Консультирование приемных родителей. «Здравствуйте

Рождество

Консультация для замещающих родителей «Адаптация ребенка в приемной семье»

Адаптация ребёнка в приёмной семье происходит примерно в течение года и условно делится на несколько периодов.
Этап первый - «Знакомство» или «Идеализированные ожидания». В начале первого этапа обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, обилие незнакомых предметов, отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространенны в первые два - четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе маму и папу, делает его радостно возбуждённым.
Дети постарше также испытывают тревожность, но могут её контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти или уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи»…
Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока не сформировалась, в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребёнка и семьи друг к другу.
Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.
Первый этап плавно переходит во второй, мы его назовём «вживание» или же больше подходит как «проверка для приёмных родителей» на устоявшуюся систему. Дети уже знакомы с правилами семьи и требованиями, поэтому несколько освоившись начинают вести себя как обычно вели себя в своей биологической семье. Это один из самых трудных этапов в становлении приёмной семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период - агрессивные выпады. Ребёнок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятья реагировать укусами, щипками, плеваться. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своём, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяет ему уменьшить всё ещё имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Сон детей в этот период ещё тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют дурные привычки, приобретённые в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.
Эмоциональные трудности ребёнка состоят в том, что он испытывает радость и тревогу одновременно. Установить контакт с такими детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки, но и здесь важно учесть возраст, пол, интересы и уровень развития ребёнка. Дисциплинирующие воспитательные ограничения, наказания придётся применять немного позже, когда такой ребёнок привыкнет к новым условиям.
Этап третий - «псевдоадаптация». Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается агрессивность в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках»…
Часто спрашивают любят ли их родители и сильно тревожатся, если расстаются с родителями на какое-то время. Дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.
Большую роль в этот период начинает играть личность родителей, их особенность к контакту, умению устанавливать доверительные отношения с ребёнком.
Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темперамента, чёрт характеров, привычек, проблем с памятью, неразвитость воображения, отставание в познавательной сфере.
Особенно ярко в этот период проявляются педагогические барьеры: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения; попытка опереться на свой жизненный опыт, на то, что нас так воспитывали; обнаруживается разница во взглядах на воспитание, влияние авторитарной педагогики, завышенные или, наоборот, заниженные требования.
Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение лица, оно становиться более осмысленным, оживлённым. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребёнка к жизни семьи.
Этап четвёртый - «привыкание». У ребёнка практически исчезла тревожность, напряжённость, дурные привычки. Ребёнок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идёт на уступки приёмным родителям, доверяет им, обращается за помощью. Последний пятый этап - этап «уподобление». Здесь уже ребёнок можно сказать не чем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя уверенно, спокойно, живёт этой семьёй. Между ребёнком и приёмным воспитателем устанавливается взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за неё.
Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение приёмных родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребёнку.

Как бороться с тревогой

Почему возникает тревога?

    Любой человек, даже несмотря на то, что хорошо подготовился, перед экзаменами начинает тревожиться, это абсолютно нормально. Для того чтобы справиться с тревогой необходимо умение владеть собой. Говоря о чувстве тревоги, нужно отметить, что кому-то это чувство помогает, например, в определенной ситуации помогает вспомнить и выдать необходимую информацию. К сожалению, волнение не всегда может помочь, очень многие люди, наоборот, от переживания, страха, забывают все, что знали до этого. Им сложно сосредоточиться, они начинают краснеть, заикаться, иными словами, не могут преподнести информацию так, как нужно. Итак, волнение мешает, когда становится чрезмерным и человек не может с ним справиться. Что же больше всего пугает человека перед экзаменом?

     Большинство людей говорят, что причиной волнения является неизвестность. Экзаменующийся не знает, что именно у него спросят, как он ответит, а самое главное - не знает результата. Если пугает непредсказуемость, то можно попробовать сделать ситуацию более предсказуемой: побывать в классе, почувствовать обстановку, подготовить те вещи, которые будут с Вами на экзамене, может взять какой-нибудь талисман, попробовать поиграть в экзамен с друзьями, побывав в роли и ученика, и учителя.

Как справиться со страхом перед экзаменом?

     Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

    Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат.

    В-третьих, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе Стоп! Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас. После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох - медленный выдох, глубокий вдох - медленный выдох. И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает нервозность).

    В-четвертых, если экзамены заставляют Вас беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Если вы подвержены экзаменационному стрессу, очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут. Это может быть ваш друг или учитель, психолог.

Как бороться с тревогой? (приемы самонастройки и аутотренинга)

    1. Прием «лобовой атаки». Подобрать фразу, в которой выражаете свое отношение к экзамену, произносить с чувством, многократно, пока чувство не ослабнет.

    2. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».

    3. Неоднократно на протяжении дня произносить слова, которые вызывают у Вас тревогу: «экзамен», «билет». Использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

    4. Представьте экзамен в воображении, многократно проиграйте модель желательного поведения.

    5. Мысленное перевоплощение в человека, который имеет все желательные для вас качества.

    6. Постараться реагировать безразлично на ситуацию, оценивая ее, анализируя, как просто интересное явление.

    7. Можно перед экзаменом успокаивать свою подругу, или друга. Тем самым, Вы сами станете более спокойны.

    8. «Коллаж» Подберите картинку из журнала, или сделайте сами коллаж из вырезок про успех на экзамене. Повесьте на самое видное место, чтобы как можно больше раз Вы могли осознанно и неосознанно запечатлевать этот образ. Перед экзаменом, представьте, что это Ваш образ.

