Очень переживаю из за оценок. Стрессы из-за учебы

День рождения

Поступление в вуз - сложная задача, на реализацию которой уходит много сил, времени и нервов. Однако после того, как вы получили заветный студенческий билет, часто выясняется, что всё последующее будет никак не легче. Принципиально другая система получения знаний и контроля их усвоения (по сравнению со школой) и просто огромные объемы работы часто приводят к проблемам с учебой и даже с психологическим равновесием. Надо признать, что иногда подобные печальные истории заходят совсем далеко. «Где учиться и работать» поговорил с Артемом Шапиро, практикующим психологом, президентом Ассоциации практических психологов «ГИПНАРТ», действительным членом Европейской академии естественных наук и почетным доктором Российской академии естествознания. Обсудили ненужный перфекционизм, взрослую ответственность за свою жизнь и образование и постарались узнать ответ на вопрос: что делать, если ваш ребенок плохо учится.

- Для начала дайте, пожалуйста, обзорный комментарий по поводу психологических проблем с учебой. Кажется, с этим сталкиваются все, от троечников до отличников. При этом кто-то страшно переживает и даже уходит из университета, а кто-то спокойно справляется. Насколько это зависит от самого человека, а насколько - от обстоятельств?

- Да, действительно, многие молодые люди сталкиваются со сложностями в учебе. Причины этого могут быть самые разнообразные. Однако чаще всего это проблемы с самоорганизацией. Студент затягивает с подготовкой к экзаменам, не выполняет заданий вовремя. Все это, кстати, может быть следствием незавершенного подросткового кризиса. Не все, окончив школу, знают, чем хотят заниматься в будущем, поэтому выбирают профессию под влиянием родителей, а не исходя из собственных желаний. Это приводит к детскому отношению к учебе и сопротивлению взрослой жизни.

Один мой хороший знакомый говорил, что институт - это не школа, за 11 лет не закончишь. Именно психологическая неготовность к взрослой жизни, неумение общаться со сверстниками выливаются во множество проблем в учебе.

Конечно, обстоятельства тоже не стоит сбрасывать со счетов. Если приходится поступать в университет другого города и начинать жить самостоятельно, вдали от родителей и друзей, это действительно тяжело. Дополнительная сложность - совмещение учебы с работой. Ведь студентам зачастую приходится зарабатывать себе на жизнь самостоятельно…

Однако я считаю, что от человека действительно зависит многое. Постарайтесь настроить себя на то, что университет - это не только овладение профессией, но и некий переходный этап к взрослой жизни. Это отличная возможность научиться преодолевать трудности, выстраивать отношения в коллективе, брать на себя ответственность за собственную судьбу. Эти умения пригодятся не меньше, чем профессиональные навыки. Такой взгляд на проблемы в обучении позволит психологически легче и спокойнее справиться со сложностями. Ведь это всего лишь еще одна из ступеней взросления.

- Какие основные причины для переживаний можно выделить? Что чаще всего встречается? Насколько это связано с воспитанием ребенка, общим климатом в семье?

- Переживания могут быть связаны и с оценкой студента преподавателем, и с отношениями в коллективе. Безусловно, важна и самооценка самого студента. Все переживания сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности, предыдущего опыта и упомянутого вами климата в семье. Но можно всю жизнь зависеть от чьего-то мнения, а можно развивать уверенность в себе, то есть начинать меньше ориентироваться на сторонние оценки, при этом прислушиваться к ним, но не считать чем-то сверхважным.

Мы уже говорили о психологическом взрослении, и это один из необходимых его этапов. Оценки в зачетке тоже не отражают вашего потенциала и способностей. Известны ученые, которые были далеко не лучшими учениками, и это не помешало им добиться высот в науке. Не придавайте этому слишком большого значения - и вы сможете избежать излишне сильных переживаний.

- Что все-таки делать, если ты оказался в ситуации «мамочки, у меня пять зачетов на этой неделе, я ни к чему не готов - как не сойти с ума»?

