Пальчиковые игры по теме я человек. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Другие поводы

Через пальчиковые игры не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика руки и пальцев, что способствует развитию мышления, готовит руку ребенка к письму, позволяет импровизировать, сочетать слово с действием.

Пальчиковые игры подобраны по лексических темах, которые можно использовать как на занятиях так вне их.

Перед игрой мы с детьми обсуждаем содержание , отрабатываем необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это позволяет подготовить воспитанников к правильному выполнению упражнений, и создает необходимый эмоциональный настрой . Сначала дети растирают ладони до приятного ощущения тепла. Упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз .

ШАРИК

Быстро шарик надуваем.

Он становится большой.

Шарик лопнул, ой, ой, ой –

Стал он тонкий и худой.

(Ладони вместе. Пальцы обеих рук соприкасаются кончиками. В этом положении подуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит» - и они принимают исходное положение.)

ШАРИК

У меня есть шарик –

Желтый, как фонарик.

(Пальцы в кулак.)

На него со всех поляночек

Много садится бабочек.

(Махи руками, которые лежат одна на другой.)

Хотят сесть на мой шарик

Тетя муха и комарик.

(Пальцы одной руки собраны в кулак, пальцы другой - касаются него.)

Сяду на него я…

(На кулак кладётся ладонь.)

Бах! - И шарика нет.

(Пальцы распрямляются.)

А. Ходонович

МОИ ПАЛЬЦЫ

Пальцы в прятки играли

(Сгибают и разгибают пальцы.)

И головки вжали.

(Собирают пальцы в кулак.)

Раз, два три,

Раз, два три.

Где головки?

(Поворачивать кулаки в стороны.)

(Показывают пальцы.)

НАША МАША ЕЛА КАШУ

Наша Маша ела кашу.

(Показывают движениями как-будто едят ложкой.)

Накормила кашей Маша: носик, ушки, глазки,

Кругленькие щечки,

И в буфете стенку,

Табурет и дверь,

Папины бумаги,

Братцевы кроссовки

И кота Воркота.

(Загибают по одному пальцу.)

Вот какая Маша,

Не жалеет каши.

(Хлопают в ладоши.)

Г. Авласенко

КОЛБАСКИ

Пять вкусненьких колбасок

(Показывает пять пальцев.)

В магазине мы купили.

Одна колбаска упала,

(Хлопают в ладоши.)

И стало их четыре.

Колбасок уже четыре,

(Показывают четыре пальца.)

Поджарим их, друзья!

Одну схватила собачка,

И осталось три.

Три вкусных колбаски,

(Показывают три пальца.)

Лежали на столе.

Одну погрызла мышка,

И остались две.

Две вкусных колбаски

(Показывают два пальца.)

Лежали у окна.

Одну стащила кошка,

(Мяукают.)

Колбаска уже одна.

Последняя колбаска,

(Показывать один палец.)

Сказала нам с тобой:

«Скорее меня съешьте,

Мне скучно здесь одной!»

(Гладит живот.)

ОХОТА В ВАННЕ

Я иду на охоту:

Охота будет в ванне.

(Пальцы «шагают» по столу или по коленям.)

Там живут резиновый морж,

Рыба-кит и рыба-ерш.

Есть кальмары и дельфины,

И пингвины!

Черепах, конечно, три.

И бобры, мои друзья.

(Загибают по одному пальцу.)

Эй, вы там, прячьте мордашку!

Будет мокро, будут брызги!

(Пальцы «прячутся» в кулак.)

А. Ходонович

ПОВЕСИМ ПОЛОТЕНЦЕ

«Стучи-стучи, молоток!» -

Напевает Ванёк.

Он забил в стену гвоздь

(«Забивают гвоздь» то правой, то левой рукой.)

И повесил своё полотенце.

(Двумя руками «вешают» на гвоздь полотенце.)

ГРИБЫ

Мчится машина, дым из трубы -

(Пальцы «шагают» по столу.)

