Как повысить самооценку ребенка: полезные советы для родителей. Как поднять самооценку вашего ребенка: мнение психолога Как поднять самооценку 6 летнему ребенку

Новый год

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить на тему: как поднять самооценку ребёнку. Наверное все знают, что самооценка- это то, как человек оценивает самого себя, свои личные качества, способности, поступки, внешность. И формируется она уже с раннего детства.

Дальнейшая успешность в жизни во многом зависит, какая самооценка у ребёнка.

Она может быть занижена или завышена. И во многом это зависит от родителей. Часто можно услышать от самых близких людей такие слова: "Вечно у тебя ничего не получается! Ты что такой глупый (тупой)! Из тебя ничего не выйдет!" И ребёнок может поверить в эти установки, почувствовать себя ущербным и ни на что не способным.

Как определить самооценку у вашего ребёнка

Заниженная самооценка

Такой ребёнок не уверен в себе и своих силах, тревожен, обидчив и нерешителен. Он всегда настроен на неудачу, думает, что у него ничего не получится, что не справится с каким-то заданием, даже не попробовав.

Плохо адаптируется к новым условиям. Часто недооценивает свои достижения и переоценивает успехи других.

Завышенная самооценка

Ребёнок с завышенной самооценкой считает, что он всегда и во всём прав. Никогда не признаёт свои ошибки, зато сразу замечает их за другими. Ему нравится управлять другими детьми, старается выделиться, обратить на себя внимание любыми способами. Считает себя лучше всех, относится свысока к другим.

У детей в разное время может меняться самооценка. Зависит это от многих факторов: от отношения окружающих, в первую очередь, родителей, от атмосферы в семье, характера и темперамента малыша. Задача родителей-формировать положительную, здоровую и адекватную самооценку.

Как поднять самооценку ребёнку

Если вы понимаете, что у ребёнка низкая самооценка, нужно постараться её повысить.

1. Любите своего малыша, относитесь к нему с уважением и пониманием, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

2. Хвалите за любые заслуги и достижения. За хорошие отметки, за выполненную поделку или рисунок, за победу или участие в спортивных соревнованиях и тому подобное.

3. Научитесь переключать внимание с того, что не получилось, на то, за что можно похвалить. Например: "Сегодня ваша команда проиграла матч по футболу, но зато какой красивый гол ты забил, как настоящий футболист, мы тобой гордимся!"

4. Поощряйте увлечение ребёнка какой-либо деятельностью: спортом, танцами, рисованием, пением, конструированием...
Не забывайте хвалить за успехи в выбранной области. Только никогда не говорите, что из него не получится настоящего спортсмена, танцора, художника, певца.

5. Почаще говорите слова поддержки: У тебя всё получится! Ты сможешь! Мы в тебя верим! Ты обязательно справишься!

6. Никогда не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только с самим собой, каким он был и какой сейчас (или будет).

7. Давайте ребёнку посильные поручения, чтобы он чувствовал, что помогает и приносит пользу. Например, вытереть пыль, полить цветы, сходить в магазин, покормить домашних животных.

8. Почаще советуйтесь, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу.

9. Иногда просите о помощи как у старшего.
Этот метод очень помогает почувствовать ребёнку себя значимым и полезным.

10. Старайтесь излишне не опекать своего сына (или дочь), предоставляйте больше самостоятельности, поощряйте инициативу.

11. Показывайте своим примером правильное отношение к неудачам и успехам.
Например, у мамы получилось не очень хорошее тесто для пирогов. Она может сказать: "Какой кошмар, больше никогда не буду делать сама тесто!" И другой вариант: "Ничего страшного, в следующий раз я немного изменю рецепт и обязательно получится!" Чувствуете разницу?

12. Если ребёнок провинился, ругайте только за конкретный поступок, а не в целом, задевая его личность.

13. Старайтесь принимать своего малыша таким, какой он есть.

14. Меньше критикуйте и "не навешивайте ярлыки".