Петрановская Мы не обязаны посвящать жизнь только детям

Семейный психолог Людмила Петрановская: «Мы не обязаны свою жизнь посвящать только детям»

     Людмила Петрановская – педагог-психолог, автор книг «Минус один? Плюс один!», «Дитя двух семей», «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно». Она создатель и руководитель Института развития семейного устройства, при котором существует Школа приемных родителей. С 2012 года подготовка приемных родителей в нашей стране является обязательной. За три года работы ШПР по методике Людмилы Петрановской выпустила более 400 человек, в их семьях растут уже более 70 детей.

   - Не поспоришь с фактом, что счастливая мать лучше для ребенка, чем несчастная. И если женщине нравится работать, то и ребенку так лучше. Вы согласны?

   - Согласна, потому что мама не менее ценный человек, чем ребенок. Мама – это не средство для воспитания ребенка. И ребенок, и мама имеют свои права. Совершенно нормально, когда вы уходите, но при этом говорите ребенку: «Ты расстроен, что я ухожу. Я понимаю, что ты будешь скучать. Я тоже буду скучать. Мы встретимся вечером - и я буду с тобой». Ну а если говорить маленькому человеку «Что ты опять разревелся? Неужели ты хочешь, чтобы мы остались без денег», это уже называется неисполнением родительских обязанностей. Исполнение родительских обязанностей не состоит в том, чтобы удовлетворять все желания ребенка всегда. Они состоят в том, чтобы быть внимательным к чувствам ребенка, помогать ему адаптироваться к той реальности, которая есть, но которая не всегда соответствует его желаниям. Наши дети имеют право расстраиваться, если им что-то не нравится. - Если женщина сделала карьеру, а затем уже стала матерью, когда ей следует выходить на работу? Каков оптимальный срок для ребенка, чтобы мама была рядом? - Я не думаю, что существуют какие-то объективные сроки. Природой заложен период, когда ребенок особо нуждается в матери, - это первые месяцы его жизни, период грудного вскармливания. Так не только ребенку, но и маме спокойнее. Надо признать, что и женщины обычно испытывают сильный стресс, если им нужно расставаться с ребенком в первые недели или месяцы его жизни. И, собственно говоря, маме часто бывает в это время не в радость ни работа, ни развлечения. Большое достижение, что интернет и мобильная связь позволяют современной женщине не делать мучительный выбор между работой и ребенком. Можно найти более гибкие варианты - и фриланс, и неполный рабочий день, и работу из дома.

   Про привязанность

   - Благодаря вашим книгам мы узнали про привязанность как базовую вещь в жизни человека. А как сформировать это чувство у ребенка, если женщине нужно много работать и, соответственно, отсутствовать дома? Тем более если речь идет о приемном ребенке, который изначально был депривирован.

   - Эта проблема была общей в советские времена. Когда ребенка уже в двухмесячном возрасте отправляли в ясли, фактически он получал ту самую депривацию. Семьи, позволяющие себе не отдавать ребенка в ясли, скорее, были исключением, чем правилом. Пусть это была не тотальная депривация, но советскому ребенку доставалась мама, измотанная рабочей сменой на заводе и достаточно тяжелым бытом. Неслучайно до сих пор у старшего и среднего поколений мы видим последствия депривации.

   - В чем они выражаются?

   - У человека, уже взрослого, отсутствует контакт с собственными чувствами, у него нет контакта со своим телом, с родителями, со своими потребностями и даже со своими выросшими детьми.

   - Чтобы не повторить советский опыт, что важно учитывать современной работающей женщине?

   - Одно дело, когда мама часто звонит куда-то, раз в неделю ездит на совещания или, в конце концов, кормит ребенка в перерыве делового мероприятия. И совсем другое - оставляет ребенка на сменных нянь. Если женщина не чувствует материнство сферой своей самореализации и понимает, что не желает много заниматься ребенком, имеет смысл искать постоянное замещающее лицо: папу, бабушку или постоянно проживающую няню. Но в этом случае маме придется согласиться, что няня, папа, или бабушка станут основной привязанностью ребенка. В общем-то, многие годы имущие классы так и жили, а мать начинала фактически заниматься ребенком в его более взрослом возрасте. Так, например, мы все знаем имя няни Пушкина, но не знаем, как звали его мать, верно? Если маму такой расклад устраивает, то все в порядке.

   - То есть проблемы с привязанностью начинаются, когда мама не может или не хочет заниматься ребенком и никому не передает эту ответственность?

   - Да, такая мама сначала нанимает няню, потом ее меняет, потому что ребенок к ней привязывается, и мама начинает ревновать. Очень часто няню увольняют с формулировкой: «Претендует на роль матери». Но при этом, когда ребенок болеет, когда у него температура, режутся зубы, его тошнит или его надо везти в больницу, с ребенком все равно находится няня. И при этом любить он должен только маму. Извините, но такой способ привязанности не работает. Ребенок привязывается к тому взрослому, который рядом с ним в самые тяжелые моменты. И такую няню лучше беречь как зеницу ока и молиться, чтобы она от вас не ушла.

   - Деловая женщина, как правило, хорошо умеет распределять и делегировать обязанности. А что в воспитании ребенка можно и нельзя делегировать?

   - Если вы хотите стать для ребенка главной привязанностью, вы все равно можете ходить на работу и делать свою карьеру. Приходящая няня может гулять, играть, кормить дитя, но его базовые потребности - когда он болеет или перед сном, когда ребенок максимально беззащитен, - должна удовлетворять мама. Если вы понимаете, что этим заниматься не хотите и не можете, согласитесь с фактом, что основной привязанностью ребенка будете не вы. Так вы только поможете своему ребенку.

