Методика железновой с чего начать. «С

Другие торжества

Современные родители предъявляют множество требований к еще совсем маленьким деткам. Порой дитятко еще только появилось на свет, а мамы и папы стараются опробовать на малыше все новые и модные развивающие методики.

Многие из них порой дают неоднозначный результат, другие оказываются вовсе бесполезными или даже вредными. Но существует одно направление, которое в любом случае будет полезно для любого малыша. Это методика Железновых «Музыка с мамой».

Об авторах

Папа - Сергей Станиславович. Имеет высшее музыкальное образование и, как никто, знает все тонкости музыкального ритма и воздействие музыки на маленького человечка. Имеет за плечами большой опыт работы с детками в музыкальной школе, а также руководство развивающим центром по своей методике.

Дочь - Екатерина Сергеевна. Также имеет высшее образование, специальность - учитель музыки. Екатерина Железнова работает по своей уникальной методике и постоянно повышает квалификацию.

Как все начиналось

Вначале Железновы, работая с детками, опробовали уже имеющиеся на тот момент методики по развитию музыкальности малышей. Постепенно они разрабатывали свои идеи и внедряли их в жизнь. Нарабатывался опыт, все удачное приобретало более четкие очертания. Так складывалась целостная система подготовки детей к поступлению в музыкальную школу.

Но все наработки, которые существовали, подходили для малышей от 3 лет. А вот для самых маленьких материала недоставало. Поэтому Сергей стали сами придумывать материалы для малышей. Как говорит Железнова, методика подходит для любого ребенка. Неважно, будет ли он в дальнейшем заниматься музыкой или нет, основы, заложенные в детстве, помогут в дальнейшем развитии.

Е. Железнова. Методика и ее суть

В основу методики положены любимые всеми малышами потешки, песенки и соответствующие им движения. Авторы брали за основу народные потешки, а также сами сочиняли небольшие песенки.

Основываясь на том, что жизнь малыша немыслима без движения, все песенки обыгрываются. К тому же в потешках легкие, часто повторяющиеся слова, которые маленький ребенок вскоре начинает сам повторять.

Маленьким деткам важно, чтобы взрослый показывал и выполнял все движения вместе с ними. Так появилась методика Железновых «Музыка с мамой». Прыгая и танцуя с малышом, родители дарят своему ребенку много радостных минут. А педагог, присутствующий на занятии, руководит и направляет.

Цели и задачи музыкальных занятий

Конечно, все занятия с малышами проходят только в игровой форме. Ребенка не заставляют ничего делать. Педагог и мама показывают движения, а ребенок в ответ - по желанию - выполняет.

В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:

  • Развитие и ритмики.
  • Становление речи, в результате многократного повторения слов - звукоподражаний.
  • Развитие моторки в результате взаимодействия с различными предметами, как музыкальными, так и обычными. Очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики.
  • Тесный эмоциональный контакт с мамой, в результате веселого совместного времяпровождения.
  • Слуховые и и восприятие информации посредством музыки.
  • Укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности.
  • Музыка расслабляет, она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей.
  • Развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими малышами.

Замечено, что малыши, с ранних лет приобщенные к музыке, смышленнее своих сверстников. Связывают это с одинаковой работой левого и правого полушария мозга.

Основы методики

  1. Екатерина Железнова, методика которой направлена на раннее развитие деток, рекомендует очень тесное участие мамы в занятиях. Так достигается важный контакт малыша и родителя, который важно поддерживать для полноценного развития.
  2. Часто можно видеть, как ребенок, услышав музыку, начинает танцевать. Ведь малыш воспринимает музыку через движения. Поэтому занятия по методике Железновых всегда проводятся с играми, танцами и музицированием. Только так ребенок поймет и прочувствует музыку.
  3. Непосредственно сами песни должны быть либо русскими народными, т. е., классические потешки и песенки, или можно использовать современную, но танцевальную и действительно качественную. Железновы Сергей и Екатерина написали очень много хороших детских песенок и аранжировали старые русские потешки.
  4. Педагог, используя методику Железновых, обязательно должен играть на настоящем музыкальном инструменте. Но и без использования фонограмм нельзя обойтись. Только так педагог сможет помогать деткам и их мамам, активно учувствовать в танцах и играх.
  5. На занятиях предлагается знакомить детей с клавиатурой уже с 2-3 летнего возраста. Такая методика очень интересна для малышей. А детки после 3 лет уже сами могут наиграть простейший куплет и спеть песенку.

Когда можно начинать

Методика развития Железновых подходит для совсем маленьких детишек. На занятия приводят деток, которые только-только начали самостоятельно сидеть. Как правило, малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже вовсю ходят по всему периметру комнаты.

Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Да-да, именно играть. Ведь занятием это назвать нельзя. Хотя пользы от музыкальных игр очень много.

Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша. Вот мама несет ребенка умываться и напевает: «Водичка-водичка, умой мое личико…». Или, сгибая и разгибая ножки малыша, проговаривает: «Мишка косолапый…». А всем известные «Сорока-ворона»? Все это начальный этап приобщения ребенка к и музыкальности.

А есть ли недочеты в методике?

Если строго следовать методике и заниматься непосредственно по дискам или в студии раннего развития, то вреда уж точно не будет. Совместное времяпрепровождение, танцы, игры и веселые песенки настроят любого малыша на позитивный лад.

Но если все же присмотреться пристально, то можно выявить некоторые моменты, которые можно назвать скорее маленькими нюансами, нежели недочетами.

Малышу предлагается четко следовать предложенному плану действий. Не дается право выбора и самостоятельного придумывания движений.

Есть много сложных повторений и стишков, которые маленькие детки не сразу начинают усваивать.

Екатерина Железнова, методика которой применяется во многих развивающих центрах, совместно со своим отцом сочинила множество авторских песенок. Но в основном они однотипные. Часто повторяются одинаковые слова, вроде таких как: зайчик или мишка, их действия, поспать, погулять.

Хотя для совсем маленьких малышей именно такое повторение однотипных слов является предпочтительным.

Для занятий на дому

Когда нет возможности или желания ходить на развивающие занятия по методике Железновых, можно приобрести диски с записями песенок и готовых занятий.

Диски можно найти как для совсем маленьких, так и для деток постарше.

На занятиях, обычно после пропевания песенок педагогом, предлагается деткам повторить. На дисках также после музыки со словами идет просто музыка, для самостоятельного пения мамы с малышом.

Диски условно можно разделить на категории.