Теперь вы знаете, как поднять самооценку ребёнку, если она занижена. Желаю всем родителям и детишкам здоровой адекватной самооценки, уверенности в своих силах и веры в себя!

Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.

Самооценка ребенка — это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие. Она зарождается в младенчестве и в дальнейшем проявляет существенное воздействие на взрослую жизнь детей, их поведение, отношение к себе и событиям, окружающему социуму. Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о малыше является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.

Самооценка у детей дошкольного возраста

Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о . Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.

Диагностика самооценки детей

Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.

Заниженная самооценка у ребенка

Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.

Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.

К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:

  • непривлекательную внешность;
  • внешние дефекты внешности;
  • недостаточный уровень умственных способностей;
  • неправильное воспитание родителями;
  • неуважительное отношение старших детей в семье;
  • неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
  • финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
  • болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
  • смена места жительства;
  • неблагополучная или неполная семья;
  • в семье.

Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.

Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно , то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Как повысить самооценку ребенку

Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.

Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете. Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.

Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.

Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К одному из видов не адекватной самооценки относят - завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят - заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В родителями и педагогами еще один очень важный момент - необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  1. Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  2. Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  3. Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  4. Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  5. В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  6. При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Психолог.

Влияние самооценки на ребенка трудно переоценить, ведь на ее основе формируется личность. Эрик Берн утверждал, что при рождении детская самооценка безупречна, однако со временем она претерпевает множество изменений.

Если эти изменения позитивные и развитие самооценки ребенка проходит адекватно, его жизнь в дальнейшем также сложится благополучно. В противном случае уровень самооценки ребенка оставляет желать лучшего, что непременно скажется на его будущем.

Формирования самооценки ребенка

Ребенок рождается без каких-либо представлений о том, как себя вести, без сложившейся самооценки. Он ориентируется на опыт окружающих его людей и на то, как они его оценивают. На формирование самооценки ребенка большое влияние оказывают позитивная или негативная оценка им собственной внешности, а также суждениях окружающих людей о ней. Кроме того, особенности самооценки детей напрямую зависят от отношений с родителями и оценки учебных способностей другими значимыми взрослыми.

Развитие самооценки проходит 4 этапа

1 этап – от рождения до 18 месяцев.

В этот период закладывается базовое доверие к окружающему миру и основа позитивного отношения к самому себе. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Позитивная эмоциональная оценка со стороны родителей способствует формированию адекватной самооценки ребенка.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет.

У ребенка развивается чувство автономности или зависимости – смотря как взрослые реагируют на его первые попытки добиться самостоятельности. Самооценка ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от уровня их автономии. Одобрение самостоятельности и любознательности закладывают основу повышенной самооценки у детей.

3 этап – от 4 до 6 лет.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается из его первых представлений о том, каким он может стать человеком. В зависимости от того, как протекает процесс социализации ребенка, у него формируется базовое чувство вины либо инициативы. Самооценка ребенка дошкольного возраста зависит от того, насколько жесткие правила поведения установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение.


4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет.

В этом возрасте происходит развитие любви к труду и самовыражению в продуктивной работе. Опасности этапа – отсутствие у ребенка определенных практических навыков и низкий статус в группе сверстников. Эти факторы могут привести к заниженной самооценки у ребенка. Он может разувериться в том, что способен наряду с другими участвовать в каком-либо труде. Даже самооценка одаренных детей существенно зависит от их представлений себе как о творческих и способных работниках.

Особенности самооценки детей

Формирование самооценки связано с активной деятельностью ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно создают ему ситуации, в которых он должен как-то отнестись к себе – оценить свои навыки, умение соблюдать правила, проявлять нужные качества личности и соответствовать различным требованиям.

В детстве круг общения предельно сужен. В основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, хвалят за успехи, то, у ребенка складывается позитивное восприятие себя. Низкая самооценка у ребенка формируется, если с первых лет жизни он сталкивается с пренебрежением и неприязнью.