   - Женщины, не желающие портить свою карьеру, часто оправдывают свой ранний выход в офис тем, что не хотят выглядеть неинтересно в глазах собственного ребенка, когда он подрастет.

   - Если честно, не так много таких карьер, в которых нельзя на год-два отлучиться из офиса. Особенно если мы говорим о по-настоящему успешной женщине, о востребованном профессионале, уже сделавшем себе имя и должность в бизнесе. И тем более, когда мы говорим, что многие заводят детей не в 25-летнем возрасте, а значительно позже, когда карьера сформирована. Думаю, к 35 годам уже можно иметь такое рабочее место, где тебя тебя не забудут за пару лет. К тому же никто не отбирает возможность работать в качестве консультанта или фрилансера с неполной занятостью. А начиная с трехлетнего возраста ребенка уже можно позволить себе полную занятость.

   - Родители часто обосновывают свою занятость необходимостью зарабатывать деньги на все самое лучшее для ребенка - самый лучший (и соответственно, дорогой) сад, школа, курсы, игрушки. Как вписать материальные ценности в воспитание?

   - Чаще всего это растет из детства самих родителей, когда они сами были многого лишены. Важно спросить у себя взрослого: «Чья это потребность - моего ребенка или моя собственная из детства?». Если вам в детстве хотелось красивого платья, то идите и купите его себе. Но не морочьте, пожалуйста, голову ребенку, таская его примерочным, когда он (или даже она) желает надеть старые штаны и залезть в лужу.

   - Как быть с мелкими подарками от мамы и папы после позднего возвращения с работы или командировки, например?

   - Есть дети, для которых подарки - это важно. Это про то, что мама с папой про них помнят и любят. Подарки сами по себе не криминал. Но если вместо своего общества я предлагаю ребенку подарок и при этом жду, чтобы он хотел не подарки, а меня, это уже несколько странно. Ребенок хочет того, кто дает ему силы и чувство, что он любим.

   - При вашем обширном опыте общения с разными родителями, видите ли вы разницу в детях с мамами домашними и мамами работающими?

   - Разница зависит не от присутствия или отсутствия мамы дома. Нередки случаи, когда у ребенка наблюдаются все признаки депривации при наличии прекрасных условий жилья и неработающей мамы, то есть при наличии эмоционального дефицита общения ребенка и родителя. В то же время полно работающих мам с прекрасными отношениями с детьми.

   - А как понять, есть у твоего ребенка признаки депривации или нет?

   - Депривированный ребенок чувствует себя заброшенным, чувствует, что он сам по себе никому не нужен. Бывают разные варианты того, как ребенок переживает дефицит отношений с матерью. У подростков, например, это выражается, в потребительском отношении к родителям или замещающей привязанности к ровесникам, а не к маме с папой. Если говорить о маленьких, то трехлетний ребенок, например, может идти на ручки ко всем подряд, улыбаться в надежде, что хоть кто-то обратит на него внимание. Отдельные дети вообще уходят в себя, замыкаются, им никто не нужен. Другие, наоборот, становятся тревожными, буквально цепляются за юбку, надеясь хоть что-то получить от мамы. Как у Бергмана в фильме «Осенняя соната»: ребенок готов долго сидеть под дверью в ожидании, что мама пройдет мимо и хоть недолго на него посмотрит.

   - Каким взрослым он тогда станет?

   - Став взрослыми, мы часто воспроизводим модель отношений, знакомую из детства или компенсаторную по отношению к ней. Например, когда ребенок тоскливо ждал внимания родителя, он может создать модель отношений, в которой его игнорируют и бросают. Ребенок, вынужденный в детстве заслуживать внимание взрослых поступками, прыжками, достижениями или чем-то еще, будет и далее так строить отношения, уверенный, что любят только за достижения, а не за факт его существования в этом мире.

   - Грустная картина получается, когда такие негативные сценарии закладываются в детстве.

   - По умолчанию у любого взрослого будет базовая модель отношений, полученная им от родителей. Но такой ребенок, став взрослым, слава богу, не приговорен. Он всегда может изменить свой жизненный сценарий и отказаться от родительского, при условии его осознания и проведения глубокой внутренней работы с собой. При этом же понятно, что нет в мире ребенка, который никогда не чувствовал, что ему мало мамы. Подобные ситуации есть всегда и у всех. Мама может заболеть, уйти в магазин, когда ребенку именно в этот момент очень хочется ее рядом. Это нормально в той или иной степени. Я тоже в своем детстве ждала свою маму под дверью. Намного важнее, что же происходит после возвращения мамы домой. Одна мама интересуется помытой посудой, чистым полом и сделанными уроками, другая обнимает ребенка, рассказывает, как она соскучилась, и они вместе идут ужинать. Чувствуете разницу? Это два разных сценария. Про воспитание

   - Получается, что к периоду материнства любая мать (и не только приемная) должна не только разобраться со своими детскими сценариями, но и выучить новые правила воспитания детей.

   - Это важно и именно сейчас. Еще недавно, даже в пору наших бабушек, человечество жило большими семьями. Тогда, в ситуации больших семей и тесных контактов с соседями, любая женщина к моменту появления первенца уже получала опыт общения с десятком детей разного возраста и на интуитивном уровне понимала, как обращаться с годовалым, трехлетним, семилетним ребенком. Сейчас в городах нередки случаи, когда первым младенцем, которого берет на руки 35-летняя женщина, становится ее собственное дитя. Тогда лучше заранее книжки прочитать.