- Прежде всего - успокоиться. От зачетов с ума не сходят, а вот от сильных волнений и переживаний весьма страдают. Лучше сосредоточиться на ближайшем зачете и постараться быть к нему максимально готовым. Решать проблемы по мере их поступления в данном случае - хорошая стратегия. Помните поговорку «Глаза боятся, а руки делают»? Скорее всего, все окажется не таким уж страшным, как кажется. Тем более что все мы обладаем гораздо большими возможностями и ресурсами, чем сами думаем. Мой опыт проведения онлайн-тренинга раскрытия внутренних психологических ресурсов человека показывает, что его участники проблемы с учебой решают значительно легче и быстрее. Это говорит о том, что все мы обладаем достаточным потенциалом для этого. И чем спокойнее вы будете, тем больше этот потенциал сможет проявить себя.

- Что вы могли бы посоветовать родителям, которые вдруг выяснили, что их сын/дочь учится не так успешно, как они рассчитывали? Какие классические ошибки делают мамы и папы?

- Весьма поучительна история про Томаса Эдисона, которого в школе считали ограниченным и даже называли слабоумным, неспособным к учебе. Его мать стала обучать Томаса самостоятельно на дому. Как вы знаете, Эдисон стал одним из величайших изобретателей. Так что мой основной совет родителям: сохранять веру в своих детей и делать все, чтобы дети сами в себя поверили.
Расскажу и трагическую историю. Студентка, не сдав экзамена, покончила с собой. Она опасалась, что родители в ней разочаруются. Конечно, родители все отдали бы, чтобы видеть своего ребенка живым и здоровым. Да и какая разница, окончила бы она вуз или нет. Сделайте так, чтобы ваши дети знали, что вы их любите и цените независимо от успехов или неудач.

- Как избежать безумного перфекционизма по поводу учебы и спокойно работать в своем темпе, не загоняя себя в угол?

- Это сейчас очень модная тема. И, конечно, в Интернете можно найти множество рекомендаций психологов о том, как облегчить жизнь перфекционисту. Значительную часть нашей беседы мы посвятили взрослению. Еще один его аспект, который поможет перфекционисту, - это осознание несовершенства нашей земной жизни. Постоянное стремление к идеалу может обернуться значительным психологическим перенапряжением. Также оно может вылиться в откладывание на потом выполнения учебных заданий из-за неуверенности в их безупречном исполнении. Тем не менее перфекционизм имеет и положительные стороны, если научиться использовать стремление к совершенству разумно. Ставьте перед собой конкретные сроки выполнения заданий. Ведь к идеалу можно стремиться бесконечно, а вам нужно приучить себя к дисциплине. Чтобы работать в своем темпе, не загоняя себя в угол, составьте график учебы, подготовки к сессии. И не забудьте включить в этот график время для отдыха.

Беседовала Анна Глебова

Как научиться не переживать из-за учебы?

    Вас здесь все в основном стараются убедить, что вы напрасно переживаете. В общем-то они правы, но на вопрос дан только один ответ - что надо совершенства добиваться. Это, действительно, поможет меньше волноваться. И если у вас будет что-то еще важное, кроме учебы, оно оттянет на себя часть эмоций, и тем снизит тревожность по поводу оценок и зачетов. К слову сказать, в школе была завуч, которая вела биологию. до сих пор с неприязнью ее вспоминаю. Она никогда не ставила пятерок, утверждая что на 5 не знает даже она. Вот так. Спорить мы не смели, хотя даже троечники знают, что для оценок есть критерии, и для отличных не требуется быть Господом Богом.

    Если все в порядке, то и переживать нет причины. А если переживаете, значит есть на то причина. Удалите эту причину и живите спокойно.

    Ой,ну и что это за неудачи? Оценки что ли? Не гонитесь за ними,знания вколачивайте в голову. Я дочь свою никогда не ругала за оценки,т.к. главное для не были знания. А оценки - блеф. С дочкой в школе золотая медалистка училась,которая до сих пор пишет лудьше, и английский знала на трояк(а моя дочь свободно говорит на английском-много самостоятельно занималась). Озаботьтесь прочными знаниями и не переживайте. Вон у меня дочка на днях курсовик защищала,сделанный от начала до конца самостоятельно - 95 % оригинальности,ей 4 поставили, а сокурсницы купили - им 5. Что теперь удавиться что ли? Да только эти пятерочницы спят и видят,как скорее корочку бакалавра получить и домой свалить в регион. А мою дочь ждут в магистратуре,она участница научных конференций с дипломами 1 степени, она получает знания,а не корочку. Послушайтесь моего совета и не переживайте по пустякам.

