Содержание
По законодательству Российской Федерации граждане, которые являются специалистами, работающими в определенных профессиональных областях, занесенных в несколько списков, имеют право досрочно получать страховое пособие по старости. Это значит, что они могут раньше выйти на пенсию, не достигая 60 лет (мужчины), 55 лет (женщины) при выполнении некоторых условий.
Льготная пенсия по вредности в 2018 году – это пособие, выплачиваемое из отдельной статьи бюджета Пенсионного Фонда. Она формируется из взносов, перечисляемых, работодателем за сотрудников, работающих во вредных, опасных для жизни и здоровья условиях. Начисления, размеры выплаты регламентированы федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в редакции от 19.12.2016 с изменениями, которые вступили в силу с 01.01.2017 г.
Выход на пенсию по вредности можно осуществить по классификации условий труда, отображенной в ГОСТе (государственном стандарте) 12.0.003-74 от 01.01.1976 г. «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ). На основании документа выделяют четыре группы факторов, оказывающих негативное влияние на организм человека:
Четко подразделяются по характеру воздействия на вредоносные, вызывающие характерные заболевания, опасные, приводящие к травмам и повреждениям. К вредоносным относятся:
Опасные факторы подразумевают взаимодействие с движущимися машинами, механизмами, а также незащищенными подвижными частями производственного, электронного, энергетического оборудования, любые операции, выполняемые с взрывчаткой, обработкой металлов, электрическим током. Остальные группы факторов не имеют четкого разделения, поэтому зависят от конкретных условий могут быть как вредными, так и опасными:
1 января 1976 году к ГОСТу выпустили изменение «№1». Оно добавило новую группу факторов под названием «Нервно-психические перегрузки», к которым относятся:
Взамен данному документу 1 января 2018 года был издан ГОСТ 12.0.003-2015 с лаконичной, расширенной, четкой структурой, что делает его более информативным и удобным для чтения, восприятия. Все вредные, опасные производственные факторы обладают предельно допустимым значением, которое отображено в ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения» от 01.09.1982 г. – с 01.06.2016 ГОСТ 12.0.002-2014.
В 2014 г. правительство РФ (Российской Федерации) приняло постановление № 665, утверждающее список профессиональных областей, занятость в которых относится к вредным, тяжелым, опасным работам. На основании документа перечень вредных предприятий состоит из следующих отраслей:
Льготная пенсия по вредности в 2018 г. кроме № 400-ФЗ от 16.07.2014 г., постановления правительства РФ № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций)» обладает обширной нормативно-законодательной базой, которая состоит из следующих законодательные актов:
На основании постановления №10, №1173 льготную пенсию по вредности в 2018 г. могут получать следующие категории граждан:
Специальная проверка условий труда производиться на основании 8, 9, 10, 11, 12 статьи федерального закона N 426-ФЗ. Для проведения мероприятия работодателем или его представителем формируется комиссия из нечетного количества человека в среднем от 5 до 7 человек. В ее состав включаются представители комитета по охране труда и профсоюзной организации, ряд сотрудников организации.
После создания комиссии руководящим составом компании на фирменном бланке издается приказ о проведении оценки, куда вносится персональная информация, должность председателя и членов комиссии, соответствующие приказы в виде нормированного списка, наименования фирмы, ФИО руководителя организации и его подпись. На основании приказа формируется график проведения работ, где отображается порядковый номер документа, название мероприятия, срок его выполнения. Затем приказ c графиком вывешивают на информационном стенде.
Статья 14 этого же документа отображает классификацию условий трудовой деятельности, на основании, которой существуют четыре класса:
Льготную пенсию по вредности в 2018 году на основании постановлений №10 и №1173, объединяющихся рамками обновленного постановления правительства РФ (Российской Федерации) №665 от 16.07.2014 г., могут граждане, которые осуществляют трудовую деятельность по одной или нескольким специальностям, формирующим списки профессиональных областей №1 и №2.