С дедом едем по грибы.

(Ладонями делают букву Т.)

Много грибов, что есть в лесу,

(Пальцы разводят в стороны.)

В моём ведёрке унесу.

(Двумя руками делают «Ведерко».)

Отхожу шаг от дорожки,

(Пальцами прикасаются к столу.)

Мне навстречу - сыроежки.

Я беру одну и две,

И еще одна в траве.

Насобирал много грибов,

(По очереди загибают пальцы.)

У меня к ним любовь.

(Руки прижимают к груди.)

А. Ходонович

СЕМЕЧКО

На ладонь мою легло: семечко льняное.

Как песчинка, все равно.

Настоящий клад оно.

(Пальцы поочередно прикасаются к ладони.)

Ведь скрыты в нем -

Слышали? -

Скатерти, шапочки, рубашки,

Словно радуги - полотенца.

(Дети загибают по пальцу.)

Только кто бы мог сказать,

Как же их там нам достать?

(Разводят руки в стороны.)

К. Цвирко

ЯБЛОКИ

Большой пальчик яблоки трясёт.

(Пальцы сжать в кулак, разогнуть большой палец.)

Второй их собирает,

(Разгибают указательный палец.)

Третий домой их несет.

(Разгибают средний палец.)

Четвертый высыпает.

(Разгибают безымянный палец.)

Самый маленький - проказник.

(Разгибают мизинец.)

Все, все, все съедает.

РЕПКА

Бабка с Дедкой тянут репку,

Зовут внучку,

А за ней собачку Жучку.

Потом кошку,

Следом мышку-малышку.

(Одноименные пальцы обеих рук касаются друг друга.)

Вот и вытянута Репка.

ГРЯДКИ

Лады, лады, ладушки,

Мы пололи грядушки.

(Делают движения, якобы рвут траву.)

Мы пололи сами,

Своими руками.

(Крутят руками.)

От усердной работы,

Выросли на грядке

Вот такие свёклы,

(Показывают их размер двумя ладонями, будто держат мячик.)

Вот такие огурцы,

(Разводят широко руки.)

А капусты кочаны: вот такой величины.

(Показывают руками размер.)

СОБАКА

У собаки острый нос,

Есть и шейка,

Есть и хвост.

(Правая ладонь на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный, средний, безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается - «лает собака».)

КОТ И МЫШИ

Как, однажды, очень рано

Вышла важно мышь гулять.

(Пальцы «шагают».)

И сказал: «Признаюсь,

Более кота я не боюсь!»

(Кивает указательным пальцем.)

А. Старинчик

НАША КУРИЦА

Наша курица сильно квохчет,

Снести нам яичко хочет,

(Пальцы в кулак.)

Мама напечет блинцов,

Для маленьких молодцов.

(«Пекут» блины.)

А. Старинчик

СВИТОК ИЗ НИТОК

Чтоб купил где ежик нитки,

(Пальцами одной руки тянуть по очереди за кончики пальцев другой.)

Есть иголок много,

(Пальцы расправляют и максимально разводят.)

Зайке он пошил бы свитер,

(«Шьют» свитер.)

Зайка был бы очень рад.

(Хлопают в ладоши.)

С. Бестова

ТРАМВАЙ

Играют рельсы: та-ра-рай!

Едет новенький трамвай.

(Водят ребром ладони одной руки по другой.)

Гру-гру-гру, - гремят пути.

(Стучат ребром ладони по столу.)

Едет старенький трамвай.

(Хлопают в ладоши.)

В. Бурлак

ДОМ

На полянке стоит дом,

(Показывают ладонями домик.)

И к нему мы идем.

(Руками делают ворота.)

Там ворота открываем,

(Пальцы в кулак, выполняют повороты влево-вправо.)

Всех в гости приглашаем!

(Выполняют руками приглашающие движения.)

КОМАРИКИ

У горы, у горы

Мак толкут комары.

