План диспансеризации детей. Особенности детской диспансеризации

Другие поводы

Основной метод профилактики в педиатрии — диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей с рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время — до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация являются основной формой работы детских поликлиник.

Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, имеет ребенок.

Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения:

— Все дети в период новорожденности;

— Дети 1-го года жизни;

— Дети из групп риска;

— Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения;

— Дети, имеющие хронические заболевания. Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия:

1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;

2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска;

3) дообследование больных детей, нуждающихся в этом, с использованием всех современных методов диагностики;

4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.

Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. На каждого ребенка, подлежащего диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма № 030 / у) . Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей различных возрастов. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.

На этом этапе можно выявить патологии развития, скорректировать отставание, предотвратить формирование предпосылок для появления хронических патологий в школьном возрасте. Обязательная диспансеризация детей имеет некоторые особенности, в частности, ведется наблюдение за развитием нервной системы.

Особенности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Начиная рассматривать особенности детей дошкольного возраста 3-7 лет, стоит сказать, что именно в эти годы идет активное формирование нервной системы и всех основных органов. Возраст от трех до семи лет называют дошкольным периодом. После преодоления кризисного этапа ребенок меняется прямо на глазах. Он становится покладистым, сговорчивым, управляемым, и вы не нарадуетесь случившейся с ним перемене. Конечно, впереди еще много трудностей и конфликтов, непредсказуемых поступков и серьезных разногласий, но ясно одно: ваш несмышленыш превратился в самостоятельную личность. И эта метаморфоза требует от вас изменений в поведении и в отношении к ребенку.

Все меньше времени и хлопот занимает у вас физический уход за малышом, зато большее внимание стоит уделять его умственному и физическому развитию, знакомству с окружающим миром и взаимоотношениям с людьми. Ведь не зря этот период зовется дошкольным. Все особенности возраста от 3 до 7 лет заключаются в том, что малыш готовиться к серьезным физическим и умственным нагрузкам.

Через 3-4 года ребенок войдет в новую, школьную жизнь, в которой существуют свои правила, и законы и где он должен будет рассчитывать только на свои силы. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье, данное ему природой от рождения, и выпустить в самостоятельную жизнь закаленным морально и физически.

Где пройти диспансеризацию ребенком у детей дошкольного возраста

Диспансеризация детей дошкольного возраста является ведущим направлением с целью улучшения здоровья нации. Одной из основных особенностей отечественной медицины всегда было и остается ее профилактическое направление, означающее предупреждение заболеваний или выявление их на ранней стадии, когда они легко поддаются лечению. Этим требованиям отвечает комплекс мероприятий под названием «диспансеризация», включающий в себя систематические профилактические осмотры и коррекцию выявленных нарушений.

В 2002 году по приказу Министерства здравоохранения РФ была проведена всероссийская диспансеризация детей, выявившая удручающую картину: более 70% детей оказались нездоровыми и нуждающимися в медицинской помощи. Из больных детей вырастают больные взрослые, а проблемы со здоровьем станут настоящей преградой на пути профессионального становления и в личной жизни.

В последние годы проводилась всероссийская диспансеризация детей до 18 лет. Для каждой возрастной группы была предусмотрена своя программа диспансеризации, включающая врачебный осмотр (от 8 до 12 специалистов), лабораторные исследования, электрокардиографию, флюорографию и более серьезное обследование по показаниям. Диспансеризация проводилась в детских садах, школах, детских домах и интернатах, других детских учреждениях закрытого и открытого типов. Если ваш ребенок не посещает ни одно из детских учреждений, ответственность за прохождение диспансеризации возлагается на вас. Вы должны самостоятельно обратиться в поликлинику, где пройти диспансеризацию ребенком и получить необходимое обследование.

Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в 3 года в детском саду?

Здоровье ребенка надо беречь не только, когда он «лежит поперек лавки». Диспансеризация ребенка в 3 года - время плановой расширенной программы, когда ребенок подвергается подробному обследованию у специалистов. Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в это время - вопрос, на который есть только один правильный ответ. И он утвердительный. Нередко мамы избегают профилактических осмотров, мотивируя свое решение нежеланием «тратить время по пустякам: я и так знаю, что он здоров». И совершенно напрасно. Самостоятельно выявить сколиоз или плоскостопие вы не можете, а обнаруженная в подростковом возрасте, эта патология потребует более значительных усилий, моральных и материальных затрат, нежели в 3-4 года. Нежелание лечить кариозные молочные зубы («Зачем? Все равно выпадут») приведет к формированию очага хронической инфекции в организме.