В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, через который впоследствии человек будет воспринимать любую ситуацию. Поэтому так важно, какие установки родители заложили своим воспитанием.

Уровни самооценки ребенка

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний – это то, к чему человек стремится в разных сферах жизни. Уровень притязаний служит идеальной целью любой деятельности и закладывается еще в детстве. Он напрямую зависит от уровня самооценки ребенка.

Низкий уровень детской самооценки показывает, что ребенок не уверен в себе, застенчив, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Адекватная самооценка означает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности.Он игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.

Конструктивная критика воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Ребенок с неадекватной самооценкой не признает своих ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль и негативно сказываются на успехах ребенка.

Диагностика самооценки ребенка

В современной психологии существует несколько признанных методик исследования самооценки ребенка.

Методика В.Щур под названием "Лесенка" дает характеристику самооценки ребенка, основываясь на том, как они сами оценивают себя, как выглядят в глазах окружающих и как эти суждения относятся между собой. Эта методика применяется как в групповом, так и в индивидуальном формате.

Групповая работа позволяет быстро определить уровень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальная – обнаружить причины неадекватной самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку, состоящую из 7 ступеней. Он определяет свое место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые "хорошие дети", а на 7-й соответственно – "самые плохие".

Также определить уровень самооценки у детей можно с помощью техники А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки. Ребенку предлагаются 8 кругов, нарисованных в один ряд, и дается инструкция: "Укажи, где находишься ты. Поставь букву "Я" в нужном кружке".

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего "Я- образа", осознает свою ценность и принимает себя.При указании на первый- второй круг – завышенная самооценка. При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

Метод Д. Лампена под названием "Дерево", адаптированный Л. Пономаренко, используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное состояние и совпадают ли они между собой.

Как поднять самооценку ребенку

Основные стратегии коррекции самооценки ребенка строятся на взаимодействии ребенка со сверстниками, родителями и другими значимыми взрослыми.

Со стороны взрослых необходимо создать для него атмосферу любви, уважения и бережного отношения к особенностям и потребностям ребенка. Родителям и учителям необходимо проявлять интерес к его делам и занятиям, выражать уверенность в его способностях достичь успеха.

Однако работа с самооценкой ребенка немыслима без адекватной требовательности и последовательности со стороны взрослых. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним анализировать результаты его действий, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления.

При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. При этом важно научить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.


Для повышения самооценки необходимо обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ему приобрести уверенность в общении.

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка – один из важнейших факторов повышения детской самооценки. Чем разнообразнее и самостоятельнее его деятельность, тем больше у него возможностей проверить свои способности и расширить представления о себе и мире.

Педагоги также проводят различные игры и упражнения направленные на формирование позитивной самооценки у детей, формирование общности с другими людьми, снижение тревожности, психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

В вопросе как повысить самооценку ребенку, задача родителей и детских психологов заключается в том, чтобы внимательно и чутко отнестись к его потребностям и помочь ему раскрыть свои способности. Для этого можно предлагать ему посильные задания развивающие ситуации. Вкупе с эмоциональной поддержкой и похвалой от взрослых, это будет значительно способствовать становлению адекватной самооценки у ребенка.

Кто из родителей не хочет вырастить из своего ребенка гармоничную личность, уверенного в себе человека, умеющего принимать собственные решения и учитывать мнения окружающих, преодолевать преграды и достигать целей! К сожалению, в понимании многих взрослых все это должно стать непременным следствием воспитания ребенка послушным. А уж способов добиться этого немало: наказывать, запрещать, укорять, ограничивать, лишать, контролировать, ругать, игнорировать, стыдить… При таком подходе не стоит удивляться, что ребенок растет неуверенным, принявшим роль жертвы и неудачника. Такой ребенок без конца попадает в неловкие ситуации, безвыходные положения, боится малейших трудностей, постоянно находит в себе недостатки. Итог – проблемы в общении, отсутствие друзей, интересов и целей, комплексы… Как повысить самооценку ребенку, как исправить ситуацию и помочь своему чаду?

