Индивидуальная беседа с ребенком конспект. Беседа на тему: «Общение без конфликтов

Рождество

Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.

Вопросы к детям:

· Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?

· Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут в России?

· Кто ты по национальности (расе - цвету кожи)?

· Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?

· Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? Какой?

· Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой?

· Что ты можешь о них рассказать?

· Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?

· Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?

· В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы беседы № 1-2

В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Ø Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…).

· 1 балл - представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.

· 2 балла - представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

· 3 балла - представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

· 1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.

· 2 балла - отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

· 3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»

(адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)

Цель : выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).

Стимульный материал : изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей (англичане, китайцы, египтяне, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы).

Предъявление задания: представляет собой игровую ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.

1 этап : ребенку предлагается выбрать 1-2 рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы:

· Почему выбран этот ребенок (пара детей)?

· Что нравится в нем?

· Что не очень нравится?

· Как ты думаешь, какой у него характер?

· А как он себя ведет?

· Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит?

· Ты хотел бы с ним поиграть?

· Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?

· Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?

· Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?

2 этап: Ребенку предлагается набор рисунков детей различных национальностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.

Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»

Цель: Изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

Предъявление задания: воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку, о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»

В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:

· Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?

· Почему нельзя смеяться над этим ребенком?

· Как надо вести себя в присутствии ребенка, который плохо понимает русский язык?

· Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы).

Способы обработки и анализа материалов задания см. после трех экспериментальных ситуаций.

Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»

Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал : Для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре - афро-американская девочка, справа - дети, которые обижали девочку (-), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.

Предъявление задания: Воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера вечером ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело… (в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей с ней решили подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».

· Могла ли случиться эта история в реальной жизни?

· А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?

· Как ты думаешь, почему одни дети стали обежать девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?

· А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?

· Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, непохожую на других?

Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Ø Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)

· 1 балл - представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.

· 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

· 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание выучить самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.

Ø Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

· 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других рас и национальностей.

· 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.

· 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.

Ø Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

· 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.

· 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.

· 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми- представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодействия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.

Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям :

· ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);

· проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…);

· проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей…);

· Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

При этом можно рассматривать содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях :

· перцептивном уровне - восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;

· когнитивном - относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям;

· эмоционально-оценочном - эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людях разных социально-культурных групп;

· поведенческом - стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и не опосредованные контакты с окружающими.

В соответствии с ними выявляются3 группы дошкольников .

Дети снизким уровнем этнотолерантности , который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожести на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.

Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремяться наладить диалог самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.

У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных, расовых и культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.

В целом первое направление диагностики способствует изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель второго направления диагностики: изучить своеобразие отношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотолерантности у детей 5-7 лет.

Задачи :

1. Определить отношение взрослых (воспитателей и родителей) к проявлению этнотолерантности к людям различных рас (национальностей).

2. Определить отношение взрослых (воспитателей и родителей) к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в условиях детского сада.

3. Изучить знания взрослых (родителей и воспитателей) о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в детском саду.

Для их реализации проводилятся следующие задания: анкетирование родителей и педагогов, опрос родителей и беседа с педагогами.

    Место работы (название образовательного учреждения): МАОУ «Кадетская школа №82» г. Набережные Челны

Беседа по теме: «Как правильно дружить»

ЦЕЛЬ: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

ЗАДАЧИ:

    Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.

    Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

    Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

    Повысить самооценку детей.

ХОД БЕСЕДЫ

Вопрос: Что такое дружба?

Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: — Чем приятели отличаются от друзей?

Сколько у человека может быть настоящих друзей?

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Упражнение “Мой идеальный друг”

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”

Совместное обсуждение результатов.

Дискуссия по кругу

Вопросы:

— Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

— А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?

— Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

— Что может помешать дружбе?

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:

    Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!

    Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

    Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.

    Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

    Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.

    Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.

    Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

    Делитесь новостями о своих успехах.

    Высказывайте эмоциональную поддержку.

    Добровольно помогайте в случае нужды.

    Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.

    Возвращайте долги и оказанные услуги.

    Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.

    Защищать друга в его отсутствие.

    Быть терпимым к остальным его друзьям.

