Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.
У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.
Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует .
Чтобы достичь перечисленных результатов, следует соблюдать главное правило обучающих занятий с маленькими детками — регулярность. Пальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.
Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.
Первый палец — папочка.
Поднять большие пальцы.
Второй палец — мамочка.
Разогнуть указательные пальцы.
Третий палец — дедушка.
Разогнуть средние пальцы.
А четвертый — бабушка.
Разогнуть безымянные пальцы.
А вот этот пальчик — я!
Выпрямить мизинцы.
Это вся наша семья!
Хлопать в ладошки.
В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.
Пальчик, пальчик, где ты был?
Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.
С этим братом в лес ходил!
Соединить указательные пальцы.
С этим братом суп варил!
Соединить средние пальцы.
С этим братом кашку ел!
Соединить безымянные пальцы.
С этим братом песню пел!
Соединить мизинцы.
Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.
Этот палец небольшой.
Этот палец неплохой.
Этот палец длинный.
Этот палец сильный.
Этот палец, как толстяк
Ну а вместе все — кулак!
Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему.
Хочет этот пальчик спать.
Загнуть мизинчик.
И вот этот — прыг в кровать.
Загнуть безымянный.
Этот палец прикорнул.
Загнуть средний.
Этот сразу же заснул.
Загнуть указательный.
Пальчик, тише, не зуди!
Братьев ты не разбуди!
Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.
Вот проснулись все, ура!
В детский сад спешить пора!
Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.
Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.
Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.
На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.
Пальцы вышли погулять.
Пошевелить всеми пальчиками одновременно.
Этот пальчик нашел гриб.
Загнуть большой палец.
Этот пальчик кормит рыб.
Загнуть указательный палец.
Тот играл.
Загнуть средний палец.
А этот пел.
Загнуть безымянный палец.
А мизинчик лишь смотрел.
Загнуть мизинец.
Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.
Первый палец — апельсин.
И у нас он не один.
Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.
Второй палец — слива.
Сочная, красивая.
Третий палец — абрикос.
На высокой ветке рос.
Двигать средними пальцами.
А четвертый — груша.
Так и просит: «Скушай!»
Двигать безымянными пальцами.
Пятый палец — ананас.
Угощение для нас.
Двигать мизинцами.
Ладошки держать перед собой или положить на стол.
У девочки Зины
Овощи в корзине.
Сложить из ладошек «корзинку».
Тут пузатый кабачок
Завалился на бочок.
Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».
Перец и морковка
Разместились ловко.
Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.
И фасоль, и огурец.
Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.
Вот так Зина — молодец!
Поднять большие пальцы вверх.
Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.
К пальчику большому
В гости все бегут.
Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.
Только вышел с дома,
Указательный уж тут.
Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.
Потом средний подоспел.
Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.
Безымянный прилетел.
Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.
И мизинчик — крошка
Постучал в окошко.
Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.
Вот все вместе собрались —
Посиделки начались.
Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.
Пора пальцам на зарядку.
Ритмично хлопать в ладоши.
Ведь нельзя им уставать!
Поочередно сжимать и разжимать кулаки.
Чтоб в альбоме быстро, ловко
Тереть ладошки друг о друга.
Снова стали рисовать.
Потрусить руками в воздухе.
Игру можно выполнять сидя за столом.
Слон большущий, как скала.
Мышка — нет. Она мала.
Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.
А была бы со слона.
Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.
Съела кошку бы она.
Хлопнуть в ладоши.
Игру лучше выполнять стоя.
Паучок бежал по ветке.
Вместе с ним бежали детки.
С неба дождик вдруг полил.
Встряхивать кистями, имитируя дождь.
И на землю всех их смыл.
Хлопнуть ладошками по коленям.
Стало солнце пригревать.
Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.
Вот ползет паук опять.
Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.
А за ним полезли детки.
Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.
Вместе ползают по ветке.
Пальчики «ползают» по голове.
В такую игру нужно играть сидя за столом.
По речке пять утят плывет
А мама — утка их зовет.
Одну руку поставить на стол, опираясь на локоть. Пальцы руки сложить щепоткой и «кивать» кистью. Второй рукой делать волновые движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.
Утята к маме не спешат,
Лишь четверо плывут назад.
На второй руке загнуть один палец. Повторить волнообразные движения.
