Появление ребенка в семье приносит радостные хлопоты вкупе с толикой тревоги.
Родителей беспокоит множество вопросов, их восприятие малыша всегда субъективно, мама и папа пытаются сравнивать развитие своего ребенка со средними, весьма условными нормами. Как он должен развиваться, почему так много спит, видит ли он, слышит ли…
Как играть с новорожденным, какие игрушки будут ему интересны и нужны ли вообще игрушки новорожденному? Беспокойство совершенно иррационально, поскольку не поддается контролю и возникает из-за невозможности понять свое ненаглядное чадо.
Еще неделю назад ваш малютка слышал и «видел» мир из благополучной «маминой колыбели», он был как бы в защитном «коконе», мир вне мамы был неинтересен и неопасен. Но состоялся «выход в свет», и теперь новорожденного окружают другие звуки, запахи, цвета, движения. Казалось бы, малютка должен «впитывать» новые ощущения всем существом своим, но он спит почти сутками, просыпаясь на «покушать». Что можно успеть в те минуты, когда он не спит? И надо ли его как-то развлекать, может, песенки петь или сказки рассказывать?
Ребенок к месяцу четко не видит, он только учится фокусировать взгляд на крупных предметах, игрушках, движениях людей, поэтому не надо часто менять обстановку возле кроватки, лучше больше гулять с малышом. Разговаривайте, чаще берите его на руки, ходите с ним по комнате, даже танцуйте - потратьте время с пользой для малыша и себя.
Ребенок в 1 месяц может следить взглядом за предметом, поворачивать голову на звук, «петь» гласные звуки, отзываться на голос мамы подобием гуления. Он меньше спит, больше времени проводит в наблюдениях, значит, нужны игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать. Развлекать малютку можно только в период хорошего настроения, когда его ничто не беспокоит, он здоров, сыт и всем доволен. В противном случае самая забавная игра будет только раздражать дитя. Слезы и крик - это лишь самая малая «награда» за игру в тягость.
Тактильные (игры-прикосновения) дают максимум впечатлений, во время такой игры можно поглаживать ненаглядное чадо по животику, касаться стоп, ладошек. Все игры подобного плана позволяют младенцу видеть лицо мамы и одновременно ощущать ее, слышать мамин голос. Во время игры надо напевать, дети превосходно чувствуют ритм попевок, потешек народного фольклора, мелодичность которых успокаивает. Мамы развлекают новорожденного играми-прикосновениями с момента рождения, первый раз взяли на руки - и вот он, контакт, понятный и близкий.
Игры - наблюдения за мамой входят в развлекательный «рацион» ребенка почти с рождения, ее лицо он видит во время кормления, укачивания, гигиенических или лечебных процедур.
На бумажных одноразовых тарелках можно нарисовать смешные рожицы, ребенок будет их рассматривать, если «личиками» двигать (на обратной стороне тарелки приклейте резинку, чтобы надевать на ладонь) - кроха будет следить за ними взглядом. Игры «Что это такое? Личико такое, улыбочка на личике, вот идет личико гулять…» и продолжайте импровизацию. Только однотонные игрушки, черно-белые или чуть позже цветные - это позволит малютке «увидеть» разницу цветов, можно даже заметить, какой цвет для него приятен больше других.
Любую «развлекалочку» держите на расстоянии в 40-50 см, не ближе! Можно взять в руки яркую погремушку и покачивать ею в стороны, когда кроха «увидит» игрушку - начать медленно двигать ее в стороны, чуть позже вверх-вниз. У всех новорожденных дальнозоркость, поэтому нельзя подвешивать мобиль непосредственно над головой младенца, повесьте его чуть впереди и выше. Можно сделать самодельную подвеску с погремушками, привязанными на разной высоте, и снова напевайте, привлекайте внимание крохи - «вот висит игрушка, игрушка погремушка, красивая игрушка, веселая игрушка».
Ребенок хорошо слышит с рождения, но находить источник звука не умеет. Развлекайте его звуком колокольчика, постукиванием барабанных палочек друг о друга, потопыванием во время «танцев» с крохой, и напевайте все, что вы делаете. Знакомство с миром идет быстрее, если мама вовремя начнет играть с младенцем.
