Конспекты занятий по триз в подготовительной группе. Конспект интегрированного занятия юные спасатели

Подросткам

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Просвет

муниципального района Волжский Самарской области

Конспект нод в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

2016г

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства - описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного - характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый - грустный, здоровый - больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционные задачи:
1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.
2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
3. Развитие фиксации взора.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.

Интегрируемые образовательные области:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация. Знакомство с художниками - иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным, Конашевичем. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные игры: «Репка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино».

Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; СД-диски; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.

Ход.
1.
Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок).

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

В: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка - впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».

В: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» -
ориентир.

В: Это необычные цветы - они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались
В стране сказок оказались».
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.

2.
В: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки - невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец - Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна - лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

В: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
На доске плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

Д: «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна - лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц - хваста».

В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну - лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).

В: » Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти«.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)
В: «По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём».
(«Мостик» - две дуги. Дети проходят между ними.)
В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
- Весёлый - грустный,
- добрый - злой,
- Смелый - трусливый,
-Старый - молодой,
-Сильный - слабый,
-Здоровый - больной,
-Умный - глупый,
- Вежливый - грубый,
- Сытый - голодный,
- Могучий - слабый,
- Озорной - послушный,
- Ленивый - трудолюбивый.
(«Мостик» убирается. Слева от окна - мольберт. На полу - цветы - ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.
На мольберте - «тени» сказочных персонажей.

5.
В: Волшебник спрятал героев.
» Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».
В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.
Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там - цветное изображение).
В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

6 .
Гимнастика для глаз.
» Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны - справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.
В: Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?
В: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

7 .
В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты - линии.

В: Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Д: Это волнистая линия.
В: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Д: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В: Перечислите героев сказок с таким характером.
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна - Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В: Верно, а почему?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д: Нет.
В: На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: Перечислите их.
Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
В: Верно, как зовут этого героя?
Д: Его зовут Иван-Царевич.
В: Какой линией можно его нарисовать?
Д: Можно нарисовать прямой линией.
В: Почему? Какой он по характеру?
Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
В: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Д: Иван - крестьянский сын, Иван - Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Емеля.
В: Какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В: Почему такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

8.
Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
В: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто - определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

9 .
В: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.
«Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять».
(На мольберте- план-схема сказок.)
В: Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз - считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
(Примерный вариант сказки: см. Приложение 1.)

10.
В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.
Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Д: Да.
В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
В: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
Воспитатель раздаёт медали - сувениры.

Приложение № 1.
Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.


Цель: Развитие связной речи дошкольников, развитие логического мышления. Закрепления знаний детьми геометрических фигур, некоторых знаний о природе. Продолжать учить работать в компаниях.

Оборудование: Игрушка - стрекоза; два комплекта геометрических фигур; магнитная доска, фломастер, предметные картинки для тризовской игры «Рюкзак путешественника», «Зелёная поляна»; карточки «Угадай, чей след», альбомные листы с пятнами Роршеха (2 листа), мелки; круг Эйлера «Обитатели Земли».

Ход занятия

Разминка: Дети заходят в группу, приветствуют гостей, и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель : Ребята давайте вспомним нашу разминку «Дети в саду»

Вышли дети в сад гулять, Где кудахчет курица,

И решили наблюдать За цыплят волнуется.

Где гуляет наш котёнок, Как цветут в саду цветы

Где гуляет поросёнок Астры, бархатцы, кусты

Роз пахучих, клумба целая

И пионов грядка белая.

Наши дети погуляли

Много нового узнали

Воспитатель : Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по лесу? В лесу нет дорог, не ходит транспорт, а в иных местах даже пройти невозможно. На чём мы сможем отправиться в путешествие?

Воспитатель : Я вам подскажу. Наше средство передвижения по лесу зашифровано в этом насекомом. (Показываю детям стрекозу - игрушку)

Воспитатель: Как выдумаете, на чём мы отправимся в путешествие? Докажите, что это насекомое похоже на вертолёт! Молодцы! Мы отправимся в путь на маленьком вертолёте, он будет приземляться на небольших полянках, на берегах рек или озёр.