    Не надо так дальше строить свою жизнь, всегда будут какие то вопросы, которые придется решать, находить выход из ситуация, так что ж теперь, все нервы себе истрепать! Выполняйте все задания, когда знаешь предмет, то уверенность приходит сама собой, даже если чего не знаете, не надо бояться, ну не убьют же вас!

    Не стоит. Учеба не самое главное в жизни, в жизни главное-жизнь своих близких и родных

    Если что то не получается в учбе в школьные годы или даже в институте или ещ в каком то учебном учреждении, не стоит сильно расстраиваться, Жизнь всему научит! Если преподаватели ставят низкую оценку, а ты уверен(а) что ты знаешь на хорошо или отлично, то это ты уже должна доказывать сама себе, это твоя жизнь и ты должен(на) сам(а) решать как тебе жить и кем тебе БЫТЬ.! А нервы портить себе из за это, просто не стоит!! Жизнь прекрасна и без похвалы учителей, тем более если не ценят учащегося по его уму.

    Вспомните свои школьные годы. Сколько было напрасных волнений?

    Вспоминайте конкретные отдельные случаи. Переживайте их заново. Попробуйте спрогнозировать, что такого страшного случилось бы, если бы Вы в тот раз не выучили? И Вы поймете, что НИЧЕГО.

    Я - почти отличница в школе и почти двоечница в университете. Так вот мне гораздо более полезен по жизни опыт двоечницы: отвечать на вопросы, не выучив тему, участвовать в переговорах без длительной подготовки. Подготовить большой отчет за одну ночь и т.д. А что у меня в зачетке стояло - теперь уже не важно.

    Учеба - волнительный момент, это и сдача зачетов, экзаменов, во время которого каждый немного испытывает стресс, потому что многое зависит от того, как сдать экзамены. От этого зависит дальнейшая учеба и окончание обучения.

    Не удивительно, что волнительно, потому что каждый волнующий момент - это небольшой стресс.

    Стресс, если его немного стимулирует. Например, перед подготовкой к учебе в результате стресса мобилизуются силы и ученик/студент с этими силами и высвободившимися энергетическими дополнительными возможностями и резервами упорно штудирует предмет перед экзаменом. Только не хорошо, если стресс затягивается. Окончив обучения и стоя перед дверьми кабинета, где сдают экзамены, следует взять себя в руки, успокоится, это поможет собраться и хорошо сдать предмет.

    Если стресс затягивается, входит в привычку, то надо учиться быть спокойнее, ко всему относиться спокойнее, потому что учеба в жизни не стоит никаких нервов, никакого чрезмерного напряжения.

    Стоит выполнять упражнения на расслабление, для учебы - свое время, а сделав дела освободиться и отдыхать, хорошо питаться и высыпаться, не придавать значения некоторым моментам чрезмерно и более адекватно реагировать, контролировать своими силами.

    Учеба часто нервный момент, не стоит зацикливаться на этом.

    Нужно понять, что беспокойство приносит только вред. Учебу, да и другие виды деятельности, надо планировать, разбивая на доступные в исполнении этапы, с указанием реальных сроков. Концентрироваться нужно именно на этих этапах.

    Лучший способ перестать волноваться по какому либо делу - это взять его под полный контроль. А для этого просто напросто надо стать профессионалом в своем деле.

    Конечно, это не дает стопроцентной гарантии, учитывая тот факт, что есть люди (начальники, преподаватели, чиновники, судьи и т.д.) которые приложат все усилия, чтобы опустить человека. Но здесь уже следует пытаться жаловаться вышестоящим инстанциям. Хотя и это не гарантия. Правда, увы, достижима не всегда. иногда приходится признать сво поражение.

    Когда я училась в институте, тоже постоянно переживала из-за оценок. У меня есть одна тройка, по экономической теории. И в свое время я даже хотела пойти и сдать экзамен повторно.