Простые игры, простые развлечения и мама - это все, что жизненно необходимо младенцу в первые месяцы, не надо ничего усложнять. Дитя вырастет быстро, успейте насладиться временем, когда ему не надо ничего, кроме мамочки.
Многие девочки спрашивают, что можно делать с малышом в месяц, нашла статейку, может интересно будет, послушайте
Родителям всегда хочется, чтобы их малыш рос не только здоровым, но и умным. Для этого они с ним занимаются и приобретают ему развивающие игрушки. Однако, как можно развивать ребенка, которому едва исполнился месяц, неопытные родители очень часто не знают. О том, что умеет ребенок к этому времени и какие занятия помогут малышу быстрее и лучше освоить окружающий мир, мы и расскажем в этой статье.
К окончанию первого месяца своей жизни малыш уже формирует свои первые условные рефлексы и активно, правда, больше не вербально, включается в общение с родителями. Еще он знает, если заплакать – мама к нему подойдет.
У малыша в 1 месяц формируется зрение. Он начинает копировать основные эмоции на лице своих родителей. Так, он улыбается в ответ на мамину улыбку или же хмурится, если мама сводит брови. Малыш уже не просто скользит взглядом по предметам, но и умеет ненадолго задерживать его на тех, которые привлеки его внимание.
Первые признаки речевой деятельности проявляются у малыша в конце первого месяца жизни. Он начинает агукать. Также он включен в общение с мамой эмоционально. Он уже может визжать, когда ему радостно и сопровождать эмоции размахиванием ручками и ножками.
К навыкам месячного ребенка можно отнести то, что малыш при переворачивании на животик уже может на несколько секунд удерживать голову.
Занятия с ребенком в возрасте 1 месяца должны быть направлены на развитие слуха и зрения малыша. Также очень важно не прерывать с ребенком тактильный контакт, поскольку он дает ему ощущение безопасности.
Слух
Развивая слух малыша, маме важно как можно чаще разговаривать с ним. Показывая ребенку те или иные предметы, играя с ним, мама должна постоянно рассказывать малышу, что они сейчас делают или какой предмет находится сейчас перед ними.
Также будет полезно рассказывать малышу стишки или напевать песенки. Таким образом, у него развивается не только слух, но и чувство ритма.
Зрение
В возрасте 1 месяца в развивающих играх с малышом появляются игрушки. Их необходимо демонстрировать ребенку на расстоянии 25 – 30 см от глаз. Для начала погремушкой следует водить влево/вправо. Постепенно малыш начнет следить за движениями игрушки. После этого упражнение можно усложнить и водить ею сверху вниз и наоборот или по кругу.
К краю кроватки, соблюдая оптимальное расстояние для глаз, можно повесить игрушку. Когда малыш начнет фокусировать на ней свой взгляд, игрушку можно переместить на другую сторону кроватки.
Также с малышом можно поиграть «в прятки», появляясь справа или слева от него. Малышам такая игра придется по душе, главное делать это плавно, чтобы не напугать ребенка.
Осязание
В развитии осязания у малыша от 1 месяца маме может помочь обычная развивающая игрушка, сделанная своими руками. Игрушка представляет собой лоскутки разных тканей, собранные в виде книжки. Еще необязательно, чтобы на таких страницах были нашиты другие персонажи, важно, чтобы ткани были разных фактур. Ребенку давать в ручки такие странички нужно попеременно.
Также можно сделать малышу небольшие мешочки, заполненные разными крупами. Малыш еще не умеет их брать в ручки, но можно легонько поглаживать такими игрушками ладошки и пальчики ребенка. Так, с самого раннего возраста мама будет способствовать развитию у ребенка мелкой моторики.
Для месячного ребенка не менее важно развитие физической активности. Делать это можно в любое время, пока ребенок не спит, например, в ванной, при пеленании или просто так.
Купание
Во время купания малышу можно сделать легкий массаж. Также полезно будет научить его отталкиваться ножками от бортика ванночки, для этого подошвы ног малыша нужно приблизить к краю ванной. Почувствовав такую опору, малыш рефлекторно оттолкнется от нее. Такая забава детям нравится, к тому же ребенок так будет укреплять свои мышцы.