   - На рынке сейчас тысячи книг про воспитание, проповедующие разные и подчас противоположные теории. Как в них найти оптимальный вариант?

   - Это очень просто. Если после прочтения книжки вы чувствуете себя плохой матерью, дальше эту книгу не читайте. Если после прочтения считаете своего ребенка прекрасным, да и сама вы как мама ничего, продолжайте читать. Книга либо помогает и становится маминым ресурсом, либо бьет по голове. А бить мать по голове не надо.

   - Какова роль генов, особенно в случае с приемным ребенком, в будущих успехах ребенка? Многие усыновители боятся, что вот у ребенка проявятся гены, и тогда …

   - Гены играют важную роль, но не важнейшую. Важнее, чем гены, опыт отношений ребенка в детстве: поддерживали ли его, помогали ли ему понять и пережить свои чувства, помогали ли ему быть в контакте со своими чувствами, есть ли отношения, которые для него дороги, есть ли люди, ради которых можно подумать о себе, о своей безопасности. Люди - это не запрограммированные роботы. У одного может быть не самая лучшая наследственность и отсутствуют склонности к точным наукам, но его воспитают приличным человеком и он проживет хорошую жизнь. А другой вырастет в семье профессоров, попробует наркотики или в 19 лет ляжет на диван. Вы много знаете семейных кланов, где нет ни одного, например, пьющего или нездорового человека? Лично я не знаю. Родители с одной стороны не вершители судеб и не создатели генов, а с другой - имеют возможности для правильного воспитания. Про образование

   - Как действовать при выборе школы? Где та грань, когда родитель обязан дать хорошее образование, но и не толкать ребенка к неинтересным для него занятиям?

   - Можно привести лошадь к водопою, но пить ее не заставишь. Можно расшибиться в лепешку, оплатить ребенку дорогущую английскую школу, а он там учиться не будет. Родители создают условия в силу своих возможностей для того, чтобы ребенок получал образование. Будет он этим пользоваться или нет

   - на это, по большому счету, у родителей возможности повлиять.

   - Многие родители даже делают за детей домашние задания, лишь бы он остался в приличной школе.

   - Если у ребенка болит голова, он устал, то сделать за него домашнее задание - это обычная семейная взаимопомощь. Но когда за ребенка учатся и подменяют его желание учиться своим желанием, смысла нет никакого. После 18 лет он перестанет бояться родительских криков-наказаний и ляжет на диван. Когда родители «парятся» больше, чем ребенок, значит, школа или вуз нужен им, а не ребенку. Не проще ли тогда самим поступить и получить еще один диплом? По крайней мере, хоть удовольствие получат.

   - Что самое важное при выборе места учебы ребенку?

   - Важно понимать, что школа - это услуга, предоставляемая ребенку. И важно учитывать атмосферу там, чтобы поход в школу стал для ребенка осознанным желанием, а не ежедневным подвигом. Важно, чтобы он шел туда спокойно и уверенно. Когда получение образования становится мучением, оно того не стоит. Конечно, всегда будут героические личности типа Ломоносова, выучившиеся в любых условиях. Но обязан ли наш ребенок быть героической личностью? Ребенок - он прежде всего для родителей, а не для школы. И если родитель считает, что сегодня ребенку полезнее проваляться в кровати, то это родитель решает, а не школа. У моей 15-летней дочери очень большая нагрузка в школе, и если я вижу, что ей лучше отлежаться и выспаться, то я разрешаю. Иногда я ее спрашиваю, и она с радостью соглашается отдохнуть, а иногда я ее уговариваю на отдых. Это тоже важный навык для ребенка и для взрослого человека - осознать, что у тебя перегрузка и что надо отдохнуть, чтобы не сорваться.

   - Существуют ли мамы, особенно работающие, которые не испытывают чувства вины?

   - Бывают. Материнский инстинкт в разной степени проявлен.

   - То есть гармония в отношениях с детьми напрямую связана с инстинктом?

   - Зависит от особенностей самого ребенка. Если он уже не маленький, сидит с любимой бабушкой или с папой, то зачем корить себя? Если человек совсем маленький, то любое физическое удаление от него в пространстве будет даваться с трудом. Это заложенный природой механизм сохранения матери рядом с ребенком, инстинктивное поведение. Но если ему уже 12, а вы не можете провести спокойно день, чтобы не позвонить ему десять раз, или не понимаете, кто ему согреет супчик, то это, наверное, перебор


Советы кандидатам в приёмные родители

Советы кандидатам в приемные родители


Родителям приемного ребенка потребуется много спокойствия и воодушевления.

   Во-первых, нужно будет стараться понять, чего же ребенок хочет, пока еще не найден общий язык.

    Во-вторых, надо постараться представить себе, что ребенку пришлось пережить и откуда у него такое представление о мире и о том, какие правила существуют для общения.

   Приемным родителям важно узнать как можно больше о жизни ребенка: что он пережил, как он обычно реагирует на разные вещи и в разных ситуациях. Строгие ли распорядки были в детском доме? Приходилось ли ребенку обслуживать себя самого? Рисовал ли он, пел, делал что-либо другое вместе со взрослыми? Ходил ли в школу? Бывал ли в больнице? Если да, то, в каком возрасте и почему? Посещал ли кабинет зубного врача? Как реагировал?

   Обязательно подробно ознакомьтесь с медицинской картой. Попросите врача рассказать о значении неизвестных вам терминов и заболеваний. Узнайте, какие прививки делали ребенку. Есть ли у ребенка аллергия.