    Не критиковать друга публично.

    Сохранять доверенные тайны.

    Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга

    Не быть назойливым, не поучать.

    Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы:

— Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?

— Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?

— Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?

Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”

Дружба – понятие круглосуточное!”, — ответил Светлов.

2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”

Сколько сейчас, — ответил Ходжа, — сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”

3. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.

Упражнение “Что важно для дружбы?”

Цели:

    закрепление полученных знаний о дружбе,

    формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:

    Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.

    Защищать друг друга от обидчиков.

    Придумывать вместе интересные игры.

    Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.

    Угощать друг друга сладостями.

    Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.

    Уметь уступать друг другу.

    Часто ходить друг к другу в гости.

    Говорить друг другу всегда только приятные слова.

    Уметь делиться новостями.

    Помогать друг другу.

    Уметь слушать друг друга и понимать.

    Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.

    Не ссориться друг с другом по пустякам.

    Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы: — Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

В заключение несколько полезных советов:

— Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

— Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

— Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

— Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

— Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

— Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

— Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

— А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.

Особенности проведения беседы:

Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.

1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.

2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:

— Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.

— Придумать и написать объявление: “Ищу друга” (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).

— Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.

— Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?

3. Занятие всегда начинается с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения. Примеры упражнений:

1. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.

2. Игровое упражнение: “Привет!”

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или “Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

    Коблик Е. Г. Первый раз в 5-ый класс – М., 2003 г.

    Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения – М, 2001 г.

    Селезнёва Е. В. Я познаю мир. Психология – М., 2002 г.

    Снайдер Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни – М., 1997 г.

    Филиппова Ю. В. Общение – Ярославль, 2002 г.

    Фопель К. Энергия паузы – М, 2001 г.

    Энциклопедия домашнего психолога – М., 2000 г.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье».

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе» .

Беседа четвертая: «О толерантности».

Беседа пятая: «Нет предела совершенству».

Беседа шестая: «Кто есть кто?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

Девизы программы:

1. «Мы до тех пор люди, пока хотим быть лучше»;

2.Не забывайте, что любой человек ищет радости в жизни.

И вернуть эту радость,

вселить в душу ребенка оптимизм – задача социального педагога в школе.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»

Хорошо ли тебе в семье? Что нравиться и что ты не принимаешь?

Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.

После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах). Например: 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.

Эти беседы с инсцинированием вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе»

Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?

Беседа проходит в форме диалога:

1. С чего начинается Родина? С тропинки в школу, с друзей и товарищей на школьном дворе.

2. Что нового внесла в твою жизнь школа?

3. Как ты понимаешь девиз: один - за всех, и все за одного?

4. Кого из одноклассников ты можешь назвать своим другом (подругой) и почему?

5. Какая разница между другом и товарищем? Зачитываем речь Т.Бульбы о товариществе. Анализируем этот текст.

По каким же правилам должны жить дети в классном коллективе? Проводиться мозговой штурм. Дети предлагают следующие правила и пожелания:

1. Мальчики должны уважать девочек.

2. Выполнять поручения, какие им дают кл.руководители или лидер класса.

3. Не давать прозвища.

4. Не грубить, не обзываться.

5. Быть дружными и т.д.

Вывод и призыв: давайте будем взаимовежливыми, культурными и внимательными. Призыв принимается, и правила появляются в классном уголке.

Беседа третья: «Все начинается с детства».

Цель этой беседы – пробудить у учащихся желание быть завтра лучше, чем вчера, задуматься над своим поведением, над режимом дня, подумать об ответственном отношении к учебе, ибо в жизни нет мелочей:

Грустно думать,

Что напрасно была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

(А.С.Пушкин)

Обсуждаем мысль поэта, детство – самая прекрасная пора в жизни человека, но оно быстро проходит. Основные качества человека закладываются с детства. Если ты привык все уроки выполнять самостоятельно, никогда не опаздываешь, не врешь, не допускаешь грубости, понимаешь всегда, что ты рожден человеком.

Заранее проводится анкетирование:

а) Каким ты представляешь настоящего человека, какие качества ставишь на первое место?

б) Знаешь ли ты правила поведения? Почему их нужно выполнять?

