Как развить мышление у дошкольника. Этапы развития мышления в дошкольном возрасте: как и чему учить ребенка

День рождения

Тренируйте соответствие. Игры на соответствие могут повысить перцептуальное рассуждение за счет развития способности у детей распознавать и сравнивать визуальную информацию. Существует практически бесконечное число способов тренировать соответствие, но, для начала, попробуйте:

  • Соответствие цветов. Дайте детям задание найти как можно больше синих вещей, затем как можно больше красных вещей и так далее. Можете попросить их, чтобы они нашли предметы или вещи в комнате такого же цвета, как их рубашка или глаза.
  • Соответствия форм и размеров. Возьмите кубы и блоки различной формы и размеров и попросите детей собрать их в соответствии с формой или размером, а если дети уже достаточно развитые – то сразу по двум параметрам.
  • Напишите на карточках или бумаге буквы и попросите детей найти совпадающие. После того, как этот навык будет освоен, можно переходить на короткие и более длинные слова.
  • Дайте детям задание найти соответствие между словом и картинкой. Эта игра укрепляет связь между написанным словом и визуальным образом. В продаже можно встретить подобные карточки и игры, разработанные для развития этого навыка, но вы также можете сделать их самостоятельно.
  • Поощряйте детей находить предметы или вещи, которые начинаются с определенной буквы. Эта игра укрепляет связи между определенной буквой или звуком и объектами и людьми, название или имя которых начинается с них.
  • Играйте в игры на тренировку памяти. Игры на тренировку памяти развивают оба навыка – соответствие и память. Для подобных игр обычно используют парные карточки с различными символами. Карточки переворачиваются лицевой стороной вниз (после того, как их рассмотрели), а игроки должны найти соответствующие в новой колоде.

Поработайте над способностью выявлять различия. Часть образного мышления включает способность на лету различать и определять, что относится к определенной группе предметов, а что – нет. Существует много простых тренировок, которые могут помочь детям развить эти навыки. Например:

  • Попробуйте использовать картинки "Найди лишний". Они есть в журналах, книгах и в Интернете. Предметы на картинке могут быть похожи, но детям нужно внимательно посмотреть и найти эти небольшие различия между ними.
  • Стимулируйте детей находить объекты, которые им не принадлежат. Объедините группу элементов - скажем, три яблока и карандаш - и спросите, какой объект им не принадлежит. По мере прогресса, вы можете придумать более сложные задания: использовать яблоко, апельсин, банан и мяч, например, потом яблоко, апельсин, банан и морковку.
  • Тренируйте визуальную память. Покажите детям картинки, затем скройте все или часть из них. Попросите их описать, что они видели. В качестве альтернативы, покажите детям какое-то количество предметов, отложите в сторону и попросите назвать столько, сколько они смогут.

    • Подбодряйте детей говорить о картинках, которые они увидели. После того, как они описали их, расскажите им истории об изображенных предметах, сравните с другими картинками.
  • Развивайте внимательность к деталям. Покажите детям картинку со словами или изображениями и попросите найти столько, сколько они смогут.

    Складывайте пазлы. Играя с различными пазлами, дети тренируют визуальное восприятие: они поворачивают элементы пазла, соединяют их и представляют картинку в целом. Этот ключевой навык в математике.

  • Учите детей, где право, где лево. Ориентация в том, где право, где лево, является частью перцептуального и зрительного восприятия. Объясните разницу между левой и правой стороной на руках ребенка, беря за основу ту, которой он пишет. Укрепите знания, попросите ребенка взять предмет в левую руку своей или помахать правой рукой – используйте все, что приходит на ум.

    • Полезно детям в их раннем возрасте объяснять понятие стрелок, указывающих направление. Покажите детям картинки со стрелками влево и вправо и попросите их определить направление.
  • Критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников.

    Для любого человека в нашем современном мире играет роль умение критически мыслить. Развивать критическое мышление у ребенка рекомендуется с 4-5 лет. В этом возрасте малыш активно задает вопросы об устройстве окружающего мира. Именно критическое мышление и умение отделять правду от манипуляций поможет ему в дальнейшем уметь правильно ориентироваться в окружающем мире и лучше понимать логику происходящих событий и отношений между людьми.

