Как узнать что интересно ребенку. Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности

На свадьбу

«Меня всегда до глубины души поражало, насколько слепы родители, когда дело касается мечты их ребенка. Они ее не понимают. Причем не понимают искренне.»

Алессандро Барикко

Все мамы и папы стремятся как можно раньше рассмотреть способности ребенке и заняться их развитием. Попробуйте наиболее эффективные методы, которые помогут сформировать и развить потенциал, заложенный в каждой крохе.

Фото © Schools of Thought

Нет ничего удивительного в том, что каждый родитель считает своего ребенка особенным, одаренным и неповторимым, ведь абсолютно в каждом малыше от природы заложены определенные задатки. Цель родителей - увидеть таланты своего чада и развить их. Чем раньше ребенок начнет развиваться в заданном направлении, тем больший успех его ожидает в будущем.

Способности, которые формируются еще с детства, в дальнейшем помогают человеку реализовать свой потенциал, адаптироваться к различным условиям жизни и найти свое место под солнцем. Практически все способности закладываются в детском возрасте, потому родителям важно знать, как правильно их выявить и впоследствии развивать.

Определяем способности ребенка

Наблюдайте

Очень внимательно всегда и везде наблюдайте, к чему ребенок проявляет больший интерес. Регулярно занимайтесь рисованием, музыкой, танцами, лепкой и т. д. Экспериментируйте. Запишите ребенка в различные кружки, и если ему будет что-либо неинтересно, он сам об этом скажет.

Обращайтесь к специалистам

Если малыш не проявляет интереса ни к чему и без энтузиазма выполняет все ваши предписания, обратитесь к детскому психологу. Опытный специалист поможет точно определить, в каком направлении двигаться и как именно заниматься развитием малыша.

Важно!

Не сидите сложа руки. Чтобы своевременно определить способности ребенка и начать их развивать, необходимо настойчиво и целенаправленно двигаться к желаемому.

Ошибки родителей

В стремлении сделать из своего чада выдающуюся, исключительную личность, родители зачастую совершают ряд ошибок. Вот самые распространенные из них:

  • Навязывание своих нереализованных желаний. Другими словами, родители часто видят в своих детях себя и навязывают им свои увлечения, которые им в детстве были интересны. Этого делать не нужно, поскольку у каждого ребенка существуют свои способности, и совсем не страшно, если они будут отличаться от способностей и увлечений папы и мамы.
  • Не критикуйте. Дети очень ранимы, и каждая критика воспринимается очень болезненно. Если у ребенка что-то и не получается, то под держите его, под бодрите добрым словом и дайте полезный совет.

Успех развития способностей подрастающего поколения во многом зависит от участия близких людей, от их поддержки. И если никак не заниматься формированием тех задатков, что даны ребенку от природы, они так и так и останутся нераскрытыми.

Всесторонне развитый ребенок - это заслуга прежде всего родителей: ведь именно они окружили свое чадо вниманием, заботой и создали благоприятные условия для его самореализации.

Источник журнал «Растем вместе»

Заметить проявление способностей можно с раннего детства. Некоторые малыши начинают пытаться рисовать, другие любят танцевать или петь. Чтобы понять, что будет лучше для ребенка, стоит определить его способности.

Стоит отметить, что человеку мало обладать способностями, так как их нужно развивать в течение длительного времени.

Только в таком случае человек сможет достичь успеха в выбранной деятельности.

Многие родители задумываются о дополнительном образовании ребенка уже после рождения и перед ними встает несколько вопросов:

  • можно ли точно определить способности ;
  • стоит ли отдавать ребенка в разные секции и студии;
  • что делать, если выбор ошибочен.

Важно понимать, что не у каждого человека имеются способности, благодаря которым он может достичь успеха в выбранной сфере. Но также стоит учитывать и то, что при усердной работе многие люди добиваются больших результатов и без врожденных способностей. Именно поэтому важно не выбирать для ребенка сферу деятельности, а понять, чем он сам желает заниматься.

