Конспект оод "составление рассказов об осени". «Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Рождество

Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коммуникация»

Тема:

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Предварительная работа:

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

Мяч

Ход ООД:
Воспитатель:

Дети, какое сейчас время года?

Дети:

Время года – осень.

Воспитатель:

Назовите месяца осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь.

После дождя появляются грибы.

Часто дует холодный ветер.

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:

Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети:

Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.

С деревьев падают листья.

Начинается листопад.

Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.

Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Воспитатель:

Дети, кто обобщит услышанное?

Рада:

Ранняя осень – красивое время года.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Воспитатель:

Спасибо, Рада, очень интересный рассказ получился.

Даша:

Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Воспитатель:

Спасибо, Даша, замечательно.

Лера:

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Воспитатель:

Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная красивая осень

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка

«Танец листиков»

(Воспитатель говорит, дети изображают)

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель:

Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.

Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.

Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.

Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.

Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.

В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать Пашу.

Паша:

Плещеев А.Н.

« Осень наступила»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель:

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети:

Грусть.

Воспитатель:

Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень.

Воспитатель:

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети:

Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь.

Воспитатель:

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по - своему прекрасна.

Игра в мяч - словообразование относительных прилагательных от слова осень

Солнце осенью –

Дети:

Осеннее.

Воспитатель:

Ветер осенью -

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Небо осенью -

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

Туча осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Дождь осенью -

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Лес осенью –

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Погода осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Пальто осенью –

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

Сапоги осенью –

Дети:

Осенние

Воспитатель:

Одежда осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети:

Мы говорили об осени.

Воспитатель:

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Дети:

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Дети:

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Дети:
Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Дети

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Дети:

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Дети:

Нет

Воспитатель:

Можно детям загорать?
Дети:

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Дети:

Цель.

Совершенствовать умение детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Задачи.

  • Обобщать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
  • Продолжать учить строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей через участие в словесно - речевых играх.
  • Воспитывать умение осуществлять совместную творческую деятельность.

Словарная работа. Дать определение осенней погоды: солнечная, ветреная, облачная, дождливая, сырая, морозная, снежная.

Предварительная работа.

  • Экскурсии в природу, наблюдения на прогулке.
  • Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Заучивание стихотворений, чтение произведений об осени.
  • Загадки на тему «Осень».
  • Дидактические игры по экологии.
  • Проведение физкультминуток.

Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

Форма организации : игровое занятие, 30 минут

Средства. Письмо, магнитная доска, магниты, мнемотаблица для составления рассказа, компьютер, музыка для физминутки, осенние листочки (по количеству детей), мнемотаблица «Фрукты, овощи», поднос с фруктами и овощами, корзина, осенние медали (по количеству детей).

Участники. Дети подготовительной группы.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей «Хорошее настроение».

Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель . Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Сейчас я вам его прочитаю (показывает конверт).

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам птичка-невеличка. Я живу в одном лесу на большом красивом дереве. Это дерево - мой дом. Мне знакома на нем каждая веточка и каждый листочек. Однажды я заметила, что с деревом что-то происходит. Зеленые листочки на дереве стали желтеть и опадать. С каждым днем листьев на дереве становится все меньше и меньше. Наверное, мое дерево заболело и скоро погибнет. Где же я буду жить? Ребята, расскажите мне, что происходит с моим деревом?»

Воспитатель. Скажите, что происходит с деревом, на котором живет птичка? Оно погибает? (Нет. Это пришла осень.)

Воспитатель. Как мы можем рассказать об этом птичке? (нарисовать осенний рисунок, выполнить аппликацию, сделать фото, составить рассказ).

Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме птичке - невеличке? (да). Она их прочитает и больше не будет волноваться о своем дереве.

Ход ООД.

Воспитатель. Когда наступает осень? (после лета)
Воспитатель. Какой месяц начинает осень? (сентябрь)
Воспитатель. Какой второй? (октябрь)
Воспитатель. Третий месяц осени? (ноябрь)

Воспитатель. Хочу предложить вам поиграть в осеннюю игру, которая называется «Друзья». В этой игре слова поссорились со словом «осень», а мы должны их подружить.

Осень, небо - осеннее небо Осень, лист - осенний лист

Осень, солнце - осеннее солнце Осень, лес - осенний лес

Осень пальто - осеннее пальто Осень, сапоги - осенние сапоги

Осень, ветер - осенний ветер Золото, осень - золотая осень

Осень, день - осенний день Осень, погода - осенняя погода

Воспитатель. Осеняя погода очень переменчива. В народе говорят: осенью семь погод на дворе. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод.

Игра «Осенний день»

Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)

Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)

Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)

В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)

Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать? (сырая)

К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)

А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)

Воспитатель . Вот таким может быть осенний день.

Воспитатель. Но, тем не менее, ребята, осень красивое время года. Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени. Хотите это сделать? (да).

У меня есть карточки - подсказки, которые помогут в составлении рассказа.

