Набросок девушки в кабардинской национальной костюме. Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков

Новый год

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются: кабардинцы (57,2%) русские (22,5%) балкарцы (12,7%).

2 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

3 слайд

Описание слайда:

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет- одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен. Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин. Бешмет

4 слайд

Описание слайда:

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов. Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Черкеска

5 слайд

Описание слайда:

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками. Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Газырницы

6 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом. Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые. Папаха

7 слайд

Описание слайда:

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. Башлык

8 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки. Бурка

9 слайд

Описание слайда:

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев. Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

10 слайд

Описание слайда:

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

11 слайд

Описание слайда:

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром. Эскизы подвесок - лопастей

12 слайд

Описание слайда:

Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы крестов: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц:

13 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

14 слайд

Описание слайда:

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

15 слайд

Описание слайда:

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

16 слайд

Описание слайда:

Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Со второй половины XIX века распространился такой вид одежды, как «парочка» (юбка - кофта). Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой. Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Казачки носили кружевные платки – «файшонки»

17 слайд

Описание слайда:

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча. Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии городов не было. Центр Нальчикского округа - Нальчик был основан как укрепление в 1822 г. В 1838 г. возле крепости образовалось военное поселение, а в 1871 г. Нальчик преобразовали в слободу. Вплоть до революции он оставался грязной неблагоустроенной слободкой с несколькими лавками и карликовой промышленностью ("известковые и кирпично-черепичные заводы, на которых работало всего 33 рабочих). Но зато в Нальчике было 22 питейных дома. В 1901 г. среди жителей слободы было всего 12 кабардинцев.

В настоящее время Нальчик (87 тыс. жителей) является не только административным, но и промышленным центром Кабардино-Балкарской республики. Здесь имеется ряд крупных предприятий, в том числе машиностроительный завод, крупнейшая на Северном Кавказе кондитерская фабрика, мясокомбинат и др.

Учебные заведения, в их числе Кабардино-Балкарский университет, научно-исследовательский институт, театр, филармония, музей, библиотеки, кинотеатры и т. п., характеризуют Нальчик как важный культурный центр. Возросло, особенно за последние годы, благоустройство города, общественное и жилищное строительство. Нальчик - город-сад, чистый, нарядный, обладающий одним из лучших на Северном Кавказе парком, ничем не напоминает грязную слободу дореволюционного периода.

Совершенно новым и очень своеобразным городом является Тырны-Ауз^ построенный в узком горном ущелье. В городе воздвигнуты большие каменные дома, улицы асфальтированы и озеленены. Построены школы, больницы, клуб, стадион и т. п.

В пределах республики имеются теперь и другие города - Прохладный, Дошукино, а также "несколько рабочих поселков городекого типа.. Общая численность кабардинцев, живущих в городах Кабардино-Балкарии,- около 23 тыс. человек.

В Карачаево-Черкесии на месте станицы Баталпашинской вырос областной центр Черкесск. Промышленные предприятия города - завод «Молот», мебельная фабрика, мясокомбинат, маслодельный завод и др. Население Черкесска сравнительно невелико (41 тыс.), но здесь имеются областной театр, краеведческий музей, научно-исследовательский институт истцрии, языка и литературы, ряд учебных заведений. Проводятся большие работы по благоустройству и озеленению города, построено много больших и красивых зданий. Совершенно заново выстроен другой город области - Карачаевск, расположенный у впадения Теберды в Кубань.

Кабардинцы и черкесы, живущие в городах и непосредственно соприкасающиеся с русскими, имеют возможность ближе знакомиться с их обычаями и образом жизни, что помогает им в перестройке старого быта. Связь, горожан с селениями способствует быстрейшему перенесению новых бытовых нэбыков и в деревню.

