Как и любую вещь, прежде чем сшить фартук, его нужно раскроить. А чтобы раскроить, нужно выполнить построение чертежа фартука.
Самый простой по крою фартук – это цельнокроеный. В этом уроке мы сделаем два варианта выкроек:
— выкройку фартука с отрезным нагрудником;
— выкройку цельнокроеного фартука.
Для опытной портнихи, конечно же, любой вариант фартука не вызовет трудности раскроить его сразу на ткани. Но для этого необходимо, чтобы в сознании был образ создаваемого предмета. У новичка его нет, поэтому предлагаю сделать сначала выкройку на бумаге. Заодно сформируется образ выкройки фартука, что в последующем поможет кроить сразу на ткани.
Для изготовления выкройки фартука или его раскроя на ткани необходимо снять несколько мерок. Порядок снятия мерок классический.
Бретель, как и любая другая деталь одежды должна соответствовать размеру изделия и быть подогнана по фигуре. Как длинная бретель, так и короткая, не только нарушает эстетику изделия, но и вызывает дискомфорт при использовании фартука.
Записываем все мерки в столбик (в скобках стоят мерки, используемые для примера):
Снимите свои мерки и запишите их в сантиметрах.
У новичков также нет опыта обращения с тканью и ножницами на «ты», практики экономной раскладки, поэтому я всегда советую, если есть выкройка, то использовать ее, так как с ней легче делать раскладку на ткани, в чем вы сами убедитесь.
Также удобнее пользоваться выкройкой, если ткань купонная и нужно выбирать наилучшее расположение кроя по рисунку.
Вариант 1.
Фартук с отрезным нагрудником более сложный в пошиве, но он, имеет свои преимущества — лучше сидит на фигуре. А вот при построении чертежа фартука он является основой для цельнокроеного фартука. Поэтому мы начинаем строить выкройку именно с этого варианта.
(Сб. : 2) +8 = ... и поставить точку Т 1 .
Опустить линию вниз и построить прямоугольник – нижняя часть фартука готова.
5. По линии В по горизонтали отложить ширину нагрудника Шн. (мерка записана в половинном размере) – поставить точку А.
6. По линии Т по горизонтали отложить мерку Шн. + 1,5 см. – точка Б.
7. Соединить А и Б. Получаем нагрудник – фигура с точками ВАБТ
8. Построение кармана. От Т вниз отложить мерку 8-9 см., для детей – 7 см. = точка К. От К горизонтально (параллельно линии талии) отложить К1 = 8 — 9 см. (для детей 7 см.).
От точки К1 построить карман: по горизонтали вправо – ширина кармана для детей – 15 см, для взрослых – 17 см. (по размеру руки).
От точки К1 вниз отложить длину кармана: для детей – 16 см. для взрослых 19 см.
Построить прямоугольник чертежа кармана.
При раскрое карман выкраивается отдельно, но на фартуке нужно отметить место притачивания кармана, поэтому карман отмечают на фартуке. Однако, местоположение кармана можно сделать и на примерке, а карман начертить отдельно.
9. Бретель, пояс и косынка выкраиваются сразу на ткани, хотя в школьной программе требуется сделать выкройки этих деталей на бумаге.
а) Длина бретели равна мерке плюс 6 см. на припуск, ширина бретели равна 5 — 6 см.
б) Длина пояса равна: (Ст + 30 см. на завязки) * 2 =
или: От + 60 см. на завязки. Нужно добавить 2 см. на обработку концов пояса и по 2 см. на каждый шов стачивания, если пояс будет из нескольких частей.
Оптимальная ширина пояса — 7 см.
г) Косынку не рекомендую делать на бумаге. Тем не менее, для построения чертежа на бумаге или выкройки на ткани, нужно измерить лицевую часть головы, прибавить 30-40 см. на концы для завязывании косынки. Этот отрезок равен гипотенузе равнобедренного треугольника (ориентировочно 105-110 см.). Отрезок отложить по косой нити так, чтобы получился равнобедренный треугольник: со сторонами 65 -75 см. в зависимости от размера (цифры указаны с припусками на швы). Расчертить косынку и отрезать.
Вариант 2.
Производим те же самые действия, что и при построении фартука с нагрудником:
Дн.ч. – Н.
3. По линии В горизонтально отложить ширину нагрудника Шн — точка А.
4. По линии Т горизонтально — ширину нижней части: рассчитать по формуле: (Сб: 2) + 8 = точка Т 1
Опустить перпендикуляр вниз до линии Н, построить прямоугольник.
5. От Т по ширине выкройки отложить Шн. : 2 + 1,5 см. = Б
Соединить верхнюю и нижнюю точки нагрудника: А и Б.
