Логопедическое занятие язычок в гостях у сказки. Конспекты занятий

Другие торжества

Подготовила: учитель - логопед Яскова Татьяна Геннадьевна
МБДОУ "Детский сад №9 Яшкинского муниципального района"

Цель : развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики, необходимой для постановки шипящих с помощью «биоэнергопластики».

Оборудование: презентация «Веселый язычок в гостях у сказки», зеркала, салфетки.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь за столы. Посмотрите, что тут стоит (зеркала). Для чего они нам нужны, как вы думаете? (выполнять упражнения для язычка).

Логопед: Ну что же, давайте разминать наш язычок. (стишок) Ой, куда это мы попали? (СЛАЙД № 1)

Дети : Волшебный лес.

Логопед: Что-то никого не видно (щелчок мышью, раздается голос Вовки). Ребята, вы узнали кто это?

Дети : Это Вовка из тридевятого царства.

Логопед : Вовка заблудился что ли? Или ему очень понравилось путешествовать по сказкам, что он решил продолжить путешествие. Ведь он многому научился, а вдруг еще кого-нибудь понадобиться его помощь? (щелчок мышью). Шел Вовка шел и попал на красивую поляну (СЛАЙД № 2). Дети, чей это домик?

Дети: Здесь живет Веселый язычок.

Логопед: Правильно. Давайте вместе с Вовкой и Язычком отправимся тоже в сказку.

Логопед : Отгадайте загадку и узнаете, в какую сказку попали наши герои:

Испекла бабуля деду _

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал.

На носок лисе попал. (Колобок)

Логопед: Верно - это сказка «Колобок». (СЛАЙД № 3) Что сделала бабка с Колобком, когда его испекла?

Дети : Положила на окно остужаться.

Логопед: Да (СЛАЙД № 4). Чтобы колобок быстрее смог остыть, подуем на него (Упражнение «Подуть на язычок»). Остыл наш Колобок и укатился.

Логопед: Может еще кому-то нужна наша помощь?

Средь болот жила царевна,

но зелёною была...

Вы же знаете наверно --

рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та (Лягушка) (СЛАЙД № 5)

Логопед : Ребята, а мы знаем такое упражнение «Лягушка». Сейчас наш Язычок и Вовка покажут его царевне-лягушке, а мы выполним его вместе с ними. (Упражнение «Лягушка»)

Логопед: На пути опять загадка. Как отгадку назовешь, снова в сказку попадешь:

Дед с бабкой слезами горючим плачут --

за что же такая нам вдруг неудача.

Лежало на полке яйцо золотое.

Да только вот мышь -- наказанье такое--

разбила его. И сама уж не рада.

Но всех успокоила (Курочка Ряба) (СЛАЙД № 6)

Логопед : Молодцы, ребята. Что было в сказке?

Дети: Бабка била - била - не разбила.

Логопед: Давайте помогать ей (Упражнение «Наказать непослушный язык»). Дальше кто бил? (СЛАЙД № 7), поможем и деду.

Логопед: Дети, я так думаю, что наши герои проголодались и пора пить чай. Вот только в какую сказку они попадут сейчас?

В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия морская. (Кот Матроскин)

Дети : Трое из Простоквашино.

Логопед: Верно (СЛАЙД № 8). Только тут один Матроскин, а Вовка то с Язычком уже за столом и будут пить чай из красивых чашек. А мы знаем такое упражнение «Чашечка» Давай те выполним его.

Логопед: (щелчок мышью) Ой, что это за звук такой?

Дети: Это Карлсон!

Логопед : Правда (СЛАЙД № 9). Как вы помните, Карлсон большой сладкоежка, он очень любит варенье. Посмотрите, уже доедает его и весь рот испачкал. Давай поможем ему облизать варенье, выполним упражнение «Вкусное варенье».

Логопед: Пора в путь дорогу. Ой, кто на нашем пути? (СЛАЙД № 10).

Дети : Красная шапочка.

Логопед: Красная шапочка куда идет?