Перечень (сетка) №1 был сформирован на основании вредных, экстремальных производственных условиях труда, которые могу нанести серьезный или непоправимый вред организму. Льготную пенсию по вредности в 2018 г. по нему могут получить следующие граждане:
Второй список вредности на производстве для пенсии обусловили допустимые и оптимальные условия труда. В него входят следующие профессии:
Отдельным перечнем являются сезонные работы, список которых отображен в постановлении Совмина РСФСР № 381 от 04.07.91 г. К подобным организациям и профессиям относятся:
Мужчинам, которые рассчитывают на получение льготной пенсии по вредности в 2018 г., следует убедиться, что они подходят под следующие критерии:
Термин «общий трудовой стаж» подразумевает суммирование стажа, полученного в рамках работы с вредными условиями труда, и стажа в других профессиональных областях. Только если соблюдены вышеперечисленные критерии, мужчины могут получать пособие на 10 лет раньше, при этом за ними сохраняется на продолжение трудовой деятельности до потери трудоспособности.
Женщинам, рассчитывающим на льготное пособие, следует убедиться, что они подходят под следующие критерии:
Для граждан, которые заняты по профессиям, установленным списком № 2, используются следующие критерии:
Таблица со стажем необходим для досрочного выхода на пособие по списку №2 приведена ниже
Для того чтобы получать льготное пособие, необходимо набрать 30 пенсионных баллов. Гражданин, обратившийся за получением пенсионного начисления, обладает неполным льготным стажем – меньше половины значений, указанных в таблицах, уменьшение пенсионного возраста производиться следующим образом:
На основании закона № 400-ФЗ организация каждый месяц обязана переводить отчисления, равные 22% от суммы заработных плат сотрудников. Процентная ставка подразделяется на следующие составляющие:
Методика носит общий характер. На законодательном уровне предусмотрены случаи досрочного выхода на пособие людей, чья профессиональная деятельность связана с опасными производствами. Для этих лиц на базе пенсионного фонда создаются специальные счета, формируемые дополнительными взносами, которые осуществляет организация наниматель.
Работодатель обязан выплачивать дополнительные страховые взносы от лица сотрудников, чьи рабочие места связаны с вредными и особо опасными условиями труда. Сумма взносов устанавливается по факту проведения специальной оценки. Если проверка не проводилась, то тариф составляет 9% для профессий, включенных в список № 1, и 6%, которые входят в список № 2.
На основании статьи 2.1 федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд России», введенного 1 января 2014 г., была проведена дифференциация дополнительных страховых взносов по классификации условий труда. В соответствии с классификацией, при осуществлении работником трудовой деятельности во вредных условиях работодатель отчисляет взносы в ПФР в размере от 2 до 7% (в зависимости от подкласса), при особо тяжелых – 8%.
Льготная пенсия по вредности в 2018 г. рассчитывается. Для расчета размера будущего начисления по списку №2 используют формулу, которая имеет следующий вид – Спск = ИПК*СПК, где:
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) определяется по следующей формуле – ИПК = ИПКс+ИПКн, где:
Пособие для профессий, относящихся к списку №1, рассчитывается по следующей формуле – СП=ИПК*СИПК*К+(ФВ*К), где:
На практике существует тесная взаимосвязь индивидуального коэффициента с заработной платой, поэтому ИПК рассчитывается по следующей формуле – ИПК=СВ/СВмакс*10, где:
Льготная пенсия по вредности в 2018 году сопровождается доплатой, присваивающейся в соответствии со статьей 219 ТК (трудового кодекса) РФ и являющейся гарантированной для сотрудников, которые непосредственно вовлечены в рабочие процессы, связанные с вредными и опасными факторами, где их влияние на организм неизбежно. Вид и размер компенсационных сумм определяется на усмотрение работодателем на основании норм, прописанных в ТК РФ. Как правило, размер доплаты составляет более 4% от заработной платы работников занятых в трудовых операция при нормальных условиях.
Для того чтобы получить досрочные начисления на основании льготного обеспечения, гражданин может лично посетить отделение пенсионного фонда (ПФР) по месту регистрации, в МФЦ (многофункциональный центр) и заполнить заявление. При невозможности личного посещения получатель пишет доверенность на одного из членов семьи, где указывает его права в рамках этого документа. Доверенность считается действующей только после заверения у нотариуса или юриста.
Для экономии времени можно скачать шаблон заявления из интернета, заполнить на компьютере, подавать его в электронном виде через «личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР или переслать заказным письмом по почте. Используя данный вариант, следует помнить, что решение по обращению будет приниматься только с того момента как оно будет получено сотрудниками организации.