    Сейчас же одновременно с улыбкой и грустью вспоминаю это. Во-первых, вышло так, что ни один работодатель не посмотрел на дополнение к моему диплому. Было только важно, что сам диплом есть, а оценки не играли даже второстепенную роль. Практический опыт ценился в разы больше. Во-вторых, оказалось, что я потратила кучу времени на переживания из-за оценок. А ведь это время я могла посвятить изучению чего-либо интересного. Или даже банальным прогулкам. Ведь когда выходишь на работу, времени становиться меньше. И глупо сейчас сидеть и переживать о том, что с огромной вероятностью не повлияет на дальнейшую жизнь.

    И последнее. Оценки ставят по некому стандарту. И не вписываться в этот стандарт - не значит плохо понимать предмет. Пытайтесь получить знания, пытайтесь применять их в жизни. А оценки оставьте для других.

    Поверьте все ваши неудачи в учбе ничего не стоят. Не нужно на них зацикливаться,а нужно зацикливаться на саморазвитии. Большее количество информации школьной не пригодится,а вот то что вы будете сами вычитывать, изучать вам пригодится(вы же сами захотели этого). В итоге не стоит обращать столько много внимания на не успехи в учбе, а лучше на успехи в саморазвитии(допусти поставили себе планку сколько нужно читать и читаете). Удачи!

Здравствуйте, меня зовут Лена, мне 15 лет. У меня есть проблема - я слишком переживаю из-за оценок. Я всегда училась и сейчас учусь на одни пятерки, мои одноклассники уважают меня и уверенны, что я знаю все и всегда. В последнее время получить какую-либо другую оценку, даже четверку, для меня как катастрофа - я очень расстраиваюсь, плачу и еще долго думаю о том, что могла бы получить 5, а получила другую отметку. В начале февраля я долго болела и, естественно, придя в школу, мне было немного сложно вернуться в русло, поскольку много материала было пропущено, из-за этого я получила несколько четверок. И хоть сейчас я наверстала программу, я практически не поднимаю руку на уроках, даже если знаю верный ответ на вопрос, потому что мне все равно кажется, что он неправильный, я опозорюсь, и над мной все будут смеяться. Я очень сильно нервничаю на проверочных и контрольных работах или когда отвечаю у доски, из-за этого начинаю запинаться и нервничать еще больше, т.к. мне начинает казаться, что я ошибаюсь с ответами и отвечаю неуверенно. Подскажите, что я должна сделать, чтобы не волноваться так сильно?


я слишком переживаю

Елена, желательно разобраться с теми страхами , которые скрываются за этим - http://psiholog-dnepr.com.ua/terapiya-strakha

Когда страхи перестанут занимать в Вашей жизни первое место, появится уверенность и вера в свои силы - http://psiholog-dnepr.com.ua/be-your-own-therapist/diary-confidence

С ув., Киселевская Светлана, магистр, психолог - очно, скайп, телефон

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Елена! Ваши сложности понятны было бы неплохо проработать ваше негативное состояние. Я приглашаю вас на свой сайт, давайте я вам сброшу одну из своих статей. Удачи*

Страх публичных выступлений Опубликовано в Статьи | Февраль 2, 2014

В этой статье я хочу рассказать вам, что может скрываться за этой проблемой. И показать, как легко можно решить то, с чем человек живет долгие годы.

Эта проблема коснулась и моей клиентки из Москвы, успешной и реализованной в работе девушки, занимавшей хорошую должность. По роду своей деятельности ей приходилось выступать на публике, и тут начинались уже проблемы.

Итак, первая проблема называлась «боюсь быть осмеянной». И основное воспоминание шло из возраста клиентки 11 лет, когда она, будучи школьницей, вместе с другими детьми должна была выступать на школьном мероприятии и танцевать. Но танец был подготовлен плохо, и произошел конфуз.

Девушку эта ситуация не отпускала до сих пор. Сейчас мы вытащили зажим, который в ней жил все эти годы.

Далее я, как опытный психолог , смоделировала её состояние при публичном выступлении, и выяснилось, что идет реакция по телу. Она сказала следующее: «я зажимаюсь, отсюда крутит живот, идет бурчание». Я спросила ее, что же ей надо вместо этого, и она ответила: «открытость, и интерес к публичным выступлениям».