    Все ответы, которые можно получить – это инструмент в ваших руках для того, чтобы знать, как вам быть, чтобы подарить ребенку всю любовь, какую вы можете, и одновременно облегчить его вхождение в вашу семью. Ответы также послужат исходной информацией для понимания поведения ребенка в той или иной ситуации.

   Обязательно узнайте, про режим дня ребенка. Во сколько ребенок обычно встает? Чем он занимается в течение дня? Во сколько и как происходит отход ко сну? В какое время его кормят? Какие у ребенка любимые блюда? Что он не ест вообще?

   Следует узнать, в какие игры привык играть ребенок. В эти игры можно продолжать играть и дома.

   Не стоит вываливать на ребенка горы новых игрушек, не всегда они вызывают у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут напугать; лучше попросить в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык, воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему и создающие у него ощущения знакомого и приятного.

   Наблюдайте за детьми такого же возраста, как ваш ребенок, и за детьми помладше, запоминая, в какие игры они играют и что им нравится – это тоже может помочь. Для приемного ребенка, только попавшего в семью, родители являются первыми товарищами по играм в новой для него ситуации.

   Не надо спешить к увеличению познавательных нагрузок, - для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, ее и так будет достаточно.

   Если в семье есть родной ребенок, важно подготовить его к появлению братика или сестренки. Потенциальным родителям надо учесть и то, что вначале может возникнуть чувство ревности у детей. Родному ребенку нужно рассказывать, как плохо жить детям без родителей и семьи. Если кровный ребенок уже достаточно взрослый, то можно сходить вместе в сиротское учреждение и познакомиться.

   Приемные родители часто переживают: как поведут себя гены их приемного ребенка? Чем больше вы будете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. В итоге, он сам начнет верить, что с ним что-то не в порядке. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные факторы и окружающая среда постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его окружения и воспитания.

Е.А.Ребезова

социальный педагог отделения

по подготовке и сопровождению

замещающих семей


Экзамены

     Жизнь постоянно ставит человека в ситуации, когда ему приходится сдавать экзамены. Чаще всего это случается в юном и молодом возрасте. Но и позже каждому приходится доказывать свою социальную, интеллектуальную и профессиональную состоятельность. Поэтому состояние экзаменационного стресса сопровождает многих людей на протяжении всех периодов жизни. Если в предэкзаменационный период не взять свои страхи под контроль, то можно сильно подорвать здоровье.

Чем опасен предэкзаменационный страх?

     Во все времена существовали и существуют люди, которые успешно справлялись со стрессом на экзамене. И неважно, была ли это контрольная в школе, зачет в техникуме, экзамен в автошколе на получение прав или первое собеседование молодого специалиста с работодателем. Но таких уверенных в себе, психологически стойких и умеющих ко всему относиться спокойно людей совсем немного.

     Подавляющее большинство испытывает настоящий стресс, сопровождающийся бессонницей, повышенной возбудимостью, нервозностью, паническими настроениями и страхами. Медицинские исследования в предэкзаменационный период фиксируют у студентов и школьников стойкие нарушения в работе психики и сердечнососудистой системы. Непосредственно в день экзамена у большинства экзаменующихся отмечается учащенный пульс – до 130 ударов в минуту, повышение артериального давления – до 170-180 мм рт.ст., нарушение баланса вегетативной системы, неконтролируемая мышечная дрожь. Исследователи в один голос говорят о том, что подобное состояние может стать фоном для развития впоследствии онкологических и многих других тяжелых заболеваний. А в период экзаменов это мощный удар по физическому и психическому здоровью человека. Причины волнения перед экзаменом.

Чтобы понять, как успокоиться перед экзаменом, унять страх и волнение, нужно осознать причины, которые ввергают человека в это состояние.

     Многие школьники и особенно студенты начинают штудировать предмет лишь незадолго до экзамена. Поэтому страх не сдать его, оправдан – сами экзаменующиеся очень часто понимают, что их знаний явно не достаточно. На этом фоне появляется еще один страх – вытащить «не тот» билет или получить «не ту» тему. Ситуация усугубляется, если отношения с экзаменатором не слишком дружественные. Рождается опасение, что тот не будет объективным и занизит оценку.

     Предэкзаменационный стресс усиливается при наличии психологических проблем или несбалансированной нервной системы, когда человек не может остановиться в своем страхе и по мере приближения ответственного дня все более «накручивает» себя.

     В немалой степени этому способствует окружение: друзья и подруги, которые тоже боятся экзамена; родители, которые даже мысли не допускают о том, что ребенок может не справиться с экзаменом, и он боится их разочаровать. Нагнетающие обстановку разговоры о будущем, о том, как многое зависит от этого экзамена; нарушенный режим дня, когда готовясь к экзамену, человек не расстается с книгой с раннего утра до позднего вечера, порой забыв поесть и отдохнуть – все это негативно действует на психику и усиливает волнение.

     Как успокоиться перед экзаменом?

Прежде всего, нужно понять, что вся жизнь – экзамен! Она будет экзаменовать вас на каждом шагу и чтобы наилучшим образом выдерживать каждый большой или маленький экзамен, нужно быть собранным, спокойным и быть над ситуацией, не позволяя ей увлекать вас в пучины страха.

     Волнения и страхи перед экзаменом могут носить как контролируемый, так и тяжело поддающийся контролю характер. Первые присущи людям, которые хорошо изучали и знают предмет. Их волнение обычно значительно падает, когда они видят тему экзаменационной работы и приступают к ее выполнению. Иначе обстоит дело с людьми, слабо знающими предмет. Даже начав выполнять задание, они до последнего сомневаются в том, что выполняют его правильно. Поэтому первое условие, которое поможет успокоится перед экзаменом – хорошее знание материала, то есть, ответственное отношение к учебе на протяжении всего года.