Заявление на оформление пособий в связи с наступлением соответствующего возраста подает каждый из сотрудников в индивидуальном порядке. При этом он собирает полный пакет необходимых документов, который подтверждает наличие вредного и общего трудового стажа. С этим помогают представители отдела по подбору персонала, которые при подаче заявления (не позднее, чем за месяц до наступления пенсионного возраста) предоставляют необходимые справки и выписки из архивов.
Кроме того, нужно подготовить другие финансовые документы, справки, принимающиеся сотрудниками пенсионного фонда на основании, которых производится расчет сумм, предназначенных для ежемесячного начисления. Соответствующая документация предоставляется сотрудникам пенсионного фонда за 2-3 месяца до наступления права на получение пособия.
Сотрудники пенсионного фонда принимают, оформляют заявление на получение льготного пособия при наличии пакета состоящего из следующих документов:
Если документы были предоставлены в полном объеме, то они подлежат рассмотрению в течение 10 дней с момента предъявления сотруднику пенсионный фонд. Стандартный срок, оформляющейся льготной пенсии по вредности в 2018 году составляет от 1 до 3 месяцев. При этом следует учитывать, что во время этого временного отрезка может поступить отказ на предоставление досрочного начисления пособий.
Льготная пенсия по вредности в 2018 г. индексируется государством путем повышения уровня инфляции. Необходимость перерасчета начисляемых пенсионных выплат возникает в связи с тем, что законодательные акты, регулирующие размеры, условия, иные аспекты предоставления льготных пособий постоянно дополняются новой информацией, которая требует актуализации текущей обстановки. На данный момент информация касательно увеличения льготных выплат отсутствует.
Льготная пенсия по вредности в 2018 г. начисляется с начала каждого календарного месяца. Выбор способа начисления пособия остается за гражданином. Он может получать денежные средства через почтовое отделение, на расчетный счет в банке, на дом из некоторых кредитных организаций которые предоставляют услуги по доставки пособий. Список этих организаций можно уточнить в пенсионном фонде.
03.06.2015 4:54:00
Переход к специальной оценке условий труда (далее - СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова-ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с принятием Феде-рального закона "О специальной оценке ус-ловий труда”» (далее - Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федера-ции» и другие законодательные акты, оз-начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен-саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита-ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.
Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.
Олег КОСЫРЕВ ,
Президент Межрегиональной Ассоциации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА
СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:
СОУТ является комплексом последова-тельно выполняемых мероприятий по иден-тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да-лее - Классификатор) и оценке их воздей-ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас-но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при-казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.
Если вредные и опасные факторы не вы-явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.
Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:
В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот-ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее - Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен-ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа-лась в Р 2.2.2006-05 - документе, который по своему юридическому статусу носил реко-мендательный (необязательный) характер.
Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и их соот-ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от-сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За-кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу-чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже-нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте-пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори-альным органом Роспотребнадзора.
Следует обратить внимание на ст. 5 За-кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра-ва и обязанности работника в связи с осу-ществлением СОУТ. Так, работник вправе:
Работник обязан ознакомиться (под под-пись) с результатами проведенной на его ра-бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна-чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль-ный орган Роструда или иска в суд.
С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно-вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:
Суть нововведений заключается в том, что нали-чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.
Важная законодательная новация - класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ-ником средств индивидуальной защиты. Оцен-ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви-дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.
РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА
Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль-таты СОУТ имеют широкую сферу примене-ния. Выделим наиболее важные направления:
В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода-телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу-дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны-ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не-счастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион-ный фонд Российской Федерации, Фонд со-циального страхования Российской Федера-ции, Федеральный фонд обязательного ме-дицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи-телями указанных государственных структур.
Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ
Результаты специальной оценки условий труда
|
||
Расходы внутри организации |
Выплаты в государственные внебюджетные фонды |
|
Дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ) |
Доплаты (ст. 147 ТК РФ) |
Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») |
Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ) |
Молоко и лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ) |
|
Медосмотры (ст. 213 ТК РФ) |
Обеспечение СИЗ (ст. 221 ТК РФ) |
Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда (ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ) |
Как известно, необходимость разработ-ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол-нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан-ность работодателя уплачивать в ПФР стра-ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо-тах с тяжелыми и (или) вредными условия-ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль-татам СОУТ, проводимой в порядке, уста-навливаемом отдельным федеральным за-коном.