6. Оформить боковой срез фартука от верха нагрудника до линии талии плавной вогнутой линией.
Углы низа фартука также можно плавно закруглить. Радиус закругления определить опытным путем в зависимости от размера фартука. Чем плавней углы будут закруглены, тем проще их будет обработать, как швом в подгибку с закрытым срезом, так и окантовочным швом.
Кроме того, если вы выберите способ обработки срезов полностью окантовочной лентой, то вам надо будет чуть скруглить и верхние углы нагрудника.
Раньше фартук с отрезным нагрудником подошел бы для урока технологии "Как сшить фартук 5 класс. ФГОС ". Но программу изменили, упростили, и этот урок будет более сложен для восприятия, чем предусмотрено новой программой, хотя в него включены элементы фартука для пятого класса. Нужно взять всего лишь нижнюю часть фартука и пояс. Это же относится и к тем, кому нужен фартук без нагрудника .
Сегодня мы выполнили построение чертежа фартука , рассмотрели два варианта построения выкроек: цельнокроеного фартука и с отрезным нагрудником, узнали о преимуществах раскроя на ткани и с помощью выкройки.
Какой вариант выкройки для вас более интересен, будете ли вы кроить сразу на ткани или построите выкройку фартука? Делитесь своим опытом, своими успехами – всем будет интересно.
Жду ваших комментариев и вопросов. Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, ставьте лайки, подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».
С любовью, Ольга Злобина
Конспект урока технологии в 5 классе по теме: «Моделирование фартука»
Тугарева Ирина Васильевна, учитель ГБС(К)ОУ «Супоневская специальная школа – интернат VI вида»Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
2.Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы построили чертеж фартука.
Назовите детали фартука. Какой они формы?
Какая мерка нужна для определения длины фартука? Как она снимается?
Что такое конструирование одежды?
Чем занимается инженер – конструктор?
Почему чертеж фартука выполняют на половину фигуры?
Какие детали имеют линию середины?
3.Объяснение нового материала.
Каждый вид одежды имеет свое назначение. В зависимости от сезона мы выбираем одежду в соответствии с погодой. В школу и на работу – одну одежду, для торжественных случаев – другую. А как вы думаете, для чего предназначены фартуки и какими они бывают?
/ответы детей/
В одном и том же фартуке мы будем выполнять уборку и накрывать на стол для приема гостей?
/ответы детей/
Конечно, мы убедились, что фартуки не только предохраняют нашу одежду от загрязнения, но и являются одним из элементов традиционной школьной формы выпускниц, могут быть красивыми и нарядными.
Посмотрите на чертеж фартука. Если сделать выкройку, раскроить и сшить фартук, он получится вот таким:
Но интересно ли будет, если все сошьют совершенно одинаковые фартуки? Конечно, нет!
Сегодня на уроке мы узнаем, как можно получить разнообразные модели фартука на основе одного чертежа, научимся выполнять моделирование.
Посмотрите на этот рисунок.
Фартук – необходимая вещь в доме каждой хозяюшки. А если у вас подрастает маленькая хозяюшка, сделайте фартучек и для нее! Вашей маленькой принцессе будет приятно иметь такой же передник, какой носит мама, и она с большим энтузиазмом будет помогать вам по дому. Сшейте парные фартуки «дочка-мама» и приступайте к приготовлению домашних кулинарных шедевров!
Как сшить фартук? Для начала нужно определиться с тканью. Выбирайте что-то поплотнее. Идеальной основой для передника является лен, но выбирайте на глаз и на ощупь. Затем приступаем к выкройке.
Выкройка детского фартука делается на ткани размером примерно 40*50 (ориентируйтесь на рост ребенка). Для начала нужно снять мерки. Делайте это согласно схеме ниже.
Стандартная выкройка фартука для ребенка 6-12 лет выглядит следующим образом.
Если ваш ребенок достаточно высокий, вам подойдут другие размеры.
Впрочем, этот фартук подойдет и взрослым. Ну а стандартная выкройка фартука для взрослых выглядит так.
Однако все эти размеры условные. Они являются стандартными, поэтому ориентируйтесь на них лишь примерно. Снимите мерки с себя и ребенка, чтобы фартук сел идеально.
Когда выкройка будет готова, подогните и заутюжьте все края. Теперь прострочите их на расстоянии 1 см.
Сделайте карман. Его можно пришить в центре фартука. А можно сделать два по бокам. Все зависит от того, куда вам удобнее складывать кухонные мелочи во время приготовления блюд.
Завязки лучше делайте пошире, так фартук будет сидеть плотнее. Две ленты должны быть сверху, еще две — по центру.