Воспитатель : Для начала нам нужно построить вертолёт. Как вы думаете, из чего мы можем его построить? Я принесла с собой материал для изготовления вертолётов. Каждый из вас подойдёт и возьмёт по две детали одного цвета (20 деталей - 10 - одного цвета, 10 - другого цвета). Дети берут схему вертолёта и выстраивают его (Вертолёты строят по схеме, работают дети за столиками) Получилось два вертолёта, двух цветов. Вот мы и разбились на две команды.

Воспитатель : Ребята, что нам понадобится в путешествии? (ответы детей.)

Воспитатель : В путешествии нам понадобятся некоторые предметы. Отгадайте их. Докажите, почему вы так думаете (можно поставить картинки).

Воспитатель : Вот и собрались, тогда в путь. Встаём вокруг своих вертолётов, берёмся за руки и говорим слова:

В путешествие летим мы Мы по лесу погуляем

Вертолётом - стрекозой Много нового узнаем

Над лугами, над полями, А потом наш вертолёт

Над высокими лесами. Всех нас в садик привезёт.

Воспитатель: А вот первая наша остановка, она называется «Зелёная поляна». Как вы думаете, почему эта полянка так называется? (Потому что на этой поляне множество разных растений, цветов и трав)

Какие цветы вы видите на поляне?

Давайте рассмотрим жизнь одного из растений в прошлом, настоящем и будущем времени. А какое это будет растение, вы узнаете, отгадав загадку:

Раньше был я жёлтым цветом,

А потом пушистым «дедом»

Ветер дунул, пух слетел

Стал я без цветка совсем. (одуванчик)

Воспитатель : Вам понравилось на этой поляне? Что нового для себя вы узнали?

Воспитатель : А вот и вторая остановка нашего вертолёта на полянке зверей. Посмотрите какая красота вокруг, синее небо, зелёная трава, душистые цветы, а окружают полянку высокие деревья и ветвистые кустарники.

Ребята, а каких животных, птиц или насекомых можно увидеть на этой полянке?

А почему мы никого не видим? Правильно, все звери попрятались от шума вертолёта, но оставили свои следы. Показываю детям карточки. Если мы с вами отгадаем, где чей след, то узнаем какие животные, птицы, насекомые живут здесь.

Каждая команда подойдёт к своему столику. Воспитатель раздаёт карточки с изображением похожим на следы обитателей леса и картинки с изображением насекомых, птиц, животных и т. д. Дети должны разложить картинки обитателей по «следам» на карточках.

Кто оставил такой след? Дети работают в компаниях. Некоторых можно спросить: Докажи, что это след зайца, или след насекомого. Можно повести с детьми взаимопроверку.

Воспитатель : Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают вокруг вертолётов и говорят слова.

Наше путешествие продолжилось на берегу озера. Прислушаемся, какие звуки вы слышите?

Ой, ребята посмотрите, вот и плакат висит. Что здесь написано? (Попросить детей прочитать) «Охраняйте обитателей водоёма»

Воспитатель : Здесь на плакате были нарисованы обитатели водоёма, но рисунок размыло дождём. Как нам узнать какие обитатели были нарисованы? Правильно, надо восстановить рисунок. (Пятна Роршеха). Воспитатель даёт детям плакат, и дети рисуют обитателей озера.

Воспитатель : Давайте вместе рассмотрим и узнаем, какие обитатели живут в этом водоёме. (Вешаем плакат на место и рассматриваем).

Как будем охранять этих обитателей?

Воспитатель : Ой, ребята, У нас в детском саду скоро обед, нам пора возвращаться. «Садитесь» в свои вертолёты. Дети встают вокруг вертолётов, говорят слова.

Воспитатель : Вот мы и дома. Сегодня мы совершили большое путешествие, многое увидели и узнали. Давайте отдохнём, присядем на дорожку и немножко поразмышляем. (Показываю круг Эйлера «Обитатели Земли»)

Как вы думаете, что это? Это обитатели нашей планеты Земля.

Представьте себе, что может случится, если одно звено выпадет из этого круга? (Закрываю тёмной полоской любое звено круга) Высказывание детей (Можно закрыть по очереди несколько звеньев ориентируясь по времени).

Воспитатель : Молодцы! Вы сегодня много узнали. Я думаю и с природой вы будите общаться бережно.

Осадчева Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ д/с № 38

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить с явлениями природы. Дать понятие ветра. Познакомить с его свойствами.

2. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.

3. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.