С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни-тельные страховые тарифы дифференцирова-ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).
Таблица 2
. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть),
уплачиваемые работодателем в ПФР
в зависимости от класса условий труда на рабочих местах
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасные |
4 | 8% |
Вредные | 3.4 | 7% |
3.3 | 6% | |
3.2 | 4% | |
3.1 | 2% | |
Допустимые |
2 | 0% |
Оптимальные |
1 | 0% |
Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас-ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест - тем выше сумма дополни-тельных отчислений.
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.
Другие компенсации работникам, за-нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен-ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло-вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч-шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.
ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ
До тех пор пока на рабочем месте не про-ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред-ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни-ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.
Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден-ных результатами СОУТ, гарантии и ком-пенсации работникам не устанавливают-ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу-ются.
Новый порядок их установления на осно-ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.
Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз-мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за-нятым во вредных и (или) опасных усло-виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде-ляется работодателем с учетом мнения пред-ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.
Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию - ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше - его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.
Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины-ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.
Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополни-тельного отпуска (превышающей семиднев-ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про-должительности смен при сокращенной ра-бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.
Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу-скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни-кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:
Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга-низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.
ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ
В отношении прав работника на досроч-ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго-ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ-лены ранее, сохраняются.
Обязанность по финансированию до-срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред-ных и (или) опасных условиях труда, возла-гается на работодателей, имеющих соответ-ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла-той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.
Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со-ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси-онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.
В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде-рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:
Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.
В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».
Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение - это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.
В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры - снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.
Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда
Норма ТК РФ | Новая редакция |
Основание для коррек-тировки компенсаций |
Возможность корректировки компенсаций |
Статья 92 |
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше), - не более 36 ч в неделю. |
Отраслевые (межотрас-левые) соглашения и коллективные догово-ры, а также письменное согласие работника. |
Продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 ч в неделю с выплатой денежной компенсации |
Статья 94 |
Максимально допустимая продолжитель-ность ежедневной работы (смены) не может превышать: - при 36-часовой рабочей неделе - 8 ч; - при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 ч. |
Максимально допусти мая продол-жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена: - при 36-часовой рабочей неделе - до 12 ч; - при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 ч. |
|
Статья 117 |
Продолжительность ежегодного дополнитель-ного оплачиваемого отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.2 и выше), - не менее 7 календарных дней. . |
Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю-щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией |
|
Статья 147 |
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда (класс 3.1) - не менее 4%. |
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети-зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.
Порядок обоснования компенсаций медицинским работникам «за вредность» существенно изменился с момента вступления в силу с 1 января 2014г. Федерального закона № 426 «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона № 421 «О внесении изменений в некоторые законодательный акты РФ в связи с вступлением в силу ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»» (данный закон внес изменения в Трудовой Кодекс РФ в части обоснования предоставления компенсаций). Данные изменения до сих пор вызывают изрядную путаницу в порядке применения нормативных документов и в порядке обоснования компенсаций, что наиболее наглядно проявилось в организациях здравоохранения.
Новые подходы применяются для медицинских организаций всех форм собственности, но наиболее актуальны для бюджетных организаций, потому что непосредственно связаны с подтверждением целевого расходования бюджетных средств на компенсации работникам.
Существующее до настоящего времени понятие «компенсации за вредность» не являются юридически корректными и не могут применяться в официальных документах организации, тем более в бухгалтерской документации.
Руководителям медицинских организаций, главным бухгалтерам, профсоюзам, самим работникам следует различать, что в настоящее время существуют разные системы компенсаций и стимулирования в отрасли, которые работодатель обязан предоставлять работникам. Это: компенсации за работу во вредных условиях труда («за вредность») и компенсации, не связанные с условиями труда (за принадлежность к медицине, за характер выполняемых работ, за «специфику», за принадлежность к некоторым отраслевым «спискам», стимулирующие). В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда, когда в картах АРМ могло указываться любое из перечисленных оснований для подтверждения прав работников на компенсации, в картах специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) теперь могут указываться только основания, связанные с фактически подтвержденными вредными условиями труда. В связи с распространенным вольным толкованием данного положения законодательства о специальной оценке условий труда, во 2-м квартале 2015г. планируется внесение соответствующих конкретизирующих изменений формулировок в ФЗ-426.