Пеленание
При пеленании или просто, когда малыш бодрствует, с ним можно поиграть в игру «Велосипед». Для этого ножки малыша нужно согнуть и перебирать ими так, будто он крутит педали.
Также полезной для малыша станет зарядка для рук. Положив ребенка на спину, маме нужно будет аккуратно завести его руки над головой, опустить их вниз, развести в стороны и скрестить на груди.
Во время выполнения упражнений ребенку необходимо напевать песенки или просто ласково разговаривать с ним.
Появление в доме нового члена семьи - это всегда большая радость.
В первые дни и недели молодые родители привыкают к малышу, рассматривают его, считают пальчики, учатся общаться с ним, ухаживают за деткой, заботясь о ее физическом здоровье. знают: чем раньше начнёшь развивать малыша, тем сообразительней он будет. Многие начинают заботиться о психическом здоровье ещё тогда, когда малыш в утробе. Изучают литературу, смотрят специальные фильмы и передачи и точно знают, как развивать ребёнка в 1 месяц, в полгода и в год.
Самое ранее развитие даёт толчок к развитию у малыша важных психических процессов. Для того чтобы понять, как малыша, нужно знать, что он умеет в этом возрасте. В этот ранний период ребёнок находится во власти он ищет и сосёт грудь (бутылочку с соской), может ручкой захватить мамин палец, поворачивает головку к источнику света и звука, может фокусировать взгляд на ярком предмете.
Перед тем, как приступить к развитию малыша, не лишним будет ознакомиться с упражнениями, которые можно выполнять с малышом ежедневно. Они не занимают много времени и не отнимают силы у молодой мамочки. Итак, правила, которые подскажут, как развивать ребёнка в 1 месяц:
Копируйте мимику малыша: глядя на вас, он учится распознавать эмоции.
- «Стройте рожицы» во время бодрствования малыша. При этом ваше лицо должно быть на расстоянии 20-30 см от глаз ребёнка.
Показывайте детке яркие предметы, проводя туда-сюда перед личиком, чтобы малыш следил за ними глазками.
Включайте в комнате различную музыку, регулируя её громкость и тональность: так развивается слух ребёнка.
Проводите массаж всего тела несколько раз в день.
Голого малыша выкладывайте на ткани с различной текстурой: так развиваются
Для развития координации носите и качайте малыша в разных направлениях, выкладывайте на большой мяч (фитбол).
Когда родители получили нужную информацию о том, как им будет интересно узнать о его дальнейшем воспитании. Малыш подрастает, его мозг развивается, у крохи появляются новые навыки и умения. Для родителей приходит время узнать, как развивать малыша в этот период можно условно разделить на семь этапов (см. табл.).
0-5 недель | Беседы с малышом, тесный слушание музыки, рассматривание предметов. |
|
5-8 недель | Давайте малышу различные по фактуре предметы, показывайте яркие игрушки и вещи, развивайте глазомер. |
|
8-12 недель | Ребёнок понимает, что предметы движутся, следит за ними глазками. |
|
12-19 недель | Поиск знакомых предметов глазками, беспокойство, если мама далеко. Усильте тактильный контакт с малышом. |
|
19-26 недель | У малыша появляется страх от осознания огромности мира. Создайте дополнительный уют: мягкая игрушка, пелёнка, удобная одежда. |
|
26-37 недель | Активное познание окружающего мира. Предлагайте ребёнку для изучения разнообразные предметы, показывайте, как можно с ними манипулировать. |
|
37-46 недель | Познание свойств предметов, которое необходимо поощрять. Хвалите малыша, пополняйте его окружение играми и новыми интересными предметами. |
Зная, как развивать ребёнка в 1 месяц и до года, выполняя все правила, вы можете быть уверены: малыш вырастет любознательным и обязательно будет радовать родителей своими успехами.
Как заниматься с ребёнком первого месяца. В какие игры можно играть с ребёнком 1 месяц.
Как развивать зрение, слух и двигательные способности новорождённого.
Существует множество игр и занятий, направленных на психомоторное и эмоциональное развитие маленького ребенка. Эти совместные игры, которые доставляют много радости и маме, можно начинать с первого месяца жизни. Выбирайте любые свободные минуты для того, чтобы разнообразить свое общение с малышом. Используйте время, когда он активно бодрствует и комфортно себя чувствует.
