Можайское благочиние. Пасха и Двунадесятые праздники

Маме

Двунадесятые праздники - это двенадцать праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств » - .

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные , а по времени празднования - на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих - три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие , то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября . Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября . Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы , 4 декабря . В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово , самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января . Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление , отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне . Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля . Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение .

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа ). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье . В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи - самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным.Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери - Богородицы. Этих особых праздников - двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (от древнерусского два на десяте - двенадцать).
Двунадесятые праздники организуют православный календарь. Они делятся на непереходящие , фиксированные по датам календаря, и переходящие , отсчитывающиеся от дня Пасхи , дата которой меняется и рассчитывается по специальным таблицам - пасхалиям . Пасха считается у православных праздником праздников и не входит в число двунадесятых праздников. Русской Православной Церковью двунадесятые праздники отмечаются по старому стилю , поэтому в современных календарях указаны две даты - по новому стилю и старому стилю.
В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники , связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники , связанные с земной жизнью Богородицы.
К Господским праздникам относятся: - отмечается 7 января (25 декабря) в память о рождении Иисуса Христа. - отмечается 19 января (6 января) в память о крещении Иисуса в реке Иордан. Сретение Господне - отмечается 15 февраля (2 февраля). Слово сретение в церковнославянском языке означает «встреча». Согласно Евангелию, на 40-й день после рождения, в соответствии с законом, младенца Иисуса принесли в Иерусалимский . Туда же пришел и праведник Симеон, которому было предсказано, что он не сможет умереть, пока не увидит нового Бога - Христа. Симеон увидел Иисуса и поблагодарил Бога за то, что теперь он может спокойно уйти из жизни.
Как «встреча», Сретение в народной традиции связывается со сменой времен года. По народным поверьям, в этот день с весной встречаются, а если на Сретение оттепель, то весна будет ранней и теплой. Вход Господень в Иерусалим - отмечается за неделю до Пасхи в память о дне, когда Иисус приехал в Иерусалим, а народ приветствовал его пальмовыми листьями. В России в этот день вместо пальмовых ветвей верующие украшают храмы ветками вербы - первого распускающегося весной кустарника. Освященные букетики вербы ставят и дома. Праздник имеет бытовое название - Вербное Воскресенье . Вознесение Господне - отмечается на 40-й день после Пасхи в честь дня, когда Иисус Христос завершил свою земную жизнь и поднялся в Небо, или вознесся . Троица (День Святой Троицы) - один из главных христианских праздников. В христианском учении Святая Троица - это Бог, единый в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Праздник установлен, по преданию, в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи. Отсюда другое название праздника - пятидесятница . Это событие трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. На Троицу храмы и дома украшают берёзовыми ветками (см. ). В субботу накануне Троицы (Троицкая суббота ) ходят на кладбища и поминают (см. ) умерших.
Триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого отражено на знаменитой иконе Андрея Рублёва , созданной им для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Сергия Радонежского . Этот образ Троицы русская церковь считает лучшим и каноническим. «Троица» Рублева хранится в Третьяковской галерее . Репродукции иконы часто помещаются не только в церковной литературе, но и в светских книгах о русской культуре, одним из символов которой «Троица» считается и в наше время. Преображение Господне - отмечается 19 августа (6 августа) в память о дне, когда Христос во время молитвы преобразился перед учениками, явив свою божественную сущность: его лицо начало излучать сияние, одежда стала белой. В это время с неба раздался голос Бога Отца, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Преображение не только церковный праздник, это один из любимых русских народных праздников. Его называют Яблочным Спасом . Считается, что только к этому дню созревают яблоки (см. ). В этот день в церкви освящают плоды, чаще всего - яблоки. Воздвижение Креста Господня (Воздвижение честного и животворящего креста Господня) - отмечается 27 сентября (14 сентября) как праздник в честь нахождения места казни Иисуса, Гроба Господня и креста , на котором был распят Иисус Христос. Единственный из двунадесятых праздников, не связанный непосредственно с земной жизнью Христа.
К Богородичным праздникам относятся: Рождество Пресвятой Богородицы - отмечается 21 сентября (8 сентября) в память рождения Девы Марии - Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы - отмечается 4 декабря (21 ноября) в память о дне, когда трехлетнюю Деву Марию родители впервые привели в храм на служение Богу. Благовещение Пресвятой Богородицы - отмечается 7 апреля (25 марта) в память о дне, когда, по преданию, Дева Мария получила благую (хорошую, счастливую) весть от Архангела Гавриила о том, что она станет матерью Богочеловека. Исстари на Руси существовала традиция в этот день отпускать на волю птиц. Успение Пресвятой Богородицы - отмечается 28 августа (15 августа) как день ухода из жизни Девы Марии. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. , проходящий с 14 по 27 августа, называется Успенским.
На двунадесятые праздники проходят особенно торжественные богослужения. В эти дни церкви и храмы посещают много верующих.
Именами двунадесятых праздников часто называются храмы (см. , ), центральное место в которых занимают иконы, посвященные соответствующему празднику: например, в Благовещенском соборе Московского Кремля храмовой иконой является икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» (ХVII в.), в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - «Троица» (ХIV в.) Андрея Рублева. Темы двунадесятых праздников отражаются и в росписи соборов. Иконы с изображением двунадесятых праздников обычно составляют праздничный чин русского иконостаса .
Темы и сюжеты двунадесятых праздников занимают значительное место в русской классической живописи. Широко известны: картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» (1855 г.), росписи киевского Владимирского собора (1885–1893 гг.) В.М. Васнецова , мозаики и иконы церкви Спаса на Крови в Петербурге (1894–1897 гг.) М.В. Нестерова . О месте двунадесятых праздников в жизни русских , о праздничных традициях рассказывается в знаменитой книге И.С. Шмелёва «Лето Господне» (где слово лето означает ‘год’).
Верба - символ Вербного воскресенья:

Вербное воскресенье на Красной площади в Москве. Вербный базар. Фотография начала XX в.:


Праздничный чин иконостаса:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ" в других словарях:

    Двунадесятые праздники - в богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим… … Политология. Словарь.

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ, 12 - важнейших православных церковных праздников: Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, День Святой Троицы,… … Современная энциклопедия

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря (7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта (7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), 40 … Большой Энциклопедический словарь

    Двунадесятые праздники - ДВУНАДЕСЯТЬ, и, числит. колич. (стар.). То же, что двенадцать. Нашествие двунадесяти языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Двунадесятые праздники - (также дванадесятые праздники) двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге … Википедия

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)[дванадесятые] [греч. Ϫωδεκάορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после… … Православная энциклопедия

    двунадесятые праздники - 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря(7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение Господне (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта(7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи Вход Господень в Иерусалим… … Энциклопедический словарь

    двунадесятые праздники - устойчивое сочетание Двенадцать важнейших православных праздников: Рождество/ Христо/во 7 января (25 декабря), Креще/ние Госпо/дне 19 (6) января, Сре/тение 15 (2) февраля, Благове/щение 7 апреля (25 марта), Вход Госпо/день в Иерусали/м (Вербное… … Популярный словарь русского языка

    Двунадесятые праздники - двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Некоторые из них имеют раз и навсегда установленные даты: Рождество Христово 25 декабря/7 января, Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января, Сретение Господне 2/15 февраля, Благовещение… … Православный энциклопедический словарь

Известно, что еще на ранних этапах формирования богослужебных уставов отцами церкви предпринимались попытки выделить из общего числа праздников те, что имели особое значение ввиду важности событий священной истории, которым они были посвящены. Их благочестивые намерения со временем воплотились в установлении двунадесятых православных праздников, посвященных наиболее значимым новозаветным эпизодам, связанным с именами Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

Особые категории праздников

После Пасхи рассматриваемые нами праздники по своему статусу являются наиболее важными событиями церковного года и, ввиду ряда своих особенностей, подразделяются на определенные категории. Прежде всего их принято делить на Господские - установленные в память наиболее ярких событий земной жизни Спасителя, и Богородичные - относящиеся к Его Пречистой Матери, причем первая группа имеет более высокий статус.