(Стучат кулаками друг о друга.)

Эй, старайся же, артель, -

(Кивает указательным пальцем.)

Будет из мака крендель!

(Показывают ладони.)

Комарики

Мак толкут –

(Хлопают в ладоши.)

Из той муки

Блины испекут.

(«Пекут» блины.)

К. Цвирка

ЖАВОРОНОК

Птица, птица, прилетай!

Весну-красну зазывай!

(Сгибать и разгибать пальцы.)

Птица крыльями машет,

Веселит детишек наших!

(Показывают движениями рук, как летит птица.)

Кто живет на дне реки?

(Хлопают в ладоши.)

Окуни и щуки,

Красноперка, ерш и карп.

Есть угри и есть лещи,

И подводные пни,

И пробитые мячи.

(Загибает на обеих руках пальцы по одному.)

Тихо, Таня, не пищи!

(Кивает указательным пальцем.)

А. Ходонович

Использованные ресурсы:

http://kazki.by/

http://www.dzietki.org/

К. Гиринович , Е. Шешко

Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад №347 «Ладушки»

Картотека пальчиковой гимнастики

по лексическим темам

Разработала воспитатель

Мерзлякова Евгения Руслановна

Новосибирск 2016г.

Тема: «Наш Город».

«Веселые щелчки»

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить

в подушечку большого пальца. Остальные пальцы

поднять вверх. Указательный палец резким движением

вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По

аналогии выполнять щелчки средним, безымянным

пальцами и мизинцем.

Тема: «Овощи».

«Капустка»

(Движения прямыми ладонями верх - вниз, поочередное

поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о

кулачок. Сжимать и разжимать кулачок.)

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим – солим,

Мы капусту трём – трём.

Мы капусту жмём – жмём.

Тема: «Фрукты».

«На базар за фруктами»

На базар ходили мы,

Кончик мизинца ритмично постукивает по мизинцу левойруки

Много груш там и хурмы.

Безымянные пальцы.

Есть лимоны, апельсины,

Средние пальцы

Дыни, сливы, мандарины.

Указательные пальцы.

Но купили мы арбуз,

Большие пальцы

Это самый вкусный груз.

Пальцы сжимают в кулак, большой отводят ввером .

Тема: «Грибы, цветы, ягоды».

«Ягодки»

Чуть приподнять перед собой руку, так чтобы

расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне

лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаем каждый пальчик от

основания до самого кончика, как будто снимая с него

воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю

Обе ладошки сложить перед собой чашечкой .

Будет полное лукошко

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой

также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко

Я поем еще чуть – чуть

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой

рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на

Тема: «Продукты питания».

«Блины»

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они,

Встали мы сегодня рано,

И едим их со сметаной.

Левая рука касается стола ладонью, правая рука –

тыльной стороной;

Смена позиции. Теперь левая рука касается стола

тыльной стороной,

правая рука касается стола ладонью. Упражнение

можно выполнять и на счет «раз - два».

Тема: «Сезонная одежда, обувь».

«Вяжем шарфик»

То крючок, то петелька,

Вяжем шарфик Петеньке.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два

крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии

делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными,

указательными и большим.

Тема: «Осень».

«Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладони к себе.Пальцы разведены в

стороны и напряжены. Послевыполненияупражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит

Покачивать руками из стороны в сторону.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

Покачивать руками вниз – вверх сгибая пальцы.

Тема: «Домашние животные и их детеныши».

«Повстречались»

Повстречались два котенка

Два щенка:

Два жеребенка:

Два тигренка:

Два быка:

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы

правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю

строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и

мизинцы.

Тема: «Подводный мир».

«Рыбки»

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются

волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли…

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы

Рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете

движения, как будто раскапываете песок.

Тема: «Дикие животные и их детеныши».

«Медведь»

Бурыймишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«– Здравствуй, рыжая лисичка,

– Здравствуй, белочка-

сестричка!

