Как помочь ребенку в учебе советы психолога. Советы родителям

Новый год

Возможные причины школьной неуспеваемости:

  • у ребенка не сформирована мотивация к учению;
  • он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
  • не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
  • преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.

Причины снижения успеваемости учащихся:

Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  • наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
  • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  • профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что:

  • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  • родители плохо помогают детям в учебе;
  • программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  • недоступность программы, ее сложность;
  • высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
  • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д.

Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • задачи ставить ясно и четко;
  • обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

  • иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

1. Хвалите за то, чего нет и за то, что будет!

Не будьте скупы, делайте это постоянно и как можно больше! Поощряйте ребенка уже только за намерения, за первые пробы. Не ждите мгновенных результатов. Просто хвалите! Долго сидит, а так ничего и не решил/написал? Хвалите за усидчивость. Сделал неправильно? Ни в коем случае не ругайте – отобьете вовсе желание учиться, и вернуть его будет гораздо тяжелее, чем сразу построить грамотно. Хвалите за то, как пишет, как вырисовывает значки, как ведет тетрадь, за старания. Если вы хотите помочь учиться, то вызывайте у него желание к этому процессу, и только пряниками: до и проделанной работы, даже если лично вас она не удовлетворила. Повышать уровень сделанного надо постепенно, не требуя высоких результатов в первые же дни учебы. Гордитесь своим малышом при любых оценках и ни в коем случае не стыдите его за неудачи! Зато радуйтесь за первые победы и побуждайте, закрепляйте интерес к их дальнейшему достижению!


2. Покажите своим примером, что это возможно.

Даже если вы не были хороши в математике или ненавидели уроки русского языка – хотя бы время помогайте ребенку. Это нужно делать не ради хорошей оценки в школе, не из-за строгости учителя – делайте это ради двух целей: духовного сближения между вами и примера того, что вместе, а вскоре и одному, возможно сделать любое задание! Не бойтесь того, что «он привыкнет к постоянной помощи и никогда не научиться делать что-то самостоятельно». Это не так: все приходит со временем, с навыком, опытом. Постоянно говорите маленькому, но уже так быстро развивающемуся и умному человеку, что он может сам, он умный и даже умнее и лучше, чем думает о себе! Он сможет и будет уметь все, возможно даже лучше вас, только дайте ему то драгоценное и важное, чего так не хватает растущему сознанию – веру в себя!!! Пусть он поверит в свои возможности, а дальнейшее – уже дело времени. Он сам захочет попробовать, сам захочет проверить свои силы. И не пропустите этот момент – обязательно похвалите и отметьте этот мягкий и незаметный для ребенка переход к первым самостоятельным шагам в обучении.

Видео по теме

Звание отличника не всегда дается самому умному ребенку в классе. Случается так, что учитель завышает отметки за прилежание и послушание одним, тогда как более одаренные, но ленивые или слишком активные дети получают тройки и даже двойки. В результате тяга к учебе постепенно пропадает, ребенок отвлекается на более интересные ему дела. В этом случае нужно помочь школьнику преодолеть проблемы с учебой.

Если вы заметили, что ваш малыш с неохотой идет учиться, капризничает и выдумывает себе болезни, это первый признак надвигающихся проблем. Не поленитесь сходить в школу и понаблюдать за тамошней атмосферой. Может быть в существует конфликт между учениками, в который вовлечен и ваш ребенок. В этом случае не стоит вмешиваться самим и ругать обидчиков. В классе непреложным должен оставаться авторитет учителя, который справедливо разбирает все спорные ситуации и наказывает виновных. Пообщайтесь с классным руководителем, расскажите ему о своих сомнениях и позвольте ему вершить правосудие. Если же отказывается или по каким-то причинам не может рассудить ребят, устройте что-то вроде совета, где каждый из ребят сможет высказаться и сообща решить все проблемы. Конечно, такой способ приемлем только для средней и старшей школы.

Одна из причин, по которой ребенок не желает делать домашние задания - это определенные пробелы в знаниях. Они могут случиться в связи с болезнью или отсутствием ученика на прохождении отдельной темы. Разобраться самостоятельно порой бывает не под силу, а среднестатистический учитель не может, а иногда и не хочет отдельно заниматься с каждым. В этом случае попробуйте помочь ребенку сами. Внимательно изучите материал, доходчиво объясните его малышу. Помните, что вы не должны сваливать все на плечи педагогов и полностью отстраняться от процесса обучения. Если вы совершенно не владеете предметом, то может быть кто-то из знакомых или других учеников сможет позаниматься с вашим ребенком. Из любой ситуации всегда найдется выход. Главное - не затягивайте с восполнением пробелов, иначе одно недопонимание повлечет за собой и другие. В итоге ребенок потеряет время и, что самое главное, интерес.