Одежда

Национальная одежда кабардинцев и черкесов, как и всякая народная одежда, складывалась в результате воздействия ряда экономических, исторических и географических условий. Поскольку в их хозяйстве не было иного сырья для ткани, кроме шерсти, меха, кожи, войлока, то основные части костюма делали из этих материалов. Однако рано завязавшиеся торговые сношения с другими народами расширили ассортимент товаров и в одежду, особенно женскую, рано вошли привозные хлопчатобумажные, льняные, шелковые и тонкие шерстяные ткани. Привозные ткани в первую очередь были доступны зажиточным. Большая часть населения, особенно до второй половины XIX в., нередко испытывала «ситцевый голод». Так или иначе из женской одежды шерстяные домотканые материалы были вытеснены полностью уже с середины прошлого века.

Национальный мужской костюм сложился в условиях большой подвижности мужской части населения, связанной с характером хозяйства и образом жизни. Необходимой принадлежностью всадника являлась длинная оурка (щашуэ), заменявшая в походе дом и постель. Укрепленная в виде заслона или палатки на кольях, в качестве подстилки и одновременно покрывала, она спасала от холода, снега ж дождя. В жару ее надевали для защиты от палящих лучей солнца. Во время встречного ветра бурку поворачивали задом наперед, чтобы ее не раздувало ветром. Неудобна она была только для пешехода. Поэтому пастухи употребляли обычно короткие старые бурки. Местные бурки по прочности и легкости считались лучшими на Кавказе. Теплой одеждой служили также овчинные нагольные шубы, которые носили пастухи на кошах и пожилые люди в селениях.

Верхней одеждой являлась также черкеска (цей) из домотканого или фабричного сукна, чаше всего черного, бурого или серого. В дореформенный период белые черкески и бурки разрешалось носить только лицам, принадлежавшим к феодальному классу. Длина черкески зависела от моды. Так, например, в начале XX в. носили очень длинные, до щиколоток, черкески. Обычная же их длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек- газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. До появления огнестрельного оружия на этих местах делались обычные карманы, как это иногда встречалось на рабочих черкесках и в XIX в. В XVII-XVIII бв. парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие.

Под черкеску (поверх нательной рубашки) надевали бешмет (къэп- тал) - кафтан с высоким стоячим вюротнитгом, застежкой спереди посредине до пояса, длинными и узкими рукавами; длина его несколько выше колен. Богатые бешмет шили из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне - из домотканого сукна у а позднее из бумажной ткани. Бешмет был домашней или рабочей одеждой. Черкеска же в прошлом для большинства крестьянства была только праздничной одеждой и имелась далеко не у каждого. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой - две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком.

Весьма важной частью костюма являлся головной убор, наиболее устойчиво сохраняющийся вплоть до последнего времени. Головной убор носили не только для защиты от холода, жары, но и «для чести». Наиболее распространенный тип голодного убора - меховая папаха с суконным донышком. Форма ее менялась, следуя велениям местной моды. Главным образом изменялась высота околыша. В летнее время носили войлочную шляпу с широкими полями. В ненастную или холодную погоду поверх меховой папахи надевали суконный башлык. Башлык всегда брали с собой в дорогу и носили его на плечах, пока он не понадобится. Парадные башлыки делали белыми или цветными и украшали галунами и золотым шитьем.

По материалам конца XVIII - начала XIX в. известны мужские суконные шапки, украшенные галуном и напоминающие митры. Носили и цилиндрические шапочки с широким галуном на околышке, позднее характерные только для женщин. Однако эти типы головных уборов носили только князья и уорки.

На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посредине подошвы - чувяки (вакъэ). Князья и уорки часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Такая обувь из тонкой кожи была мало пригодна для пешехода, но зажиточный горец редко ходил пешком. Бедняки носили грубую обувь из сыромятной кожи. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения, и в фольклоре имеется образное выражение о борьбе крестьян с феодалами, как о борьбе сыромятных башмаков с сафьяновыми. Упомянем еще кожаный узкий дояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой, кресалом и т. п. У стариков кожаный пояс часто заменялся матерчатым.

Удобный и изящный мужской костюм, приспособленный к обрасу жизни горцев, широко распространился за пределы Кабарды и Черкесии. Скотовод, охотшш и воин одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точт> пригнанной по фигуре и не стесняющей движения.

