Характеристика сельской семьи. Современная сельская семья, какая она? Характеристика ребенка: образец

Новый год

Семья Петровых состоит из четырёх человек:

  • Отец, ФИО, образование высшее, место работы, должность.
  • Мать, ФИО, образование высшее, место работы, должность.
  • Дочь, ФИО, ученица школы номер, класс.
  • Сын, ФИО, школы номер, класс.

Семью Петровых можно охарактеризовать как благополучную семью, занимающуюся воспитанием своих детей. Главной целью в семье является ребенок.

В семье господствует демократический стиль воспитания. Требования к детям предъявляются согласованные, особых разночтений в привитии ценностей или передачи опыта нет.

Учебная деятельность контролируется в семье очень хорошо. Дочь Дарья учится на «5» и «4». Родители помогают ей выполнять домашнее задание, регулярно посещают родительские собрания.

Особое внимание уделяют родители укреплению здоровья своих детей. Вместе с детьми часто посещают каток и бассейн ФОКа «Лидер. В выходные дни зимой вся семья отправляется на лыжную прогулку в лес.

Дочь Дарья занимается в танцевальном кружке, посещает секцию по лёгкой атлетике и по плаванию.

Большое внимание уделяют родители воспитанию у детей уважения к истории своего рода. Дочь Дарья вместе с родителями составила генеалогическое древо своего рода до 6 колена (прапрапрабабушка и прапрапрадедушка). Со своими работами по изучению истории своей семьи Дарья принимала участие в различных конкурсах:

  • районный этап областного исторического исследовательского конкурса «Моя семья в истории страны» 1место (2011 г)
  • районный конкурс исследовательских и творческих работ «Я познаю мир» 3 место (2011 г)
  • межрайонная научно - практическая конференция «Первые шаги в науку» - участие (2012 г)
  • Ярмарка «Наши истоки» номинация «Мои семейные истоки - участие (2011)
  • районный конкурс творческих работ «Веков Связующая нить» - участие (2011 г)
  • районный конкурс презентаций «Семейная династия» 1место (2015 г)

Семья Петровых принимает участие в областных и районных семейных творческих конкурсах:

  • областной конкурс фотографий «Разговор о правильном питании» - благодарность за участие (2014 г)
  • районный конкурс фотографий «Делу время - потехе час» 3 место (2015 г)
  • районный этап конкурса детского и юношеского дизайнерского искусства «Арт-деко» - 2 место (2011 г)
  • районный конкурс фотографий «Вместе с мамой» - участие (2012 г)
  • районный конкурс «Лучшая Сергачская семья» - (2012 г)
  • районный конкурс фотографий «Разговор о правильном питании» - 3 место (2015 г)

Также дочь Дарья принимает активное участие в Конкурсах различного уровня:

  • всемирный конкурс «Дети рисуют свой русский мир: мир русского слова» - участие (2012 г)
  • областной конкурс рисунков и фотографий « Вода. Сбереги!» - участие
  • районная викторина «О птицах» - 1 место (2012 г)
  • районный этап областного конкурса «Юный исследователь» - 3 место (2011 г)
  • районный конкурс «Арт-деко» - участие (2014 г)
  • районная конференция «Шаг в науку» - участие (2014 г)

За успехи в воспитании детей семья Петровых была награждена Благодарственным письмом Управления соцзашиты и Управления образованием Сергачского муниципального района, Благодарственным письмом Администрации и Земского собрания Сергачского муниципального района, Почётной грамотой.


Полный текст материала Характеристика семьи для награждения смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Министерство культуры Российской Федерации

Казанский государственный институт культуры

Факультет социокультурной деятельности

Сельская семья в условиях социально-экономического кризиса

Реферат по курсу «Семьеведение»

Выполнен Сайфутдиновой Л.В., учитель технологии,

Старошешминская СОШ, Нижнекамский район РТ

Научный руководитель –

д. соц.н. проф. Карцева Л.В.