В разном возрасте

Действовать нужно сообразно возрасту ребенка. От него зависят и возможные проблемы, и тактика родителей.

Примерно до 5 лет малыш не осознает того, как он сам к себе относится. Для него важно мнение окружающих (прежде всего, конечно, родителей, а затем – воспитателей). Он может считать себя виновником плохого поведения или самочувствия близких людей.

На этом этапе важно:

  1. Разводить в понимании малыша понятия «я» и «мой поступок». «Я» ребенка родителям нужно всегда оценивать положительно, демонстрируя любовь и заботу. Смысл выражений «ты плохой» и «ты поступил плохо» – разный. Плох поступок, а не ваш кроха. Он должен знать это.
  2. Объяснять ребенку причины происходящего (папа злится, потому что сильно устал, у сестренки просто плохое настроение).

Уже к 5 – 6 годам ребенок всерьез задумывается: кто я? какой я? Формируется самооценка – восприятие себя «в себе» и окружающем мире. Главную роль здесь также играет мнение родителей. Самооценка может страдать из-за недостаточных навыков (не умеет рисовать, вырезать, перепрыгивать и т. д.), чувства ненужности, чувства вины.

Необходимо демонстрировать малышу свою любовь, веру в его силы, не акцентировать внимание на том, как он мал и неумел.

7 – 8 лет (младший школьный возраст) – прежде всего, адаптация к школе и учебе, стремление быть хорошим для родителей, учителей, среди одноклассников. Именно сейчас учебные неудачи так болезненны и сильно влияют на дальнейшую мотивацию к обучению.

Нужно чаще создавать ребенку ситуацию успеха, настраивать на его достижение (подчеркивать достоинства, поддерживать, показывать свою веру в его силы, помогать справиться с трудностями учебы).

Распознаем проблему

Как понять, что родители «наспотыкались» в своих воспитательских методах и у ребенка сформировалась низкая самооценка? «Симптомы» проблемы достаточно красноречивы:

  • ребенок не решается просить помощи;
  • постоянно боится, что его обманут, обидят;
  • стремится замкнуться, чурается коллективных игр со сверстниками;
  • не может принимать решения;
  • перекладывает ответственность на кого угодно;
  • стесняется, когда его хвалят, не уверен, достоин ли похвал;
  • не стремится быть первым, лидером, живет «на втором плане»;
  • боится быть непонятым, тревожен по мелочам;
  • настроен на неуспех, уверен, что не справится, постоянно находит причины для невыполнения поставленной задачи;
  • не замечает собственных успехов;
  • боится пробовать себя в чем-то новом, потому что уверен, что не справится.

Знакомая картина? Но почему так получается, ведь родители старались, воспитывали… Постоянно требовали невыполнимого, критиковали за любую мелочь (чтобы учился все делать как надо), приводили в пример других детей (добавляя: «не то, что ты»), напирали на гендерные признаки (почему испачкалась, ты же девочка; не реви, мужчины не плачут!), при этом сами были больше заняты выяснением собственных отношений, а не чувствами своего чада. Но даже если и так, все можно исправить. Хотя придется постараться: правильно хвалить, поддерживать, создавать нужную мотивацию.

С дочкой, которая считает себя откровенной дурнушкой, очень полезно сходить к хорошему фотографу на профессиональную фотосессию. Фотограф может играть со светом, ракурсами, антуражем, настроением, преображая свою модель даже без макияжа. Выложив прекрасные фото в соцсети и получив лестные комментарии, она пересмотрит свое отношение к собственным внешним недостаткам.

Хвалить – только правильно

Как повысить самооценку ребенку, даже если кажется, что все безнадежно? Дать ему уверенность в собственных силах. Похвала – мощнейшее оружие в войне против неуверенности. Но важно понимать, что похвала не самоцель. Не нужно с утра до вечера заливаться соловьем, расхваливая в ребенке все подряд. Ему важно чувствовать участие и одобрение родителей, их уверенность в его силах.