В первой половине XIX в. у кабардинцев и черкесов еще бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник* Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же как оружие, передавался из поколения в поколение. В феодальный период щегольство в одежде для мужчин считалось излишним. Знатный кабардинец мог в доказательство своей воинской лихости ходить в рваной черкеске, но оружие его было всегда богато украшено. К концу XIX в. идеал феодального воина сменился лдеалам богатого и солидного дворянина-землевладельца; князья и уорки (мелкие феодалы) стали уделять своему костюму много внимания.

Большой интерес представляет женский костюм, сложный по форме и ярко отражающий социальные различия. Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху(джапэ) из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрез платья. Под рубахой носили шаровары (гъуэншэдж), собранные внизу. С периода возмужания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по по- покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика - темно-красный, черный, реже - синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье (босцей), по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами ж золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII - начале XIX в. делались длинными разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя и из- под них были видны рукава кафтанчика и рубашки. Но в торжественных случаях к рукаву платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей, богато вышитых золотом, имитировавшие более ранние откидные рукава. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.

Пожилые женщины носили ватный стеганый къэптал, покроенный по образцу платья. Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она, по местному выражению, «начинала ходить на танцы», т. е. созревала для замужества, то надевала так называемую «золотую шапочку» (дыщэпы1э) у которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, п закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг" шеи. Девушки из знатных семей носили также подвески к косам в виде полосы тонкой белой ткани, скрученной наподобие веревки и спускавшейся до подола. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Концы его пропускали сзади под волосами, заплетенными в косы, и завязывали на темени особым узлом. Сверху накидывали шаль (1элъэщ1). Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец к рождению ребенка.

Таким образом, перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской,- чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета.

Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения.

Будничная одежда крестьянки шилась из дешевой покупной, а до середины XIX в. частично и из домотканой шерстяной ткани и состояла из рубахи, шаровар, кафтанчика и платья, подпоясанного матерчатым или кожаным с галуном по!ясом. На голову девушки надевали большую шаль, а замужние под шаль еще маленький платочек.

Рабыни носили обноски с барского плеча. Их одежда часто сводилась к рубахе и штанам из домотканого сукна. Рабынь, которые сопровождали княгинь, одевали прилично, «а то княгине будет стыдно».

Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия. Такую обувь надевали при торжественных выходах и она была обязательна для невесты. В фольклоре она служит символом богатой и праздной жизни.

Принадлежностью дворянского девичьего костюма был кожаный корсет с деревянными планками - куэншыбо. Идеалом красоты знатной девушки была тонкая талия и плоская грудь. Для достижения этой цели на девочку 10-12 лет надевали корсет, с которым она не расставалась ни днем, ни ночью вплоть до выхода замуж. Снимался он в первую брачную ночь и уже навсегда. Шнуровка корсета тщательно запутывалась подругами, одевавшими невесту, и жених должен был проявить особую ловкость при его снятии. Утром девушки осматривали корсет, и если он оказывался поврежденным, то в сатирической песенке жестоко осмеивали нетерпение новобрачного. Корсет носили только девушки из феодальной среды.

Как видно из изложенного, в женском костюме ярко отразились сословные различия. Одежда знатной женщины была типичным феодальным нарядом, подчеркивавшим высокое происхождение, богатство и праздность его носительницы. Это обстоятельство, а также его красочность способствовали тому, что он стал образцом для феодальной верхушки соседних народов, вносивших в его покрой и в орнамент вышивки свои национальные черты.

Усилившиеся после крестьянской реформы связи Кабарды и Черкесии с Россией не могли не отразиться на одежде. Освобождение зависимых сословий сняло феодальные запреты с определенных форм и расцветок одежды, и постепенно материал, покрой и цвет одежды начали зависеть прежде всего от материальных возможностей и вкуса. Кулачество подражало в своей одежде высшему сословию.

Развитие русской текстильной промышленности и расширение внутреннего рынка усилили ввоз русских тканей. Женская одежда стала шиться целиком из фабричных тканей, что сделало ее более удобной и гигиеничной.

