Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. Оклендер Вайолет - Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии - читать книгу бесплатно

Мужчинам

Вайолет Оклендер

Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии

издательство: независимая фирма "Класс", 2005 г.

Продолжаем знакомство с серией «библиотека психологии и психиатрии» издательства «Класс»: сегодняшняя книга посвящена фантазиям. После ее прочтения остаешься в апокалиптическом недоумении: как жить, чтобы запросто? Когда все так сложно. Сны отражают неоконченные действия и заветные желания - пока не осуществишь, будут мучить, возвращаясь вновь и вновь. Фантазии придумывают, чтобы не встречаться с реальностью, кажущейся слишком жестокой. И все это переживают наши дети, познающие мир во всех его красках. Кстати, о красках. Детский психотерапевт Вайолет Оклендер на основе примеров из своей практики рассказывает о том, что такое арт-терапия (терапия искусством), и как с ее помощью проводить тренинги и индивидуальные занятия с детьми. А так же их родителями.

Я отношусь к фантазиям ребенка серьезно, считая их выражением его чувств. Поскольку другие люди, как правило, не слышат, не понимают или не принимают его чувств, так же поступает и он сам. Он не принимает себя и вынужден прибегать к фантазиям и последующей лжи. Поэтому в таких случаях необходимо ориентироваться скорее на чувства ребенка, чем на его поведение, начинать узнавать его, слушать, понимать и принимать. В чувствах ребенка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих он будет начинать познавать и принимать их. Только тогда можно реально оценить, во имя чего была его ложь, т. е. поведение, которое ребенок использует для выживания. Дети сооружают мир фантазий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить. Когда я работаю с таким ребенком, я побуждаю его описывать мне его фантастические образы и представления и даже разрабатывать их так, чтобы я могла понять его внутренний мир. У детей бывает множество фантастических представлений о событиях, которые в действительности никогда не происходили. Тем не менее, они вполне реальны для этих детей, но дети часто скрывают их, что иногда приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии, реальные для ребенка, нередко способствуют возникновению чувства тревоги и страха. Эти чувства должны проявиться, чтобы можно было с ними работать и избавиться от них.

Многих мам тревожит вопрос: как относиться к детским фантазиям, всегда ли они означают, что у ребенка есть скрытые проблемы. И почему он предпочитает замещать реальность вымыслом, выдумывая несуществующие события. Безусловно, дети должны уметь отличать фантазию от действительности, а взрослые в свою очередь обязаны им в этом помогать. Выражение чувств через рисование, танец, пение, сочинение сказок, ролевые игры - весь ассортимент психотерапевтических приемов из арт-терапии представлен в этой увлекательной книге. Автор предлагает рисовать даже.. ногами. Как угодно, лишь бы все поняли, о чем именно пытается поведать ребенок.

Другой шестилетний мальчик использовал преимущественно черную краску. Справа, ближе к краю, было небольшое кольцо яркого цвета. Он сказал: «Это нефть и вода. Нефть попадает сюда, а туда попадает вода из океана» (показывая на цветное кольцо). Я предложила ему провести беседу нефти с океанской водой. Он сказал от имени нефти: «Не приближайся ко мне. Я отравлю тебя. Ты получишь всю грязь». Когда я позже спросила его, напоминают ли чем-то нефть и вода его чувства, он сказал: «Эта нефть — тогда, когда я сержусь! Не подходите ко мне, когда я разгневан!». У этого мальчика были по всему телу корочки от расчесов и ранки, которые он наносил себе: до настоящего времени это был для него единственный способ как-то выразить свой гнев. У нас с ним было много занятий с красками и другими средствами, чтобы помочь ему выразить свой гнев, не причиняя себе вреда.