Колыбельные

Здесь представлены исконно русские колыбельные, которые пели еще наши бабушки и мамы свои деткам. Песни звучат в их традиционном исполнении. Екатерина Железнова сама поет многие колыбельные. Дополнительным бонусом идут звуки природы, настраивающие на лирический лад.

Потешки

Песенки-потешки давно используются мамами для развлечения своих карапузов. Они способствуют разностороннему развитию ребенка и помогают в налаживании эмоционального контакта. Все помнят и «идет коза рогатая», и «ладушки-ладушки» с детства и дарят минуты радости теперь своим деткам.

Пальчиковые игры

Давно доказано, что речь напрямую зависит от А этому способствуют так называемые пальчиковые игры. А если их выполнять под музыку, то и польза огромная, и малыш с радостью все выполняет.

Помимо основных, есть еще диски с физкультминутками, подвижными играми, сказками-шумелками, аэробикой и даже игровым массажем. Железновы Сергей и Екатерина песенки написали на разный возраст и придумали к ним незамысловатые движения, следуя которым ребенок познает мир.

Любой родитель, даже не имея музыкального образования и представления о музыкальной грамоте, сможет, опираясь на методику, всесторонне развить своего малыша и привить ему хороший музыкальный вкус.

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Но существуют и такие методики, основная цель которых заключается не в стимулировании интеллекта ребенка, а в его гармоничном и естественном развитии. Одной из таких систем является методика Железновых, в основе которой лежит подача учебного материала в игровой форме.

Сразу подчеркнем, что в процессе занятий по данной методике Ваш ребенок не обогатит свой ум энциклопедическими знаниями. Он не научится считать и писать. Зато он станет намного счастливее, веселее, общительнее и увереннее в себе. Согласитесь, это многого стоит.

Несколько слов о Железновых


Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития "Музыка с мамой" , которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.

В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.

Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать "с нуля") двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития , получившая название "Музыка с мамой". Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.

Особенности методики Железновых


В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых .

Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только "целью", но и "средством". То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.

Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:

  • улучшить общее физическое развитие;
  • развить музыкальный слух и память;
  • сформировать навыки общения;
  • научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.

Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.

Как проходят занятия по методике Железновых

Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:

  • танцы;
  • прослушивание музыки;
  • пальчиковую гимнастику;
  • пение;
  • игру на музыкальных и шумовых инструментах;
  • различны виды игр.

Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.


Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом "в ход" могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку "азбуку-потешку", где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.

Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).

Недостатки методики Железновых

Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:

  • некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
  • поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
  • большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро "приедаются" и становятся скучны.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что музыкальные упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, а также на их способность взаимодействовать с окружающими.

Самой популярной музыкальной методикой для детей дошкольного возраста в России являются разработки Сергея и Екатерины Железновых. Оба методиста имеют музыкальное и педагогическое образование. Обширный опыт преподавания позволил Сергею и Екатерине создать комплексные программы, которые отличаются доступной игровой формой и системностью.

Методика включает жестовые, пальчиковые и подвижные игры, сказки-инсценировки, которые ребенок выполняет под музыку, песенки, потешки, колыбельные.

Принципы методики Железновых

Принцип первый – обучение детей должно проходить в игровой форме. Этот принцип соответствует нормам возрастного развития детей, поскольку ведущей формой деятельности в младшем возрасте является игра. Именно через игру ребенок познает структуру отношений между людьми и их связь с объектами внешнего мира. В возрасте от 3 до 7 лет игра как способ познания и развития является наиболее эффективной. У детей от 1 года до 3 лет ведущая деятельность – манипуляционная, в возрасте до 1 года – взаимодействие со взрослым. Методика Железновых предоставляет возможности для развития в каждом возрастном периоде. Комплекс методик включает в себя манипуляционные задания (например, пальчиковые игры) и упражнения, которые выполняет только взрослый (например, некоторые песенки и потешки).

Принцип второй – обучение детей через двигательную активность: в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность.

Другие принципы методики – важность родительского участия и положительный настрой ребенка на обучение – являются общими для всех методик раннего развития.

Цели и задачи занятий

Все занятия с малышами проходят только в игровой форме. Ребенка не заставляют ничего делать. Педагог и мама показывают движения, а ребенок в ответ выполняет по желанию. В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:

    развитие музыкального слуха и ритмики;

    становление речи в результате многократного повторения слов – звукоподражаний;

    развитие моторики в результате взаимодействия с различными предметами – как музыкальными, так и обычными; очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики;

    тесный эмоциональный контакт с мамой в результате веселого совместного времяпровождения;

    слуховые и тактильные ощущения и восприятие информации посредством музыки;

    укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности;

    музыка расслабляет – она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей;

    развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими детьми.

Когда можно начинать

Методика развития Железновых рассчитана на детей от 6 месяцев до 7 лет. Как правило, малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже ходят по всему периметру комнаты. Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша. Вот мама несет ребенка умываться и напевает: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или, сгибая и разгибая ножки малыша, проговаривает: «Мишка косолапый…» Все это начальный этап приобщения ребенка к чувству ритма и музыкальности.

Структура группового занятия по методике Железновых

Занятия, которые предлагает методика Железновых, включают в себя коротенькие песни- инсценировки, под которые нужно или подпевать простые припевы, или использовать пальчиковые игры, или играть на простейших музыкальных инструментах (колокольчики, бубенчики, погремушки, маракасы, клавесы, бубны, ложки, барабаны, тарелочки, треугольники, шейкеры).

Все песенки для детей очень короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких. Играя под эти песни, малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, память и др.

Классический урок по методике Железновых:

  1. Приветствие.
  2. Разминка..
  3. Жестовые и пальчиковые игры
  4. Игровой массаж.
  5. Музыкально-ритмические движения или гимнастика.
  6. Логоритмика.
  7. Распевание, пение.
  8. Игра на музыкальных инструментах.
  9. Сказка (с 1,8 года).
  10. Прощание.

Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимает 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.

Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон.

После приветственных песенок проводятся игры-разминки . Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения. Дети встают в круг, руки держат на талии и повторяют действия, сказанные словами.

Основные упражнения начинаются с пальчиковых игр , главными героями которых становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и др. Давно доказано, что речь напрямую зависит от развития мелкой моторики, а этому способствуют так называемые пальчиковые игры.

Игровой массаж снимает у детей напряжение, способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, «получающим» игровой массаж.

Музыкально-ритмические движения направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений. Взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет за ним.

Логоритмика представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам, что позволят развивать четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. В целом это прекрасные занятия под музыку без логопеда.

