторон, пытаться поставить себя на место другого человека, живого существа. Спрашивайте, как бы малыш чувствовал себя, если бы к нему относились так или иначе, как он считает нужно правильно себя вести. Умение воспринять чужую боль, осознать неправильность действий – путь к формированию доброй, милосердной, нежной личности;
  • Ценить себя, но не гордиться. Малыша нельзя сравнивать с другими детьми, чтобы он не чувствовал себя нелюбимым, но не стоит и преувеличивать незначительные заслуги. Восхищение должно вызывать действительно сложный для ребенка поступок. Обычные дела, соблюдение рамок действий – норма. Хорошо подчеркнуть в конце дня, что малыш сегодня молодец, хорошо себя вел, но не нужно после каждого нормального поступка восхвалять.

Эти простые элементы воспитания – базис, на котором легко выстроить мироощущение малыша, привить ему необходимость совершать добрые поступки. Чтобы стать добрым, милосердным, щедрым и т. д., у карапуза не должно быть собственных комплексов, жадности, зависти, злости.

Как объяснить, что добрым быть лучше

Не всегда легко донести до ребенка необходимость творить добрые поступки. Обычно в среднем или старшем дошкольном возрасте, карапуз озвучивает вопрос «А зачем быть добрым?». Малыш может апеллировать возможностями общения с точки зрения силы, дружбы – основанной на обмене и т. д. Не все родители знают, как объяснить необходимость вырабатывать добрые привычки.

Чтобы малышу был понятен смысл морально правильного поведения, следует рассказать ему несколько простых вещей:

  • Мир многогранен и каждый человек на планете следует общепринятым законам. Если бы все люди на планете стали бы жить, реализуя только свои желания, не стремились бы к добру и отрицали такие качества как милосердие, справедливость, искренность, вежливость, то в мире бы начался хаос, война;
  • Добро всегда остается добром, если сделано от чистого сердца. Чтобы поступок был действительно добрым, человек его совершающий должен взвесить все, оценить со всех сторон и сделать, если знает точно, что это правильно;
  • Любая правда лучше самой сладкой лжи. Честность, умение рассказать о своих ошибках – черта доброго человека. Ложь всегда открывается и малыш должен знать об этом с самых ранних лет;
  • Слабых нужно защищать не с позиции силы, а с позиции справедливости. Расскажите, что ребенок должен оценить ситуацию, поставить себя на место «слабого» и понять, хотел бы он, чтобы его защитили, позаботились о нем, помогли в сложной ситуации;
  • Делиться нужно не потому, что так просит мама, а чтобы постараться установить справедливость. Если у тебя есть 2 кофты, то отдай одну тому, у кого нет ни одной, не потому, что так нужно, а чтобы другой не замерз.

Простые, наглядные примеры доступны ребенку в среднем и старшем дошкольном возрасте, он примет ваши слова как данность. Для закрепления эффекта стоит рассказать, что добрый поступок всегда возвращается и если сегодня ты помог другому, то в другой раз кто-то поможет малышу.

Какие мультики и передачи можно смотреть

Подбор мультфильмов и передач для ребенка должен осуществляться взрослыми, особенно для детей дошкольного возраста. С рождения и до 7-ми лет формируется основа для будущего поведения ребенка и предлагаемые ему для просмотра видео- и аудиоматериалы должны соответствовать некоторым правилам:

  • Возраст. Мультфильм или видео должны быть предназначены для возраста вашего ребенка. Если предложить старшему ребенку мультик для карапузов, то предложение посмотреть взрослый мультфильм раньше обозначенного возраста может вызвать негативные последствия. В разном возрасте свои потребности в информации, способы ее обработки. Сцены, которые не вызовут у 6-7 летнего ребенка сильной реакции, могут перевозбудить, испугать ребенка 3-4 лет;
  • Простой сюжет, заканчивающийся в конце серии. Современная мультиндустрия выпускает большое количество разнообразных мультипликационных сериалов, которые из серии в серию обрываются на самом интересном месте. Психологи не рекомендуют такие мультики для просмотра. Увлекаясь просмотром быстроразвивающегося сюжета, карапуз погружается в нереальный мир и остро реагирует на ваши попытки прервать просмотр. Головной мозг требует узнать, чем закончилась история, а такие сериалы не дают возможности получить эту информацию на протяжении долгого времени;
  • Мораль. В каждом мультике или видеосюжете должна быть заложена мораль, которую нужно обсудить с ребенком после просмотра. Роль мультфильма в дошкольном и школьном возрасте – наглядное объяснение различных ситуации, правильного поведения, возможных результатов деятельности. Не рекомендуется давать малышу смотреть видео продукцию, пусть и веселую, и интересную, но не несущую морали.

Предлагая ребенку знакомиться с мультиками, старайтесь подбирать видео, соответствующее вашим моральным принципам. Видео не должно содержать сцен насилия, неоправданной злобы, нетерпимое поведение, отрицательный герой не должен вызывать умиления или теплых чувств со стороны ребенка.

Какие сказки читать

Правильный подбор литературы для чтения имеет свои правила. Чтобы прочитанная сказка понравилась ребенку, была им воспринята правильно, книги должны быть подобраны:

  • По-возрасту. Для ясельного возраста хорошо предложить народные сказки, для дошкольного – первые рассказы и истории, школьникам – рассказы о сверстниках, школе, путешествиях;
  • По сложности сюжетной линии. Для детей ясельного и дошкольного возраста желательно подбирать истории с простым, постепенно развивающимся сюжетом. Школьники начинают знакомиться с более сложными произведениями постепенно, количество сюжетных линий в одном произведении для младшей школы не должно превышать 3;
  • С точки зрения морали. Добро и зло в книге должны быть доступны к пониманию ребенка. Не рекомендуется предлагать малышу знакомиться с отрицательными героями, которые вызывают умиление. На протяжении сюжета должно четко прослеживаться стремление героя исправить ошибки, стать лучше;
  • По реалистичности и понятности иллюстраций. Чтобы легче донести сюжет и мораль произведения, необходимо выбирать книги, в которых хорошо проработаны иллюстрации. Животные должны быть похожи на реальных, изображения соответствовать написанному.

Домашняя библиотека – кладезь знаний. Отнеситесь к подбору книг с вниманием и выбранные экземпляры станут хорошими помощниками в воспитании доброго человека.

Отношения в семье

Беседы, мультики, книги – великолепные помощники в воспитании доброго человека, но главную роль играют сами родители и их пример поведения. Мама и папа – авторитет для ребенка, пример для подражания, чтобы ваши стремления реализовались, постарайтесь следовать некоторым советам:

  • Следите за собственной речью. Все, что вы говорите в присутствии ребенка, он понимает и воспринимает как правду. Сказанное в сердцах грубое слово, высказанное мнение могут нарушить целостность картины у малыша, вызвать сомнения в правильности сказанного ранее;
  • Старайтесь поддерживать добрые, любящие отношения между взрослыми в семье. Даже, если случился разлад, не показывайте этого при карапузе. Малыш нуждается в постоянном лицезрении счастливых родителей. С вас он черпает пример, по которому будет выстраивать взаимоотношения с другими людьми, в своей семье;
  • Будьте внимательны к пожилым, слабым, немощным. Чтобы ребенок рос милосердным, добрым, отзывчивым, его родители должны научить его этому своим примером;
  • Следите за собой в общественных местах, выполняйте принятые нормы поведения и малыш, повторяя за вами, начнет вести себя правильно;
  • Всегда делайте то, о чем говорите. Не говорите того, что не планируете делать. Если взрослые в окружении ребенка честные, то и малыш будет стремиться следовать этому примеру;
  • Держите себя в руках в любой ситуации, не допускайте негативных всплесков. Если сдержать не получилось, извинитесь перед ребенком, расскажите, что вы боретесь со своими недостатками и глубоко сожалеете, что не смогли сдержать своего гнева. Не бойтесь показать малышу, что вы не идеальны. Старайтесь показать, что вы тоже стремитесь к идеалу.