Казань 2016

Введение

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. И вместе с тем, последние десятилетия теоретическая мысль как зарубежных, так и отечественных ученых находится под сильным влиянием сложившихся научных парадигм. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы. Со временем данные представления превратились в стереотипы, препятствующие выявлению новейших тенденций и закономерностей в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим анализ состояния семьи как социальной структуры в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым. Также интерес представляет рассмотрение семьи сельской, имеющей свою специфику и своеобразие.

Институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны претерпел заметные метаморфозы. В России эти изменения стали значимыми на фоне глубокого системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, перераспределились акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняется позиция в отношении числа детей, а более всего – в таком важнейшем проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия. Все метаморфозы, возникшие в условиях социально-экономического кризиса, не обошли стороной и Российскую сельскую семью.

Семья и общество в условиях кризиса

Современные социологи едины в понимании зависимости семьи от общественного строя, что означает одно: каково общество, такова и семья.

Проблемы семьи определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых стран, так и спецификой переживаемого исторического периода его развития, суть которого в системной трансформации общества и переходе его на рыночные отношения. Трансформационный период сопровождается острым экономическим кризисом, политической нестабильностью, изменением нравственно-этических основ жизнедеятельности личности, которые оказывают решающее влияние на состояние института семьи.

Конец двадцатого столетия стал для России временем не только трансформации базовых социальных институтов, включая институт семьи, но и периодом, когда заметно изменился менталитет россиян. Люди почувствовали себя более европейцами, чем были таковыми на самом деле, разрешили себе делать то, о чём раньше и не думали в условиях, когда слом традиций не сулил ничего хорошего.

В настоящее время россияне оказались в социальном, политическом, культурном и информационном пространстве, в котором исчезла ясность, а социальные вызовы нарастают. СМИ сулят людям сладкую жизнь, забывая о реальных возможностях кризисного общества.

В ситуации нарастания деструктивных тенденций - хронической депопуляции, минидетности, преобладания темпов разводимости над брачностью, высокого уровня детской смертности, неудовлетворительного состояния здоровья репродуктивной части населения, наркотизации, алкоголизации, экзистенциального вакуума представляет большой интерес анализ именно сельской семьи, как отдельного социума, отличного от городского, со своими полюсами и минусами.

Более того, ввергнутая в стихию системного кризиса, семья оказалась мобильнее и гибче, чем можно было ожидать. Она сумела приспособиться к тотальному падению уровня жизни и в основе своей сохранить собственную сущность - кровно - родственные отношения, взаимную ответственность родителей и детей, а также супругов, способность к ведению домашнего хозяйства, как в городских, так и в сельских условиях.

И вместе с тем проблема будущего семьи далеко не снята. Некоторые ученые предрекают ей полный крах, исчезновение как социальной структуры. При этом не уточняется, о каких типах семей идет речь - обо всех либо об определенных типах. Между тем сегодня ясно лишь то, что в современном российском обществе фактически исчезает тип многодетной семьи и под угрозой исчезновения находится среднедетная (двух или трёхдетная) семья.

Л.В. Карцева связывает кризисные тенденции с переходом от патриархальных стандартов к новым ценностным ориентирам и утверждает, что российская семья как социальная группа будет функционировать, но в другом, обновленном виде. В своих трудах она приводит доказательства того, что семья сохраняет высокий престиж как семейная группа, утрачивая при этом свой институциональный статус в процессе адаптации к современным российским условиям.

Кроме того, важную и даже можно сказать - особенную роль играет территориальный фактор. Неодинаковы модели семьи, проживающей в городских или в сельских условиях, а значит и её перспективы в российском обществе. Городская семья являет собой структуру многообразную, вариативную, она ориентирована в большей степени на отдельного индивида и более приспособлена к социальным трансформациям. Сельская семья является структурой, на которую ориентируется не столько отдельный индивид, сколько сельский социум, в ней более заметно влияние традиций, в связи с чем она рассматривается как самостоятельная социальная структура.

