Методика исследования детского самосознания половозрастная идентификация автор. Методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация)

Брату

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования состоит в том, что полоролевая идентификация является одним из показателей социального развития и социализации ребенка. Многие отечественные ученые Д.Н. Исаев , В.Е. Каган , Д.В. Колесов , И.С. Кон и др. и зарубежные исследователи Ш. Берн , Л. Кольберг , С. Томпсон и др. склоняются к мнению, что первичная полоровозрастная идентичность устанавливается к концу дошкольного детства. В дальнейшем возможности организованных воздействий на систему полоролевой идентичности ребенка, по мнению Т. А. Репиной снижаются, поэтому старший дошкольный возраст можно считать сензитивным периодом для формирования условий, способствующих принятию ребенком своей социальной принадлежности по признаку пола, адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и женственность в национальной культуре. У детей с нарушениями развития полоролевая идентификация может иметь недостаточную сформированность, что проявляется в неправильной оценке собственного тела, вследствие чего, может привести к неверному соотнесению себя к соответствующему полу и полоролевой принадлежности.

Наиболее явно недостаточность полоролевой идентификации проявляется у детей с умственной отсталостью, в связи с тем, что ребенок, у которого имеются нарушения интеллектуального развития не может в полной мере представить себя как с психологической, так и с физической стороны человеком. Именно этот факт может привести к неправильной оценке себя ребенком с нарушениями интеллектуального развития и отнесения себя к предназначенной ему полоролевой принадлежности, что в нашем случае может быть отягощено еще и нарушениями опорно- двигательного аппарата.

В современной науке, как отмечает В.В. Абраменкова , принято рассматривать половозрастную идентичность как самый стабильный базовый конструкт личности, оказывающий мощное влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на процессы самоопределения растущего человека в культуре . Освоение детьми с нарушениями в психофизическом развитии культуросообразных форм маскулинности и фемининности сегодня, по мнению Д.В. Колесова , Т.А. Репиной и др., весьма затруднено по многим причинам.

Результаты изучения полоролевой идентификации детей с детским церебральным параличом и нарушенным интеллектом представлены в работах В.Е. Кагана , И,С. Кона , И.И. Лунина . Сравнение уровня и особенностей полоролевой идентификации детей психическими, физическими, а так же сложными нарушениями развития представлено в исследованиях Хризнам Т. П., Еремеевой В. Д. , И.С. Клециной .

Такого рода исследования могли бы дать информацию для постановки и дифференциации задач психокоррекционной работы по формированию полоролевой идентификации у детей данных групп, что позволяет считать проблему исследования актуальной в настоящее время.

Объект исследования: особенности полоролевой идентификации дошкольников с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: коррекционная работа по формированию полоролевой идентификации у дошкольников с церебральным параличом в процессе их социального развития и воспитания.

Цель исследования: выявить особенности формирования полоролевой идентификации дошкольников с церебральным параличом и на основании полученных результатов составить коррекционную программу по преодолению возможных трудностей в процессе социального развития и воспитания детей данной категории.

Гипотеза исследования: полоролевая идентификация дошкольников с церебральным параличом характеризуется крайне низким уровнем сформированности, что является одним из свидетельств трудностей их вхождения в систему социальных связей.

Задачи исследования:

Изучить теоретико-методологическую базу по данной проблеме исследования;

Разработать методику констатирующего эксперимента и выявить уровень сформированности, специфические особенности полоролевой идентификации дошкольников с детским церебральным параличом, в том числе, имеющих комплексный характер нарушения;

3.Провести качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента;

4.Разработать содержание, определить технологию реализации коррекционной работы, направленной на формирование полоролевой идентификации у дошкольников с детским церебральным параличом;

5.Апробировать предложенную методику работы и установить ее эффективность.

Методы исследования:

1)обзор научной и научно-методической литературы;

2)анализ психолого-медико-педагогической документации;

3)эмпирические методы (опросы, эксперимент);

4)методы качественного и количественного анализа.

