Конспекты по формированию лексико грамматических категорий. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка в старшей группе у детей с ОНР

Брату

Анжелика Агапова
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе ЗПР

Тема : «В гости к бабушке в деревню» .

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные :

Уточнять и расширять словарь по теме «Овощи» ;

Учить образованию относительных прилагательных;

Продолжать учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами ;

Закрепить навык образования существительных во множественном числе

Коррекционно – развивающие цели :

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, психические процессы.

Коррекционно – воспитательные цели :

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь старшим.

Методы : словесные, наглядные, практические.

Оборудование : тропинка, игрушка- бабушка, домик, деревья, ватман с изображением огорода, скамейка, зеркала, картинки овощей, д/и «Один много» , «Какой сок, салат» .

Ход занятия:

1. Организациооный момент. Приветствие

Круг широкий вижу я,

Это все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И в гости к бабушке пойдем.

Логопед : Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к бабушке. По тропинке мы пойдем прямо в деревню попадем.

Мы присядем на скамейку и послушаем сказку нашей бабушки.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Жили были дедушка и бабушка. К ним внуки приехали в гости, толстые (надуваем щёки, С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки) .

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Бабушка внукам блинов напекла (распластанный язык на нижней губе)

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу) .

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

Все мы на них покачаться успели.

Дедушка ловко на лошади скачет (щёлкаем языком,

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

3. Развитие психических процессов (мышления, памяти)

Логопед : Наша бабушка в огороде собирает урожай. А какой узнаете, отгадав загадки :

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (Лук)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко : под кустом. (картошка)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

4. Развитие мелкой моторики пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Логопед : Ребята, что за урожай собрала бабушка?

Дети : Урожай овощей.

Логопед : Бабушка ухаживает за огородом, и свои фрукты называет ласково. Давайте ей поможем назвать овощи ласково.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом) .Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами .

Логопед : - Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один – много» Образование существительных мн. числа

Логопед : Ребята у меня один овощ, а в огороде много.

У меня один помидор, а в огороде…помидор

У меня один огурец, а в огороде много …огурцов

У меня одна морковка, а в огороде много…моркови

У меня один кабачок, а в огороде много…кабачков

У меня одна капуста, а в огороде много…капусты

Логопед : Молодцы ребята, а теперь настала пора помочь бабушке собрать урожай овощей

7. Речь с движением «Урожай» .

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают» .

И картошки накопаем. «Копают» .

Срежем мы кочан капусты, «Срезают» .

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут» .

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

Молодцы, а бабушка приготовила сок, салат и суп из овощей.

8. Игра «Какой сок, салат» . Образование относительных прилагательных.

Логопед : – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать , какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый

Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

Ребята, а бабушка для вас приготовила раскраски с изображением овощей.

Логопед : Пора возвращаться в детский сад. По тропинке мы пойдем в детский сад попадём.

Логопед : Ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети : Да, было интересно

Логопед : У кого в гостях мы были?

Дети : В гостях у бабушки, в деревне.

Логопед : Какие овощи росли у бабушки на грядке?

Дети : Огурцы, помидоры, капуста, морковка, лук, репа.

Логопед : Как одним словом назвать, всё это что?

Дети : Овощи

Логопед : Вы молодцы, помогли бабушке собрать урожай овощей.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; закрепить с.

Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: - обучающая: научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия на тему: Полет в Космос Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики. Задачи: коррекционно – образовательные:.

Логопедическая НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Транспорт» Цели: - Продолжать учить составлять описательный рассказ по предложенной схеме на тему “Транспорт”. - Совершенствовать слоговую структуру.

ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Библиотека изображений:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.

Нестеренко Ирина Анатольевна , учитель – логопед КГОКУ «Камчатская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи на основе лексической темы «Мебель».

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать и активизировать предметный словарь по теме «Мебель»;

Закрепить знания о предметах, относящихся к мебели (названия, отдельные части) и само обобщающее слово «мебель»;

Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

Воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.

Словарный материал:

активный : - предметный - мебель, стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, ножки, спинка, сиденье, крышка, дверцы, ручки, подлокотники;

-признаков - мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платяной, книжный, навесной, деревянная, стеклянный;

-глагольный - сидеть, лежать, спать;

пассивный: шифоньер.

Предварительная работа:

Экскурсия в мебельный магазин.

Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Самомассаж лица.

Логопед: «К нам в гости заглянуло солнышко, которое хочет с вами поиграть». На наборном полотне логопед выставляет картинки с изображением солнца с разными движениями, сопровождая текстом, дети выполняют в соответствии с ним определенные движения.

«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, носика коснулось, лучиками провело и погладило».

Логопед: «Солнышку понравилось, как вы с ним поиграли. Оно улыбается. И вы улыбнитесь друг другу».

2. Основная часть.

а) Игра « Четвертый лишний».

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

На карточках изображены:

Яблоко, груша, банан, стол. Собака, кошка, лошадь, стул.

Платье, юбка, брюки, диван. Капуста, морковка, лук, кресло.

Корова, свинья, лошадь, кровать.

Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.

Логопед: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Сегодня мы с вами будем говорить о мебели».

б) Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Наше солнышко принесло «Волшебный» мешочек, в котором лежит кукольная мебель. Каждый из вас должен, не заглядывая в него, на ощупь, найти и достать тот предмет мебели, который был лишним у него на карточке».

Логопед: «Лена, назови свой предмет». (Это стул). Что есть у стула? (У стула есть: спинка, сиденье, ножки.) Для чего нужен стул? (Стул нужен для того, чтобы сидеть).

(Такими же полными предложениями должны отвечать остальные дети, говоря о своем предмете).

в) Игра в лото «Что из чего сделано?»