Существуют тесты для родителей, отвечая на которые можно определить способности ребенка. Но стоит отметить, что этот вариант подходит для тех, кто постоянно наблюдает за своими детьми и знает особенности их поведения. Например, ответив на вопросы о том, чем любит заниматься ребенок и как он относится к определенной деятельности, можно сделать предположение о его способностях.

Какие бывают способности ребенка

Способности классифицируются в соответствии с несколькими сферами деятельности:

  1. Интеллектуальная. Способности в этой сфере проявляются в любознательности, исключительной памяти и желании учиться. Если ребенок наблюдателен и знает то, о чем его сверстники и не подозревают, скорее всего у него способности к интеллектуальной деятельности.
  2. Академические достижения. При наличии способностей в этой сфере ребенок много читает, обладает хорошим вниманием и способен удерживать в памяти символы, буквы и слова.
  3. Творческое или продуктивное мышление. При наличии творческих способностей ребенок является любознательным и при этом изобретателен в различных сферах деятельности. Также людей с творческими способностями характеризует высокая продуктивность.
  4. Общение и лидерство. Способности в этой сфере определяются умением легко приспосабливаться к новой ситуации и сохранение уверенности среди незнакомых людей. Детей, предрасположенных к общению, легко определить по тому, как к ним относятся сверстники. Если ребенка часто выбирают в качестве партнера по играм или занятиям, скорее всего он обладает способностями в данной сфере.
  5. Художественная деятельность. Дети со способностями в этой сфере отличаются стремлением создавать рисунки или фигуры из пластичных материалов. Также они уделяют большой интерес визуальной информации.
  6. Двигательная деятельность. , обладающие способностями в данной сфере, демонстрируют хороший уровень развития двигательных навыков.

Согласно данным сферам деятельности родителям предлагается несколько тестов, ответив на которые можно будет понять, какие способности есть у ребенка.

Как определить способности ребенка к профессии

Перед тем как направляться к специалистам по профориентации, следует учитывать, что делать это нужно лишь в подростковом возрасте. При этом нужно быть уверенным в том, что ребенок пройдет тестирование у компетентного специалиста, который сможет уделить ему достаточно внимания. Школьные психологи зачастую не обладают новыми методиками и временем для того, чтобы помочь ребенку определить, какая профессия ему подходит.

Как протестировать ребенка?

Из-за этого многие молодые люди через несколько лет после получения профессионального образования получают второй диплом или начинают работать не по специальности. Это происходит из-за того, что в подростковом возрасте не было уделено достаточно внимания профориентации.

Существует множество методик, благодаря которым можно определить, предрасположенность ребенка к определенной деятельности. Но стоит отметить, что важно проходить комплексное тестирование, а не полагаться на результаты нескольких общеизвестных методик.

Именно поэтому лучший вариант – проведение тестирования платными психологами. Но при отсутствии такой возможности ребенку стоит ответить на вопросы тестов, предлагаемых школьным психологом. Важно понимать, что для определения наиболее подходящей профессии нужно предоставить ребенку информацию о различных сферах деятельности и узнать его мнение.

Как протестировать ребенка на способности

Тестирование детей в подростковом возрасте

Протестировать ребенка можно в специализированных центрах или при помощи методик, которые находятся в открытом доступе. При отсутствии знаний о данном процессе лучше всего доверить такую работу специалистам. При самостоятельном тестировании можно неверно определить подходящую сферу деятельности, из-за чего в будущем ребенок не будет доволен своей профессией.

Многие родители знакомы с ситуацией, когда ребенок после обучения в музыкальной школе прекращает брать в руки музыкальный инструмент и забывает о нем на много лет. Чаще всего это происходит из-за того, что родители ошибочно считают, что у ребенка есть способности в определенной сфере деятельности. Также это случается и по причине того, что при наличии таланта ребенок не желает заниматься определенной деятельностью.

Именно поэтому важно проведение тестирования для определения способностей. Благодаря этому родители:

  • начинают лучше понимать своих детей;
  • узнают об их талантах и склонностях;
  • не совершают ошибок, отдавая ребенка учиться тому, к чему у него нет мотивации и таланта.