Праздничные черкески, особенно у богатых, шились из тонкого фабричного сукна разных цветов.

Покрой мужской одежды в основном остался прежним, но в женской одежде сильно сказалось городское влияние. Платье шили отрезным, юбку закладывали складками, разрез спереди маскировали или не делали совсем, изменился способ вшивания рукава и т. п. Рубаха и шаровары приобрели характер белья*

Очень значительные изменения произошли в одежде кабардинцев и черкесов в советское время. Женский национальный костюм почти совсем исчез.

Девушки и молодые женщины одеваются совершенно по-городско- му. Причем если еще несколько лет пазад выбирались фасоны, близкие к фасонам национальной одежды, т. е. платья с длинными рукавами, то теперь часто шьют платья и кофточки с короткими рукавами. В холодное время года носят готовые пальто, часто меховые. Не расстаются только с шалью, береты встречаются редко и почти никогда не носят шляп. Лишь у самых старых женщин можно еще видеть остатки старого костюма - длинное платье в талию, но уже без разреза от пояса до подола, два платка на голове. Национальный женский костюм до сих пор считается обязательным для невесты, но и в этом случае он имеет упрощенные форкы. Шапочка, шаль, платье с разрезом, серебряные застежки и пояс - вот его.состав. Кроме свадьбы, костюм такого рода можно увидеть во вре~ мя праздников, но чаще всего у участников самодеятельных коллективов. Большинство девушек на праздники надевает модные платья городского покроя, сшитые с большим умением и вкусом. От прежней формы одежды осталась только любовь к длинным рукавам и неглубокому вырезу у ворота.

За последние годы замечаются также большие отклонения от прежней привычной темной гаммы цветов костюма в целом, от преобладания однотонных гладких материй. Все чаще можно увидеть платья не только ярких расцветок, но и пестрые, с цветами и т. д. Это связано с новым, более жизнерадостным мироощущением. Характерно, что тяга к яркости, многоцветное™ выявилась, как мы видели, и в раскраске домов (Двери, ставни), й в убранстве комнат.

Одежду городского типа повсеместно носят и мужчины. Национальный колорит костюма больше всего сохранился среди табунщиков и пастухов, для которых бурка, обувь из сыромятной кожи и пр. служат как бы профессиональной одеждой. Черкеску надевают очень редко - по праздникам, иногда в сочетании с оружием - кинжалом. Широко распространено лишь лошение войлочных шляп и папах. До Великой Отечественной войны часто носили так называемую «кавказскую» рубашку, широкую, с длинными рукавами и высоким стоячим мягким воротником. На груди она застегивалась шпуровыми узелками, которые продевались в шнуровые же петли. Так же застегивался и низ рукава. Поверх рубашки одевался узкий кожаный пояс с серебряным набором. После войны «кавказская» рубашка вытеснена рубахами обычного типа.

В прошлом из-за отсутствия средств в трудовых семьях не только мужчины. но и женщины обходились одной сменой одежды. Теперь же в каждом доме имеется богатый выбор одежды. Вошло в обиход трикотажное и другое белье. Девушка старается иметь несколько выходных платьев, не говоря уже об обычных.