Случается и так, что ученик сильного лицея или гимназического просто не дотягивает до уровня остальных. И родителям важно понять, что не стоит заставлять ребенка прыгать выше головы, если ему этого не дано. Дело может быть и в неправильно выбранном профиле. Если, например, отдать гуманитария в физический лицей только потому, что вы всю жизнь мечтали о поступлении в Политехнический, он не сможет осилить программу в силу особенностей своего склада ума. Не надо воплощать собственные мечты в детях. Прежде чем записываться в профильные классы, проанализируйте способности будущего ученика, поговорите о том, чем именно ему интересно заниматься. И вовремя переводите малыша в обычный коллектив, если видите, что он не справляется. Этот шаг не даст развиться комплексам и немного поднимет самооценку ребенка.

Младших можно заинтересовать системой поощрений. Например, нарисуйте домашнюю стенгазету, где отмечались бы все успехи малыша. Родственники и гости, увидев его достижения, непременно похвалят, а приятные слова из уст взрослых людей всегда мотивируют. Можете дарить незначительные сувенирчики за каждую хорошую оценку. Это могут быть и конфеты, и внеплановые походы в лес, и небольшие игрушки. Договоритесь с родителями в классе, что по итогам каждой четверти успевающие ученики будут получать медали или дипломы за свои достижения. Эти недорогие мотиваторы заставят детей стараться и соревноваться, а соревновательный дух, как известно, способен вытянуть любого отстающего на пьедестал победы. И что бы ни случилось, никогда не унижайте, не ругайте ребенка и не умаляйте его достоинств. Пусть знает, что он у вас самый лучший!

Видео по теме

Часто дети, особенно младшего школьного возраста после летних каникул никак не могут настроиться на учебу. Они плохо воспринимают объяснения учителя, не могут справляться с домашними заданиями. Недовольные родители обвиняют школьников в лени, в нежелании трудиться и прилагать усилия.

Маленьким детям из-за их физиологических и психологических особенностей, очень трудно неподвижно сидеть на месте, не разговаривая и не отвлекаясь. Для них это настоящая пытка. И даже на перемене не побегаешь толком, не разомнешься: тут же одернут, потребуют не шалить, не шуметь. А если при этом объяснения учителя скучны и непонятны, то о каком настрое на вообще может идти речь? Инстинктивное неприятие этого часто приводит к нежеланию учиться.

Родителям в такой ситуации следует вести себя разумно. Не обвинять ребенка в лени и уж тем более не наказывать, а постараться помочь ему. Есть несколько простых способов настроить малыша на то, что – дело серьезное, и относиться к ней нужно ответственно.

Не превращайте требование серьезного отношения к учебе и получения хороших оценок в какую-то навязчивую идею. Не раздражайтесь, не ругайте ребенка, говорите обо всем, что связано с учебой, спокойно и доброжелательно. Ободрите его, если он не в духе. Малыш должен знать и чувствовать, что он по-прежнему дорог маме и папе, независимо от того, как идут дела в школе.

Организуйте школьный уголок так, чтобы ребенку было удобно и комфортно выполнять домашние задания. Уделите особое внимание правильному освещению его рабочего места.

Помните, что одна из главных причин прохладного отношения к учебе – чувство переутомления. Поэтому организуйте правильный режим дня школьника. Чередуйте выполнение домашних заданий с отдыхом. По возможности больше гуляйте с ребенком на свежем воздухе. Следите, чтобы его спальное место было удобным, а комната хорошо проветрена перед сном.

Спокойно, ненавязчиво объясните ребенку, для чего установлены те самые правила поведения в школе, которые его раздражают, кажутся ненужными и утомительными. Помогая ребенку делать домашнее задание, старайтесь не раздражаться, не отпускать язвительных замечаний по поводу его умственных способностей, если он ошибется. Ваша критика должна быть спокойной и доброжелательной.

Ситуации, когда ребенок, который очень хотел в школу, резко теряет интерес к учебе, не так уж редки. Родители пытаются найти причину, заставляют его заниматься, но результаты оказываются более чем скромными. Причина может быть в том, что ребенок просто не умеет учиться, а значит, очень быстро теряет интерес к урокам и к школе.

Вам понадобится

  • - игры на внимание;
  • - развивающие игры;
  • - видеоплеер с познавательными программами;
  • - компьютер с текстовым редактором;
  • - песочные часы или таймер.