Таким образом, сельская семья имеет иную специфику, нежели семья городская:

    Сельская семья представляет собой социальный институт, выступающий элементом структуры сельского социума и являющий собой комплекс формальных и неформальных норм, одни из которых (формальные) укоренены в сознании сельских жителей, тогда как другие (неформальные) всё более отчётливо закрепляются в их поведении.

    Институту сельской семьи как подсистеме института семьи присущи его основные характеристики, с одной стороны, а с другой - черты, характерные для сельского социума, что определяет амбивалетность его существования, выражающуюся в симбиозе современности и патриархальности в сознании членов семейных групп.

    Адаптированность современной сельской семьи к условиям социальных реформ определяется как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных факторов можно отнести прежде всего место жительства (райцентр или село), уровень экономического развития поселения, а также социально-демографические характеристики семьи. Среди субъективных характеристик - её интересы и потребности, социальные установки, нормы и ценности.

    Базовый (наиболее распространённый) тип сельской семьи представляет собой семью нуклеарную, малодетную (двухдетную), тяготеющую к среднедетности (трёхдетности), с традиционной ментальностью и демонстрацией эгалитаризма как признака современного образа жизни, что не позволяет отнести данный тип в полной мере ни к традиционному, ни к современному.

5. Среди тенденций, характеризующих направленность процессов
модернизации сельской семьи, выделяются тенденции преобладание семейного самоуправления над социальным управлением, включения членов семьи в рыночные отношения, дифференцированной адаптации к рыночным условиям, доминирования родственных отношений над супружескими, сохранения высокого престижа родительства.

Крестьянский корень России

Таким образом, семья - один из важнейших институтов социума, которому перестройка и последующие реформы нанесли очень сильный удар.
Для понимания проблемы необходимо иметь в виду тот факт, что чуть ли не до середины XX века Россия оставалась крестьянской страной. Крестьянская семья была самой косной и традиционной, наименее подверженной изменениям. Главную роль в регулировании семейных отношений в крестьянской семье играли обычаи и традиции. Из источников четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на непременное условие жизни каждого крестьянина. Семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества и зависели от общественного мнения. Только женатые люди имели голос на сельских сходах, могли получить землю, завести хозяйство, для которого необходимы и мужские и женские руки. В силу этого в русской деревне вплоть до начала XX века сохранялся высокий уровень брачности.
В 1917 году крестьянство в России составляло свыше 100 млн. чел. из общего числа в 140 млн. населения. Однако с конца 20-х годов, с началом коллективизации и индустриализации численность сельского населения России начинает неуклонно снижаться. И вплоть до 90-х годов XX века в стране продолжалась экстенсивная урбанизация, выражавшаяся в постоянном увеличении численности и доли городского населения. Например, за период между всеобщими переписями населения в 1979 и 1989гг. доля сельского населения снизилась с 30,7% до 26,4%. Городское население, соответственно, выросло с 94,9 млн. до 107,9 млн. человек. Ежегодный прирост его составил 1,37%.
В 90-х годах XX века перестроечные процессы привели к многочисленным кризисам в разных сферах общественного устройства,
которые, в первую очередь, сильно затруднили жизнь в городе. Этим и объясняется, что указанные тенденции резко изменились. Городское население стало сокращаться, а сельское - расти. В этот же период уровень смертности населения начинает превышать уровень рождаемости, и население страны стало сокращаться. В течение нескольких лет потери стали выражаться шестизначными цифрами.
Общие события и тенденции в стране отражаются и в сельской жизни. В 1991-1992 гг. главной причиной изменений в численности сельского населения были административно-территориальные преобразования, способствовавшие быстрому росту сельского населения в стране. На 1992 г. приходится также максимум миграционного прироста, сельское население увеличивается в основном за его счет.
Начиная с 1994 г. люди начали постепенно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, городская жизнь вновь становится более привлекательной. Соответственно прекращается отток городского населения в сельскую местность.

Итак, российская семья в начале XXI века с социально-демографических позиций выглядит следующим образом- это семья, состоящая в среднем из 2,7 человек в городе и 2,8 человек на селе. Это преимущественно городская семья где проживает 73 % населения России, на селе живут только 27 % россиян.