Жан Ледлофф в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым» пишет, что индейцы всегда непосредственны в выражении свои чувств. К примеру, если взрослому дяде захотелось залезть на вершину горы и колотить в барабан, издавая воинственные вопли, он так и сделает. Не думая, культурно ли это, не выглядит ли он глупым. Дети тоже выражают свои эмоции в свободном режиме, и взрослым требуется собрать все свое терпение, чтобы правильно оценить эти моменты, иначе ребенок поймет, что чувства надо скрывать. И его правда никому не нужна

Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятной ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают, учатся как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания. Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие дети стараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией к усилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего не переносят взрослые. Дети делают всё возможное, чтобы выстоять и преодолеть трудности. Резкость в поведении детей может свидетельствовать о личностном росте. Сталкиваясь с затруднениями или нарушениями естественного функционирования, они выбирают такие варианты поведения, которые, с их точки зрения, помогут преодолеть трудности. Они могут проявлять агрессивность, враждебность, гнев, чрезмерную активность. Они могут уходить в свой собственный мир. Они могут разговаривать очень мало или вообще не разговаривать. Они могут опасаться всех и всего, а также отдельных вещей, которые затрудняют их жизнь или жизнь значимых для них людей. Они могут становиться необычно вежливыми и «хорошими». Они могут быть несносными в своих приставаниях к взрослым. Они могут мочиться в постели, обнаруживать симптомы астмы, аллергии, тики, боли в желудке, головные боли, подверженность несчастным случаям. Поступки детей, с помощью которых они пытаются удовлетворить свои потребности, бесконечно разнообразны.

У многих людей складывается впечатление, будто психотерапевты во всем видят проблемы. Назовем по-другому: не проблемы, а недопонимания, способные вылиться в проблему. Родители могут не понимать своих детей, отдаляя их от себя: ведь в детских тревогах виноваты они сами, а не странные фантазии и сны, скрывающиеся в детских головах за семью замками. До определенного возраста ребенок не строит реальность вокруг себя сам: он только копирует поведение взрослых.

Работать со снами в состоянии и дети младшего возраста. Шестилетний Тодд часто просыпался по ночам от кошмарных снов. Я попросила его рассказать мне о них. Он сказал, что за ним все время гоняется чудовище, а иногда его преследует какая-то машина. Он воспротивился моему предложению нарисовать это чудовище, поэтому мне пришлось рисовать его самой по описанию, данному ребенком. Окончив рисунок, я попросила мальчика рассказать чудовищу, что он думает. Он воскликнул: «Хватит за мной гоняться!». Потом я предложила ему представить себе, что он разговаривает с чудовищем так, как будто это его игрушка. Он стал говорить, обращаясь к себе самому от имени чудовища: «Ты плохой, плохой мальчик! Я должен поймать тебя!». Я попросила ребенка продолжить этот разговор и рассказать, почему же он плохой мальчик. «Ты плохой. Ты стащил деньги у мамы из кошелька, а она даже об этом не знает. Ты писаешься в штаны, и об этом она тоже не знает. Ты Плохой, плохой, плохой, плохой!». Мать мальчика обратилась за психотерапевтической помощью по совету учительницы из-за нарушений его поведения в школе. Этот сон позволил обсуждать с Тоддом подавляющее его чувство вины, постоянное негодование и гнев по отношению к матери, которая совсем недавно вступила в новый брак.

В книге описаны методы работы с различными возрастными категориями: от 3-4 лет до 18-ти. Пробудить интерес к психологическим занятиям у подростков гораздо сложнее, чем у маленьких детей: с ним уже не поиграешь, они более подозрительны и демонстративны.

Ребенок, который говорит: «Мои родители не слышат меня. Они даже не знают, что я собой представляю»,— чувствует, что им пренебрегают. Отец, который говорит: «Откуда мне о нем знать? Он любит играть в мяч, ему больше нравится быть с друзьями, чем проводить время с нами или за домашними делами. Ему нравится музыка, он чуть что сердится...»,— не имеет ни малейшего представления о чувствах, испытываемых сыном. Некоторые родители соглашаются: «Я просто больше ее не понимаю». Дочь давно перестала выражать свои чувства родителям, свои заботы, сомнения, желания. Ее игнорировали, ей отказывали, ее так долго не замечали. Когда она пытается выразить свои мнения и чувства «здесь и сейчас», она ощущает неприятие и несогласие, даже если родители стараются вежливо слушать ее. С какого-то времени она перестала жить в соответствии с их ожиданиями, с образом, который они сформировали,—и поэтому они больше ее не понимают.

Агрессия, страх, гиперактивность, отчуждение, проблемы школы и обучения - книга будет интересна не только психологам, учителям и родителям, но и всем, кого нестерпимо влечет к изучению дебрей человеческой природы.