4. Упражнять в беге, умении действовать по сигналу, выполнять правила игры.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением ветра, игрушка – парусник, бумажные ленточки, целлофановый пакет, бумажные конверты.

Ход прогулки

Воспитатель: Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы с вами будем беседовать.

Я березу качну

Я тебя подтолкну

Налечу, насвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь отгадать?

(Ветер).

Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Мы его не видим, не чувствуем, он не имеет запаха, но он всегда вокруг нас. Мы можем его почувствовать, когда он приходит в движение.

Проводятся опыты:

Опыт 1. Надуть пустой целлофановый пакет.

Вывод: В человеке тоже есть воздух.

Опыт 2. Дети дуют на паруса бумажного кораблика. Наблюдают, если кораблик плывет, значит, есть движение воздуха.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Упражнение «Найди ошибку». Задача найти ошибку в рассказе.

Рассказ

Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода. Наш корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам.

Игра малой подвижности «Ветерок».

Дети выполняют движения по тексту.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Дидактическая игра «Какой ветер» .

Правила: определить положительные и отрицательные свойства ветра (по иллюстрациям).

Словесная игра «Подбери словечко».

Вопрос: Что может ветер?

Ответы детей. (Шуметь, гудеть, шелестеть, завывать, поднимать, налетать и т. д.)

Вопрос: Каким может быть ветер?

Ответы детей. (Сильным, ласковым, тихим, прохладным, резким и т.д.).

Спортивная игра «Быстрее ветра». Дети командно выполняют эстафету с ленточкой.

Подвижная игра «Ветер, ветерок» .

На площадке разложены обручи – «домики», количество которых меньше количества детей. Воспитатель проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.

Осень, осень у ворот

Кружит листьев хоровод.

Раз, два, три – летят листочки,

Раз, два, три – кружат листочки.

Скоро дождь, надо нам

Разбегаться по домам.

По окончании слов, дети занимают «домики». Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры.

Труд в природе. Дети наблюдают за увядшими цветами на клумбе. Воспитатель предлагает собрать семена цветов для весенней посадки.

Воспитатель: Ребята, подумайте, кто и чем хотел бы заняться. (Детям предлагаются игрушки, игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).

Организуется самостоятельная деятельность детей, в ходе которой проводится индивидуальная работа по плану.

Подготовительная к школе группа.

(Баданина О.П., Тропина Ю.Н., Петухова Е.В.)

Сентябрь

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»

Наблюдение.

Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Стихотворение:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М.Авдеева)

Вопросы детям:

Вы знаете, почему осенью листья опадают?

Вам нравятся разноцветные листья?

Вы любите их собирать?

Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т.д. Какие опавшие листья на ощупь?

Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?

В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Следопыты. Каких листьев больше»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.

Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).

Труд.

«Поможем растениям».

Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.

Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.

Опытная деятельность

«Почему осенью цветы вянут»

Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.

Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая), полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра), на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.

Игровая деятельность

Подв.игры:

Русская народная игра «Заря-зарница».

Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.

«Удочка»

Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.

Индивидуальная работа.

«Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).

Игра «Я положу в корзинку»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

«Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).

Игра « По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Октябрь

«Экскурсия в осенний парк»

Наблюдение

Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.

Вопросы детям?

Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).

Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).

Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др.), в который дети «перевоплощаются».

Вариант: «Если бы я был деревом».

Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.
-Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?

Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?

Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.

Опытная деятельность .

Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.

Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.

Трудовая деятельность.

Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.

Индивидуальная работа .

Дети с высокой двиг.активностью: « Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т.д.) беги!» дети бегут к названному дереву.

Дети с низкой двиг.активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).

Игровая деятельность.

Подв.игры:

Русская нар.игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).

«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т.д.

Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.

Вася, ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.

Самостоятельная деятельность

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Ноябрь.

«Подарки осени»

Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».

Наблюдение.

Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.

В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.

Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):

Летит орлом, гудит, как гром,

Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Игровая деятельность.

Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.

Подв.игры:

«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра по желанию детей.

Индивидуальная работа .

Задание: показать себя сильными, ловкими.

«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).

«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.

«Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).

«Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).

Самостоятельная деятельность.

В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки…), поощряет новые способы движений с ними.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.

Декабрь

«Здравствуй, гостья-зима!»

Наблюдение

Снегопад.

