Как сделать гобелен технология 3. Как сделать гобелен своими руками: мастер-класс для детей

Маме

Сейчас я покажу, как нужно правильно нарисовать эскиз к Вашему будущему гобелену.

Дело в том, что не все, что Вы нарисуете можно выткать в гобелене на небольшом формате. Рисунок может получиться у Вас очень красивым, но в ткачестве тоже есть свои правила, которые нужно выполнять.

1. Для начала берем листик ватмана, в размер, который Вам нужен. Отступаем от краев по одному сантиметру и проводим линии

Это нужно для того, чтобы основная часть рисунка оставалась на виду

Дело в том, что рама имеет «четверть» (вырез для картины, куда она вставляется) и как правило в один сантиметр. Вот этот сантиметр и будет невидимым. А при натяжении гобелена невидимая часть может оказаться и гораздо больше. Т. е. основной рисунок не должен заходить за эти линии, как например на рис.3.

В связи с тем, что основа у нас на станке натянута вертикально, мы, по возможности, должны использовать в своем эскизе больше горизонтальных линий. Это облегчит Ваш труд.

Если мы попробуем сделать «горочку» (о которой я уже писал в своих уроках ткачества), огибая ниткой каждую последующую нить основы (один раз на каждой), то получим определенный угол. Он зависит от толщины основы и расстояния между натяжением данной основы. Вот этот угол и будет определяющим нашей максимально горизонтальной линии и в этом случае нам не придется делать соединений

На рисунке 5 есть место на листике, где нужно делать соединения, так как эта линия почти вертикальная. Соединения примерно отмечены крестиками.

Если Вы будете использовать такой рисунок, как на рис.6, то острые кончики листьев не сможете соткать в небольшом размере гобелена, т. к. соединения нити с нитью сделать здесь весьма сложно. Кстати, расположив рисунок горизонтально, можно делать линии любой толщины (ветви деревьев, стебли и т.д.)

2. Теперь давайте рассмотрим другой рисунок - вертикальный.

Ткать будем так же, как мы видим его в обычном положении. Вот тут уже вертикальные тонкие линии сделать очень сложно, поэтому будем пользоваться в большей степени горизонтальными.

Цветочек можно нарисовать и по-другому. В данном случае мы ставим рисунок на станок вертикально и используем при этом больше горизонтальных линий.

Для самых начинающих я приготовил небольшой сюрприз.

На следующем рисунке, а точнее анимации, Вы можете поэтапно увидеть, как горочкой за горочкой можно сделать простой гобеленчик без каких либо соединений нитки с ниткой. А вот в конце каждой горочки можно сделать обкрутку, (см. мой урок по ткачеству) для того, чтобы более контрастно отделить их друг от друга.

Цвет, конечно, можете подобрать любой по Вашему вкусу.

Желаю успехов в Вашем творчестве!

Гобелены ткут на прямоугольных деревянных рамах. Перед тем, как сделать гобелен, такую раму нужно заказать в мастерской или сделать самостоятельно. Выткать своими руками такое произведение искусства, как гобелен, чтобы оно долгие годы радовало всех членов семьи, не слишком сложно. Для больших работ лучше брать специальный станок, но гобелены до 1 м можно ткать на самодельной раме.

Схема рамы для гобелена: C — высота, D — длина.

Для изготовления гобелена с нуля понадобятся следующие материалы:

  • 4 планки из дерева для изготовления рамы;
  • мелкие гвоздики для натяжки нитей;
  • нитки — шерсть или акрил для работы;
  • нитки — лен или х/б для основы;
  • лист бумаги или картона с будущим рисунком гобелена;
  • Полоса бумаги, сложенная в несколько раз, линейка, рейка;
  • Ковровая колотушка (с успехом заменяемая вилкой);
  • ножницы;
  • нож-крюк.

Изготовление рамы

Самый простой способ — соединить 4 доски с обратной стороны шурупами. Если взять при этом длинные шурупы, они могут выполнять функции ножек, на которые самодельную раму будет удобно ставить.