    Для чего это нужно?

    Это так называемый мыслительный процесс, в ходе которого ребенок получает информацию, необходимую для принятия обдуманного решения и формирования своего отношения к событиям.

    Взрослые неоднократно замечали, что самый распространенный детский вопрос - «почему?» Именно с него и начинается развитие критического мышления у ребенка. Ответы на вопросы, которые он задает, помогают понять суть явлений, мотивы поступков и отношении между людьми. Если родители игнорируют его вопросы, то он может постепенно утратить любознательность и интерес ко многим сторонам жизни. Если ребенок часто задает вопрос «почему?», то это может также свидетельствовать о недостатке внимания со стороны значимых взрослых.

    К сожалению, слабость критического мышления может нередко наблюдаться не только у детей, но и у взрослых. О необходимости его развития родители и педагоги стали задумываться сравнительно недавно.

    Распространенные ответы вроде «не спорь со старшими» и «не задавай лишних вопросов» признаны архаичными и вредными. Именно развитие критического мышления у ребенка способно сделать его самостоятельным и свободным человеком.

    Как развивать критическое мышление в разных возрастах?

    Сегодня все больше родителей отказываются от авторитарной модели воспитания и считают нужным учить своих детей критически мыслить. Основной вопрос, который волнует их, - каков самый подходящий возраст для развития подобных навыков? Это 4-5 лет, когда дошкольники уже имеют социальные контакты с другими детьми и взрослыми и способны анализировать взаимоотношения и поступки людей.

    В 5 лет дети способны строить логические заключения на основе прочитанных книг, рассказов и сказок. При анализе художественного произведения они уже могут прогнозировать развитие событий, а также отвечать на вопросы по содержанию текста и обосновывать свой ответ.

    Обучение критическому мышлению детей младшего школьного возраста включает в себя следующее:

    1.Выделение причины и следствия событий и поступков.

    2. Понимание взаимосвязи между фрагментами информации.

    3. Отвержение ненужной или недостоверной информации.

    4. Определение ложных стереотипов, ведущих к неправильным выводам.

    5. Умение различать реальные факты и личное мнение.

    6. Умение отделять значимое от несущественного.

    Основной целью развития критического мышления у детей является не увеличение объема информации, а ее анализ, выводы и применение в жизни. Развитие критического мышления не подразумевает поиск недостатков, как может показаться некоторым, а способствует объективной оценке, включающей в себя положительные и отрицательные стороны объекта познания. Яркий пример обучения критическому мышлению - анализ литературного произведения. Культурно-исторический фон написания романа помогает сделать выводы о мотивах поступков героев и дать им свою собственную оценку, отличающуюся от мнения авторов учебника и известных литературных критиков.

    Советы для родителей по развитию критического мышления

    Прежде всего умение критически мыслить, должно прививаться в семье. Это и есть «умение думать», отсутствие которого так часто беспокоит взрослых. Обучаясь вместе с детьми, они сами могут сформировать у себя навыки критического мышления.

    Не просто отвечать на вопрос «почему? », но и задавать вопрос «как ты думаешь, почему?»; не ругать детей за проступки, не обвинять их, а спокойно объяснять причины своего недовольства. Это способно существенно улучшить коммуникацию между детьми и взрослыми. Более того, дети не будут испытывать чувства вины, и отношения в семье будут более гармоничными;

    Делиться своими проблемами в доступной детям форме . Например, вполне можно предложить найти решение проблемы ссор между братьями и сестрами, которые так утомляют маму, спросив, что сделали бы дети на ее месте;

    Учить рассматривать разные точки зрения , например, на мнение бабушки о продуктах питания или на конфликт с другом или подругой. Один из распространенных приемов - попробовать представить себя на месте подруги или бабушки, и таким образом понять мнение противоположной стороны;

    Всегда сохранять спокойствие. Полезно объяснять детям, как эмоции могут повлиять на принятие решения.

    Обучение не поддаваться на провокации одноклассников и не подчиняться их мнению слишком слепо - тоже одна из составляющих критического мышления.