Цель: расширение знаний детей о круговороте воды в природе,

Развитие наблюдательности, умения делать выводы

Воспитатель спрашивает детей, откуда идет снег. Объясняет, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Загадать загадку:

Белая, узорчатая,

Звездочка- малютка,

Ты лети мне на руку,

Посиди минутку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке».

В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. Когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить поймать снежинку, рассмотреть ее.

Предложить детям слепить снежок. Получится или нет. Почему?

Экспериментальная и трудовая деятельность «Украсим елочку»

Цель: отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности.

В.напоминает о предстоящих новогодних праздниках и предлагает украсить елочку на участке необычными игрушками – из воды. Вопросы детям:

Можно ли из воды сделать игрушки?

Каким образом?

Могут ли игрушки быть цветными?

Что можно использовать для формы?

Дети высказывают свои предложения, совместно с воспитателем определяют порядок действий: налить воду в емкость, добавить краску, подготовить формочку, налить в нее воду, опустить туда нитку, оставить на холоде. (После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть готовую игрушку.)

Игровая деятельность

Подв. игры: «Охотники и зайцы», «Снежная карусель» Цель: упражнение в беге с увертыванием, с изменением скорости.

Сюжетно-рол.игра «На Северном полюсе». Цель: применение знаний детей в игровой деятельности.

Индивидуальная работа.

Дети с низкой двиг.активностью: «Кто быстрее на лыжах до дерева» Цель: отработка скользящего шага.

Дети с высокой двиг.активностью: «У кого больше попаданий». Цель: упражнение в метании в горизонтальную цель.

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Ходьба на лыжах, катание друг друга на санках.

Январь

«В январе, в январе много снега на дворе…»

Наблюдение за трудом взрослых .

Экскурсия на улицу города.

Цель: закрепление правил поведения на улице, расширение знаний детей о профессиях.

Вопросы детям:

Где лежит на улице снег?(На проезжей части дороги, на тротуарах, возле домов)

Где именно снега больше, где меньше? Почему?

Кто очищает от снега тротуары возле домов, магазинов?

Кто очищает от снега тротуар возле вашего подъезда?

Что делает дворник зимой?

Кто убирает снег с проезжей этой части дороги. Тоже дворник? Почему?

Кто видел снегоуборочную машину на улицах?

Как она убирает снег?

Куда увозят снег самосвалы?

Зачем надо увозить снег с улиц?

Обратить внимание, сколько места на дороге для проезда машин.

Если бы снег не увозили с проезжей части, как бы и где могли ездить машины? Это опасно? Почему?

Возвращение на участок. Воспитатель обращает внимание детей на снежные кучи, которые появляются при чистке участка от снега.

Труд «Строим снежный город»

Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности.

Вопросы детям:

Что можно вылепить из снега?

Почему это возможно? (Снег липкий, замерзает, принимает необходимую форму.)

Что необходимо сделать для того, чтобы постройки были более прочными? (добавлять в снежную массу воду).

Какие орудия понадобятся для строительства? (лопатки, совки, ведра)

Все вместе определяют место для постройки, строят «город».

Сюжетно-ролевая игра «Строители».

«Как согреть руки?»

Цель: выявление условий, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Воспитатель предлагает надеть на руки разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной руке тепло, а другой прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в обеих варежках рукам стало жарко). Воспитатель предлагает обратной стороной варежки потереть замерзшую щеку или нос и выяснить, что почувствовали (щеке сначала тепло, потом горячо). Дети делают вывод, что предметы могут согреваться при трении, движении.

Игровая деятельность:

Игры-эстафеты:

Цель: развтие чувства коллективизма, товарищества, умения подчиняться общим правилам.

-«Кто быстрее?» (бег, опираясь на санки)

-«Пробеги по лабиринту» (ловкость, умение изменять направление движения)

- «Детский биатлон» (на одной лыже добежать до мишени, попасть в нее снежком)

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг.активностью «Сделай меньше шагов». Цель упражнение в ходьбе на лыжах. Задание: пройти дистанцию 10м за меньшее количество шагов.

Дети с низкой двиг.активностью: «Скольжение по ледяным дорожкам ». Цель: упражнение в равновесии.

Самостоятельная деятельность.

Цель: реализация полученных двигательных навыков в самостоятельной деятельности.

Катание с ледяной горки, на санках, снегокатах, ходьба на лыжах, хоккей.

Февраль.