Идти домой не все хотят,
Всего лишь три плывут назад.
По речке плавают, шумят,
Лишь два птенца плывут назад.
Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
Один лишь к берегу плывет.
Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
А мама - утка всех зовет.
Покивать кистью первой руки.
И вот все пятеро утят
Спешат к мамулечке назад.
Распрямить всю ладонь второй руки и «подплыть» к первой руке.
Играть нужно сидя за столом.
Колобок — румяный бок.
Убежал он за порог.
Левую руку положить на стол ладошкой кверху. Правую руку держать над ней ладошкой вниз и делать ею круговые движения, как будто катаете шар.
Убежал он за порог.
Ладонь правой руки сжать в кулачок и ритмично постукивать им поочередно по подушечкам пальцев левой руки. Последний раз «стукнуть» в центр ладошки.
Покатился Колобок
По тропе в густой лесок.
Поменять руки и делать левой рукой круговые движения, как будто катаете шар.
Скок - скок - скок, скок - скок - скок.
По тропе в густой лесок.
Постукивать кулачком левой руки по пальчикам правой руки. Закончить «ударом» в центр.
Повстречал он там Зайчонка.
Обеими руками показать зайчика — зажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибать — разгибать их.
И сердитого Волчонка.
Держать кисти перед собой, развернув ладошками вперед. Растопырить пальцы на обеих руках и слегка согнуть пальцы, имитируя когтистую лапу.
Медвежонка косолапого.
Сжать ладошки в кулачки и ритмично «походить» ими по столу.
А Лисица Колобка провела и сцапала.
Соединить пальцы обеих рук в замок.
Одной из разновидностей пальчиковой гимпнастики в ДОУ является составление фигурок животных. Для этого рекомендуется устроить теневой театр. Также для пальчиковой гимнастики можно предлагать детям игры с различными мелкими предметами: бусинками, мозаикой, конструктором и т.п.
Следует компоновать игры так, чтобы они предусматривали разные движения пальцами и кистями. Не стоит специально выделять время для подобных занятий. Можно использовать любую свободную минутку: пока ждете начала обеда в столовой, во время прогулок и т.д. Это поможет и развлечь детей, и поспособствует их развитию.
— вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.
О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Ирина Шабан
Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет)
«В гости к пальчику »
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец)
Указательный и средний,
Безымянный и последний. (поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим)
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак )
Вместе пальчики - друзья , (постучать кулачками друг о друга)
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимать и разжимать кулачок)
«Адаптация. Диагностика»
«У Антошки есть игрушки»
Дети поочередно сгибают пальцы , начиная с большого
У Антошки есть игрушки :
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
«Осень. Признаки осени»
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)
Вышел дождик погулять. (руки вверх-вниз)
Шел неслышно, по привычке, (круговые движения кистями рук)
Вдруг читает на табличке : (кисти рук вверх)
«По газону не ходить!» (скрестить кисти рук, изобразить ножницы)
Дождь вздохнул тихонько : «Ох!» (руки плавно вытянуть вверх, потом плавно опустить)
Газон засох. (присесть, закрыть голову ладошками )
«Огород. Овощи»
«Огород»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы .)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно )
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох ?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
«Сад. Фрукты»
«Компот» .
Будем мы варить компот, (левая рука – «ковшик» , правая имитирует помешивание)
Фруктов нужно много вот :
Будем яблоки крошить, (загибать пальцы , начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот - (снова «варить» и «помешивать» )
Угостим честной народ. (развести руки в стороны) .
«Хлеб – всему голова»
«Я слепил пять караваев»
Я слепил пять караваев (растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью)
И несу домой.
