Консультация для родителей. Маленькие причины больших неприятностей
Чернова Дарья Алексеевна, учитель-логопед КГУ СШ№4, г. Усть-Каменогорск
Долян Сирануш Камоевна
Консультация для родителей на тему:
« Родители - главные помощники логопеда».
подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №39
Долян Сирануш Камоевна
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев.
Распространено неправильное мнение о том, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, без специального воздействия и помощи взрослых
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Ваш ребенок начал заниматься с логопедом, и вы, конечно, хотите ему помочь в скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания.
Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха малыша многие слова долетают искаженно («не бежи » вместо «не беги », «ваще » вместо «вообще » и т.д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная.
Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся в его речи звуку способствует правильному воспроизведению звука в словах, предложениях в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу: провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог или торт с изображением звука.
Логопед предлагает различные игры и игровые приемы для закрепления звука дома.
Каждую неделю логопед рассматривает с детьми лексическую тему, например «Мой город». Для закрепления знаний по этой теме в повседневной жизни родителям рекомендуется:
Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, то есть в повседневной жизни.
10.06.2016г. Как легко учить наизусть стихотворения с ребенком ?
2014-2015 учебный год
27.02.15г. Что такое психологическая готовность к школе ? Читать полностью
27.01.15г. Что такое речевая готовность ребенка к школе ?
14.10.14г. Обогащаем словарь детей .
25.05.11г. О нормальном речевом развитии ребенка
Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале . Он должен быть ясным . чистым , не хриплым ...
25.05.11г. Факторы , способствующие возникновению речевых нарушений у детей
Подготовила учитель-логопед Прохорова В.В. (МБДОУ МО г.Краснодар"Детский сад № 99")
К возникновению серьезной речевой паталогии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода , во время родов , а также в первые годы жизни ребенка ...
25.05.11г. Если ребенок плохо говорит ...
Подготовила учитель-логопед Сафонова Н.Б.
В последние годы педиатры , логопеды отмечают неуклонный рост речевой паталогии у детей дошкольного возраста ...
30.09.11г. Детские ошибки . Не замечать или поправлять ?
Порой у родителей возникает вопрос : как относиться к колоритным и вместительным , но построенным грамматически неправильным детским словам ?...
23.12.11г. Использование сенсорных игр для развития речи детей . полностью
29.01.12г. Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику )? Учеными доказано , что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка . Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно , готовности к школьному обучению ...
31.03.12г. Социальные причины нарушения звукопроизношения
Подготовила учитель-логопед Елисеева Л.Л.
Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей , двуязычие в семье , а также "сюсюканье ".
30.04.12г. Учите детей говорить выразительно
Подготовила учитель-логопед Беспалова Т.А.
Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально - смысловое содержание высказывания , иными словами , не умеют выразительно говорить . В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения , которые помогут им научиться говорить с выражением .
31.05.12г. Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Подготовила учитель-логопед Долгова Н.В.
В чем же
заключается
влияние
пальцев
на
развитие
познания
и речи
? Все движения
организма
имеют
единые
механизмы
, поэтому
развитие
тонкой
моторики
рук благотворно
сказывается
на
развитии
познания
и речи
ребенка
. В фольклоре
существует
масса
потешек
, в которых
сочетаются
речь
и движения
рук. Любому
ребенку
не
помешают
массаж
рук в доречевом
периоде
, а пальчиковые
игры
в сопровождении
стихов
не
только
разовьют
мелкую
моторику
и речь
, но
и умение
слушать
. Ребенок
научится
понимать
смысл
услышанного
и улавливать
ритм
речи
.
Пальчиковые
и «ладонные
» игры
необходимы
детям
с самого
раннего
возраста
. Они становятся
и мощным
стимулом
для развития
речи
, и одним
из
вариантов
радостного
, теплого
, телесного
контакта
с мамой
, так необходимого
малышу
для его эмоционального
развития
.
26.08.12г. Когда следует обратиться за помощью к логопеду ?
Проблема обращения к такому специалисту , как логопед , встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет - в период активного становления его речи .
29.09.12г. Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи .
31.10.12г. Движение и речь .
Подготовила учитель-логопед Смалиус О.А.
Ребенок говорит плохо . В каждой семье по-разному относятся к этому явлению . Одних тревожит уже то , что малыш к году говорит лишь два-три слова . Другие спокойны , несмотря на то , что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу , владеет лишь небольшим количеством обиходных слов . Такие родители считают , что со временем их ребенок , догонит сверстников , заговорит сам...
30.11.12г. Культура речевого общения
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков , а также в совершенствовании тех же умений у их родственников , речь которых должна служить образцом для ребёнка . К сожалению , общаясь с ними , мы довольно часто слышим неграмотную лексику .
30.01.13г. О роли родителей в развитии речи ребенка .
Подготовила учитель-логопед Жукова Л.А.
- Ты
, посмотри
, вот Лика
, соседская
девочка
, как говорит
хорошо
, не
остановишь
! А мой, хоть
ей
и ровесник
, а говорит
так, словно
каша
во
рту!
Достаточно
часто
приходится
слышать
от
родителей
подобного
рода
высказывания
с нотками
неудовольствия
и раздражения
. А откуда
берётся
"каша
во
рту"? Как самостоятельно
помочь
малышу
овладеть
правильной
речью
? На
что следует
обратить
внимание
? На
эти вопросы
мы
и попытаемся
сегодня
ответить
. по
дороге
домой
для детей
5-6 лет.
Подготовила учитель-логопед Головина А.В.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком , в творческих играх . Дети , увлеченные замыслом игры , не замечают того , что они учатся , хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач , поставленных в игровой форме . Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу . Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре .
29.09.13г. Как помочь ребенку запомнить буквы .
Подготовила учитель-логопед Головина А.В.
Как хорошо уметь читать ! Умение читать начинается с изучения букв и звуков . Но как помочь ребенку запомнить их ? Читать полностью
23.02.14г. Как правильно читать ребенку .
Исследования показали , что то , как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение , зависит от того , сколько его родители читали ему в детстве . На что обратить внимание до школы ?
Уважаемые родители , как миниум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты ...
Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель.Серьёзность такой задачи, как воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители, и педагоги. Важно, чтобы окружающая среда ребёнка была вполне полноценной, то есть и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Чтобы речь ребенка развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днем используйте:
1.Четкую и правильную речь.
Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Например, ознакомление со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным образом (с - песенка воды, з - песенка комара,
р - рычание собаки или тигра, ш - надуваем и сдуваем шарик, шипение сердитой кошки и т. п.). Также дети с интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки («са, са, са - вот летит оса»; «ши, ши, ши – играют малыши» и т. п.).
2. Артикуляционные упражнения.
Они направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к четкому произношению («лопаточка», «качельки», «часики», «маляр», «индюк» и т.д.)
3. Пальчиковую гимнастику.
Хорошо развивает речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
В настоящее время существует множество печатных логопедических изданий и пособий, много информации в интернете. Придумывать разнообразные игры и упражнения для развития речи ребёнка можно самому. Запомните, Вы - главный, первый и самый близкий друг своему ребёнку. Начинайте заботиться о его речевом и общем развитии уже с рождения. Помочь сформировать речь на её начальных этапах становления вы сами в силе.
4. Пересказы
.Учите ребенка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошел его день в садике, с кем он играл на детской площадке. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша. Ребенок стремится подражать Вам и поэтому за образец для копирования может взять именно искаженные словечки, произнесенные Вами. С раннего детства приучайте ребенка говорить правильно.
5. Чтение.
Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребенок знакомиться с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики кисти рук.
Учеными доказано, что развитие детской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому привлекайте ребенка к играм с кубиками,мозаикой, конструкторами. Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а девочек - заинтересовать сборкой бусинок.
Самое главное наберитесь терпения!!!
Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его. Поправьте малыша. Попросите, чтоб он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.
Абсолютно все родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим, успешным, умным, хорошо учился в школе и имел много друзей. Важную роль в достижении этих целей имеет своевременное развитие речи.
Дети, имеющие речевые проблемы, становятся замкнутыми, мало общаются со сверстниками, как следствие, начинают отставать и в интеллектуальном развитии. Не лучше ли вовремя справиться с нарушениями и помочь ребенку адаптироваться в обществе?
Мнение, что логопед работает только со старшими дошкольниками, уже устарело. Наиболее подходящим возрастом для выявления речевых проблем и работы по их коррекции, считается 2-3 года. Уже у таких малышей специалист легко может определить наличие нарушений в развитии речи.
Всем известно, что проблему легче предупредить, чем исправить. Если речевые нарушения не исправлять в раннем возрасте, они только усугубляются, создавая условия для отставания и в формировании высшей психической деятельности.
Если вы заметили, что:
запишитесь на консультацию к логопеду!
Специалист оценит логопедический уровень ребенка, выявит имеющиеся проблемы в речевом и неречевом развитии, наметит план коррекционной работы.
Логопед поможет ребенку:
Как правило, на консультацию логопеды просят обязательно прийти родителей ребенка. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы получить необходимую информацию о течении беременности и родов, о том, как развивался ребенок в ранний период жизни.
На основе этой информации логопед делает выводы о возможных причинах нарушений и, следовательно, планирует тактику коррекционной работы.
Во-вторых, важно, чтобы члены семьи правильно понимали, что происходит с ребенком, умели заниматься дома и помогать развитию речи.
Что расскажет логопед родителям:
Помимо прочего, логопед ответит на возникшие вопросы родителей о проходящих занятиях, о динамике коррекционной работы, о сроках коррекции.
Основным правилом при коррекционной логопедической работе является комфортное психологическое состояние ребенка.
Все занятия с дошкольниками проводятся в форме игры и не занимают более 45 минут. Для того чтобы дети не уставали, во время урока виды деятельности часто меняются. Это позволяет логопеду провести всестороннюю работу за один урок, проведя все необходимые упражнения - от артикуляционной гимнастики до дидактических игр.
Определить заранее, как много времени займет коррекция, довольно сложно. Все дети индивидуальны, поэтому только после консультации и начала занятий специалист может предсказать примерные сроки.
Крайне важно, чтобы дома ребенок продолжал заниматься и поддерживал выработанные навыки. Именно поэтому участие родителей в процессе работы просто необходимо. Чем последовательнее и активнее будет проходить работа, тем быстрее ребенок справится с проблемой.
Как мы уже говорили, классическое мнение, что до 5 лет к логопеду идти рано, в корне неверно. Специалисты утверждают, что возраст активного формирования речи - это 2-3 года. Именно тогда и нужно первый раз прийти на консультацию. И, если ребенок , то к логопеду-дефектологу нужно идти обязательно!
Если у ребенка обнаружатся какие-то нарушения, их значительно проще будет устранить. Логопед даст родителям рекомендации о дальнейшей работе по развитию речи.
Означает ли это, что больше логопед ребенку не понадобится? Отнюдь. Желательно посещать специалиста раз в году. Каждому возрасту - свои . То, что было замечательно в 3 года, в 4 уже недостаточно. Поэтому нужно получить консультацию и своевременно оценить степень развития речи.
Правильная и грамотная речь даст ребенку возможность стать успешным в будущем. Детство - важный этап в становлении личности и задача родителей не упустить этот период.