Тестирование самих детей производится в подростковом возрасте, так как до этого времени они не способны удерживать внимание, отвечая на сотни вопросов. Поэтому для определения способностей детей в младшем школьном возрасте используются тесты для родителей.

Как влияет среда на способности ребенка

Вопрос о происхождении способностей является наиболее сложным в психологии. Существует 2 точки зрения на данную проблему:

  • теория о генетической природе способностей;
  • теория о приобретенных способностях.

С точки зрения первой способности являются врожденными особенностями, которые передаются от родителей. В качестве доказательства многие приводят раннее проявление способностей у детей.

Согласно теории приобретенных способностей на развитие ребенка влияет среда и именно она полностью формирует его личность. К благоприятным факторам среды можно отнести:

  • опытных педагогов, занимающихся ребенком с раннего детства;
  • особенности воспитания;
  • особенности той или иной культуры, в которой воспитывается человек.

Неблагоприятным фактором является обедненная среда. Если ребенок испытывает дефицит впечатлений, его способности не развиваются. Учитывая обе представленные теории можно говорить о том, что в некоторых случаях факторы наследственности могут компенсировать отсутствие подходящей среды. В других же случаях именно факторы среды способны оказать сильное влияние на развитие способностей.

Стоит отметить, что в психологии существует такое определение, как задатки. Данным термином обозначаются природные предпосылки способностей. В пример можно привести предрасположенность к восприятию звуков, красок и пространственных форм у творческих личностей.

Важно понимать, что из одних и тех же задатков могут возникнуть разные способности. Например, хорошая наблюдательность присуща таким профессиям, как геологи, следователи и художники. Таким образом, задатки создают возможности для развития различных способностей.

Чтобы понять, как среда влияет на развитие способностей, достаточно представить ребенка, который имеет музыкальные задатки, но при этом условия не позволяют ему получить музыкальное образование. В лучшем случае он научится играть на одном из музыкальных инструментов на любительском уровне. Но ребенок, не обладающий задатками, но обучающийся в музыкальной школе, может достичь больших успехов в данной сфере.

Но не стоит забывать и о личной активности. Если ребенку неинтересна определенная деятельность, даже при наличии задатков, он не станет выдающимся музыкантом, художником или математиком. Именно поэтому личная активность является важнейшим фактором, который влияет на развитие способностей.

Склонностью считается избирательная направленность человека, которая побуждает его заниматься определенной деятельностью. Именно возникновение склонности является предпосылкой к развитию способностей.

Какие способности ребенка описывает Монтессори

Под педагогикой Монтессори подразумевается система обучения детей, которая была разработана Марией Монтессори. Согласно данной методике ребенок должен обучаться в условиях, при которых его не принуждают к выполнению каких-либо действий.

Мария Монтессори была убеждена, что как наказание, так и поощрение негативно сказываются на результатах обучения. Она считала, что при создании благоприятных условий ребенок сможет проявить свои задатки и развить способности.

Обучение по указанной методике производится в соответствии с несколькими обязательными правилами:

  1. Ребенка не следует принуждать к чему-либо. Он должен сам обратиться к взрослому.
  2. О детях нельзя говорить ничего плохого.
  3. Во время воспитания и обучения необходимо концентрироваться на хороших качествах и поступках ребенка. Благодаря этому для плохого со временем не останется места.
  4. Важно тщательно подготавливать среду, в которой будет заниматься ребенок.
  5. Во время обучения необходимо быть готовым откликнуться на призыв ребенка.
  6. Необходимо уважать ребенка, который сделал ошибку, но при этом немедленно останавливать его в случае, если он совершает действия, которые могут угрожать безопасности ребенка или его развитию.
  7. Если ребенок отдыхает или наблюдает за другими детьми, нельзя принуждать его к активным действиям.
  8. Важно помогать ребенку найти занятие, если он ищет его.

Одним из наиболее важных элементов педагогики Монтессори является подготовленная среда. Она позволяет ребенку постепенно освобождаться от опеки взрослых. В пример можно привести использование столов и стульев, которые дети могут переставлять самостоятельно.

