Парамонова Л. А., Протасова Е

Выбор цветов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Педагогика Реджо эмилия («reggio emilia») Реджо («reggio emilia») – не теория воспитания ребенка, не методика, не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

3 слайд

Описание слайда:

Реджо-педагогика - это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией - творец самого себя, конструктор своей личности - так полагает реджо-педагогика. Ребенок-силен, богат, могуч и сведущ,- так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой силы и богатства? Философию и методику для детских садов этого нового типа разработала группа педагогов под руководством Лориса Малагуцци в городе Реджо Эмилия (Reggio Emilia). Педагогика была основана на принципах уважения личности ребенка, воспитания личной ответственности и создания развивающей среды, приспособленной для реализации того вектора развития, который задается самим ребенком.

4 слайд

Описание слайда:

В Реджо Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94% детей. Система Реджо Эмилия, система Лориса Малагуцци, родилась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают.

5 слайд

Описание слайда:

«Ребенок состоит из сотни, – писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. – У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты. – вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».

6 слайд

Описание слайда:

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего – важнейший принцип Реджо Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение; то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

7 слайд

Описание слайда:

Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

8 слайд

Описание слайда:

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т.п.) и предметов для. их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т.п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия – вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении.

9 слайд

Описание слайда:

Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» – место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе и на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия.

10 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие родителей и воспитателей – важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартии прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями.

11 слайд

Описание слайда:

Из каких же ключевых приемов строится педагогика Реджо Эмилия? 1. Работа с детьми начинается с тщательного наблюдения за ними. В детских садах педагоги внимательно наблюдают за свободной детской игрой, разговаривают с детьми о том, что их интересует, записывают все действия, высказывания, вопросы ребенка. Затем этот материал подвергается тщательному анализу, в результате которого делаются выводы об основных вопросах, которые интересуют на данный момент малыша. Пожалуй, мама лучше любого педагога знает о том, что волнует ее малыша и без труда составит для себя самой список важных для ребенка проблем, а затем сформулирует на базе их задачи и необходимые для решения этих задач навыки.

12 слайд

Описание слайда:

2. После того, как выявлены интересы ребенка, можно помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в педагогике Реджо Эмилия является проектная деятельность. Удачно выбранная тема проекта станет катализатором развития ребенка, поможет ему проявить себя во всех сферах, начиная от творчества и заканчивая развитием элементарных математических представлений. Очень важно принимать во внимание специфику проектной деятельности с дошкольниками. Она состоит в следующем: Основой проекта должен стать самый сильный, самый устойчивый интерес ребенка. У каждого малыша он свой: некоторых занимают автомобили, другие не представляют жизни без желтых пушистых цыплят. Все моменты и этапы проекта тщательно документируются. Длительность одного проекта ничем не ограничена, отличительная особенность подхода Реджо Эмилия – долгосрочные проекты. В среднем проект обычного дошкольника длится недели три, однако если ребенок очень увлечен своей темой, то можно заниматься им целый год. Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.

13 слайд

Описание слайда:

3. Особое место в этой системе отведено созданию развивающей среды (она считается «третьим учителем» ребенка). Среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней можно было творить, экспериментировать, получать самый разнообразный сенсорный опыт. Это значит, что у ребенка должен быть рабочий стол для проектов, место для подвижной игры, сцена для выступлений. Развивающая среда педагогики Реджо Эмилия не предполагает готовых игрушек, зато в ней есть всевозможные инструменты, удобные для ребенка (молотки, лобзики, напильники), всевозможные материалы (даже камни, кирпичи и цемент), приспособления для творчества. Много времени отведено на создание игрового материала из старых вещей. Большое внимание уделяется красоте среды, окружающей ребенка. Считается, что красивые вещи и порядок в этих вещах способствуют не только эстетическому, но и общему развитию ребенка.

14 слайд

Описание слайда:

Жизнь дошкольного учреждения подчиняется определенным принципам, затрагивающим область прав ребенка и взрослого. Исходный пункт: ребенок – продукт и наследственности, и окружающей среды. Он не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок – не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

15 слайд

Описание слайда:

Детский сад – это место, где могут осуществляться права детей. Он не должен отчитываться перед родителями за то, что сделано для детей, но очень важно, чтобы родители имели как можно более полную информацию обо всем, в чем участвует их ребенок и как он ведет себя в детском саду. Недостаточно осуществить деятельность, чтобы сказать, что ребенок чему-то научен. Важны его рассуждения о самой деятельности, осознание того, что происходит с ним. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Дети учатся не только у нас, но и через множество других влияний. В Реджо Эмилия считают, что учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Есть тысячи гипотез о действительности, тысячи способов провести проект; обсуждение проекта проходит как бы на песке, а сам проект как бы вырубается в скале; но пока мы выбираем один (из тысячи) вариант, мы гибки в выборе каждого последующего шага.

