Когда маленький щенок или котик нагадит на ковер, его тычут мордочкой в каку, чтобы знал: так делать плохо. Однако поступать аналогичным образом с ребенком - не вариант. Поэтому родители усаживают малыша перед собой и начинают читать ему лекции по морали. Но для ребенка это ничего не значит. Выслушав тебя внимательно, он будет снова и снова справлять нужду там, где она его настигнет. Гораздо лучше попытаться связать в воображении ребенка горшок с чем-то приятным, например, мультиками. То есть так: сходил мимо горшка - мультиков не будет, самостоятельно сел на горшок - получил планшет с включенными «Телепузиками».
Мало какой ребенок согласится добровольно жевать пресные брокколи и морковку. Но если сказать малышу, что брокколи - это такие маленькие деревья, а сам ребенок - как великан, пожирающий их в свое удовольствие, то дела пойдут как надо. Про морковку можно сказать, что с ее помощью можно научиться видеть в темноте. Да, это подлый обман, но не такой уж он на самом деле и подлый, ведь морковка полезна для глаз. Так или иначе, главное - чтобы ребенок грыз ее как можно чаще.
Если твой малыш заходится в истерике - его ничего не сможет остановить. Это будет вой покруче сирены полицейской машины. Но один способ оборвать детские стенания все-таки есть - нужно попытаться рассмешить ребенка. Детское внимание переключается на раз-два. Вот только что малыш орал так, будто ему отрезали ногу, но стоит его рассмешить - и буря миновала. Как именно рассмешить своего ребенка - это ты уже сама решай, ведь у каждого свое собственно чувство юмора. Иной раз будет достаточно показать ритмично сгибающийся указательный палец, вроде: «Смотри, какой червячок!» А в другой - придется разыграть целую сценку с уморительным гримасами, нелепыми акробатическими трюками и т.д.
Когда ребенок успокоился, появляется новая проблема - как уложить его спать. Некоторые родители не знают, как приучить малыша к режиму, и просто ждут, когда он заснет сам собой. В таком случае можно попробовать трюк, который продемонстрировал на своем YouTube-канале австралиец Нейтан Дайло - один ребенок, одна салфетка, одна минута волшебства и одиннадцать миллионов просмотров…
Ребенок не всегда понимает, почему разбросанные по комнате игрушки огорчают его маму, сколько бы она ему об это ни рассказывала. Но если за уборку игрушек в специальный ящик давать ребенку что-нибудь вкусненькое - малыш быстро смекнет что к чему, и в его комнате будет царить идеальный порядок.
Маленькие дети плохо разбираются, что плохо и что хорошо. Поэтому каждый раз, когда ребенок - даже в самой незначительной ситуации - совершает добрый поступок, нужно акцентированно хвалить его за правильный выбор.
Допустим, ты сказала ребенку, чтобы он не рисовал на стенах, иначе ты заберешь у него все карандаши и фломастеры. Но увидев очередную «наскальную живопись» на обоях, ты не выполнила свой ультиматум - тогда ребенок поймет, что может вообще не обращать внимания на подобные угрозы, ведь они ничем плохим для него не заканчиваются. Сказала, что заберешь карандаши - пускай сидит неделю без карандашей.
Есть две большие разницы: объяснить что-то ребенку и объяснить ему то же самое, глядя в глаза. Когда ты смотришь ребенку в глаза, он понимает, что дело серьезное, и мотает на ус каждое твое слово. Кроме того, умение во время трудного разговора смотреть прямо в глаза своему собеседнику еще не раз пригодится ребенку во всей последующей жизни.
Часто дети не хотят выполнять домашние задания, и родителя м приходится заставлять их совсем не педагогическими методами. Чтобы избежать конфликта в этой ситуации, необходимо сначала определить причину нежелания работать. Зная причину, нетрудно будет определиться с правильной мотивацией.
Дети чаще всего не проявляют особого желания делать домашнее задание, когда:
В школе дети занимаются долгое время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 урока в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того больше. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, дети будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.
На выполнение заданий желательно отводить определенное время. Идеально – с 3 до 6 часов вечера, так как мозг в это время функционирует лучше. Приступать следует сначала к самым сложным заданиям, оставив легкие напоследок.
Уменьшить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.