Инструкция

Давно замечено, что человек может заниматься интересным делом очень долго. Порой его бывает не оторвать. Чтобы ребенок мог сосредоточиться на учебных занятиях, они должны быть ему интересны, он должен научиться получать удовольствие от занятия и его результатов. Помочь могут познавательные программы, научно- фильмы, увлекательные книги по разным отраслям знаний. Объясните ребенку, что он тоже сможет делать научные открытия, если сумеет научиться получать необходимые для этого знания.

В некоторые дети страдают неумением концентрировать внимание, и это не всегда бывает из-за того, что предмет неинтересен. Проконсультируйтесь со школьным психологом. Он предложит вам дидактические игры . Их можно найти и самим. Это такие игры, как «найди отличия», «что лишнее», «съедобное – несъедобное», мозаики с образцами и т.д.

Научите ребенка ориентироваться в пространстве. Уже малышу раннего возраста доступны такие понятия, как «верх», «низ», «вправо», «влево». Ребенок школьного возраста должен даже не задумываться, когда ему предлагают взять ручку в правую руку и начать писать с верхней строчки.

К первому классу ребенок уже должен уметь сравнивать предметы по размеру и форме, знать состав числа, определять, в какой группе больше предметов, а в какой меньше. Научить этому можно во время прогулки, приготовления обеда, игр с разными предметами. Например, предложите отсчитать для супа нужное количество морковок или картофелин, сравнить их количество.

Большую помощь может оказать компьютер. Объясните ребенку, что интернет придуман для того, чтобы каждый человек мог легко найти нужную информацию. Покажите несколько научно-популярных и учебных сайтов. Чтобы ими воспользоваться, ребенок должен научиться читать и набирать несложные тексты.

Научите ребенка организовывать свое время, чередуя разные виды занятий. Например, на урок он должен тратить 35 минут, а потом 10 минут может отдохнуть. Вас очень выручат песочные часы. Можно использовать и таймер. Объясните, что он должен успеть за 35 минут.

Всегда будьте в курсе того, что происходит в школе, но не делайте уроки за ребенка. Ваша задача – контролировать процесс, а учиться он должен сам. Приучите вашего школьника сначала искать решение самостоятельно, а уже потом обращаться к вам. Объясните ему, каким способом можно найти нужное решение – посмотреть аналогичные задачи, порыться в справочниках, поискать в интернете.

Видео по теме

Полезный совет

Замечено, что в семьях, где родители сами с интересом относятся к учебе, такой же интерес проявляют и дети. Если вы учитесь на курсах, посещаете семинары – не скрывайте этого от ребенка. Наоборот, поделитесь с ним впечатлениями, расскажите, что интересного узнали.

Совет 5: Как помочь школьнику удачно закончить учебный год

Многие школьники в конце учебного года сталкиваются с явлением под названием «синдром последней четверти». Силы на исходе, учеба дается с трудом, появляется раздражительность. Ребенок может стать вялым и сонливым или, наоборот, станет проявлять признаки повышенной возбудимости. В этой ситуации родители должны помочь ребенку, чтобы он не испортил итоговые оценки и не подорвал здоровье.

Прогулки на свежем воздухе и режим дня

После школы ребенок не должно проводить все время у компьютера или у телевизора, поскольку это приведет к тому, что за уроки он возьмется только поздним вечером, когда на их выполнение уже не останется ни сил, ни желания. Домашнее задание вряд ли будет выполнено хорошо, что приведет к плохим отметкам и упрекам родителей. Нужно позаботиться о том, чтобы ребенок каждый день гулял на свежем воздухе, уроки начинал делать в определенное время и не слишком поздно. Вначале рекомендуется приступать к простым упражнениям, чтобы можно было настроиться на домашнюю работу, легко переключаясь на более сложные задачи. Нельзя накапливать задания, оставляя их на последний момент. Нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей недели.

Внеплановый выходной

Если видно, что ребенок действительно устал, постоянно жалуется на сонливость и не может сосредоточиться на уроках, можно устроить незапланированный выходной. Только его ни в коем случае нельзя проводить дома. Ребенок должен выспаться с утра, не нужно его будить. После этого нужно позаботиться об уроках на следующий день, а затем смело можно отправляться на длительную прогулку. Можно предусмотреть посещение бассейна, боулинга, кино или любого другого места, где ребенок сможет расслабиться и отвлечься от школы. Одного такого дня будет достаточно, чтобы школьник восстановил силы, получил заряд хорошего настроения и снова смог погрузиться в учебу.

Здоровье школьника

Весной у детей может начаться авитаминоз, который негативно сказывается не только на здоровье, но и на интеллектуальной деятельности – сонливость, апатия и постоянная усталость никак не будут способствовать получению знаний. В этот период нужно пересмотреть рацион ребенка, при необходимости добавив в него поливитаминные комплексы после консультации с врачом.

Похвала и поощрение

Плохие оценки – не повод постоянно ругать ребенка или наказывать его. Ласковые и добрые слова, моральная поддержка и помощь в том случае, если ребенок не понимает материал – результат не заставит себя ждать, и в дневнике будут появляться только самые высокие баллы.

Совет 6: Как помочь школьнику лучше усваивать информацию?

В современной школе ученикам приходится осваивать огромное количество учебного материала. Его надо не только читать, но и понимать, запоминать. Важно понимать особенности восприятия ребенка, чтобы облегчить ему эту задачу.

Все люди, и школьники тоже не исключение, отличаются по типу «ведущей системы восприятия информации». Основных систем у человека 3:

  1. кинестетическая – то есть через движение;
  2. визуальная – через зрение;
  3. аудиальная – на слух;

Какая-либо система восприятия информации может быть основной у человека, то есть через нее он воспринимает информацию лучше и легче запоминает ее. Все обучение в школе опирается в основном на аудиальный канал восприятия, и совсем чуть-чуть – на визуальный. Учитель основной материал рассказывает и объясняет устно. Конечно, с появлением в школах интерактивных досок учителя стали больше использовать схемы и рисунки. При этом большинство детей при поступлении в школу имеют ведущий визуальный канал восприятия. Это обусловлено возрастными особенностями развития психики ребенка. Поэтому важно научить ребенка воспринимать информацию из разных каналов. А при освоении очень важного и сложного материала подключать его ведущий канал восприятия.

Дети-кинестетики запоминают информацию через движение . Например, им легче запомнить слово, написав его правильно много раз, чем просто произнося в слух. Такие дети любят массаж, сами активно используют прикосновения в общении, много жестикулируют. Обычно для детей с кинестетической системой восприятия характерно раннее физическое развитие. При чтении им надо водить пальцем по тексту, не запрещайте это. Детям с кинестетической системой восприятия в школе довольно тяжело, потому что учителя к данной системе в большинстве случаев не обращаются. Но вы как родитель можете помочь своему ребенку: решайте задачи через эксперименты, игры (в том числе ролевые), используйте демонстрационную технику, с которой ребенок может активно оперировать. Такой ребенок лучше обучается, делая.

Если ваш ребенок аудиал, то ему легче воспринимать устную речь , он легко ее повторяет. Сам ребенок с аудиальной системой восприятия разговорчив, легко отвлекается на посторонние звуки. Задумавшись, он разговаривает сам с собой, шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Чтобы такой ребенок лучше усвоил и запомнил какой-либо материал, попросите его рассказать этот материал устно; сами объясняйте ему сложные вещи, чтобы он их слушал, а не читал.

Если ваш ребенок визуал, то, скорее всего, он организован, наблюдателен, как правило, спокоен. Такие дети с трудом понимают словесные инструкции (переспрашивают), но при этом являются хорошими рассказчиками. Ребенок с визуальной системой восприятия хорошо помнит то, что видел; имеет живую, образную фантазию. Такому ребенку легче всего понимать схемы, рисунки, он легко усваивает материал через фильмы и чтение. Он должен видеть информацию глазами.

Бывает, что одна система явно лидирует, а бывают и смешанные типы. В любом случае старайтесь, чтобы при выполнении домашних работ ваш ребенок подключал разные системы восприятия, даже если это ему тяжело. Например, пусть сначала сам прочитает параграф, а потом сделает его конспект в виде схемы или рисунка, по которому перескажет его содержание вам. Так его психика будет развиваться. Но при задаче понять или выучить сложный материал лучше опираться на ведущую систему восприятия информации.

Если ваш ребено учится в младших классах, для определения его системы восприятиния за ним надо понаблюдать. Подростки уже сами могут проанализировать и оценить свои особенности, просто их внимание надо обратить на этот важный момент. Ведь знание своей системы восприятия информации весьма полезно в период подготовки к экзаменам.

Видео по теме

Совет 7: Как помочь ребенку хорошо учиться в школе: младшие классы

Родители мечтают, чтобы их дети любили учиться. Но в реальности это случается довольно редко. Ребенку, особенно в младших классах, родители могут значительно помочь в процессе обучения и сделать его более увлекательным. Что же для этого нужно?

Инструкция

Создать у ребенка ощущение безопасности. Когда ребенок идет в первый класс, он попадает в абсолютно незнакомую для себя среду, он не знает, . Все незнакомое очень пугает детей. Поэтому заранее расскажите ребенку о правилах поведения в учебном заведении: об уроках и переменах; как попроситься выйти; можно ли отвлекаться на уроках; как приветствовать учителя и так далее. Можно сделать это все в игровой форме, поиграть с ребенком в школу и учителей. Хорошо, если ребенок заранее познакомится с первой учительницей, важно, чтобы он сформировал о ней хорошее и доверительное отношение. Если есть возможность, то стоит познакомить ребенка со своими будущими одноклассниками.

Развивать у ребенка любознательность. Конечно же, каждый день учиться математике или письму - это не самое увлекательное занятие. Поэтому ребенку нужно объяснить, что чем дальше он учится в школе, тем интереснее, и каждый день он будет узнавать что-то новое. Рассказывайте ребенку интересные факты из мира природы, о животных и разных науках, чтобы ребенок мог проявлять интерес.

Хвалите за любые достижения. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения. Если вы все время будете ругать ребенка за его погрешности, то интерес к учебе пропадет.

Видео по теме

Совет 8: Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно

Все чаще современные родители задумываются о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно. Сегодня дети имеют огромное количество лишних увлечений, не позволяющих должным образом сосредоточиться на занятиях, и с этим нужно бороться.

Инструкция

Чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо помочь ему осознать данную необходимость уже с первого класса. Есть родители, которые помогают своему чаду в выполнении домашних заданий на протяжении нескольких лет учебы, совершая тем самым большую ошибку. Такие дети становятся неуверенными в своих силах, боятся допустить ошибку и постоянно нуждаются в поддержке взрослых, когда сталкиваются со сложными заданиями. Роль родителей заключается в том, чтобы показать ребенку, как нужно делать уроки, а не выполнять домашнее задание за него.

Для начала вы можете просто наблюдать за процессом выполнения ребенком домашнего задания или не находиться в этот момент рядом вовсе. Позвольте ученику сделать уроки самостоятельно, а потом просто проверьте их правильность. Даже если вы найдете ошибки, не ругайте его, а спокойно укажите на них и помогите исправить. Не переживайте, если ошибок будет много, и ребенку придется переписывать всю работу заново: очень скоро он получит необходимый навык для того, чтобы сводить количество исправлений к нулю.

Каждый день интересуйтесь тем, как у ребенка обстоят дела с учебой в школе. Если его успеваемость снижается, ученик начнет становиться еще более неуверенным в своих силах, а не поддающиеся освоению дисциплины становятся слишком ненавистными, чтобы еще и выполнять по ним домашнее задание. Спокойная беседа об успеваемости в школе без скандалов станет залогом того, что ребенок не станет скрывать свои оценки. Родители же в свою очередь должны попытаться помочь ученику не отставать от своих сверстников.

Узнайте, какие возможности предоставляет учащимся школа. Для учеников младших классов обычно работает секция продленного дня, когда учителя занимаются с детьми, помогают лучше освоить материал и объясняют, как правильно делать уроки. Старшие школьники могут посещать дополнительные занятия по тем дисциплинам, которые не поддаются освоению. Также вы всегда можете нанять репетитора, который «подтянет» отстающего ребенка.

Сложнее всего заставить ребенка делать уроки самостоятельно, если он очень не усидчив и предпочитает развлекаться, нежели тратить время на учебу. В этой ситуации внимательно изучите его распорядок дня, интересы и увлечения. Будет лучше, если после школы ученика будет встречать дома кто-то из родителей. Нужно проследить за тем, чтобы ребенок немного отдохнул, например, пообедал и сходил на непродолжительную прогулку, после чего уже приступал к урокам. Компьютерные игры, просмотр телевизора и другие шумные развлечения необходимо оставить на потом. Они должны служить поощрением за своевременное и аккуратное выполнение домашнего задания.

Если в садике занятия всё-таки строятся в основном в игровой форме, то в школе уже требуется большая ответственность и самостоятельность. Не нужно ругать ребёнка, если у него что-то не получается, тем самым можно напрочь отбить желание и стремление к учёбе, в этом вопросе ничего не должно быть из-под палки. Первоклассник, конечно, должен стремиться к тому, чтобы всё получалось, но совсем без нервозности, реплик: «Меня мама убьёт, если у меня не получится!» - быть не должно. Ни к чему прививать ребёнку отвращение к учёбе, нельзя запугивать его, тем самым вы не добьётесь никаких успехов.