– Здравствуй, серенький

волчонок!

– Здравствуй, беленький

зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно

касаться кончиков указательного, среднего, безымянного

пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

«Гуси»

Гуси песни распевали:

Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным,

плотно сложенным вместе /как первое движение в

песне «На танцующих утят быть похожими хотят» /

Посидели

Сжатые кулачки на коленях

Поклевали

Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и«клюём», по коленям.

Маму с Димой пощипали:

Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываемдруг друга.

Но от них мы убежали.

Шагаем всеми пальчиками обеих рук по коленкам, каксороконожки

Тема: «Зимующие птицы».

«Птичка клюет зернышки»

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

Исходное положение. Пальцы сложить "щепотью" – это"клюв".

Не отрывая локоть от стола, "клювом"коснуться стола.

Пощёлкать"клювом

Тема: «Зима».

«На прогулке»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по – одному

Мы во двор пришли гулять,

«Идем» по столу указательным и средним пальцем.

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались,

Ведем указательным пальцем правой руки по ладони

левой руки.

А еще в снегу валялись.

Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп, и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щеки.

Тема: «Посуда».

«Посуда»

(Чередование хлопков в ладоши и ударов к4лочков друг о

друга.)

Раз, два, три, четыре,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Мы посуду перемыли:

(Загибаем пальчики по одному начиная с большого.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку.

И большую поварешку.

(Одна ладонь скользит по другой)

Мы посуду перемыли,

(Разгибаем пальчики по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Так мы маме помогали.

Тема: «Семья».

«Моя семья»

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

Кто приехал?

Быстро хлопают кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а

кончики остальных пальцев одновременно быстро

хлопают

Мама, мама, это ты?

Да, да, да!

Хлопают кончиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопают кончиками больших пальцев

Да, да, да?

Хлопают кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопают кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопают кончиками безымянных пальцев.

Ах, сестричка, это ты?

Хлопают кончиками больших пальцев.

Да, да, да!

Хлопают кончиками мизинцев.

Все мы вместе, да, да, да!

Хлопают всеми пальцами.

Тема: «Новогодний праздник».

«Лыжник»

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро на лыжах до леса дошли,

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Указательный и средний пальцы вытянуть, опустить

вниз и поставить на 2 плоские счетные палочки. Это

«лыжник на лыжах». Мизинец, безымянный

прижать к ладони большим пальцем. Не отрывая

указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок

«едет» скользящими движениями по столу.

Тема: «Наше тело».

«Моем руки»

Ай, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Ритмично потирать ладошки имитируя мытье рук.

Брызги - вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Стряхиваем воду с рук»: пальцы сжаты в кулачок,

затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая

водичку .

Полотенчиком пушистым,

Вытрем руки очень быстро.

«Вытираем руки»: энергичны движения имитируют

поочередное вытирание рук полотенцем.

Тема: «Наша улица».

«Яблонька»

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сжать запястья вместе

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

Тема: «Транспорт. ПДД».

«Мостик»

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить,

расположить параллельно друг другу и соединить с

большим и указательным пальцами правой руки.

Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец)

выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком

положении.

Мы над речкой из дощечек

Строим мостик золотой.

Через мостик человечек,

На машине едет домой.

«Пароход»

Исходное положение. Обе ладони соединены "ковшиком",

все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от

себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены -

это "труба".

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит, как печка.

Тема: «Профессии».

«Веселые маляры»

Красят домик маляры

Для любимой детворы

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения

висящих кулачков до поднятых вверх кистей с

раздвинутыми в стороны пальцами .

Тема: «Мебель».

«Мастерим стол и стул»

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стул им смастерить.

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их

подушечками под углом. Большие пальцы соединить по

прямой линии, получится треугольная «Крыша» с

«окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к

туловищу. Получится высокий дом

Правую руку в положении кулачка зафиксировать на

столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно

прижатыми друг к другу, разместить на кулачке,

получается стол.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые

пальцы плотно прижать друг к другу.