Как проверить ребенка на спортивные способности

Педагогика Монтессори

Решая отдать ребенка в спортивную секцию, родители часто не представляют, какой вид спорта стоит выбрать. Для того чтобы занятия были эффективными, сначала необходимо определить способности ребенка. Одной из распространенных ошибок становится выбор секции в соответствии со своими желаниями. Кто-то всегда мечтал стать боксером и поэтому отдает сына для занятий данными видом спорта. Но у ребенка могут отсутствовать способности или желание заниматься определенной деятельностью.

Стоит помнить о том, что физкультура и спорт – это разные вещи. Если хочется укрепить здоровье ребенка, достаточно заниматься общей физической подготовкой. Спорт же подразумевает соревнования и достижения высоких спортивных результатов. Именно поэтому при выборе спортивной секции прежде всего необходимо ориентироваться на способности и его физические данные.

Наиболее простым способом определения способностей являются пробные занятия в разных спортивных секциях. Опытный тренер после первого занятия способен определить, подходит ли ребенку выбранный вид спорта или нет.

Еще одним способом является комплексное генетические обследование, благодаря которому можно точно определить, к какой области ребенок при желании сможет достичь больших результатов. В основе такого обследования лежат особенности функционирования мышечной ткани. Человек, который будет быстрее пробегать короткие отрезки за минимальное время, не сможет стать лучшим в беге на длинные дистанции.

Существует 2 типа мышечных волокон – медленные и быстрые. Медленные приспособлены к длительной нагрузке, а быстрые лишь в кратковременной взрывной. В соответствии с наличием генов, отвечающих за разные параметры, выделяют 3 генотипа:

  1. Люди с генотипом R/R способны достигать высоких результатов в спринтерском беге, метании ядра и других дисциплинах, где важна скорость и сила.
  2. Обладатели генотипа R/X имеют преимущества при занятии такими видами спорта, как единоборства и спортивные игры.
  3. Более редким генотипом считается X/X. Его носители способны достичь больших результатов при занятии спортом, где важна выносливость. В пример можно привести плавание на длинные дистанции.

Таким образом, самостоятельно определить наличие спортивных способностей и задатков практически невозможно. Именно поэтому необходимо посоветоваться с тренерами, которые занимаются подготовкой детей в различных секциях. Лучшим вариантом является определение генотипа ребенка.

Важно учитывать, что перед началом занятий ребенок должен пройти обследование. Это связано с тем, что некоторым детям противопоказаны большие нагрузки.

Не стоит забывать, что ребенок должен стремиться достигать результата в выбранной деятельности, так как без мотивации даже при наличии способностей ничего не выйдет. Также достижение результатов зависит от:

  • характера ребенка;
  • квалификации тренера;
  • социальных условий.

Если все описанные факторы будут благоприятными, результаты будут заметны уже на начальных этапах.

В физкультуре есть множество направлений, в которых человек может стать успешен независимо от того, какой у него генотип. Но при желании провести исследование сделать это можно уже в раннем .

Как распознать способности ребенка смотрите в следующем видео:

Для чего нужно определять способности ребенка заранее?

Правильно развивая и расширяя их, в итоге мы получим, ни много ни мало, талант. А вы думали, он с неба падает?

Какие способности надо выискивать в своем ребенке? Не только музыкальные, спортивные, художественные и танцевальные. С ними все просто.

А попробуйте увидеть способность к анализу , инициативность , лидерские качества, склонность к точным техническим наукам , навык конструирования или непобедимую исследовательскую жилку…

Два основных метода определения способностей – игра и наблюдение . Сначала – наблюдайте за малышом и задавайте себе вопросы.

Какие игрушки он предпочитает – пианино, конструктор, мелки? Подпевает ли песенкам, приседает ли под музыку? Каково его поведение? Он тихо сидит и что-то чирикает в блокноте или пристает к взрослым с постоянными вопросами и предложениями?

Каковы его отношения со сверстниками, признают ли они в нем лидера? Обладает ли тот хорошей памятью, любит ли читать, независим ли в своих решениях?