Распевание, пение начинается с дыхательных упражнений. Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

Игра на музыкальных инструментах . Музыкальные инструменты для детей – это одна из разновидностей развивающих игрушек. Они разрабатывают мелкую моторику рук, формируют чувство ритма, координацию движений, учат детей различать «голоса» инструментов, помогают освоить нотную грамоту, а например, духовые инструменты развивают также дыхательную систему, улучшают работу лор-органов. Кроме всего прочего, такие игрушки взращивают в ребенке любовь к музыке.

Сказки под музыку развивают воображение, фантазию. Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополнены новыми деталями и музыкальным сопровождением.

Завершается занятие прощальной песенкой.

Плюсы методики

«Музыка с мамой» приносит неоценимую пользу в воспитании детей и способствует таким функциям, как:

  • выработка ритмичности и музыкальных способностей;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование навыков правильной речи;
  • оздоровление общего состояния малыша;
  • укрепление мышц спинного отдела, формирование правильной осанки;
  • привитие навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;
  • налаживание контактов со взрослыми и одногодками;
  • сближение ребенка с родителями, ведь занятия проходят по принципу «мама и ребенок».

Привыкая к подобным занятиям, дети меньше устают, и любой материал легко усваивается ими в ходе игры.

Недочеты методики

Танцы, игры и веселые песенки настроят любого малыша на позитивный лад. Но если все же присмотреться внимательнее, то можно выявить некоторые моменты, которые являются, скорее, маленькими нюансами, нежели недочетами. Малышу предлагается четко следовать предложенному плану действий. Не дается права выбора и самостоятельного придумывания движений. Есть много сложных повторений и стишков, которые маленькие детки не сразу начинают усваивать. Екатерина Железнова, методика которой применяется во многих развивающих центрах, совместно со своим отцом сочинила множество авторских песенок, но в основном они однотипные. Часто повторяются одни и те же слова, например: зайчик или мишка и их действия, поспать, погулять. Хотя для совсем маленьких малышей именно такое повторение однотипных слов является предпочтительным.

Любой родитель, даже не имея музыкального образования и представления о музыкальной грамоте, сможет, опираясь на данную методику, всесторонне развить своего малыша и привить ему хороший музыкальный вкус.

Приветствую вас, дорогие друзья проекта «Растим и растём»!

Для начала немного информации: что представляет собой система развития по методике Железновых?

Это программа раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой», которая тщательно продумана Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью) и выпущена на аудио и видеодисках (всего их 50!).

В систему включены занятия по:

  • физическому развитию,
  • развитию речи,
  • сенсомоторному развитию,
  • развитию музыкального слуха ребёнка.

В центре методике Железновых находится, конечно же, МУЗЫКА: весёлые песенки с несложными мелодиями и легко запоминающимися словами. Музыка и пение сопровождают различные виды деятельности , необходимые для развития малышей: подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика, массаж под музыку и пение.

Во время музыкальных игр развиваются многие способности ребёнка :

Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
- Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
- Формируются навыки вербального и невербального общения.
- Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
- Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Научные исследования показывают, что дети, которые с раннего возраста занимаются музыкой и пением, часто опережают своих ровесников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии, а музыкально-ритмические игры способствуют формированию у детей способностей к восприятию информации и концентрации внимания.

Заниматься по системе Железновых можно дома маме и малышу (об этом говорит даже само название «Музыка с мамой»), а можно в специально организованных группах с педагогом. Сами авторы рекомендуют разбивать домашние занятия на 3 части и проводить в течение дня примерно по такой схеме:

Утром : активная зарядка (Игровая гимнастика или аэробика);

Днём: песенки-инсценировки;

Вечером (перед сном) : сказки и колыбельные.

Когда начинать занятия? Заниматься можно буквально с первых месяцев жизни малыша — просто включать в вашу жизнь песенки-потешки, пальчиковую гимнастику, массаж. Слушая мамино пение, малыш постепенно запоминает мелодию и текст песни, следит за движениями мамы, улавливает мимику.

Расскажу вкратце, как занимались мы с дочкой.

Первый диск, который попался мне на просторах интернета, когда Викуле было около 6 месяцев — «Корабль игрушек» . Сначала я просто включала диск, подпевала сама (для этого распечатала тексты песенок) – тем самым создавала хорошее настроение себе и дочке, ведь, как известно, дети чувствуют и впитывают настроение мамы.

Потом мы стали выполнять действия к песенкам.

Например, под песенку «Посмотри-ка, мой малыш» Вика летала по комнате на моих руках, рассматривая пол, потолок.

Посмотри-ка мой малыш, мой малыш, мой малыш!

Посмотри куда летишь, куда сейчас летишь!

Посмотри вот это пол, это пол, это пол!

Опустился и пошёл, по полу пошёл.

Посмотри вот потолок, потолок, потолок.

К потолку летим повыше, потолок высок.

Надоело нам летать, всё летать, да летать.

Мы кровать свою поищем, ся-де-м на кро-ва-ть.

По рекомендациям авторов, танцевальные песенки на ручках у мамы можно вводить с 3-4 месяцев. Использовать для этого можно так же диск «Аэробика для малышей» . Во время «танца» малыша можно покачивать, наклонять, кружиться вместе с ним, придерживая ребёнка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платком. Танцуя, обязательно напевайте песенку, улыбайтесь, чтоб малыш видел и перенимал ваши положительные эмоции. Подросший малыш с радостью будет пританцовывать, показывать движения вслед за вами и воспроизводить самостоятельно движения по знакомую музыку и слова.

Под песенку «Кыш, муха» мы учились махать ручкой: сначала я брала малышкину ручку и махала ею, а позже она научилась делать это самостоятельно.

А с помощью песенки «Мы по комнате идём» можно очень весело собирать разбросанные игрушки, или помогать маме приготовить всё необходимое для занятия. Я пою, называя в каждом куплете очередную игрушку или предмет, а дочка находит их и складывает в коробку для игрушек или приносит мне.

Мы за куклою идём, ищем куклу и найдем.

Где же кукла, ищем куклу и нашли.

Мы по комнате идём, громко песенку поём.

Мы за кискою идём, ищем киску и найдем.

Здесь нет, здесь нет, здесь тоже нет.

Где же киска, ищем киску и нашли…

Нравилось нам обеим делать упражнения под диск «Игровой массаж» . Некоторые движения и упражнения я переделывала под себя. Например, в одной из песен «В лодке» предлагают покачивать ребёнка взад-вперёд на фитболе. Я же просто садилась, клала Вику себе на колени, пела песенку и раскачивалась в такт. А когда Викуля подросла, мы садились напротив друг друга, брались за руки и качались по принципу «тяни-толкай».