Если упражнение выполняется легко, то можно менять

положение рук попеременно на счет «раз», «два».

Тема: «День защитника Отечества».

«Вертолет»

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в

положении плетеной корзинки. Указательные пальцы

выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это

«хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять

совместные быстрые круговые движения, как лопасти

вертолёта.

«Пальцы вытянулись дружно»

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно,

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

Дети сцепляют вытянутые пальцы обеих рук (без

большого)и, не сгибая, сильно прижимают их друг к

другу, зажимая каждый палец между двумя другими.

Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют

упражнение несколько раз.

Тема: «Животные».

«Крокодил».

Как-то раз по речке Нил

Плыл огромный крокодил.

Рядом вынырнул другой,

Закричал ему: «Постой».

Дети на каждой руке соединяют попарно указательный

и средний, мизинец и безымянный. Получаются два

воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и

закрывая пасти. Повторяют четверостишие несколько

«В Зоопарке».

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская)

с шипами. Дети «ходят» указательным и средним

пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха

делать шаг.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд

Белых мишек, оленят.

Тема: «Комнатные растения».

«Корни»

Ладони опущены вниз и прижатыдруг к другу тыльной стороной.

Пальцы разведены встороны и напряжены.

Удерживать в таком положениикисти рук, потом встряхнуть

Высокие красивые

Растения здесь растут,

(показать руками "растения")

А корни под землёю

Для них водичку пьют.

(Показать руками "корни".)

Тема: «Перелетные птицы».

«Птенчики в гнездышке»

Улетела птица мать,

Малышам жучков искать.

Ждут малютки- птицы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки

создает впечатление живых птенцов в гнезде

Тема: «Дом и его части».

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой.)

Чтоб окошко было в нем,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек.)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем»пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».

Затем пальцы опускаем вниз делаем «стряхивающие»

движения.)

И тюльпан в саду расцвёл

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем

пальчики – «Бутончик тюльпана».)

Тема: «Бытовые приборы».

«Фонарики»

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт

"раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены,

пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки

выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять

упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.

Тема: «Сад - огород».

«Друзья садоводы»

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел-

(Ладошка собрана в кулачок. Отгибаем большой пальчик,выпрямляем его,

затем сгибаем наполовину. Сновасгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний палец, «сгибаем-разгибаем» его. При

этом нужно стараться не сгибать указательный ибольшой пальцы)

Базымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараемся нешевелить предыдущими

пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

(отгибаем мизинчик)

Тема: «Насекомые».

«Паучок»

(Руки скрещены Пальцы каждой руки «бегут» по

предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

движения - дождик)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

пальцы растопырены, качаем руками – солнышкосветит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползет опять,

(паучки ползают по голове)

А за ним ползут и детки, чтобы погулять на ветке.

Тема: «Лето».

«Цветок»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки

немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы

широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть.

Получается большой раскрытый «цветок»

Тема: «Игрушки»
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и
стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.

Тема: «Осень»
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с
Листья рябины, больших.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, «Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.
Н. Нищева

Тема: «Овощи»
Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Хозяйка однажды с базара Сжимают и разжимают пальцы.
пришла,
Хозяйка с базара домой
принесла:
Картошку, Загибают поочерёдно пальцы.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Ю. Тувин

Тема: «Овощи»
Пальчиковая гимнастика «Капуста»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
большой.
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.

Тема: «Фрукты»

Игра с массажными мячиками «Слива»

Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.
И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.
Н. Нищева

Тема: «Фрукты»
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа. Останавливаются лицом в круг.
Эта долька - для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька - для утят. руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька - для котят. название животного.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура. Изображают пасть волка двумя
руками.
Он сердит на нас - Беда!!! Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.