Теоретическая значимость исследования:

Представлены сведения об особенностях формирования полоролевой идентификации дошкольников с церебральным параличом. Представлена сравнительная характеристика особенностей формирования полоролевой идентификации дошкольников с церебральным параличом при сохранном и нарушенном интеллекте.

Практическая значимость исследования : разработан и апробирован диагностический комплекс по изучению полоролевой идентификации дошкольников с детским церебральным параличом, в том числе, имеющих комплексный характер нарушения, который может использоваться в диагностической и коррекционной деятельности психологов и педагогов,

работающих с детьми, имеющими нарушения развития.

Эмпирическая база исследования : Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад № 225 компенсирующего вида г. Уфа, Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, ГБУ города Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Обособленное структурное подразделение

«Раменки», РБОО Центр лечебной педагогики г. Москва.

Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, коррекционной работы, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Понятие полоролевой идентификациии и особенности ее формирования в онтогенезе

В современной психологической литературе существуют близкие, но нетождественные понятия, характеризующие процесс полоролевой самоидентификации личности: «идентичность» и «идентификация».

«Полоролевая идентичность» по Т.В. Бендасу содержит несколько психологических образований, а именно из осознания собственного тела как тела индивида определенного пола; понимание самого себя, собственной личности, своего предопределенного жизненного пути в качестве представителя определенного пола; представления о половых стереотипах (атрибутика одежды, возможности, игры, занятия и др.) и ролях, как личных, так семейных и профессиональных соответственного пола; некоторые представления о своих и противоположных половых статусах, ролях и различных стереотипах, идеалах, как мужских, так и женских.

Полоролевая идентичность сформировывается и закрепляется в раннем возрасте, но если рассматривать процесс полоролевой идентификации, то он выстраивается на протяжении еще долгих лет.

Согласно Э. Эриксону понятием «идентичность» является «…чувство самотождественности, личной полноценности, истинности, а так же участия в окружающей жизни. То чувство, когда человек владеет личностными особенностями, стабильностью и адекватностью своего поведения, несмотря на любые неожиданные изменения вокруг себя и своих близких» .

Р. Корсини и А. Ауэрбах в «Психологической энциклопедии» дают определение идентичности как чувству постоянности собственного «Я», которое сохраняется, несмотря ни на какие изменения в собственном развитии и в окружающем мире .

Понятие «полоролевая идентификация» в словаре практического психолога (Головин С.Ю. ) обладает другим значением, где идентификация есть ни что иное, как психологическая категориея, отражающая процесс, а главное результат самотождественности личности с отдельным индивидом, а так же с группами людей, образцом подражания или же собственным идеалом.

В психоанализе идентификация трактуется как бессознательный процесс принятия на себя поведения или эмоций того индивида, с которым он себя хочет сравнить.

Идентификация неразделимо связана с правильным пониманием межличностных отношений вокруг самого себя, где оказывается влияние друг на друга людей, причастных к самой личности.

Полоролевая индентификация имеет свои специфические особенности и состоит из нескольких стадий. Полоролевая идентичность, по мнению М.Х. Мелтсас и Я.Л. Коломинского, проходит через 2 стадии :

-понимание себя как индивида, принадлежащего к определенному полу; единство сознания и определения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

-сама полоролевая идентичность - знание и правильное усвоение ролей мужчины и женщины.

Ш. Берн описывает другие стадии половой идентичности :

1)гендерная идентификация - самостоятельное отнесение ребенком себя к определенному полу;

2)гендерная контрастность - понимание ребенком то, что гендер устойчив и постоянен, изменить его нельзя;

3)дифференциальное подражание - стремление ребенка быть самым лучшим мальчиком или самой лучшей девочкой;

4)гендерная саморегуляция - ребенок сам регулирует и контролирует свое поведение, которое присуще тому гендеру, который он выбрал.

