Конспект беседы с элементами игр «О доброте. Беседа« Что такое добро? Описание беседы на тему доброта

Другие торжества
Тема: «Поговорим о доброте»

Цель: Обобщить представления о доброте.

Задачи:

Коррекционно-обучающая: Формировать у воспитанников нравственное представление о доброте.

Коррекционно-развивающая: Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Коррекционно- воспитательная: Воспитывать уважение к людям, любовь к ближним и заботу о них.

Оборудование: листочки с добрыми словами.

Словарная работа: «Доброта» добродушный, доброжелательный, добросовестный, добропорядочный, добронравный, добросердечный.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

Давай поговорим о доброте,

Что спрятана на донышке в душе

Давай поговорим о доброте….

2.Вводная беседа:

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте.

Ребята! Оглянитесь вокруг: вы все вместе, и все у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера - это лишь облачка на прекрасном голубим фоне вашей жизни. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор.

Я получила письмо, давайте прочитаем его:

Письмо девочки: «Иногда я думаю, что в этом жестоком мире мне нет места. Я хочу быть счастливой и жить хорошо! А для этого необходимо быть идеальной и злой на всех. И я становлюсь злой и жестокой. Нет в мире доброты!»

Вы согласны с девочкой? Попробуем доказать.

- Давайте послушаем рассказ, который нам прочитает Андрей.

Шарик в окошке.

Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, смотрит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа? Только небо. И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Постоял у стекла, стал дергаться. Вверх-вниз! Что такое? Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит он представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. И все ребята стоят и советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

Какая главная мысль рассказа?

Почему мы можем сказать, что дети были настоящими друзьями?

Можно сказать, что ребята сделали доброе дело?

А что, в вашем представлении, есть доброта?

(проговорить как пишется).

Словарная работа: Какие слова вы можете подобрать к слову доброта в корне слова «добр»- В «Толковом словаре» дается такое определение доброты – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление помочь, сделать добро всякому, жалостливость».

Какого человека можно назвать добрым?

Воспитанники: Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.

Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить зимой. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Скажите, а только слова должны быть добрыми?

Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям. Никому не нравятся люди, совершают плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

«Жизнь дана на добрые дела».

Ребята, как вы думаете, о чём говорится в этой пословице?

Давайте послушаем стихотворения Айдар прочитает нам.

«Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Воспитатель:

Молодец. Без добра невозможно представить наш мир. Во всех известных сказках герои спасают мир от зла, делая добро.

- Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть героя, а вы отвечаете добрый он или злой. Если добрый – вы радостно хлопаете, если злой – закрываете лицо рукой:

Иван – царевич, Крошечка-Хаврошечка, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас -Барабас, Красная шапочка, Снежная королева, Золушка, баба яга, Гуси-лебеди, Белоснежка,

На какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?

Физминутка

Какие добрые дела мы можем совершить сами?

Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева «Доброты» :

Сделать уборку в доме, Навести порядок в школьном дворе; Накормить бездомную собаку; Подготовить концерт для пожилых людей; Помочь пожилым перейти дорогу; Помочь помыть посуду; Сделать кормушки птицам зимой; Сделать скворечники весной; Помогай другу в беде; Помочь младшей сестрёнке или братишке одеться; Навестит бабушку и дедушку; Помочь пожилому человеку нести сумку.

- Посмотрите, какое получилось дерево: «Доброты». Сколько добрых дел украшают его.

Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте.

Уступить место в автобусе пожилым людям.

    Помогать перейти дорогу инвалидам, старикам.

    Идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку.

    Защитить девочек, и маленьких детей.

    Не допускать грубости.

    Стараться во всем помочь близким.

    Быть добрым человеком!

Каждый из вас должен выработать у себя доброе отношение к людям.

Молодцы!

Эти все пословицы о доброте и они учат быть добрыми.

Как вы думаете, чего на земле больше добро или зло?

Как можно победить зло? (добрыми делами)

Игра Ручеек доброты.

Ребята теперь вы знаете, что такое доброта. Расскажите нам об этом…… по очереди выходите.

Воспитанники:

Доброта – это то, что должно быть в каждом человеке.

Доброта - это, когда ты кому-то помогаешь.

Доброта придает силы, ведь только она спасает нас.

Если в мире будут только добрые люди, то этот большой мир станет еще больше.

Доброта – это все хорошее, что есть в человеке.

Доброта - это все хорошие поступки.