Обратите внимание , правильное питание, умеренная физическая нагрузка (занятия спортом), полноценный сон помогут предотвратить усталость и избежать стрессовых состояний. Четкое соблюдение режимных моментов способствует воспитанию дисциплинированности и самостоятельности.
В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно придут к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по поводу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.
Что делать в этом случае:
Не стоит решать сложные задания за своих детей . Они все равно не поймут, как их решать, но сделают для себя вывод, что родители смогут сделать за них любое задание. Как следствие – взрослые делают домашние задания даже за старшеклассников!
Ребенок не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости. В этом случае и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе.
Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю работу – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны только для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и уважение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неправильно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или материальное), что может привести к конфликтной ситуации.
Правильнее будет поощрить хорошую учебу , например, походом в кинотеатр, поездкой за город. Но сделать это не условием («Будешь хорошо учиться …»), а следствием («Ты закончил четверть хорошо, поэтому …»).
Не любят выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя заставить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать скандала при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.
Здесь важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не всегда смогут помочь, поэтому делать он их должен сам.
Желательно на практике показать последствия принятых им решений:
Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки сразу и самостоятельно.
Замедляют выполнение домашней работы такие ситуации:
Требовать от детей организованности можно только в том случае, если родители сами собранные. Если мама постоянно откладывает какие-то дела на «потом», то дети будут вести себя так же.
Порой взрослые перекладывают на детей некоторые обязанности («Когда сделаешь уроки, помой посуду!»), забывая о его праве на отдых. Конечно, школьник будет оттягивать этот неприятный момент до последнего.
Постоянно подгоняя ребенка, унижая их достоинство постоянной критикой («Как черепаха!», «Это же просто, как можно не понять!»), невозможно добиться хороших результатов. С возрастом ученик вообще перестанет что-либо делать («Я же тупой!», «Все равно не понимаю!»).
В процессе контроля выполнения домашнего задания следует придерживаться правила: «Ошибаются все, не все могут найти и исправить ошибки».
Не следует уделять большое внимание полученным отметкам, ведь их ценность постепенно снижается. Лучше мотивировать тем, что домашнее задание, равно как и обучение в целом, способствует саморазвитию и самосовершенствованию .
Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.
Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственностиНе последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.
В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:
Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.
Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого – шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.
Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.
Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.
Что касается популярного диагноза “СДВ(Г)”, который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.
Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.
В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.
Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:
В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:
Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.
Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.
После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:
Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.
Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог
Ну что за дети то пошли? Ему говоришь раз, ему говоришь два, а он все свое. И плевать хотел на то, что ему родители говорят.
Совсем от рук отбился. Перепробовала уже все методы. И по-хорошему уговаривала, и кричала, и наказывала. Даже ремнем однажды отлупила. Все бесполезно! Как заставить ребенка слушаться, чтобы с первого раза слышал и выполнял?
Мне кто-то советовал найти подход к ребенку. Какой подход? Что я, не знаю своего ребенка что ли? Я его растила послушным и воспитанным, а в итоге плевать он хотел на все мои уговоры, приказы и запреты.
Другие говорят: упустила ребенка. Раньше нужно было воспитанием заниматься. Когда раньше? Раньше он маленький совсем был, да и я много работала. Воспитать ребенка это не дешевое удовольствие.
Время идет, ребенок все так же показывает мне свой характер, и что с ним делать я ума не приложу. Возможно ли как-то изменить ситуацию и заставить ребенка слушаться родителей?
Дети, еще не став взрослыми людьми, с самого рождения уже имеют свои особенные желания.
И когда эти желания не совпадают с требованиями родителей, они начинают добиваться желаемого разными способами, в том числе через непослушание. И каждый ребенок проявляет свой протест по-разному:
- один бегает, кричит, рушит все на своем пути;
- второй сел на диван, надул щеки и не идет на контакт, пытаясь добиться своего;
- третий ревет так горько, как только может;
- четвертый закрылся в комнате и никого не впускает
, - и еще очень много разных методов протеста.
Интересно описаны типовые ошибки воспитания детей в ролике: «Ошибки воспитания детей»
На какие только ухищрения не идут родители, чтобы заставить свое чадо делать то, что нужно, а не то, что ему хочется! Обещания, угрозы, подарки или наказания – эти методы знакомы каждому, но каждому также известно, что рано или поздно все это перестает действовать, и даже тонной шоколадок не заманишь ребенка в садик или больницу. Как же заставить ребенка делать что-либо против его воли?