Так за что нужно хвалить ребенка?

  • За его стремление к самовыражению, творчеству, развитию своих талантов (выявить которые вы ему должны помочь). У каждого человека есть свои склонности. Их реализация – чрезвычайно важна. Поэтому нельзя говорить сыну или дочке, что из них не получится великого художника или строителя. Неуверенность в себе, снижение самооценки и мотивации при такой «поддержке» гарантированы.
  • За конкретные заслуги, пусть самые незначительные, но честно достигнутые им самим. Даже если он получил 4 по математике, но вы знаете, что для этого он старался куда больше, чем отличник, которому все дается «слету» — похвалите!
  • За принятое решение, целеустремленность.
  • Похвалите в предвкушении, «авансом»: ты сможешь, у тебя обязательно получится, я в те6я верю! Такая похвала с утра настроит ребенка на позитив в течение предстоящего дня.

Не программируйте подсознание ребенка на выполнение негативной программы (ну что из тебя выйдет, такого бестолкового; ты неисправимый двоечник, неряха, драчун и т. д.; тебе одна дорога – в тюрьму, в детдом, в полицию). Такие фразы, бросаемые в запале, формируют психологическую программу вашего чада. Не удивляйтесь потом, если «накаркаете». Фраза «ну, что я говорила!» пользы не принесет.

Но чтобы поднять самооценку малыша, хвалить можно не за все подряд. Не нужна похвала, если ребенок достиг чего-то не своим трудом (не важно – умственным или физическим) – ведь его заслуги в этом нет. Как нет ее в том, что ребенок внешне красив, строен, что растет здоровым. И в том, какие у него игрушки, одежда. Или в том, что он случайно что-то нашел. Во всех этих случаях для похвал нет оснований. Также не нужно хвалить ребенка из жалости.

Действуем обдуманно

Понятно, что одними похвалами проблема не решится полностью. Важно, чтобы в семье был комфортный психологический микроклимат, чтобы ребенок рос в атмосфере защищенности, любви и поддержки взрослых.

  • Давайте ему возможность участвовать в повседневных семейных хлопотах. Не нужно делать и решать все за него. Все, что ему по силам, ребенок должен делать сам. Пусть помогает вам по дому, чувствуя, что он – может, что он – полезен вам.
  • Поощряйте его инициативу, особенно если она касается саморазвития.
  • Сами транслируйте правильное отношение к собственным неудачам. Фраза «ну ничего, в следующий раз сделаю лучше» гораздо более действенна, чем «всё, никогда больше не возьмусь за это!».
  • Сравнивайте своего малыша только с ним самим – каким он был, каким стал или станет. Но не сравнивайте с другими! Это убивает самооценку!
  • Ругайте его только за данный конкретный проступок, а не «вообще». Не стоит и срывать на ребенке свою злость.
  • Ваша критика должна быть конструктивной и позитивной, а не уничижительной. Отрицательная оценка убивает интерес и стремление к творчеству.
  • Прислушивайтесь к малышу, анализируйте вместе с ним ситуацию, обсуждайте ее на равных, делайте из детской неудачи правильные выводы: «В следующий раз ты учтешь свои ошибки, приложишь больше старания, у тебя обязательно получится лучше». Расскажите ему собственную похожую историю, покажите, как вы с ней справились. Это повысит его доверие к вам.
  • Просите у него совета и помощи, как у взрослого, принимайте эту помощь, следуйте его советам, даже если они не самые правильные.
  • Принимайте и любите вашего ребенка потому, что он ваш ребенок – такой, какой есть.

Адекватная самооценка – залог успешности в обществе, семье, на работе, в увлечениях и талантах. Такой человек умеет принимать решения, не боится трудностей, достигает своих целей, при этом адекватно относясь к себе и окружающим. А закладываем этот фундамент мы, родители.