Воспитание доброго человека – не дело одного дня или недели. Взращивание необходимости делать хорошие поступки длится на протяжении всей жизни. В ваших силах помочь понять, зачем нужно быть добрым, показать основы добра, научить отличать его от зла. Добрый человек легко идет по жизни, находит верных друзей, любовь, умеет радоваться чужим победам и сопереживать неудачам. Пусть будущая жизнь карапуза будет наполнена светом любви к миру. Для этого просто учите ребенка добру словом, делом, примером.

Как воспитать в ребёнке ДОБРОТУ «Воспитать в ребенке доброту» просто и одновременно нелегко, однако под силу каждому родителю. Само слово «доброта» имеет обобщенное понятие, точно также как и слово «счастье». Для одного человека забота о родителях является добротой, для другого добротой является щедрость к друзьям, для третьего чтото другое. Мы все разные. Исходя из этого, заботливому родителю, прежде всего, необходимо внести конкретику и для себя лично определить, что для него означает фраза «добрый человек». Ответственный и заботливый родитель так же должен понимать, что дети до пяти лет не делают того, что им объясняют на словах, а повторяют действия родителей. Однако следует помнить, что наступит момент, когда авторитетом для вашего ребенка станут сверстники и кумиры, а ваш авторитет может отойти на задний план, поэтому стоит приложить все усилия и самому соответствовать тем стандартам, которые вы воспитываете в своем ребенке. Каждый родитель, который преследует цель воспитать ребенка добрым, должен помнить, что не нужно поощрять детский эгоизм. Также не нужно ребенка приучать к постоянным подаркам, как к «откупу» того, что вы всегда заняты. Хуже всего, когда вручение подарка сопровождается следующими фразами: «Смотри, что мама тебе принесла! Мама тебя очень любит!» и др.. Если вы любите своего ребенка, то важно привить ему принцип: дарить подарки всегда приятнее, нежели получать. Привить этот принцип достаточно сложно. Если вы решите купить своему ребенку дорогую игрушку, то можно договориться с ним, что-то отдать другому ребенку: другу или ребенку из малообеспеченной семьи. При этом очень важно, чтобы игрушку, которую ему предстоит отдать, он выбирал сам. Данный принцип работает всегда беспроигрышно. К новой одежде можно также применить этот принцип. В ребенке также важно вложить любовь к добрым поступкам. Например, если вы ему покупаете конфеты, фрукты или другие сладости, то договоритесь с ребенком, что он поделится ими с теми детками, с кем будет играть в группе, во дворе. Важно, чтобы между вами и ребенком было общение. Придумывайте и рассказывайте ребенку сказки и истории о добрых людях, о том, что существует в мире такой закон «что посеет человек, то и соберет». Чтобы воспитать в ребенке ДОБРОТУ Важно принимать участие в жизни ребенка, познавать вместе с ним окружающий мир и существующие в нем законы. Посейте в своем ребенке любовь и через время вы будете пожинать порядочного, доброго и честного человека и сможете им гордиться до старости! «Точка, точка, запятая, Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик, Появился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки уведут его, Как он будет жить на свете, Мы за это не в ответе, Мы его нарисовали Только и всего. Что вы, что вы, это важно, Чтобы вырос он отважным, Чтобы мог найти дорогу, Рассчитать разбег. Это трудно, это сложно, Но иначе невозможно, Только так из человечка Выйдет человек. Впрочем, знают даже дети, Как прожить на белом свете, Легче этого вопроса нету ничего. Просто надо быть правдивым, Благородным, справедливым, Умным, честным, сильным, добрым, Только и всего… Как всё просто удается На словах и на бумаге, Как легко на гладкой карте Стрелку начертить. А потом идти придётся Через горы и овраги, Так что прежде, человечка, Надо выучить ходить».