Проявите неподдельный интерес к образовательному процессу вашего малыша, найдите свободное время, сидите за уроками вместе с ним, радуйтесь его маленьким победам, не слишком ругайте за неудачи. Очень многое в обучении зависит от того, как сложатся отношения у ребёнка с педагогом и детьми в классе. Учите ребёнка уважительному отношению к учителю, но не упирайте на беспрекословный его авторитет. Ребёнок должен иметь своё мнение в любом случае.

Нельзя обсуждать преподавателя дома, при ребёнке, даже если вы чем-то недовольны, будьте уверены, что всё это будет принесено в класс, и ваш негатив к учителю переймёт сам ребёнок и другие дети. При возникновении недопонимания лучше сразу отправиться к директору школы, нежели сидеть дома и перемывать кости неугодному вам педагогу.

Учите ребёнка не смеяться над ошибками одноклассников, радоваться их успехам и всегда приходить на выручку. Составьте разговор на тему «дружба», объясните, какими должны быть настоящие друзья, как можно себя вести и как - нет. Научите ребёнка искренности как перед вами, так и перед другими людьми, скажите, что он всегда может подойти к вам с любой проблемой, вы всегда выслушаете его и поможете в её решении.

Делайте уроки днём, не стоит это откладывать на поздний вечер. Если начало занятий с 8–9 часов утра, то спать нужно укладываться не позже 9 часов вечера, чтобы не дремать на уроках. Организуйте ребёнку удобное рабочее место для выполнения домашних заданий, с первых дней приучайте его к аккуратности и порядку, не прибирайтесь за него и собирайте портфель. Это не ваша, а его прямая обязанность.

Объясните, что учёба в школе - дело серьёзное, но не запугивайте ребёнка фразами: «Будешь плохо учиться - пойдёшь работать дворником!», ничего положительного они не принесут. Ваша искренняя заинтересованность и готовность помочь - основной критерий успеха. Ведь какие семена - такие и всходы, древняя мудрость, актуальная и по сей день.

Школа - это трудная, но по-своему интересная пора в жизни ребенка. Маленький человек переходит на новый этап своей жизни. Он уже выпустился из детского сада и должен стать школьником. Ему еще трудно выполнять домашние задания и жить по школьному расписанию. Родители должны помочь ему справиться с трудностями.

Если ребенок не хочет учиться, ходить в школу, выполнять домашние задания, не злитесь на него за это. Просто поговорите, возможно, с малышом случилась серьезная проблема, помогите ему решить ее.

Ребенку ничего не должно мешать. Позаботьтесь об организации его рабочего места и освещении. Уберите со стола все лишнее и проследите, чтобы ребенок не совмещал уроки с просмотром телевизора.

Если ребенок быстро устает, пусть вначале сделает трудную работу. Если же ему нужен дополнительный настрой, пусть начнет с легких задач.

Родительское собрание на тему: «Как родители могут помочь своему ребёнку хорошо учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Расширять объём знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

Убедить родителей, что соблюдение режима дня – важнейшее условие успешной учёбы ребёнка;

Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол.

Перед родительским собранием проводится опрос детей и родителей:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным…

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Заранее проводится анкетирование родителей:

1. Поддерживаете ли своего ребёнка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок (или, что читали ему вы)?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

10. Любит ли ваш ребёнок учиться?

Ход собрания

    Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах младших школьников. Как помочь детям хорошо учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.

    Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

Каждый из нас, встречая на своём пути что-то новое, не всегда сразу справляется с возникающими трудностями. Также и наши первоклашки.

Как только ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе. В вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование (так же, как у вашего ребёнка). Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет.

(Родители называют переживаемые ими чувства. Задание позволяет выявить трудности и проблемы в семьях, обсудить эти проблемы в ходе собрания).

А сейчас посмотрим видеоматериал о том, какие чувства переполняли ваших детей, когда они пошли в 1 класс.