Для последующего натягивания основы набивают мелкие гвоздики на горизонтальные планки рамы в шахматном порядке, расстояние между ними должно быть 10 мм. После натяжки нитей основы расстояние между двумя ниточками получается 5 мм. Впоследствии можно будет набить гвоздики чаще, но для освоения техники такое расстояние является оптимальным.

Чем больше расстояние между гвоздиками, тем легче работать. Но для создания сложных многоцветных гобеленов гвоздики набивают очень часто.

Можно обойтись без гвоздиков, в этом случае нить обматывается вокруг горизонтальных планок. Этот способ менее удобен в связи с тем, что нити основы могут смещаться.

Вернуться к оглавлению

Начало работы с гобеленом

Для натяжения в качестве основы чаще всего берется хлопчатобумажная или льняная нитка или тонкий шнур той же толщины, что и нити для работы или чуть тоньше. Нежелательно использовать искусственные материалы, за исключением полиэстера, из-за их скользкой структуры.

Крайние нитки основы натягиваются сильнее, чем прочие. В некоторых случаях прокладывается их две или даже три. Это нужно для сохранения равномерной ширины.

Для выполнения самого гобелена нитки или пряжа используются самые различные. Традиционные гобелены всегда ткались из шерсти, но современный рынок может предложить множество вариантов на выбор — декоративные шнуры, люрекс или сизаль, пряжа для вязания во всем ассортименте.

Инструменты для вязки гобелена: а — ковровая колотушка, б — нож-крючок.

Цвет нитей основы большой роли не играет, так как они будут полностью закрыты нитями утока.

Чтобы найти подходящего размера картинку в цвете, можно понравившееся изображение увеличить и распечатать. Также можно нарисовать картину самостоятельно. Сложные пейзажи и картинки не стоит выбирать для самой первой работы. Лучше выбрать простой рисунок, но такой, чтобы на нем можно было попробовать несколько видов переплетения, узлов, способов переплетения нитей.

Перед тем как закрепить рисунок, нужно определить направление ткачества. Ткать гобелен можно и вертикально, и горизонтально. Выбирают способ в зависимости от рисунка.

Затем внизу рамы прокладывают выбранную рейку, линейку, бумагу — от нее начинается ткачество.

Вернуться к оглавлению

Начало ткачества

Хотя делать гобелен довольно просто, техника эта, как и любая работа руками, требует усидчивости и большого терпения.

Для начала прокладывается уравнительная плетенка — нить контрастного цвета, которая разделяет на пары нити основы и делает расстояние между ними фиксированным. Концы нити привязываются к боковым планкам рамы, так фиксируется полотно.

Нить прокладывается позади нитей основы, конец привязывается к раме. Обвивают уравнительную нить вокруг первой нити основы и делают петлю, в которую протягивается часть нити, лежащей за основой, так образуется новая петля. Для знакомых с вязанием это можно назвать цепочкой воздушных петель, ее можно делать крючком. Пройдя таким образом по всем нитям основы будущего полотна, уравнительная нить привязывается к боковине на противоположной стороне.

Затем прокладывается несколько рядов нитями основы, обычно не больше 10 и общей длиной не более 1-2 см. Этот край впоследствии подогнется и подошьется на изнанку готовой работы.

Нить прокладывается свободно, не стягивая основу, каждые несколько рядов подбиваются колотушкой, чтобы достигнуть необходимой плотности.

Как правило, крайние нити основы обвиваются восьмеркой, чтобы укрепить край; но если гобелен небольшой, достаточно один раз обвить вокруг.

Для того чтобы понять технику того, как изготавливается гобелен своими руками, нужно проложить несколько рядов, чередуя цвета. Делать можно полотна гладкие или ворсовые, разная фактура достигается за счет разных способов переплетения.