Этот – папе, (указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)
Этот – маме, (указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке)
Этот – деду, (указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке)
Этот – бабе, (указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке)
Ну а этот – мой. (указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке)
«Лес. Грибы. Ягоды»
«Малинка»
Ягодка по ягодке, (левой рукой изобразить ветку с ягодками,
Я кладу в корзинку. пальцами правой руки «снимать с веточек ягоды
Ягодка по ягодке,
Спелую малинку
1, 2, 3, 4, 5. (загибать пальцы на правой руке )
Любит пальчик рисовать . (показать указательный палец)
«Лес. Дикие животные»
«Пальчики – зверюшки »
Пальчик – зайчик , (загнуть мизинец на правой руке)
Пальчик – волк ,
Серый волк, зубами щелк (загнуть безымянный)
Пальчик – рыжая лиса
Лиса- лисонька краса, (загнуть средний палец)
Пальчик – ежик , (загнуть указательный)
Пальчик – мишка , (загнуть большой палец)
А кулак похож на шишку. (согнуть пальцы в кулачок )
«Осень. Обобщение темы»
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики , начиная с большого)
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем, (загибать пальчики , начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем (поднять ладонь с широко расставленными пальцами )
«Я и моя семья»
«Радуются взрослые и дети»
Выполнение по образцу за педагогом движений : на каждую строку дети загибают пальчик , 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Кто радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется папочка,
Радуется мамочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
«Мой город»
«Наш дом»
Дети разгибают пальцы из кулака , начиная с мизинца
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный :
Он у нас пятиэтажный.
«Моя страна»
«Здравствуй!»
пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой пальцев )
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
пальцы «замочком»
«Достопримечательности моего города. История города»
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу )
Космонавтов - раз, Королева- два,
Улица Победы – три.
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
«Зима. Зимующие птицы»
«Прилетайте, птички!»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев )
Сала дам синичке. (режущие» движения одной ладони по другой)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб» )
Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» )
«Одежда. Обувь. Головные уборы»
«Новые кроссовки»
Загибать на одной руке пальчики по одному , начиная с большого
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки. («шагать» указательным и средним пальчиками по столу )
«Скоро, скоро Новый год!»
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка. (пальцы переплетены , большие подняты вверх)
Шишечки, иголочки, (кулачки, «иголочки» - раздвинуть пальцы )
Шарики, фонарики, (ладошки держать «ковшиком» )
Зайки и свечки, («зайчики» - указательные пальцы )
Звёзды, человечки. (ладошка в виде звезды , «человечки» - походить пальчиками )
«Зимние забавы»
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному )
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, («крошить хлебушек» всеми пальчиками )
С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной , то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки )
Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
«Мой дом. Мебель. Бытовые приборы»
«Мебельный магазин»
Эту мебель мы купили (дети ритмично сжимают и разжимают пальцы рук )
С папой вместе в магазине
Это стул, на нем сидят. (дети разгибают пальцы на руке , перечисляя мебель)
Это стол, за ним едят.
На диване отдыхают,
Книги умные читают.
На кровати крепко спят.
Вещи все в шкафах хранят.
«Мой дом. Посуда»
«Посуда»
Из тарелок, как один, (ладони вместе перед собой «тарелка» )
Суп мы ложками едим. (вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)
Вилкой кушаем котлеты, (указательный и средний пальцы выпрямлены , большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку» )
Ножик режет нам омлеты. («режем» прямой ладонью взад-вперёд)
«Домашние животные и птицы»
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок. (большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши! (показать все пальчики , «играя» ими)
«Транспорт. ПДД.»
«Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем транспорт называть. (сжимать и разжимать пальчики )
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт. (поочерёдно сжать пальчики , начиная с мизинца)
Пять пальцев мы в кулак зажали ,
Пять видов транспорта назвали. (сжимать и разжимать пальчики )
«Знакомство с профессиями»
«Много есть профессий знатных»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных. (сжимать и разжимать кулачки)
Повар, врач, маляр, строитель
И конечно же учитель (последовательно соединять пальцы с большим )
Сразу всех не называю, (сжимать и разжимать кулачки)
Вам продолжить предлагаю. (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
«Есть такая профессия – Родину защищать»
«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты! («шагать» указательным и средним пальцами )
На парад идут солдаты! (поочередно соединять пальцы с большим пальцем )
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«Народная культура и традиции»
«Масленица»
Положи блинок в ладошку : (прочертить пальцем круг на ладошке )
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке. (загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).
«Международный женский день»
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. (раскрывать и закрывать кулачок, пальчики , будто лепестки)
От ветерка качается, (движения руками вправо-влево)
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей! (воздушный поцелуй)
«Весенние перемены в природе. Перелетные птицы»
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели! (скрестить большие пальцы , помахать ладошками )
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились : кто скорей?