Любимые слова техника и исследователя – вопросительные : «Что , как , почему , зачем ?». Книгочей обладает завидными навыками академической деятельности. Может, он станет нобелевским лауреатом?

Ребенок, ясно излагающий свои мысли, наверняка будет интеллектуалом, ученым или писателем. Малыш, легко распознающий ранее услышанные мелодии, может превратиться в композитора, скрипача или пианиста.

Но имейте в виду, в первые годы многие дети любознательны и открыты для новой деятельности. Им нравится все – и бубны, и краски, и папина машина, и червячок под листиком.

Надо различать способности и желания . Иногда ребенок просто любит танцевать, но делает это не ритмично.

Если вы сделаете упор не на ту деятельность и заставите чадо усиленно тренировать отсутствующие у него навыки, вы породите закомплексованную личность.

Если же на всякий случай отдадите его в пять секций сразу, то лишите его детства и последних сил.

Задача родителей – дать ребенку шанс попробовать себя в разных делах и вовремя распознать склонности к тем или иным. Но никогда не давить на кроху!

Возможно, сегодня ваш сын – первый в классе по рисованию и обожает «живописные» кружки. Может, ему легко даются все техники и краски. Но еще не факт, что он сам захочет связать жизнь с профессией художника. Вдруг математика окажется ближе к сердцу?

Здесь важны понятия задатков и склонностей крохи. Задаток – то , с чем ребенок родился . Иногда это наследственность (так получаются потомственные музыканты, композиторы, живописцы), порой – индивидуальная особенность малыша.

Бывает, что яблоко падает от яблоньки очень далеко, и в семье рядовых математиков вдруг рождается гениальный поэт.

Склонность – то , к чему тяготеет сам ребенок . Он интуитивно интересуется тем или этим, может часами барабанить по кастрюлям, вызывая негодование соседок.

Когда надо определять способности ребенка? В 3-5 лет уже можно увидеть , к какой деятельности склоняется чадо .

С дошкольного возраста актуален персональный подход – при выборе детского сада, дополнительных платных занятий, секций, кружков и, в конце концов, школы.

Со старшими детьми (5-7 лет ) удобнее проводить тесты , которые выявляют творческий потенциал и умственные возможности.

Можно даже обратиться к специалисту, который тщательно проанализирует ваше дитя.

Однако, только в семье и исключительно для своих наблюдательных родителей ребенок раскрывается со всех сторон. Будьте внимательны!

Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.

Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?

Кто и где выявит способности ребенка

Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.

Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.

Признаки высокого интеллекта

  • Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
  • Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
  • Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
  • Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
  • Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
  • Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.

Признаки выраженных творческих способностей

  • Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
  • Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
  • Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
  • Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
  • Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
  • Склонность анализировать свои чувства и поступки.

Признаки сенсорных (практических) наклонностей

  • Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
  • Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
  • Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
  • Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
  • Специальные способности, или правильный путь развития.

Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.

Мария Соболева

Как вовремя выявить и развить способности ребенка

Мы, родители, люди тщеславные. Ну кому не хочется гордиться своим талантливым ребенком, чтобы окружающие видели его дарование, восхищались и хлопали в ладоши. В каком возрасте уже можно определить склонности малыша к музыке, рисованию, спорту, наукам? Как правильно развивать способности, нужно ли ребенку посещать сразу кучу кружков, бывают ли бесталанные дети - родителям важно это знать. Популярные методы для выявления творческих способностей и задатков ребенка сегодня предлагают популярные познавательные сайты .

Задатки = способности?

Не совсем. Мы часто путаемся в понятиях. Давайте устроим маленький ликбез.

Итак, наша цель - вовремя выявить и развить способности ребенка, то есть личные особенности конкретных Коли, Маши, Саши проявлять себя в каком-то виде деятельности - отлично играть в хоккей или выделывать танцевальные па на сцене.

Говорить о способностях новорожденного ребеночка преждевременно, они появятся в процессе развития. А вот задатки бывают врожденными - это генетические особенности, природные предпосылки.

У вашего малыша особая пластика мышц, легкость опорно-двигательного аппарата? Налицо задатки к занятиям танцами , гимнастикой, фигурным катанием. А вот задатки образного мышления формируют склонности к художественному творчеству.