Таким образом, наиболее распространённый структурный тип российской семьи - семья городская, нуклеарная, состоящая из трёх человек, мононациональная, немолодая, малодетная, основанная на законном браке.

Значительные сложности, затрудняющие оценку истинного положения сельского жителя и его семьи, относятся не только к динамике населения и ее причинам, но и к самому труду селянина. В отличие от советского периода в аграрном секторе экономики сегодня появились различные формы собственности, (государственная, кооперативная, частная, акционерная, смешанная и т.д.), формы хозяйствования на земле (кооперативные, государственные, фермерские хозяйства) и формы организации производства (арендные, подрядные, семейные и т.д.); виды и способы хозяйствования на земле. Кроме того, труд аграрника, становясь независимым и самостоятельным, все больше включается в рыночные отношения.
Точка отсчёта для современной российской семьи, как и для других социальных институтов, - начало 90-х годов прошлого, XX века. С одной стороны, общество жило радужными иллюзиями и неоправданной эйфорией перехода к открытому обществу, а с другой - мощнейшим социально - психологическим шоком от осознания ухудшения условий жизни для широких слоев населения.

В середине 90-х годов стали нарастать критичность и неудовлетворенность, сменившиеся к концу века ощущением острого кризиса, обусловленного резким снижением уровня жизни, сокращением производительности труда по сравнению с дореформенным уровнем, упадком экономики. Натуральное семейное хозяйство стало как производительной, так и потребительской единицей, где разделение труда естественно и оправданно. Ситуация такова, что нарастающие трудности и деструктивные тенденции в обществе и экономике грозят превысить защитные и самовосстановительные функции семьи.

Материальная обеспеченность семьи на селе

Надо сказать, что, хотя в числе основных источников постоянных денежных доходов сельских жителей называют заработную плату, однако, она в сельскохозяйственном производстве кратно ниже таковой же работников промышленности, а во многих регионах - ниже уровня прожиточного минимума. Поэтому фундаментальную основу выживания людей составляет личное хозяйство. Работа в той или иной формальной организации выполняет подсобную функцию. Домашнее хозяйство носит практически натуральный характер. Подавляющая часть продуктов домашнего хозяйства присваивается в натуральной форме. Единственно значимой формой товарноденежных отношений является реализация некоторой части продукта через частных скупщиков. Но и эта практика характерна лишь для небольшой части семей.
К сожалению, в результате реформ положение сельского труженика отнюдь не улучшилось, а наоборот. И так далеко не простая его жизнь значительно осложняется безработицей. Уровень ее в сельской местности более чем в 1,5 раза выше, чем в городе. Начав расти с первых лет перестройки, положение, в сущности, не изменилось и в настоящее время.
Ни для кого не секрет, что у сельского жителя доход в разы ниже, чем у городского. Зарплата, и без того едва ли не самая низкая, не выдается месяцами. Развал царит в хозяйствах (бывших совхоза, колхозах) - сокращаются посевные площади, падают надои, снижается урожайность. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Если раньше умирали только неперспективные поселения, то теперь, похоже, на ладан дышат уже и крупные деревни: закрыты многие клубы, медпункты, распродана или растащена бытовка.

Все вышесказанное свидетельствует о резком увеличении доли малообеспеченных среди сельских жителей.

Ныне на селе появились как семьи предпринимателей, фермеров, так и семьи, в которых родители безработные. С новыми «рыночными» проблемами неожиданно столкнулись многодетные родители. У молодых возникли трудности с жильем, трудоустройством, рождением «незапланированных» детей. Пенсионеры тяжело переживают состояние одинокой старости, обреченности, социальной ненужности, страдают из-за невнимания со стороны близких. Свои сложности у неполных семей.

Расслоение семей по уровню доходов порой отрицательно сказывается на психике растущего человека, его нравственных ориентациях. Одинаково опасны для духовности нации как безнравственная психология подрастающего торгаша («деньги могут все»), ведущая к вседозволенности, нетрудовому образу жизни, так и рабская психология люмпена - человека социально инертного, привыкшего к полунищенскому существованию и иждивенчеству.

Сельской семье сегодня очень трудно. Причины разные: экономические, психологические, бытовые, медицинские, педагогические. Но во всех случаях тяжесть решения социальных проблем государство стремится переложить на семью. Родители это чувствуют, видя, как падает их жизненный уровень.

Стабильность сельской семьи зависит от того, имеют ли взрослые обеспеченную в материальном плане работу. Развал многих совхозов и колхозов (основных работодателей деревни), закрытие промышленных предприятий обострили проблему самовыживания. Ныне безработный человек, особенно семейный, попадает в стрессовую ситуацию. Когда в доме не хватает необходимых вещей - одежды и обуви, еды на столе, - то все это может стать источником взаимных упреков, недовольств, а порой и трагедий. Многие семьи (особенно неполные, где есть дети, престарелые, инвалиды) пользуются денежными выплатами, но это, как правило, незначительные суммы, а свои возможности они реализуют в области так называемой вторичной занятости, т.е. в сфере переобучения, подработки.

Отрадно, что государство заботится о семьях, оказавшихся в экстремальной ситуации. Однако система экономической поддержки имеет сегодня и негативную сторону: она может вызвать иждивенческие, потребительские настроения. Кто-то отказывается от алиментов, не работает, а получает пособие. Нередко женщины (те, что не прочь выпить) увольняются с работы, забирая ребенка из дошкольного учреждения, чтобы посвятить себя его воспитанию. Результат может быть плачевным: брошенные, ненакормленные дети, стремящиеся при первой возможности убежать из дома, заняться бродяжничеством. Работники социальных служб отслеживают подобные тенденции и стремятся предотвращать их.

Репродуктивная составляющая сельской семьи в условиях кризиса

Экономическая сфера налагает отпечаток и на функционирование другой важнейшей сферы - репродуктивной, хотя поведением сельской семьи в этой важнейшей сфере управляет комплекс различных сложных и тонких мотиваторов. Сегодня рождение ребенка автоматически отбрасывает значительную часть российских сельских семей в разряд малообеспеченных. Дети становятся «предметом социальной роскоши»: их содержание, воспитание и образование в соответствии с современными стандартами оказываются по средствам только высокодоходным группам населения.
Снижение рождаемости по социально-экономическим причинам оценивается в 10 - 15% от общего уровня его падения.

Культурно-нравственные ценности сельского социума

Изменилось наше общество, порушились ценностные ориентации людей, иной стала семья. Суть современной морали уже не ограничивается общественно-коллективистической направленностью. Вектор направленности сменился, но не сказать пока, что к лучшему. Отрадно лишь то, что человек все больше осознает себя свободной, независимой, самоценной личностью.

Все больше утверждается значимость семьи в системе жизненных ценностей людей, осознается необходимость опираться в жизни на свои собственные силы, крепнет стремление к самореализации. Видимо, можно согласиться с предположением о том, что в «нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей за счет коллективистских, общественных».

Сегодня многие семьи отличаются друг от друга по отношению к главному нашему достоянию - к духовности: культ денег стал кумиром у одних, а стремление хоть как-то выжить - у других. Одни желают взять от жизни все, другие хотят посвятить свою жизнь детям, семье, другим людям, Отечеству. Ценности взрослых, а они порой диаметрально противоположны, определяют семейную индивидуальность, личностное своеобразие человека.

Безработица, ухудшение состояния здоровья людей, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей - все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях взрослых и детей. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения, чего не могут восполнить ни радио, ни телевидение, ни газеты, доступность которых, кстати говоря, резко сократилась. Все это формирует у сельчан чувство дискомфортности и социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Организуя различные праздники, встречи людей разных поколений, семейные чтения, социальные педагоги таким путем стремятся избавить людей от информационной блокады, вывести из состояния потерянности.