    Развитие критического мышления поможет детям избежать многих проблем не только в детском саду или при общении со взрослыми, но и гораздо позже. К сожалению, примеров развития критического мышления не так много. Но семья может сделать это самостоятельно, даже без учебных пособий и репетиторов. Именно критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников, а также необъективных средств массовой информации.

    Даже если члены семьи сами не обладают критическим мышлением, им будет полезно научиться ему самим и научить детей. Развитие критического мышления позволяет решить и другую важную задачу - выстроить полноценную коммуникацию между взрослыми и детьми и наладить гармоничное взаимодействие.

    Налаженное общение между членами семьи всегда способствует укреплению отношений и помогает избежать многих конфликтов.

    Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

    01.07.2017

    Снежана Иванова

    Развитие мышления у детей занимает важное место в становлении сознания. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления.

    Развитие мышления у детей занимает важное место в становлении сознания. Формирование индивидуального восприятия жизни у детей складывается постепенно, основы закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления и личностных особенностей. Родителям следует быть предельно внимательными к своим детям, чтобы помочь им развиваться. Лучше для этой цели использовать эффективные методики развития мышления, проверенные временем. Итак, на что следует обратить пристальное внимание? Попробуем разобраться.

    Особенности развития мышления у детей

    Мышление представляет собой особый психический познавательный процесс, который развивается постепенно. Наряду со становлением воображения, связной речи, внимания оно формируется у детей в дошкольном возрасте. У развития мышления имеются свои индивидуальные особенности. На них и следует сконцентрироваться заботливым родителям.

    Постепенное расширение образов

    Становясь старше, ребенок активно познает окружающую действительность. Образы в его голове складываются не вдруг, не разом, а развиваются постепенно. Впечатления основываются на уже имеющихся представлений о мире. Сначала обрывочные примитивные впечатления трансформируются во что-то более сложное, приобретают вид эмоционально окрашенных воспоминаний. Они могут оставлять как приятный положительный след, так и стать причиной формирования замкнутости и агрессивности. Чем впечатлительнее ребенок, тем быстрее у него развивается образное мышление. Дело в том, что маленький человек строит собственные предположения на основе имеющихся у него эмоций. Если какое-то действие взрослого вызывает у него приятные чувства, то оно быстрее запоминается, находит отклик в сердце малыша. Постепенное расширение образов способствует росту мышления, поскольку у детей в дошкольном возрасте процесс познания неотделим от чувств.

    Последовательная мотивация

    Чтобы полноценно развиваться, ребенок должен испытывать интерес к предмету познания. В противном случае заставить его воспринимать какой-то важный материал будет практически нереально. Малыша невозможно убедить в том, что усвоение какого-то абстрактного материала необходимо для его дальнейшей жизни. Мотивация у него, как правило, рождается из неосознаваемого интереса. Мотивация должна подтолкнуть его к тому, чтобы начать интересоваться чем-то самостоятельно, без влияния взрослых на этот процесс. Конечно, родители должны контролировать развитие мышления у своего чада. Только не надо спешить и подгонять ребенка, от подобных действий не будет большого толку. Удовлетворять потребность в познании для дошкольника также важно, как и взрослому. Следует помнить о том, что ребенок во всем опирается на собственные эмоции. Мотивация у него появляется тогда, когда какой-то предмет или явление чем-либо привлекли его внимание.

    Развитие речи


    Все познавательные процессы связаны друг с другом. Одно не может полноценно развиваться без другого. Было бы абсурдным предполагать, что невнимательный ребенок, не проявляющий интереса к занятиям, способен что-нибудь усвоить. Развитие связной речи тесно связано с развитием мышления. Мышление как процесс развивается у детей наряду с другими познавательными процессами: восприятием, памятью, вниманием, воображением и т.д. Чтобы оно скорее развивалось, необходимо тренировать память, а также уделять внимание формированию связной речи. Чем более насыщенной и богатой будет речь, тем лучше ребенок станет мыслить. Здесь действительно прослеживается очень тесная взаимосвязь. Когда ребенок долго не начинает говорить, у него происходит задержка и других психических процессов. И наоборот, небольшой успех в чем-либо одном влечет за собой раскрытие остальных функций.