Своевременная проверка остроты зрения у ребенка предупредит развитие близорукости. А какой маме придет в голову, что у ребенка «глазки видят плохо», ведь он на это не жалуется?!

Если «слабые места» детского организма будут выявлены в 3-4 года, у вас будет достаточно времени, чтобы до школы привести их в порядок. Так что не откладывайте диспансеризацию до последнего момента перед поступлением в школу. Она проводится в интересах вашего ребенка.

Если ваш ребенок не посещает ДДУ, где диспансеризация ребенка в детском саду проходит в плановом и обязательном порядке, найдите время для посещения поликлиники и необходимого обследования. Заранее узнайте расписание работы узких специалистов, которых необходимо посетить, и спланируйте «поход за здоровьем» с минимальной затратой времени. В некоторых поликлиниках, кроме «грудничкового» дня, выделен диспансерный день для детей старше года, когда все специалисты ведут прием в одно время. Это очень удобно, и за одно посещение вы сможете сдать необходимые анализы и пройти осмотр у всех врачей.

Эффективность, особенности и цель диспансеризации детей

Эффективность диспансеризации детей зависит от своевременности и полноты обследований. Для того, чтобы достичь поставленную цель диспансеризации детей, необходимо посетить всех, перечисленных далее врачей. Они знают особенности диспансеризации детей, на что стоит обратить пристальное внимание, даже если родителям кажется, что малыш полностью здоров.

Ортопед проверит осанку ребенка и наличие или отсутствие у него плоскостопия. Тут-то вы и поймете, почему ваш малыш не любит длительных прогулок и часто жалуется, что «ножки болят». А вам и в голову не приходило, что у него плоскостопие, думали, что просто устает к вечеру.

Хирург определит, нет ли у ребенка пупочной или паховой грыжи, на месте ли у мальчика яички, правильно ли развиваются половые органы.

Невропатолог даст оценку нервно-психическому состоянию, проверит рефлексы и достижения общего развития. Особое внимание невропатолог уделяет детям, перенесшим перинатальную энцефалопатию, внутричерепную гипертензию, фебрильные судороги.

Окулист проверит остроту зрения малыша. Ничего, что он еще не выучил буквы. Существуют специальные таблицы для маленьких, на которых изображены знакомые предметы: елочки, машинки, белочки и т. д. Многие современные малыши испытывают повышенную нагрузку на органы зрения из-за пристрастия к телевизору, компьютеру, из-за раннего обучения чтению и письму. Поэтому важно своевременно установить склонность к близорукости и найти на нее управу.

Стоматолог проверит состояние молочных зубов и объяснит, что молочные зубы, пораженные кариесом, надо лечить обязательно. Тогда постоянные зубы будут красивыми и здоровыми. Одновременно врач оценит состояние прикуса и при необходимости направит к ортодонту.

Отоларинголог проверит остроту слуха, оценит состояние носоглотки, выявит аденоиды, которые нарушают носовое дыхание и отрицательно сказываются на развитии умственной деятельности, и назначит лечение, способствующее сокращению аденоидной ткани. При необходимости предложит оперативное удаление аденоидов.

Закончится «диспансерный марафон» в кабинете у педиатра, который даст заключение о состоянии здоровья вашего ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию.

Диспансеризацию детей Минздрав РФ обещает сделать ежегодной, а это должно повысить качество здоровья наших детей.

Первый этап диспансеризации детей включает несколько взаимосвязанных периодов:

Первый период - антенатальная охрана плода, осуществляется участковой педиатрической службой в контакте с акушером-гинекологом женской консультации.

В этом периоде основной задачей является организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, которая должна осуществляться в виде постоянной информации, поступающей в детскую поликлинику, о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. Для этого применяют такие формы работы, как школа молодой матери и дородовые патронажи (в 28 и 32-36 недели беременности). Дородовый патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра. Педиатр проводит патронаж беременных с нормально протекающий беременностью на приеме в поликлинике, а при неблагоприятно протекающей беременности и отягощенном анамнезе на дому. Следует отметить, что при втором патронаже, проводящемся в 32-36 недель беременности, будущая мать должна получать необходимые сведения по уходу и организации условий жизни ребенка. Рождение здорового ребенка является в известной степени показателем эффективности и качества антенатальной профилактики.