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

По тропиночке идёт,

Танцует, песенку поет.

Давайте и мы разомнемся немного (щелчок мышью). Вставайте.

Физминутка.

Логопед: Присаживайтесь на свои места и продолжим. Что-то мы запылились в дороге. Следующий герой сказки…

Он грязнуль не любит очень

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник (М…р).

Логопед: Да, это Мойдодыр! (СЛАЙД № 11). Что он в руках держит?

Дети: Зубную щетку.

Логопед: Дети, а Язычок и Вовка дружат с зубной щеткой и хорошо чистят зубки. Давайте покажем (Упражнение «Чистим зубы»).

Логопед: Ой, начинается дождь. Надо срочно найти укрытие наши герои нашли его под грибом (СЛАЙД № 12). Пока они пережидают дождик, мы выполним упражнение «Грибок».

Логопед: Вот какая-то музыка зовет в другую сказку (щелчок мышью).

Дети: Это Крокодил Гена и Чебурашка. (СЛАЙД № 13)

Логопед : На чем играет Гена? Язычок и Вовка ему помогут и выполнят упражнение «Гармошка».

Логопед:

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок). (СЛАЙД № 14)

Дети как стучат копыта у лошадки? (Упражнение «Лошадка»)

Логопед : Пока мы путешествовали, наступил вечер, пора возвращаться домой. (СЛАЙД № 15). Проводил Вовка Веселого Язычка, а сам вернулся в свою сказку. И нам с вами пора вернуться в группу. Всего доброго.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 54»

Воспитатель:
Муравьева Наталья Всеволодна Псков 2013 год.
Цель Развитие связности, содержательности и выразительности речи и речевого творчества.
Тип Речевое развитие
Вид занятие – игра

Задачи
Оборудование
Образовательные
Закрепить навыки пересказа с опорой на сигнальные карточки, отражающие последовательность событий
Расширить и уточнить словарь по теме «Дикие животные»
Упражнять в умении выделять характерные особенности объекта, правильно словесно их обозначать и находить похожие объекты
Упражнять в умении выдвигать предположения, формулировать выводы, развивать речь – объяснение, рассуждение
Развивающие
развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие
стимулировать стремление к речевому творчеству
Воспитательные
воспитывать самостоятельнсть и инициативность
воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки сотрудничества
воспитывать уважительное отношение к собеседнику

Демонстрационный материал
магнитная доска и мольберт
сигнальные карточки (схематические изображения)

Раздаточный материал
геометрические фигуры (опорные сигналы для создания плана пересказа)
предметные картинки
листы А4 с кляксами разной формы
карточки со словами
карточки с цифрами

Словарь
Активный
прилагательные рыжая, пушистая,высокий, крутые, точеные
сущ. (названия животных) козел, волк, лиса, сурок, белка, кот,обезьяна
Пассивный
крынка, млекопитающие