Не будет добра – не будет семьи, счастья, друзей.

Без добра невозможно представить наш мир.

В жизни капельки добра превращаются в ручейки.

У нас получилось ручеёк «Доброты». А собрали его вы

Ребята, будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Я желаю, чтобы все люди приносили друг другу добро, радость, счастье и удачу.

Послушайте песню о доброте.

3.Итог занятия:

Наша встреча подошла к концу.Вам понравилось? У вас хорошее настроение Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим и скажем все вместе друг другу (спасибо)

Филиал №1

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад».

Верхнекетского района Томской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

Провела:

Воспитатель

Подготовительной группы

Колчанова Елена Викторовна.

р. п. Белый Яр

2014 год.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

«Беседа о доброте»

Программное содержание: Формировать у детей понятия «добро, доброта». Воспитывать желание помочь сказочному герою, дружеские взаимоотношения между детьми. Обогащать словарь формулами словесной вежливости. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать самостоятельность, развивать умение творчески применять разные усвоенные способы изображения в рисунке.

Ход занятия.

Психогимнастика.

Игра «Солнечный круг».

Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера,

«И откуда спросишь, ты в доме столько доброты? »

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте. Как вы думаете. Что такое добро?

А знаете, добро бывает разное: одно добро – это сокровища, книги, картины, игрушки. Драгоценности. такое добро можно потрогать, увидеть. Другое добро можно услышать. Это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши родные, и все люди на планете. Как вы думаете, что это за добро? (доброе сердце, добро души, сопереживание, тепло, ласка, внимание) .

А, как вы думаете. Какого цвета доброта? А как говорят о людях, которые имеют доброе сердце, добрую душу? Они какие? (добрые. Внимательные, ласковые, нежные0.

Воспитатель. А добрые дела добрых людей как называются? (добрые поступки) .

Давайте вспомним пословицы о доброте.

Добро желаешь – добро делай.

Добро помни, а зло забывай.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово, лучше мягкого пирога.

Давайте заглянем в наш волшебный сундучок добрых дел и вспомним наши добрые поступки.

Вот видите, сколько добрых поступков мы совершили. Ребята, какие поступки приносят радость, а какие огорчения?

Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю про одного злого волшебника. Послушайте, что с ним произошло.

Однажды, злому волшебнику надоело быть злым, и он подумал:

«А смогу ли я стать добрым? ».

Посмотрел он на солнце, которое его совсем не радовало, и вспомнил, что у него сегодня день рождения. Но от этой мысли ему стало особенно грустно. И он тихо сказал: «Пусть сюда явится тот, кто поможет стать добрым и веселым». Вдруг перед ним оказались сказочные герои. Как вы думаете какие? (красная шапочка, крошка енот, крокодил гена, Чебурашка.

Волшебник очень удивился и спросил: «Кто вы такие? А что вы умеете делать? » (петь песни, дружить, играть, танцевать) .

И они запели. Злой волшебник слушал, и казалось, что звуки песни проникают в самое сердце, и с ним стало. Что- то происходить. «А что такое улыбка? »- спросил волшебник.

«Улыбка – это когда у нас хорошо на душе. Когда есть друзья. Посмотрим на солнце, оно тоже улыбается».

Посмотри на солнце, оно тоже улыбается.

И волшебник тоже улыбнулся, и превратился в прекрасного юноша, доброго волшебника.

Я хочу пригласить вас на мое день рождение, будем все вместе петь и танцевать.

Почему волшебник стал добрым? (с ним разговаривали по доброму, пожалели, спели ему песню) .

Вот видите, добрые слова тоже помогают в жизни и делают нас добрее.

Давайте вспомним. Какие добрые слова помогают нам в жизни.

Давайте никогда не забывать добрые слова и говорить их почаще.

Давайте скажем друг другу добрые слова.

Игра с мячом. «Добрые слова».

Воспитатель.

А сейчас я буду показывать картинки с разными ситуациями, а вы должны показать свое отношение к этой ситуации с помощью нужной пиктограммы.

Я надеюсь, что вы будете совершать только добрые поступки.

Физминутка.

«Дружно за руки беритесь, друг за другом становитесь.

Будем весело прыгать и кружиться,

Много радостных людей, добрых, верных нам друзей.

Хмуриться не будем, про печаль забудем,

Станем улыбаться, весело смеяться,

Улетели все печали, лица радостными стали.