Кроме того, установлено деление двунадесятых праздников на переходящие и непереходящие. К первой категории относятся те, чья дата ежегодно меняется ввиду того, что по своему содержанию они связаны с Пасхой, день празднования которой исчисляется по лунному календарю и постоянно "плавает". Их насчитывается три. Ко второй же категории относятся девять праздников, дата которых из года в год остается неизменной.

Непереходящие праздники сентября

Согласно установившейся традиции, христианский церковный год начинается 1 (14) сентября (в скобках приводятся даты по новому стилю). В соответствии с этим, откроем обзор непереходящих двунадесятых праздников Рождеством Пресвятой Богородицы, поскольку оно является первым по хронологии.

8 (21) сентября практически во всех церквях, входящих в круг мирового православия, вспоминают одно из важнейших событий священной истории - появление на свет будущей Матери нашего Спасителя - Девы Марии. Ее рождение от прежде бездетных родителей - Иоакима и Анны - не было случайностью, поскольку являлось частью Божественного плана спасения человечества.

В том же месяце, а именно 14 (27) сентября, отмечается еще одно важное событие в жизни церкви - праздник, носящий название Воздвижения Креста Господня. Поводом для него послужили события, произошедшие почти семнадцать столетий назад, когда царица Елена, канонизированная затем в лике равноапостольных, отправилась в Иерусалим и там обрела Крест, на котором был распят Спаситель, и ряд других реликвий, связанных с Его земной жизнью.

Вступление Девы Марии на путь служения Богу

День 21 ноября (4 декабря) отмечается в православных календарях как двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Установлен он в память того, как, выполняя данный ими обет, святая Анна и ее муж Иоаким привели свою, едва достигшую трехлетнего возраста дочь Марию во храм, чтобы посвятить Ее служению Богу. По внушению свыше священник допустил дитя в самую сокровенную часть святилища, куда вход простым людям был заказан. Во храме Дева Мария находилась до двенадцатилетнего возраста, после чего, по обычаю того времени, ей предстояло выйти замуж. Божьим произволением выбор пал на вдовца Иосифа, ставшего Ее обручником, то есть человеком, лишь формально считавшимся супругом.

Рождество Иисуса Христа и Его Крещение

Следующим в списке двунадесятых праздников идет Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря (7 января). Как известно, это торжество установлено в память величайшего события в истории человечества - воплощения от земной Девы Марии и Святого Духа Сына Божьего Иисуса Христа, явившегося в мир, чтобы Своей жертвенной кровью искупить первородный грех, обрекший на вечную смерть всех потомков Адама и Евы. Значение свершившегося было столь велико, что с этого дня человечество начало отсчет новой эры своего существования, и все исторические события стали делиться на те, что произошли до Рождества Христова (Р. Х.), и после него.

Также важное место среди двунадесятых праздников занимает Крещение Господне, отмечаемое 6 (19) января. В этот день все приверженцы православной веры вспоминают о том, как, приступая ко Своему земному служению, Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан Своим Предтечей - святым Иоанном. В Евангелии говорится, что в тот момент сошел на Него Святой Дух в облике голубя, и глас Бога Отца, прозвучавший с небес, удостоверил, что именно Иисус является Его возлюбленным Сыном. Этот праздник называют также Богоявлением.

Сретение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы

2 (15) февраля наступает черед другого двунадесятого церковного праздника - Сретения Господня. О нем мы знаем, что, согласно традиции, по истечении периода символического очищения матери (он составляет 40 дней) Богородица Мария и святой Иосиф явили Младенца Иисуса во храме для принесения благодарственной жертвы Всевышнему. Там произошла Его встреча с благочестивым старцем Симеоном, который во исполнение данного ему пророчества не мог умереть прежде, чем сподобится воочию узреть Спасителя. Это событие стало символической встречей (по-славянски «сретением») человека с Богом.

Ежегодно 25 марта (7 апреля) наступает день Благовещения Пресвятой Богородицы. Это также весьма почитаемый двунадесятый праздник. Он является своего рода отзвуком того, как посланник Божий архангел Гавриил, представ перед Девой Марией, сообщил Ей благую весть о том, что в будущем из Ее плоти родится Сын Божий, зачатый от Святого Духа и посланный в мир для спасения людей от вечной смерти, уготованной им грехопадением Адама и Евы.