Научно – энциклопедическая подготовка
С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Кринка – расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.
Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих своих детенышей молоком.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Цепочка слов»
Разминка
«Зашифрованное название».
Педагог: Ребята я вам принесла занимательные картинки. Хотите посмотреть! В начальных буквах зашифровано слово, давайте мы его прочитаем и узнаем, что это за слово. (Воспитатель нечаянно рассыпает картинки).
Педагог: - Ой посмотрите все картинки перепутались, помогите мне, выложите цепочку из слов. Условие: каждое следующее слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее.
(Сок – коза – арбуз – замок – клубника – азбука)
Педагог: Прочитайте слово, которое получилось. «СКАЗКА».
Педагог: Давйте заглянем в наш сундук сказок, нас наверное ждет встреча с интересной сказкой.
Дети заглядывают в сундук, находят там книжку со сказкой.
Педагог: Ребята нас опять приглашают в гости к сказке. Принимаем приглашение?
Дети: «Да».
Воспитатель: «Название у этой сказки странное…»
Дети читают: « Хи… ко…».
Воспитатель: «Наверное оно зашифровано – указаны только первые слоги, попробуйте его расшифровать».
Дети: «Хитрый козел».
Педагог: Теперь мы знаем какая сказка нас пригласила.
Педагог: Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся.
Воспитатель: «Эта сказка нам знакома?»
Дети: «Да, мы начинали ее читать».
Воспитатель: «Давйте вспомнимо чем она».
Воспитатель: «Жил у деда козел,
У старого – седой.
Он под печкой сидел,
Пироги с капустой ел.
Захотелось козлу во лесок погулять,
Свою удаль показать.»
Воспитатель: «Друзья, нас оказывается не просто пригласили в гости, нам приготовлены задания на смекалку и находчивость».
«Выложи смысловую дорожку».
Пересказ с опорой на «смысловую дорожку»
Воспитатель: «Вот первое задание: «Выложите смысловую дорожку. Перескажите отрывок с ее помощью».
Давайте поступим так, я буду рассказывать сказку, а вы вкладывать дорожку из геометрических фигур».
Воспитатель:
1 строчка. Жил – был у одного хозяина козел. Хитрый козел.
2 строчка. Лоб высокий, рога крутые, копыта точеные, бородка белая, волнистая. Всем хорош козел, только невезучий.
3 строчка. Обгрызут зайцы яблоню в саду, хозяин козла без обеда оставит. Опрокинет кот крынку с молоком, тоже козлу достается.
4 строчка. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти. Взял сумку, положил в нее сухарик и ушел.

Воспитатель: «Вот какая дорожка получилась. А теперь пересказажите этот отрывок».
2-3 пересказа.
«Подбери «родню» для белки» подбор объектов сходных по какому – нибудь признаку
«Сочини загадку»
Воспитатель: «Двигаемся дальше. Беритесь за руки. Идет козел лесом, полем, бредет горами и косогорами. Долго ли коротко ли шел. Вышел на лесную опушку. Видит белка сиди и плачет. Совсе одиноко ей».

Воспитатель: «А вот и второе задание для нас: помогите козлу подобрать «родню» для белки
подбор животных сходных по какому – нибудь признаку с белкой».
Дети называют:
Пушистая как кот
Рыжая как лиса
Линяет как заяц
Делает запасы как сурок
Прыгае по деревьям как обезьяна
У белки бельчата, а у волка волчата.
Воспитатель: «Вот оказывается как много похожих на белку животных».
Воспитатель: «Следующее задание: сочините загадку о белке».
Дети: «Пушистая, но не кот,
Рыжая, но не лиса,
Линяет, но не заяц
Запасы делает, на деревьях живет.
Кто это?»

Игра «Хорощо - плохо»
«На что похоже».

Гимнастика пальчиковая и дыхательная
Воспитатель: «Обрадовалась белка, поблагодарила козла и подарила ему зеркальце. Взял козел зеркало, смотрит на него в раздумье: нужная это вещь или нет»
Вот вам следующее задание: постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.
Дети выдвигают предположения.
«Хорошо»
Можно посмотреть на себе и привести сбя в порядок
Если встретишь козу можно подарить ей зеркало
Можно обменять его на что – нибудь
Можно не поднимая головы рассмотреть небо, звезды
Можно пускать солнечные зайчики
Если посмотреть в зеркало можно увидеть кто идет сзади

«Плохо»
Можно разбить и порезаться
Воспитатель: «Решил козел, что нужная это вещь, будет он обращаться с ним аккуратно. Чтобы не разбить и не порезаться».
Воспитатель: «Взял он зеркало и пошел дальше. А солнце к земле клониться, тени от трав такими огромными сделались, что козел стал о них спотыкаться. И что только козлу в эту сумрачную пору не привиделось».

Воспитатель: «Еще одно задание для нас. Посмотрите на
эти карточки и скажите как вы думает, что напугало козла».
детей.
Ответы детей.