    Неравномерность развития

    Все познавательные процессы развиваются не одинаково. Часть из них может уйти далеко вперед, в то время как остальные неминуемо будут развиваться сообразно своему часу. Неравномерность развития познавательных процессов часто пугает родителей, заставляет их искать альтернативные способы для того, чтобы ускорить процесс развития своего чада. Следует предупредить особенно нетерпеливых родителей о том, что торопиться все же не стоит. Каждый ребенок развивается так, как может, насколько у него для этого имеются соответствующие предпосылки. Мышление не может опережать память, воображение и речь. Эти компоненты имеют сильное влияние друг на друга и подчас обусловлены друг другом. Методики, направленные на улучшение мышления, невероятно полезны, поэтому не стоит их игнорировать или категорически отвергать. Чтобы мышление у детей не запаздывало, не стоит торопиться и всячески подгонять события. Лучше развивать малыша постепенно, но делать это правильно.

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления у детей – это сложный процесс, требующий от родителей максимальной самоотдачи и упорства. Необходимо научиться замечать даже маленькие победы и гордиться своим чадом. Только тогда у него появится стимул идти вперед, стремиться к новым победам и свершениям. Если же просто предъявлять к дошкольнику повышенные требования, не предлагая помощи, он может очень быстро разочароваться. В таком случае нередко желание что-то делать пропадает очень стремительно. Мышление – процесс, который зависит от многих факторов. В дошкольном возрасте у детей обнаруживается интерес ко всему, что их окружает. Вот почему это лучшее время для роста мышления, и важно не упустить этот момент.

    Связь с действием

    Ребенок дошкольного возраста не может мыслить абстрактно. Его ум занимает множество вопросов, однако не все кажутся ему интересными. Его мышление связано, в первую очередь, с действием. Это особенность ранних лет развития, которое тоже необходимо учитывать, планируя соответствующие занятия в детском саду. Иногда кажется, что мышление у некоторых детей запаздывает. В такой ситуации нет ничего трагического и экстраординарного. В этом случае необходимо обратить внимание на другие познавательные процессы, проводить соответствующие занятия . Раз мышление обусловлено действием, можно предположить, что его становление происходит постепенно в зависимости от того, насколько ясно и наглядно ребенок может себе что-то представить. Есть специальные методики, позволяющие учитывать особенности развития мышления у ребенка дошкольного периода. Искусственное создание заинтересованности – важный шаг на пути к успеху. Нельзя оставлять ребенка без присмотра, необходимо стараться всегда его чем-то занимать.

    Наглядно-действенное мышление

    В раннем детстве у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно опирается на действие. Ребенок что-то увидел, проделал, запомнил. Выполняя определенные действия, ребенок развивается умственно, а не только физически. Вот почему так полезны занятия на мелкую моторику. Наглядно-действенное мышление позволяет повторять за взрослым и усваивать при этом новые знания. Представление о конкретном предмете формируется сообразно тому, какое впечатление он произвел на ребенка. Важна как внешняя форма, так и функция предмета, которую он в себе несет. Например, ребенок запоминает, что собака лает, а машина едет по дороге. Тогда никогда он не перепутает, чем одно отличается от другого.

    Методики развития мышления ребенка

    Методики развития мышления у детей направлены на формирование лучшего понимания речи, проработку соответствующих навыков. Ниже представлены наиболее популярные и эффективные методики, которыми воспитатели пользуются до сих пор.


    Методика Марии Монтессори

    Данная методика направлена на самостоятельное исследование вещи ребенком. Она прекрасно подходит для развития мелкой моторики, для формирования интереса к окружающей действительности. Создатель этой теории очень любила детей. Она предлагала предоставлять им возможность самим знакомиться с интересующими их предметами, тем самым развивая мышление в целом, а не только какое-то одно его направление.

