Когда будет в силе пенсионная реформа. Пенсионная реформа в россии

Своими руками

Правительство РФ предлагает с 2019 года поэтапно повышать пенсионный возраст в стране до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Об этом премьер-министр страны Дмитрий Медведев заявил 14 июня на заседании Кабмина. Пока это только предложение, законопроект направили на рассмотрение в Госдуму.

Согласно законопроекту, пенсионный возраст также хотят повысить и для так называемых «досрочников»: педагогов, медработников, работников творческих профессий, а также для жителей Крайнего Севера. А социальные пенсии, которые положены тем, кто за время службы не наработал на необходимый для страховой пенсии стаж, планируется выплачивать мужчинам с 70 лет, а женщинам — с 68.

Что значит «поэтапное повышение»?

Это значит, что каждый год пенсионный возраст будет повышаться на полгода. Для мужчин запланированной планки он достигнет в 2028 году, через 10 лет, для женщин — в 2034, через 16 лет. Запустить этот процесс планируется в 2019 году, и первыми, кого он затронет, будут мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. То есть мужчины 1959 г. р. и женщины 1964 г. р. смогут выйти на пенсию в 2020 году, когда им будет 61 год и 56 лет соответственно. Далее — мужчины 1960 года рождения дождутся выхода на пенсию в 2022 году, как и женщины 1965 года рождения. Им будет по 62 года и 57 лет соответственно. И так далее вплоть до 2028 и 2034 годов.

А что насчет досрочников и льготников?

Требования к их стажу останутся без изменений, т. е. от 15 до 30 лет в зависимости от категории льготника. А вот возраст их выхода на пенсию будет исчисляться так же, как и у других пенсионеров, и повышаться теми же темпами.

Для тех, кто работал в особых климатических условиях, например, в районах Крайнего Севера, срок выхода на пенсию тоже будет постепенно повышаться: для мужчин он будет наступать в 60 лет, а для женщин — в 58 лет.

Для россиян, которые имеют право на получение досрочных пенсий в связи с работой в тяжелых условиях (шахтёры, рабочие сферы черной и цветной металлургии, железнодорожники и т. д.), сроки начала выплат не изменятся. Сроки начала выплат также не изменятся для граждан, имеющих социальные льготы: женщин, родивших и воспитывающих ребёнка-инвалида до восьми лет, женщин с пятью и более детьми, инвалидов по зрению первой группы, одного из родителей или опекунов инвалидов с детства, пострадавших при аварии в Чернобыле и др.

А что еще изменится?

Предполагается, что работники с большим стажем работы (40 лет для женщин и 45 для мужчин), смогут выйти на пенсию на два года раньше.

Кроме того, срок назначения социальных пенсий по старости (их начисляют людям, которые не проработали необходимого для страховой пенсии стажа) тоже будет постепенно меняться. После завершения реформы он будет составлять 68 лет для женщин (сейчас 60) и 70 лет для мужчин (сейчас 65).

Для тех, кто уже на пенсии или достиг пенсионного возраста, что-то поменяется?

Нет, те, кто уже на пенсии (и родившиеся в 1958 (мужчины) и 1963 году (женщины) или ранее), могут быть спокойны: реформа на них не распространяется. Они и дальше будут получать все положенные выплаты, при этом благодаря предложенным изменениям их пенсии будут расти, по словам Дмитрия Медведева , на 1 тысячу рублей в год.

Зачем всё это нужно?

Премьер-министр пояснил, что реформа позволит получить дополнительные средства налогоплательщиков, которые пойдут на увеличение пенсий сверх уровня инфляции. Медведев поручил Роструду следить за тем, чтобы у людей старшего возраста не было препятствий для трудовой деятельности и для приёма на работу.

Ответим сразу: ничего. Ничего плохого – точно. Закон обратной силы не имеет, и тех, кто уже вышел на пенсию, никто "дорабатывать" прибавленный срок трудоспособности, конечно же, не заставит. Свою пенсию вы, как и еще 46,5 млн граждан России, уже заслужили. Сохранятся и все иные льготы, которые положены вам по тем или иным причинам.