Воспитатель: «Козел был храбрый и не испугался. Долго ли, коротко ли шел козел, наступил вечер. Решил козел ночлег поискать. Видит, домик стоит. «Кто бы в домике не жил, а в путешественнику в ночлеге не откажет.» Открыл козел скрипучую дверь, да и обомлел….»
Воспитатель: «Как вы думаете кого увидел козел в доме?»
Предположения детей.
Воспитатель: «Да. Сидит возле печки волк».

Жил был волк,
Серый волк, Из ладошки делают голову волка
Выл да выл серый волк
Дни и ночи напролет
Самон думал, что поет
У-у-у Звукопроизношение вдох- выдох
Песню пел одну и туже
Нет ее на свете хуже
Ухвачу –у-у-у-у!
Укушу –у-у-у! Словопроизношение вдох-выдох
Утащу –у-у-у!
Удушу –у-у-у! и съем.

Воспитатель: «Увидел волк козла и рассмеялся. Как вы думаете почему волк рассмеялся?».
Дети перечисляют:
Обрадовался, что не будет ночью один в доме
Что козел будет для него ужином
Что козел будет сним жить
Воспитатель: « Я только подумал чем бы мне поужинать, а ужин сам ко мне в дом явился. Тут – то козел хоть и тресясь от страха решил перехитрить и напугать волка волка».
Воспитатель: «Помогите козлу, придумайте как ему напугать волка».
Дети:
Сказать, что за дверью стоит хозяин с ружьем
Сказать, что козел худой пусть жирок нагуляет
Кинуть волку сухарить пока он его будет грызть, убежать
Воспитатель: « Молодцы. Послушайте, что придумал козел. Достал козел зеркало, смотрит в него, и так повернет и эдак.

Что ты там рассматриваешь,- спрашивает волк.
- Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.
- А ну покажи, что у тебя за родитель.
Волк взял зеркало, посмотрел в него и увидел ………
Воспитатель: «Кого увидел волк?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда бы не подумал, что у волков могут быть такие дети. Чтоже ты мне раньше не сказал. Что ты мой родственник. А ведь я тебя мог съесть. Вот так и принял волк козла за брата. А козел рад – радешенек, что сам волк у него в родственниках.»
Воспитатель: «Стали они жить поживать и добра наживать. Вот сказка и к концу подошла. Все задания мы выполнили, пора нам из гостей возвращаться.».

Воспитатель: «Вот и закончилась сказка. Ведь недаром говориться: «Не хвались, что силен, а хвались, что умен.»
Воспитатель: «Козел оказался не просто хитрым, а еще каким?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда не опускай те руки, из любой самой тяжелой ситуации всегда можно найти выход.»

Время совместной деятельности: 30 минут.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа).

Количество воспитанников: 12 человек.

Общеобразовательная программа группы №4: «Программа обучения и воспитания в детском саду» М.А. Васильевой.

Оборудование: слайды с изображением серии сюжетных картин к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» (6 картинок); домик – муляж; дидактическая игра с карточками «Кто из какой сказки?» (6 сказок); книга «Угадай сказку»; ноутбук, экран, проектор; диск со сборником сказок «Машины сказки» и с музыкальным сопровождением; столы полукругом и стулья, расставленные попарно (в двух местах); стол со стулом для педагога; «дорожки» (длинная и короткая); карточки с предложениями, где нарушен порядок слов, и с сюжетом к сказке «Красная Шапочка».

Цель: развитие коммуникативно-познавательной деятельности детей посредством речевых игр и упражнений в рамках интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественная литература».

Задачи.

Образовательные:

  • развитие коммуникативных навыков и связной устной речи дошкольников на основе пересказа сказки по серии шести сюжетных картин и построения отдельных предложений.

Развивающие:

  • развитие зрительно-образной и слуховой памяти, произвольного внимания, логического мышления и речи, речевого творческого восприятия, мелкой моторики в процессе работы с картинками-пазлами.

Воспитательные:

  • закрепить умение работать в парах в рамках совместной деятельности;
  • учить выбирать лидера по его личностным качествам;
  • воспитывать бережное отношение к книге;
  • способствовать пробуждению интереса к художественной литературе.