16 слайд

Описание слайда:

Пожалуй, главным достоинством этой методики раннего развития является то, что взрослые и дети выступают в ней в качестве равноправных исследователей и коллег по общему делу. Это очень важный опыт, который необходим для воспитания солидарности и умения работать в команде.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! Сегодня речь пойдет еще об одной, совершено уникальной методике детского развития — Редджио Эмилиа. Рано ли, поздно ли, но каждый сознательный человек обязательно задаст себе один сокровенный вопрос – как правильно воспитывать свое чадо? В поисках этого ответа очень полезно ознакомиться с принципами методики «Reggio Emilia».


Прежде всего, стоит сказать, что методика Редджио Эмилиа — это не новомодная модель или забытая теория. Правильнее описать её как опыт совершенно иного отношения к детям и их воспитанию. Основоположником-теоретиком этого подхода стал итальянец Лорис Малагуцци, впоследствии он же разрабатывал образовательные программы Редджио Эмилиа. В основу своей идеи он положил разработки великих педагогов мира – , Пиаже, Дьюи, Выготского, Штайнера, Брунера.

Название этой методики происходит от названия итальянского города Reggio Emilia, а появилась она в послевоенные годы, приблизительно в 1963 году. Италия, изможденная фашизмом, жаждала начала новой, совершенно отличной от предыдущей жизни. Поэтому вопрос о воспитании нового поколения, не поддающегося негативному влиянию, способного самостоятельно мыслить, стоял особенно остро. Обсуждая все возможные способы воспитания, участники многочисленных дискуссий пришли к единому мнению, что детей необходимо воспринимать как равноправных членов общества. Это не только способствует развитию когнитивных (т.е. высших мозговых) способностей у детей – памяти, мышления, творческих способностей, логики, внимания и т.д., но и помогает им в адаптации и разумном понимании общественного устройства в целом.

Согласно этой методике окружающая среда играет роль третьего воспитателя, а максимальное внимание уделяется чувствам и эмоциям детей. В таком садике дети не только соучастники обучающих моментов, но и отчасти сами являются их соавторами. При написании программы обучения во внимание берутся интересы детей, а все, что является результатом творчества ребенка или его взаимодействия с окружающими, фиксируется на фото, видео и аудио. По методике Редджио Эмилиа дети воспринимаются как редчайшие и уникальнейшие сущности, у которых потенциал к обучению невероятно высок. Ведь именно интеллектуальная и творческая инициативность в раннем детстве бесценно важна для формирования личности. В детском саду, реализующем принципы Reggio Emilia, детям не дают готовых знаний, а позволяют самостоятельно обучаться, лишь направляя в нужное русло. По методике общение в коллективе ставится на первый план, именно поэтому организуются помещения с условиями для беспрепятственного общения детей с окружающими. В этом и состоит самое главное отличие данной методики.

В соответствии с философскими уставами методики Редджио Эмилиа к ребенку нужно относиться с уважением как к любому взрослому человеку, предоставлять ему множество возможностей для самовыражения и реализации. В таких развивающих группах всегда есть места со свободным доступом к материалам для поделок, с помощью которых любой ребенок сможет выразить что-то свое внутреннее, сокровенное, очень личное. Иными словами, Reggio Emilia – это целый мир эмоций и чувств, совершенно новая философия, которая заставляет задуматься над вопросом воспитания детей в их взаимодействии со взрослыми и, в первую очередь, с родителями. Она помогает осознать, насколько это взаимодействие равноценно и уникально и учит относиться к любым достижениям в этой области с особым трепетом и уважением.

В основе Реджио-подхода лежит вера в силу и возможности ребенка и вера в то, что любая деятельность может быть полезной и значимой для развития детей. Это гуманистический оптимистический подход к развитию и образованию детей. Главная цель при реализации Реджио-подхода - предоставить человеку как можно больше инструментов и возможностей, которыми он сможет воспользоваться на протяжении всей своей жизни. Это могут быть навыки творческого подхода к познанию и жизни в целом, умение задавать вопросы и искать на них ответы, возможность высказывать свое мнение и умение слышать и принимать позицию другого, умение аргументировать свою позицию и т.д.

“Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала заложено в нем.”