Земной шар населяют примерно 6,5 миллиардов человек, каждый из которых был рожден женщиной и воспитан кем-то (лучше или хуже в зависимости от многих факторов). И, естественно, можно предположить, что ни одна мать не желала своему ребенку (даже если ей пришлось отказаться от него) стать наркоманом, алкоголиком, эгоистом, грубияном, бандитом, вором или просто безответственным человеком. При этом факт остается фактом, что окружающий нас мир наводнен подобного рода людьми. Молодые родители сегодня с ужасом наблюдают за “современной молодежью” – своевольной, не уважительной к пожилому возрасту, гордой, непослушной родителям, ценящей только деньги, но не умеющей работать. И любящая мама задает себе вопрос: “Как воспитать ребенка хорошим человеком? Как воспитать ребенка добрым?

Воспитание доброты ” – простое и одновременно нелегкое дело. И все же оно под силу каждому из нас. Нужно только приложить усилия.

1. “Доброта” – понятие обобщенное, так же, как и понятие “счастье”. Один счастлив, став отцом, другой – купив 3-х комнатную квартиру, третий – забравшись на Эверест. Один человек называет добрым того, кто заботится о родителях, другой – того, кто щедр по отношению к друзьям, третий – того, кто делает из своей квартиры приют для бездомных кошек и собак. Все разные, у всех свои критерии и границы. Поэтому первое, что нужно сделать заботливому родителю – это внести конкретику и определить лично для себя, что в его понимании означает выражение “добрый человек”. Важно записывать свои умозаключения, это будет хорошей памяткой.

2. Каждый ответственный родитель должен знать одну простую истину: дети в маленьком возрасте (примерно от 1 до 5 лет) делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Этот период хорош тем, что родители являются абсолютным и неоспоримым авторитетом для своих малышей и могут максимально повлиять на их поведение и воспитание в целом. Поэтому второе, что вам необходимо делать – это стать “эталоном доброты” для своего ребенка в соответствии со своей памяткой (см. п.1). Помните, что так будет не всегда (грядет время, когда ваш авторитет подвергнется сильному давлению со стороны сверстников и кумиров), поэтому приложите все усилия, чтобы самому соответствовать тем стандартам, к которым вы ведете своего ребенка.

3. Любящему родителю, который преследует цель воспитание доброты у своего чада, важно научиться не поощрять детский эгоизм, который является отличительной чертой каждого ребенка. Не стоит приучать ребенка к постоянным подаркам. Этот “больной синдром” часто проявляется у тех пап и мам, которые редко видят своего ребенка по причине чрезмерной занятости собственной работой, и пытаются компенсировать это дорогими сюрпризами, сопровождая вручение подарка следующими восклицаниями “Смотри, что тебе мама купила! Мама любит своего пупсика!” или “Милочка, папа купил тебе большую куклу! Беги скорее, поцелуй папочку!”.

5. Общайтесь с ребенком. Рассказывайте ему придуманные Вами сказки о добрых людях, а также истории о том, что в мире существует замечательный закон “что человек сеет, то он и пожинает”. Воспитание доброты требует вашего прямого участия в жизни ребенка, его познания окружающего мира и существующих в нем законов.

Сейте в свое чадо любовь и время, и вы пожнете доброго, порядочного и честного человека, которым будете гордиться до самой старости!

Как воспитать в ребенке доброе отношение к людям

Автор Алеся Лопатина

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Сущность доброты – способность сопереживать и делится. Есть ли она у детей?

Далеко не все дети 2-3 лет замечают, что кому-то нужна помощь. А те, кто замечают, редко пытаются повлиять на ситуации. Если родители не учат детей замечать проблемы других и помогать им, способности к доброте, сочувствию и сопереживанию так и останутся у детей неразвитыми. Одни в упор не увидят переживаний своих товарищей, другие – заметят, но не подойдут, а некоторые даже посмеются над своими друзьями. И только некоторые пытаются помочь, утешить, приласкать.