"В отношении пенсионеров никакие правила не меняются, – подчеркнул Дмитрий Медведев на заседании Правительства. – Они будут получать и все положенные им иные льготы".

Ничего не изменится и для тех, кто выходит на пенсию в 2018 году. Повторимся, для перехода на новую пенсионную систему предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Первыми этот переход затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Но и они выйдут на пенсию уже в 2020 году - в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Итак, вот график дальнейшего выхода на пенсию:

2020 год: мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р. (61 год и 56 лет);

2022 год: мужчины 1960 г.р. и женщины 1965 г.р. (62 года и 57 лет);

2024 год: мужчины 1961 г.р. и женщины 1966 г.р. (63 года и 58 лет);

2026 год: мужчины 1962 г.р. и женщины 1967 г.р. (64 года и 59 лет);

2028 год: мужчины 1963 г.р. и женщины 1968 г.р. (65 лет и 60 лет);

2030 год: женщины 1969 г.р. (61 год);

2032 год: женщины 1970 гр. (62 года);

2034 год: женщины 1971 г.р. (63 года).

Но вернемся к нынешним пенсионерам, потому что, как и сказано выше, реформа не грозит им ничем плохим. Поэтому перейдем к хорошему.

Дмитрий Медведев, объясняя цели проводимой реформы, напомнил:

"Ключевая задача, поставленная Президентом - повысить пенсии. Вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем".

Но как продление трудоспособного возраста будет способствовать повышению существующих пенсий? Будет, причём удвоенными темпами.

Каждый из вас прекрасно знает, что пенсия в последние годы росла, но не слишком заметно, будь то разовые выплаты в начале года или плановый рост. Например, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году - 524 рубля, а в 2018 году составит 481 рубль. После введения реформы, как гарантируют в Правительстве, ежегодный рост пенсий составит не менее 1 000 рублей . И в условиях рекордно низкой инфляции (по итогам 2017 года она составила около 2,5%) это действительно может стать ощутимым подспорьем. Подчеркнем еще раз: речь идет не о разовом, а о ежегодном повышении.

А как же дети и внуки, спросите вы, им же теперь придется дольше работать? А вот теперь давайте подумаем. С каждым годом пенсионером становится все больше – наша страна пока еще никак не оправится от ужасных 90-х, которые, помимо заметного обнищания населения, привели и к серьезной демографической яме. Пока еще Россия не молодеет. Что это значит? Это значит, что увеличивается нагрузка по пенсионному обеспечению на тех, кто работает. Пенсии берутся не из какой-то кубышки, а из налоговых и социальных отчислений, которые производят работающие граждане России. И если еще в 70-х годах, как сказала вице-премьер Татьяна Голикова, таковых на одного пенсионера приходилось 3,7 человека, то в 2019 году будет уже всего два. Проще говоря, если раньше на одну пенсию фактически "складывались" почти четыре работающих, то теперь – всего два.

Никто не оспаривает заслуженность пенсий, но только представьте: половину вашей пенсии вам платит совершенно не знакомый с вами человек. Не ваш ребенок и не ваш внук, увы.

Были ли другие выходы? Были Например, снизить пенсии. Но это совершенно недопустимо, и об этом совершенно однозначно заявил Владимир Путин. И в послании Федеральному Собранию, и в своём майском указе, и даже в ходе "Прямой линии" Президент четко обозначил курс на повышение благосостояния пенсионеров. Да и признаемся честно: не та у нас пенсия, чтобы ее снижать. Нет, этот вариант не годится.

Но раз количество пенсионеров растет (в 2019 году в их "полку" пребудет еще около 1,7 млн человек), а размер пенсий не снижается, то надо увеличивать пенсионные отчисления, а они, как мы уже выяснили, берутся из доходов работающего населения. То есть, из кошельков детей и внуков. Что было бы, если бы эти отчисления действительно увеличили? Скорее всего, сократились бы их доходы. По крайней мере – можно было бы точно забыть о росте зарплат. А в ряде случаев ушлые работодатели перешли бы на так называемые "черные" или "серые" схемы, платили бы в конвертах. Думаете, ну и пусть? А как же их, детей и внуков, пенсия? Ведь она-то начисляется из официального заработка!

Вот почему предложенный Правительством вариант действительно оказался самым безболезненным, а, по большому-то счету, даже выигрышным: работающие получили залог того, что их достаток точно не будет падать, а пенсионеры – гарантию удвоенного роста пенсий.

И вот еще один важный момент. Пенсионная реформа проводится параллельно с целым рядом мер, направленных на повышение доступности и качества здравоохранения, на сбережение народа и рост долголетия граждан России. Потому что "время на пенсии" тоже хочется проводить с пользой: иметь достаточно здоровья и сил, получать достаточно для того, чтобы этим здоровьем и силами пользоваться. И если не помогать детям и внукам, то хотя бы обузой для них не становиться.

Мнения экспертов:

"Главный смысл пенсионной реформы, которая начинается в стране и будет идти не один год, - сделать жизнь людей после выхода на пенсию более комфортной, достойной и обеспеченной. Данная реформа - это масштабная программа развития социальной сферы страны, вывода ее на принципиально новый качественный уровень".

Генеральный секретарь партии "Единая Россия" Андрей Турчак.

"Главным итогом пенсионной реформы должно стать поэтапное повышение пенсий до 40% утраченного заработка. Планируется, что в результате проводимых изменений ежегодно пенсия будет увеличиваться не на 380−400 рублей, как это было в последние годы, а в среднем на 1000 рублей, так как все средства, которые высвободятся, будут направлены на увеличение пенсий".

Депутат Государственной Думы, член Комитета по госстроительству и законодательству Ольга Баталина .

"Действительно, нам нужна пенсионная реформа, которая приведет к улучшению благосостояния наших пенсионеров, к повышению их доходов и в целом приведет к улучшению качества их жизни".

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке

Весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России, которая начнет реализовываться уже в 2019 году и продлится до 2024 г. Первым этапом очередной реформы будет до 65/60 лет для мужчин и женщин. Такой закон был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г.

Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства .

  • Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о и пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились , прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть.
  • Правительству удалось стабилизировать последствия только к 2017 году - в том числе за счет непопулярной среди населения , пенсии работающим пенсионерам и т.д.

Что изменится?

Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

Какие из изменений вступят в силу уже с 2019 года, а какие проекты будут реализованы позднее - известно только частично . Повышение пенсионного возраста и изменения в системе назначения начались уже с 2019 года. По остальным вопросам общей позиции у профильных министерств и ведомств пока нет, поэтому конкретное содержание пенсионной реформы еще не озвучивается .

Причины новой пенсионной реформы

Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2018 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

  1. Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 - для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года.

    Выплата накопительной пенсии - изменения в 2019 году

    По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г.) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста . Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).

    Кроме того, с 1 января 2019 года накопительной пенсии будет увеличен до 252 месяцев (для сравнения, на 2018 год это параметр был утвержден в размере 246 месяцев, т.е. в 2019 году его величину предлагают увеличить на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

    НП = ПН / Т,

    где соответственно:

    • ПН - суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
    • Т - период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).

    Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Соответствующий законопроект, подготовленный Минтрудом РФ, уже проходит этап общественного обсуждения. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) - 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

    Стоит отметить, что в случае принятия закона, корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2019 году.

    ИПК - добровольная накопительная система

    Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему , действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями - индивидуальным пенсионным капиталом ().

    До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

    1. 16% на формирование (включая , которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа - 6%) и 6% на ;
    2. все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.

    С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

    Новая добровольная накопительная система (ИПК) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно - по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

    Стоит отметить, что при введении в действие программы ИПК действующая на текущий момент накопительная система будет отменена . Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

    • переведены в и направлены на страховую часть пенсии ;
    • либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет , чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.

Когда в Кремле говорили о планах проведения экспертной оценки правительственной концепции пенсионной реформы, признаться, верилось с трудом. Однако российские власти в этот раз упрекнуть не в чем: сказано – сделано. В общем, когда у президента дойдут руки до более детального обсуждения реформы, дефицита во мнениях или предложениях по доработке документа у него не будет. Не так давно, к примеру, члены Совета по правам человека при президенте России, которые также взялись за оценку правительственных инициатив, огласили собственный вердикт по этому поводу.

В целом, СПЧ поддержал идеи правительства и согласился с тем, что изменения в пенсионную систему стран вносить нужно. При этом эксперты отмечают, что, по их мнению, данный проект закона не позволяет решить целый набор актуальных проблем, а весь его положительный потенциал может полностью нивелироваться из-за нарастающего социального напряжения и целого ряда других негативных факторов.

«Тот факт, что нынешняя пенсионная система нуждается в изменениях, уже ни у кого не вызывает никаких сомнений. В актуальном виде система может гарантировать огромному числу пенсионеров лишь очень скромные выплаты», - рассказал глава Совета Михаил Федотов, добавив, что даже его пенсия при 50 годах стажа, наличии научных степеней и рангов в дипломатии составляет скромные 26 0000 рублей. Впрочем, считают в СПЧ, преследуя благие цели государство решилось на очень радикальный шаг, в буквальном смысле не стоит пытаться «ломать граждан через колено».

«Нельзя пытаться навязать что-либо обществу. Однако варианты замен и компенсаций можно отыскать всегда. Нужно лишь поработать над тем, чтобы россияне сами захотели эту реформу», - уверен Федотов.

Дифференциация и «энтузиасты»

Вторит его прогнозам и омбудсмен Татьяна Москалькова, по словам которой, энтузиасты пенсионной реформы уже появились. В поддержку повышения пенсионного возраста выступают примерно треть авторов обращений, направленных в аппарат уполномоченного по правам человека. При этом Москалькова выразила согласие с утверждением о том, что условия труда российских чиновников существенно отличаются от тех, в которых трудятся другие категории работников, а значит, уравнивать их попросту нельзя. «Следовало бы прислушаться к многочисленным просьбам и, к примеру, сохранить право медицинских работников и педагогов после набора стажа получать пенсии, оставаясь на своих рабочих местах», - считает она.

В пользу дифференцированного подхода в пенсионной системе высказываются и другие члены Совета. Так, во время недавнего заседания СПЧ прозвучали предложения о том, чтобы связать возраст выхода на заслуженный отдых с уровнем дохода. Тех, кто едва зарабатывает на проживание, нельзя заставлять работать за мизерный доход еще несколько лет. А вот граждане с более высоким уровнем заработной платы, могли бы работать ровно столько, сколько хотят или сколько позволяет их здоровье.

Указали в СПЧ и на ряд проблем. Некоторые из них попросту не решатся предлагаемой пенсионной реформой, некоторые, и вовсе, возникнут на ровном месте. К таковым в Совете относят отсутствие гарантированного трудоустройства граждан предпенсионного возраста, отсутствие системы переобучения и переквалификации, что позволило бы им освоить более востребованные на рынке профессии.

Более того, правозащитники считают важным внесение изменений в процедуры решения трудовых споров, чтобы дать работникам старшего возраста дополнительную правовую защиту. Если этого не сделать, люди будут буквально лишаться работы еще за несколько лет до выхода на заслуженный отдых, а значит, останутся вообще без средств к существовании..

По словам Москальковой, реформа должна иметь две главные составляющие. Кроме самого проекта закона, должна быть еще и система государственных гарантий для граждан, которая начала бы работать вместе с законом. Омбудсмен уверена, что Кабинету министров следует оперативно разработать такой пакет предложений и как можно скорее внести его на рассмотрение.

Кабмин не воодушевлен

К слову, даже начавшийся процесс экспертной оценки и дискуссии, кажется, нисколько не смутил министров, которые всем своим видом демонстрируют, что вопрос, по большому счету, решен. Так, со стороны исполнительной власти на заседание Совета явились далеко не самые решающие лица из ведомств. Их круг ограничился главой ПФР Дроздовым и заместителем главы Минтруда Пудовым. Оба повторяли давно заученные правительственные аргументы в пользу реформы: опыт западных стран, неблагоприятная демографическая ситуация, дефицит средств в самом пенсионном фонде.

Пудов, к примеру, поспешил заверить омбудсмена в том, что для работающих в тяжелых условиях или на вредных производствах реформа ничего не изменит, они так и продолжат досрочно выходить на пенсию. Таковых профессий в России, надо сказать, немало – около полутора тысяч. Это же, по словам Пудова, касается медиков с педагогами, которые после принятия реформы будут работать всего до 55 лет, вместо 63, предполагаемых для остальных женщин. Замминистра также отметил, что прежде учителя получали возможность уйти по набору стажа уже в 47-48 лет.

Попытался Пудов внести немного ярких красок в мрачную картину пенсионного будущего заявлением о том, что пакет поправок с гарантиями гражданам на трудоустройство уже разрабатывается и будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента во время осенней сессии.

Дайте время «осознать и смириться»

Хорошая, казалось бы, инициатива от правительства, беда лишь в том, что сам законопроект о пенсионной реформе Дума рассмотрит уже в этом месяце. И не просто рассмотрит, а в каком-то, прямо скажем, оперативном режиме – ведь не затягивать с принятием документа уже призывали и в Совфеде, и в различных министерствах. А поправки к ней, которые могли бы показать россиянам хоть какие-то светлые перспективы, будут внесены лишь осенью. То есть, министры либо заработались, либо отказываются верить, что в этом промежутке в несколько месяцев можно потерять контроль над ситуацией и столкнуться с настоящим русским бунтом – бессмысленным и беспощадным.

Как результат, во время заседания было вынесено лишь одно значимое предложение, которое позволит немного остудить умы россиян, собравшихся на пенсию в обозримом будущем. Комиссия Совета по экономическим свободам выступила с предложением выйти на главу государства и Кабмин с новой инициативой, которая предполагает запуск повышения возраста выхода на пенсию не с начала следующего, а с начала 2025 года. Эти шесть лет, считают члены комиссии, позволят немного снять социальную напряженность и дадут гражданам время на то, чтобы спокойно смириться с неизбежными изменениями и хорошенько обдумать свои планы на будущее. Власти же в этом случае получат больше времени на основательную подготовку к самой реформе, чтобы не допустить неприятных мелких неточностей и ошибок. Такая отсрочка, считают члены комиссии, нужна и в связи с тем, что систему переквалификации и гарантий трудоустройства за полгода настроить точно не выйдет, а значит, первые годы после принятия реформы рискуют принести огромное количество неточностей и проблем.

Проект правительства по повышению пенсионного возраста вызвал критику не только в обществе, но и в профессиональной и деловой среде. Участники Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители правительства, бизнеса и профсоюзов, 16 июня так и не смогли прийти к единому мнению о проекте кабмина.

Профсоюзы выступили против законопроекта о пенсионной реформе в его нынешней редакции. Глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков предложил повысить возраст выхода на пенсию для женщин не на восемь лет, как хочет правительство, а на пять - до 60 лет.

Шмаков добавил, что профсоюзы «в целом против этого законопроекта, потому что он не учитывает множество аспектов, нет внятного обоснования, что это даст каждому пенсионеру». Он подчеркнул, что пенсионный вопрос нужно решать комплексно, и в предлагаемых нововведениях не будет смысла, если не начнут расти заработная плата и экономика.

В свою очередь, представители бизнес-сообщества не были так категоричны, но инициативу правительства согласились поддержать, только если они получат все расчеты и статистические данные, которые легли в основу проекта пенсионной реформы. С точки зрения бизнеса, необходимо активизировать реформирование института досрочных пенсий с учетом развития досрочного негосударственного обеспечения и создания системы страхования профессиональных рисков.

Напомним, что правительство одобрило законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста в стране до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин 14 июня, в день открытия чемпионата мира по футболу в России. В настоящее время возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин в России составляет 60 и 55 лет соответственно. Как сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, законопроектом «предлагается ввести достаточно длительный переходный период - начать его с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году».

После одобрения кабмином законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму, скорее всего, уже в июле. Там инициатива правительства также вызвала немало критики. Так, в КПРФ предложили ввести мораторий на повышение пенсионного возраста до 2030 года и даже готовы вынести этот вопрос на всероссийский референдум.

«Закон не приведет к повышению пенсий, как утверждают его разработчики. Дополнительный доход бюджета этого года - 1 триллион 600 миллиардов рублей. Из этих средств отдают экономике, сельскому хозяйству, науке - чуть боле 60 миллиардов, а пенсионерам - ноль. Неужели кто-то поверит, что людям выворачивают карманы для их же блага?!», - возмутился депутат Госдумы Олег Смолин на пресс-конференции по вопросу пенсионной реформы, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал планы правительства «антиконституционными, необоснованными и экономически не просчитанными».

Тем не менее, прошлый опыт показывает, что несмотря на возмущение, большинство в Госдуме поддерживает практически все непопулярные инициативы правительства. Так было с монетизацией льгот, введением ЕГЭ, куплей-продажей земли и другими спорными вопросами.

Хотя повышение пенсионного возраста может вызвать в обществе даже больший резонанс, чем вышеупомянутые темы. Согласно всем опросам, например, опросу ФОМ, повышение пенсионного возраста для женщин поддерживают лишь 6%, а для мужчин - 4% россиян. По данным холдинга «Ромир», реформы одобряет только 8% россиян.

С одной стороны, власти, видимо, рассчитывают на период отпусков и чемпионата мира по футболу, когда внимание общества отвлечено от насущных проблем. С другой, такие шаги в самом начале работы кабмина могут нанести серьезный удар по его рейтингу и срикошетить по президенту, который во время «прямой линии» говорил о том, что к пенсионной реформе нужно подходить предельно аккуратно. Могут ли в правительстве прислушаться к критике со всех сторон, отсрочить или хотя бы скорректировать пенсионную реформу?

С учетом того, что правительством был заявлен один из самых жестких вариантов пенсионной реформы, думаю, это было сделано специально для того, чтобы потом отыграть назад и пойти на уступки, - считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов . - Столкнувшись с недовольством общества, профсоюзов и даже бизнеса они несколько скорректируют эту максимально жесткую схему.

Напомню, что изначально эту модель предлагалось сделать гораздо более плавной и аккуратной. Не исключаю, что реформа будет скорректирована с подачи президента, который попытается вмешаться в эту ситуацию. Понятно, что профсоюзы будут против повышения пенсионного возраста, но не думаю, что они пойдут «в стык» с руководством страны. Их задача - выбить максимальные уступки и смягчить ситуацию, а не добиться отмены пенсионной реформы как таковой.

Тем более что для пенсионной реформы есть определенные основания, связанные с дефицитом трудовых кадров, особенно на производстве. Имеет место и серьезная нагрузка на пенсионную систему. Другой вопрос, что пенсионную реформу нужно было проводить в гораздо более мягком и аккуратном виде. Особенно с учетом того, что только недавно российское общество проголосовало за президента, но никаких бонусов за это не получает, а получает только социальные удары и потрясения. Мне кажется, стоило несколько позже приступить к этой реформе и сделать ее более мягкой, а не рубить с плеча.

- Как пенсионная реформа скажется на рейтинге правительства и президента?

Она ударит, прежде всего, по рейтингу правительства и Дмитрия Медведева. В меньшей степени это коснется рейтинга президента, потому что в российском обществе прочно устоялось мнение, что президент хороший, а бояре плохие. Но и его рейтинг доверия может снизиться.

Хотя сейчас повышение пенсионного возраста в сознании россиян отчасти будет компенсировано субъективными факторами. Это и чемпионат мира по футболу, который отвлекает от проблем. Это и летний период, который традиционно считается периодом расслабленности и равнодушия общества. Еще один момент в том, что большинство граждан, которые подпадают под реформу, пока находятся в трудоспособном возрасте и не особо задумываются о пенсии.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв считает, что если правительство и скорректирует какие-то моменты, оно не изменит сам принцип закона.