В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает.
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет.
А куда мы приплывём — только речка знает.
Дует — дует ветерок, лодку подгоняет.
Через некоторое время я обнаружила видео «Музыка с мамой. Песенки-инсценировки»

На видеодиске наглядно демонстрируются движения, наложенные на простые весёлые песенки. Мы стали разучивать эти игровые песенки вместе с дочкой.

Во время пения использовали игрушки, кубики, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, металлофон), перчаточных кукол.

Одной из самых любимых игровых песенок стала «Кукла с кубиком» (правда, мы пели про Мишку)

Мишка с кубиком идёт
Жёлтый кубик нам несет.
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!

Мишка с кубиком идёт
Красный кубик нам несет.
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!…

(Пропеваем так несколько куплетов, меняя в каждом цвет кубика.)

На руку я надевала перчаточную игрушку — медвежонка, который в своих лапках приносил цветные кубики. Очень радовалась малышка, когда кубик падал из мишкиных лапок, радостно кричала «Ой!». С помощью этой песенки мы учили цвета и закрепляли полученные знания. Кстати, сами Железновы рекомендуют начать показ игрушки с пением с 3 месяцев, проводить одно такое занятие в течение 2-3 минут.

В годик Вика уже с радостью сама стучала ложками под песенку «Едем на лошадке» , подпевала «Но-но-но»

Едем-едем на лошадке, но-но-но

Рады- рады все ребятки, но-но-но

Рады-рады прокатится, но-но-но

Звонко цокают копытца, но-но-но;

изображала паровозик под песенку «Паровозик чух-чух-чух» ; показывала гуся и подпевала «Га-га-га», «Да-да-да»;

крутила руль (кольцо от большой пирамидки) как шофёр под песенку «Сидим с шофёром рядом».

Когда дочке исполнилось 1г и 3 месяца, я организовала домашнюю группу развития детей по типу домашнего детского сада. И заниматься по системе Железновых мы стали уже в компании других ребятишек. Во время занятий мы слушали и 2-3 раза пропевали и обыгрывали песенку с движениями, после чего переходили к творческому элементу — рисункам, поделкам.

Например, вот как выглядело занятие «Паровозик» :

1) Показываю малышам игрушечный паровозик, показываю, как крутятся у него колёса

2) Показываю движениями рук, как крутятся колёса у паровоза, произношу звуки «чух-чух-чух», прошу детей повторить.

3) Смотрим клип на песенку «Паровозик».

4) Поём песенку, показываем движения под музыку.

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух -2 раза

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят — 2раза

5) Поём песенку с движениями без музыки.

6) Катаем по полу игрушечные паровозы, приговаривая «чух-чух-чух», «ту-ту!».

7) Делаем аппликацию «Паровозик».

И конечно, вместе веселее танцевать, например, «Танец с платочком»:

Песенки Железновых сопровождают нас повсюду. Чудесно то, что заниматься по системе можно даже на прогулке, что мы и делали в летнее время.

Брали с собой на детскую площадку или в парк покрывало и инвентарь для игр (ложки, погремушки)

А уж весёлые подвижные игры словно созданы для улицы.

Где же ещё можно так весело топать ножками под песенку «Крокодил» :

На прогулку выходил, наш любимый крокодил.

Топ и топ, и топ, и топ

Шлёп и шлёп, и шлёп, и шлёп

Крокодил ходил, ходил, шагал, шагал- устал. Бух…

(Широко шагаем ножками, под конец приседаем на корточки).

Игровыми песенками прекрасно можно развлекать малышей на различных детских праздниках.

Ну и особо мне хочется выделить «Музыкальный букварь» — это небольшие веселые песенки на каждую букву русского алфавита, которые подсказывают, как сложить буквы из пластилиновых палочек.

Очень здорово то, что на каждую букву созданы видеоролики-клипы: http://www.youtube.com/playlist?list=PL77441A81C378B87B

Благодаря этой системе мы учили буквы и создавали свою собственную азбуку

Такие занятия способствуют так же развитию мелкой моторики, и овладению навыками конструирования.

Что даёт нам методика раннего музыкального развития Железновых? Совместно с другими нашими занятиями, эта методика способствовала :

Раннему развитию речи (к году дочь говорила 20 с лишним слов),

Развитию памяти, в том числе музыкальной. Вика легко запоминает стихи и песенки,

Формированию чувства ритма и рифмы (малышка давно сочиняет стихи — пусть наивно-малышковые,но всё-таки),

Развитию мелкой моторики,

Развитию координации движения и любви к танцам.

То, что ребёнок «где-то и чем-то занимался» заметили и педагоги в музыкальной школе, которую мы посещали (группу раннего эстетического развития, где проводятся занятия по ритмике, музыке и изобразительному творчеству).

Ещё одну мою статью о домашнем музыкальном развитии, доступном любой маме без специальной подготовки, .

Хотите научиться самостоятельно всесторонне развивать ребёнка в доступной игровой форме?

Первые игры с малышом
- Когда начинать играть с малышом?
- Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём "репертуаре" народные песенки-игры. Не случайно такие игры есть в каждой стране, у каждого народа. Как бы само собой возникает желание развлекать ребёнка, говорить с ним приподнятым тоном, весело, нараспев. Песенки, сопровождающиеся ритмичными движениями, радуют малышей и одновременно развивают музыкальный слух, чувство ритма, приучают к определённой дисциплине. Ребёнок постепенно запоминает многократно повторяющиеся мелодии и слова, у него появляется желание "подпевать". Во время игры тренируется навык быстрого реагирования на ситуацию и слова взрослого, формируется уверенность в себе. Малыш постепенно привыкает "соблюдать" правила игры, а развитие мелкой моторики способствует хорошему общему развитию, в том числе овладению речью.
- Что представляют собой первые игры?
- Самые первые песенки-игры напоминают массаж. Продолжительность этих игр на первом месяце жизни 2-3 минуты. Малыш должен видеть ваше лицо. Поглаживайте ручки ребёнка от пальчиков к плечам, а ножки - от ступней к бёдрам. Гладьте очень осторожно. Приговаривайте или подпевайте в такт движениям. Есть народные песенки-игры, похожие на пассивную гимнастику, их можно проводить со второго месяца жизни. Движения выполняются в удобном для малыша темпе с помощью взрослого. Первое время не следует пропевать песенки более двух раз подряд. Общее время занятий - не более 5 минут. Песенки-игры для развития чувства ритма доступны ребёнку с 5-6 месяцев. Взрослый оказывает помощь малышу в выполнении ритмичных игровых движений под пение или ритмичный говорок. Старайтесь движение сделать для малыша простым, подобрать удобный темп, подлаживайте пение под движения ребёнка. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость. Часто бывает, что малыш охотнее, ровнее и ритмичнее стучит вашей рукой или какой-нибудь игрушкой (кубиком, погремушкой), чем сам. Хвалите, просите "помочь маме поиграть".
- Как часто обновлять репертуар?
- Выбрав 4-5 песенок-игр, вы должны ежедневно выполнять их, стараясь развеселить малыша. Вы можете переписать их на аудиокассету в удобном для вас порядке и с необходимым количеством повторов (от 2 до 4). Также полезно выучить песенки и петь их самой под фонограмму, играя с малышом. Каждый месяц рекомендуем добавлять к практикуемым играм 2 - 4 новых и одну, наиболее понравившуюся, оставлять в вашем "репертуаре" для ежедневного использования.
Материал: компакт диски «Ладушки», «Первые уроки», «Мишка с куклой».