Если все родители будут воспитывать в детях доброту, наше общество очень быстро изменится в лучшую сторону. Но многие родители думают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет в жизни. По мнению многих, в нашем обществе процветает тот, кто умеет отстаивать свои интересы любой ценой. Такое мнение вредно и для психики детей и для общества. Настоящие волевые качества не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, наоборот, предопределяются ими. Воспитать доброту и чуткость, так же важно, как ответственность и силу воли. Если вы, конечно, не мечтаете, чтобы ваш ребенок стал жестоким эгоистом.

Говорить о доброте с ребенком важно, как можно чаще. После сказки или мультфильма обсуждайте с ребенком все увиденное и прочитанное с точки зрения доброты.
o Какие были герои: добрые или злые?
o Нужно ли делиться с другими?
o Зачем нужны добрые дела?
o Почему добро побеждает зло?
o Как помочь людей добрее?
С самыми маленькими для разговора о доброте можно использовать любые детские стихи.

***
У меня есть киска Мурка.
Я играю с нею в жмурки,
Шерстку глажу, обнимаю,
Молочка ей наливаю.

***
Во дворе щенок скулил,
Кушать жалобно просил.
Я домой его взяла,
Я всю жизнь его ждала.

Главное, не только прочесть стихи, а обязательно поговорить с детьми на тему стихов.
o Кому помогали герои стихотворения?
o Почему они так поступали?

Еще более важно воспитание собственным добрым примером. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Воспитание доброты начинается с поощрения за добрый поступок.

Чаще говорите детям: «Какой молодец, что ты поделился со мной. Спасибо за игрушку, мне она очень нравится. Ты очень добрый!» Учите ребенка доброте ненавязчиво, но постоянно: «Не жалей игрушки, играй вместе. Вместе интереснее. Не обижай, мальчика. Ему будет плохо. Видишь, девочка плачет, давай успокоим ее. Тебе же легче, когда тебя успокаивают?» Таких уроков потребуется много. И начинать их надо с первых дней жизни ребенка.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Иногда маленьким детям приписывают природный эгоизм, но в раннем возрасте, ребенок часто не сознает, что его товарищи испытывают такие же чувства, как и он сам. Задача родителей – помочь ребенку понять это.

Благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем семейного тепла, которое начинается с формирования качества с самого главного качества, создающее это тепло – с доброты, с конкретных и ежедневных проявления этого качества в жизни детей и взрослых.


Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, - это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок - это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по идеального ребёнка - быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка - это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание - это не о том, чтобы быть уверенным, что . Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия - это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей - научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок - это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от - это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание - это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Все люди любят, когда к ним относятся по-доброму. Но всегда ли родители своевременно задаются вопросом, как воспитать доброго ребенка? Получается, что многие начинают беспокоиться, когда видят, что малыш пытается отобрать игрушки у ровесников, ревниво прижимая к груди свои. Или еще позже, когда наблюдают проявления агрессии по отношению к детям в школе, жестокое обращение с животными и т.д.

С какого возраста надо воспитывать в ребенке доброту?

Психологи уверяют, что с самого рождения. Нужно окружить малыша добротой, погрузить его в спокойную, полную любви и заботы друг о друге обстановку. Часто молодые мамы не подпускают к младенцам пап, боясь, что они не справятся с купанием малышей, не смогут укачать их перед сном. Одна пожилая женщина сказала простую истину: «Мужчины любят детей через руки». Если малышом будет заниматься не только мать, а оба родителя, он получит в два раза больше добра и теплоты. Будучи совсем несмышленым, он не сможет этого оценить или осознать, но на уровне поймет, что мир вокруг безопасен, ему можно доверять.

Хорошо, если у ребенка есть братья и сестры, близкие ему по возрасту. Это во многом решит проблему, . Малышу проще будет объяснить, почему нужно делиться игрушками и сладостями, как правильно строить взаимоотношения с родными, как договариваться с ребятами, если мнения не совпадают. Лет с 3 он уже вполне готов воспринимать многие правила семейного быта и взаимодействия.