Компенсации «за вредность» являются в своем роде «дополнением» к другим компенсациям, которые предусмотрены медикам за сам факт работы в медицинских учреждениях, в медицинских должностях, выполняющими отдельные виды медицинских работ.
Так какие компенсации могут быть подтверждены в картах СОУТ на рабочих местах?
Трудовым Кодексом РФ предусмотрены следующие компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда:
Данные компенсации устанавливаются только по результатам СОУТ или действующей (не более 5 лет с момента завершения) аттестации рабочих мест по условиям труда, которые подтверждают (не подтверждают) наличие на конкретном рабочем месте (независимо от наименования организации, подразделения, должности) вредных или опасных условий труда. Подтверждение вредных условий труда возможно только по результатам проведения инструментальных измерений факторов рабочей среды и трудового процесса. При этом следует учитывать, что:
Допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) . Данные условия труда являются безвредными, даже если на рабочем месте присутствует вредный фактор. Компенсации за них не предоставляются.
Вредными (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) .
Поэтому основной принцип реформирования системы предоставления компенсаций заключается в следующем: работодатель обязан предоставлять работнику компенсации только при подтверждении на конкретном рабочем месте вредных условий труда (3-й класс) с учетом новой редакции указанных статей ТК РФ. Во всех других случаях (2-й класс) работодатель не обязан
предоставлять компенсации, но они могут устанавливаться как дополнительные (повышенные) по Колдоговору или по трудовому договору с конкретным работником:
1-й класс (оптимальные условия труда) - обязательные компенсации не установлены,
2-й класс (допустимые условия труда) - обязательные компенсации не установлены,
3-й класс (вредные условия труда):
3.1- обязательные компенсации: доплаты
3.2- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск
3.3- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени
3.4- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени
4-й класс (опасные условия труда) - обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени.
Конкретные размеры компенсаций работодатель устанавливает самостоятельно с учетом мнения выборного органа трудового коллектива после завершения СОУТ (приказ, изменения в Колдоговор, в трудовой договор). В картах СОУТ на рабочем месте не устанавливается фактическое предоставление (отмена, уменьшение) и размер компенсаций работникам, занятым на данном рабочем месте, а только подтверждается право работника на конкретные компенсации. Реализация данных прав - обязанность работодателя. Общий порядок предоставления (отмены, изменения) компенсаций регламентируется статьей 219 ТК РФ.
При этом согласно статьи 15 ФЗ-421 отменить или уменьшить размеры компенсаций можно только после проведения СОУТ, которая подтвердит, что условия труда улучшены и стали безвредными (2-й класс). До этого работодатель не имеет права отменять или уменьшать компенсации.
Положения Коллективного договора или трудового договора, предусматривающие предоставление компенсаций и их размеры, также являются обязательными к исполнению до тех пор, пока не будет подтверждено улучшение условий труда (2-й класс по результатам СОУТ) и не внесены соответствующие изменения в эти документы.
Доплаты.
Для медицинских работников в целях совершенствования оплаты труда применяются несколько видов увеличения оплаты труда:
- работу во вредных или опасных условиях труда (статья 147 ТК РФ),
Работу в местностях с особыми климатическими условиями,
За работы, выполняемые в условиях, отклоняющихся от нормальных (различной квалификации, совмещение, сверхурочные, «ночные» и т.д.),
За работу с государственной тайной,
Персонифицированная доплата.
3. Стимулирующие доплаты: за стаж, за качество, за интенсивность и т.п.
Только один из перечисленных видов выплат, а именно «Компенсационные доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда», - устанавливается по результатам оценки условий труда (не ниже класса 3.1) и указывается (обосновывается право работников) в строке 040 карт СОУТ конкретного рабочего места.
Все другие виды выплат не зависят от условий труда и устанавливаются независимо от результатов оценки условий труда (приказ, Колдоговор, трудовой договор), поэтому в строке 040 карт СОУТ не указываются.