в) Были ли в твое жизни случаи вандализма по отношению к предметам, школьному имуществу?

г) Честно признайся, не было ли в твоей жизни варварского отношения к животным, растениям?

д) Если бы ты был министром юстиции, как бы ты боролся с проявлением варварского отношения к городскому имуществу?

Зачитываются ответы самые интересные, обсуждаются. Учащиеся, как правило, активно обсуждают эти негативные явления в обществе. Делают неожиданные выводы: Надо умело, с интересом организовывать свой досуг, заниматься спортом.

Почему дети часто оказываются на улице среди подростков, склонных к правонарушениям? Сказывается стадное чувство – куда все, туда и я. Детская неопытность. СМИ принося огромным вред: печатается один криминал. Куда подрастающее поколение ведут СМИ? А боевики чему учат? Насилию. С экранов телевидения пропагандируется насилие, желание разбогатеть любыми способами, но есть у нас четыре воинства: «Совесть, честь, долг и достоинство». Это необходимо взять на вооружение.

Беседа четвертая: «О толерантности»

«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» «Мы все – сестры и братья». «Если мы едины, мы непобедимы»…

Цель: Воспитывать уважение друг к другу, терпимость, желание воспринимать людей другой национальности как равных в обществе, имеющих одинаковые права и обязанности.

Беседа пятая: «Нет предела совершенству»

«Если б знала Земля о поступках своих обитателей,

Верно, диву далась бы: на что разум мы свой потратили?»

Цель: заставить учащихся задуматься над тем, что человек рождается познавать мир, созидать, уметь преодолевать различные трудности и испытания судьбы, нельзя разрушать, подавлять другого, унижать чье-либо достоинство, не отдавать предпочтение физическим удовольствиям и потребностям, ибо человек родится для того, чтобы хоть немного продвинуть себя и свой род к совершенству.

Стремитесь, люди, только к высоте.

Что красота? Пребудет и пройдет,

А тяга к красоте - не подведет!

Беседа шестая: «Кто есть кто?»

Классный час «Кто есть кто?» проводится отдельно для девочек и мальчиков.

Цель. В период созревания юноши и девушки стремятся найти себе пару. Помочь им не совершить ошибку, руководствоваться не только эмоциями, но и слушать правильный выбор.

Тезис. Семья вырастает из любви, живет любовью, дети родятся в любви. Создавая семью, молодые выбирают путь, по которому им вместе идти. Осилит ли эту трудную дорогу идущий. (На 1000 браков у нас 800 разводов) Почему?

Анкеты юношей говорят о том, что они хотели бы видеть жену умной, совестливой, честной, любящей, верной и преданной, чистосердечной, умеющей сохранять чувство своего достоинства, улучшать свой характер степенностью, быть веселой и гостеприимной.

Девочка – будущая мать, а мать – трудная миссия: надо иметь способность к самопожертвованию, невероятному терпению и терпимости, ибо любить конкретного человека бывает невыносимо тяжело. Он имеет свои привычки и не всегда уступает в ссоре, спорах. Девочка – жена должна быть во сто раз мудрее мужа – юноши. Человечество существует потому, что есть материнская любовь.

Каким девушка хочет видеть своего мужа? Он должен хорошо зарабатывать, любить жену предано и верно, любить детей, понимать жену, считаться с ее мнением, уметь понять ее, быть хорошим человеком, помогать жене, иметь спокойный и сдержанный характер.

Всегда ли юноша придет на выручку девушке, когда ее обижают, проявляет рыцарские качества, занимается ли спортом, чтобы быть сильным и оправдать понятие «быть мужчиной». «Быть мужчиной» - значит, взять на себя равную долю забот о семье, долю труда, уметь хранить то, что тебя окружает, преумножать только хорошее в семье, жить для своей семьи, хранить ее как Бог – ибо счастлив тот, кто счастлив в семье.

Наша социально-психологическая служба в творческом поиске методов и средств, помогающих в формировании социализации личностных качеств ученика, понимая, что каждый из нас «продукт» степени общественного развития личности. Надо помочь учащимся, стоящим на внутришкольном учете, найти свое место в жизни, научить умению жить в коллективе, обществе и быть счастливым.