Карточка№1 - желтого цвета.

Воспитатель. Какое время года мы обозначаем желтым цветом? Составьте предложение со словом «осень» (ответы детей)

Воспитатель . К нам пришла осень.

Карточка №2 - солнце.

Воспитатель. Составьте предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

Воспитатель. Солнце светит, но слабо согревает землю.

К арточка №3 - туча и дождь.

Воспитатель. Что это обозначает? (ответы)

Воспитатель. Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь.

Карточка №4 - листья падают с деревьев.

Воспитатель. Что происходит осенью с листьями? (ответы детей)

Воспитатель. Листья на деревьях меняют свою окраску, падают с деревьев. Деревья стоят голые.

К арточка №5- птицы.

Воспитатель. Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом? (ответы детей)

Воспитатель. Перелетные птицы улетают в теплые края, остальные остаются с нами зимовать.

Карточка №6 - звери.

Воспитатель. Что делают осенью звери? (ответы)

Воспитатель. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то впадает в спячку до самой весны.

К арточка №7 - урожай.

Воспитатель. Что поспевает осенью в садах и огородах? (ответы).

Воспитатель. Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты.

Карточка №8 - одежда.

Воспитатель. Что обозначает эта карточка? (ответы)

Воспитатель. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду.

Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев нападало вокруг (на полу разбросаны осенние листья). Предлагаю вам с ними поиграть.

Физминутка «Листочки, листочки» (муз. А Филиппенко)

Листочки, листочки по ветру летят, (попеременно поднимают руки вверх )

У деток под ножками тихо шуршат.

И плавно качаясь, ведут хоровод. )

То вправо, то влево листочки летят, (качают руками вправо - влево)

Прощается с нами осенний наш сад.

И плавно качаясь, ведут хоровод, (подняв руки, кружатся вокруг себя )

А ветер осенний им песню поет.

Воспитатель. Ребята, вы назвали много осенних признаков. Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Теперь можно составить рассказ об осени. У каждого рассказа есть название, начало и конец. Послушайте мой рассказ.

«К нам осень пришла»

К нам пришла осень. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, оранжевыми. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев разноцветной метелицей. С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Погода бывает пасмурная, часто идет дождь. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому что им зима не страшна. Звери тоже меняют свой образ жизни: делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую, а кто-то ложится спать до самой весны. Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов и делают домашние заготовки на зиму. Мне очень нравится осень.

Воспитатель. Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Я отправлю их в письме птичке-невеличке, чтобы она не волновалась за свое дерево.

Воспитатель. В своих рассказах вы говорили о том, что осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Сейчас мы будем придумывать загадки про фрукты и овощи.

(выставляет на стол поднос, на котором лежат: морковь, огурец, картошка, яблоко, банан, лимон)

Игра «Угадай по описанию».

(дети с помощью мнемотаблицы составляют загадки- описания)

Это фрукт. Он бывает красного, зеленого и желтого цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, на ощупь - твердый. Можно есть в сыром виде, сварить компот, варенье (яблоко).

Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, растет на огороде в земле, Можно варить, жарить, запекать (картофель). И т.д.

Релаксация.

Воспитатель. Кто прислал нам письмо?

Какое полезное дело мы сделали для птички?

За ваши хорошие рассказы осень приготовила подарки. Она дарит вам игру и осенние награды.

Игра «Приметы осени. Да или нет» (дайте правильный ответ)

Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а за правильный ответ вы получите осенние медали.

Осенью растут цветы? (нет)

А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто - часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать

Куртки, шапки одевать? (да)

Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете, что такое осень, поэтому все получили награды.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Придумывание рассказа по картине Осень».

Автор: Котенкова Екатерина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по речевому развитию «Придумывание рассказа по картине Осень». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект направленного на развитие связной речи детей, составление своих рассказов.

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Задачи:
1. Образовательная:
- Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета.
- Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающая:
- Развивать речь детей.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
3. Воспитательная
- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать любовь к Русской природе
- Учиться замечать красоту

Материал.
1. Картины с изображением «Осени»
2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

И. Левитан "Золотая Осень"


И. Остроухов "Золотая Осень"
Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.
Дети:- Осень
Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.
Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).
Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.
Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).
Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.
Дети:- (дают свои предположения)
Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.
Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.
Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.
Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.
Дети:- Да.
Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат.
Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.
Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.
(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)
Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.
(проводится физкульт-минутка «Листики»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Золотая осень», вы можете рассказать что вы любите осень делать, где гулять, почему вам нравится осень. Вы можете смотреть на наши картины и придумывать свой рассказ по ним.
Дети:- Дети придумывают свой рассказ.
Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.
Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.
Дети радостно:- Даааа.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.
Дети:- Да.

Тема: Развитие речи: «Осень наступила».

Цель: составление по картине рассказа на тему: «Осень насту­пила».

Оборудование урока: интерактивная доска, тетради, учебник русского языка .