В качестве декора можно использовать ту же самую ткань, из которой шили фартук. Можно вырезать полоску ткани, затем собрать ее в гармошку и пришить к низу нашей поделки, чтобы получилась оборка. Также на переднике очень красиво будут смотреться бантики.
Взгляните на идеи, которые мы собрали для вас: вдохновляйтесь и украшайте готовый аксессуар своими руками!
В статье собраны выкройки и фотографии фартуков, которые можно сшить своими руками.
Фартук – это именно та «обязательная» вещь, которая должна быть у каждой хозяйки. Его можно приобрести в любом магазине или же сшить самостоятельно (это будет свидетельствовать не только о вашем мастерстве, но и сможет быть максимально практичной вещью, так как будет сделан с учетом всех ваших особенностей).
В доме принято держать несколько фартуков, например, для каждого члена семьи или в том случае, когда один фартук пачкается и требуется другой «для подстраховки». Фартук (или «передник») нужен не только для работы на кухне, но и в тех случаях, когда вы ухаживаете за цветами в саду, «копаетесь» в старых вещах, делаете уборку или даже чините автомобиль.
Существует масса фасонов женских и мужских фартуков, которые прекрасно защищают чистую одежду от загрязнений, пыли, изнашивания. Фартук может крепиться на талию или шею, закрывая грудь. Если у вас достаточно передников, вы можете сшить его для того, чтобы преподнести в подарок близкому человеку.
ИНТЕРЕСНО: В фартуке можно не только чувствовать себя комфортно, а с удобством работать, ведь он оснащен множеством больших и маленьких кармашков для размещения подручных вещей.
Создавая фартук, помните о том, что ему следует быть не только хорошим, удобным, но и красивым. Чтобы передник, сделанный своими руками, вышел весьма «удачным», следует заранее подобрать его стиль, найти выкройки и приобрести практичный материал.
Материал для пошива фартука следует взять именно такой, который сможет «принять» на себя все виды загрязнений и не испачкать материал чистой одежды. Кроме того фартук пачкается слишком быстро и очень часто, а потом важно, чтобы материал хорошо выдерживал частые стирки.
Какие материалы подходят лучше всего:
Другие советы:
По сути, фартук – аксессуар безразмерный, так как не имеет ни застежек, ни пуговиц. В тех случаях, когда фартук «оказывается мал», его следует лишь слабее завязать на талии или удлинить ленту, которая держит за шею нагрудник.
Как сделать выкройку и сшить фартук:
Выкройка:
Сшить фартук без нагрудника для кухни очень просто. Для этого вам следует использовать один большой лоскут и одну ленту, которая бы держала его и с помощью которой можно было бы завязывать фартук на талии. Такой передник обязательно должен иметь несколько карманов для подручных вещей, а любая декоративная отделка изделия, например оборки или рюшики, делается по предпочтениям.
ВАЖНО: Такой передник легко шить из хлопковой накрахмаленной ткани.
Советы:
Советы:
Выбрать именно «свой» вариант домашнего фартука вы сможете, изучив все возможные идеи и выкройки. Подбирайте именно тот стиль, который по вашему мнению будет красив и практичен. Ткань для передника можно взять из старых лоскутов, остатков одежды или же купить специальный материал.
Выкройки фартуков:
Фартуки, сшитые с оборками, украшенные вышивками, кружевом, вставками из других материалов, кармашками и дополненные необычным кроем всегда выглядят намного интереснее и приятней, чем классический передник.
ВАЖНО: Взять идеи для шитья и ознакомится с выкройками «интересных» фартуков вы можете в данной статье.
Варианты:
Преимущества такого фартука:
ВАЖНО: Варианты красивых, простых и необычных передников с нагрудниками вы сможете найти на фотографиях и эскизах ниже.
Варианты:
Чем интереснее будет фартук, тем большего внимания он заслуживает, тем приятнее его носить, тем больше стоит подобная ручная работа. Ознакомьтесь с идеями и фасонами необычных, очень стильных фартуков для кухни.
Фартуки с сердечком – модный аксессуар для кухни, который так нравится женщинам. Секрет фартука в том, что нагрудник в данном случае заранее вырезается сердечком обшивается оборками.
Фото и выкройка:
Чтобы сшить фартук большого размера, вам пригодится соответствующая выкройка.
Даже мужчинам необходимы на кухни фартуки. Они могут быть в виде передника или же цельные, закрывающие грудь.
Выкройки и фото:
Даже без выкройки можно быстро своими руками смастерить практичный фартук для кухни или работы в саду.
Варианты:
Каждая рукодельница имеет свой взгляд на вещи, творчество и работу и потому существует множество оригинальных фартуков, сшитыми своими руками по необычным выкройкам.