Добавлено в закладки: 0

Человеческая потребность украшать свое жилище издавна порождала различные формы прикладного мастерства. Гобелены же считаются предметом роскоши, потому,что это не просто картины, а шикарный элемент декоративного оформления интерьера. Гобелен — это разновидность ковра, сделанная вручную. Гобелен известен со времен Древнего Египта и плетется на специальных станках вручную.

Мастера используют различные техники плетения: гладкое, узелки, петельки, косички, кисти, египетское, греческое плетение и другие, что делает изделие объемным и рельефным. Тематика картин самая разнообразная- пейзажи, портреты, абстракция.Большую роль играет цветовое решение.

Для изготовления гобелена используется шерсть, хлопок, искусственные волокна. Создание гобелена требует не только времени и аккуратности, но и полета фантазии и нестандартных решений. Сегодня гобелен очень популярен и при дизайне интерьера могут творить настоящие чудеса, создавая тепло, уют, красоту и стиль вашего дома.

А могут стать центром декора и подчеркнуть социальный статус ее владельца. Процесс этот очень трудоемкий и длительный (например, в год ткач изготавливает 1,5 метра гобеленового полотна). Это жизнь, воспроизведенная в полотне.

Для примера предлагаем подборку самых различных видов гобелена.

Варианты идей для плетения гобелена осень, деревья, весна

Гобелен на станке

Оригинальные идеи плетения рисунки для гобеленов

Гобелены - картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее.

Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты.

Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других - хобби.

А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других, пишет Сергей Салтыков

Изготовление рамы для ткачества

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше “барашков”) регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями – тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.

Следующая задача - заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу - ткачеству.

Уроки ткачества

Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.

Итак, начнем.

1. Как проложить нить

Наша основа уже разделена на 2 части - ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон

Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.

Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.

Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.

Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.

В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.

Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.

Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.

Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.

Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем…

Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно - черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.

Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.

Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.

Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.

И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.

Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».

Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).

А уж затем заполняем ее другим цветом

А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).

Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.

Наше солнышко готово!

А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.

Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.

Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!

2. Как соткать объемный гобелен

Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.

Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.

Первый способ - «Косичка»

Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис

.

После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».

После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.

Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.

Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.

Способ второй - завязываем узелки

При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:

Теперь вспомним солнышко:

1. Ткем нижний ряд фона.

2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.

Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.

У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.

или вот, например, такой, более сложный гобелен.

Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.

3. Как соткать мини-гобелен

В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.

На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.

Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.

Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.

Размер этого гобелена - 8х15 см.

Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.

Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:

1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:

А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.

Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две–три крайние нити основы.

гобелен своими руками

Гобелен - дело необычайно привлекательное. Для многих это возможность реализовать свои фантазии и способности. Изготовление гобелена требует особой концетрации внимания, сосредоточенности, а также нестандартного взгляда на мир и интуиции. Ткачество - работа трудоёмкая, одновременно воздействующая и на левое и на правое полушария мозга, развивающая как моторику, так и чувство прекрасного. Результат такой работы порой превосходит все мыслимые ожидания.
Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Вам понадобится:

Небольшая деревянная рама 750 × 500 мм;
льняные и шерстяные нитки;
ножницы;
вилка;
полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 × 50 мм;
полоски газетной бумаги размером 5 × 70 мм.

Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили паль

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.


Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

Плетение заработки.


Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.



Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.
Крепление ворса к нитям основы.



Подстригание ворса после закрепления.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити.


Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.
Начало работы новым утком


Прокидка очередной нити утка


Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.


Продевание пасмы сквозь основу.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.
Последний узелок и гобелен готов.


Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.


Срезание готового гобелена с рамы.

Оформление краев гобелена бахромой.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам

Основные техники плетения гобелена:


Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка


Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена


Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка


Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры


"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Источникhttp://www.ivd.ru/document.xgi?id=4023&gid=394&oid=184

Еще можно про гобелен посмотреть здесь http://www.dv0r.ru/forum/index.php?topic=3113.0

Может кого-нибудь вдохновит!!