  • Воспитательная работа
  • 10 кл.
  • 19.01.2017

Тема проекта: «Культура народов Кавказа» Выбрали эту тему для того, чтобы расширить знания детей о культуре народов Кавказа: обычаи и традиции. Традиции кабардинцев и балкарцев наиболее сходны, но есть и некоторые различия. И основная цель направлена на то, чтобы наши дети разобрались, в чем сходство, в чем различие традиций этих народов. Это будет три отдельных проекта, которые охватят сходство и различия национальных костюмов; обычаи и традиции двух народов; нартский эпос народов Кавказа. Данную тему считаем актуальной, так она сможет наглядно показать историческую и духовную связь народов, населяющих нашу республику. Эта работа поможет приобщить молодежь, наших сверстников к изучению национальных традиций кабардинцев и Балкарцев, передаваемых из поколения в поколение, развить интерес к истории народного костюма, расширить их знания в области национальной культуры. Ведь нельзя считать себя культурным человеком, не зная истории, обычаев, традиций народов своей малой Родины. Национальная одежда кабардинцев и балкарцев» Сходства и различия. Срок реализации: 1 месяц. Этапы проведения проекта: 1 Организационный урок. а) Разбить класс на 8 групп б) Задать проблемные вопросы. 2 Исследовательская деятельность а) Самостоятельная работа детей б) Поиск информационных ресурсов 3 Обобщение. а) просмотреть собранные материалы б) Направить в нужное русло, чтобы дети сделали выводы. 4 Защита работ. а) Результаты исследований. Методические рекомендации к проведению проекта Цели и задачи проекта: 1 Сравнить одежду (мужскую и женскую кабардинцев и балкарцев) 2 Формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности и приобретение навыков работы в команде. 3Воспитывать любовь к своей культуре и к культуре других народов. Межпредметная связь: кабардинская литература, балкарская литература, технология. Формы реализации проекта: Сообщения Доклады Дидактические материалы. Описание проекта. Каждая группа получает свое задание. 1 группа -«Мужская традиционная одежда кабардинцев и балкарцев. Сходства и различия». 2 группа -«Женская традиционная одежда кабардинцев и балкарцев. Сходства и различия». 3 группа –«Обувь кабардинцев и балкарцев (паголенки и собственно обувь)». В процессе работы дети пользовались разными источниками: литературой, знаниями старших, активное участие родителей, которые умеют пользоваться компьютером. Был подобран нужный материал по Интернету. Для осуществления данного проекта все группы учащихся работали по плану: 1)Посещение кабинетов кабардинского и балкарского языка. 2)Посещение Краеведческого музея г.Нальчика и беседа с работниками музея о национальной одежде кабардинцев и балкарцев.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Особенностью современной жизни является глобализация, которая стремительно ведёт к стиранию самобытности в культуре у различных народов и наций. Происходит формирование общечеловеческой культуры. Невозможно найти ни одну этническую группу, которая бы не впитала в себя элементы со стороны других культур. В связи с этим очень важна задача приспособления культурных, этнических особенностей каждого народа к сегодняшним реалиям, новым формам социальной жизни, сохранения духовного облика и национальной целостности. Это поможет сохранить связь между прошлым, настоящим и будущим и будет формировать нашу историю. Каждый народ силён своими традициями, и не секрет, что национальный костюм - это важная и интересная часть мировой культуры и истории, яркий элемент культуры народа и синтез разных видов декоративного творчества. Именно эти моменты и делают данную тему актуальной сегодня.

Предметом нашего исследования является костюм как исторический источник. Объектом - наименования элементов кабардинского и балкарского костюмов, как отражение реалий действительности и источник изучения истории родного народа.

Главная цель настоящей работы - показать, как отразилось историческое развитие народов Кабардино-Балкарии на облике национального костюма, какова роль костюма в современном обществе и влияние на дальнейшее развитие национального самосознания и самобытности.

Изучить имеющиеся источники о кабардинском и балкарском национальных костюмах;

Выявить особенности кабардинского и балкарского национальных костюмов;

Изучить особенности и символику традиционного народного костюма.

Степень изученности данного вопроса достаточно низкий. Одной из не многих, кто затронул эту тему была Ж.С. Тхазеплова в своей работе «Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций» Данная тема здесь не является основной и рассматривается лишь частично. Еще одним автором, который уделил этой теме внимание является З.В. Доде, в своем историческом очерке «Средневековый костюм народов Северного Кавказа».

Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Национальный костюм народов Кавказа как отражение социально-экономического и политического устройства общества

Многовековое культурное развитие Северного Кавказа отличает от других регионов большое разнообразие. В то же время сформировался общий для всех народностей Северного Кавказа облик народного костюма, который является ярким показателем общего исторического пути, культурных и экономических связей основных этапов этнического развития.