    Методика Никитиных и Воскобовича

    Данная методика ориентирована на становление логического мышления. Ее создатели настаивали на том, что логика и внимание являются главными предпосылками к развитию мышления. Поэтому все занятия и задания они рекомендуют направлять, в первую очередь, на формирование логики. Ребенку дошкольного возраста будут интересны такие «уроки», но в них заключено немало сложностей.

    Таким образом, мышление представляет собой важный познавательный процесс, необходимый для всестороннего роста личности, участвует абсолютно во всех сферах жизни и затрагивает любую деятельность. Методики развития мышления позволяют вырастить действительно успешную личность, которая будет знать, как достичь удовлетворительного результата.

    Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.

    На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

    Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

    Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих действиях. С этого начинается развитие детского мышления.

    Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

    Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

    Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребёнком называет одним и тем же словом «стол» различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом «падать» падение различных предметов. Подражая взрослым, ребёнок и сам начинает употреблять слова в обобщённом значении, мысленно объединяя ряд сходных предметов и явлений.

    Следует, однако, отметить, что в силу ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов маленький ребёнок вначале испытывает большие трудности в овладении общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом «мама» только свою мать, недоумевая, когда другой ребёнок называет так же свою маму. В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне сходных, не замечая существенных между ними различий. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл одним словом «киса» кошку, меховой воротник на маминой шубе, белку, сидящую в клетке, и тигра, нарисованного на картинке.

    Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы ещё не отделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое и т. д.

    Таким образом, мышление ребёнка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит ещё наглядно-действенный характер.

    Второй особенностью детского мышления на ранних этапах его развития является своеобразный характер первых обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребёнок различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по внешнему сходству. Ребёнок не может разобраться ещё во внутренних, существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним качествам, по наружному облику.

    Л.Н. Толстой писал о маленьком ребёнке: «То качество в вещи, которое первое поразило его, он принимает общим качеством всей вещи. В отношении к людям дитя составляет себе понятия о них по первому наружному впечатлению. Ежели лицо произвело на него впечатление смешное, то он и не подумает о хороших качествах, которые могут быть соединены с этой смешною стороною; но уже о всей совокупности качеств лица составляет самое дурное понятие».

    Характерной особенностью первых детских обобщений является то, что они основываются на внешнем сходстве между предметами и явлениями.

    Таким образом, уже в раннем детстве у ребёнка появляются начатки мышления. Однако содержание мышления в преддошкольном возрасте ещё очень ограниченно, а формы его очень несовершенны. Дальнейшее развитие мыслительной деятельности ребёнка происходит в дошкольном периоде. В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Обогащается содержание детского мышления.

    Познание окружающей действительности у ребёнка раннего возраста ограничивается довольно узким кругом предметов и явлений, с которыми он непосредственно сталкивается дома и в яслях в процессе своей игровой и практической деятельности.

    В отличие от этого область познания ребёнка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребёнок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

    Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

    Здесь необходимо помнить указание И.П. Павлова относительно того, что вторая сигнальная система, составляющая физиологическую основу мышления, успешно функционирует и развивается лишь в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой.

    В дошкольном возрасте дети могут усвоить известные сведения о физических явлениях (превращение воды в лёд и наоборот, плавание тел и пр.), познакомиться также с жизнью растений и животных (прорастание семян, рост растений, жизнь и повадки животных), узнать простейшие факты общественной жизни (некоторые виды труда людей).

    При организации соответствующей воспитательной работы область познания дошкольником окружающего значительно расширяется. Он приобретает ряд элементарных понятий о широком круге явлений природы и общественной жизни. Знания дошкольника становятся не только более обширными, чем у ребёнка раннего возраста, но и более глубокими.

    Дошкольник начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Эта особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах «почему?, зачем?, отчего?», которые он задаёт взрослым.

    Е. Кошевая, описывая детство Олега, рассказывает о бесчисленных вопросах, которыми он засыпал своего деда: «Дедусь, а почему пшеничный колосок такой большой, а ржаной -- меньше? Почему ласточки на провода садятся? Думают, длинные ветки, да? А почему у лягушки четыре ноги, а у курицы -- две?»

    В пределах известного ему круга явлений дошкольник может понять некоторые зависимости между явлениями: причины, лежащие в основе простейших физических явлений («Банка лёгкая, потому что она пустая», -- говорит шестилетний Ваня); процессы развития, лежащие в основе жизни растений и животных (пятилетняя Маня прячет косточку съеденного персика: «Я посажу её в вазон, и вырастет персиковое дерево», -- говорит она); общественные цели человеческих действий («Водитель на троллейбусе быстро едет, чтобы дяди и тёти на работу не опоздали»,-- говорит пятилетний Петя).

    В связи с этим изменением содержания мышления меняется характер детских обобщений.

    Как мы уже говорили, дети раннего возраста в своих обобщениях исходят, главным образом, из внешнего сходства между вещами. В отличие от этого дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.

    Например, Миша (5 лет), группируя картинки по их содержанию, относит изображения саней, повозки, автомобиля, парохода и лодки в одну группу, несмотря на то что все эти предметы внешне не похожи друг на друга. Он исходит из того, что все они служат одной и той же цели: «на них можно ездить». Тот же ребёнок относит к одной группе таких несходных по своему внешнему виду предметов, как стол, этажерка, шкаф, диван, на том основании, что они служат человеку в качестве мебели. Прослеживая развитие понимания различного рода явлений, можно видеть, как ребёнок на протяжении дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам.

    Дети младшего дошкольного возраста часто строят свои предположения о весе, исходя из таких внешних признаков, как форма и величина предмета, в то время как дошкольники среднего возраста и особенно старшего возраста всё больше ориентируются на такую существенную в данном случае особенность предмета, как материал, из которого он сделан. С усложнением содержания мышления у дошкольника перестраиваются и формы мыслительной деятельности.

    Мышление ребёнка раннего возраста, как уже указывалось, протекает в виде отдельных умственных процессов и операций, включённых в игровую или практическую деятельность. В отличие от этого дошкольник постепенно научается мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребёнок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях.

    Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку).

    В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности.

    Малыш, видя, как поливают растение, приходит к выводу, что игрушечного мишку тоже нужно поливать, «чтобы он лучше рос». Зная, что детей иногда наказывают за плохое поведение, он решает, что нужно побить крапиву, «чтобы она в другой раз так больно не жглась».

    Однако, знакомясь с новыми фактами, в частности с фактами, не совпадающими с его выводами, выслушивая указания взрослого, дошкольник постепенно перестраивает свои рассуждения в соответствии с действительностью, научается более правильно их обосновывать.

    Уже у ребёнка среднего дошкольного возраста можно наблюдать относительно сложные рассуждения, в которых он тонко учитывает все новые данные, обнаруживающиеся в процессе решения задачи. Девочка пяти лет видит, как в воду бросают маленькую щепочку, обломок спички, сосновую иголку. На основании этих наблюдений она приходит к заключению, что «маленькие, лёгонькие штучки плавают в воде». Когда ей показывают булавку, девочка уверенно говорит: «она не потонет, потому что она маленькая». Булавка, брошенная в воду, тонет. Ребёнок смущается и, желая скрыть свою ошибку, хитрит, говоря: «Знаешь, она не такая маленькая, она в воде убольшается». Однако дальнейшее показывает, что девочка прекрасно учла несоответствие между своим суждением и действительностью. Когда в дальнейшем ей показывают маленький гвоздик, она сразу же говорит: «Теперь не обманешь, он хоть маленький -- всё равно потонет, он железный».

    Знакомясь с новыми фактами, сообразуясь с явлениями действительности, ребёнок-дошкольник научается рассуждать более или менее последовательно, избегая ошибок и противоречий.

    Характерной особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он опирается не на отвлечённые, абстрактные положения, а на наглядные образы конкретных, единичных предметов и явлений.

    Так, например, дошкольник уже знает, что различные деревянные вещи плавают, т. е. он имеет определённое обобщённое знание об этих вещах и формулирует его при помощи слова. Однако когда его спрашивают, откуда он знает, что данная деревянная вещь (например, щепка или спичка) будет плавать, ребёнок предпочитает ссылаться не на общее отвлечённое положение («потому что все деревянные вещи плавают»), а на какой-либо конкретный случай или наблюдение (например, «Ваня бросил щепочку, и она не потонула» или «Я видел, я сам её бросал»).

    Правильно относя к группе плодов яблоки, груши, сливы и т. д., дошкольник часто на вопрос, что такое плод, отвечает не общим положением (плод -- это часть растения, состоящая из семени, и т. д.), а описанием какого-нибудь конкретного, ему известного плода. Например, он говорит: «Это, как груша. Его можно есть, а в середине косточки, их садят в землю, и вырастает дерево».

    Вследствие наглядности, образности мышления ребёнку-дошкольнику очень трудно решать задачу, данную в абстрактной, отвлечённой форме. Например, младшие школьники легко решают задачу с отвлечёнными числами (вроде 5--3), не задумываясь особенно над тем, чего было 5 и 3 -- домов, яблок или автомобилей. Но для дошкольника такая задача становится доступной лишь тогда, когда ей придают конкретную форму, когда ему, например, говорят, что на дереве сидело пять птиц, а к ним прилетело ещё три, или же когда ему показывают картинку, наглядно изображающую это событие. В этих условиях он начинает понимать задачу и производить соответствующие арифметические действия.

    При организации умственной деятельности ребёнка-дошкольника, при сообщении ему новых знаний необходимо учитывать этот конкретный, наглядный характер детского мышления. Однако следует отметить, что при организации соответствующей воспитательной работы ребёнок к концу дошкольного возраста может достигнуть больших успехов в умении абстрагировать, в умении мыслить отвлечённо.

    Эти успехи обнаруживаются, в частности, в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста может усваивать не только видовые, но и родовые понятия, точно соотнося их друг с другом.

    Так, ребёнок не только всех собак различного цвета, размера и формы называет собаками, но и всех собак, кошек, лошадей, коров, овец и т. п. относит к группе животных, т. е. делает обобщение второго порядка, усваивает более общие понятия.

    Он также может сравнивать, сопоставлять между собой не только конкретные предметы, но и понятия. Например, старший дошкольник может рассуждать по поводу того, какое различие существует между дикими и домашними животными, между растениями и животными и т. д.

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста общих понятий имеет важное значение для дальнейшего развития мышления в школьном возрасте.

    У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.

    Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний об явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.

    Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

    Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает поэтому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка. Дальнейшее развитие мышления происходит в школьном возрасте. Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития.

    Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы.

    Если детский сад не подготовит детей в этом отношении, они испытывают большие трудности, придя в школу, в особенности на первых этапах школьного обучения. Школа предъявляет очень большие и сложные требования к детскому уму, требует перехода детского мышления на новую, более высокую ступень развития. В процессе усвоения основ наук, знакомства с основными законами природы и общества развивается мышление школьника. Вместе с тем овладение научными понятиями требует от школьников более высокого уровня абстракции, более высоких форм обобщения, чем те, на которые был способен ребёнок-дошкольник. Краткие формулировки, например, законов физики или характеристики целых эпох, даваемые в курсе истории, охватывают огромный круг явлений и требуют умения отвлекаться от различных второстепенных, несущественных обстоятельств и выделять в явлениях самое главное, самое важное.

    Огромную роль в развитии мышления школьника играет обучение родному языку, овладение правилами грамматики. Умение правильно, связно изложить содержание того или иного учебного материала в устной или письменной речи организует мышление ребёнка, придаёт ему последовательный характер.

    Школа приучает к систематичности в мышлении. Учитель заставляет ребёнка планомерно производить анализ каких-либо явлений, синтезировать отдельные элементы в единое целое, сравнивать предметы в различных отношениях, делать на основании известных данных обоснованные выводы и умозаключения.

    В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

    Представьте, у вашего ребенка:

    • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
    • потрясающие познавательные способности;
    • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
    • рассуждает логически правильно;
    • взвешенно принимает решения.

    Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!

    Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

    Как развивать логическое мышление школьника?

    После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

    Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

    Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

    Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

    Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

    Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

    Делаем выводы!

    • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
    • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
    • Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.

    Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

    Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

    Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!

    Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.