Ход совместной деятельности «В гостях у сказки»

Свободная деятельность детей до начала совместной деятельности: конструирование, просмотр иллюстрированных книг, настольно-печатные и сюжетные игры.

1. Мотивационный этап.

Педагог демонстрирует на экране фрагмент мультфильма «Красная Шапочка» из сборника «Машины сказки». Дети обращают внимание на изображение на экране, подходят, встают возле экрана, интересуются, произносят название сказки («Красная Шапочка»)…

В этой сказке ошибки: Колобок пришёл из другой сказки, Красная Шапочка не садилась на пенёк… Значит, Маша перепутала все сказки (примерные ответы детей).

А вы, ребята, не перепутываете героев сказок? (Нет).

Можете это доказать? (Да).

2. Дидактическая игра: «Кто из какой сказки?».

Дети парами садятся возле центральной карточки с изображением главного героя именно своей сказки, сопоставляя её с другими персонажами и предметами (объектами) из этой же сказки.

Чтобы парами к столу шагать, нужно противоположные по смыслу слова назвать (речевое упражнение: «Наоборот»):

  • Бабушка в сказке «Красная Шапочка» по возрасту какая? (старая), а её мама какая? (молодая);
  • Дюймовочка по величине какая? (маленькая), а жаба какая? (большая);
  • Кот Базилио и лиса Алиса по характеру какие? (хитрые), а Буратино какой? (доверчивый, наивный);
  • Золушка по характеру какая? (добрая), а её мачеха какая? (злая);
  • 33 богатыря из моря что делают? (выходят), и обратно..? (заходят);
  • Колобок по дороге что делает? (катится), а дерево возле дороги что делает? (стоит).

Ребята, а кто написал «Сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин), «Дюймовочка»? (Г. К. Андерсен), «Золушка»? и «Красная Шапочка»? (Ш. Перро).

Ребята, как вы думаете, кто из вас является «знатоком» авторов этих сказок и кому можно поручить проверить задание с карточками? (дети выбирают лидера в качестве проверяющего).

Ребёнок-лидер подходит к каждой паре, и она произносит название своей сказки (6 сказок).

3. Создание и решение проблемной ситуации в рамках сообщения темы совместной деятельности.

Педагог случайно роняет книгу «Угадай сказку», а кто-то из детей желает её поднять и положить на стол.

Книги должны лежать на полу? (Нет).

А что же с книгой делать? (Её можно смотреть, читать). Ребёнок перелистывает страницы книги, а педагог в это время интересуется:

Может, ты сейчас встретишь именно ту сказку, которая у нас сегодня в гостях и находится на столе? (ребёнок указывает на сказку «Красная Шапочка» и убеждает в правильности выбора всех остальных детей).

Ребята, вы хотите узнать, что здесь написано? (Да).

Но слова в предложениях пропущены, вы сможете их вставить? (Да).

Педагог читает текст, а дети вставляют пропущенные по смыслу слова.

Ребята, как вы думаете, можно ли останавливаться и разговаривать с незнакомцами на улице? (Нет). Дети объясняют свой ответ.

Ребята, как вы думаете, какая сказка у нас сегодня самая главная? (Это сказка «Красная Шапочка»).

4. Речевые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.

Какую дорожку выбрал волк, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую короткую). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по короткой «дорожке» к «домику».

Ребята, вы хотите узнать, что в домике находится? (Да).

Один из детей достает из «домика» карточки с заданиями. С детьми проводятся речевые упражнения: «Составь рифмочку»; «Собери из слов предложение» (нарушен порядок слов в предложении). Подводится итог выполнения речевых упражнений.

5. Пересказ сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» на основе серии сюжетных картин к сказке и наводящих вопросов.

А какую дорожку выбрала Красная Шапочка, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую длинную). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по длинной «дорожке» к экрану, садятся на стулья такими же парами, как на дидактическую игру.

Ребята, вы хотите Машеньке рассказать сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»? (Да).