Костюм означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Национальный костюм отражает индивидуальность народа, нации и характеризует её культуру, является предметом национальной гордости. Можно сказать, что костюм - это средство, с помощью которого можно познать тот или иной народ, его образ жизни, быт, культуру.

Национальный костюм является не только элементом культуры, но он так же может нести важную информацию об историческом развитии народа и других сферах жизни людей. Особенно большое значение имеет костюм для получения информации о том периоде истории, когда не было еще письменности и до наших дней не дошли сведения об этом периоде.

Исследование костюма (крой, цвет, использование различных тканей и материалов, аксессуаров, драгоценных металлов) дают нам информацию о природных и климатических условиях, экономическом и социальном устройстве, религиозном укладе, политической организации общества, а так же о художественном и эстетическом уровне людей.

Народы Кабардино-Балкарии являются представителями Северного Кавказа - одного из самых многонациональных регионов нашей страны. Национальные костюмы кабардинцев и балкарцев складывались веками, имеют общность с костюмами других народов Северного Кавказа, имеют так же и характерные именно для них черты. Связано это было с природно-климатическими особенностями, социальным устройством общества, экономическими связями.

Первые исторические упоминания о национальном костюме кабардинцев и балкарцев (рисунки и гравюры русских путешественников) относятся к началу XVIII века. К этому времени костюм явился результатом длительной эволюции, связанной с внутренним саморазвитием наших народов, а также различных заимствований у других народов.

Основными хозяйственными занятиями кабардинцев и балкарцев в эту эпоху было скотоводство и земледелие. Важную роль играла и охота. В результате появилось сырье для домашнего изготовления тканей, преимущественно шерстяных: валяли бурки, ткали холсты, делали кожу для обуви.

Глава 2. Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев. В женских костюмах представительниц богатого сословия присутствовали предметы роскоши (бархат, шелк, атлас, драгоценные камни, сафьян). Это говорит о том, что к этому времени исторического развития наших народов появились широкие торговые связи с другими регионами и странами (Крым, Турция, Персия и т.д.)

Женская одежда кабардинок и балкарок отражала существующие идеалы женской фигуры того времени (тонкая талия, плоская грудь). Для достижения этого эффекта девочкам надевали сафьяновые корсеты с деревянными планками и шнурками, плотно охватывающие тело. Поверх корсета надевалась нижняя рубашка из хлопчатобумажной ткани или шелка ярких цветов, как и мужская. С воротничком на пуговичках. У пожилых женщин рубахи были из белой или темной ткани, без украшений. Поверх рубашки надевалось распашное платье до пола, без воротника с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадное платье шилось из шелка или бархата. Рукава у платья заканчивались округлой лопастью, закрывая кисть (у пожилых рукав был широкий до кисти), могли пришиваться подвески (это имело социальный смысл - женщина в таком платье имела возможность не работать). Характерен был стилизованный растительный орнамент с завитками, листиками и цветочками Важной частью женской одежды был кафтанчик из шелка, бархата, атласа, который надевали под платье поверх рубашки. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных или вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами орнаментов, но постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками.

Важную роль играл в женском костюме пояс, надевавшийся поверх платья и стягивающий талию. Девушки носили серебряные пояса, изготовленные дагестанскими мастерами, а женские пояса были матерчатыми или шерстяными с металлической пряжкой. Серебряные пояса

считались большой ценностью и передавались из поколения в поколение (есть пояса, которым насчитывается 150 лет).

Верхней одежды у балкарских и кабардинских женщин особо не было, это поддерживалось духовенством для того, чтобы женщина не появлялась вне дома. Богатые женщины иногда носили бархатные шубки с элементами овчины, беличьего меха, шерсти.

Обувь также присутствовала в гардеробе женщин. Поверх чулок и носок надевались красиво расшитые сафьяновые чувяки и башмачки. В праздничные дни одевали высокие ходули, обшитые бархатом и украшенные серебряными накладками. В начале двадцатого века появилась обувь на каблуках благодаря всё больше расширяющимся связям с Россией.