Воспитатель. Ребята, сегодня не все дети пришли в детский сад Саша и Ира заболели. Как вы думаете, как нам их поддержать, какое доброе дело мы можем совершить.

(нарисовать рисунок, проведать, позвонить) .

Воспитатель. Ребята, я предлагаю нарисовать нашим друзьям рисунки.

Что можно нарисовать?

Возьмите все, что вам необходимо и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель. У вас получились рисунки, те, что вы задумали?

Я думаю, Саша, и Ира очень обрадуются.

Рефлексия.

Какое доброе дело мы сегодня сделали?

Кому вы об этом расскажете?


Классный час «Что такое доброта?»

Целевые установки:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

- воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

РЕГУЛИТИВНЫЕ:

Формирование умений ставить цель-создание творческой работы, планировать достижения этой цели.

Оценивание полученного творческого продукта и соотнесение его с начальным замыслом.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Построение логической цепи рассуждений;

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Выслушивание собеседника и ведение диалога;

Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оборудование: запись песни «Что такое доброта?», солнышки (1боль, 3мал), слова на листочках 15 шт, словарь С.Ожегова,

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее?
Начнём скорей урок! НЕТ кл час

2. Сообщение темы и цели урока.

- - Сегодня у нас необычный классный час и начнём мы его с весёлой песенки, пусть она будет вам хорошим добрым настроем и поможет определить тему нашей беседы.

(ПЕСНЯ 1 куп и припев)

Как вы думаете, о чём я вам предлагаю сегодня поговорить?

- Вы совершенно правы. Я вам предлагаю поговорить о доброте и добрых поступках.

3. Работа по теме классного часа.

Ребята, а кто из вас сейчас уже может ответить своими словами «Что такое доброта?»

(Высказывания детей)

Не все могут сказать, да?

Не переживайте, я думаю к концу нашей беседы вы сможете ответить на этот вопрос.

Давайте посмотрим значение этого слова в словаре Сергея Ожегова

(ПОКАЗ СЛОВАРЯ)

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (вывеш на доску)

- Виктор Гюго (знаменитый франц писатель) говорил, что во внутреннем мире человека «доброта- это солнце» (ВЫВЕШ СОЛНЦЕ)

Ребята, а какого человека можно назвать добрым?

(Ученики : Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

А вы себя считаете добрым человеком?

Хорошо, я очень рада это слышать.

Сейчас я предлагаю вспомнить, кто из вас сегодня сделал что-нибудь доброе?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Работа в паре

Я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах по два слова обсудите друг с другом, и выберите те качества, которыми обладает добрый человек. Чья пара готова, можно выйти и прикрепить слова на доску. (ласковый, душевный, грубый, заботливый, внимательный, жадный, скромный, отзывчивый, злой, вежливый, чуткий, аккуратный, честный, дружелюбный, справедливый).

-Какие слова у нас получились, читаем цепочкой.

-Вы согласны с выбранными качествами? (да)

-МОЛОДЦЫ!

Сейчас, я прочитаю четверостишия, а вы подумайте, о каких из этих качеств в них говорится.

Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно. (Заботливый)

Если с другом разделил ты свои конфеты -

Хорошо ты поступил, каждый скажет это. (Дружелюбный)

Если ты защитил

Девочку -соседку,

Знай, что ты поступил

Очень-очень смело. (Отзывчивый)

МОЛОДЦЫ!

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Я вам предлагаю поиграть в игру «Д обрый или злой?”

Все вы, наверное, любите сказки.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы, если он добрый, радостно хлопаете в ладоши, а ели злой - закрываете лицо руками и топаете.

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

Ребята, скажите, вот например человеку стало, грустно, ему плохо, он заболел. Что мы с вами тогда будем делать?

Всем кому трудно мы протягиваем руку помощи, правда?


Мы живем в мире равнодушья,

В нежеланье ближнего понять.

Ждем, что кто-то руку нам предложит,

А не то чтоб самому подать.

Я предлагаю, вам самим протянуть руку помощи, тем, кто в ней нуждается, тому, кто ждёт от нас помощи.

У вас на столах лежат вырезанные из цв бумаги ладошки, возьмите одну любую. На каждом пальчике мы сейчас напишем, кому протягиваем свою руку помощи. Н-Р: Кому бы вы в первую очередь протянули руку?