     Остальные рекомендации лежат в области психологии. Родители должны с детства объяснить ребенку, что экзамен – это проверки его состоятельности на каждый период жизни. Но понятие «состоятельности» включает в себя не только и не столько непременную сдачу экзамена, но и готовность спокойно принять любой исход дела. Просто нужно иметь ввиду, что повторно сдавать экзамены всегда сложнее.

     Успокоиться перед экзаменом поможет осознание того, что полученная по его итогам оценка не определяет главного – человеческой ценности, а всего лишь отражает уровень знаний на данный период времени. Оценка, полученная на экзамене, будет означать, сделает ли человек следующий шаг в своей жизни сейчас, или – чуть позже.

     Если о психологическом настрое на правильное восприятие предэкзаменационной ситуации не позаботиться заранее, то накануне обязательно проявятся все признаки страха. И проще с ними бороться активными действиями. В день экзамена сделайте непродолжительную, но мощную утреннюю гимнастику. Растяните все мышцы, поделайте наклоны и приседания – заставьте кровь энергичнее циркулировать по вашим жилам! Она принесет больше кислорода мозгу и заставит его лучше работать. Следите за дыханием. Помните, что сейчас вам нужно много кислорода. Дышите глубоко и спокойно.

Не нужно идти на экзамен задолго до его начала – постарайтесь максимально отодвинуть время встречи с теми, кто не только боится экзамена, но и заражает своим страхом всех окружающих. Если есть возможность, постарайтесь в этот день перед экзаменом вообще не контактировать с «паникерами». Лучше поговорите с теми немногими, кто уверен в себе и пришел на экзамен в позитиве. Такие люди есть в любом коллективе. Берите с них пример!

     Будьте предельно честны с собой. Ведь вы, как никто другой, способны оценить уровень своих знаний. Вы все знаете на отлично? Так о чем же волноваться! Вы не знаете вообще ничего? Так зачем же трепать себе нервы! Спокойно идите наудачу. Ваше спокойствие и способность сосредоточиться могут сослужить вам отличную службу, и вы вытяните из глубины своей памяти то, о чем когда-то лишь мельком услышали на лекции.

     Чего не стоит делать перед экзаменами?

В последнее время в период подготовки к экзаменам увеличилось количество людей, применяющих ноотропные препараты с целью повышения активности головного мозга. Но у ноотропов есть и обратная сторона – неправильное или продолжительное употребление вызывает мозговуюгиперстимуляцию, которая проявляется в виде повышенной возбудимости, бессонницы, раздражительности, головной боли.

     Нежелательно перед экзаменами увлекаться и седативными средствами. С одной стороны они действуют успокаивающе и снимают предэкзаменационный страх, но с другой – затормаживают работу головного мозга, что заметно ухудшает внимательность и способность к сосредоточению.

     Не нарушайте режима дня, – только полноценное и своевременное питание и сон будут способствовать лучшей работе мозга. Не проводите за учебниками все время, не забывайте об отдыхе.

     Негативные мысли недопустимы. Лучше займите свою голову подготовкой к предмету, чем воображением «ужасов» от последствий несданного экзамена.

Профилактика и преодоление проблем, возникающих в замещающей семье

Приемными родителями и опекунами люди становятся в силу различных причин: желание помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; нереализованные установки «быть мамой и папой», «иметь детей», «иметь дочку (сына)»; скрасить собственное одиночество; чувство долга по отношению к родственникам.

Независимо от причин, по которым взрослые люди приняли на себя роль замещающей семьи, они имеют определенные представления и ожидания вследствие принятого решения.

Самым распространёнными ожиданиями являются ожидание «горячей благодарности» от ребенка за то, что его «спасли» и ожидание, что ребенок будет соответствовать образу, который есть у взрослых.

Такая ситуация изначально закладывает «мину замедленного действия» в отношения между взрослыми и детьми. И чаще всего конфликты между ожидаемым и имеющимся происходит в опекунских семьях. Возможно, это связано с тем, что опекунами чаще становятся родственники опекаемого ребенка. В такой ситуации основной причиной принятия ребенка в семью становится «чувство долга», т.е. взрослые осуществляют «выбор без выбора». Поэтому в опекунских семьях, как показывает практика, установка «долга ребенка» выражена ярче.

В приемных семьях родители, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно скорее забыл тяжелый опыт, начинают безоглядно удовлетворять все его желания: покупать игрушки, сладости и др. И в этой ситуации также взрослые, чаще бессознательно, начинают от ребенка ожидать благодарности.

Таким образом, и в приемной, и в опекунской семье часто возникают противоречия между возможностями и поведением ребенка и ожиданиями родителей.

Для профилактики возникновения конфликтных ситуаций в приёмных семьях и в опекунских семьях Жирятинский районный ЦПМСС предлагает вам занятия со специалистами Центра. На занятиях будут рассматриваются вопросы:

    Почему дети лгут;

    Почему дети дерутся;

    Роль поощрений и наказаний в воспитании детей;

    Что значит быть самостоятельным;

    Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному и др.