ЛОРИС МАЛАГУЦЦИ

Подход Реджио-Эмилия (Реджио-подход) зародился в послевоенные годы прошлого века в маленькой деревушке на севере Италии рядом с городом Реджио-Эмилия, в честь которого он и получил свое название. Жители этой деревни все свои силы и ресурсы после войны вложили в создание и развитие нового детского сада, чтобы обеспечить своим детям свободное и достойное будущее. Вдохновившись идеями этой общины, педагог и психолог возглавил создание детских садов с новым подходом. Он стал идейным вдохновителем и основателем подхода Реджио-Эмилия, в дальнейшем Лорис Малагуцци открыл Муниципальный Психолого-Педагогический Медицинский Центр в Реджио-Эмилия, стал консультантом Министерства образования Италии, основал Национальную Группу Раннего Детства и стал создателем концепции «100 языков детей». В Италии Реджио-сады являются муниципальными и поддерживаются на государственном уровне. Своей целью Лорис Малагуции видел создание «дружелюбной, трудолюбивой, изобретательной, комфортной, приветливой школы, с возможностью документирования работ, местом исследования, познания, признания, размышления, где дети, преподаватели и родители будут счастливы».

Концепция "100 языков детей" предполагает, что у каждого ребенка есть сотни и тысячи способов и возможностей познавать, исследовать мир и выражать себя. Подход и концепция получили распространение во всем мире – от Старого до Нового Света, от Ближнего Востока до Японии. Реджио-садами и центрами называются только те, которые находятся непосредственно в регионе Реджио-Эмилия. Все остальные сады и центры мира считаются «вдохновленные Реджио-подходом» (Reggio Inspired). В основе подхода лежат несколько ключевых постулатов, которые определяют его суть и приверженность к которым позволяет считать себя «вдохновленным Реджио».

“Дети способны сами развить свой интеллект. Задача взрослого предоставить ребенку возможности для развития.”

ЛОРИС МАЛАГУЦЦИ

    К ребенку относятся, как к сильному, знающему, способному человеку, заслуживающему уважения, признания и внимания. Дети рождаются с неутомимым желанием познавать и исследовать мир и себя в нем, взрослый же должен обеспечить безопасную психологическую атмосферу, предоставить возможности и богатую среду, а также поддержать ребенка.

    Взрослый – соратник, соавтор, со-исследователь, проводник, тот, кто находится на одной стороне с детьми, поддерживая и уважая их самостоятельность и осознанность. Такая позиция позволяет устанавливать доверительные отношения, добиваться высокого уровня вовлеченности как детей, так и взрослых в процесс обучения и творчества, получить большую отдачу и результативность. «Взрослый для ребенка – не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя исчезать и появляться» - писал Малагуцци.

    Ребенок развивается и корректирует свое представление о мире путем общения с другими детьми, родителями, взрослыми и его сообществом. Межличностная и групповая коммуникация очень важна для формирования корректного знания и представления о мире и себе самом. Более того, общение позволяет детям развивать и устанавливать отношения друг с другом, корректировать свое поведение, ценности и т.д.

    Для Реджио-подхода обязательно наличие богатой и открытой среды, насыщенной эстетическими материалами с открытым назначением. Среда – третий учитель. Богатство нашего опыта напрямую зависит от количества материалов, с которыми мы взаимодействуем. В Реджио-среде преобладают натуральные качественные материалы, такие как дерево, картон, стекло, цветы, проволоки, ткани, бумага, шишки, желуди, ракушки и т.д. Детям предлагается множество качественных материалов для творчества: глина, тесто, акварель, пастель, тампера, масляные краски, мелки, мозаика, холсты. Предпочтение отдается материалам с открытым назначением, взаимодействие с которыми требует от детей использования своей собственной фантазии и развития своего внутреннего мира.

    Образовательный процесс строится на основе спонтанного расписания. Педагоги, наблюдая за детьми, следуют за их интересом, развивая актуальные для детей темы в настоящие проекты с глубинным исследованием и расширением знаний за счет изучения смежных тем. Таким образом, дети сами могут контролировать свое развитие и обучение.

    У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа и т.д.). Каждый человек уникален, у каждого преобладает тот или иной тип интеллекта, а значит, для каждого нужен свой способ выражения и понимания мира.

Создатели и последователи Реджио-подхода в своих работах и идеях опирались в том числе и на теории известных ученых и педагогов, такие как:

    теория о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского;

    теория сенситивных периодов, принцип «Помоги мне это сделать самому» и «Среда – третий учитель» Марии Монтессори;

    теория когнитивного развития Ж. Пиаже

    теория множественного интеллекта Г. Гарднера и другие.

Стоит также отметить, что на становления подхода оказало немалое влияние местное сообщество, особенности жизненной позиции и менталитета жителей Реджио-Эмилии, поэтому нельзя считать Реджио подход методом. Не существует университетов или курсов, где бы официально обучали Реджио-педагогов. Можно только приехать в Реджио, увидеть все своими глазами, вдохновиться и стать последователем этого удивительного подхода, в котором так по-честному и по-доброму относятся к детям и взрослым.