«Дуют ветры в феврале…»

Наблюдение за ветром.

Цель: расширение знаний детей о природных явлениях, развитие любознательности.

Загадка: Ветки ломает,

Снег поднимает.

Слышишь его,

Но не видишь.

Предложить вертушки для определения направления и силы ветры. Объяснить детям, что сильный ветер во время снегопада вызывает метели. Но метели могут быть и без снегопада. Даже при ясной погоде сильный ветер с земли поднимает снег, с силой несет и кружит его, образуя заносы, наметая сугробы. Это явление называется поземкой. Февраль – месяц ветров и метелей.

Экспериментальная деятельность : «Почему шарик сморщился?».

Цель: выявление сужения воздуха при охлаждении и расширения при нагревании.

Воспитатель предлагает детям вынести на улицу воздушные шары, которые надували вместе в группе. Дети наблюдают, как на морозе шарики из плотных и гладких быстро превращаются в сморщенные.

Делают вывод, что при охлаждении воздух уменьшается в объеме, сужается, поэтому и шары становятся сморщенными.

После прогулки шары дети уносят в группу и наблюдают, как они снова приобретают прежнюю форму: воздух в шариках согрелся и увеличился в объеме, расширился.

Труд : «Расчистим снежные постройки»

Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности - подготовке площадки для игр.

Воспитатель обращает внимание детей на слой выпавшего снега. Предлагает всем вместе убрать снег с дорожек и построек, чтобы можно было играть. Дети самостоятельно готовят орудия труда (лопатки, метлы), решают, куда сгребать снег, что можно будет слепить из новой снеговой кучи.

Игровая деятельность.

Сюж.-ролевые игры с использованием снежных построек.

Подв.игры : «Круговорот»

Цель: упражнение в ходьбе, беге, действии по сигналу, развитие внимания, координации движений.

«Белые медведи»

Цель: упражнение в беге с увертыванием от ловящих.

Индивидуальная работа

Для детей высокой двиг.активности: ходьба на лыжах со сменой темпа передвижения по сигналу (развитие внимания).

Для детей с низкой двиг.активностью: упражнения на ледяном кольце (равновесие, прыжки на двух ногах).

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие двигательного творчества.

Поощрять самостоятельные игры с лыжами, санками, на ледяном кольце.

Март

«Вода, вода, кругом вода…»

Наблюдение.

Цель: развитие представления детей о различных состояниях воды, воспитание бережного отношения к природе.

Предложить детям найти воду на участке детского сада.

Загадки:

Растет она вниз головой,

Растет не летом, а зимой. (Сосулька)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь –

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)

Его просят, его ждут,

А как придет – прятаться начнут. (Дождь)

Дети совместно с воспитателем находят общее между сосулькой, снегом и дождем, делают логический вывод, что все это – разные состояния воды.

Игр.упражнение «Не ошибись» (развитие внимания): на слова ведущего «лед» - дети крепко держатся за руки, «вода» - ставят руки на пояс, «пар» - разбегаются по всей площадке.

Обсудить с детьми вопрос, для чего человеку, растениям и животным нужна вода. Отметить, что без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – несколько дней. Сделать вывод, что воду нужно беречь, заботиться о сохранении чистоты рек и озер.

Опытная деятельность: увеличение объема воды при замерзании.

Накануне дети с воспитателем налили в одинаковые пластиковые бутылки равное количество воды. Одну бутылку оставили на веранде, а другую – в группе. Дети рассматривают пластиковую бутылку, поставленную на веранде, сравнивают с такой же, принесенной из группы. Делают вывод, что при замерзании объем воды увеличивается.

Трудовая деятельность «Помощники»

Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения предвидеть и избежать возможную опасность. По предложению воспитателя дети посыпают песком скользкие участки на дорожках.

Индивидуальная работа

Дети с высокой двиг.активностью:

«Проведи шайбу между кеглями» (развитие внимания, глазомера, точности движений).

«Следопыты» (умение ориентироваться по карте-схеме).

Дети с низкой двиг.активностью: «Кошки-мышки» (подлезание под шнур, бег).

Игровая деятельность

Подв.игры:

«Третий лишний» (развитие быстроты реакции, упражнение в беге).

«Полоса препятствий» (развитие ловкости, совершенствование основных видов движений)

Сюж.-ролевая игра «Путешествие в столицу» (закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие воображения, творчества).