Получив это, мы вновь подключились к телу, и клиентка ощутила следующую проблему: что-то защемило в груди, она вытащила из себя виртуальную скрепку. Когда я спросила: кому это принадлежит? Она ответила — *маме*, тут все было понятно, мы даже не стали разбирать эту ситуацию, так как это был кусочек какого-то родительского предписания, и он ушел легко, потому что вместо этого клиентка заполнила себя, сказав следующее: «больше любви к себе и восхищения собой».

И последнее состояние, которое мне предстояло разобрать, как хорошему психологу было следующим: сухость во рту: «Не могу говорить, шепелявлю. Я помню ситуацию, когда я должна была выступать перед жюри, их было 12 человек, и я так разволновалась, что все это заметили, и предложили мне стакан воды, чтобы я успокоилась».

Здесь все было уже легко и просто, мы убрали это состояние, внеся позитивные изменения, наполнив девушку верой в успех.

И при дальнейшей проверке - репетиции её нового поведения, стало понятным, что проблема полностью исчерпала себя.

Афанасьева Лилия Вениаминовна, психолог Москва

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

К маю родительская тревога по поводу школьной аттестации достигает апогея. Дети уже устали от занятий и думают о каникулах. Взрослые устали ещё больше: позади тяжелая зима, бессонные ночи, подготовка детей к контрольным… И вот, когда перед концом учебного года остался последний рывок, нервы начинают сдавать.

«Летидор» попросил психолога Алину Алексанянц рассказать родителям, как справиться со своими эмоциями и что действительно важно сделать, если беспокоят оценки школьника.

Апрель в самом разгаре, не за горами май. И, конечно, на детей градом сыпятся оценки, оценки, оценки... За четверть, а потом за год.

В наше время школьники чаще слышат от родителей: «Неважно, какие оценки ты получаешь, важны знания». Но детские четверки, тройки, а тем более двойки продолжают оставаться для взрослых красной тряпкой для быка. Как же пережить годовую аттестацию?

Оценка - сильный раздражитель для родителя. Она вызывает эмоции. Пять - прекрасно, радость, два - разочарование, недовольство.

Реагировать на оценки - значит, закреплять зависимость от них, повышать их важность.

Не реагировать - проявлять безразличие и пускать всё на самотёк. Оба варианта, как правило, родителей не устраивают. Что же делать?

Вернуться к знаниям, которые получает ребёнок.

Как только вы будете смотреть на знания, а не на оценки, ваше восприятие изменится. Каждая оценка будет хороша, потому что она показывает срез знаний, практических навыков (хотя нужно помнить, что и это относительно). Ребёнок может получить двойку вовсе не из-за того, что не выучил тему. В момент ответа он мог плохо себя чувствовать или переживать, например, из-за ссоры с другом или из-за ссоры между родителями. В конце концов, он мог устать и отвлечься. Как же родителям правильно реагировать на разные оценки?

Пять - хорошая оценка, говорит о том, что ученик здорово разобрался в материале. Ему помощь, как правило, не нужна.

Четыре - хорошая оценка, говорит о том, что ребёнок разобрался в материале, но что-то не понял или отвлекся на уроке. Здесь позиция родителя такова: «Если нужна помощь - я здесь».

Тройка - хорошая оценка, говорит о том, что в этой теме нужно еще разбираться, материал не усвоен. Позиция родителя: «Какая нужна помощь?».

Двойка - хорошая оценка, говорит о том, что эта тема пролетела мимо или у школьника есть сложности, которые связаны не только с учебой. Ваша реакция: «Я готов тебе помочь».

Когда родители начинают видеть что-то помимо оценок в дневнике, предметом разговора становятся сама учеба и знания, которые получает или не получает ребенок, поиск причин не усвоенных знаний и нахождение способов исправить положение.

Пусть школа не портит ваши отношения. Школьные годы заканчиваются, а отношения - на всю жизнь.

Читайте в другой нашей статье, как сделать так, чтобы ребёнок учился в школе с удовольствием .