А помогать нам будет «волшебный экран» (на экране поочерёдно появляются 6 сюжетов к сказке; каждая пара составляет по предложению к картинке с помощью речевого упражнения «Скажи дальше»). Подводится итог данного этапа.

6. Итог совместной деятельности.

Машенька внесла свои изменения в сказку «Красная Шапочка». А какую свою сказку про Красную Шапочку готов рассказать, а может быть показать, каждый из вас (обратить внимание на костюмы персонажей к сказке). Подумайте!

Я думаю, что вы, ребята, покажите интересную сказку про Красную Шапочку нашему детскому саду. Желаю успехов! До встречи!

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Конспект логопедического занятия на тему

«Сказки и сказочные персонажи» в подготовительной логопедической группе

Цели:

Коррекционно-образовательные: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить словами-определениями; дать характеристику героям сказок.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, координацию речи с движениями, памяти, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; интереса к художественной литературе.

Материалы и оборудование: корзинка с массажными мячами, игрушки из сказки «Три медведя», карточки со слогами, персонажи сказок, предметные картинки, ноутбук, мультимедийная игра “Кого не хватает?”, иллюстрации “Сказки перепутались” и Чей предмет?”, фигурки животных из сказок.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети становятся в круг и приветствуют друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

2. Артикуляционная гимнастика

И я вас очень рада видеть, ребята! Вы все такие красивые, улыбчивые.

- Очень любит наш роток улыбаться.

А подвижный язычок работой заниматься.

- Давайте сделаем зарядку для языка.

Выполнение с опорой на рисунки-помощники : “Улыбка”, “Трубочка”, “Заборчик”, “Грибок”, “Лошадка”.

3. Пальчиковая гимнастика (Дети выполняют её с массажными мячами)

-Какие вы молодцы, теперь давайте сделаем зарядку для наших пальчиков:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз-два-три-четыре-пять

Мы закончили играть.

4. Объявление темы

- Кладите мячи в корзину. Ой, смотрите, здесь среди орехов кто-то прячется!

(Дети находят игрушечных медведей)

- Ребята, кто это? Из какой они сказки? («Три медведя»)

-А вы любите сказки? Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и их героях.

5. Игра-упражнение “Слушайте внимательно”

- Когда я была маленькой, я тоже очень любила сказки. Я их прочитала так много, что не все названия смогла запомнить. Я вам сейчас назову некоторые сказки, а вы поможете мне дать им правильное название:

«Розовая шапочка», «Волк и шестеро котят», «Наташа и медведь», «Кошечка Ряба», «Два поросёнка», «Кот в кроссовках», «Петушок серебряный гребешок».

- Молодцы, помогли мне вспомнить правильные названия сказок и подобрать нужные слова.

6. Игровая обучающая ситуация “Составляем слова” (Слоговое чтение, работа в парах)

- Ребята, из чего состоят слова? А слоги? (Из слогов; из букв). Я вам раздам карточки со слогами, которые нужно прочитать. Затем сложите слоги так, чтобы у вас получились слова. В зависимости от слов, которые у вас получились, нужно выбрать картинку, которая вам подходит.

(Дети читают слоги, составляют слова и выбирают подходящую картинку)

7. Мультимедийная игра “Кого не хватает? ”

- Ребята, давайте поиграем в игру, в которой нужно угадать, кого не хватает на сказочной картинке и как сказка называется. Если вы это сделаете правильно, то герой появится.

- Когда мы увидим кто там, давайте дадим характеристику этого героя, он какой?

Баба - весёлая, старая, краснощёкая, добрая;

Волк - злой, хитрый, страшный, серый.

Лиса - хитрая, рыжая, пушистая, красивая, лохматая.

Винни Пух - большой, толстый, коричневый, добрый, находчивый.