Название:
Вайолет Оклендер
Издательство: независимая фирма «Класс»
Год: 2005
Страниц: 336
Формат: doc. и pdf.
Размер:
Качество: хорошее

От издателя
Книга Вайолет Оклендер «

Название: Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии
Вайолет Оклендер
Издательство: независимая фирма «Класс»
Год: 2005
Страниц: 336
Формат: doc. и pdf.
Размер: 1,54 Mб и 1,92 Мб — соответственно
Качество: хорошее

От издателя
Книга Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии » основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны технические приемы, дающие возможность проявиться фантазии ребенка: рисование, поделки, сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кинестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматриваются проблемы школы и обучения.

Книга Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии » представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей, педагогов, родителей и всех, кто интересуется психологией ребенка и взаимоотношениями с детьми.

Как же любить ребенка?

Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрослые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и видится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, главное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим маленьким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми со своих «насиженных мест», - как гайки с металлолома, части аппликаций и рисунков.

В этой чарующе простой и одновременно энциклопедически подробной книге говорится о детстве счастливом, в котором любят и играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, - не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней — у автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью, иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и профессиональных гостей.

Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Оклендер была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, госпитале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове, тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой. Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точных и открытых образов из реальной практики.

К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрослого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить куда-то. В. Оклендер однозначно отвечает на вопрос, «увеличивать ребенка» или «уменьшаться самому». Она вылезает из окна и садится ицзать рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психотерапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель измира взрослых, и взрослые - больше не карательный отряд и не миссионеры просвещения.

…Мне памятны несколько похожих душераздирающих психодрам непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала «детсадовская тематика»: малые, не отомщенные и не оплаканные насилия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые проявления садизма, глупости, необученность тех, кто работает с детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не видимых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых воспитательниц и других «жестких» специалистов по детству - с ними обращались так же. Но развернуть и показать другой подход - культурная миссия книги.

О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак - в своей книге «Как любить ребенка». Сегодня то, что было прозрением святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеяться, что изложенное в книге В.Окленде? когда-нибудь станет общим местом.

В заключение хочется поблагодарить Ф.Б. Березина, Е.Д. Соколову, Е.А. Спиркину, а также Академическую школу профессиональной психологии - «крестных» книги, так много сделавших для ее появления и подаривших радость встречи с ней, которую, надеюсь, разделят читатели.

Леонид Кроль

в формате PDF. Вход / Регистрация

Скачать книгу Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии»

в формате DOC. Доступно только зарегистрированным пользователям сайта

Описание: Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрослые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и видится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, главное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим маленьким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми со своих «насиженных мест», - как гайки с металлолома, части аппликаций и рисунков.
В чарующе простой и одновременно энциклопедически подробной книге «Окна в мир ребенка» говорится о детстве счастливом, в котором любят и играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, - не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней -- у автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью, иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и профессиональных гостей.
Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Окленде? была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, госпитале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове, тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой. Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точных и открытых образов из реальной практики.
К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрослого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить куда-то. В. Окленде? однозначно отвечает на вопрос, «увеличивать ребенка» или «уменьшаться самому». Она вылезает из окна и садится ицзать рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психотерапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель из мира взрослых, и взрослые - больше не карательный отряд и не миссионеры просвещения.
...Мне памятны несколько похожих душераздирающих психодрам непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала «детсадовская тематика»: малые, не отомщенные и не оплаканные насилия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые проявления садизма, глупости, необученность тех, кто работает с детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не видимых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых воспитательниц и других «жестких» специалистов по детству - с ними обращались так же. Но развернуть и показать другой подход - культурная миссия книги «Окна в мир ребенка».
О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак - в своей книге «Как любить ребенка». Сегодня то, что было прозрением святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеяться, что изложенное в книге В.Окленде когда-нибудь станет общим местом.