В работе Е.П. Ильина говорится, что С. Томпсон указывает на три этапа гендерной идентичности :

1)ребенок узнает о существовании двух отдельных видах пола;

2)включает себя в один из видов половой принадлежности;

3)на основе самоопределения начинает руководить своим поведением, опираясь на общепринятые социальные нормы.

Половая идентификация человека неразрывно связана с формированием личности. А личность, в свою очередь, является неотъемлемым фактором в становлении правильного осознания себя и своего тела индивидом.

И.С. Кон предполагает, что в любом обществе представители разного пола должны вести себя по-разному, так как окружение ждет от них того поведения, которое будет правильным в соответствии с физическим статусом в обществе.

З. Фрейд установил связь между индивидуальным половым поведением и культурными нормами, что позволило понять социальные и психологические предпосылки некоторых сексуальных нарушений, сексуальных символов и запретов, предусмотренных обществом. Как отмечал З. Фрейд, важным в жизни человека является осмысление роли и значение сексуальности, которые необходимы для нормального формирования личности .

Одной из главных стадий в изучении полоролевой идентификации зарубежной педагогики и психологии была публикация в 1974 году монография американских исследователей E.E. Maccoby, C.N. Jacklin , где анализировалось большинство опубликованных в то время работ. По результатам анализа авторы выдвинули три группы различия половых ролей.

-достоверные, где мальчики (мужчины) более агрессивны и более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а девочки в большей степени имеют языковые способности;

-сомнительные, где различие у мальчиков и девочек в

послушности и заботливости, тревожности, доминантности и страхе, общем уровне активности и тактильной чувствительности;

-неподтвержденные, когда для девочек определяющим является влияние на них среды, большая внушаемость и социальность, успешность в решении стандартных задач, меньшее самоуважение. Для мальчиков главным является наследственность, более весомые успехи в разрешении сложных, требующих нестандартного решения задач и преимущественное преобладание зрительного восприятия.

По результатам исследования последних десятилетий, было доказано, что половые различия начинают формироваться в раннем возрасте (Л.А. Арутюнова , А.И. Захаров , Т.А. Репина , В.С. Мухина . Т.А. Репина в своих работах утверждает, что физиологические особенности человека закладываются уже в эмбриональном периоде под влиянием половых гармонов, после чего отражаются и в некоторых особенностях психического развития.

Т.П. Хризнам утверждает, что у детей разного пола стратегия работы мозга так же различна и эмоции, уже в дошкольном возрасте, имеют свою специфичность, присущую каждому полу .

Б.Г. Ананьев в своих работах призывает учитывать половую принадлежность детей в формировании личности и воспитании в целом .

Вышеупомянутые ученые подчеркивают, что общество обязано формировать у ребенка правильное понимание своего пола и противоположного для осознания ребенком адекватного поведения в социуме.

Таким образом, выделяются закономерности, которые обосновывают более дифференциальный подход к проблемам половой идентификации детей.

Если ребенок не имеет нарушений развития, то половая идентификация протекает естественным образом, и не требует никаких усилий от самого индивида, по мнению М. Л. Валисевского .

Уже с младенческого возраста, начинает происходить формирование половой идентичности ребенка, и главную роль в этом процессе занимают родители или лица, их замещающие.

Самое первое понимание своего полового статуса ребенок осваивает примерно к полутора годам, вследствие чего, в раннем возрасте составляется самая устойчивая и бесповоротная часть самоосознания индивида. Со временем, объем и понятие человеком своей половой идентичности меняется, приобретая те половые роли, которые первоначально зарождены в человеке (Алешина Ю.Е., Волович А.С. ).

Когда ребенок вырастает до двух лет, он знает какого он пола, но только со слов родителей, сам не понимая, в чем же заключаются различия от противоположного пола.