(Включается видеозапись высказываний детей о чувствах, которые они испытывали, идя в 1 класс)

    Лекция «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе. Это очень напряжённый период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объём нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку: принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками; подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно. «Дети активные существа…А если это так, то следует создать им организационную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа – это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться(желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому, у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности. Но многие родители знают по опыту, что со временем, начиная со 2 класса, интерес к учёбе пропадает. Почему это происходит? Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется всё больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки. Родители должны сразу посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растёт, дети из-за неудач теряют интерес к учёбе и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учёбе очень важно создать атмосферу оптимизма. Надо сказать ребёнку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывают радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребёнок не может сконцентрировать свои силы на учёбе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и тоже плохо выученное задание. Ребёнок должен просто справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребёнок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребёнок в школе развил по возможности свои способности. Но всё же будут дети, которые при всём своём старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать вам, родителям? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребёнок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни их возраст, ни индивидуальные возможности. Ребёнка с малых лет включают в мир ценностных ориентаций, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания должны обязательно присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребёнка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому вместе с учителем нужно постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, помочь им утвердиться им на этом поприще. Надо хвалить за каждый. Даже самый скромный успех. Если дети полностью теряют интерес к учёбе, становятся упрямы, то большей частью от того. Что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя замечено и устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель к ним внимателен. Они постоянно сравнивают себя с одноклассниками, им кажется, что из-за плохой успеваемости их меньше уважают. Родители должны найти все пути для самоутверждения ребёнка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или в саду. И как часто дети, у которых были трудности в учёбе, потом прекрасно проявляли себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребёнок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребёнка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные ребёнком в школе, могут пригодиться им дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или с их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть возможность указать детям на то, что при изучении не особенно интересных предметов они могут так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учёбе. Кроме того, решающую роль играет и отношение родителей к учёбе, их пример (курсы повышения квалификации). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят своё любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будут вызывать доверие у детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию. Вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учёбы атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в тоже время и последовательной требовательности? Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Помощь родителей идёт в трёх направлениях:

Родители организуют режим дня;

Проверяют домашние задания;

Приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% детей слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родители должны иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Конечно, иногда приходится просить сына или дочь помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного вида деятельности на другой, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно дело, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только я начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Напр., дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу. Надо будет пойти в магазин. Вот я тебе деньги положила». Или сыну: «Заканчивай делать примеры. Через 10минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно тем, ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка - не доводить начатое дело до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего школьного возраста, у которых начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на свежем воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Т.о., родители должны понять, что их главная задача – помощь ребёнку мл.школьного возраста в организации свободного времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Родителям необходимо контролировать выполнение дом.заданий школьниками. Прежде всего. Необходимо постоянно следить за записями дом.заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример. Вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить. Есть у тебя ошибка или нет?» и только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт на дом 2 столбика примеров, родители заставляют выполнить 4 – лучше будет знать! Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким неинтересным трудом. Дорогие родители, если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то, пожалуйста, согласовывайте с учителем количество и содержание их.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей такое желание вызвано неумением их переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал делать уроки. В первом классе за уроками дети сидят не более 1 часа. Долго сидеть за уроками – не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напр., написал ребёнок строчку и начинает вспоминать, что было сегодня в классе, опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш…Это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, начинают кричать на ребёнка, называть его тупицей. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто

Анкетирование родителей:

    Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

    Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

    Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

    Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?

    Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

    Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

    Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?

    Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

    Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

    Любит ли ваш ребёнок учиться?

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей обучения в начальной школе.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с трудностями обучения в начальной школе.
  2. Рассмотреть вопрос о школьных трудностях гиперактивных, медлительных и леворуких детей.
  3. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.

Форма проведения: лекторий для родителей.

Ход собрания

Причины школьных трудностей.

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны. Решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.

Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие детей меняются. Некоторые становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, раздражительными, плохо едят, с трудом засыпают. Но проходит один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно усваивают программу. Но так благополучно бывает не всегда. Некоторые очень быстро устают и становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются слабоуспевающие ученики. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

Во-первых , стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых , необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.

  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

В-третьях , постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

  1. Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
  2. При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
  3. Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
  4. Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Школьные трудности медлительных детей.

Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть

очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

  1. Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...».
  2. Создавайте такую обстановку дома, которая позволила бы ребёнку выполнять домашнее задание в собственном оптимальном для него темпе.
  3. Начинайте приготовление уроков с менее сложных, затем переходите к более сложным.
  4. Во время приготовления домашних заданий через каждые 30 минут работы давайте возможность ребёнку отдохнуть 10-15 минут, желательно провести физкультминутку под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
  5. Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.

Школьные трудности леворуких детей.

Ещё одна группа детей, вызывающая большую тревогу у родителей – леворукие дети. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам. Леворукость не является маркером ни каких-то особых способностей, ни свойственных только леворуким проблем. В отношении к леворуким и леворукости существуют две противоположные точки зрения: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно-восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точки зрения далеки от реальности. Среди леворуких людей есть очень успешные, талантливые и даже гениальные (именно о них идет речь, когда вспоминают о Леонардо и Юлии Цезаре, о Наполеоне и Чаплине и многих других), но есть тысячи безвестных неудачников и просто больных людей. Леворукие – не однородная группа, и это связано, прежде всего, с тем, что происхождение леворукости может быть разным.

Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.

Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а от того, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И, тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.

Среди леворуких довольно много детей со школьными проблемами, однако это не дает основание делать выводы о том, что именно леворукость является их причиной. Еще раз подчеркнем – леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка. Ребенок чувствует себя ущербным и это тоже усугубляет проблемы.

Что делать? Как помочь ребёнку?

Советы родителям леворуких детей.

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

  1. Научите ребёнка садиться за уроки самостоятельно и оказывать ему помощь только тогда, когда он в ней нуждается.
  2. Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов, через каждые 15-20 минут работы необходимо делать 10-15 минутный перерыв, который ребёнок может использовать по своему усмотрению.
  3. Дать возможность ребёнку самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете посоветовать или порекомендовать, но ни в коем случае не требовать.
  4. Следить, чтобы ребёнок правильно держал ручку, и обеспечить хорошую освещённость правой стороны стола.
  5. Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Надо помнить, что леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

Работа по организации помощи при трудностях в обучении.

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
  • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.

Примерно раз в неделю (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсутствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, значительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребенка.

Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).

Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

Список использованной литературы:

  1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М.: Вентана - Граф, 2005г. -240с.
  2. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь М.: ЭКСМО, 2009г., - 464с.
  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения? Начальная школа № 10, 1990г.
  4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Навык письма - трудности обучения. Начальная школа № 11, 1988г.
  5. Безруких М. М. Лекции учебного курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Далеко не всегда дети готовы понимать родительское «надо». От них можно услышать массу аргументов «против». Учеба, как и работа у взрослых, часто однообразный труд, и от альтернатив поиграть, посмотреть телевизор или зайти в соцсеть иногда невозможно отказаться, не приложив усилие.

Возможность вернуть ученика обратно в учебный строй приходится поискать. Кого-то можно вовлечь за компанию, вдохновить поощрениями, предоставленной свободой, кому-то поможет здоровое чувство честолюбия («ты не хуже других»), похвала, воспитательные беседы. Но есть и обязательные для всех пункты «программы по вовлечению».

Взрослые задачи

Задача № 1. Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем. Мечтаешь стать известным хоккеистом мирового масштаба и учеба тебе не нужна? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью - русский и литература, ведь быть спортсменом - не значит быть безграмотным.

Задача № 2. Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.

Задача № 3. Придерживаться золотой середины. Неблагодарное это дело - лепить из гуманитария технаря только потому, что он из семьи потомственных инженеров. Другая крайность - полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые даются с трудом.

Задача № 4. Быть осторожнее с критикой. Под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.

У желания корпеть над трудным заданием могут быть и сторонние препятствия. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это и связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость.

Задача № 5. Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает ощущать контроль над ситуацией, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».

«В отношении детей, еще не вступивших в подростковый возраст, лучшей формой обучения является игра и совмещение ее с традиционными формами подачи материала. Логическое мышление и способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам.

Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны, ребенок еще биологически не готов понять вас на этом уровне. Будьте проще, мотивируйте в игре и развлечениях. Проявите терпение, внимание, станьте сами отчасти ребенком и тогда вам проще будет понять его.

Отдельного внимания заслуживает снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка на фоне сложной семейной ситуации (развод, скандалы и т.п.) Здесь ваша задача становится сложнее, глобально - это нормализация партнерских отношений (в большинстве таких случаев сложности в учебе пропадают). Может помочь совместный поход к семейному психологу (обязательно с папой), тогда психокоррекция поведения будет в разы успешнее»

Консультант психологического центра «Аржаан» Сергей Мостиков

Основные проблемы снижения успеваемости

1. Не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию). Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.

Как еще помочь ребенку

- культивируйте чувство ответственности , то есть умения присваивать и успехи и неудачи происходящего своей личности;

- удерживайтесь от сравнений, укрепляйте ощущение компетентности, уверенности в себе. Например, организуйте дома «стену почета», где будут развешаны материальные свидетельства достижений (грамоты, медали, успешные работы)

- вдохновляйте, поддерживайте увлечение всем, что может поддержать вовлеченность в учебный процесс;

- развивайте любознательность, предлагайте нестандартные формы обучения и подачи информации;

- играйте в игры, развивайте дух соперничества.