Видео: «Как сшить фартук своими руками?»
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: комбинированный
Цель урока : познакомить учащихся с понятием «моделирование одежды» и научить приемам технического моделирования фартука в М 1:4.
Задачи:
Методы обучения: информационно - сообщающий; работа на интерактивной доске.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: ИЗО, история, МХК, черчение.
Материально-техническое оснащение:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. (1 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя. |
II. Сообщение темы и целей урока. (2 мин) | Сообщает тему и цель урока. | Записывают тему в тетрадь. |
III. Повторение пройденной темы. (5 мин) | Предоставляет слово докладчику по теме: «История появления фартука». | Ученик рассказывает о происхождении фартука. |
Задает вопросы на повторение пройденной темы. | Отвечают на вопросы. | |
IV. Изучение нового материала. (10 мин.) | 1. Рассказывает о процессе изготовления одежды, знакомит с профессиями: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства. | Отвечают на вопросы. |
2. Рассказывает о сочетании цвета, отделки, формы фартука. | В качестве закрепления материала выполняют задания на интерактивной доске. | |
3. Показывает на интерактивной доске STARBOARDприемы технического моделирования фартука. | ||
V. Физкультминутка. (1 мин.) | Выполняет физкультминутку | Выполняют физкультминутку |
VI. Практическая работа | 1. Слушает, корректирует работу учащихся. | Выполняют техническое моделирование фартука на интерактивной доске. |
2. Разбивает учащихся на группы. Дает задание по теме моделирования. | Распределяют роли в группе. Дают название ателье, придумывают эскизы, выполняют техническое моделирование фартука. Защищают свои эскизы фартуков и техническое моделирование. Группы оценивают работу друг друга. | |
VII. Закрепление материала. (3 мин.) | Задает вопросы на закрепление | Отвечают на вопросы |
VIII. Подведение итогов урока.(3мин) | Оценивает работу учащихся. | Говорят о том, чему научились на уроке. |
Прощание. | Убирают рабочие места. Прощание. |
Проверка готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.
(На доске записана тема урока).
Изложение целей урока.
Учитель: Девочки, давайте вспомним, когда и как появился фартук.
Ученик (докладчик) рассказывает об истории появления фартука. (Приложение 3 )
Учащиеся отвечают на вопросы учителя: (Слайды 13,14)
Сейчас подробнее рассмотрим этапы процесса изготовления изделия. (Слайд 15)
Итак, записываем в тетрадь определение. (Слайд16)
Моделирование – это изменение формы деталей изделия и его художественное оформление в соответствии с выбранной моделью.
Чем же должен руководствоваться художник- модельер, чтобы составить эскиз фартука?
Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым.
Наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой. (Слайд 17)
(Слайд 19)
А теперь, пользуясь интерактивной доской, выполните следующие задания:
Перейдем непосредственно к техническому моделированию фартука.
Процесс моделирования можно разделить на три этапа:
(Слайд 22)
Сейчас мы с вами будем конструкторами-модельерами. Наша задача: изменить форму деталей фартука с помощью нанесения новых линий и получить новые фасоны фартуков.
Перед вами на доске эскиз модели фартука. (Слайд 23). Нужно в основу чертежа внести изменения в соответствии с новой моделью. Нужно учитывать, что чертеж строится на половину фигуры человека. Все изменения вносим с помощью интерактивного пера на доске STARBOARD . (Учитель показывает приемы нанесения новых линий)
Девочки самостоятельно на интерактивной доске выполняют техническое моделирование фартука. (Слайды 23, 24)
Затем учитель показывает приемы оформления технического моделирования на бумаге.
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
Учащиеся разбиваются на 2 группы.
Учитель: Сейчас вы представьте, что работаете в ателье по пошиву одежды. Кто-то из вас будет художником – модельером, кто-то конструктором- модельером. Распределите роли между собой. Я раздаю вам бланки для моделирования. Вы придумываете название своему ателье и вписываете его в бланк. Художники- модельеры зарисовывают эскизы моделей и описывают их фасон, затем передают бланки другому ателье. Другое ателье должно технически смоделировать фартуки по вашим эскизам в М 1:4. Затем модельер и конструктор защищают свои проекты и дают оценку другому ателье. Чтобы ничего не упустить в работе воспользуйтесь планом работы «художника – модельера» и «художника – конструктора»
Текущий инструктаж: учитель направляет работу учащихся, исправляет недочёты с помощью учащихся.
Вопросы для закрепления нового материала:
Учащиеся говорят о том, чему научились на уроке. Убирают рабочие места. Прощание.