Позже, к трем-четырем годам, когда ребенок начинает социализироваться, выходить с родителями «в свет», посещать разные, подходящие по возрасту ребенка заведения, он уже может различать пол окружающих людей, в том числе и детей, как младше его возраста, так и ровесников. Однако, эти различия, ограничиваются только внешним видом окружающих людей: одежда, прическа, макияж и т.д.. В качестве примера можно привести такой случай: в семье появился новый знакомый мужского пола с длинными волосами, у ребенка спрашивают: «Кто это?», на что в этом возрасте, дети незамедлительно отвечают, что «Это тетя!» (Алешина Ю.Е., Волович А.С. ).

Уже в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам, дети полностью осознают свою половую предрасположенность и, в следствие этого - свою половую роль в социуме. Именно в этом возрасте дошкольники понимают, что данная ролевая позиция сохранится навсегда, и изменить ее невозможно. После того как дети прошли данный этап самоосознания, они должны выбрать полоролевые установки и поведения. Здесь оба гендера выбирают себе определенные компании и игры для непосредственной деятельности. Если ранее мальчики могли играть в куклы или в «Дочки-матери», могли надеть на себя девичье платье или бант, то в данном возрасте их ничто не заставит это сделать. Девочки в этом плане более неприемлемы, однако так же придерживаются общепринятым социальным стандартам.

Именно то, что дети в дошкольном возрасте отдают предпочтение играм в однополых компаниях, дает им возможность успешнее осознавать и отличать свой пол с противоположным, что происходит с помощью взаимодействия друг с другом в игровых моментах.

Успешное овладение ребенком понятием своего и противоположного пола свидетельствует о возможности отнесения себя и окружающих к определенному полу с помощью установленных физических черт человека (таких как пропорции тела), и надлежащих поведенческих реакций человека в той, или иной жизненной ситуации (Алешина Ю.Е., Волович А.С. ).

Для того, чтобы ребенок смог пройти путь осознания половых ролей правильно и систематично, он должен правильно оценить самого себя, свое тело и свою половую роль. У ребенка должно быть правильное и устойчивое отношение к половой ориентации, к которой он принадлежит с рождения, а так же, не должно быть разногласий в собственном, а так же в окружающем понимании полоролевой принадлежности.

В исследованиях В. Е. Кагана определены несколько групп половых различий :

-врожденные;

-биологически-обусловленные;

складывающиеся в ходе социализации.

Данные половые различия могут проявляться, на различных этапах развития личности:

-биопсихическом;

-психологическом;

социально-психологическом;

социальном.

По мнению В. Е. Кагана, локализация половых уровней происходит на

одном уровне, однако, чем ниже уровень, тем больше он может влиять на половые различия более высоких уровней, но чем выше уровень, тем больше вероятность становления одноуровневых половых различий .

Проблемные вопросы формирования половой идентичности могут возникнуть в результате нарушения идентификации в определенные периоды развития ребенка, где так или иначе, влияют на формирование личности самого индивида.

Как точно происходит формирование полоролевой идентификации и идентичности ребенка изучено и описано недостаточно, что не позволяет нам поэтапно описать этот процесс, однако существует несколько теорий, которые предлагают нам понять полоролевую идентификацию как психологический феномен:

1.Теория самокатегоризации, которая начинается из когнитивно- генетической теории, подчеркивает, что познавательная сторона этого процесса выводит вперед самосознание человека, таким образом ребенок узнает о поле, то есть, что значит быть женщиной или мужчиной, понимает данные различия. После такого осознания, ребенок может решить для себя, какую половую роль ему стоит принять, кем он будет для себя и для общества - девочкой или мальчиком, и это сохраняется на всю жизнь. После этого ребенок выбирает для себя то поведение, которое присуще его выбору (Дж. Тернером ).

2.Теория идентификации, которая берет свое начало из психоанализа, где подчеркивается большая роль эмоционального и подражательного поведения. Здесь указывается на то, что ребенок на бессознательном уровне, начинает подражать поведению людей, которые схожи с его полом, в основном, это родители или ближайшие родственники, на месте которых, он видит себя в будущем (R. Sears, L. Rau, R. Alpert }