Главными в этот период являются игры, которые способствуют фокусированию зрения ребенка на разных предметах. Оптимальное расстояние — 40-50 см. Дайте малышу возможность рассматривать детали и контуры на игрушках и рисунках — легче всего ему различать предметы, максимально контрастные по форме и цвету.
Игра «Веселая рожица»
Нарисуйте на листе бумаги веселую улыбающуюся рожицу. Поднесите этот листок бумаги к лицу малыша на расстояние 40-50 см, и вскоре вы увидите, что он будет улыбаться нарисованной рожице так же, как и вам.
Висящие игрушки
Повесьте одну яркую игрушку над колыбелькой. Малыш сможет удерживать ее в своем поле зрения. Меняйте игрушки каждые несколько дней.
Игрушки на резинках
Чтобы игрушки раскачивались вверх- вниз, подвесьте игрушки над кроватью с помощью резинок. Если на игрушках есть рисунки, то подвесьте их так, чтобы ребенок мог их видеть.
Передвижение игрушек
Возьмите блестящую и яркую по цвету игрушку и передвигайте ее из стороны в сторону так, чтобы малыш постепенно фиксировал на ней свой взгляд.
Картинки с разными узорами
На стенках кроватки можно разместить картинки с разными узорами. Например, в виде шахматной доски, спирали, круги и волнистые полосы. Используя гуашь или другие яркие краски, нарисуйте сами линии шириной 1 см.
◈ Самая интересная «игрушка» для младенца — это лицо взрослого, который чаще всего общается с ним. Конечно, это вы — его мама.
Каждый раз, когда купаете малыша, пеленаете его, разговаривайте с ним ласково, без сюсюканья, напевайте колыбельные песни. Если во время беременности вы уже слушали какую-то музыку «вместе» с малышом — будьте уверены, он ее уже знает.
Вы можете ставить отдельные музыкальные отрывки на 5-10 минут 2 раза в день. А если такого совместного прослушивания не было, это можно сделать сейчас. Выберите спокойную классическую музыку и устраивайте «музыкальные паузы». И не забывайте про колыбельные песенки.
Игра «Агу-агу»
Разговаривайте с малышом на его языке, воспроизводя горловые звуки, и агукайте вместе с ним. Сделайте паузу 1-2 минуты и повторите. Вполне возможно, малыш даст вам ответную реакцию, хоть и чуть-чуть отсроченную.
Мячики с бубенцами
Над кроваткой можно повесить игрушки со звуками, например матерчатые мячики с бубенцами.
Звуки с разных сторон
Если вы погремите погремушкой с негромким мягким звучанием или бубенцом справа или слева от ребенка, он будет замирать и прислушиваться к звукам.
Игры с ребенком первого года — это не только полезная гимнастика для его нормального развития двигательных способностей. Это еще и уникальный язык общения с младенцем через прикосновения.
Движения позволяют малышу развиваться физически, расти, а эмоции и ощущения, которые он при этом испытывает, формируют его психику.
В разных положениях
Выкладывайте ребенка в разные положения: на спинку, на бочок. При этом не забывайте про свой голос, который он любит больше всего, напевайте песенки и поглаживайте его.
«Ладушки» ступнями
Положите малыша на спинку, возьмите его ножки в свои руки и похлопайте его ступнями друг о друга.
На одном уровне
Выкладывая ребенка на животик, старайтесь находиться рядом с ним так, чтобы ваши головы были на одном уровне. Например, он лежит на столе, а вы стоите на коленях перед ним или сидите, в зависимости от того, на каком уровне высоты он находится. Видя вас, малыш будет стараться удерживать голову. Так вы будете тренировать у него формирование шейного изгиба позвоночника.
Можно это упражнение делать каждый день, его длительность определяется степенью комфортности малыша в этом положении. Как только он устает, меняйте его положение.
Топотушки
В том же положении возьмите в свои руки его ножки около ступней и сделайте притопывания по столу.