Преображение Господне и Успение Его Матери Девы Марии

Следующим двунадесятым праздником является Преображение Господне. Каждый, кто знаком с текстом Евангелия, несомненно, помнит рассказ о том, как Иисус Христос, поднявшись со Своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор, преобразился перед ними и предстал в сиянии вечной славы. Он укрепил их веру, явив в человеческой природе божественное естество. Праздник, посвященный этому событию, наступает 6 (19) августа. В народе его часто именуют Яблочным Спасом.

И последним по хронологии непереходящим праздником является Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемое 15 (28) августа. Установлено торжество в память того, как после завершения Своего земного пути чистая и непорочная душа Девы Марии была вознесена Ее Сыном Иисусом Христом во Царствие Небесное. На этом завершается перечень непереходящих двунадесятых праздников православной церкви.

В преддверии Страстной недели

Упомянем теперь вкратце те события церковного года, которые хронологически связаны с Пасхой и поэтому не имеют постоянной даты своего празднования. Прежде всего это Вход Господень в Иерусалим. Праздник предваряет Страстную неделю. Как явствует со страниц Нового Завета, за семь дней до Пасхи Иисус Христос въехал во Святой город верхом на осле, что само по себе является символом мира (въехать на коне - символ войны). Так Он вступил в последний этап Своего земного служения, завершившегося распятием и последующим воскресением из мертвых.

Еще два переходящих торжества

Вознесение Господне - так называется праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. В Новом Завете говорится, что, исполнив Свое предназначение и совершив все, ради чего Он был послан Отцом Небесным, Иисус Христос на глазах изумленных апостолов вознесся над землей и скрылся в окутавшем Его облаке. Предварительно Он завещал им не расходиться из Иерусалима и, держась вместе, ожидать ниспослания на них Святого Духа, что в точности и исполнилось в указанный Им срок.

Завершает перечень переходящих праздников День Святой Троицы. Он также нередко упоминается как Пятидесятница, поскольку отмечается в пятидесятый день по восстании из мертвых Иисуса Христа. Согласно обетованию, данному ученикам, вернувшись во Царствие Отца Небесного, Иисус послал им Святого Духа. Случилось это в Сионской горнице, где апостолы вместе с Девой Марией ожидали исполнения Его слов. Испокон века этот праздник отмечается с особой торжественностью, поскольку считается днем рождения Христианской Церкви, первыми предстоятелями которой были святые апостолы.

Заключение

Важно отметить, что, вопреки целому ряду индивидуальных особенностей, вышеперечисленные праздники имеют много общих черт, определяющих специфику совершающихся в их честь богослужений, а также относящуюся к ним гимнографию и иконопись. Ярким примером могут служить тропари двунадесятых праздников, представляющие собой законченные религиозно-поэтические произведения, отражающие не только духовный настрой, вызванный воспоминанием о конкретном событии Священной истории, но и возводящие к вершинам богообщения. Многие из них являются наследием византийского православия и переведены с греческого вскоре после крещения Руси.

То же можно сказать и в отношении икон двунадесятых праздников, являющихся неотъемлемой частью российских православных храмов, но в которых нередко прослеживаются мотивы, почерпнутые в работах византийских мастеров. В равной степени это относится и к сюжетам, связанным с богородичными праздниками, и тем, которые мы называем «господскими».

  • 4 Что такое двунадесятый праздник?
  • 5 Какие праздники являются двунадесятыми?
  • 6 Какие праздники называются великими?
  • 7 Как праздновать церковные праздники?
  • 8 Что означает «предпразднство» и «отдание» праздника?
  • 9 Можно ли православным праздновать день святого Валентина?
  • 10 Отмечают ли верующие день своего рождения?
  • 11 Что означает «праздник» 8 марта?
  • Для чего установлены церковные праздники?