Второй период - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой. Качественно важным моментом при этом должна стать оценка особенностей течения беременности и родов у матери, раннего постнатального онтогенеза, т.е. выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Уже при первом патронаже новорожденного можно в известной степени прогнозировать состояние здоровья ребенка и назначить соответствующие корригирующие и оздоравливающие мероприятия, в соответствии с состоянием здоровья ребенка и группой риска. При первом патронаже целесообразно также собирать генеалогический анамнез для того, чтобы проводить по показаниям своевременные лабораторные методы исследования. Задачи и цели динамического наблюдения за новорожденным заключаются в том, чтобы дать матери определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.

Третий период - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении 1-го года жизни. Следует помнить, что физическое и нервно-психическое развитие, а также уровень состояния здоровья ребенка в первые 3 месяца жизни могут быть показателем эффективности и качества наблюдения ним в периоде новорожденности. При оценке качества наблюдения в течение 1-го года жизни необходимо большое значение придавать комплексной оценке уровня развития и состояния здоровья в декретированные для ребенка этого периода жизни возрасты: 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач, делая заключение о состоянии здоровья ребенка в эти возрастные периоды, пишет этапный эпикриз, в котором отражает развитие и здоровье ребенка за прошедший период, оценивает уровень его физического развития, для чего пользуется местными стандартами определения гармоничности развития, важно оценить уровень нервно-психического развития. Решающее значение для оценки состояния здоровья имеет факт наличия или отсутствия заболеваний в момент обследования, а также частота и длительность острых заболеваний, перенесенных ребенком, в предыдущий квартал.

Кратность и длительность заболеваний косвенно отражают состояние реактивности организма ребенка.

Четвертый период - динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Такое наблюдение, как известно, проводит участковый педиатр в том случае, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, а воспитывается в семье. В возрасте 5-7 лет это обследование совмещают с комплексным осмотром перед поступлением в школу. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о необходимости проведения осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет с целью профилактики хронических заболеваний всеми врачами-специалистами: ЛОР, окулистом, хирургом-ортопедом, невропатологом, стоматологом, логопедом.

Для всех детей дошкольного возраста большое значение имеют комплексная оценка состояния здоровья. У детей 2-го и 3-го года жизни обязательно оценивают нервно-психическое развитие. Поскольку участковый врач ввиду ограниченности времени заниматься оценкой нервно-психического развития ребенка на приеме и поликлинике не может, эта функция возложена на медицинскую сестру кабинета здорового ребенка. Данные указанной оценки следует заносить в «Историю развития ребенка» с тем, чтобы врач на приеме, составляя свое комплексное заключение, мог бы учесть показатели нервно-психического развития ребенка. Таким образом, на протяжении первых 7 лет жизни ребенок находится под наблюдением участковой педиатрической службы и специалистов детской поликлиники.

Следует отметить, что состояние здоровья ребенка при поступлении в школу является показателем качества и эффективности такого наблюдения.

Детей, у которых выявляются отклонения в состоянии здоровья или заболевания в любом периоде, берут под дифференцированное наблюдение участкового врача или врача-специалиста. Для этого ребенку назначается необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, т. е. осуществляется третий этап диспансеризации.

Получив необходимые данные, участковый педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, которая дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента наблюдаемых детей в целом, чем только диагноз. Кроме того, она позволяет выделить «угрожаемый» контингент детей. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитывают:

§ наличие или отсутствие хронической (и том числе врожденной патологии;

§ функциональное состояние органов и систем;

§ резистентность и реактивность организма;

§ уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

В результате научных исследований, проведенных в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предложено 5 групп здоровья. К I группе относят здоровых детей; ко II группе - здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - хронически больных детей в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в профилактические, общеоздоровительные и воспитательные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии нуждаются в особом внимании педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, дают наибольший эффект по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливает врач индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции их берут под особый контроль. Врачебные назначения детям этой группы включают не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначает не только педиатр, но и врачи-специалисты.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся под диспансерным наблюдением у педиатра и соответствующих специалистов и должны получать необходимое лечение в зависимости от имеющейся у них патологии. Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет обеспечивать дифференцированное обслуживание контингентов детей и более рационально планировать медицинскую помощь.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья школьников предусматривает ежегодное проведение профилактических осмотров, которые проводятся поэтапно: первый этап - скрининговые исследования, второй этап - обследование детей, отобранных при помощи тестов; третий этап - обследование специалистами школьников, направленных врачом школы на консультацию. Эти принципы организации массовых медицинских осмотров обеспечивают не только повышение эффективности самих осмотров, но и совершенствование организационных подходов медицинского обслуживания учащихся. В частности, они способствуют повышению роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей; рациональному использованию рабочего времени врача школы и врачей-специалистов для дифференцированного контроля за состоянием здоровья школьников; более широкому проведению лечебно-профилактических мероприятий среди детей с начальными формами отклонений.

Всех детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, берут на диспансерный учет, и на каждого из них заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения». Кроме врача детского учреждения, эти дети наблюдаются врачами-специалистами поликлиники и участковыми педиатрами. Сроки их осмотров зависят от тяжести и течения патологического процесса.

В дошкольных учреждениях и школах силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР - органов, санация зубов, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой.

Врач школы совместно с администрацией и педагогами составляет комплексный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает организацию рационального учебного и трудового режима, питания, физического воспитания, проведение закаливающих процедур, выполнение санитарно-гигиенических требований. План обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы, а также заведующим детской поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа.

Большие задачи стоят перед персоналом дошкольных учреждений и школ по широкой пропаганде медицинских и педагогических знаний среди родителей, организации практической помощи семьям в решении задач физического воспитания детей, снижению заболеваемости. В этом плане особую важность имеет вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Важнейшее звено диспансеризации детского населения состоит в организации медицинских (профилактических) осмотров. В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:

Дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения;

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения;

Школьники.

Профилактические осмотры детей целесообразно проводить в форме трехэтапного скрининга:

I этап - доврачебный;

II этап - педиатрический;

III этап - специализированный.

На доврачебном этапе организуются лабораторно-инструментальные исследования, антропометрия, анкетирование, измерение артериального давления, остроты зрения, динамометрия.

На педиатрическом этапе проводится клинический осмотр педиатром с анализом данных доврачебного обследования и оценкой состояния здоровья ребенка. Для поступающих в школу, а также детей школьного возраста этот этап носит характер врачебно-педагогического. В его проведении с целью оценки психологического статуса, функциональной готовности и адаптации к обучению принимают участие педагоги и психологи. Результаты этого этапа оформляются совместным медико-педагогическим заключением.

На специализированном этапе диспансеризация осуществляется бригадой врачей-специалистов. По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Особенность в работе детской поликлиники состоит в том, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных больных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов. Проведение профилактических медицинских осмотров детей в муниципальных поликлинических учреждениях гарантировано государством и является бесплатным, что предусмотрено Программой госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

Родители имеют право выбрать медицинское учреждение для проведения медосмотра. В таком случае сведения и результаты медосмотра необходимо представить в то учреждение, где находится основная медицинская карта - «история развития ребенка ». Это основной учетно-оперативный медицинский документ детских лечебно-профилактических учреждений, предназначенный для регистрации данных медицинского наблюдения, а также проведенных лечебных и профилактических мероприятий. Данный документ имеет юридическую силу. На его основании принимаются экспертные решения, касающиеся состояния здоровья ребенка.

Если профилактический медицинский смотр проводится перед оформлением ребенка в детский сад или школу, то результаты обследования и все сведения о состоянии здоровья заносятся в «медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домов и интернатов». Этот документ хранится в образовательном учреждении (детском саду, затем в школе) до достижения ребенком 17 лет.

В случае если при проведении профилактического медицинского осмотра у ребенка выявляется заболевание, то с целью постановки точного диагноза врач назначает дополнительные обследования (консультации узких специалистов, лабораторные, инструментальные обследования). Объем обследований определяется в соответствии с диагностическими стандартами, утвержденными соответствующими приказами Минздравсоцразвития РФ.

Дети с хронической патологией также проходят медицинский осмотр в определенные сроки. Такие дети находятся под диспансерным наблюдением, алгоритм проведения которого, кратность осмотров, перечень специалистов, диагностических процедур определяется соответствующими нормативными документами.