Место проведения: учебный класс.

Цель: помочь овладеть разными способами поведения в конфликтных ситуациях

Задачи: 1. Научить детей выходить из конфликтных ситуаций.

2. Научить разрешать конфликты без ущерба для себя и других.

План-конспект беседы:

    1. Сбор детей, создание мини групп
    2. Знакомство с темой беседы
    3. Проведение беседы
    4. Подведение итогов

Сценарий беседы

В классе руководитель разбивает детей на две мини группы, в которых беседа будет проводится одновременно (психологом и социальным педагогом). По возможности, дети устраиваются вокруг педагога, создав круг.

Упражнение «Комплименты» (5 минут)

Дети стоят в кругу и бросают мячик друг другу, говоря при этом комплименты – предложения, начинающиеся словами: «Кокой ты…! или «Какие у тебя…!».

Игра «Дразнилки» (5 минут)

Педагог называет различные объекты, дети по цепочке или в виде игры с мячом называют «назначение» данного объекта, используя суффиксы «л», «к».

Например: «собака» - кусалка, догонялка, хвостомвилялка…; ножницы – резалка, открывалка, ломалка, уколка и т.д.

Обсуждение «Дразнилки» (5-7 минут)

Сейчас вы дразнили предметы понарошку, в игре. Но нередко бывает, что дети дразнят друг друга не понарошку, а на самом деле. Почему они это делают?

Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Рыжий»:

Если мальчик конопат,

Разве мальчик виноват,

Что родился рыжий, конопатым?

Но, однако, с малых лет

Пареньку прохода нет,

И кричат ехидные ребята:

Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой! –

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил…

Как вы думаете, какие чувства испытывает этот мальчик, когда его дразнят?

Помогают ли дразнилки подружиться или помириться?

Получается, что тот, кто дразнился, хочет поссориться, раздружиться, обидеть другого. Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой может закончиться дракой… Какими еще могут быть причины драки?

Тест «Конфликтный ли вы человек?» (10 минут)

В жизни нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие – наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становиться еще больше.

Чтобы узнать, какой характер у вас, проведем тест.

Педагог читает вопросы, дети на небольших листочках отмечают ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».

Вопросы анкеты:

1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.

2. Я часто критикую других.

3. Я не люблю уступать.

4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.

5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.

6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.

7. Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.

8. Меня трудно назвать послушным.

9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.

10. Меня легко обидеть.

Затем подсчитывается количество положительных ответов:

0-2 – у вас миролюбивый характер;

3-5 – обычно вы стараетесь избегать конфликтов;

6-8 – у вас часто бывают проблемы с общением;

9-10 – у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.

Физкультминутка (3 минуты)

Игра «Мы похожи друг на друга» (5 минут)

Дети вновь встают в круг, каждый по очереди называет, чем он похож на своего соседа (не только внешне, но и характером, увлечениями, отдельными фактами «биографии»).

Желательно, чтобы дети не повторялись, придумывали сходство по разным признакам.

Подведение итога беседы«Способы разрешения конфликтов» (15 минут)

Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?

Что больше приносят конфликты: вреда или пользы?

Что делать, если причина конфликта – разные вкусы и интересы? (Например, разные артисты, футбольные команды и др.)

Перед окончанием беседы проводится анализ ситуаций:

Ларе хотелось поиграть на улице, а мама не разрешила ей выходить, пока девочка не уберет в комнате. Опишите чувства и мысли Лары; а что чувствовала и думала ее мама?

Майя и Люся – подруги, но сегодня Люся зашла в класс и, не поздоровавшись, прошла мимо Майи. Опишите чувства и мысли Майи.

Витя играл в комнате с мячом, задел вазу и разбил ее. Папа забрал мяч и наказал мальчика. Опишите чувства и мысли Вити.

Беседа удалась, если дети поняли, что при общении могут возникать конфликты, при разрешении которых существуют разные способы поведения.