    Праздники установлены для воспоминания о благодеяниях Божиих и для воздаяния благодарения за них Богу. Отрывая от суеты житейских дел и обращая внимание на духовное, праздники оживляют и углубляют веру, воспитывают дух благочестия, укрепляют в жизни по вере.

    Какой самый большой церковный праздник?

    Пасха - Воскресение Христово - «праздников Праздник и Торжество из торжеств». «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

    Что означает слово «Пасха»?

    Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «переход, избавление». Празднуя ветхозаветную Пасху, евреи вспоминали об освобождении своих предков из египетского рабства и переход в землю обетованную. Празднуя новозаветную Пасху, христиане торжествуют избавление всего человечества от рабства греху и дарование вечной жизни и блаженства через Воскресение Иисуса Христа.

    Что такое двунадесятый праздник?

    Это двенадцать («дванадесять» по-славянски) великих (больших) праздников, посвященных воспоминанию событий, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Божией Матери, и имеющих судьбоносное значение в истории человечества.

    Какие праздники являются двунадесятыми?

    Это восемь праздников, посвященных Господу и четыре праздника, посвященных Божией Матери (даты даны по старому/новому стилю):

    • Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября),
    • Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня (14/27 сентября),
    • Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/04 декабря), Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (25 декабря/ 07 января),
    • Крещение Господне (Богоявление) (06/19 января),
    • Сретение Господа нашего Иисуса Христа (02/15 февраля),
    • Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/07 апреля),
    • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) (за 7 дней до Пасхи),
    • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа (на 40-й день по Пасхе),
    • День Святой Троицы (Пятидесятница) (на 50-й день по Пасхе),
    • Преображение Господа нашего Иисуса Христа (06/19 августа),
    • Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

    Какие праздники называются великими?

    Великие праздники:

    • Обрезание Господне (01/14 января),
    • Рождество Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/07 июля),
    • Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) ,
    • Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа/11 сентября),
    • Покров Пресвятой Богородицы (01/14 октября).

    Как праздновать церковные праздники?

    В дни церковных праздников нужно свести до минимума все внешние дела, чтобы посвятить себя молитве и духовному переживанию празднуемого священного события.

    Эти дни надо посвящать Богу: по возможности присутствовать в храме на богослужении (желательно исповедоваться и причаститься), после храма дома молиться, читать Священное Писание и творения святых отцов, делать дела милосердия (например, посетить одиноких, больных, заключенных, накормить бедных).

    Без крайней необходимости в в праздничныедни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его.

    Что означает «предпразднство» и «отдание» праздника?

    В церковном праздновании великих праздников следует различать день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

    Днями предпразднства Церковь готовит верующих к достойной встрече праздника молитвословиями и песнопениями в честь наступающего праздника.

    Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни Церковь вспоминает и прославляет событие бывшего праздника.

    Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что оно содержит большую часть молитв и песнопений самого праздника.

    Можно ли православным праздновать день святого Валентина?

    Перенос этого праздника на православную почву не безвреден, так как часто используется как повод для пропаганды разврата. У православных христиан есть свои праздники и дни памяти святых, прославленных Православной Церковью. Имя Валентин в переводе с латинского означает - сильный. Православной Церковью прославлено в лике святых несколько подвижников веры, благочестия и мучеников, отдавших свои жизни за Христа, носящих это имя. Дни их памяти указаны в православном церковном календаре.

    Отмечают ли верующие день своего рождения?

    Да, отмечают. Жизнь - это великий Божий дар. Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Православные верующие в день своего рождения обращаются к Богу с благодарственными молитвами за прожитые годы и стараются в этот день исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Накрывается и праздничный стол для угощения родных, близких и друзей.

    Что означает «праздник» 8 марта?

    Надругательство над религиозными чувствами верующих, так как обычно в этот день уже идет Великий пост и празднование «женского дня» почти всегда приходится на вечернее богослужение в канун первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, когда Церковь вновь вспоминает мученическую кончину Крестителя Христова, причиной которой была женская распущенность, мстительность и коварство.

    Антихристианская направленность «международного женского дня 8 марта» в момент его зарождения была явной. Это позже человеческое стремление к уюту и домашним радостям придало ему привлекательные черты. А первоначально этот день был задуман Кларой Цеткин именно как праздник воинствующих атеисток, соратниц по революционной борьбе, «освобожденных» женщин - освобожденных от долга жены и матери, от целомудрия и стыдливости, от мягкости и добросердечия.