Ласточка и чиж – (поочередно сгибать пальцы на обеих руках , начиная с мизинца левой руки)
Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы , помахать ладошками )
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами изобразить , как поет птица)
«Весенние перемены в природе. Жизнь животных»
«Детёныши диких животных»
Это зайчонок, это бельчонок, (согнуть пальцы в кулак , начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (вращать большим пальцем .)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
«Мой город. ПДД»
«Дорожные правила»
Дорожных правил очень много (дети сжимают и разжимают кулачки)
Раз - внимание дорога! (загибают пальцы )
Два - сигналы светофора
Три - смотри дорожный знак,
А четыре - переход
Правила всем надо знать (хлопают в ладоши)
И всегда их выполнять.
«Моя страна. Культура и традиции»
«На поляне дом стоит»
На поляне дом стоит (Сложить руки над головой в виде крыши)
Ну а к дому путь закрыт. («ворота» из сложенных ладошек)
Мы ворота открываем, (ладони развернуть друг к другу)
В этот домик приглашаем. (руками показать приглашение)
«Человек. Земля. Вселенная»
«Луноход»
«Луно, луно, луноход, (сжимание, разжимание пальцев )
Отправляемся в полет, (сжимание, разжимание пальцев )
На старт, внимание, зажигание, (хлопки)
1, 2, 3, 4, 5 - взлет» (на каждый счет показать количество пальцев и затем хлопок )
«Знакомство с творчеством детских писателей»
«Кулачки, ладошки »
Есть у любого два кулачка, (пальцы сжать в кулаки , показать)
Хлопнул одним по другому слегка. (слегка ударить одним кулаком по другому)
Ну, а ладошки не отстают , (разжать пальцы )
Следом за ним весело бьют. (хлопки ладонями)
Кулачки быстрее бьют, (быстро ударить одним кулаком по другому)
До чего стараются,
А ладошки тут , как тут, (быстрые хлопки ладонями)
Так и рассыпаются.
«Моя страна»
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой , похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев )
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! (дети переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)
«День Победы»
«Капитан»
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед , прижать руки
По волнам с жемчужной пеной. ладонями друг к другу, слегка приоткрыв)
Я - отважный капитан, (показывать, как лодка качается на волнах,
Мне не страшен ураган., а затем плавными движениями рук сами волны)
«Весенний лес. Насекомые»
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем : (сжимать и разжимать кулачки)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом. (поочерёдно сгибать пальцы в кулачок , начиная
с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! (вращать мизинцем)
Прячьтесь! (спрятать руки за спину)
«Рыбы. Земноводные. Взаимосвязь в природе»
«Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала : - нырять здесь легко. (имитация ныряния)
Вторая сказала : а здесь глубоко. (погрозить указательным пальцем )
Третья сказала : мне хочется спать. (руки сложить под щеку)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (потереть кистями плечи)
Пятая крикнула : здесь крокодил, (руками имитировать пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (спрятать руки за спину)
«Лето.»
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика? (соединить по очереди все пальцы с большим пальцем )
По лужицам скакать!
Что делать после дождика?
Кораблики пускать!
Что делать после дождика?
На радуге кататься!
Что делать после дождика?
Да просто улыбаться! (улыбнуться)
Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка - его ум.
Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации.
Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.
Значение пальчиковой гимнастики
Когда начинать занятия? С первых месяцев жизни. Не нужно ждать, пока ребенку исполнится год, полтора или два года: уже с первого полугодия жизни, когда ребенок начинает совершать целенаправленные движения руками, с ним нужно проводить гимнастику, развивающую мелку моторику рук. Постоянная стимуляция мозга поможет малышу быстрее заговорить и вообще расти гораздо более развитым по сравнению со сверстниками.
Пальчиковая гимнастика для детей 2 - 6 лет имеет огромное развивающее значение:
Стимулирует развитие мозга, особенно центров речи;
Учит концентрации и правильному распределению внимания;
Совершенствует точность движений и умение владеть своим телом, повышает гибкость и силу кистей и пальцев;
Развивает воображение и речь крохи.