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе («Мальчик - пальчик», «Ладушки», «Обезьянки», «Сорока», «Дождик» с аудиокассет «Десять мышек» и «Азбучка - Ладушки»). На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.
Материал: компакт диски «Ладушки», «Десять мышек», «Первые уроки».

Показ игрушки с пением.
-Когда начинать?
- С трёх месяцев. Занятия лучше проводить в течение 2-3 минут. Показ игрушки с пением - это форма слушания музыки, доступная для самых маленьких детей.
-Какие нужны пособия?
- Используйте для показа подходящие по содержанию песенок игрушки, куклы. Используйте песенки с аудиокассеты «Песенки - инсценировки», циклов "Ладушки", "Азбука-потешка", "Катенька и котенька".

- Малыш должен видеть ваше лицо. Если не поёте, а проговариваете текст песенки - подчёркивайте ритм, игрушка во время показа должна двигаться. Можно показывать, наклонившись над лежащим ребёнком, или вести игрушку у края кроватки. Чтобы ребёнок повернул голову, начинайте или заканчивайте пение и показ сбоку от его головы Ребёнка постарше можно держать на коленях или посадить рядом. В конце игры дайте возможность малышу поиграть с игрушками, которые вы ему показывали. На аудиокассете «Песенки - инсценировки» вам предложены варианты показа игрушек с пением. Из циклов «Азбука-потешка» или «Катенька и котенька» выберите наиболее понравившиеся и удобные для показа.
Материал: компакт диски "Катенька и котенька", "Азбука-потешка", "Мишка с куклой».


- Ребёнок подрос. Как продолжать занятия?
-Чтобы привлечь внимание малыша 5-6 месяцев к звукам, можно играть в "прятки": искать вместе звучащий предмет или игрушку.
-Как проводить занятия?
1. Игрушку, например утёнка, поместите за спиной малыша и когда утёнок "крякнет", побудите ребёнка повернуться и взять игрушку.
2. В картонную коробку поместите утёнка или другую "говорящую" игрушку. Вырежьте часть картонной стенки. Пусть игрушка будет немного видна. После "кряканья" покажите ребёнку, как поднять коробку и взять игрушку в руку.
3. Постепенно усложняйте задание. Те предметы, которые могут звучать без вашей помощи, спрячьте в комнате (приёмник, магнитофон, будильник, музыкальная шкатулка, и.т.д.). Привлекайте внимание ребёнка к звуку, ищите вместе с ним, если сразу не найдёт - помогите. Для игры выбирайте наиболее интересные для малыша предметы и игрушки, говорите короткими фразами - только чтобы поддержать интерес. Если замечаете усталость или недовольство ребёнка - помогите найти побыстрее.
Материал: Звучащие игрушки, Звуковые заставки на компакт диске "Азбука - потешка"

Узнавание картинок по звукам.
- Когда начинать эти упражнения?
- К этому разделу следует переходить после того, как ребёнок научился имитировать звуки, которые издают игрушки, повторять за вами: "Бе", "My", "Ав" и т.п. Малыш начал узнавать шумовые и детские музыкальные инструменты по звучанию, проявлять интерес к рассматриванию книжек с картинками, играть с фигурками зверей.
- Что нужно для занятий?
- Картинки животных, машин, звучащих предметов, фотографии знакомых детей и взрослых.
- Как заниматься?
- Запишите на магнитофон интересные для малыша звуки и голоса. Выберите для прослушивания самое доступное для различения, например часы, голос бабушки и гудок машины. Привлеките внимание ребёнка, покажите две-три фотографии, рисунки со словами: "Смотри (показываете картинки), а теперь послушай; это часы, машина, голос бабушки". Можно прослушать запись несколько раз. После этого прослушивайте звуки отдельно, ребёнок должен показывать соответствующую картинку. Изобразите бурную радость, если ребёнок как-то показал, что узнал.
- А потом?
- Через несколько дней поменяйте картинки и соответствующие записи на аудиокассете. Не торопитесь, первое время не выкладывайте перед ребёнком более двух предметов или картинок.
- Какие задания можно предложить дальше?
Постепенно меняйте пары, выкладывайте предметы по 3-4. Если не получается, вернитесь к более лёгкому этапу. Примерно после одного года можно перейти к песенкам с картинками. Используйте для этого аудиокассету, книги "Азбука-потешка" и "Катенька и котенька".
Материал: компакт диски "Катенька и котенька", "Азбука - потешка"

Музыкальные занятия «по картинкам».
- Когда начинать показывать на занятиях иллюстрации из книжек "Азбука-потешка"?
- Обычно после 10 месяцев. Такая деятельность по силам ребёнку, если он, слушая песенки, может следить за показом игрушек более 5 минут и пробует имитировать "голоса" животных и другие звуки. Проследите, чтобы малыша ничто не отвлекало. Занимайтесь не более 2-3 минут.
- А как заинтересовать малыша книгой?
- Садитесь с ребёнком у стола с музыкальным инструментом (металлофоном, ксилофоном, синтезатором) или у пианино. Рассказывайте малышу содержание картинок максимально просто, короткими фразами. Персонажей указывайте. Изображайте звуки, которые издаёт предмет или зверь, старайтесь рассмешить малыша. Чередуйте рассказ с пением соответствующих песенок. Если играть не на чем или вы не умеете, пойте и ритмично стучите под фонограмму. Не беспокойтесь, если ребёнок не реагирует, и показывайте, что рады, если он проявляет интерес. Песенки из "Азбуки-потешки" легко поются на какой-нибудь один простой слог ребёнком, который только учится говорить. На фонограмме имеются "голоса" животных и шумы, которым с удовольствием подражают дети. Рассматривание иллюстраций и прослушивание подготовят детей к участию в играх. С помощью "Азбуки-потешки" вы легко познакомите малыша с буквами и произношением звуков. Дети без труда, подражая артистке, споют песенки, называя ноты. Позже это облегчит знакомство с клавиатурой.
Материал: компакт диски "Мишка с куклой", "Азбука".