РЕБЕНКА

Руководство

по детской психотерапии

Перевод с английского

под редакцией

Ф.Б. Березина, Е.А. Спиркиной, Е.Д. Соколовой

Violet Oaklander

WINDOWS TO OUR CHILDREN

The Gestalt Journal Press

Независимая фирма "Класс"

Текст обложки:

Вайолет Оклендер – доктор психологии, специалист по семейному, детскому консультированию, гештальт-терапии. Обучает профессионалов, работающих с детьми и подростками, в США и других странах мира. Занимается частной практикой и супервизией детских и подростковых терапевтов.

Ее уникальный подход объединяет гештальт-терапевтическую теорию, философию и практику и завоевал международное признание.

Книга «Окна в мир ребенка» переведена на шесть языков.

В правую колонку:

«Притворись, что ты снежная баба. Тебя вылепили дети, и теперь они ушли, оставив тебя одну. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

В. Оклендер

«Окна в мир ребенка»

Оклендер В.

Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма “Класс”, 1997. - 336 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN 5-86375-080-4 (РФ)

Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны технические приемы, дающие возможность проявиться фантазии ребенка: рисование, поделки, сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кинестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматриваются проблемы школы и обучения.

Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей, педагогов, родителей и всех, кто интересуется психологией ребенка и взаимоотношениями с детьми.

ISBN 5-86375-080-4 (РФ)

 1988 V. Oaklander

 1997 Независимая фима“Класс”, издание, оформление

 1997 С.Б.Шерстнева, О.В.Орлова, перевод на русский язык

 1997 Л.М. Кроль, предисловие

 1997 А.А. Кулаков, обложка

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

www.psybooks.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”

КАК ЖЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?

Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрос­лые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто проводит с ними много времени.

В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и ви­дится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, глав­ное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим ма­леньким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми со своих "насиженных мест", - как гайки с металлолома, части ап­пликаций и рисунков.

В этой чарующе простой и одновременно энциклопедически подробной книге говорится о детстве счастливом, в котором любят и играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, - не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней -- у автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью, иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и про­фессиональных гостей.

Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Окленде? была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, гос­питале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове, тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой. Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точ­ных и открытых образов из реальной практики.

К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрос­лого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить куда-то. В. Окленде? однозначно отвечает на вопрос, "увеличивать ребенка" или "уменьшаться самому". Она вылезает из окна и садится ицзать рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психоте­рапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель измира взрослых, и взрослые - больше не карательный отряд и не мис­сионеры просвещения.

Мне памятны несколько похожих душераздирающих психо­драм непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала "детсадовская тематика": малые, не отомщенные и не оплаканные на­силия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые проявления садизма, глупости, необученность тех, кто работает с детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не види­мых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых вос­питательниц и других "жестких" специалистов по детству - с ними обращались так же. Но развернуть и показать другой подход - куль­турная миссия книги.

О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак - в своей книге "Как любить ребенка". Сегодня то, что было прозре­нием святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеять­ся, что изложенное в книге В.Окленде? когда-нибудь станет общим местом.

В заключение хочется поблагодарить Ф.Б. Березина, Е.Д. Соко­лову, Е.А. Спиркину, а также Академическую школу профессиональ­ной психологии - "крестных" книги, так много сделавших для ее по­явления и подаривших радость встречи с ней, которую, надеюсь, раз­делят читатели.

Леонид Кроль

ВВЕДЕНИЕ

Дебби (9 лет):

Как тебе удается делать так, что люди чувствуют себя лучше?

Что ты имеешь в виду? -я явно прикидываюсь, что не пони­маю.

Ну, когда люди видят тебя, они чувствуют себя лучше. Как тебе это удается? Это трудно? и, - Это звучит так, как будто ты чувствуешь себя лучше. - Да! Я чувствую себя лучше. Как это вышло? Почему? » Я пускаюсь в пространные объяснения о том, как побудить лю­дей рассказывать о своих чувствах, как это делаю я, как я добилась этого с ней и наконец я говорю: «Дебби, собственно говоря, я не знаю наверняка, как на самом деле это происходит».

Я знаю, что такая книга нужна, потому что каждый раз, заходя в книжный магазин, я искала ее. Однажды я поняла, что просто ищу подтверждения тому, что знают моя голова и сердце о детской психотерапии, тому, о чем я говорила в классах и группах.