Кроме того, ежедневные занятия с мамой создают благоприятную эмоциональную связь с ней. Ребенок учится воспринимать и понимать речь взрослого, вовремя реагировать на нее. Развивается логическая и эмоциональная сфера, умение концентрировать внимание и контролировать эмоции. А это имеет непосредственное отношение к школьной подготовке, является залогом будущих успехов.
Виды гимнастики для пальцев
Заниматься можно и дома, и на прогулке, обыгрывая упражнения в игровой форме. Вместе с пальчиковой гимнастикой для детей с 2 лет и даже раньше используется артикуляционная гимнастика. Маме придется выучить несколько стихотворений и обыгрывать их для малыша.
Усиливают эффект от пальчиковой гимнастики игрушки и различные предметы: «колючие» резиновые и мягкие текстильные шарики, старые зубные щетки, бельевые прищепки, пробки от бутылок, веревки из хлопка и льняные шпагаты, копилки (в них можно просовывать тонкие предметы), скорлупки грецких орехов и сами орехи (их можно покатать в ладошках), сломанная компьютерная клавиатура (по клавишам нужно прицельно попадать). В общем, все, что малыш может трогать, - полноценный дидактический материал.
Упражнения пальчиковой гимнастики для детей хорошо бы подкрепить самомассажем (его малыши делают с помощью собственных пальчиков либо других предметов, например, карандашей, мячиков, прищепок для белья). Этот прием стимулирует работу нервной системы, повышает чувствительность нервных рецепторов.
Вместе с детской пальчиковой гимнастикой важно делать артикуляционную гимнастику, манипуляции предметами, учить наизусть и проговаривать потешки, заниматься кукольными инсценировками (кукольный театр для пальцев).
Не упускайте возможность дать ребенку поиграть с песком, водой, пластилином. Это усилит эффект от занятий. В сочетании со стихами гимнастика для пальцев становится средством коррекции эмоциональных или психических нарушений, неправильного дыхания, развивает память и эмпатические способности.
Виды пальчиковой гимнастики для детей от 2 до 6 лет следующие:
1. для кистей рук - простые развлекательные движения, которые способны выручить маму в очереди или транспорте. Ребенок учится дифференцировать движения, подражать взрослым, чередовать движения пальцев, расслаблять напряженные мышцы и снова напрягать их;
2. статические (условно) упражнения, требующие более точного управления мелкой моторикой. В эти упражнения отлично вписываются «рассуждалки», придуманные сказки и истории;
3. динамические упражнения, развивающие координацию, умение легко сгибать/разгибать пальцы, а также противопоставлять большой палец обеих кистей се остальным пальцам.
Сложность каждого из видов упражнений зависит как от возраста ребенка, так и от степени его развития. Кроме того, важное значение имеет состояние мышечного аппарата малыша.
Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет
Знаменитая «Сорока-ворона» - прекрасная тренировка пальцев для совсем маленьких детей. Мама и массирует пальцы ребенка, и показывает, как можно ими манипулировать, а развивает слух и речь крохи. Для ребенка полутора-двух лет прекрасно подойдут и другие упражнения.
«Росточек-лепесточек»
Объясняем ребенку, что в одной руке у него будет расти зернышко, а другая рука принадлежит «садовнику», который зернышко посадил. Первую ручку сжимаем в кулак, второй просовываем внутрь настоящее или воображаемое зернышко, «прячем» его.
Пальчиками свободной руки постукиваем по зажатому кулачку, приговаривая: «Как-кап, дождик. Расти-расти, цветочек! Солнце, солнце, посвети! А цветочек наш, взойди!» Постепенно зажатую в кулачок ладошку распускаем - это раскрываются лепестки цветочка. Когда цветок целиком раскроется, пальчики малыша должны оказаться максимально вытянутыми и напряженными. Руку-«цветочек» нужно вытянуть вверх.
Упражнение задействует все мышцы кисти и некоторые мышцы плеча.
«Лесные зверята»
Упражнение помогает выучить название диких животных-детенышей. Называя каждого, нужно сгибать пальцы (начинать с мизинчика), прижимая к центру ладони: «Вот бельчонок, вот зайчонок. Вот волчонок, вот лисенок». Двигать оставшимся большим пальчиком, приговаривая: «А это спешит, ковыляет спросонок маленький, толстый, смешной медвежонок».
Можно попросить ребенка похлопать в ладоши после того, как «найдется» медвежонок.