Танцевальные движения под музыку
- Когда начинать?
- С 3-4 месяцев можно танцевать с ребёнком на руках под плясовые песенки из музыкальной сказки "Катенька и котенька", такие как "Ах вы сени", "Во саду ли", "Качели" и другие. Напевая песенки (или под фонограмму), придумывайте и демонстрируйте движения кукол, игрушек. Ребёнок заинтересуется. Ряд игр с движением для самых маленьких предложен на аудиокассетах «Первые уроки», «Мамины уроки».
- Как танцевать с малышом?
- Не рекомендуем устраивать "танцы" сразу после пробуждения ребёнка, после приёма пищи или при посторонних людях, в незнакомой обстановке. Во время "танца" ребёнка можно покачивать, наклонять, подбрасывать, кружиться вместе с ним. Если вы придерживаете ребёнка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платком. Танцуя, не забывайте напевать песенку.
- Как изменятся танцы, когда малыш подрастёт?
- Уже в 8 месяцев при правильном музыкальном воспитании ребёнок пытается делать движения в такт музыке. После года он пытается танцевать самостоятельно. Вам следует танцевать рядом с малышом, показывая, как топать ножкой. Поддерживая за руки, помогать идти боковым приставным шагом и кружиться, ходить вперёд и пятиться. Помогите малышу "подпрыгивать", ходить на месте, раскачиваясь. Показывайте новые простые движения, напоминайте любимые. Можно попросить малыша поучить вас танцевать и копировать его движения. Некоторые движения могут носить изобразительный характер, его вам подскажут тексты песен. Учите танцевать с куклой или игрушкой, для малыша это бывает намного интереснее, чем танцевать одному. Малыш быстрее учится, если в "танцах" принимает участие ещё один взрослый или ребёнок.
Материал: компакт диски "Первые уроки", "Мамины уроки", "Аэробика для малышей", подборка народной музыки.

Развитие чувства ритма.
-Как проявляется чувство ритма у малыша?
- Равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку.
- Какие виды занятий развивают чувство ритма?
- Массаж с пением, который можно начинать с первого месяца жизни, гимнастика с пением - со второго. Выстукивание "в такт" фонограмме или пению с помощью взрослого на шумовых и детских инструментах - с четвёртого, пятого месяца. Гимнастика, предложенная на аудиокассете «Гимнастика для мам и малышей» - начиная с года. - Часть песенок из цикла "Ладушки" специально предназначена для развития чувства ритма. Песенки из "Азбуки-потешки", короткие и простые, при медленном пении на один слог и отстукивании ритма ладошкой, ножкой или подходящими предметами позволяют сосредоточиться на ритме. Например, в песенке "Дон-дон" можно стучать ложкой по чашечке или сковородке, а в песенке "Аты-баты" - идти куклой по столу. Многие песенки из сказки "Катенька и котенька" имеют танцевальный аккомпанемент, и под них стучать веселее. Рекомендуем фонограмму песенок "Катеньки и котенька", а также «Кошкин дом» прослушивать в разных вариантах:

1. Звучит только голос артиста. Взрослый подпевает и помогает стучать ребёнку.

2. Звучит только аккомпанемент. Взрослый поёт (вместо артистки) или проговаривает текст песенки и помогает стучать ребёнку. Стучать надо в такт, то есть под музыку, равномерно. Для занятий расставьте или развесьте набор "инструментов": колокольчиков, стаканчиков, чашечек, тарелочек, кастрюлек, бутылочек, ложечек, палочек и т.п. Ряд игр для развития ритма у малышей раннего возраста предложен на аудиокассетах «Мамины уроки», «Первые уроки». Развитие чувства музыкального ритма, начавшись в раннем возрасте, продолжается, пока ребёнок занимается музыкой. Различные виды музыкальной деятельности способствуют этому - слушание музыки, пение, песенки-игры, танцевальные и ритмические движения, а позже - игра на музыкальном инструменте.
Материал: компакт диски "Первые уроки", "Мамины уроки", "Ладушки", «Кошкин дом», «Гимнастика для мам и малышей»

Подготовка к пению.
-Когда можно начинать занятия?
- Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребёнка. Первые 3-4 месяца это должны быть в основном колыбельные и другие спокойные, протяжные песни, Большой выбор таких песен вы найдёте на аудиокассете. Побуждать ребёнка "петь" можно с четырёх месяцев.
- С чего начинать занятия?
- Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, запомните их. Демонстрируйте ребёнку свой восторг от его вокализаций. Побуждайте продолжать. Попробуйте использовать самодельный рупор. Играйте в "попугаев": весело копируйте лепет ребёнка, особенно протяжные, певучие звуки. Учитывайте реакцию ребёнка: не обращает внимания; останавливается и вопросительно смотрит; "поёт" более оживлённо. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в "репертуаре" ребёнка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова.
- А если ребёнок замолкает?
- Не удивляйтесь. Некоторые дети предпочитают лепетать, когда остаются одни.
Материал: компакт диски «Азбука», «Первые уроки» №10,15, «Мамины уроки» №24, «Первые песенки».

Звукоподражание.
- Когда начинать занятия?
- После того как ребёнок, слушая фонограмму, попытается подражать "голосу" животного или другому звуку.
- Что понадобится для занятий?
- Подберите рисунки или фотографии животных, птиц, а также предметов, которые "издают" интересные звуки. Используйте цветные иллюстрации книг "Азбука-потешка", подберите их сами исходя из выбранного вами песенного материала.
- Что учитывать, выбирая картинки?
- 1. Учитывайте, узнают ли дети предметы и животных.

2. Какие звуки малышу наиболее интересны?