Получается, способности - такое себе сочетание заложенного природой и приобретенного благодаря обучению и воспитанию.

Есть еще понятия талант и гениальность - высшие степени одаренности. Гениев вообще можно пересчитать по пальцам, они достояние всего человечества.

Выявляем способности ребенка

Знакомо вам ставшее практически шаблонным утверждение: каждый ребенок в чем-то талантлив? Не согласиться с этим сложно, главное - вовремя выявить способности малыша.

Но ложка дегтя в этой бочке меда таки имеется. Маленькие дети интересуются всем вокруг, познают мир, они очень любознательны. И танцует ваше чадо, и рисует, и мячик гоняет, и стихи рассказывает . Так это нормально! Любое проявление интереса ребенка к чему-то новому не стоит причислять к особым дарованиям.

Вы уже видите свою Ксюшу звездой экрана (она же так любит выступать, совсем не стесняется внимания даже малознакомых людей). А завтра девочка заинтересуется цифрами: быстро их запомнит, будет рассматривать яркие картинки с их изображением, клеить на магнитную доску. Значит, растет новая Софья Ковалевская (великий математик)?


Старайтесь адекватно относиться к стремлениям вашего малыша к новому виду деятельности, не переоценивая их. Но в то же время будьте внимательны, ведь некоторые особые способности можно заметить даже в раннем возрасте - художественные или музыкальные.

Большая ошибка родителей - проецировать на детей свои желания и нереализованные возможности. Папа (сам не ставший классным игроком) твердо заявил: наш Ваня будет футболистом! И пытается сделать из мальчишки будущего Марадону, не замечает (не хочет замечать) - Ванечке интереснее возиться с конструктором, чинить поломанные машинки, наблюдать, как работает техника.

Футбол, конечно, общему физическому развитию только на пользу, но если в меру и ребенку в удовольствие. Дайте детям возможность делать то, что им интересно, а не то, чего хотелось бы вам.

Другая крайность: династические традиции. У нас в роду все музыканты! И пиликает бедный Миша на скрипке, хотя выявить у ребенка явные спортивные задатки совсем не сложно. Но родители считают, что им лучше знать, кем быть их отпрыску.


А если маленькая Алена упорно не желает баюкать кукол и нянчить игрушечных зверюшек, вместо этого требуя очередную машинку, интересуясь папиными инструментами, как поступят родители? На 99 % - технические наклонности дочки просто проигнорируют.

Вообще вовремя выявить способности детей — задача совсем не простая. Но интересная!

Никто вам не назовет точной даты, когда будет ясно и понятно - у ребенка проявляются способности к точным наукам, заметны большие писательские перспективы, а возможно, в семье подрастает будущий политик (бизнесмен, изобретатель, кинолог, журналист, автомеханик).

Психологи утверждают - в раннем детстве, до 3-5 лет, выраженная склонность и устойчивая заинтересованность каким-то конкретным занятием проявляется только у 10-15 % малышей.

Ребенку свойственно интересоваться многим, пробовать себя. Способности организаторские, литературные, научные могут проявиться в среднем школьном возрасте.

Что поможет вовремя выявить способности детей

Лучше мамы с папой свое чадо не знает никто - кроха растет и развивается под их чуткой опекой. Но родителям следует быть очень внимательными. Главный способ определить круг интересов малыша - наблюдение и еще раз наблюдение! Начиная буквально с пеленок. Даже карапузы первого года жизни могут уже проявить, например, музыкальные задатки. Они лучше реагируют на звуки, прислушиваются к мелодиям, улыбаются, слыша музыку, гулят, интонируют мелодии.


Ведите хронологию развития малыша, записывая достижения, проявляющиеся новые интересы. Так легче выяснить, к чему у ребенка больше склонностей, как меняются его предпочтения.

Ко всему прочему, таким образом вы зафиксируете многие любопытные моменты развития. Подросшему ребенку самому будет интересно и забавно увидеть свои первые рисунки, поделки, фото и видеокадры выступлений.