«Тише, детки!»
Упражнение прорабатывает каждый пальчик, укрепляет мышцы, учит координировать движения.
Сначала ладошка собрана в кулачок. Разгибая пальцы последовательно, проговариваем: «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать». Как только вся ладошка раскроется, выбросить руку вверх, максимально раздвинув пальцы в стороны. Начать снова сжимать кулачок, первым опять прижать большой палец. Проговаривать: «Тиши, тише, не шумите! Деток наших не будите! Станут птички щебетать, станут пальчики вставать».
Вращать кисть со сжатым кулачком. После слова «вставать» снова раскрыть ладонь, максимально раздвинув пальцы в стороны.
«Фонарики»
Сложное упражнение, которое позволяет проработать все мышцы кисти. Новогодняя тематика доставит малышу радость. Проговариваем и делаем:
Вот приходит Новый год! (хлопок)
Встали дети в хоровод (соединить кисти, вывернуть наружу, осторожно вытянуть руки вперед)
Глянь: на елке шарики (показать шарик, соединив пальцы)
Яркие фонарики.
Заблестели льдинки (резко по очереди сжимать кулачки)
Кружатся снежинки (показывать медленное разнонаправленное движение летящего снега).
В гости Дед Мороз идет (показать, как шагает, с помощью пальцев)
Нам подарочки несет (тереть ладошками друг об дружку).
Будем пальцы загибать! (снова хлопок, меняя руки).
Проговаривая цифры от одного до десяти, массируем каждый пальчик.
«Тесто»
Показываем, как месить кусок теста, слепить из него пирог и каким большим этот пирог получился. Одновременно проговариваем: «Тестушко месили, пироги лепили. Шлеп да шлеп, шлеп да шлеп. Вот какой у нас пирог!»
«Накорми куколку»
Имитируем варку кукольной каши. Показываем все действия, упоминаемые в стихотворении:
Кукле кашу я варю.
Положу в нее крупу
И поставлю на плиту.
Ах, как каша хороша (тут нужно громко хлопнуть),
Кушай, Маша, не спеша! (погрозить кукле).
Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет
Для трехлеток нужны упражнения посложнее. Например, такое.
«Кошечка-царапка»
Отлично тренирует ловкость пальчиков и укрепляет мышцы плеча. Малыш сгибает локти, соединяет кончики пальцев в виде кошачьей лапки. Имитируя движения нападающей или защищающейся кошки, проговорить:
У Васькиной дочки
На лапках коготочки.
Их потрогать не спеши,
Поцарапает, смотри!
На слове «поцарапает» разжат кулак и показать «когти».
«Комаришка»
Сначала сжать кулачок. Потом вытянуть «хоботок» комара - указательный палец. Опустить на поверхность стола «ножки» - большой палец и мизинчик. Сделать такую фигуру сложно, поэтому маме придется удерживать пальцы в нужном положении и проговаривать:
Комаришка прилетел,
Укусить меня хотел.
Комаришку не боюсь,
От него скорей умчусь!
Ребенок «играет» за злого комара, поэтому ему нужно активно двигать «ножками» и «хоботком», догонять маму пытаться ужалить ее. Ну а мама, в свою очередь, может и «прихлопнуть» слишком назойливого «комарика».
Задача родителей в том, чтобы как можно чаще заставлять детские пальцы работать. В три года с ребенком нужно постоянно разучивать песенки и стихи, обыгрывая их сюжеты. Ребенок с удовольствием будет в игровой форме имитировать мамины действия: как тесто вымешивает, пирожки лепит и печет, поливает цветы, стирает платочек, собирает овощи с грядки.
Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет
Продолжаем развивать кисти рук. Ребенок уже способен в пределах одного упражнения совмещать разные типы движений. Например, резкие и плавные, интенсивные и мягкие.
«Капустка»
Имитируем известную осеннюю заготовку капусты, проговаривая:
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем.
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
Все действия ребенок показывает: резкая рубка (ладони быстро перемещаем ребром вверх/вниз), энергичное трение (руки по горизонтали от груди к груди), «присаливающее» движение пальцами и кистью, сильное сжатие пальцев в кулак.
«Большая стирка»
Интенсивное упражнение имитирует стирку одежды. Проговариваем:
Постираю чисто, с толком,
Юбку, блузку и футболку.