3. Какие звуки дети легко воспроизводят?
- Как заниматься?
- Садитесь рядом с ребёнком и рассказывайте по картинкам. Не беспокойтесь, если нет реакции, и показывайте, что рады, если ребёнок проявил интерес. Имитируйте звуки, которые издаёт предмет или зверь, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее ребёнок начнёт копировать. Например: "Вот собачка! Собачка говорит: «Ав-ав!»" Лайте, пока это нравится вашему ребёнку и вам. Когда ребёнок научится повторять звук за вами, показывайте картинку и ждите 3-5 секунд, может быть, ребёнок начнёт имитировать звук сам. Если нет, помогите. Хвалите за любую попытку, даже если малыш только шевелил губами.
- Как ещё можно помочь?
-Ребёнку легче подражать звукам, если он видит, как подражаете вы. Иногда можно пальцами поправить положение губ ребёнка.
-Мой ребёнок очень неусидчив, легко отвлекается.
- Старайтесь пользоваться красочным и ярко раскрашенным обучающим материалом. Эти книжки, игрушки, инструменты доставайте только для урока, чтобы они оставались интересными. Первое время «Уроки» должны быть чрезвычайно короткими, лёгкими, чтобы ребёнок успешно справлялся: продолжительность одного задания составляет приблизительно 30 секунд, всего должно быть не более трёх заданий. Гуляя на улице, предложите ребёнку повторить интересные и несложные для него звуки (ворона, кошечка, собачка, гудок машины).
Материал: Звуковые заставки компакт дисков "Азбучки", "Весёлых уроков".

Развитие слуха.
- С какого возраста следует давать малышу погремушки?
- Со 2-3 месяца. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к самостоятельному музицированию.
- Что кроме погремушек можно использовать для такого "музицирования"?
- Любые колокольчики, маленькие игрушки или предметы со звуковыми эффектами, которые, будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат. Делайте погремушки сами: коробочки, флакончики и бутылочки с рисом, горохом, камушками. Подвешивайте их так, чтобы малыш мог дотянуться. Время от времени следует играть при ребёнке или помогать играть малышу.
- Сколько этим заниматься?
- По 2-3 минуты несколько раз в день. Иногда можно привязать погремушку или колокольчик к запястью или лодыжке ребёнка, чтобы при движениях малыша они гремели. - Какие ещё инструменты можно использовать?
- Бубны, трещотки, свистки, барабанчики, бубенцы и другие. Звучание следует демонстрировать ребёнку негромко и ненавязчиво, чтобы ребёнок не начал бояться "музыки". Можно использовать пианино или синтезатор для извлечения самых разнообразных звуков.
-Как играть?
- Играйте настолько разнообразно, насколько возможно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, прибавляя громкость и затихая, ритмично и без какого-либо ритма. Играйте то на одном инструменте, то на другом.
- Как заниматься?
- Прежде всего обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребёнка. Улыбайтесь малышам, разговаривайте с ними, особенно если они реагируют на "музыку". Расскажите малышу, какие звуки особенно нравятся вам, почему нравятся, как они получаются.
-
Можно ли использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой?
- Да, конечно, но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля. Наиболее удобна для свободного музицирования народная музыка (и не обязательно только русская). Отбивайте ритм, подпевайте, подыгрывайте, если умеете. Только не включайте очень громко, и 5 - 6 минут вполне достаточно.
Материал: компакт-диски «Наш оркестр», «Кошкин дом», Десять мышек»

«Игра» на шумовых и детских музыкальных инструментах.
- С какого возраста?
- С 8 - 9 месяцев.
- Что нужно для проведения занятий?
- Какие-нибудь звучащие игрушки или предметы, из которых дети уже научились извлекать нравящиеся им звуки. Запишите на аудиокассету звучание 5-7 известных ребёнку предметов - это могут быть игрушки, кухонные принадлежности и посуда, самодельные, детские или профессиональные музыкальные инструменты. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.
- Как заниматься?

1. Положите перед малышом два предмета, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.

2. Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.

3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда малыш начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.
- Что можно предложить малышу, когда он познакомится с инструментами?
- Попробуйте сами сыграть "дождик капает", "цыплята клюют", "выстрелил охотник" и т.д. Удобно воспользоваться звуковыми эффектами и песенками из фонограммы "Азбука-потешка". Когда ребёнок понаблюдает, как вы играете, предложите ему, чтобы он помог. Малыш не только будет повторять ваши приёмы, но и придумает что-то своё. Тут же можно спеть или сыграть соответствующие воспроизводимым "эффектам" песенки из цикла "Азбука-потешка", «Кошкин дом».
-Я заметила, что ребёнку хочется сыграть песенку на синтезаторе самому, как ему помочь?
- Пусть "играет" вашим пальцем. Получится, что он "играет" как бы сам. Малыш чувствует и видит движение мелодии, учится "играть" ритмично, привыкает к клавишам. Пробует "подпевать" во время игры. Для "игры" на инструменте и подпевания выбирайте самые несложные песенки из цикла "Азбука-потешка".
Материал: компакт-диски «Азбука-потешка», «Кошкин дом», подборка народной музыки.
Если малышу 2 года.
Общие советы:
-Что делать, если я не занималась с ребёнком до 2 лет?
- Вашему ребёнку будет интересно и полезно позаниматься с материалом, рекомендованным для детей более раннего возраста. Когда ребёнок начнёт уверенно выполнять предложенные задания, переходите к более сложным.
- Что характерно для ребёнка, продолжающего занятия?
Пробуждающееся стремление малыша к самостоятельности требует от родителей тщательной подготовки к занятиям. При подборе игрового и учебного материала следует учитывать вкусы ребёнка, время от времени обеспечивать "демонстрацию" успехов ребёнка членам семьи и друзьям. Как мы уже сказали, переходить к более сложным заданиям надо только тогда, когда ребёнок легко справляется с предыдущими.
-Как организовать занятия с малышом?
1. Подавайте ребёнку пример - занимайтесь и играйте сами.

2. 1-2 раза в день прослушивайте фрагменты фонограммы, записанной на аудиокассету, иногда подпевайте, тогда песенки легко запоминаются и разучиваются. Для развития слуха в раннем детстве очень важно пение матери.

3. Следует определить ближайшие цели музыкального развития вашего ребёнка (раздел "Проверка уровня музыкального развития детей и планирование занятий").

4. Первое время занятия проводятся несколько раз в день по 2-5 минут. Для занятий выбирайте время, когда ребёнок не устал, у него хорошее настроение. Заниматься нужно, когда ребёнка не будет никто отвлекать.

5. Радуйтесь бурно его успехам, даже маленьким достижениям, не критикуйте, не показывайте своего разочарования.

6. Заниматься следует регулярно. Ребёнок, который занимается ежедневно 30 минут, будет развиваться гораздо быстрее, чем тот, с которым занимаются 2-3 раза в неделю по 1 часу.