В сельской семье, как и городской, осознается необходимость подготовки детей к социальной самозащите. Делается многое для того, чтобы ребята решали задачи, связанные с поиском выхода из возникших затруднений, естественно опираясь на советы и поддержку взрослых. И вот здесь-то возможны сложности. Одна из них вызвана тем, что опыт старшего поколения уже не соответствует новым социальным отношениям. Недостаточный уровень культуры, слаборазвитая инфраструктура образовательных учреждений на селе не позволяют многим адаптироваться в современных условиях рынка и конкуренции.

Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Не способствуют этому и участившиеся случаи закрытия дошкольных учреждений. Неорганизованный досуг, беспризорность, незанятость детей - все это осложняет положение семьи, усиливает криминогенность сельской среды. Именно поэтому содержательный досуг всех категорий населения становится важным участком профессиональной деятельности социальных педагогов.

Вряд ли трудности, переживаемые сельчанами, ведут к распаду семей со стажем. Сельская семья стабильна. Сельские женщины, как правило, превосходят городских в умении переносить трудности жизни.Сельские молодые люди рано вступают в брак, причем прежде всего по любви. Однако браки не всегда прочны.

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться.

Родители и дети

Американские социологи Эренсбург и Кимбалл изучали жизнь крестьян западной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей. Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фермы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процессе сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, понимая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей".

На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. В день зарплаты "старики" приходили получать деньги, заработанные сыновьями.

Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыновей. "Мальчики" 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал все решения. Как пожаловался один из мужчин, "пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком". Но, несмотря на подобные жалобы, вся система этих отношений была хорошо отработана, "мальчики" и "девочки" успешно приспосабливались к требованиям крестьянской семьи и справлялись со своими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами - членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.

Четкое разделение труда по половому и возрастному принципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей "мальчиками", а замужние женщины обычно находились под контролем свекрови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родственникам. Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось.

Отечественные социальные педагоги села с тревогой говорят о безразличии, равнодушии многих родителей к судьбе собственных детей, о резком снижении роли отцов в их воспитании. Все больше и больше семей попадают в категорию «группы риска». Трагедия современного села - семьи, где родители пьют. Страшно это социальное явление, ибо ведет к нравственной и физической деградации общества. Социальная помощь больным, страдающим злоупотреблением алкоголем, становится важнейшей функцией социальных служб на селе.

Горько осознавать: сегодня и в сельской местности участилось число случаев, когда родители невольно толкают ребят на путь преступлений. Достойна сожаления и возмущения ситуация, когда взрослые вынуждены идти на то, чтобы дети превращались в источник доходов. Их могут отправить торговать спиртным, порнографией и даже заниматься проституцией. Самые близкие люди, родители, пытаются заработать на собственных чадах, а если не получается в этом бизнесе, то могут изгнать из дома или превратить их жизнь в кромешный ад. Подростки, которые нигде не учились или бросили школу, - страшный упрек нашей действительности. Честь и хвала тем социальным педагогам, которые стремятся предупредить или предотвратить подобные явления.

К числу бед, которые коснулись и сельской семьи, отнесу неуважение к старости, людям преклонного возраста. Родственное вымогательство как социальное явление порождено сегодня рыночной стихией. В одной из российских деревень мне случилось видеть, как взрослый, неработающий сын обирал одинокую мать-пенсионерку. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений - важнейшая задача социальной работы на селе.

Сегодня культурные запросы, потребности большинства сельских семей незначительны. Образовательный уровень сельчан гораздо ниже, чем у горожан. Отсутствие возможностей для удовлетворения культурных запросов нельзя считать причиной особого дискомфорта сельской семьи. Скорее сказывается привычка к такому образу жизни, когда ограниченность культурной жизни становится нормой. И зачастую заработанные в результате сверхусилий финансовые средства идут на удовлетворение не духовных, а материальных запросов. Понятно, родители предпочитают накормить, одеть, обуть ребенка, купить вещи, нужные предметы. К сожалению, сельским людям негде послушать музыку, посмотреть спектакль, пообщаться в культурном обществе, провести семейный вечер в приличном заведении, незачем нарядно одеться. Едва теплится прежняя культурно-образовательная, физкультурно-оздоровительная работа, в результате которой дети получали «путевку в жизнь».