Детям раздаются карточки лото с изображением предметов мебели. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стол из стекла». Дети ищут изображение на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «Какой?» Ответы детей: «Стеклянный стол, деревянный шкаф, кожаный диван, железный стул и т.п.»

г) Динамическая пауза. «Назови ласково» (с мячом).

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)

У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)

У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.

д) Игра «Какие бывают столы и шкафы?».

Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)

е) Игра «Два и пять».

Логопед: «Солнышко хочет с вами еще поиграть». Раздает детям карточки с изображением двух и пяти предметов мебели: два стула, пять стульев; два дивана, пять диванов (столы, кровати, кресла). Затем называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным.

ж) Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».

Логопед выставляет на наборное полотно картинку, изображающую комнату. Задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели и просит детей в ответах использовать слова: справа, слева, спереди, позади, между. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на изображении. При этом комментируют свои действия: «Поставлю стул слева от стола» и т.д.

3. Итог занятия.

Логопед: «О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Попрощайтесь с солнышком, оно к нам в гости еще раз обязательно заглянет».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

Задачи:

  1. Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
  2. Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
  3. Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
  4. Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
  5. Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
  6. Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
  7. Воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии.

Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы полосок для составления схем предложений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

Назови птенца индюка;

Назови его «маму»;

Его «папу»;

- «Мама» - гусыня, а «папа»…?

Назови его птенца;

II. Основная часть:

  1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?

Курица - красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парой для моей курочки? (Петух)

– Какая на этой неделе лексическая тема?

  1. Проговаривание чистоговорки:

Цыплята и курица пьют чай на улице.

(Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)

  1. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?

Петух…? (кукарекает), курица…? (кудахчет), цыплёнок…? (пищит), и т.д. (Прослушивание записи.)

  1. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

– Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.

Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);

Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);

Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);

Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).

  1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»

Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.

Ход игры: « А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.

Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.

  1. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой - прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» - две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка -

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

  1. Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.

Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.

  1. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом , совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).

Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).

(Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)

  1. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.

О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе)

Как называется их птенец? (цыплёнок)

Где они живут? (в птичнике)

Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица? (…)

Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)

Теперь кто составит предложение? Скажите, кто и где у нас живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).

Составьте схему этого предложения.

(Дети составляют на столах схемы предложения).

Давайте проверим ваши схемы. (Отчёт детей о работе).

III. Итог занятия.

О чём мы говорили на занятии?

Что вам больше всего понравилось, запомнилось?


Задачи:

закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Учитель-логопед Кошелева С.А

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : телевизор, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, запись голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

2.Сообщение темы занятия.

(на экране телевизора картинка «Птичий двор».)

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? (дает птицам корм, воду)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игра «Волшебные превращения»

Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором.(Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

Загадки

1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

4. Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

(Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

5 . Дидактическая игра "Один – много". - Давайте поиграем в игру «Один - много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»

- Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.

  1. Физминутка

На нашем птичьем дворе начинаются танцы, я приглашаю всех танцевать.(Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселые утята».)

IY. ИЗО-терапия (техника рисования палочками, пуантилизм)

Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.)

Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания.

Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили.

В краску палочкой макнем
Точки рисовать начнем.
Можно рисовать их в ряд
Или тыкать наугад.
Контур обведем сначала,
Чтобы легче было нам.
Точками, теперь известно,
Рисовать всем интересно.
Увлекательно, забавно
И немного своенравно!

Лист бумаги и палочки ватные,
Краска, водичка и карандаш
Вот, что нам нужно. И время приятное,
Чтоб получился рисуночек наш.

Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе.

Давайте скажем волшебные слова.

Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

Вы, дети, молодцы.!

Y. Чтение стихотворения « Петушок».

(Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение.)

К нам в гости петушок пришёл

И семью свою привёл:

Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку.

Как украшен петушок!

Острый клюв и гребешок,

Яркий хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Любит Петя рано встать

И ку-ка-ре-ку кричать!

Громко петушок поёт,

Спать детишкам не даёт.

По двору он важно ходит,

В травке зернышки находит.

Как же петушок хорош –

Лучше Пети не найдёшь!

Есть у петушка подружка –

Это курочка – Пеструшка.

Есть у петушка сынок –

Цыплёнок – желтенький комок.

Весёлая семейка в курятнике живёт,

Дремлет на насесте

Да зёрнышки клюёт.

YI. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания.
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!.


Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».

Новокузнецк 2015

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушением речи.

Тема: «Относительные прилагательные»

(Старшая группа.)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей называть признаки времен года;

    учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

    развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

    развивать мышление и связную речь;

    закреплять навык использования в речи предлога без;

    упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Методы и приемы: загадка, наглядные методы (иллюстрации), словесные методы (беседа, рассказ, вопросы), игровые упражнения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

М. Картушина

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». После этого дети садятся на свои места.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

3. Вводная беседа.

Весна

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые - как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую

вимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок, кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети: Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников. И т.д.

Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) - весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) - мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель - апрельские цветы, апрельское солнышко.

Май - майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.

Дождь - дождливый день, дождливое небо, до ждливая погода. ;

Гроза - грозовое небо, грозовая туча.

Солнце - солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.

Физкультминутка «Краски весны» . Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя - День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают - встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)

Игра «Один - много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи - ручьев. Дерево - деревья - деревьев. Туча - тучи - туч. Проталина - проталины - проталин. Сосулька - сосульки - сосулек. Лужайка - лужайки - лужаек. Почка - почки - почек. Гроза - грозы - гроз. И т.д.

Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло послание от весны. Но послание зашифровано, И нам с вами нужно его расшифровать.

Игра «Составь рассказ». Согласование слов

между собой, составление предложений.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

5. Итог занятия. Логопед: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?