На самом деле, вопрос поставлен изначально неправильно. Ребенка нельзя заставлять! Даже взрослому человеку не хочется выполнять крайне важное и полезное дело, если его заставляют. Поэтому сегодня Страна советов не предлагает Вам «10 способов заставить ребенка слушаться». Сегодня мы с Вами будем учиться правильно мотивировать своего ребенка .
Для начала, давайте разберемся в причинах детского непослушания . Вы наверняка замечали, что ребенок не хочет чего-то делать не просто так. Действительно, часто детское непослушание – это обычные капризы, но нежелание кушать кашу может быть вызвано также и пониженным аппетитом, а истерики – неспособностью ребенка совладать со своими эмоциями.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Ситуация первая: «Не хочу кашу!». Подробно такая ситуация уже была рассмотрена Страной советов в статье «Если ребенок капризничает за обедом» . Действительно, во время завтраков, обедов и ужинов могут разворачиваться настоящие баталии. Мама пляшет вокруг малыша: «Ложечку – за папу, ложечку – за маму…», ребенок упрямо мотает головой, бросается ложкой…
Как же пробудить аппетит малыша? Бесполезно объяснять ребенку-дошкольнику, почему же ему необходимо есть невкусную пресную морковь, а не сладкие пирожные или вкусные чипсы. Поэтому лучше, чтобы этих продуктов даже не было в доме – пользы от них никакой.
Заинтересовать ребенка можно аппетитным внешним видом приготовленного блюда, интересной сказкой. Помните, как в советском фильме герой Евгения Леонова предлагал своим подопечным отправиться в космическое путешествие? Почему бы и Вам не воспользоваться старым добрым приемом?
Ситуация вторая: «Не хочу спать!». Подробнее Вы можете узнать об этой ситуации из статьи «Если малыш отказывается спать?» . Не менее популярное поле для битв – это кровать. Родители нежно говорят малышу: «Баю-бай, усни малыш…», а он брыкается и кричит не своим голосом. Знакомо? Тогда попробуйте не заставлять ребенка спать, а помочь ему самому захотеть заснуть.
Например, можно прочитать ребенку на ночь спокойную сказку, спеть колыбельную . Вечернее купание также поможет подготовить ребенка ко сну. Помогает детям скорей заснуть и ожидание какого-то интересного события. Можно рассказать малышу, что чем быстрее он заснет, тем быстрее наступит завтра и он встретится с друзьями в садике, будет играть и веселиться.
Конечно же, спокойному отходу ко сну не способствуют вечерние активные игры, чрезмерное возбуждение ребенка.
Ситуация третья: «Не пойду в садик!». Часто родители просто впадают в отчаяние: давно пора идти на работу, а малыш чуть ли не истерики закатывает и наотрез отказывается идти в детский сад. Если ребенок только-только поступил в садик, то, конечно, ему требуется адаптационный период и нельзя его ругать за то, что он пока не привык обходиться без мамы.
Помочь в такой ситуации может своевременная подготовка малыша к садику. Заранее следует обучать ребенка обслуживать себя, общаться с другими детками, слушаться старших.
Ребенок может отказываться идти в детский сад, потому что ему там просто не нравится. Желательно постараться выяснить у ребенка, что вызывает его беспокойство. Можно также проконсультироваться с воспитателем детского сада, узнать, как ребенок ведет себя там. Часто бывает, что капризный и не в меру шаловливый дома малыш в садике ведет себя тихо и скромно.
Чем заинтересовать ребенка? В садике малыш может найти для себя массу увлекательных занятий. Вот и расскажите ему, как интересно будет играть с игрушками, с другими детьми, бегать на улице.
В статье «Как помочь ребенку освоиться в детскому саду?» Страна советов подробно рассматривает вопросы адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении.
Ситуаций, подобных описанным, еще очень много , ведь каждый ребенок хотя бы раз отказывался не только кушать или спать, но и одеваться, умываться, убирать игрушки, да и просто слушаться. В ответ на уговоры родителей ребенок может закатить истерику или даже проявить агрессию.
Воспитание ребенка – огромный труд, требующий от родителей терпения, заботы и, конечно же, любви. Не пытайтесь заставлять ребенка что-то делать против его воли, пытайтесь найти «ключик» к его поведению – и Вы сможете добиться успеха!