Профилактические медицинские осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, в том числе дошкольные, организуются администрацией образовательного учреждения и медицинским персоналом, прикрепленным к данному учреждению. Возможно проведение медосмотра в поликлинике, непосредственно в школе или детском саду в зависимости от имеющихся возможностей. Вариант проведения определяется администрациями поликлиники и образовательного учреждения.

Профилактические медицинские осмотры являются добровольными. Необходимость наличия справки о состоянии здоровья ребенка при поступлении в любое образовательное учреждение определена ведомственными нормативными актами, что противоречит Федеральному Закону. В Федеральном Законе говорится, что ни одна из причин, как и отсутствие справки о пройденном профосмотре, не может являться поводом для отказа в приеме ребенка в образовательное учреждение, в том числе ясли, детский сад.

Однако родителям следует понимать, что постоянное динамическое наблюдение за здоровьем ребенка проводится в первую очередь в интересах самого ребенка, так как дает возможность выявления и лечения заболеваний на ранних стадиях, а также предотвращения развития хронических заболеваний.

Большое значение в деятельности детской поликлиники имеет прививочная работа, порядок проведения которой определяется соответствующими приказами МЗиСР Российской Федерации.

Профилактические прививки проводятся детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образовательные учреждения, прививки делаются в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.

О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим детские дошкольные учреждения и школы, необходимо заранее оповещать родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки должны проводиться по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответствующих специалистов.

Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считаются временными противопоказаниями для проведения вакцинации. Плановые прививки проводят через 2-4 нед после выздоровления. При нетяжелых острых респираторных инфекциях вакцинацию проводят сразу после нормализации температуры.

Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профилактических прививок.

Участковая медицинская сестра на следующий день после прививки должна посетить ребенка на дому для выяснения характера реакции на нее. О результатах этих посещений медицинская сестра сообщает участковому врачу-педиатру и фиксирует данные о реакции ребенка на прививку в «Истории развития ребенка» (ф. 112/у). Учет и контроль над профилактическими прививками осуществляется при помощи «Карты учета профилактических прививок» (ф. 063/у), которая заполняется на каждого новорожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. В настоящее время в практику здравоохранения вводится «Прививочный сертификат».
Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируется прививочная картотека. Важный раздел организации прививочной работы в поликлинике - полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживающим в районе деятельности детской поликлиники. С этой целью в октябре-ноябре каждого года участковыми медицинскими сестрами путем подворных обходов уточняется число детей на участке. Списки, составленные в результате этой работы, выверяют по «Историям развития ребенка» и «Карте профилактических прививок». Гигиеническое воспитание и обучение на участке должно быть тесно связано с лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводиться по плану. В отличие от поликлиники для взрослых, в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.

План профилактических осмотров (диспансеризации) детей от 0 до 1 года

План профилактических осмотров (диспансеризации) детей от 1 года до 17 лет

1 - 2 года педиатр - 1 раз в квартал
2 года педиатр, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, гинеколог (синехии, воспаление) для девочек, уролог (крипторхизм, фимоз) для мальчиков общий анализ крови (ОАК), общий анализ мочи (ОАМ), кал на яйца глист, соскоб на энтеробиоз
2-3 года педиатр 1 раз в 6 месяцев
3 года педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед, дерматолог ОАК, ОАМ, кал на яйца глист, соскоб на энтеробиоз
5-6 лет
6-7 лет аналогично осмотрам и обследованиям в 3 года
7-8 лет (окончание 1 класса) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, гинеколог (синехии, воспаление) для девочек, уролог (крипторхизм, фимоз) для мальчиков ОАК, ОАМ, кал на яйца глист, энтеробиоз, соскоб на энтеробиоз
9-10 лет (5 класс) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, эндокринолог, гинеколог (для девочек) ЭКГ, ОАК, ОАМ, общий анализ кала, кал на яйца глист
11-12 лет (7 класс) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, эндокринолог, гинеколог (для девочек), уролог (для мальчиков) ОАК, ОАМ, общий анализ кала, кал на яйца глист
14-15 лет (9 класс) аналогично осмотрам и обследованиям в 11-12 лет
15-16 лет (10 класс) аналогично осмотрам и обследования в 11-12 лет + флюорография (ФЛГ)
16-17 лет (11 класс) аналогично осмотрам и обследования в 11-12 лет + ФЛГ