1 этап урока: Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приветствие. Создает эмоциональный настрой. Звучит музыка. На интерактивной доске картины осенней природы.

Ролевая игра. Выходит Осень с корзинкой: «Долго к вам я до­биралась. Работы в лесу было много: то листья покрасить, то зверям шубки подарить, то тучки на небо отправить, пусть землю поливают. Но вот, наконец, я и к вам пришла. Ну-ка, кто правильно назовет тему урока?»

Сообщает тему и цель урока.

2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Упр. 31. Чтение стихов К. Баянбаева:

Осень - рыжая лиса по жайляу бродит. Потемнели небеса, ветер хороводит. Журавли на юг летят. Дым над юртой синий. Листья желтые кружат. На травинках иней.

Повторение изученных сведений о предложении на материале стихотворения К. Баянбаева: В предложении говорится о ком-либо или о чем-либо. О чем говорится в предложениях? 1) Об осени, ко­торая бродит по жайляу. 2) О том, что небеса потемнели. 3) Ветер хороводит. Что это значит? (Ветер так задувает, что листья ходят кругом - хороводом.) 4) Журавли на юг летят. 5) Дым над юртой синий. 6) Листья желтые кружат. 7) На травинках иней.

Сколько предложений? Как вы догадались о конце предложе­ния? (Пауза, интонация, знаки препинания)


Беседа об осени на материале картинок учебника. Рассматрива­ние и сравнение картинок «Какая бывает осень». Беседа о приметах осени. Какой бывает осень? Составление и запись 2 предложений со словосочетаниями золотая осень, дождливая осень. Сколько слов в предложении? О чем в них говорится?

3 этап урока: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, им­провизированных, эвристических.

Работа в «Творческой тетради».

Развитие догадки. Устная работа. Доскажи словечко.

1. По небесам оравою

Бегут мешки дырявые.

А бывает иногда

Из мешков течет... (вода).

Спрячемся получше

От дырявой... (тучки).

2. Кочерыжка вся в листочках,

Словно бабушка в платочках.

Ты не съешь ее без хруста,

Ведь на то она... (капуста).

3. На землю лес наряд свой сбросил,

Идут дожди, настала... (осень).

Беседа по вопросам: Как звери готовятся к зиме? Какую шубку готовит себе заяц? Что готовит на зиму ежик? Как белки готовятся к зиме? А кто из зверей ищет себе место для зимней спячки? Как встречают осень деревья? Какими красками радует нас осенью лес? Какое небо осенью? Какие идут дожди?

Словарная игра «Ежик»: «Ежик вышел погулять, стал слова он собирать!» Какие слова соберет ежик и почему? Записываются лишь слова по теме: дождь, ветер, холод и т. д.

Развитие творческого воображения. Беседа-игра «Какие краски принесла нам осень». На доске рисунки: листья деревьев, фрукты, овощи. Выходит Осень и сообщает: «Я осень-художница. Я раскра­сила лес в разные цвета. Какие краски мне потребовались? Опишите краски осеннего леса». Учащиеся составляют текст «Краски осен­него леса».

Подготовка к сочинению: 1. Определение темы. О какой осени ты будешь писать (красивая, дождливая, урожайная)? Выбор темы: «Золотая осень», «Дождливая осень», «Урожайная осень», «Как звери готовятся к зиме». Прочитай сочинения детей. Выбери себе тему.

2. Словарно-орфографическая работа «Осенний словарик», упр. 32. Запись опорных слов. Опорные слова - главные для пони­мания смысла текста слова, по ним можно определить тему: золо­тая осень, осенние наряды, жёлтые листья, разноцветные краски, красный наряд клена. Дождливая осень, хмурое небо, холодный ве­тер, грустное настроение.

Составление устно текста об осени по опорным словам. Озаглавливание текста.

Чтение вопросов об осени, упр. 36.

Чтение дополнительных материалов об осени.

Написание сочинения.

4 этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.

Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Результаты учебной работы:

Предметные: составляют текст по картине об осени, раскрыва­ют основную мысль сочинения.

Личностные: выражают свое мнение о красоте осенней при­роды, чувство любви к родной природе, внимательное отношение к выбору слов при ее описании.

Системно-деятельностные: проявляют умение сравнивать, рассматривать картину, анализировать ее и составлять по ней текст.

Тестирование по разделу:

1. Что такое речь?

Говорим;

Пишем и говорим.

2. Из чего состоит наша речь?

Из звуков и букв;

Из слов;

Из предложений.

3. Чем отделяются в устной речи друг от друга предложения?

Запятыми;

Вопросительным знаком.

4. Из чего состоит предложение?

Из звуков;

5. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Кавычки;

Точка, вопросительный и восклицательный знаки.

6. Какой должна быть речь?

Вежливой, правильной, выразительной.

7. Какие слова делают нашу речь приятной и ласковой?

Большие;

8. Какие слова мы говорим при встрече и прощании?

Спасибо;

Привет, всего хорошего.

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).