Постираю брюки -
Устали мои руки!
Кроме потирающих движений ребенок должен сжимает кулачки, показывать, как развешивает чистое белье, как отряхивает руки от воды, трясет ими, чтобы снять усталость.
«Жужжалка»
Интересное упражнение пальчиковой гимнастики. Малыши с большим удовольствием возвращаются к нему снова и снова. Каждую часть тела, о которой упоминается в стишке, нужно потрогать.
Летит муха вокруг уха. Как? Ж-ж-ж!
Летят осы вокруг носа. Как? С-с-с!
Летит комар, на лоб - оп!
А я его - хлоп!
И к уху. Как? З-з-з!
Отпустить? Отпущу!
Ребенок дует на раскрытую ладошку, «отпуская» комарика.
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
Детям этого возраста можно предлагать для обыгрывания отвлеченные понятия и нравственные категории. Говорить о том, кто главнее, как помириться, если поссорился, учить выражать эмоции (удивился, обрадовался и т.п.).
«Мир!»
Показать спор больших пальцев, сжав кулаки и расположив их друг напротив друга.
Спорят пальцы:
Кто главней?
Кто красивей?
Кто умней?
Ну-ка, ссору прекратите!
Быстро, пальцы, помиритесь!
«Мир» показать, сцепив пальцы в замок и покачав кистями из стороны в сторону.
«Пообедали!»
В этом упражнении можно дать волю воображению. Ребенок показывает, как он держит ложку, жестами приглашает соседей к столку, накрывает на стол, раскладывает столовые приборы, готовит еду, устало вытирает трудовой пот и т.д. Кулачки сжимаются и разжимаются, пальцы активно двигаются, кисть работает.
Сели как-то мы обедать
И позвали в дом соседа.
Скатерть быстро постелили,
Вилки-ложки разложили.
Хлеб нарезали и сыр,
Приготовили гарнир.
И нажарили котлет,
Вкусен вышел наш обед!
Посолили, поперчили
И про сахар не забыли!
Мы готовили, устали.
И ватрушки печь не стали.
Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет проводится так же, как для пятилеток. Движения сложные, быстрые, стихи более сложные. Ребенок обязательно должен проговаривать их, одновременно с развитием мелкой моторики развивая память и артикуляционный аппарат.
Детская пальчиковая гимнастика проста, но эффективна. Делать ее нужно всего пять минут день, но ежедневно. Только при условии регулярности занятия принесут максимум пользы. Не нужно бояться, что ребенку наскучит каждый день повторять одни и те же упражнения и слушать одни и те же стихи. Напротив, он с удовольствием подключится к занятию, потому что все знакомое для маленького ребенка - источник удовольствия, природный механизм закрепления навыка.
Кроме того, занятия нужно будет постепенно усложнять. С возрастом мелкая моторика становится все более совершенной, а занятия все более сложными и разнообразными.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь .
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать , повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять .
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой . Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями .
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для !
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение ? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими . А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма !
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры , чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук .
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
Учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
Учит напрягать и расслаблять мышцы;
Развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
Учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
Развивают точную координацию движений;
Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
Учат противопоставлять большой палец остальным.