8. Физминутка “Мишка”

(Выполнение движений с речевым сопровождением )

Мишка по лесу идет, (руки на поясе, шагаем на месте )

В лапке шарик он несет, (руки через стороны поднимаем вверх и округло

соединяем над головой)

Шарик в небо улетел, (качаем руками над головой )

Мишка грозно заревел (произносим звук р-р-р, громко и сердито)

9. Упражнение – игра “Мяч лови и мяч бросай, первый звук называй”

- Ребята, я буду по очереди бросать мяч каждому, называя слово, а вы возвращаете мне мяч, называя первый звук из этого слова и давая характеристику первого звука (гласный он или согласный, твёрдый или мягкий).

А лёнушка, л иса, в олк, и збушка, Б уратино, т еремок.

10. Закрепление навыка звукового анализа

- Теперь посмотрим, как вы умеете составлять схему слога.

(Дети составляют слоговую схему, выбирая карточку нужного цвета, в зависимости от того, какой звук: гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий.)

11. Самомассаж

12. Игра-упражнение “Чей предмет?”

- В сказках есть различные предметы, по которым мы можем точно узнать из какой они сказки. Ну-ка помогите мне разобраться, кому принадлежат эти предметы :

золотой ключик , хрустальная туфелька , золотое яичко , сапоги , ступа и метла , красная шапочка .

13. Игра-упражнение “Узнай по признакам ”

- Сейчас я предлагаю вам узнать, что за герои спрятались у меня в сундучке. Чтобы дети смогли угадать правильно, нужно назвать основные его признаки: какой он? Каждый из вас, вынет из сундучка фигурку и, не показывая, назовёт признаки, по которым остальные дети смогут понять, кто это?

(Большой, толстый, толстопятый, косолапый; маленькая, серенькая, быстрая, ловкая и т.д.)

- Давайте вспомним, в каких сказках встречаются эти персонажи.

14. Подведение итогов. Прощание.

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

- Ребята, вспомните, о чём мы вели беседу, какие игры и задания выполняли?

- Сегодня _ _ _ активно участвовал , _ _ _ нужно отвечать полным ответом ,

_ _ _ _ быть внимательным.

- Скажем друг другу спасибо! Вы большие молодцы!

Логопедическое внеклассное занятие

Тема: «В гостях у сказки».

Цель: Развитие речевой и познавательной активности через изучение русских народных сказок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Актуализировать в памяти учащихся содержание русских народных сказок.

    Уточнять и расширять словарный запас учащихся.

    Различать неречевые и речевые звуки.

    Продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.

    Совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными и числительными.

    Закреплять обобщающее понятие «дикие животные».

    Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

    Развивать элементарную связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, познавательную деятельность, пространственную ориентировку, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, дыхание, общеречевые навыки.

Воспитательные:

    Прививать любовь к сказкам, к живой природе.

    Воспитывать навыки организационного поведения учащихся

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, презентация по сказкам, мелодии «Звуки леса», «В гостях у сказки», « Чух-чух-чух белые барашки », предметные картинки: колобок, заяц, медведь, волк, лиса, магнитные буквы, разрезные картинки по сказкам «Три поросенка», «Репка», «Курочка Ряба», выставка рисунков и книг.

Подготовительная работа:

Чтение сказок дома, рисунки учащихся по сказкам, подборка книг из школьной библиотеки для книжной выставки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, т.к. на нем присутствуют гости – ваши родители и педагоги. Давайте поприветствуем их улыбками.

Слайд 1

Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски!

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

Дома вы готовились к этому мероприятию и нарисовали рисунки к сказкам. Назовите, какие вы нарисовали сказки? Здесь же представлены книжки со сказками, которые вы посмотрели перед занятием и посмотрите после занятия.

2. Координация речи с движением

А теперь давайте встанем друг за другом и отправимся в сказку. Мы шагаем друг за другом

Лесом и осенним лугом,
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках,
Руки в стороны подняли, ими дружно помахали.
Раз, два – закружились, в сказке нашей очутились.

3. Игра «Звуки леса»

Слайд 2

- Ребята, мы очутились в сказочном лесу. В лесу можно много чего интересного увидеть и услышать. Давайте приготовим свои ушки и послушаем, какие звуки есть в лесу.