ДЕНЬ ТЕАТРА

Волк и ягненок

(пародия на школьной сцене)

Действующие лица: ведущий, режиссер, 1-й чтец, 2-й чтец, Волк (живая кукла марионетка), Ягненок (живая кукла марионетка), кукловод Волка, кукловод Ягненка.

Оформление сцены: ширма, над которой два кукловода, цветы, облака, солнце.

В руках у кукловодов (дети) нити, которыми они управляют работой живых «кукол марионеток» - Волком и Ягненком. Роли кукол перед ширмой исполняют дети.

Ведущий: У нас в гостях знаменитый театр говорящих кукол-марионеток со своим новым режиссером-постановщиком, работу которого мы и увидим. Сегодня у театра премьера, и вашему вниманию предлагается инсценировка известной басни известного баснописца.

Режиссер: Та-ак-с, не начать ли представленье?

Куклы, на сцену! Мы вас ждем!

Пусть нам сопутствует везенье –

Играть Крылова мы начнем!

1-й чтец: У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят.

2-й чтец: Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Волк /громко, «по-волчьи» рыча/ : Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!

Ягненок /боязливо/ : Когда…

Режиссер /прерывая работу кукол и кукловодов/ : Увы, но что-то ведь не так!

Стоп! Стоп! Вы, двое, погодите!

Как басне тут идти?

Ведь вы не так… стоите!

Ты, Волк мой, с басом стань сюда, левее;

Тогда Ягненок милый наш займет место правее.

И басню вновь мы сможем продолжать,

Так не угодно ли начать?

Волк и Ягненок, их кукловоды меняются местами.

Ягненок: Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

Волк: Поэтому я лгу!..

Режиссер /прерывая /: Стоп, стоп! Еще одна замена!

Секрет я к басне подыскал.

Погромче надо говорить ему,

А Волк играет явно слишком –

Это ему не по уму.

Видать о псарне он забыл.

Лишь волчью он свою натуру знает

Но мы и этот грех исправим

И басню в русло нужное направим!

Волк /тихо, боязливо /: негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!

Ягненок /громко, уверенно, почти злобно, подражая Волку/

Волк: Так это был твой брат.

Ягненок: Нет братьев у меня.

Волк: Так это кум, иль сват,

Иль, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разделаюсь грехи.

Режиссер: Стоп! Это уж явно лучше стало!

Чего-то все ж недоставало.

Но, если оценить критично,

Помнится, басня кончится трагично.

Крыловской басни знаем мы конец!

Но это делу не венец!

Гуманность где? Где доброта?

Лишь терроризма нагота.

Задумал что в басне Крылов?

Не наломать бы снова дров!

Текст басни мы чуть-чуть подправим,

В русло гуманное направим.

Героем сделаем Ягненка.

За чем еще там остановка?

В ней гуманизм место займет,

А умный зритель все поймет.

/инсценировка начинается сначала, но с новым текстом/

1-й чтец: У сильного всегда бессильный виноват,

Порою, несмотря на то,

Что то ему, возможно, кум иль сват.

Однако ж и другое слышать иногда приходится,

Когда слабак на сильного заводится,

Желая иногда без драки

Вдруг взять – и угодить в большие забияки.

И о таких сейчас мы молвим слово,

Ну, а мораль, так та уже готова:

«Ай, Моська! Без сомненья, ты сильна,

Что лаешь на Слона!»

2-й чтец: Однажды в жаркий день наш бедный Волк

Зашел к ручью напиться.

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест Ягненочек голодный рыскал.

Вдруг Волка видит он, на добычу стремится.

Свой дерзкий план желая оправдать,

Он посему кричит…

Ягненок /громко и нагло/: Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь у ручья мутить питье мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!

Волк /боязливо/ : Когда Ягненок мне позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюогда…/громко и нагло/: ть,

стом/ку/: Поммилуй,вка известной басни известного баснописцакоторого мы и уидим.

От светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит;

Питья мутить ему никак я не могу.

Ягненок: Поэтому я лгу!

Ах ты негодный, нахаленок!

Ты что мяучишь, как котенок?

А помнишь, здесь ты прошлым летом был,

И мне тогда ты дерзко нагрубил?

Я этого, приятель, не забыл!