Дополнительный отпуск.
Дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам предоставляется на общих основаниях - согласно статьи 117 ТК РФ при установлении класса условий труда на конкретном рабочем месте по результатам СОУТ не ниже 3.2 (независимо от наименования организации, подразделения, должности).
Действовавший до этого отраслевой Список 298 (1974года), на основании которого все медицинские работники имели право на дополнительный отпуск (и получают его до сих пор) в размере 6, 12 рабочих дней (некоторые категории - 18, 30 и более рабочих дней), в настоящее время не применяется (является нелегитимным), так как не приведен в соответствие с новой редакцией ТК и противоречит ФЗ-421. В картах СОУТ дополнительный отпуск на основании данного Списка не подтверждается.
Существует еще один действующий нормативно-правовой акт, подтверждающий права некоторых категорий медицинский работников на дополнительный отпуск - это Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников». Согласно этого документа дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложения.
Данное право работников на компенсацию также не связано с результатами оценки условий труда (3-м классом), а зависит только от «специфики» деятельности включенных в перечень организаций и видов работ, поэтому в картах СОУТ дополнительный отпуск на основании этого документа также не подтверждается.
Постановление № 482 действующее, может применяться, но при этом следует учитывать, что медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям (СОУТ), отпуск предоставляется по одному из оснований. Это означает, что если работнику устанавливается дополнительный отпуск в зависимости от результатов СОУТ (за класс условий не ниже 3.2), то постановление № 482 не применяется. А если компенсация устанавливается согласно этого постановления, то результаты оценки условий труда (класс) не учитываются.
Так что, работодатель в данном случае имеет «право выбора».
Следует иметь в виду, что помимо перечисленных, существует несколько оснований для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, они предусмотрены статьей 116 ТК РФ, это: за особый характер работы (постановление № 482), за ненормированный рабочий день, «северный» и др. Все они устанавливаются работодателем самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей (приказ, Колдоговор, трудовой договор) с учетом мнения выборного органа трудового коллектива, и не зависят от условий труда.
В строке 040 карт СОУТ конкретных рабочих мест подтверждается право на дополнительный оплачиваемый отпуск только по одному основанию - класс условий труда не ниже 3.2 по результатам СОУТ данного рабочего места (независимо от наименования организации, должности, выполняемых работ).
Сокращенная продолжительность рабочего времени.
Сокращенная продолжительность рабочего времени (менее 40 часов в неделю) медицинским работникам предоставляется также как и предыдущие рассмотренные компенсации - по 2-м основаниям.
В картах СОУТ подтверждается право работника, занятого на конкретном оцениваемом рабочем месте, если подтверждаются вредные условия труда (не ниже класса 3.3.).
Все другие основания не зависят от условий труда и «сокращенка» в этих случаях устанавливается на основании статьи 350 Трудового Кодекса «Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников» приказом, Колдоговором, трудовым договором. Это:
Продолжительность рабочего времени не более 39 часов, если работник является именно «Медицинским работником» согласно Номенклатуре должностей,
Продолжительность рабочего времени менее 39 часов в неделю, если наименование организации, должности, вид работ предусмотрен в Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
Обоснование прав работников на сокращенную продолжительность рабочего времени по этим документам, а также за работу женщин «на селе», за «северные», подлежит обязательному применению, но не указывается в картах СОУТ.
Некоторые другие вопросы «льгот» для медиков.
Льготные пенсии медицинским работникам предоставляются по 2-м основаниям:
Наличия наименования организации, должности, работ в пенсионных Списках № 1 и № 2 (рентгенологи, фтизиатры, психиатры и др.),
Подтверждения по результатам СОУТ класса условий труда не ниже 3.1 (независимо от какого именно вредного фактора).
Только в таком случае право работника на льготную пенсию по Спискам может быть подтверждено. При этом в льготный пенсионный стаж включаются периоды занятости не менее 80% смены в данных - вредных- условиях труда. Учет такого времени должен вести работодатель, в картах СОУТ это не отражается, так как СОУТ проводится не реже 1 раза в 5 лет и не может вести детальный учет рабочего времени за такой период.
Именно за такие - «вредные» - рабочие места работодатель обязан платить в Пенсионный Фонд РФ дополнительные взносы для формирования льготных пенсий своих работников («вредников»).
Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.
В картах СОУТ подтверждается право работника на данную компенсацию только при наличии 3-х обязательных условий:
Таким образом, проблемы обоснования и реализации прав медицинских работников на компенсации за работу во вредных условиях труда в настоящее время напрямую связаны с двумя основополагающими моментами. Это, во-первых, - знание законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда, которое претерпело крупномасштабные изменения в связи с введением в действие специальной оценки условий труда. И второе - с вопросом подтверждения реально существующих (не по Спискам, не потому, что «так было раньше» или «так кажется») вредных условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте.
Льготная пенсия по вредности выплачивается согласно законам и решениям СОУТ. Все остальные условия берутся в расчет при подаче документов в ПФР.
Кому положена льготная пенсия по вредности, решает правительство. Вернее, формирует список профессий, которые считаются опасными для здоровья и жизни. Этот перечень был составлен Госкомтруда в 1974 году. Оно не противоречит действующему законодательству, не отменен до сих пор и практически полностью используется в наше время.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Льготная пенсия по вредности положена тому, кто долгое время трудился на производстве (или на другом виде промышленности), которое негативно влияет на здоровье человека. В некоторых случаях такое влияние приводит к изменениям в здоровье, иногда - к непоправимым, и даже - к инвалидности.
Отрасли разделены по степени опасности. Есть те, где можно в короткое время потерять свое здоровье, как например, в горнодобывающей, химической, атомной. В качестве преимуществ сотрудники на таких работах имеют:
К вредным относят как производства в целом, так и профессии, которые связаны со следующими факторами:
Полный перечень содержится в нескольких правовых актах, в том числе в . Определяется перечень должностей, профессий, видов производств, которые входят в список для досрочной или специальной пенсии. Согласно утверждены списки первый и второй.
Основные производства для льготной пенсии определены списком №1 (или так называемая «первая сетка»). При начислении пенсии учитывается труд в следующих отраслях:
Эти профессии признаны самыми опасными или тяжелыми. Подробно условия выхода на пенсию по этому списку разъясняется в дополнительных правовых документах и приказах.
«Второй сеткой» или списком №2 определяются профессии, менее опасные, чем из списка 1. В этот список этим профессиям входят некоторые профессии из списка 1. Ко второму списку относятся следующие специальности:
Эти списки - не единственное, а лишь одно из звеньев в цепи условий
Несмотря на то, что с 1974 года списки существуют почти без изменений, было принято новое условие получения льготной пенсии. Если раньше нужно было соблюсти всего два обстоятельства для ее получения: наличие в списке 1 или 2 плюс стаж, то теперь нужно ждать итогов СОУТ.
Согласно ФЗ РФ «О специальной оценке условий труда (СОУТ)» теперь эти результаты дают право на льготную пенсию. Закон ввел еще одно условие - соответствие третьему или четвертому классу опасности .
По закону СОУТ может не принять условий, по которому работнику положена льготная пенсия. Поэтому многие воспринимают спецоценку как препятствие для выхода на пенсию, несмотря на и вредные условия. Хотя в будущем спецоценка может послужить тому, чтобы работодатели повысили уровень условий работы.
Чтобы пенсия была льготной, нужно соблюдать некоторые условия:
После выхода Федерального закона №426 «О специальной оценке условий труда (СОУТ)» Пенсионный фонд опубликовал письмо «О дополнительных тарифах», в котором рассматриваются дополнительные обязанности руководителя предприятия по взносам в ПФР.
Это касается , которые работодатель выплачивает за своего работника в пенсионный фонд. Пока эти взносы выплачиваются, у работника продолжается «вредный» стаж. На основе этих взносов из пенсионного фонда затем выплачиваются пенсии .
Согласно Федеральному закону №400, расчет пенсии по вредности производится по следующей формуле:
СП = ИПК х СИПК х К+ФВхК
Разберемся в определениях:
СП
- общая сумма пенсии, которую вы будете получать;
ИПК
- индивидуальный коэффициент пенсионера;
СИПК
- это стоимость ИПК, она ежегодно изменяется и составляет с 2019 года 78 рублей 28 копеек;
К
- премиальные коэффициенты (если обращения за пенсией поступило позже срока);
ФВ
- фиксированная оплата, которая с 1 февраля 2019 года составила 4 805 рублей 11 копеек.