    Двунадесятые праздники разделяются на переходящие и непереходящие. Даты переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи, которая всегда приходится на воскресный день. Дата Пасхи определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе в 325 году в городе Никея. По этому правилу, православная Пасха всегда припадает на первое воскресенье после весеннего полнолуния.
    Переходящих двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница)
    Даты непереходящих праздников не изменяются.

    Двунадесятые непереходящие праздники

    Рождество Христово занимает в православной церковной традиции особое место и является одним из главных православных праздников.

    Рождеству предшествует продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.

    День самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или рождественским сочельником. Есть обычай в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.

    Праздник установлен в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии. С догматической точки зрения, Рождество Христово - воплощение Бога-Слова в человеческом образе - центральный момент в истории Божественного домостроительства, начало человеческого спасения. Вместе с тем это исполнение ветхозаветных пророчеств о явлении Мессии, Спасителя и Небесного Царя.

    Крещение Господне (Богоявляение)
    (19 января)

    Крещение Господне также называется Богоявлением и Просвещением. Богоявлением - потому, что Господь после принятия крещения выступил на евангельскую проповедь , показав себя миру, как спаситель и мессия, Просвещением - потому, что Бог - это вечный свет, просвещающий мир.

    Как и празднику Рождества Христова, Крещению предшествует день строгого поста - Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), которое свидетельствует об особом значении начинающегося торжества.

    В этот день православные вспоминают крещение Иисуса Христа, которое он принял в 30-летнем возрасте в водах реки Иордан. Согласно церковному преданию, в праздник Крещения вода приобретает особые целительные свойства. Считается, что крещенская вода, к которой верующие люди относятся с особым благоговением, придает силу и дарует здравие каждому, прикоснувшемуся к ней.

    Поэтому издавна, в этот день, несмотря на морозы, существует традиция купания в проруби. Православные христиане верят, что крещенская вода приносит телесное и духовное здоровье. Однако по правилам купаться можно только после того, как духовенство совершит чин великого освящения воды.

    Сретенье Господне
    (15 февраля)

    В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда в 40-й день после рождения, Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву женщине, родившей младенца, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.
    Праздником Сретения Господня заканчивается рождественский цикл праздников, связанных с явлением Спасителя в мир. В этот день верующие идут в церкви и храмы, чтобы поклониться Младенцу-Христу.

    Считается, что в этот день зима встречается с летом.

    Благовещение Пресвятой Богородицы
    (7 апреля)

    Согласно Евангелию, в этот день к Деве Марии спустился архангел Гавриил и произнес: "Господь с Тобою; благословенна Ты между женами", после чего сказал, что на Марию "сойдет Святой Дух и у Нее родится Сын Божий, именем Иисус". По преданию, в руках архангел держал белую лилию - символ чистоты и непорочности, которая изображена практически на всех иконах благовещения.

    Дата праздника была определена путем отсчета девяти месяцев назад от Рождества Христова.

    В этот день у православных во время праздничного богослужения совершается особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздаются прихожанам.

    Праздник Благовещения почти всегда приходится на дни Великого Поста, однако в этот день по церковному уставу разрешается вкушать рыбу.

    Согласно существующей многовековой традиции, труд в Благовещение считается тяжким грехом. Отсюда поговорка: "На Благовещение птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет".

    Преображение Господне
    (19 августа)

    Праздник установлен в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц.

    В праздник преображения Господня во всех православных храмах совершается обряд освещения яблок нового урожая - яблочный Спас.

    Успение Пресвятой Богородицы
    (28 августа)

    Праздник успения Пресвятой Богородицы является одним из почитаемых в православии. В этот день верующие вспоминают о деяниях Богородицы и просят у нее заступничества. Пресвятая Богородица после крестных страданий Спасителя, по Его божественному завету, жила в доме Его возлюбленного ученика Иоанна Богослова. Славное Ее Успение совершилось на 72-м году земной жизни. В этот день у Владычицы чудесным образом собрались святые апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира, и погребли Ее тело в Гефсимании у Елеонской горы. Через три дня апостолы по общему совету открыли гроб, но тела Божией Матери в нем уже не оказалось. В тот же день апостолы во время молитвы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Православная Церковь верует, что Господь воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом.

    Рождество пресвятой Богородицы
    (21 сентября)

    Праздником Рождества пресвятой Богородицы начинается Годовой цикл великих - двунадесятых - праздников. Считается, что это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов. Та, Которой предстояло стать Матерью Спасителя, родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Предание гласит: Ее родители Иоаким и Анна, известные своей праведной жизнью, до преклонных лет были бездетны, что считалось знаком гнева Божьего, но Анна дала обет Богу: если Он дарует им дитя, то оно будет служить в храме Богу. Молитвы были услышаны: Божий посланник Архангел Гавриил явился и возвестил им о рождении дочери Марии (что значит "Госпожа, Надежда"), будущей Матери Иисуса Христа.

    Воздвижение Креста Господня
    (27 сентября)

    Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен в честь появления культового знака христианства - Креста.

    Гонения на христиан прекратились только в начале IV века, при Римском императоре Константине Великом. Накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "сим побеждай". В следующую ночь императору явился сам Иисус Христос с крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага, и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста.

    Император Константин Великий, желая отыскать крест, на котором был распят Иисус, отправил мать свою, царицу Елену, в Иерусалим на поиски. На горе Голгофе были найдены три креста. Чтобы узнать, на котором из низ был распят Спаситель, поочередно возложили кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Собравшиеся христиане просили поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хоть издали, созерцать его.

    В память обретения Креста Господнего и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.

    Введение во храм Пресвятой Богородицы
    (4 декабря)

    Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

    Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание и отдали ее на послушание в Иерусалимский храм. 4 декабря, в День введения во храм Пресвятой Богородицы православная церковь празднует как бы второе, духовное, рождение Богоматери.

    Двунадесятые преходящие праздники

    Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

    Вербное Воскресенье отмечается родно за неделю до Пасхи.

    Этот праздник установлен в память о событиях, описанных в Новом Завете. За несколько дней до Пасхи Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим на осле. Ни ученики, ни жители города не знали тогда, что Спаситель движется навстречу крестным мукам, смерти и воскресению. Горожане, взяв в руки пальмовые ветви, приветствовали его криками "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!"

    С тех пор этот день называют Пальмовым Воскресеньем, а пальмовые листья считаются символом мученичества и чистоты. В Беларуси, как и в России, где пальмы не растут, а другие деревья в это время года еще не распустились, издревле существует традиция освящать ветки вербы.

    С Вербным воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья. В частности, в этот день старались прикоснуться к человеку принесенной из храма веткой вербы, чтобы наделить его здоровьем и красотой. Считается, что освященная верба обладает особой целительной силой и ее нужно хранить до следующего Вербного воскресенья.

    Вознесенье Господне

    Вознесение отмечается на сороковой день после Пасхи. По преданию, через 40 дней после Своего Воскресения Иисус Христос в последний раз явился своим апостолам, пообещав им скорое ниспослание на землю Святого Духа. Затем Спаситель вывел своих учеников из Иерусалима на Елеонскую гору, благословил их, поднимаясь в небо, и скрылся за облаками.

    Этим событием завершилось земное служение Иисуса Христа, который в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и таким образом подготовил ее к принятию Святого Духа.

    День Святой Троицы (Пятидесятница)

    Этот праздник, совершаемый через семь недель после Пасхи, посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова. Поэтому день Святой Троицы именуется также Пятидесятницей. Как свидетельствуют библейские источники, ниспослание Святого Духа было обещано Господом своим ученикам перед его Вознесением. После этого все они получили дар языков - способность говорить на различных, неизвестных им ранее языках, проповедуя о великих делах Божиих. Поэтому день Святой Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви.

    В день Святой Троицы с давних времен христиане украшают храмы и свои дома зелеными свежими ветками деревьев и сами стоят на службе в храмах с цветами.