Волк : Помилуй, мне еще и от роду нет году.

Ягненок: Ай, брось прекрасно знаю я твою породу.

Отродье волчье ваше все –

Вы все мне зла хотите.

И если можете, то мне всегда вредите.

Но нет, конец теперь твой близко –

В моем желудке ждет тебя прописка!

Волк: Ты что, Ягненок, прости,

Не виноват я, отпусти!

К чему, скажи, весь этот шум?

Я ж твой старинный сват и кум.

С тобой нам надо помириться, -

Зачем над личностью глумиться?

Ягненок : Ан нет! Давай-ка замолчи, щенок, -

Скоро получишь ты урок!

А вообще устал я слушать…

Волк : Сказать желаешь, что ты хочешь кушать?

Так травку можно пощипать,

Чтоб… никому не умирать!

Ягненок: Трава – прекрасная еда,

Но что с тобой делать тогда?

Ну ж нет, конец тебе, дружок!

Режиссер : Сказал Ягненок наш

И в лес ближайший Волка поволок!

/В этот момент Волк, которого «тащит» Ягненок, поворачивается к своему

кукловоду и резко, громко, сердито, действительно «по-волчьи», кричит ему/

Волк: Что ты все дергаешь? Сам знаю:

Теперь я в басне погибаю!

/указывает на режиссера/ Его идея – мой удел!

Почто сюда он прилетел?

/все участники скрываются за ширмой, остается режиссер и вызывает всех на поклон/

В записную книжку педагога

Стихи и песни.

Раз, два, тир, четыре, пять, Плакали ночью

И деревья, и кусты, Вспомнили клены,

И цветочки, и листы. Как были зелены…

Поезда и пароходы, С желтой березы

На дороге вездеходы, Тоже

В саду птенчиков в гнезде, Капало.

Все, повсюду и везде. Значит, береза

Плакала…

МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Есть за горами, за лесами Мне час свиданья предназначен

Школа ______. В звездной моей стране.

Там люди с добрыми глазами, Там ждет меня красивый мальчик

Там жизнь любви полна. На золотом коне.

Там чудо-педагоги,

Там зла и горя нет, Льет за окошком дождь осенний,

Там все еще живет жар-птица В доме сижу своем.

И детям дарит свет. Верю в тебя, мое спасенье,

Школа _________.

Я расскажу и покажу, вот она, вот она!

Маленькая страна, маленькая страна…

Там, душе моей светло и ясно, и там всегда весна.

Эта страна всегда мне снится,

И светлый миг придет,

Я на крылатой колеснице

Свой совершу полет.

ПЕСЕНКА МАМОНТЕНКА

По синему морю, к зеленой земле Скорей до земли я добраться хочу,

Плыву я на белом своем корабле. «Я здесь, я приехал!»,- я ей закричу.

На белом своем корабле, Я маме своей закричу,

На белом своем корабле. Я маме своей закричу.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,- Пусть мама услышит, пусть мама придет,

Плыву я к единственной маме на свете. Пусть мама меня непременно найдет!

Плыву я сквозь волны и ветер Ведь так не бывает на свете,

К единственной маме на свете. Чтоб были потеряны дети.

ПЕСНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

Нагружать все больше нас Нагружать все больше нас

Стали почему-то. Стали почему-то.

Нынче в школе первый класс- Нынче в школе первый класс-

Вроде института. Вроде института.

Нам учитель задает Я ложусь в двенадцать спать,

С «иксами» задачи. Силы нет раздеться.

Кандидат наук – и тот Вот бы сразу взрослым стать,

Над задачей плачет. Отдохнуть от детства.

То ли еще будет,

То ли еще будет,

То ли еще будет, ой-ой-ой!

А у нас стряслась беда –

Сочиненье снова.

Лев Толстой в мои года

Не писал такого.

Не бываю я нигде

Не дышу озоном.

Занимаюсь на труде

Синхрофазотроном.

НАШИ УЧИТЕЛЯ

Дружбой гордится Проходят годы за годами,

Школьная наша семья. Кончаем мы за классом класс.

Школьный учитель, Своими добрыми сердцами

Все мы для вас сыновья! Ведете вы по жизни нас.