7. У маленького ребёнка в первое время может не быть видимых успехов, да и потом бывают периоды, когда взрослому кажется, что ребёнок "стоит на месте". Надо продолжать работу по различным направлениям, оформлять задания по-другому, давать новый материал той же трудности, не спешить. Оценить успехи и обнаружить пробелы помогут краткие записи о занятиях с ребёнком, в которых вы отметите: форму заданий, песенный репертуар, время занятий и поведение малыша. Очень важно, чтобы малыш увидел, как вы занимаетесь с другим ребёнком. Занятия должны проходить оживлённо, весело. Используйте игрушки, кукол, будьте изобретательны, импровизируйте, пользуясь материалами пособия - придумывайте свои игры.
Материалы для занятий с малышами от 1,6 лет:
-«Весёлые уроки» -«Забавные уроки» -«Аэробика для малышей» -«Игровая гимнастика для малышей» -«Пластилиновая азбука» -«Песенки-бусинки» - «Десять мышек» -«Игры для здоровья»

Развитие чувства ритма.
-Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста?
- Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.
- Какие используются упражнения?
- Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. Предлагаем выбирать два-три задания для каждого занятия.

1. Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

2. Проговаривание "понарошку", беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным "прохлопыванием" кончиками пальцев.

3. Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям.

4. Пение под фонограмму с одновременной "ходьбой", сидя на месте.

5. Пение под фонограмму без выполнения движений.

6. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

7. Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: "Аты-баты"- идти пальчиками по столу, "Бабка-ёжка" - топать одной ногой или махать "помелом", "Воробей" - "клевать" пальчиком ладошку.

8. То же с пением.

9. Ходьба по кругу с пением.

10. Ходьба по кругу с пением и хлопком (игровым движением) на каждый шаг или через шаг.

11. "Считалка" по кругу.

12. Проговаривание или пропевание песенки по ритмической записи в "Азбуке-потешке" на слоги "ти" и "та".

13. Ритмичное исполнение песенки на клавишном музыкальном инструменте. В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без кассеты, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Можно предложить ребёнку, хорошо выполняющему упражнение, показывать пример, а плохо выполняющим помочь делать движения в такт. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму.
МАТЕРИАЛ: компакт-диски «Мамины уроки», «Весёлые уроки», «Игровая гимнастика», «Аэробика для малышей», «Кошкин дом», «Едет, едет паровоз», «Наш оркестр».

Пение.
- Насколько важно заниматься пением?
- Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети подпевают лёгкие песенки в двух - трёхлетнем возрасте, а к пяти годам будут помнить - узнавать и подпевать - около 100 песенок.
- Смогут ли родители помочь малышу петь чисто?
- Сначала взрослый должен выучить песенку сам. Надо пропеть несколько раз под фонограмму, затем пропеть следом за записью по Фразам, останавливая кассету в конце каждой фразы. Желательно, чтобы взрослый проиграл несколько раз эту песенку на синтезаторе или другом инструменте, пропевая мелодию нотами, потом словами. Разучивать песенку можно в присутствии ребёнка. За 2-3 недели до разучивания песенки с ребёнком взрослый знакомит малыша с ней, напевая её как бы для себя, используя для продления подвижной игры, рассказывая сказку. Песенки разучиваются в порядке возрастающей трудности, с учётом желания ребёнка. Во время разучивания песенки взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребёнка так, чтобы лица были на одной высоте. Ребёнок может сидеть или стоять (в этом положении петь легче, голос лучше звучит). Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, свободно, дайте ему в руки куклу или игрушку, возьмите за руку. Очень важно, чтобы ребёнок чисто спел первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на этом первом звуке или спеть этот звук названием ноты. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше оно очень полезно. Удобно петь на слоги: "ма", "му", "ду", "ля", "та" и др. После нескольких попыток ребёнок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если ребёнок не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь "тоньше" или "толще", сыграйте эту ноту на инструменте, покажите, как спел он, а затем - как надо спеть. Важно помочь ребёнку лучше слышать свой голос.

Предложите ему несколько заданий:

1. Петь, закрыв одно или оба уха ладонями.

2. Петь с закрытым ртом.

3. Петь в резиновую трубку, направив один конец к уху (в концы трубки вставлены воронки).

4. Петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика. Если в песенке несколько нот - следует предварительно подстроиться голосом к каждой. Дети легко поют низкие звуки; "до", "ре", "ми". Более высокие ("тонкие") звуки многие дети сразу не могут спеть, так как их разговорный звуковой диапазон ниже. Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, "кукольным" голосом, а также звукоподражание: писк цыплят, мяуканье котят и т.п. Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь. Взрослый должен петь очень медленно, отделяя один слог от другого, и подсказывать малышу: "Пой тоньше, как куколка" или "Пой толстым голосом".
- Как удержать внимание ребёнка?
- Рекомендуем при разучивании песенок использовать наглядное пособие "музыкальный светофор". Полоска белой плотной бумаги или картона шириной 10-15 и длиной 60-80 см крепится к стене вертикально так, чтобы ребёнку было удобно доставать до верхнего и нижнего краев. На полоске рисуются на равном расстоянии 8 цветных кружочков. Нижний - красный, далее - оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и верхний - снова красный. Нижний кружок - диаметром 8-12 см, следующие равномерно уменьшаются так, что верхний имеет диаметр 1-2 см. В середине кружков - буквенное обозначение соответствующих нот. При пении взрослый "играет" по этим кружкам мелодию своей рукой или рукой ребёнка. Указания: "выше", "тоньше" благодаря "светофору" будут ребёнку понятнее. Полезно для развития слуха играть песенки на синтезаторе, повернув его так, чтобы клавиатура расположилась вертикально. Можно играть пальчиком ребёнка, подсказывать жестом или петь нотами.
- Надо ли петь на каждом занятии?
- Пением песенок следует заниматься ежедневно, но непродолжительное время, не утомляя ребёнка. Успех приходит в результате систематических упражнений. С детьми следует проводить игры, в которых дети поют уже разученные песенки. Особенно активно ребёнок поёт в том случае, когда после определённых слов песенки кукла или игрушка "выполняет" какие-либо действия, например, появляется и убегает зайка ("Охотник"), кукла ложится спать ("Гули-гули"), цыплёнок клюёт хлеб ("Цыплята") и т.п. Для музыкального развития детей следует показывать кукольные сценки на темы "Ладушки", "Азбуки-потешки" и "Катеньки и котеньки". Кукла или игрушка помогут спеть детям песенки и разыграть сказку. Благодаря тому что на аудиокассете запись аккомпанемента и пения разделена по каналам, есть возможность во время кукольного спектакля, концерта, в де