Эта книга написана для всех, кто работает и живет с детьми: консультантов и психотерапевтов, которые заняты поисками новых способов работы с детьми; учителей, которые понимают, что чувства ребенка играют важную роль в его обучении; родителей, которые хотят найти пути стать ближе своим детям; тех, кто, возможно, интересуется процессом взаимоотношений терапевта с ребенком; тех, кто, работая в области психологического здоровья, избегает работать с детьми и подростками не потому, что не любит их а потому, что испытывает потребность лучше знать, как этим зани­маться. Эта книга написана также для тех взрослых, которые, воз­можно, пожелают установить контакт со своими детьми, чтобы лучше понять самих себя.

Я надеюсь, что все, представляемое здесь,: мое волнение, моя работа, мои мысли и мои маленькие клиенты-пройдут перед вами на этих страницах и не оставят вас равнодушными

НЕЗАВИСИМАЯ
ФИРМА
Violet Oaklander
WINDOWS
TO OUR CHILDREN
The Gestalt Journal Press
Вайолет Оклендер
ОКНА В МИР
РЕБЕНКА
руководство
по детской психотерапии
Перевод с английского
под редакцией
Ф.Б. Березина, Е.А. Спиркиной, Е.Д. Соколовой
Макет изготовлен при финансовой помощи
Акционерного общества

Москва
Независимая фирма "Класс"
1997
Оклендер В.
050 Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии
/Пер. с англ.- М.: Независимая фирма "Класс", 1997.-
336 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней
рассматриваются подходы к проникновению во внутренний пир ребенка, типич-
ные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны техниче-
ские приемы, дающие воэможность проявиться фантазии ребенка: рисование, по-
делки. сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кп-
нестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и
различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы
поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оценциаются
взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматрива-
ются проблемы школы и обучения.
Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей,
педагогов, родителей и всех. кто интересуется пси.хологией ребенка и взаимоот-
ношениями с детьми.
ISBN 5-86375-080-4 (РФ)
c 1988 V. Oaklander
c 1997 Независимая фирма "Класс",
издание, оформление
c 1997 С.Б.Шерстнева, О.В.Орлова.
перевод на русскип язык
c 1997 Л.М. Кроль, предисловие
c 1997 А.А. Кулаков, обложка
Исключительное право публикации па русском языке принадлежит
издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или
его фрагментов без разрешения издательства считается противоправ-
ным и преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии
можно приобрести, обратившись по адресу:
103064, Москва, а/я 373, "Психология
КАК ЖЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?
Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрос-
лые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых
взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто
проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из
гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и ви-
дится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, глав-
ное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим ма-
леньким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными
выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми
со своих "насиженных мест", - как гайки с металлолома, части ап-
пликаций и рисунков.
В этой чарующе простой и одновременно энциклопедически
подробной книге говорится о детстве счастливом, в котором любят и
играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, -
не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней -- у
автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью,
иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и про-
фессиональных гостей.
Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Оклендер
была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, гос-
питале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове,
тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой.
Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точ-
ных и открытых образов из реальной практики.
К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы
с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрос-
лого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому
удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить
куда-то. В. Оклендер однозначно отвечает на вопрос, "увеличивать
ребенка" или "уменьшаться самому". Она вылезает из окна и садится
играть рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную
чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психоте-
рапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель из

мира взрослых, и взрослые - болыле не карательный отряд и не мис-
сионеры просвещения.
...Мне памятны несколько похожих душерачдирающнх психо-
драм непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала
"детсадовская тематика": малые, не отомщенные и не оплаканные на-
силия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более
страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые
проявления садизма, глупости, необученности тех, кто работает с
детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не види-
мых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и
патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых вос-
питательниц и других "жестких" специалистов по детству с ними
обращались так же. Но развернуть и показать другой подход куль-
турная миссия книги.
О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак
-- в своей книге "Как любить ребенка". Сегодня то, что было прозре-
нием святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть
воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеять-
ся, что изложенное в книге В.Окленде? когда-нибудь станет общим
местом.