Самостоятельная деятельность : развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Апрель

«Весна, весна на улице…»

Наблюдение.

Цель: углубление представлений детей о птицах и их потребностях, развитие наблюдательности, воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение:

Вы слышали песенку, звонкое чудо?

Она прилетела, я знаю, откуда:

Из дальних краев вместе с первым лучом,

И в ней говорится, я знаю, о чем!

А в ней говорится, а в ней говорится,

О том, что проснулись веселые птицы,

И ветер взлетел на верхушку сосны.

Я знаю, что это – подарок весны!

Вопросы детям:

Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Каких птиц мы видели на участке детского сада и в какое время года?

Чем весной заняты птицы?

Как люди помогают птицам?

Воспитатель предлагает детям вспомнить и загадать друг другу загадки о птицах.

Дид. упражнение «Чем похожи, чем отличаются» - сравнение грача, вороны, галки.

Труд «Поможем птицам».

Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к живой природе.

По предложению воспитателя дети кладут на кормушки для птиц лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату.

Индивидуальная работа.

« Кто самый меткий» - метание в горизонтальную цель. Цель: закрепление умения принимать правильное исходное положение при метании, развитие глазомера.

Дети с высокой двиг.активностью: игра в бадминтон (обучение правилам игры, развитие внимания).

Дети с низкой двиг.активностью «Догони обруч» (умение прокатывать обруч вперед и назад, упражнение в беге).

Игровая деятельность.

Игра «По загадке и отгадка» Цель: обогащение выразительности движений.

Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.

Подв.игры:

Русская народная игра «Птицелов»:

Цель: закрепление знаний о птицах, действие в соответствии с текстом, развитие внимания.

Играющие выбирают птиц, крику которых они могут подражать. Дети собираются в круг, в центре которого стоит Птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг Птицелова и произносят нараспев:

В лесу, в лесочке, на зеленом дубочке

Птички сидят и с тревогой вдаль глядят:

«Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет!

Птицы, улетайте!»

Птицелов хлопает в ладоши, играющие замирают на месте. Птицелов указывает на одного из детей. Ребенок подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает, что это за птица, называет ее имя и имя игрока, и тогда играющий становится птицеловом.

«Воробьи – вороны».

Цель: развитие быстроты реакции, упражнение в беге из разных исходных положений.

«Ловишки парами»

Цель : развитие ловкости, умения менять скорость и направление движения.

Сюж.-ролевая игра «Мы – земляне».

Цель: развитие представлений детей об устройстве Вселенной, воспитание любознательности, развитие воображение и творчества.

Самостоятельная деятельность.

Цель: поощрение детей в стремлении организовать игры со спортивными атрибутами.

Май.

«Здравствуйте, бабочки!»

Наблюдение за бабочками .

Цель: пробуждение в детях эмоционального отношения к животным, подведение к пониманию бережного к ним отношения.

Загадки:

На большой цветной ковер села эскадрилья,

То закроет, то раскроет расписные крылья. (бабочки)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка)

Наблюдение бабочек крапивниц, рассматривание иллюстраций с изображением ярких бабочек.

Вопросы детям:

Каких бабочек вы знаете?

Каких бабочек можно увидеть весной на нашем участке?

Чем нравятся вам бабочки?

Что вы сделаете, когда увидите такую бабочку на лугу?

Вы ловили когда-нибудь бабочек?

Воспитатель объясняет детям, что бабочки не могут жить, побывав в руках у людей. На их тонких крылышках есть мелкая «пыль» - особые чешуйки. Она стирается даже при легком прикосновении. Кроме того, для полета бабочки очень важны два передних крылышка. Они очень нежные, легко повреждаются. Со сломанным крылом бабочка далеко не улетит. Так стоит ли ради минутного удовольствия губить бабочку? Лучше пусть она летает, переносит пыльцу с цветка на цветок, собирает нектар. Если мы будем уничтожать бабочек, кто будет опылять растения? В природе все взаимосвязано. Исчезнут бабочки – исчезнут многие растения и птицы, которые ими питаются.

Мы каждый день вокруг порхаем,

В работе устали не знаем:

Пыльцу цветков мы переносим,

А вас мы очень-очень просим

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить! (Н.Рыжова)

Опытная деятельность .