Мягко и ненавязчиво помогайте малышу сделать свой выбор. Уже точно замечено - ребенок физически активен, ни секунды не усидит на месте. Ну ведь явные задатки спортсмена.

Не спешите решать, кем ему быть: легкоатлетом, пловцом, теннисистом. Попробуйте предложить карапузу на выбор мяч, клюшку, лыжи и посмотрите, чем он заинтересуется больше. Ребенка постарше (5—6 лет) можно поводить в спортивные секции, пусть выбирает свой вид спорта.


Всестороннее развитие малыша пойдет ему только на пользу. Даже талантливым художникам еще не помешала в жизни хорошая физическая форма, а музыканту знание компьютерных технологий . Опять же, широкий круг интересов ребенка помогает вырастить из него человека эрудированного и думающего.

Но не переусердствуйте! Ребенок не может объять необъятное - посещать сразу 10 кружков утомительно, остановитесь на том, к чему он больше тянется.

Поощрять успехи ребенка очень важно в развитии любых способностей. Но хвалите за старание, терпение, усидчивость, настойчивость, то есть когда малыш прилагает определенные усилия. Совсем крохам, конечно, на пользу любое одобрение их талантов.

Бывает и так: малыш вроде всем интересуется, но каких-то явных способностей вы за ним не замечаете. Можно пройти тестирование у детского психолога.

Методик выявления одаренности вашего чада множество. Используются рисунки, упражнения, разыгрывание сюжетов из сказок и разнообразных ситуаций, игровые задания, анкетирование родителей, вопросники для детей.


Проведите свой экспресс-тест. Организуйте игровой уголок - по периметру разложите на одинаковом расстоянии альбом и карандаши, пазлы, конструктор, мячик, мягкую игрушку, книжку, машинку. Предложите ребенку поиграть . Чем он заинтересуется больше? Наверняка перепробует все предметы, но что-то его привлечет сильнее. Вот и повод для размышлений.

Игра - отличный способ выявить скрытые в вашем малыше способности. Игрушек в доме должно быть много - самых разных, пусть выбирает те, что по душе. Кстати, какие сюжетные игры любит ребенок? Присматривайтесь, делайте выводы о склонностях вашего чада, старайтесь творчески их развить.

Как развить способности детей

Предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. Нравится рисовать - ассортимент орудий творчества должен быть неограничен: всевозможные краски, карандаши, маркеры, фломастеры, альбомы, большие листы бумаги, книжки-раскраски и прочие атрибуты художника.

Проявляйте неподдельный интерес к занятиям малыша, общайтесь - пусть рассказывает, что он делает, хвалите, восхищайтесь.


Совместная деятельность - отличный способ развить способности ребенка (как самостоятельно развить речь ребенка, ). Чем бы он ни занимался, ваше участие незаменимо. Читаете ли вы вместе, лепите, поливаете цветы, играете в бадминтон, строите башенки. Интересы ребенка = ваши интересы.

Если ребенок проявляет творческие способности, ходите с ним в театр, в музей, на детские праздники. Устраивайте дома кукольные спектакли, концерты, инсценировки. Поощряйте юное дарование!

Если он еще слишком мал для посещения кружков, водите его в школу раннего развития. А подрастет, тогда обязательно запишите в подходящую студию. Хороший педагог, тренер, хореограф поможет развить способности вашего отпрыска.

В случае, когда ребенку надоест посещать занятия, проявите терпение. Постарайтесь понять: он просто устал, капризничает либо причина серьезнее. А вдруг танцы - не совсем его конек.

Тогда пусть пробует себя в чем-то другом. Вы ведь уже определились с кругом интересов. Есть из чего выбрать новое занятие.


Затраты: материальные, времени, сил - не в счет. Такова родительская доля. Нереально в 5 лет выбрать наследнику будущую стезю, составить бизнес-план, четко следовать его пунктам и ждать какой-то отдачи.

И пускай ваш ребенок вовсе не гений, вы же просто любите его, он - ваша плоть и кровь. Не стал выдающимся музыкантом, популярным певцом, известным политиком — не важно. Пусть будет просто хорошим человеком. А это талант, доступный не всем.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще