Как привить трудолюбие. Воспитание трудолюбия у ребенка

Церковные праздники

Идеальных детей нет, все они и немножко капризные, и немножко ленивые, и шумливые. И если они не убрали однажды игрушки, то это еще не трагедия. Они еще малы и настолько податливы, что в руках хорошего воспитателя, как глина в руках талантливого ваятеля, примут любую «форму». Чтобы привить детям трудолюбие , родителям, прежде всего, понадобится контроль над собой и терпение. Там, где родители спокойны и уравновешенны, дети растут покладистыми, сговорчивыми.

Приемы, которые помогут воспитать в ребенке трудолюбие

Воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие стоит как можно раньше, и самим родителям к этому относиться серьезно, а не делать урывками, под влиянием нахлынувшего желания «приняться наконец за воспитание».

Не делайте за детей ту работу, которую они могут и обязаны делать сами, - это может привести к плачевным результатам. Бывает и так, что ребенок перешел уже во второй класс, а мать до сих пор кормит его из ложечки. Перевоспитать ребенка и привить трудолюбие в таком возрасте уже будет сложно.

Охотнее всего дети работают вместе с родителями. В любой работе можно воспользоваться их посильной помощью, а не обрывать окриками: «Не мешай!», «Уйди!», «Не пачкайся!»-так вы только убьете в них горячее желание помочь маме или папе. Не отказывайтесь от помощи детей. В раннем детстве это будет их увлекать, а позже перейдет в привычку, в обязанность.

Введите расписание дежурств по квартире, за которое ставьте баллы, а в конце недели выводите каждому общий балл и за наивысший давайте соответствующее вознаграждение, правда, не оставляя в обиде и других. Со временем в расписании надобность уйдет, а дежурство продолжится без всякого вознаграждения.

Безусловно, давать детям непосильную работу нельзя. Они устают, и у них пропадает всякая охота трудиться. Например делать так: дать задание, а когда дети его выполнят, разрешить поиграть.

Не надо и угрозами заставлять их что-либо делать. Это один из худших методов воспитания трудолюбия, хотя некоторые родители считают его надежным и быстродействующим. Жаль, что они не замечают испуга в глазах своего ребенка, животного страха перед физической силой.

Нет смысла и упрямо настаивать сделать что-либо, если ребенок этого не хочет, потому что ваша настойчивость «заражает» ребенка и он делается таким же упрямым. В таких случаях надо «изменить тактику» и отвлечь ребенка от острого конфликта.

Мария Медведева

Как, используя все виды труда , добиться того чтобы все дети были заинтересованы в выполнении трудовых поручений , работали сообща и по возможности оказывали помощь друг другу? Какие факторы влияют на выработку у детей именно этих качеств?

В работе педагога одной стороной деятельности является привитие трудовых навыков , а другой – нравственных качеств. Детям необходимо показывать постоянство труда в повседневной жизни. Самообслуживание является постоянным видом труда у детей . И именно самообслуживание является основным средством воспитания трудолюбия . Труд всё время сопровождает детей : раздевание, мытьё рук, подготовка рабочего места, уборка игрушек и многое другое.

С детства нужно прививать ребёнку бережливость, чтобы он ценил вещи и окружающие предметы. Это можно показать при знакомстве с профессиями, при оформлении уголков в группе, во время занятий и других видах деятельности. Дошкольники будут беречь вещи и понимать, что это – результат труда .

Детям нужно больше самостоятельности, чтобы у них появлялась ответственность за свои действия.

Важно регулярно поощрять ребенка за успешно проделанную работу и стараться заинтересовать его в выполнении ваших поручений.

Маленькие дети очень наивны и добры, поэтому наиболее успешной мотивацией будет та, которая пробуждает в ребенке гуманность и доброту. Следует заметить, что от этого очень сильно зависит результат и качество труда .

К тому же, для ребенка очень важно мнение взрослых, и положительная оценка результата труда поспособствует тому , что в следующий раз ребенок с большим удовольствием будет выполнять задание.

Воспитатель играет важную роль в привитии трудолюбия , показывая на собственном примере значение труда в повседневной жизни.

В детском саду закладываются основы трудового воспитания , которые помогают детям в будущем.


Публикации по теме:

«Как привить ребёнку любовь к рисованию» Ваш малыш только начинает учиться рисовать? Он с интересом чертит на бумаге каракули? Значит надо помочь ему подружиться с кисточкой и карандашом.

Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы 2015 год официально объявлен годом литературы в России. Государство старается привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать.

Как привить любовь к чтению Как привить любовь к чтению. Для современных родителей “нелюбовь к чтению” их детей - едва ли не самая большая проблема. Обычно родители.

"Что мы Родиной зовём?" Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной.

Как привить ребенку любовь к книге? Развитие процессов восприятия и понимания художественного словесного творчества имеет большое значение в плане подготовки детей к обучению.

Консультация «Как привить ребенку навыки правильного поведения за столом?» Ребенка следует постепенно, систематически приучать правильно держать себя за столом, пользоваться столовыми приборами. К трем годам ребенок.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Как привить своему малышу навыки самообслуживания» Навыки самообслуживания детям начинают прививать в дошкольном возрасте – это соблюдение гигиенических правил, уход за одеждой, выполнение.

Вложи в труд часть души – и ты добьешься успеха.

Не теряй времени попусту; занимайся чем-то полезным; отбрось всё ненужное.

Что такое трудолюбие

    1. Трудолюбие – это когда при выполнении абсолютно любой работы вы делаете это с максимальной отдачей.
    2. Трудолюбие – это залог жизненного успеха.
    3. Трудолюбие – это умение уделять работе долгое время; если работа любимая, трудолюбивому человеку не хочется от неё отвлекаться даже на бытовые дела.
    4. Трудолюбие – это готовность оказать физическую помощь (помощь в делах) человеку, который в этом нуждается, не выгадывая никаких приемуществ или льгот.
    5. Трудолюбие – это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей.

Контекст: Очень часто трудолюбие является основой успеха и благосостояния. Воспитание трудолюбия, знание о том, как побороть лень, позволяет добиться уверенности в своих силах, тренировать такое нужное качество, как терпение.

Трудолюбие позволяет получать удовлетворение от собственной деятельности, придает силы, заряжает энергией.

Проблема: Перестать лениться, не относиться к труду негативно, а обязательно только позитивно. Прививать любовь к труду. Стараться работать с удовольствием, полностью отдаваясь делу.

Решение: Отношение к труду, как ничто другое, характеризует человека. Научиться получать удовольствие от работы, заставить себя преодолевать лень можно, если задаться такой целью. Работая над собой и воспитывая в себе потребность в труде, важно получить ряд необходимых навыков:

  1. Стремление к получению результата. Восприятие его как шаг вперед, как изменения в лучшую сторону.
  2. Стремиться к постоянному совершенствованию, учиться с удовольствием.
  3. Выполнять задачи, поставленные перед самим собой.
  4. Вдохновляться, думая о результатах труда, настраивать себя на оптимистический лад.

Как достичь трудолюбия

  1. Повышение квалификации. Часто видимые изменения к лучшему в качестве работы, которую делает человек, стимулируют его, помогая развивать трудолюбие.
  2. Обучение. Процесс обучения способствовать развитию трудолюбия.
  3. «Задания самому себе». Психологическое упражнение для выработки трудолюбия – в письменном виде ставить перед собой конкретные задачи (прочесть две книги, прополоть пять грядок огурцов, закупить оборудование на минимальную сумму и т.д.) и затем старательно их выполнять.
  4. Оптимистичное отношение к труду. Одухотворение труда, увлечение самого себя процессом или результатами, которые труд принесёт, помогает выработать трудолюбие.

Как развивать трудовые навыки у детей? Как привить любовь к труду у ребенка?

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам.

Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», — презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», — говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду.

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик, —

так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду — те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них.

Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности.

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь в сущности домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную тру-довую деятельность на личную деятельность ребенка. Воз-растает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Пору-чая ребенку тот или иной вид работы, необходимо прогова-ривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных дейст-вий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная, с преобладанием мужчин или женщин — все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой, дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.

И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играют последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.

В который раз вы наблюдаете за разбросанными вещами и неубранной постелью вашего отпрыска и задаетесь вопросом, почему ему так сложно прибрать за собой, да и вообще помочь по дому своим родителям? Может быть, он ленив или неряшлив? А знаете ли вы, что таким его могло сделать именно ваше воспитание? Когда же наступает самый благоприятный момент для формирования в ребенка привычки к труду и опрятности?

Чем раньше – тем лучше

Детскими психологами установлена прямая связь между возрастом детей и основными воспитательными задачами на тот или иной период. До трех лет необходимо относиться к ребенку не иначе, как к «царю»: не ругаться на него, ничего не запрещать, а когда он делает что-то откровенно некрасивое или опасное – отвлекать малыша от нежелательного занятия всеми возможными способами. Если же вы, напротив, будете ограничивать его свободу, то ваше чадо может вырасти зажатым и боязливым человеком.

Совсем иначе обстоят дела с детьми от трех и до тринадцати лет (а учитывая современную акселерацию – до десяти-одиннадцати). Это время, когда рекомендуется ставить перед ребенком четкие цели и задачи и настаивать на их выполнении. Если родители в вышеупомянутый период не приучили своего ребенка к труду, ответственности за свои поступки и не воспитали в нем прочие положительные качества, то рискуют в будущем столкнуться с проявлениями инфантильности, безалаберности и эгоистичности характера. Но изменить что-либо будет сложно, ведь после тринадцати наступает следующая стадия воспитания, когда лучше общаться со своим ребенком на равных, как со взрослым, дабы не препятствовать дальнейшему формированию целостной, самостоятельной личности.

Итак, мы определились с возрастом, когда вы имеете возможность заложить прочный фундамент из положительных качеств и максимально повлиять на характер своего ребенка. Теперь необходимо принять к сведению еще несколько полезных рекомендаций.

Избегайте ненужных поблажек

Родители часто сами отговаривают ребенка от выполнения какой-либо работы, объясняя это тем, что «придет взрослая жизнь - и ты еще наработаешься (намоешься посуды, наубираешься и т.д.)». Но вот приходит та самая «взрослая жизнь», а отпрыск почему-то по-прежнему не проявляет интереса к работе, к домашним делам, не хочет брать на себя ответственность. Потому что эти качества не «включаются» по мановению волшебной палочки. Если вы хотите видеть их в своем ребенке, то уже с трех лет должны методично и планомерно воспитывать их. Конечно, не стоит превращать своё дитя в раба, загружая его всеми возможными невозможными делами. Но выделить ему определенный круг обязанностей и назначить сферу ответственности просто необходимо. Например, он может отвечать за порядок в своей комнате или за ежедневный выгул домашнего питомца, за чистоту посуды, из которой он только что поел, или за поливку домашних цветов.

Показывайте пример

Если вы просите своё чадо пропылесосить, а в это время лежите на диване или болтаете на кухне с подружками, при этом нечто подобное происходит постоянно, то ребенок, вероятнее всего, начнет капризничать и отказываться от выполнения работы. Наши дети – наше зеркальное отражение.

Самый лучший вариант – делать уборку вместе с ребенком, занявшись более сложными делами, которые малышу просто не под силу.

Постоянная критика

Ясное дело, что у маленького ребенка не получится сделать какую-либо работу так же хорошо и правильно, как это получится сделать у вас. Но этого и не требуется!

Будьте терпимы, при необходимости корректируйте его действия, но очень мягко.

Применяя к ребенку постоянную и жесткую критику, вы можете лишить его веры в себя и отбить всякое желание что-либо делать.

Избегать слова «обязан (-а)»

Нельзя мотивировать ребенка на выполнение работы фразой «Ты обязан». У него возникнет совершенно логический вопрос «Почему?», и вряд ли вы на него ответите корректно. Предупреждайте такие вопросы и объясняйте заранее, почему необходимо выполнить то или иное задание.

Важно дать понять, что в семье никто никому ничем не обязан. Но именно потому, что каждый член семьи добросовестно занимается своим делом (к примеру, папа – зарабатывает деньги, а мама – готовит для всех ужин), всем комфортно друг с другом живется.

Избегать регулярных, в частности денежных поощрений

Хвалить ребенка и отмечать его трудолюбие необходимо, но в умеренных дозах. Если похвала будет слишком частой, то она обесценится в его глазах и перестанет мотивировать к действию.

Грубейшая ошибка – постоянные материальные, тем более – денежные поощрения.

Это приведет к тому, что ребенок каждую работу будет воспринимать, как одолжение, и со временем превратит ваши отношения в своеобразный бизнес. Вы же не хотите, чтобы в старости ваше чадо отказывалось кружку воды бесплатно поднести?

Так случилось, что вы вовремя не привили ребенку интереса к труду, и на каждую просьбу он реагирует весьма раздраженно или вовсе игнорирует сказанное в свой адрес. Что делать?

Если ваше чадо отвечает вам «я сейчас», «я сделаю», но не держит своего слова, значит, уважение к вам по каким-то причинам утеряно. Остается только договариваться с ребенком на равных и искать действенные способы мотивации (нематериальные).

Повышайте лимит доверия, совершенно четко выполняя свою часть уговора - дети чувствуют уважение к родителям, у которых слова совпадают с действиями.

Хороший приём – предложить ребенку самому установить для себя сроки выполнения задания, а также наказание в случае невыполнения. Такой способ общения подчеркнет отношение к нему, как к самостоятельному и взрослому человеку. За нарушения сроков не стесняйтесь предъявлять жесткие санкции: изолируйте от компьютера, лишайте на время каких-либо привилегий. Это будет честно, ведь у вас всё заранее было оговорено.

Не пропустите удачный момент, чтобы привить ребенку трудолюбие, и пользуйтесь нашими советами!