Тема: «Фрукты»
Пальчиковая гимнастика «Компот»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки
«мешают».
Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
Н. Нищева

Тема: «Фрукты»
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Знают взрослые и дети: Сжимают и разжимают пальцы.
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины, с мизинца.
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

Тема: «Грибы»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Топ - топ - пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы - сделали туесочек,
Мухомор красный - гриб опасный. большие пальцы - ручка.
А второй - лисичка, Загибают по одному пальцу на обеих
Рыжая косичка. руках на каждое название гриба,
Третий гриб - волнушка, начиная с мизинцев.
Розовое ушко.
А четвёртый гриб - сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб - белый,
Ешь его смело!

Тема: «Грибы»
Пальчиковая гимнастика «Грибы»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Мы идём дорожками, Сжимают и разжимают кулачки.
Мы идём тропинками,
Мы идём с лукошками, мы «Шагают» пальчиками по столу.
Идём с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг Загибают по очереди пальцы.
Нашли волнушки мы
И пенёк с опёнками под
Рябиной тонкою.
Крепкий подберёзовик вырос
Под берёзою,
Красный подосиновик вырос
Под осиною.

Тема: «Грибы»
Пальчиковая гимнастика «Грибы»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Мы в лесок пойдём, Сжимают и разжимают пальцы.
Мы грибок найдём Из рук складывают грибок: одна рука
сжата в кулак, другая накрывает кулак
сверху.
В шапочке нарядной, Сжимают и разжимают пальцы.
Светло - шоколадной.
Я по лесу по зелёному бреду, Пальцами «шагают» по столу.
Я грибочки в кузовок соберу, Одной рукой имитируют корзину,
другой складывают в неё грибочки.
Я в осиннике рыжики беру, Поочерёдно загибают пальцы.
По берёзничку - подберёзовики
По сосновым пням - опята,
А под ёлкой - белый гриб - боровик.

Тема: «Хлеб»
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Шел Саша по шоссе, Пальчики «шагают».
нес сушки в мешке.
Сушку - Грише, сушку - Мише, Массаж пальцев левой руки.
Есть сушки Проше, Васюше, Антоше.
Еще 2 сушки Нюше и Петруше, Массаж пальцев правой руки.
Еще 3 сушки Паше, Танюшке, Ванюшке.

Тема: «Одежда»
Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Я перчатку надеваю, Поглаживают по очереди одной рукой
Я в нее не попадаю. другую, как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка ребятки, Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать: Загибают пальчики на обеих руках,
«Раз, два, три, четыре, пять!» начиная с больших.

Тема: «Обувь»

Упражнение с массажными мячиками «Весёлые ножки»

В кроссовках нарядных Катят мяч вперёд.
Весёлые ножки
Вприпрыжку бегут Катят мяч назад.
По песчаной дорожке.
Н. Нищева

Тема: «Дом»
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Туки - туки молотком, Стучат кулаками одним по другому.
Строю, строю новый дом. Ладони располагаются под углом,
Будет он большой, как ель, кончики пальцев соприкасаются.
Будут окна, будет дверь. Делают из пальцев «окно» и «дверь».
Всех в него я поселю: Хлопают в ладоши.
Мышку, зайчика, лису.

Тема: «Бытовая техника»
Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Мы компьютер покупаем, Сжимают и разжимают пальцы.
Ждал его я целый год! Хлопают в ладоши.
Но одно меня смущает: Сжимают и разжимают пальцы.
Мышь в компьютере живет. Пальцы «бегут» по столу.

Тема: «Мебель»
Пальчиковая гимнастика «Мебель»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).


Будем мебель мы считать: Сжимать и разжимать пальцы.
Кресло, стул, диван, табуретка, Загибать пальцы на правой руке,
начиная с мизинца.
Полка, шкаф, кровать, этажерка. Загибать пальцы на левой руке,
начиная с мизинца.