И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Тема: «Перелетные птицы» Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки . Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». | Хлеб2 2 Тема: «Хлеб» Хлеб Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! |
|||||||||||||||||||||
3 Тема: «Рыбы» Подводный мир Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | 4 Тема: «Фрукты » Фруктовая ладошка Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя . |
|||||||||||||||||||||
5 Тема: «Овощи » Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой ». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого . Наша Зина - молодец! Показывают большой палец. | 6 Тема: «Мой город» Дом и ворота На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»). Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем. |
|||||||||||||||||||||
7 Тема: «Сад огород» Засолим капусту Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | 8 Тема: «Зима » Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. По Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят В стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными . А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики». |
|||||||||||||||||||||
Тема: «Продукты питания» Мышка Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений Мышка зернышко нашла И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку - с капустой, Мышонку - с картошкой, Мышонку - с морковкой, Мышонку - с морошкой. Для большого толстяка Все четыре пирожка: С капустой, с картошкой, С морковкой, с морошкой. | Т ема: Зимующие птицы» Птички зимой Прилетайте, птички ! («Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб) |
|||||||||||||||||||||
11 Тема: «Грибы » По грибы
Раз, два, три, четыре, пять, | 12 Тема: «Осень» Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди . ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ . Встряхивают кистями рук. |
|||||||||||||||||||||
13 Тема: «Комнатные растения» Комнатные растения На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! О Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком». | 14 Тема: «Сказки» Сказки Сказки Сказки Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного . «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец. |
|||||||||||||||||||||
15 Тема «Посуда » Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно,в солонке!» Поочередно соединяют большой палец с остальными | 16 Тема: «Одежда» Стирка Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами Правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.) Устали мои руки! Встряхивают обе руки. |
|||||||||||||||||||||
17 Тема: «Семья » Этот пальчик Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Я, Вот и вся моя семья. | 18 Т ема: «Мебель» Мебель Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх. |
|||||||||||||||||||||
19 Тема: «На страже родины» Наша армия Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. | 20 Тема: « Восьмое марта » Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают Себя за плечи . Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики». |
|||||||||||||||||||||
21 Тема: «Транспорт » Транспорт Будем пальчики сгибать - Сжимают и разжимают пальчики. Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого . | 22 Т ема: «Цветы» Цветы Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают . |
|||||||||||||||||||||
23 Тема: «Насекомые» Насекомые Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 24 Тема: « Лес» В лес по ягоды Раз, два, три, четыре, пять (пальцы обеих рук «здороваются» - соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательны е и т. д.), В лес идем мы погулять (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу ). За черникой за малиной (указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого), Зa брусникой и за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу) |
|||||||||||||||||||||
25 Тема: «Игрушки » Игрушки У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого . | 26 Тема: «Дикие животные» Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем. |
|||||||||||||||||||||
2 7 Тема: «Домашние животные» Домашние животные Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 28 Тема: «Лето» Лето (загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето! ) |
|||||||||||||||||||||
29 Тема: «Профессии » Профессии Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим .) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим .) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) |
|
|||||||||||||||||||||
31 31 Тема: «Весна» Времена года Круглый год Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают Большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой | 32 Тема: « Чудеса Деда мороза» Новый год
|
Прогулка
| Пчёлы
|
Рыбка
| Сапожник
Мастер, мастер, |
Снежок
| Солнышко
|
Счёт
| Тесто
|
Хозяйка Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) | Червячки
|
Апельсин
| Гости К Кате гости прибежали, |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом
|
Домик Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) | Ёжик
|
Замок
| Капуста
|
Комар
| Котик (выполнять действия по смыслу)
|
Котёнок
| Черепаха
|
Курочка
| Ладошки
|
Листья
| Лужок На лужок пришли зайчата, |
Моя семья
| Ножки Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) |
Сорока-белобока. Сорока-белобока кашку варила, |
|
Пальчики. Этот пальчик хочет спать. | Пальчики в лесу. Раз, два, три, четыре, пять, |
Кто приехал? Кто приехал? | Моя семья. (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. |
Шалун.
| Белочка. (по мотивам народной песенки) |
По грибы. Раз, два, три, четыре, пять, | Пальчики.
|
Мальчик-пальчик. (Пальцы сжаты в кулачок) | Стишок для запоминания названий пальчиков. Палец Толстый и Большой |
Осенние листья.
| Есть игрушки у меня. Есть игрушки у меня: |
Улей.
| Черепаха.
|
Мы рисовали.
| Капустка.
|
Пять пальцев.
| Повстречались. (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.) |
Лодочка.
| Рыбки.
|
Зимняя прогулка. (Загибаем пальчики по одному) | Паучок.
|
Посуда. (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.) | Дружба.
|
Варим кашу.
| Прятки.
|
Шла кукушка. (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) | Пчёлки.
|
Медузы.
| Новые кроссовки. (Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.) |
Одежда.
| С добрым утром!.
|
Зайцы.
| Гости.
|
Пчела.
| Апельсин. Мы делили апельсин |
Счет. (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка) | Сороконожки. (Средний и указательный пальчики перемещаются) |
Веснянка. (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) | Маланья.
|
Котик.
| Тесто.
|
Рыбка.
| Капуста.
|
Берёза.
| Рыбки.
|