Воспитатель предлагает детям запустить макеты бабочек, сделанные из тонкой бумаги, картона, фольги и др. Определить, какая бабочка «летает» лучше: из картона, фольги или тонкой бумаги? Почему? Могли бы бабочки летать, если бы у них были тяжелые толстые крылья?

Игровая деятельность.

Подв. игры:

«Замри».

Цель: развитие двигательного творчества, внимания.

Дети становятся в круг вокруг ведущего и выбирают для себя роли бабочек, стрекоз, пчел и др.насекомых. Дети выполняют имитационные движения: кружатся, летают, собирают нектар и т.д. На сигнал «ветер» (взмах платка) все насекомые замирают. Кто замрет последним, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Русская нар.игра «Салки». Цель: упражнение в беге, развитие ловкости.

Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Усложняющие варианты:
- Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
- Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в сторону и кричит: Чай-чай-выручай . Он заколдован. Расколдовать его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен заколдовать всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.

Игра «Наш муравейник» (снятие барьеров в общении).

Дети бегают по полянке. При слове «муравейник», которое произносит ведущий, все собираются в круг, плотно прижимаясь друг к другу.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения договариваться с партнерами по игре, самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры.

подбирать

Индивидуальная работа .

«Дорисуй» : дорисовать вторую половину бабочки, жука, стрекозы палочками на песке.

Для детей высокой двиг. активности:

«Ниточка с иголочкой» (развития внимания, координации движений). Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под "воротиками", ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.

Для детей низкой двиг.активности:

«Быстро переложи мяч» (развитие быстроты движений).

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

Труд.

Цель: воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым, стремления к чистоте и порядку.

Воспитатель предлагает детям помыть и просушить мячи и кегли.

Самостоятельная деятельность : поощрение использования физкультурных пособий, развитие двигательного творчества.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: социально коммуникативное развитие.

Раздел: ознакомление с окружающим.

Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Выполнил воспитатель:

Хисамова М.С.

Стаж работы: 25 лет.

г. Туймазы,2015

Цель:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания ;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;

активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

обобщить и закрепить знания детей о воде;

Развивающие:

развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;

развивать навыки проведения лабораторных опытов;

развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;

продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

формировать желание соблюдать правила дорожного движения;

воспитывать чувство ответственности.

Словарная работа

закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование:

Сосуды с жидкостями;

твёрдые предметы (камень, кубик);

полиэтиленовый мешочек;

салфетки, карандаши.

Лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки человечков.

Ход занятия:

Воспитатель:

Приветствие.

Солнышко лучики к нам в окошко светит,

Самые лучшие дети мы на свете,

Пусть ладошки хлопают вот так: Хлоп,

хлоп,

Каблучки потопают вот так:

Топ,

топ,

Целый день играть,

нам совсем не лень,

Говорим с улыбкою: Добрый день!

Воспитатель:

Фантастическая гипотеза:

Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?

Дети:

Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.

Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.

Воспитатель:

Молодцы!

Воспитатель:

Послушайте сказку.

В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.

Воспитатель:

Вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.

Дети:

Знаем .

Воспитатель :

Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.

Эти человечки живут в окружающих нас предметах.

Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

Воспитатель:

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Дети:

Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель :

Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.

Опыт №1(с карандашом)

Воспитатель:

Ребята, какие предметы?

Дети:

Твердые, они крепко держатся за руки.

Воспитатель:

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела.

Воспитатель :

А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

Дети:

В нетвердых предметах.

Воспитатель:

Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.

Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)

Воспитатель:

Легко мешается?

А что вы ещё знаете жидкое?

Дети:

Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель :

Что скажите про эти вещества?

Воспитатель :

Что делают человечки?

Дети:

Стоят посвободнее друг от друга.

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Воспитатель : Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети:

Газообразные человечки, бегущие .

Воспитатель:

Где могут жить эти человечки?

Дети:

В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.

Воспитатель :

Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)

Воспитатель :

Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.

Воспитатель :

Пакеты раздуваются? Что там внутри?

Дети:

Воздух, он невидимый.

Воспитатель :

Какие человечки живут в воздухе?

Дети:

Бегущие, газообразные.

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Физкультурная минутка

Как живешь? – Вот так! А плывешь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждешь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы должны будете показать его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дерево, дождь, стена).

Молодцы!

Воспитатель:

Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за сообразительность.