Очень важно развивать и тактильные ощущения ребенка. Исследования психологов давно подтвердили, что массаж кистей руки, а также сгибания и разгибания пальчиков способствуют развитию коры головного мозга. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Что вы можете для этого сделать?
◈ Прикасайтесь к ребенку, поглаживайте его ручки и ножки.
◈ Чтобы расправить кисти рук, поглаживайте массирующими движениями каждый пальчик в отдельности. Ваши прикосновения должны быть бережными и нежными.
◈ После легкого массажа ладошки «сорока-белобока» вкладывайте в руку ребенка удобную и легкую погремушку.
❀ Когда вашему ребенку исполнится месяц и он уже пройдет осмотр у врача-невропатолога и хирурга-ортопеда, с этого возраста можно начать лечебный или оздоровительный массаж, а также приступить к «плаванию» в домашней ванне.
В этой статье:
Большую часть времени новорожденный спит и его взаимодействие с окружающим миром весьма ограничено, но даже в этом возрасте часы бодрствования можно провести с пользой. Развивающие игры и занятия с ребенком в 1 месяц жизни помогут малышу познавать мир и ускорят его развитие.
С чего же начать? Рассмотрим несколько игр и упражнений, доступных для ребенка в первые недели жизни.
Поскольку новорожденный не может долго концентрировать внимание и быстро устает, игры и упражнения должны быть простыми и длится всего пару минут. В развитии ребенка помогут песенки-потешки. Ими можно сопровождать активные игры, к примеру, разводить ручки малыша в стороны, затем скрещивать их на груди, а после аккуратно поднимать вверх приговаривая:
«Мы проснулись, мы проснулись,
Сладко-сладко потянулись,
Папе с мамой улыбнулись»
Вместо потягушек могут быть любые другие движения – поглаживание ручек и ножек, легкий массаж стоп и ладошек. Также с ребенком полезно играть в «прятки» – прикрывать его личико пеленкой и сразу снимать ее, приговаривая: «Ку-ку! Где ты?».
Подходящие время для таких забав – момент переодевания и активного бодрствования. Важно, чтобы малыш не был голодным и хорошо себя чувствовал. Желательно, чтобы с ним играла не только мама, но и папа. Разный подход родителей к делу будет интересен малышу и поможет ему сблизиться с отцом.
Не менее важны занятия с ребенком в 1 месяц, направленные на развитие речи и слуха. Конечно, для обучения речи как таковой еще слишком рано, но уже сейчас можно начать развивать речевой слух. Для этого нужно больше разговаривать с ребенком, уча его распознавать интонации, например, комментировать все происходящее вокруг, петь песенки, рассказывать стишки.
Кроме того, в первый месяц жизни малыша можно учить звукоподражанию. Начните с самого простого – повторяйте отдельные гласные звуки (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и) так, чтобы новорожденный видел ваше лицо. Со временем он станет повторять их за вами – это один из первых этапов в формировании речи.
Для дополнительной стимуляции слуха детям рекомендуется включать классическую музыку, звуки природы, веселые песенки. Конечно, не стоит забывать и про погремушки. Для развития слуха и одновременного осознания своих движений, можно привязать небольшой колокольчик к ручке или ножке ребенка. Так ему будет проще обрести контроль над своим телом.
Также вы можете помочь малышу научиться определять, с какой стороны исходит звук. Просто поиграйте с ним, звеня погремушкой то с одной стороны, то с другой стороны от ребенка. Подойдут и другие игрушки для развития слуха – мягкие пищалки, мобиль на кроватку и тому подобное.
Известно, что новорожденный еще не способен фокусировать зрение на предметах. Заинтересовывая малыша яркими или контрастной расцветки игрушками, вы поможете ему научиться распознавать цвета и вещи.
Простейший способ – показать ребенку погремушку, поднеся ее так, чтобы он хорошо ее видел (расстояние до глаз не более 35 см). Затем, медленно подвигать игрушкой влево и вправо, вверх-вниз, а также по кругу.
Автоматизировать процесс развития зрения у малыша можно, подвесив в кроватке погремушки. Еще одна вещь, способствующая фокусированию зрения – мобиль. Такие устройства выпускают на любой вкус – с яркими фигурками, музыкой, подсветкой.