(1.родителям (мама, папа); 2.брат, сестра; 3. пожилым людям (бабушка, дедушка); 4.природе (животные, растения); 5. Друзья, одноклассники.

Ребята, смотрите, мы всем готовы протянуть руку помощи, о каком качестве это говорит… (о доброте)

А если вы только к одному будете добры, а к другим нет, вы можете в таком случае назвать себя добрым человеком.

Поэтому мы эти пальчики сожмём в единый кулачёк и назовём как… добротой, вы согласны? (ПИШЕМ В ЛАДОНИ «доброта»)



Рефлексия
В начале нашей беседы мы сказали, что доброта - это солнце, значит мы с вами его лучики? У вас осталась ещё одна ладошка на парте, напишите на ней своё имя. Кому была полезна и интересна наша беседа и кто в любой момент может протянуть руку помощи, я предлагаю, приклеить эту ладошку по очереди к солнышку, которое я вам приготовила.

Смотрите, что у нас получилось? « Солнце доброты 3-Б класса», пусть оно каждый день вас встречает и напоминает о нашем разговоре.

Итог

- Сейчас, я предлагаю вспомнить, с чего начиналась наша беседа, на какой вопрос мы пытались ответить. (Что такое доброта?)

Кто не мог ответить в начале беседы на этот вопрос, сейчас сможете?

Я рада, что вы меня слушали и работали со мной.
- Путь к доброте - нелегкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Ваши одноклассники приготовили для вас стихотворения, я предлагаю их послушать.


1

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

2

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Спасибо, молодцы!

3.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

4:

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

5:

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛАСКОВЫЙ

ДУШЕВНЫЙ

ГРУБЫЙ

ЗАБОТЛИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ЖАДНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ЗЛОЙ ЧУТКИЙ

ВЕЖЛИВЫЙ

АККУРАТНЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ


Беседа «Что такое доброта»

Цель:

Закрепить знание и представление детей о таких понятиях как: доброта, отзывчивость, чуткость

Развивать способность к эмпатии, уметь дать нравственную самооценку своему поведению

Упражнения на коррекцию мышления, речи, сообразительности

Ход занятия

Воспитатель : Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях мы с амии беседовали о том, что человек живя среди людей (семья, школа,детск.дом и т. д)постоянно испытывает на себе внимание, заботу, доброту других окружающих людей, и как бы находится в долгу перед ними.

И каждый, кто осознаёт этот долг,чувствует и понимает его, старается и сам отдавать окружающим свою заботу, внимание,тепло.

Постоянно задавая себе вопрос «А что я могу?»- и ищет на него ответ в конкретных делах. Но дело в том,что каждый по разному это понимает и чувствует, а следовательно и по разному себя ведёт с окружающими.И в результате по разному судим по людям, о их доброжелательности, доброте. Давайте все вместе попробуем разобрать разницу таких суждений о человеке: он добр и гостеприимен, доброжелателен, щедр.

Ответы детей.

Воспитатель : и так мы с вами выяснили что же означают эти слова ля каждого из вас, и что же у нас получилось? У каждого человека своё мнение и представление об этом. Какое же место занимает доброта в жизни человека? В чем она проявляется?

Как вы думаете,что имел в виду поэт Гамзатов когда писал такие строки:

«Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

Как вы думаете,ребята,что же такое быть человеком? По отношению к себе, окружающим

Ответы детей.

Воспитатель : а сейчас я предлагаю послушать отрывок из книги Маркуши «Азбука мудрости».

Однажды пришёл ко мне старый приятель, назову его Сергеем Петровичем, и произошёл между нами такой диалог:

Он- Слушай, что с Эдькой делать,В школе еле-еле тянет, а ругать его нельзя. И сказать нельзя…

Я -А почему,собственно ругать нельзя?

Он- А понимаешь, растёт жутко,тянется, нервный какой-то стал: слово скажешь –плачет.

Я- Сводил бы его к врачу, посоветовался.

Он- Мать водила. Врач говорит: нормальное явление,переходный возраст. Советовал к спорту приобщить. Да только не хочет Эдька ни по какой спорт ничего слышать. Хиляк Эдька и самолюбивый. Вообще то я его понимаю, он ведь как рассуждает: дескать приду на стадион или там на секцию, а надо мной смеяться будут.Как ни внушаю парню: чепуха, перемелется, мука будет, пустой звук, ни какого впечатления. И смотрит на меня Сергей Петрович тоскливыми глазами.Уходит расстроенный,вздыхая и бормоча:»А может обойдётся ещё…Лишь бы вырос здоровым, нервы бы наладились.»