Важнейшей частью одежды женщин являлся головной убор, в котором наиболее ярко видно возрастное различие и изменение семейного положения. С XX века мусульманское духовенство добилось того, чтобы девочки с 12 лет носили головной убор. Когда наступал период «созревания», девушки носили шапочки разных видов, украшенные серебряной или золотой нитью. Во II половине XIX века в шапочках появился новый элемент - длинная золотая кисть, заимствованный у соседних народов (осетин, крымских татар). После рождения первого ребенка шапочка сменялась на платок или повязку (женщина не имела право показывать волосы). Постепенно шапочка и парадное платье превратились в празднично-свадебные наряды. С начала XX века девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, вологодские шарфы. Всё это говорит о расширении торгово-экономических и культурных связей между народами Северного Кавказа и другими народами России.

Глава 3. Историческая эволюция мужского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Основными деталями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и штаны особой формы. Короткий кафтан - бешмет, надевавшийся поверх рубахи, ниже талии расширялся. Подчеркивая стройность фигуры, застегивался до пояса. Шили его из домотканого сукна, более зажиточные - из шелка, атласа. Парадный вариант предусматривал ремень с металлическим набором. Штаны также шились из плотной ткани или домотканого сукна, заправлялись в ноговицы. Они были удобные, для быстрой ходьбы, бега, верховой езды. Надо отметить, что мужская одежда вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Всё в ней было строго подобрано, не стесняло движений, позволяло лазать по скалам, бесшумно ходить.

Поверх бешмета надевалась черкеска, подпоясанная поясом, который снимался ночью или в дни траура. Теплая верхняя мужская одежда - шуба из овчины и бурка. Без бурки невозможно представить себе горца, ее могли носить в любое время года; делали из черной шерсти, надевали, отправляясь в поле, на базар, в другое селение.

Головной убор у кабардинцев и балкарцев соответствовал одежде. Летом носили войлочную шляпу с широкими полями, зимой и в осенне-зимний период - шапку из овчины и папаху. Дополнялся головной убор башлыком из белого или черного домотканого сукна, могли украшать галунами, золотым шитьем, кистями из серебряных и золотых нитей. Иногда башлыки представляли собой настоящие произведения искусства: их могли преподносить в качестве подарка родственниками невесты. Важным приложением к мужскому костюму был обязательный атрибут - оружие. Оно имело глубокий смысл, ассоциировалось с образом горца, который имел право носить оружие, был потенциальным воином.

В целом, одежда балкарцев и кабардинцев не только отвечала требованиям условий жизни, но и была украшением, а также отражением хорошего вкуса, изящества, традиций и принципов (строгость, сдержанность, элегантность, мужество).

Заключение

В заключение следует отметить, что национальный костюм, его изучение, сохранение, пропаганда имеют большое значение для сохранения культурно-исторического наследия, этнической самобытности, патриотического воспитания подрастающего поколения. Большой вклад в это дело призваны вносить этнографические музеи. В столице нашей Родины Москве находится Государственный музей этнографии народов СССР. В Нальчике, столице нашей республики, также есть этнографический музей, где представлены национальные костюмы кабардинцев и балкарцев, и мы можем окунуться в атмосферу историко-этнографического экскурса столетней давности. И чем чаще мы будем это делать, тем легче будет нам в эпоху унификации и глобализации не забыть, кто мы есть и как нам жить и развиваться дальше, что должны знать наши последующие поколения о своей истории, о своей национальной сущности.

Хочется отметить, что в наше время национальный костюм переживает возрождение, что связано с возрастающим интересом людей к национальной истории. Стало очень модно и престижно невесте в день, когда жених забирает её из родительского дома, надевать национальное платье. Причём такие платья часто шьют индивидуально у очень профессиональных модельеров. Они необычайно красивы и являются настоящими шедеврами. А невеста выглядит в них неотразимо.

Я думаю, это очень важно для того, чтобы мы знали и помнили наши корни, наше историческое развитие и национальную самобытность.