Занятия с ребенком в 1 месяц обязательно должны включать в себя упражнения на развитие моторики и осязания. В этом помогут такие игры, как «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие движения, связанные со стимуляцией тактильных ощущений.
Чтобы развивать познавательную активность ребенка, массируйте ему пальчики на руках и ногах, давайте потрогать предметы с разной фактурой – гладкое, шершавое, рельефное, пушистое. Можно щекотать ладони и стопы малыша мягкой кисточкой или перышком.
Хотя новорожденный еще не удерживает в руках предметы, можно вкладывать ему в руки легкие погремушки. Также хорошей тренировкой станет упражнение с кольцами.
Для этого возьмите два пластиковых кольца подходящего размера (можно использовать погремушки или прорезыватели), желательно с рифленой поверхностью, и вложите их в ладошки ребенка. Убедившись, что он крепко их сжал, возьмитесь за кольца с другой стороны и попробуйте подвигать ими так, чтобы ручки малыша поднимались и опускались. Занятие будет проходить веселее, если в такт движениям рассказывать ему потешки.
Гимнастика для ребенка в 1 месяц необходима для его физического развития и хорошего самочувствия. Она включает в себя простые упражнения – осторожные сгибания ручек и ножек, приподнимание малыша за ручки, предварительно вложив ему в ладони свои пальцы, чтобы он мог держаться сам.
Уже в этом возрасте ребенка можно учить держать головку. Для приобретения этого навыка его рекомендуется периодически выкладывать на живот. Время такого упражнения должно быть ограничено. Как только вы увидите, что ребенок устал – переверните его в привычное положение.
Также полезны аккуратные поглаживания спинки, ручек и ножек. Чтобы малыша не мучили колики, рекомендуется слегка массировать ему животик круговыми движениями по часовой стрелке.
Упражнения и массаж лучше выполнять за 30 минут до кормления, на полный желудок и перед сном физическое воздействие нежелательно. Оптимальная продолжительность занятий – 2-4 минуты.
Еще один вид разрешенной физической активности – занятия на фитболе, для грудничка в 1 месяц они станут и тренировкой и развлечением. Фитбол – большой гимнастический мяч, используемый для укрепления различных групп мышц, а также позвоночника.
Почему занятия на фитболе нужны новорожденному? Во-первых, это улучшает работу вестибулярного аппарата у ребенка. Во-вторых, покачивания на мяче на животике способствуют нормальной работе ЖКТ и помогают избавиться от газов.
Кроме того, такие занятия снижают гипертонус мышц, часто встречающийся у новорожденных. Упражнения на фитболе не только полезны, но и приятны – плавные покачивания напоминают малышу время, когда он находился в животике у мамы.
Приступать к занятиям сразу после выписки из роддома не стоит. Нужно дождаться заживления пупочной ранки, дать ребенку время адаптироваться дома, установить режим сна и бодрствования.
Важно, чтобы фитбол подходил для занятий с новорожденным. Оптимальным считается мяч диаметром 75 см, достаточно плотный, с впаянным внутрь ниппелем и без заметных швов. Он должен выдерживаться вес до 150 кг, это залог прочности и того, что в будущем использовать фитбол смогут все члены семьи.
Приступать к выполнению упражнений следует за полчаса до кормления или спустя час после него. Занятие на фитболе для грудничков в 1 месяц начинают с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность.
Упражнения лучше делать под спокойную классическую музыку. Хорошо, если получится выполнять их перед зеркалом, дети любят наблюдать за своим отражением.
В целях гигиены мяч накрывают пеленкой, сверху по центру кладут малыша на живот. Мама в это время сидит на диване или стуле, фитбол находится перед ней. Чтобы не травмировать ребенка, избегайте приложения усилий к его кистям и стопам. Суставы новорожденного еще не окрепли для этого.
На первое время малышу достаточно нескольких упражнений. Для детей в возрасте от 2 недель до 6 месяцев рекомендуется следующий комплекс:
Ежедневно уделяя время физическому развитию ребенка, вы укрепите его здоровье и ускорите приобретение первых навыков. Пусть и не сразу, но результат от занятий обязательно появится. Главное – выполнять упражнения при хорошем самочувствии малыша и прекращать их, как только он проявит признаки усталости.