ИПК
зависит от того, какие взносы были перечислены работодателем в пенсионный фонд, а значит и от заработной платы работника. Премиальные коэффициенты ниже, чем в случае расчета пенсии по старости, что ведет к уменьшению выплат за вредность.
Льготной пенсии не отличается от получения обычной. Сотрудники Пенсионного фонда будут учитывать как общий, так и стаж по вредности. Сюда же входят расчеты:
Не входит в стаж:
Учитывается только время, отработанное по факту, отмеченное во всех документах. Если работодатель не платил страховые взносы в Пенсионный фонд, то время, проведенное на вредной работе не учитывается.
Специалисты Пенсионного фонда могут подсказать, как именно выдается пенсия и с какого времени вы можете на нее рассчитывать. Для получения нужно собрать пакет документов. Возможно, что некоторые из них придется запрашивать в архиве или в другом городе.
Вместе с заявлением работник подает в Пенсионный фонд следующие документы:
Срок рассмотрения заявления составляет 10 дней . При отсутствии у вас полного комплекта документов, фонд может отказать в выплате пенсии по вредности.
Не только повышенная зарплата, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день являются компенсациями сотрудникам за работу во вредных и опасных условиях труда. Еще одним преимуществом проведения специальной оценки условий труда является возможность выхода на досрочную пенсию и получения льготной пенсии — немаловажный фактор для российских экономических реалий.
Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внес свои коррективы в систему пенсионного обеспечения российских граждан. С момента его вступления в силу в январе 2014 года итоги СОУТ учитываются при начислении досрочной пенсии. Однако некоторые работники воспринимают нововведения спецоценки как препятствие к раннему выходу на пенсию. В каких случаях результаты специальной оценки дают право на досрочное пенсионное обеспечение?
До того, как был принят закон о спецоценке, условий выхода на досрочную пенсию было два:
Спецоценка ввела еще одно необходимое условие: установление на рабочем месте вредного (3) или опасного (4) класса условий труда.
Для многих работников это условие стало препятствием: если условия труда по факту спецоценки не обозначены как вредные или опасные, они лишаются права на досрочную пенсию даже если их профессии включены в упомянутые списки. Иными словами, многие работники, занятые, к примеру, в горнорудном, химическом, металлургическом или полиграфическом производстве, могут не получить своей досрочной пенсии, если условия труда на их рабочих местах будут признаны оптимальными или допустимыми.
Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление «вредного» стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1 или 2 класса вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос.
Пенсионная реформа стартовала с 1 января 2019 года, что должно было отразиться и на досрочном выходе на пенсию. Но это, оказывается, не совсем так. Если работник осуществляет свою деятельность во вредных и опасных условиях, то реформа его не затрагивает. К ним относятся шахтеры, которые осуществляют деятельность в горах или под землей.
Практически сразу же после выхода закона о специальной оценке Пенсионный Фонд РФ опубликовал разъяснения № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов» . В соответствии с этим документом досрочная пенсия для работников, трудящихся в оптимальных и допустимых условиях труда, все-таки возможна.
Для выхода на досрочную пенсию работодатель обязан выплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, и эти тарифы он может продолжать выплачивать даже в случае установления на рабочем месте сотрудника 1 или 2 класса условий труда. По сути, если выплаты продолжаются — накопление необходимого стажа работника идет.
Сложно сказать, является ли специальная оценка действительно неодолимым препятствием для получения работником досрочной пенсии. С одной стороны, она действительно может остановить начисление необходимого стажа. С другой — с высокой долей вероятности на рабочих местах, оцененных как оптимальные и допустимые, действительно нет факторов, существенно влияющих на здоровье сотрудника. В перспективе спецоценка станет стимулом для работодателей создать максимально безопасные условия труда и послужить профилактикой тех самых профессиональных заболеваний, которые и приводят к выходу на досрочную пенсию. Если специальная оценка проведена профессионалами, объективна и точна — а добросовестность организаций и экспертов, проводящих СОУТ, всегда можно поверить через реестры — то она будет только преимуществом для начисления гарантий и компенсаций.