Очень радует и то, что большой популярностью пользуются национальные танцы, при исполнении которых танцоры надевают различные варианты мужского и женского костюма. Особенно приятно, когда в таких костюмах танцуют маленькие дети. Я думаю, что, кроме эстетического воздействия, это имеет большое воспитательное значение, способствует бережному отношению к национальному костюму как к части нашей истории и самобытности.

Очень часто в нашем городе (особенно в дни национальных праздников) можно увидеть всадников в бурках и папахах. Это очень зрелищно и необычно и лично у меня вызывает большую гордость за свою родину и нацию, а также уверенность в нашем будущем.

Список использованной литературы

1. Абаев, М.К. Балкария, исторический очерк. 1992 г.

2. Доде, З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа, исторический очерк. 2001 г.

3. Мамбетова, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, учебно-методическое пособие. 2008 г.

4. Тхазеплова, Ж.С. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций, автореферат. 2010 г.

Цель исследования:

Изучить и расширить знания о национальных одеждах кабардинцев.

Задачи проекта:

Познакомить с женской одеждой кабардинцев;

Учить пониманию того, что одежда выражает особые качества горцев – скромность, опрятность, гордость, желание подчеркнуть красоту фигуры;
-воспитывать глубокий интерес к истории своего народа,

уважительное отношение к его культуре и традициям;

Выявить информированность современных детей

по теме исследования.

Введение.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, человек с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением.

Кабардинцы были богаче других народов, богаче и одевались. Благородную барышню этой национальности можно было узнать по тонкой талии, затянутой в корсет, высокой шапочке, нарукавным подвескам, красному платью, ходулям и трудоемкой и очень дорогой вышивкой – вприкреп.

Кавказ – одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. Неотъемлемым компонентом культуры любого народа является национальный костюм. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Основная часть.

Одежда кабардинок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки.

Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами. Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др.

Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок. В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шилась из шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себя дома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. В начале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти. Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать. Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Весьма важную роль в одежде кабардинок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца,

часы на длинной цепочке.

Теплая верхняя женская одежда.

По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.

Женские головные уборы.
Важнейшей частью одежды являлись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок. Девочки носили платок или ходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего с древнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХ в. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшего всем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка. Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля 1915 г. под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось: “Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головной убор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своем селении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должны подвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случай нарушения”. Когда наступал период “созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочку различных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную или округленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужской шлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась радиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике, полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными, украшенными чернью, позолотой, филигранью.

Передняя часть дошедших до нас шапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна. Во второй половине ХIХ в. кабардинки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Они имели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, они обтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Низких шапочек, известных под названием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Их носили, в основном, девушки.

Женщины (как и невесты) до первого ребенка носили шапочку с белым шелковым платком с бахромой. Шапочка после рождения первого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этом квадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что два конца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив ими голову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец, опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора на женский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает на древность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактически перешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы. Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком, шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязки покрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платки носили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большие тонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и других цветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверх шапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платки двух видов - с бахромой и без нее с различными узорами. Постепенно шапочка, как и парадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. В начале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, шарфы вологодской работы.

Женская обувь

Обувь кабардинок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, а иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В Кабарде женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью. Девушки княжеского происхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули, украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было трудно передвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувью пользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств. Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др. В конце ХIХ в. женщины в зажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке, напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носом галоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высоких каблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длинной шнуровкой и фабричные туфли. Кабардинцы не знали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтому изготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы, которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели права отказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу. Умение шить красивую одежду, хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому в воспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушки продолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали им различные подарки, помогали по хозяйству. Постоянное внимание к рукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек к моменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению.

Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени. Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощью своих подруг, соседок и т.д. В целом, женская одежда кабардинок как и мужская, отличалась скромностью, строгостью цветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами, золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды, сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуру женщины. Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда была более живописной. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелось много общего. Для него было характерно чувство формы вещи. Национальная одежда выражала вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлением народного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами - создателями новой современной одежды.

Заключение.
Кавказ - одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа. Кабарда делилась на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни. Все детали оттачивались годами.