На занятиях приемные родители не просто весело и с пользой проводят время, но и учатся лучше понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель занятий - помочь, подсказать родителям, как научить детей играть, помогая им приобретать необходимые навыки, причем, не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. В содержание занятий включены методы игровой терапии, эффективные как для ребенка, так и для взрослого: игровые упражнения и задания на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, ролевые игры, психогимнастика. Работа строится на проведении тренинговых занятий, психолого-педагогических бесед, целью которых является гармонизация взаимоотношений “родитель-ребенок”. Участвуя в совместных родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятия дают возможность:

    посмотреть на свою семью со стороны;

    познакомиться с сильными и слабыми сторонами своей системы воспитания;

    побыть родителю в роли ребенка и научиться лучше его понимать;

    научиться эффективным способам поддержки ребенка в сложных ситуациях;

    познакомиться с методами развития ребенка дошкольного и школьного возраста и научиться применять их на практике.

Причем родители убеждаются в том, что их проблемы не специфичны для них как для замещающей семьи, трудности могут возникать в любой семье. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей - основной фактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы и с родителем, и с ребенком.

Темы, обсуждаемые на занятиях часто становятся поводом для обращений за индивидуальными консультациями. Родители понимают, что их тревоги, во-первых, оправданы, во-вторых, что для преодоления озвученной проблемы необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, в том числе, и с родителем, и с ребенком. Как показывает практика, индивидуальные консультации и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми и родителями, являются действенными формами профилактики и решения вопросов, возникающих в семье.

Алгоритм оказания помощи в разрешении проблемных ситуаций в семье в случае обращения. Условно можно выделить несколько этапов на пути решения проблемы:

    1 этап - обращение семьи за помощью,

    2 этап - диагностический,

    3 этап - коррекционно-развивающий, состоящий из нескольких ступеней – поиск ресурсов в отношениях между родителями и детьми, выработка стратегий поведения по изменению существующей ситуации,

    4 этап - апробация,

    5 этап - корректировка сценариев поведения, обсуждение перспектив детско-родительских отношений.

На диагностическом этапе педагог-психолог знакомится с содержанием проблемы, возникшей в семье. На данной стадии выявляются родительские установки и реакции, семейные ценности, стиль семейного воспитания, сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми.

Также проводится изучение индивидуальных особенностей детей и родителей. На основе полученной информации составляются рекомендации по изменению отношения к существующим проблемам и по способам и стратегиям поведения в различных ситуациях.

При анализе результатов диагностики с родителями обсуждаются их профессиональные и личные цели, их видение будущности ребенка, какие способности и возможности ребенка они бы хотели развивать и т.д. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка позволяет вносить изменения в родительские установки и ожидания родителей. Зачастую родители с удивлением узнают, что их представления о развитии и обучении ребенка не совпадает с его возможностями.

Наиболее частыми проблемами и вопросами для обращений родителей являются:

    вопросы учебной успеваемости приемных и опекаемых детей в школе;

    вопросы установления правил и их соблюдения;

    сложности в общении, в том числе: истерики, крики, капризы, негативизм и упрямство, непослушание, неадекватные требования, повышенная обидчивость провокационное поведение ребенка и т.д.;

    ревность одного из родителей к приёмному ребёнку, избирательное отношение к детям в семье

Дети, попав в замещающую семью, могут вести себя совершенно по-разному: одни сразу же называют взрослых «мамой, папой, бабушкой», другие наблюдают за происходящим, третьи начинают «испытывать (проверять)» чувства взрослых. Сомнения ребенка, имеющего негативный опыт нежелательности, безразличного отношения к нему, обоснованы и понятны. Но иногда продолжительность таких «проверок» затягивается, вызывая у родителей самые разные чувства: от недоумения и обиды до страха и злости. Поскольку вышеназванные чувства принято считать негативными, то многие родители пытаются их игнорировать, скрыть даже от самих себя – то есть не принимают их, не пытаются понять причины проблем, тем самым углубляя зарождающийся конфликт. Задача педагога-психолога в данной ситуации помочь родителям понять, что именно приводит к возникновению тех или иных эмоций.

Третьим этапом в разрешении проблемных ситуаций является коррекционно-развивающая деятельность, которая, по сути, начинается уже на ознакомительном и диагностическом этапе работы с принимающей семьей. Стремление к идеалу в выполнении родительских обязанностей приводит к тому, что некоторые родители ставят перед собой и перед детьми очень высокие требования. Так как достичь такого уровня очень сложно или вообще невозможно, то у людей накапливается раздражение, усталость, разочарование в собственных возможностях и действиях. Некоторые родители впоследствии начинают искать виновных, и тогда виноватой стороной может стать ребенок.

На этапе апробации с родителями разрабатывается алгоритм действий для ситуаций, вызывающих напряжение или сопротивление у родителей, у детей. Намного сложнее ситуация представляется в том случае, когда конфликт возникает в семье, где есть подростки и замещающие родители в преклонном возрасте. Подростки в силу возрастных особенностей, «испытывают границы дозволенного» или стремятся к ранней автономизации от взрослых, заявляя о своей самостоятельности. Пожилые люди требуют уважения и послушания, апеллируя к имеющемуся опыту, возрастным заслугам и т.д. При этом каждая из конфликтующих сторон намеренна «твердо стоять» на своих позициях. Остроты проблеме могут добавлять накопившиеся обиды.
Как только удается получить минимальный опыт преодоления конфликтов, у членов принимающих семей появляется желание следовать предложенному плану действий, снижается уровень претензий другу к другу. Это не означает, что все проблемы разрешаются одномоментно и проблемы (конфликты) не возникают. Но даже небольшой опыт разрешения проблем является хорошим стимулом для членов семьи в постепенном изменении отношений внутри семьи (в создании доверительной обстановки внутри семьи).