В другой раз явился ко мне сосед: «Генка, сыночек мой уу совершеннолетний прохвостом стал! Курит – раз. Мать родную..ни во что не ставит. Она ему слово, он ей –десять. Это –два.А на прошлой неделе изволил у меня из кармана всю мелочь выгрести. Это- три. Но учится в нормальной пропорции –на «4» и «5». И отсюда у меня сомнения6может,не притеснять?

Как полагаете,ведь образование-главное дело?

Воспитатель: Давайте,ребята,представим себе человека здорового (о чем мечтает Сергей Петрович),образованного(сосед считает,что нет ничего важнее образования)и попробуем решить –достаточные ли этот условия, чтобы.получился « хороший, настоящий человек?

Высказывания детей

Воспитатель : Какие ещё качества нужны,чтобы быть настоящим человеком? Ответы детей.

Воспитатель: Как видите,ребята,здоровье, образование- сами по себе превосходные качества, к сожалению,ещё ничего не гарантируют.»Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо,чтобы люди тебя любили».Я надеюсь,что из нашей беседы каждый из вас сделает правильный вывод для себя.

Воспитатель приветствует учащихся.

Взаимное приветствие.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать! Спасибо за то, что вы все пришли! Упражнение «Здравствуй» Здравствуй, здравствуй, милый друг! Посмотри-ка ты вокруг. Здравствуй, здравствуй, улыбнись и друг другу поклонись!

Сегодня мы поговорим на тему очень важную для вас, а вот на какую именно, вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Сделал..., гуляй смело.

2. Из сказки: работящая девушка, потеряла туфельку.

3. В сказке: справедливое водное существо, исполняет желания.

4. Спасительница в русской народной сказке с кисельными берегами.

5. Вежливый герой мультфильма, призывает жить дружно.

Итак, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?

Что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Но мы с вами не просто будем говорить о добре, а совершим путешествие по дороге добра.

(открывает рисунок на доске. На нём изображена пустыня.)

Как вы думаете, что изображено на рисунке? Давайте попробуем эту безжизненную, знойную пустыню превра­тить в прекрасный, цветущий и благоухающий оазис.

Итак, от­правимся в путь вместе! А для того, чтобы нам было легче путешествовать в начале пути создадим хорошее настроение друг другу. Встаньте в круг. Положите правую руку ладонью вверх на левую ладонь, стоящего справа. Улыбнитесь, скажите добрые слова друг другу, комплименты, хлопая при этом по ладони соседа слева.

(Сели за парты, разделяясь на группы.)

Нашу беседу предлагаю начать беседу с замечательного стихотворения

А. Чепурова, которое нам прочитает..........

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она одаривает нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Хоть я и сказала «Отправимся» в путь, но на самом деле мы уже давно идём по этой дороге - с момента нашего рождения.

Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими.

А что вы при этом чувствовали?

Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было. (Да.)

Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны по­думать, как лучше это сделать. А лучше всего это обратиться по... (имени).

Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя на столах изображение семечки и прикрепите его к рисунку, т. е. посадите его в землю.

Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему?

Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать посаженные нами семечки. В переносном смысле вода – это наши с вами поступки. Как вы думаете, какими они должны быть?

Я предлагаю вам послушать рассказ Валентины Александровны Осеевой "В одном доме". В нем героями являются не только люди, но и животные. Вы послушайте и подумайте, кто же поступил по-доброму, а кто нет.

"В одном доме".

Жили­ в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська. Вот однажды вышли они во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

Ваня. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно ему стало. Взял да и дернул за косичку Таню.

Таня. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи да видит, мальчик он большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса.

Барбос. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить ее, да Таня - хозяйка, трогать ее нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост.

Утка. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыпленка Боську клювом ударить да раздумала.

Барбос. Скажи мне, утка Устинья, почему же ты цыпленка Боську не бьешь? Ведь он слабее тебя.

Утка. Я не такая глупая, как ты.

Барбос. Есть глупее меня.

И глупее меня есть.

Ведущая. Оглянулся….., а сзади него никого нет.

Вы поняли содержание этого рассказа? Разве можно ни с того ни с сего делать больно тому, кто слабее тебя и не может дать сдачи? Кто поступил по-доброму, а кто глупо?

Вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).

Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще всего поступаете в жизни?

Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру "Мешок добрых дел".

У меня в руках мешок, в нём различные предметы. Вы вытаскиваете по одному предмету и говорите, какое доброе дело можно сделать, используя этот предмет.

Вот какие вы молодцы! Теперь мысленно возьмите из своего набора капельку во­ды и полейте своё семечко.

Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет проис­ходить с семечком? (Оно будет прорастать.)

Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдёт бесследно.

Ранее вы сказали, что поступки наши должны быть добрыми, хорошими, а мы - вежливыми.

Давайте послушаем стихотворение "Ежели вы вежливы"

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будите с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Итак, мы сказали, что хорошее не забывается. Оно всегда возвращается добром.

Наш русский язык наполнен словами, которым даёт начало слово "добро" . Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспомним, какие однокоренные слова можно образовать от слова ДОБРО? Для этого разделимся на две группы, какая группа больше придумает слов. (Работаем в группах)………..

А теперь скажите, каким другим словом можно назвать доброго человека? Объясните своими словами. (...)

Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего на­строения, когда самому так радостно, что в этот момент готов по­любить весь мир.

Да, это трудно всегда быть готовым помочь тому, кому плохо, разделить чье-то горе, сопереживать ему. Этому надо учиться.

Давайте сейчас прочитаем притчу В. А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» Слушайте его его с целью увидеть раз­гадку тайны о доброте, сокрытую в ней.

В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - за­ворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

    Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и на­пился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

    Что это за человек? - спросил внук деда.

    И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он взял из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился.

Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

    А это что за человек? - спросил внук.

    Обыкновенный человек, - ответил дед.

Этот рассказ очень мудрый, и в нём дана важная подсказка, ключик к пониманию добра. Чтобы понять это, ответьте мне на вопросы.

Можно ли сказать, что дед с внуком - добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек»? Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

Каким еще человеком его можно назвать?

- Итак, что же такое добро? Какого человека можно назвать добрым?

Это интересно! (

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье". Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым.

Существует множество пословиц и поговорок о доброте.

А сейчас поиграем в игру "Собери пословицы и поговорки".

У вас на столах разрезанные на части пословицы и поговорки. Ваша задача собрать и прочитать что у вас получилось.

(Включается спокойная музыка .)

Читают пословицы по очереди.

1. Добрые дела красят /человека.

2. Делать добро /спеши.

3. Без добрых дел /нет доброго имени.

4. Жизнь дана на/ добрые дела.

5. Злой не верит, /что есть добрые люди.

6. Нет худа /без добра.

7. За добро /добром и платят.

Давайте вместе исполним песню Кота Леопольда "Если добрый ты..."

Вот ваши семечки и проросли. Я считаю, что каждый из вас достоин выйти к доске и при­крепить к рисунку пустыни своё дерево, которое вы нарисовали.

Ещё несколько минут назад мы на рисунке видели один пе­сок, а сейчас перед нами предстали красавцы деревья.

Посмот­ришь на наши деревья, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же разные и люди: у каждого свои при­вычки, свой характер.

Коррекционно-обучающее задание

А теперь ситуация такая: представьте, что вы пишите книгу о хороших поступках и собираете материал для нее. Много людей прислали вам описание поступков, вот на этих карточках их письма. Вам необходимо выбрать для книги только хорошие поступки.

Вы выбрали необходимые карточки для книги, объясните ваш выбор.

А затем поместите эти карточки на деревья в саду, как листы для будущей книги о добре.

У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так се­годня мы с вами ещё раз убедились в том, что человек свои­ми добрыми поступками, добрым отношением к людям спосо­бен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чу­десный сад.

Итак, давайте вместе попробуем сформулировать правило доброты, ответив всего на один вопрос. Скажите, когда поступок можно назвать добрым? Подсказка на доске.

Читаем хором.

- Добрые дела делай просто так, из хороших побуждений! (Запись на доске)

Итак, ребята, пусть каждый из вас скажет, что ему было понятно на занятии, что хорошего вы возьмете себе на заметку? А кому из вас было непонятно, трудно на занятии. Что именно вы не поняли?

Скажите, считаете ли вы себя добрыми людьми?

Чему необходимо вам научиться, чтобы быть добрым?

Что нового вы услышали о добре и доброте?

Будите ли вы работать над собой и учиться быть добрыми?

А я сегодня всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Помните:

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Добрые сердца - сады.

Слушаем песню Фунтика о добре.