Тема: «Мебель»
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире. кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку. больших, на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть - чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Тема: «Посуда»
Пальчиковая гимнастика «Помощники»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному на
И большую поварёшку. каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть - чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в
ладоши попеременно.

Тема: «Человек. Части тела»
Пальчиковая гимнастика «Тело»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Есть на пальцах наших По ходу чтения указывают на
ногти, упоминаемую часть тела.
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени. Есть спина,
Но она всего одна.

Тема: «Человек. Части тела»
Пальчиковая гимнастика «Рано - рано по утру»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Водичка, водичка, Дети имитируют стряхивание воды с
ладоней.
Умой моё личико, Показывают, как умывают лицо.
Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по одному
Чтобы щёчки горели, пальцу на обеих руках.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Тема: «Человек. Части тела»
Пальчиковая гимнастика «Голова»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Есть у нас на голове Указывают на упоминаемую часть
Уха два и мочки две. тела.
Брови. Скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки. Нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот, что знаем мы с тобой!

Тема: «Новый год»
Пальчиковая гимнастика «Подарки»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Дед Мороз принёс подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.
Буквари, альбомы, марки, На каждое название подарка
Кукол, мишек и машины, загибают по одному пальцу: сначала
Попугая и пингвина, на правой, потом на левой руке.
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
Н. Нищева

Тема: «Новый год»
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Утром дети удивились, Разводят руки в стороны, подняв плечи.
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали что угодно, Сжимают и разжимают пальцы.
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, Руками рисуют в воздухе три круга.
Глазки весело горят, Закрывают и открывают ладонями
глаза.
А перед ними ёлочка Хлопают в ладоши.
Пушистая, в иголочках.
Г. Утробин

Тема: «Зима»
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то
другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой;
руки под щёку.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Е.М.Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика это не только интересная игра, но развивающая.

Пальчиковая гимнастика помогает развить у ребёнка мелкую моторику пальцев рук. Поможет сформировать у ребёнка порядковый счёт в пределах 5-10. Развить память, мышления, внимание и воображения. Поможет сделать занятие с ребёнком увлекательным и интересным.

Пальчиковая гимнастика

Для самых маленьких
У тебя есть две руки
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо- мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам лениться!
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук).

Семья
Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик-папочка
Этот пальчик-мамочка
Ну а этот пальчик- я
Вот и вся моя семья!
(По очереди сгибать пальчики).

Котик
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
(Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев) .

Ножки

Большие ножки шли по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.
(Пальчиками по столу имитировать ходьбу).

Качели
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!
(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз).

Веер
Если в знойный летний день
Даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер,
И подует легкий ветер …
(Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день).

Дружные ребятки
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
(Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Щенок
Крутит хвостиком щенок-
Увидал в саду цветок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки).

В цирке
На арене цирка – вышка,
А на вышке – две мартышки.
И они взлетают ловко,
Вверх под купол-
На веревке.
Вниз скользят
Как акробаты-
Очень ловкие ребята!
(Имитировать движения рук по веревке вверх).

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.

Тема: «Грибы».

Гриб
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот пальчик ел,
Оттого и растолстел.
(Поочередно сгибать пальцы правой, а затем левой руки, начиная с мизинца).

Тема: «Мой дом» .

Дом
На опушке дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
(Пальцы прижаты, ладони расставлены, -напоминают крышу дома. Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов «Мы ворота открываем…»- ладони разводить в стороны, затем быстро соединять).

Дом
Мы с тобою
Красим дом.
Дружно в нем
Мы заживем!
(Выполнять соответствующие движения: имитация движений маляр красит дом).

Тема: «Домашние животные».

Гусь
Ты сердитый белый гусь,
Но тебя я не боюсь!
(Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом». Открывать и закрывать клюв.)