Возможно, они действительно повысят пенсионный возраст для женщин не на восемь, а на пять лет, чтобы женщины не обижались, может, отсрочат реализацию реформы до 2020 года. Но суть от этого не изменится. Вся логика реформы сводится к вопросу о наполняемости Пенсионного фонда. Давайте вместо того, чтобы платить пенсию определенной группе людей, начнем брать с них взносы и тем самым уменьшим дыру в ПФР. Вот и все, что интересует правительство. И они совсем не думают о том, куда девать эти рабочие руки.

Где будут работать 63-летние женщины, им что, откроют новые рабочие места? Но все это для власти вторично, первична же наполняемость ПФР. А с наполняемостью действительно тяжелая ситуация.

У нас солидарная пенсионная система. Мы платим за тех, кто работал до нас, молодых людей становится меньше, пенсионеров - больше, и в результате денег не хватает. Можно решать эту проблему так, как делают сейчас, а можно полностью менять пенсионную систему. Но на этот шаг правительство не осмелилось. Может, и правильно, потому что кто знает, что у них в итоге получилось бы.

Если же оставлять солидарную систему, есть только два варианта - либо дотировать ПФР, как делала советская власть, либо повышать пенсионный возраст. Можно, конечно, еще отчисления в Пенсионный фонд поднять, но это населению понравится еще меньше, чем увеличение пенсионного возраста. Дотировать ПФР в правительстве не хотят, так как им нужно положительное сальдо бюджета.

Словом, принцип не изменится, вопрос в деталях. Сейчас люди повозмущаются, и им скажут, что повышение будет не с 2019, а с 2020 года. Потом возмущаться перестанут, а когда придет 2020 год, изменить ничего нельзя будет, так как все законы уже будут приняты. Правительство в любом случае настоит на своем, отступив в каких-то деталях, а, возможно, и отступать не будет.

- Не приведет ли это к протестам в обществе?

Возмущение на уровне отдельных людей, конечно, будет. Нельзя мимо консьержки пройти, чтобы она вам не высказала все, что думает о власти. Но организованного протеста, демонстраций против повышения пенсионного возраста я не вижу. Бедный человек не революции устраивает - он еду ищет. И пойдет, скорее, не на демонстрацию, в успех которой не верит, а искать вторую работу, чтобы дотянуть до этого пенсионного возраста.

Тем более что в силу этот законопроект вступит не завтра. В отличие от монетизации льгот люди почувствуют его на себе не сразу, а когда почувствуют, его уже нельзя будет отменить.

- Как принятие этого законопроекта скажется на рейтинге и дальнейшей деятельности правительства?

Рейтинг правительства, конечно, сильно упадет. Хотя массовых протестов не будет, уважения со стороны народа такой шаг не прибавит. Потому что он бьет по самому больному. Отнимают ведь не у богатых, а у условной тети Маши, которая еле дожила до пенсии, а ей говорят, что нужно поработать еще.

Возможно, упадет и рейтинг президента. Но тут есть определенная политическая «вилка». На «прямой линии» президент фактически сказал, что не поддерживает повышение пенсионного возраста. И что получается теперь? С другой стороны, есть определенная часть населения, которой очень хочется верить в старую российскую схему «царь хороший, а бояре плохие».

Что касается того, как эта реформа повлияет на дальнейшую деятельность правительства, боюсь, что если кабмин не встретит жесткого социального противодействия, он задумает новые реформы - как бы им сделать сальдо бюджета еще более положительным и при этом что-то отобрать у народа. Они судят по реакции - если народ молчит, значит, ему все нравится.

Поэтому есть опасность, что после принятия этой реформы, социальная политика правительства может еще больше ужесточится. И самое печальное в том, что забирая деньги у людей, правительство реально бьет по экономике. Министр экономического развития должен был бы орать благим матом, чтобы эту реформу не проводили, но он молчит, его все устраивает. Поэтому в будущем можно ожидать новых «реформ» в социальной сфере.