(Музыка «звуки леса» – дети отгадывают неречевые звуки: журчит ручей, поют разные птицы, шумит ветер, стучит дятел)

4. Речевая и дыхательная гимнастика

А как хорошо пахнет в лесу! Давайте подышим чистым лесным воздухом! (вдох через нос, выдох через рот - 3 раза)

- А помогут нам в пути наши друзья – животные. Давайте узнаем, какие?

В гости в сказку мы войдём

Топ – топ – топ

И друзей с собой возьмём

Хлоп – хлоп – хлоп

Кошку – лапки цап-царапки

Мяу – мяу – мяу

И собачку забияку

Гав – гав – гав

Зайчика – трусишку

Оп – оп – оп

Маленькую мышку

Пи – пи – пи

Волка – серого бочка

У – у – у

Золотого петушка

Ку –ка –ре –ку

Это все наши друзья

В сказку нам теперь пора.

5 . Путешествие в сказки

Слайды 3-8

Сейчас мы с вами побываем в сказках и попробуем их отгадать.

«Репка»

Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собачка Жучка.

Деду с бабой помогали, корнеплоды доставали.

«Теремок»

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов стало множество жильцов.

«Три медведя»

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

«Маша и медведь»

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

«Гуси- лебеди»

У Аленушки – сестрицы, унесли братишку птицы,

Высоко они летят, далеко они глядят.

«Царевна - лягушка»

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей.

Молодцы, ребята, сказки вы узнали. А сейчас посмотрите на доску, Здесь разные герои. Давайте определим, добрые они, или злые? Расставим добрых с добрыми, злых со злыми. Добрые герои нас чему учат? (Добру). Правильно, а в сказке добро всегда побеждает зло.

Молодцы, и с этим заданием справились.

Слайд 9

Физкультминутка «Паровозик» (Звучит песня «Чух-чух-чух, белые барашки»)

А сейчас давайте немного отдохнем вместе с веселым паровозиком.

6 . Путешествие в сказку «Колобок»

Ребята, отгадайте в гости к какой сказке мы дальше пойдем?

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок)

Слайд 10

Вижу, сказку вы читали, и героя все узнали.

Составим название сказки на доске из магнитных букв.

Посмотрите на него внимательно и скажите, какой он по форме, по цвету, по характеру (круглый, желтый, добрый, веселый) .

Давайте еще раз расскажем про нашего колобка. Какой он? (рассказывает один ученик «Колобок круглый, желтый, добрый и веселый»).

Слайд 11

Правильно, наш колобок добрый и веселый, но не очень послушный. Лежал, лежал и побежал. Хорошо ли колобок поступил? Можно одним идти гулять в лес? В лесу много всего неизвестного и опасного. Давайте отправимся вместе с колобком, чтобы с ним не случилось беды.

Отгадайте, кого встретил первым колобок на своем пути? Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Кого потом? Он серый, хвостатый, зубами щелк, зовут его (Волк)

Кого последним? Хвост пушистый, мех золотистый (Лиса)

Давайте назовем детенышей героев сказки (зайчонок, волчонок, медвежонок, лисенок).

Как их всех вместе можно назвать. Кто они такие? (Дикие животные)

Лисичка – сестричка не съест колобка и вернет его к бабушке и дедушке, если мы соберем разрезанную картинку и отгадаем сказочного героя, а поможет нам веселая песенка Колобка. (Звучит песенка колобка, дети складывают сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросенка»).

Слайд 12

6. Итог занятия.

Подошло к концу наше занятие. Вы молодцы! Вспомните, в каких сказках мы побывали сегодня?

Чему учат нас сказки? Добру или злу? На память о нашем занятии я хочу подарить вам сказочных героев для раскрашивания. Вы их с родителями раскрасите дома и еще раз перечитаете сказки с этими героями. А бабушка с дедушкой благодарят, что Колобок возвратился домой целым и невредимым и угощают вас и гостей сладостями.