Котенок – шалун
Котенок мамочку зовет (Дети соединяют пальцы обеих рук)
Мяу - мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока (Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы)
мало - мало, мало – мало.
Покормит мама молочком (Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону)
Мур – мур – мур – мур другой
Свернется маленьким клубочком (Потирают кулачок о кулачок)
Ур-ур-ур, ур-ур,ур
Потом с клубочком поиграет (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Цап-цап-цап
И нитку быстро размотает (Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга)
Ап – ап-ап,ап- ап- ап

Тема: «Насекомые».

Бабочка
Бабочка- капустница
Над цветком летала,
Весело порхала –
Пыльцу собирала.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)

Пчела
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк (На каждое название насекомого загибают один пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам).
Пожужжали, полетали,
От усталости упали (Роняют ладошки на стол).

Сороконожка
Две сороконожки
Бежали по дорожки
Бежали,бежали,
Друг -друга повстречали.
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Что едва мы их разняли.
(Передвигать пальчиками по столу, затем массировать каждый пальчик).

Тема: «Цветы».

Пион
Распускается бутон –
Превращается в пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается “бутон”. Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается “цветок”).

Цветочки
Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол).

Тема: «Масленица».

Масленица
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).

Тема: «Овощи».

Овощи
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок).

Капуста
Мы капусту рубим, мы капусту рубим.
Мы морковку трем, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту солим.
Мы капусту жмем, мы капусту жмем.

Тема: «Фрукты».

Фрукты.
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
(Сжимают и разжимают пальцы. Затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка кожура…
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся – сюда!
(Вначале дети сжимают и разжимают пальчики, далее поочередно загибают каждый пальчик).

Тема: «Дикие животные».

Зайка
Зайка серенький сидит.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть-
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять –
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал.
Зайка прыг – и ускакал.
(Выполнять соответствующие движения)

Тема: «Осень», «Деревья».

Осень
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(Выполнять плавные, волнообразные движения ладонями. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. В конце спокойно укладывают ладони на стол).

Деревья
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Сжимают и разжимают кулачки. Затем загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу. В конце, сжимают и разжимают кулаки).

Тема: «Ягоды».

Ягоды
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять
За черникой, за малиной.
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
(Пальцы обеих рук «здороваются». Затем обе руки «идут» указательным и средним пальцами. Потом, загибают пальцы, начиная с большого).

Тема: «От куда хлеб пришёл?».

Хлебушек
Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг)
Баранку (большой и средний пальцы образуют круг)
Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку (большой палец и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста (имитация леки хлеба)
Испек спозаранку.

Тема: «Птицы перелётные».

Птички
Пой-ка, подпевайка
Десять птичек - стайка
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка
Серенькое перышко
Эта - зяблик,
Эта - стриж,
Эта - развеселый чиж
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
(Дети показывают десять пальчиков. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. Со словами «Ну а эта – злой орлан» - машут сложенными накрест ладонями. Затем машут обеими руками, как крыльями).

Тема: «Дикие животные».

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры.
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем
(Дети загибают пальцы на обеих руках, по одному пальцу на каждое двустишие. Затем, выполняют удары ладонями и кулачками поочередно).

Тема: «Новый год».

Подарки
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети шагают пальчиками по столу. На каждое произнесенное название подарка, загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке. На слова «Гав! Гав» - Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальцы - «ушки»).

Тема: «Зима».

Снежок
Раз, два, три, четыре. (Загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
И совсем – совсем не сладкий. (Грозят пальцем)
Раз - подбросим, Два - поймаем. (Подбрасывают и ловят снежок)
Три – уроним (Роняют воображаемый снежок)
И... сломаем (Топают)

Тема: «Обувь».

Посчитаем в первый раз, (Хлопают ладонями и ударяют кулаками по столу)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название загибают по одному пальцу)
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки.
Для малышки Галеньки.

Тема: «Транспорт».

Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай (Загибают пальцы по одному)
О них ты на улице не забывай. (Сжимают и разжимают пальцы)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (Загибают по одному пальцу)
Они очень редко заходят сюда (Сжимают и разжимают пальцы)