Конечно, все это будет действенным, если все домашние искренне и тепло общаются друг с другом. Нельзя воспитать доброго ребенка, если в доме царит грубость, насилие, цинизм. Дети сердцем чувствуют фальшь и не последуют советам родителей, которые сами не убеждены в том, что говорят.

Уроки добра для вашего ребенка

Как научить малыша быть добрым? Где взять положительные примеры?

  • Очень полезно читать книги вслух, а затем обсуждать прочитанное. Народные сказки могут дать ребенку первые представления о добре и зле, пробудить в его душе первые переживания и размышления о судьбах героев. А когда он станет старше и познакомится с детской Библией, то переосмыслит историю про Каина и Авеля и вновь задумается о вечных ценностях
  • С дошкольником вполне можно поговорить и о поступках, его собственных и других людей. Если он обидел кого-то, пусть даже не умышленно, стоит побеседовать с ним и помочь встать на место другого человека, которому сейчас больно или неприятно по его вине. Дети часто действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях. Ваша задача – научить их думать прежде, чем причинить кому-то неудобства или вред, будь то человек, животное или растение
  • Кругозор школьников позволяет им более осмысленно подходить к решению вопросов добра и зла. Они уже довольно зрело рассуждают о поступках товарищей, одобряя их или порицая. Но и здесь возможны «перекосы».

Однажды, придя в больницу навестить ребенка родственников, мы услышали, как рядом мальчик лет 12 с упоением рассказывал родителям, что девочка из соседней палаты, которую они с другими ребятами за что-то невзлюбили, в свой День рождения решила угостить их тортом. Вместо того чтобы поздравить ее, они кидались кусками этого торта, а ему удалось даже заснять это на видеокамеру мобильного телефона.

Очень больно было наблюдать за реакцией родителей этого мальчика: интеллигентные люди, видимо, сильно любящие своего сына, они испытали настоящий шок. И все же постарались поговорить с ним так, чтобы он мысленно поставил себя на место девочки, которая, как и он, находилась вдали от семьи, да еще в свой праздник. Ей было одиноко, и она попробовала наладить контакт с ребятами, а они так ее обидели.

Было видно, как на глазах менялось лицо мальчишки. Сначала он пробовал оправдываться:

– Ну, это же не я кидал, только снимал…

– Ты в этом участвовал, – жестко сказал ему отец. – Ты был на стороне тех, кто травил эту девочку, и ты только что одобрил поступок тех, кто так бессовестно себя повел. Это значит, что ты виноват не меньше, чем другие. А теперь представь, что завтра по палате будут летать твои вещи, а кто-то станет глумиться и снимать происходящее на телефон.

После этих слов мальчишка заплакал, но родители не стали его жалеть, хотя им это было не просто. Они пояснили, что если ввязался в некрасивую историю, то будь человеком – исправь то, что натворил. Успокоившись, мальчик отправился в палату уже не ухарцем-героем, а притихшим и повзрослевшим. И у нас было ясное ощущение того, что он постарается как-то загладить свой проступок, и уж во всяком случае, не повторит того, что сделал.

Самое большое безрассудство со стороны родителей – это попытка оправдать ребенка в любом случае, даже если он был жесток и несправедлив. Думая, что так они проявляют любовь и поддержку, на самом деле, поощряют вседозволенность. Доброта не может быть избирательной: этот человек мне нравится, и я буду к нему добр, а тот – нет, поэтому не стану с ним церемониться. Этот «хороший», а тот «плохой», этот «русский», а тот «неславянской наружности» и т.д. Прислушайтесь, это не ваши рассуждения повторяет сын или дочь?

Если вы действительно озабочены, как воспитать доброго ребенка, не будьте равнодушными, направляйте и корректируйте его жизненную позицию и сами будьте примером доброго отношения к людям.

P.S. После такой серьезной статьи можно немного улыбнуться!

Нет похожих статей.