Но вопреки всему:

Общественные невзгоды сегодня особенно коснулись семьи. Как отреагировала нормальная сельская семья на рост цен, безработицу? Обнаружилось, что многие селяне расширили свое подсобное хозяйство, обзавелись домашним скотом, разумно используют лето, чтобы сделать заготовки на зиму. Совместный труд членов семьи стал лучшим средством в борьбе с бедностью, нуждой, незанятостью. Верно говорят: работа держит в узде великие беды - скуку, порок и нужды. Благодаря домашнему труду сельские дети постигают технологию трудовой деятельности, уважительно относятся к людям. Но что делать с монотонностью, однообразием, тяжелыми условиями крестьянского труда? Все это вряд ли способствует вхождению свободного человека в мир новых социально-экономических отношений.

Не смотря на надлом и кризис семейных ценностей, я уверенна в том, что именно сельская семья способствует становлению людей предприимчивых, т.е. хозяйственников, будущих предпринимателей. Здесь уместно вспомнить слова Ивана Стебута, патриарха русского земледелия: «Желаете поддержать нравственность в народе - поддержите семью; хотите сохранить в целости здоровье семьи - поддержите деревню и сельское хозяйство». Сельская семья была и остается хранительницей традиций, исторической памяти предков. Художественные ремесла - домашнее ткачество, плетение кружев, резьба по дереву, вышивание, вязание - еще живы в народе. Обладая несомненными воспитательными возможностями, они сегодня используются и как средство для существования и как способ самообеспечения. А так же сельская семья по-прежнему сильна родственными связям. Не забыто и понятие «Отчий дом». Если дочери и сыновья живут в райцентре, поселке, городе, то чаще, чем горожане, навещают стариков родителей, проживающих в отдаленных деревнях, помогают по хозяйству, «подбрасывают» внуков, не забывают о помощи в период сезонных работ, помогают материально.

Выводы

Таким образом, становление, функционирование и развитие сельской семьи в решающей степени обусловлено процессами социально-экономического, традиционно-культурного, конкретно-исторического характера, которые протекают несколько различно в городе и сельской местности.
Сельская семья все же сохраняет некоторые признаки традиционной семьи с производственно-семейным принципом организации жизни. Основной экономической единицей во многих сельских семьях выступает семейное домохозяйство, где все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. В таких семьях сильна система ценностей фамилизма: долг, семейная ответственность, ценность детей как залога благополучной старости родителей, доминирование авторитета родителей и родственников. Вместе с тем внесемейная мобильность детей в сельских семьях значительно отличается от традиционной. Дети все реже стремятся наследовать социально профессиональный статус родителей, и их жизненные планы - вне пределов села - не всегда совпадают с планами родителей.
В сельской местности медленнее происходят изменения, связанные с последствиями «бытовой революции». Бытовая техника, предназначенная для улучшения быта и облегчения домашнего труда, остается зачастую недоступной для большинства сельских семей по причинам дороговизны. Вследствие этого, члены семьи много свободного времени тратят на так называемую домашнюю работу.
В селах зачастую отсутствует сеть дошкольных и школьных учреждений, система общественного питания и здравоохранения.
На селе, как и повсеместно, наблюдается тенденция к увеличению количества нуклеарных семей; снижается количество многодетных семей, увеличивается процент малодетных, бездетных и неполных семей. Но эти процессы происходят несколько медленнее, чем в городе.
Огромное влияние, на сельскую семью оказывает город, особенно в той социально-демографической ситуации, которая имеет место сейчас. Некоторые стороны городского образа жизни и его нравы подтачивают устои сельской семьи и приводят ее к дестабилизации.
Общие тенденции в репродуктивной и сексуальной сферах семейной жизнедеятельности сохраняются и на селе, однако и здесь отмечаются свои особенности, обусловленные спецификой сельского образа жизни. Есть значительные отличия в социализации членов сельской и городской семьи. Совокупность фактов различных сторон жизни сельской семьи, свидетельствует о том, что она находится на стадии перестройки, надлома. Нет сомнения в том, что происходящие в стране процессы подтачивают ее устои, снижая уровень не только ее экономического благосостояния, но и разрушая ее культурно-нравственные ценностные ориентации. Нельзя делать вывод о ее безнадежной деградации, но она вполне возможна. Во всяком случае, вывод о том, что она нуждается в срочной и серьезной помощи со стороны государства, представляется несомненным. Ему пора вспомнить, что сельский труженик, крестьянин во все века составлял и составляет сейчас становой хребет любого государства. При всех перестройках, реформах, реконструкциях и трансформациях он должен кормить страну. Если, конечно, она самодостаточна и хочет оставаться таковой и впредь.