В заключение хочется поблагодарить Ф.Б. Березина, Е.Д. Соко-
лову, Е.А. Спиркину, а также Академическую школу профессиональ-
ной психологии - "крестных" книги, так много сделавших для ее по-
явления и подаривших радость встречи с ней, которую, надеюсь, раз-
делят читатели.

Леонид Кроль

ВВЕДЕНИЕ

работать с детьми и подростками не потому, что не любит их а
потому, что испытывает потребность лучше знать, как этим зани-
маться. Эта книга написана также для тех взрослых, которые, воз-
можно, пожелают установить контакт со своими детьми, чтобы
лучше понять самих себя.

Я надеюсь, что все, представляемое здесь: мое волнение, моя
работа, мои мысли и мои маленькие клиенты - пройдут перед вами
на этих страницах и не оставят вас равнодушными.

Глава I
ФАНТАЗИЯ

я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие.
Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь
из того, что произойдет в путешествии. Теперь я хотела бы, чтобы
вы расположились как можно удобнее и закрыли глаза. Когда вы
закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите
себя. Это то, что я называю вашим пространством. Вы владеете та-
ким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вы
находитесь, но обычно не замечаете этого. При закрытых глазах вы
можете почувствовать это пространство - в нем находится ваше тело
и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше про-
странство. Обращайте внимание на то, что будет происходить с ва-
шим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части
тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за
всем телом от головы до кончиков пальцев. Как вам следует ды-
шать? Делать глубокие вдохи или дышать поверхностно и быстро?
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас сделали пару глубоких вдохов.
Делайте шумный выдох: "Хаааааах". Отлично. Сейчас я расскажу
вам маленькую историю и приглашу вас совершить воображаемое
путешествие. Представляйте, что мы идем вместе. Мысленно вооб-
ражайте то, о чем я расскажу вам, и замечайте, как вы будете чу-
вствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то,
будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет.
Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно
его продолжать. Просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если
хотите, и следите за тем, что происходит.
Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас
деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву.
Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и
дикие растения. Вы проходите по тропинке. По сторонам от нее
скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький
зверек, наверное, кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете, что
тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору.
Когда вы добираетесь до вершины горы, вы присаживаетесь на

В. Окленде?. Окна в мир ребенка

Глава 1. Фантазия

Большой камень, чтобы отдохнуть. Вы смотрите вокруг себя. Светит
солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину высится
другая гора. Вы можете видеть, что в горе пещера, и вам хочется
попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и
вам хочется стать птицей. Внезапно, поскольку это ваши фантазии,
а в мечтах всё бывает, вы осознаете, что можете превратиться в пти-
цу. Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете
летать. Вы взлетаете и легко перелетаете на другую сторону. (Пауза,
чтобы дать время для полета).
На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь
превращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход
в пещеру, и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и
оказываетесь в пещере. Когда вы попадаете внутрь пещеры, вы про-
хаживаетесь, рассматривая стены, и вдруг замечаете проход-коридор.
Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из
которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы
стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и ока-
жетесь по другую сторону. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш
дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, которое
узнаете вновь, место, о котором вы мечтаете, место, которое нравит-
ся вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, место
внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого не узнаете до тех пор,
пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было, это будет ваше
место.
Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осмотри-
тесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если
вы ничего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что
находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых
вы знаете или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь
никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте. Отмечайте, как вы
себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хоро-
шо? Посмотрите вокруг себя, походите. (Пауза).
Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в
нашей общей комнате. Я хотела бы, чтобы, когда вы откроете глаза,
вы взяли бумагу, карандаши, краски с кистями или пастель и нари-
совали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста, не
разговаривайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то ска-
зать, пожалуйста, делайте это шепотом. Если вам не хватает нужного
цвета, тихо подойдите и возьмите то, что вам нужно, или одолжите
это у кого-нибудь. Нарисуйте место, которое вы представили себе,
как можно лучше. Если вам захочется, вы можете отразить ваши
чувства по отношению к этому мету, используя цвет, различные
формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом

месте, где и каким образом - с помощью формы, цвета и символов.
Я могу ничего не узнать о вашем месте, глядя на вашу картинку, но
вы должны быть готовы объяснить мне. Положитесь на то, что вы
увидели, когда открыли дверь, даже если это вам не понравилось. У
вас будет около 10 минут. Как только вы почувствуете, что готовы,
можете начинать>.
Подобное фантазирование требует рассказа соответствующим
голосом. Рассказ ведется медленно, с большим числом пауз, чтобы
дать детям возможность представить себе вещи, которые я в рассказе
прошу делать. Я часто сама закрываю глаза и сама прохожу через во-
ображаемые события, когда рассказываю о них. Я провожу такие за-
нятия с рисованием воображаемых событий как с отдельными деть-
ми, так и с группой лиц самого различного возраста, начиная от
детей семилетнего возраста и кончая взрослыми. Вот несколько при-
меров в представлении детей и мои объяснения того, как я
работаю с ними.

Детский рисунок, представленный здесь (рис. 1), является ори-
гиналом. Наиболее важные детали выделены ручкой или каранда-
шом для большей четкости.
Линда, 13 лет, нарисовала спальную комнату, в которой помес-
тила кровать, стол, кресло, трех собак на полу и картину на стене с
изображением собаки. Картинка была сделана очень аккуратно.

В. Оклендер. Окна в мир ребенка

В ней было много свободного пространства. Линда описала свою
картинку. Так как она находилась в группе, другие дети задавали ей
вопросы типа: - и она им отвечала. Я попросила
Линду выбрать на картинке что-нибудь, чем она хотела бы быть.
Она выбрала собаку на картине, висящей на стене. Я попросила
ЛИНДУ поговорить, как собака с картинки, и сказать, на кого она по-
хожа и что она делает. Она описала себя: стены>. Я спросила ее, как она себя чувствует, находясь там, наверху

На стене.
Линда. Я чувствую себя одинокой, совсем одинокой. Мне не
нравится смотреть, как играют те собаки.
Я. Поговори с собаками там, внизу, и скажи им об этом.
Линда. Мне не нравится, находясь здесь, наверху, смотреть,
как вы играете. Я бы хотела спуститься со стены и присоединиться
к вам.
Я. Неужели ты, Линда, девочка, чувствуешь себя так, как будто
ты собака с картинки?
Линда. Да! Та собака - это действительно я. Я всегда чувствую
себя так, будто я в стороне.
Я. Я хотела бы знать, чувствуешь ли ты себя так же здесь и
сейчас.
Линда. Да, я чувствую себя так же и здесь. Но сейчас, может
быть, не так сильно.
Я. Что ты делаешь здесь такое, что позволяет тебе чувствовать
это не так сильно сейчас?
Линда (очень задумчиво). Да, я делаю что-то. Я не просто сижу
здесь без дела, а гляжу подобно той собаке на стене.
Я спросила Линду, что написать на ее картинке, чтобы наилуч-
шим образом характеризовать ее.
Ливда. Я бы хотела спуститься со своей стены и присоединиться
к ним.
Я часто прошу детей предложить мне надпись к их картинке. Их
предложения часто в сжатой форме резюмируют их положение в
реальной жизни. Предоставить Линде канал, позволяющий ей лучше
осознать свое место в жизни, быть способной владеть ситуацией -
это моя задача. Вместе с возрастающим осознанием приходит воз-
можность изменений. На этом этапе работы Линда не только выска-
зала вслух свое чувство одиночества и изоляции, но позволила себе
выразить и нечто другое: желание присоединиться. Более того, я
думаю, это проложило дорогу к тому, что она смогла взять на себя
ответственность за свою жизнь, что она смогла что-то предпринять
в отношении своего одиночества.

Глава 1. Фантазия

Томми, 8 лет, нарисовал картинку (рис. 2) с изображением
младенца Иисуса, Марии и волхвов, приносящих дары (это было
незадолго до Рождества). После того как он описал свою картинку,
я попросила его лечь на подушки и побыть младенцем. Я сказала,
что другие дети будут волхвами, а я - богоматерью. Мы разыграли
маленькую сценку подношения даров и говорили о чудесном мла-
денце. Моя собственная восторженная выдумка послужила хорошей
моделью для других детей. Томми оставался очень спокойным.
Когда он праздно лежал на подушках, тело его расслабилось и без-
мятежная улыбка на лице свидетельствовала о полнейшем блаженст-