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

В небе солнышко скучает, Смолкли песни птиц веселых,

Листья желтые летят, Стал прохладнее денек.

А на улице встречает Первый раз сегодня в школах

Осень радостных ребят. Прозвенит с утра звонок.

ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО УЧИТЕЛЯ…

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам так и дорого

Имя нашего учителя.

Посмотрите на меня, Начался учебный год,

Вот какой счастливый я! Часики затикали,

В первый класс уже хожу, А меня вопрос гнетет –

Форму школьную ношу. Скоро ли каникулы?

Наша школа не простая,

Учит многому ребят,

Здесь ребята на английском,

Как на русском говорят.

Математику решают,

Интегралы все берут.

Вот оказия какая,

Нас школой ____ зовут.

Каждый маленький ребенок

Знает многое с пеленок,

Он и будущий писатель,

И ученый, и юрист.

А сегодня называют

Его просто ученик.

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь ученики.

И у нас теперь на партах

Книжки, ручки, дневники.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести корабль ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего,

Математику знать.

И на свете нет профессий,

Вы заметьте друзья,

Где бы нам не пригодилась

Математика!

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

В день осенний, когда у порога

Задышали уже холода,

Школа празднует праздник –

Праздник мудрости, знаний, труда.

Школа! Вслушайтесь сердцем

В эти звуки, что дороги нам.

Всем, что связано с юностью, с детством

Мы обязаны школе родной и своим учителям.

Лейла Катиева
Конспект индивидуальной беседы с детьми «Для чего нужен светофор»

Индивидуальная беседа с детьми :Дарбазанова П., Дзагкоевым К., Хатиевой Р. «Для чего нужен светофор »

Цель : Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения

Катиева Л М : Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам грузовые автомобили, автобусы, быстро едут легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим правилам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на дорогах должны и все пешеходы : взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу,в детский сад. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. В некоторых населённых пунктах нет тротуара, а машин много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в сторону.

Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Нам помогает переходить дорогу наш друг - светофор . Светофор не простой , а специальный для пешеходов, у него горит только два света красный и зелёный .

Красный свет - сигнал опасный . Стой на месте! Загорится друг зелёный - ты шагай с ним весело!

Такие светофоры есть не везде , иногда рядом с пешеходным переходом стоит большой светофор его можно назвать «автомобильным» , так как водители ориентируются на его свет чтобы не получилось аварии. Сколько у такого светофора «глаз» ?

(три глаза) .

Правильно ребята! Только правила для пешеходов отличаются от правил для водителей.

А когда нет светофоров рядом с пешеходным переходом, а перейти через дорогу нужно. Прежде чем ступить на проезжую часть дороги посмотри влево, а, дойдя до середины дороги, посмотри вправо. «Правила дорожного движения» строги. Они не прощают, если пешеход идет по дороге, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но правила дорог еще и очень добрые : они охраняют от страшного несчастья, берегут жизнь. Чтобы с вами ничего не случилось , нужно выполнять основные правила поведения :

Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.

Не играйте на улице близко к дороге. -

Не катайтесь на санках, роликовых коньках, велосипедах по дороге.

Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете :

1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

2. Подчиняться сигналам светофора . Переходить улицу только на зеленый свет .

3. Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

4. Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.

5. Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи- спереди

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы для 6–7 лет «Сердце семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Беседа с детьми подготовительной к школе.

К нам в детский сад приезжал Песочный театр. Это красивое, незабываемое представление, основанное на искусстве «Sand art», обладает магическим.

Конспект беседы по изучению ПДД «Что такое светофор и какие бывают переходы» Цель: познакомить детей со знаками «пешеходный переход» и его видами. Закрепить знания о сигналах светофора. Задачи: 1. Развивать наблюдательность.

Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Для чего нужны очки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тема: «Для.

Консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Что такое новогодний утренник и для чего он нужен?» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.

Консультация для родителей «Для чего ребёнку нужен театр?» Консультация дпя родителей "Для чего ребёнку нужен театр?" Для чего ребенку нужен театр? Многие родители задаются вопросом: а нужно ли посещение.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.