В целом, необходимо отметить, что проблемы, возникающие в замещающих семьях, не отличаются от проблем, возникающих в семьях с кровными детьми. Но ситуация воспринимается острее, в связи с обстоятельствами, и в первую очередь, это связано с чувством неоправдывающихся ожиданий. Поэтому, именно психологическая поддержка родителей, обучение приемам и способам воспитания и конструктивного взаимодействия, является необходимым условием комплексной психологической работы с принимающей семьей.

Консультация для замещающих родителей на тему: «Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции». Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей. Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу». Использование образов Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения. Целенаправленное представление ситуаций Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания. Способы отвлечения Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее. Управление дыханием Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания. Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 2030 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние. Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация. Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я". Упражнение "Марионетка". Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний. Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я". Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние. В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”: направленное внимание; мышечное расслабление; успокаивающее дыхание. Развитие навыков самонаблюдения. Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку. Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет коечто полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему: - В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю. - Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик. На что учитель ответил: - Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают. Упражнение “Знакомство с собой”. Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот). Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить. 1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса. 2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла. 3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти. 4. Потрясите пассивно “висящую” кисть. Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения: 1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти? 2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло? 3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто): Сухость и влажность; Пульсацию; Покалывание; Ощущение прохождения электрического тока; Чувство “мурашек”, “мороз по коже”; Онемение (обычно в кончиках пальцев); Вибрацию; Мышечную дрожь. Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем. Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.

Составитель:

Усманова Руфия Фаритовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка»,

ЯНАО, г. Салехард

«Трудно привести к добру нравоучением, легко- примером».

Сенека.

В настоящее время в России одной из приоритетных задач государственной социальной политики является передача детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,на воспитание в замещающие семьи.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей. Такая семья приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, решить таким способом проблемы взаимоотношений со своей второй половинкой и т.д. Воспитать ребёнка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего,кровного,а ребёнка из другой семьи. Замещающие родители, зачастую, оказываются, не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате поведенческих особенностей подопечных. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в детский дом.

Общение - это умение выслушать мнение ребёнка, понять его эмоциональное состояние. Если вы чем-то заняты и не сможете выслушать ребёнка, не делайте вид, что слушаете его. Многие семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются с множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей.В этот период семье особенно важна поддержка. Современные психологи считает, что наиболее эффективной помощью для опекунов (попечителей) и детей является коммуникативные образовательные программы т.н курсы общения с детьми. Другой помощью в воспитании ребёнка является семейные консультации, в котором принимают участие все члены семьи, включая детей. Любовь родителей друг к другу, распределение ролей в семье дают ребенку ясную картину мира, высокую самооценку и уверенность в своих силах. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Чаще всего к специалистам обращаются семьи, проходящие так называемый «адаптационный период», когда ребенок и родители узнают друг друга, осваиваются в новых для них условиях. После довольно благополучного и счастливого «медового месяца» в поведении ребенка наступают перемены, пугающие родителей, заставляющие их задуматься о правильности принятого решения. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в детский дом. Не секрет, что большинство отказов от детей происходит именно тогда, когда подопечные вступают в подростковый возраст. В этот сложный период жизни подростки стремятся найти свое место в этом мире, всеми силами стараются демонстрировать независимость, делают все наперекор взрослым. Родителям необходимо научиться уважать своих подросших, еще вчера послушных и покладистых ребят, дать им возможность принимать самостоятельные решения. Но самое главное – родители должны выстроить отношения с детьми таким образом, чтобы они всегда были уверены в том, что мама и папа всегда будут рядом, что бы ни было.

Взяв на себя ответственность о воспитании и заботе ребёнка, оставшегося без попечения родителей, нужно помнить,что в его памяти или восприятиях остаются образы и чувства их к своим родителям. Какими бы ни были родители ребёнка- уважайте их и их судьба такими,какие они есть (прежде всего речь идёт о людях, которые дали ему жизнь, о его маме и папе).Тогда и ребёнку, а затем и подростку и вам будет значительно легче жить рядом, общаться, любить и уважать друг друга. Правильное общение опекунов(попечителей) с детьми помогает повысить уверенность ребёнка, его чувство собственного достоинства. Как достичь этого?

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания приёмного ребёнка?

Нужно:

Принимать ребёнка, таким,каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверить в себя и будет работать.

Не пытайтесь «лепить» своего ребёнка,а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминайте, какими были вы в данном возрасте.

Помните, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже он другой.

Относится к ребёнку, как к сбербанку родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.

Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его взяли в семью и заботились о нём,-он вас об этом не просил.

Рассчитывать на то что ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.

Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Воспитание детей в приёмной семье требует особой ответственности и знаний родителей. Считается, что нет какого-то единственно правильного пути воспитания и безупречных родителей. В каждой семье - свои системы воспитания, главное, чтобы были учтены основные нужды ребенка. Тогда он вырастет счастливым. Что же это за нужды?

Прежде всего:

Это любовь, уход, похвала не только за то, что он сделал, но за то, что он пытается сделать.

Это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что хочет от вас ребенок; - это поощрение и безопасность, которое выражается в том, что дети знают, что вы рядом в тот момент, когда им трудно.

Семья, которая успешно разрешила свои конфликты, станет крепче. Будьте подготовлены к появлению в вашей семье новой жизни и тогда вы сможете воспитать полноценную и счастливую личность, которая будьте, уверены, не останется вам неблагодарной за это.

Литература:

Акимова М.Н. «Организация работы с приёмными семьями». -Самара: Самвен 1998г.

Иванова Н.П., Заводилкина О.В. «Дети в приёмной семье» .-М: Дом, 1993

«Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004907

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?