Список литературы

1. Антонов А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1999.

2. Бестужев-Лада И. В. Современная семья и ее проблемы // Вопросы философии. – 1979.

3. Бондарь Л. Семья: прошлое и современность // Бондарь Л. Введение в скаутинг: книга для родителей и для других взрослых. – Женева, 1990.

4. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (социально-политический аспект). – М.: Знание, 1990.

5. Громыко М.М. Семья и община в традиционной культуре русских крестьян XVIII -XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.

6. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика. - 1995.

7. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Дис. докт. социол. наук. Казань, 2001
8.
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003

9. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Открытое общество, 1994.

10. Медведев А.В. Социальное развитие деревни (1917-1920) и эволюция концепций кооперирования крестьян // Социс. 1999.
11. Симагин Ю.А. Соотношение городского и сельского населения в России // Социс. 2003.

Исследований сельской семьи, в особенности конкретных эмпирических работ, крайне мало. К тому же существующие исследования проводились в разное время - их отделяют промежутки в 20-30 лет, характеризующиеся серьезными изменениями.

Сельская жизнь, быт и семья обычно рассматривались с точки зрения этнографа, реже - социолога, чаще - журналиста. Этнографы изучали сельские обычаи, обряды, иногда взаимоотношения жителей деревни с помощью полевых исследований, своих наблюдений или посредством изучения богатой документальной архивной литературы прошлого (собранной по крупицам местными корреспондентами по запросам, например, Императорского Геогра- фического общества) (Громыко М. М., 1991; Абрамсон С. М., Антипина К. И., 1958; Быт колхозников киргизских селений, 1958; Семья и семейный быт колхохников Прибалтики, 1962; Культура и быт колхозников Калининской области, 1964 и др.). Социологами проводились отдельные исследования в 1960- 1970-е годы, при этом происходящие в сельском обществе изменения рассматривались в мажорном ключе - как прогрессивные, а негативные явления сельской жизни - как остаточные в историческом смысле явления - «пережитки прошлого» (Арутюнян Ю. В., 1968; Рязанское село Кораблино, 1957; Копанка 25 лет спустя, 1962; Опыт историко-социологического исследования села Молдино, 1968 и др.).

Приступая к изложению результатов исследования сельских семей, следует объяснить использование самого термина «сельская семья». Возможно, применение термина «крестьянские семьи» было бы в некотором роде удобнее и логичнее - в этом случае их можно поставить в ряд с семьями военнослужащих или семьями учителей - и в тех и в других случаях использовался бы единый критерий - профессиональная деятельность. Однако, по нашему мнению, правильнее остановиться именно на обобщенном названии «сельская семья». Этому есть несколько причин. Во-первых, исторически название семей и собственно жителей деревни и села на протяжении одного XX века менялось: вначале это были крестьяне, затем колхозники (не считая таких специфических разновидностей, как члены сельхозкоммун, бедняки, середняки, кулаки), работники совхозов, затем (в 1990-х) были попытки ввести в нашу жизнь названия фермеров и фермерских хозяйств, в настоящее время чаще употребляется слово «крестьяне».

Во-вторых, само население деревни по составу в XX веке и на настоящий момент неоднородно: есть прослойка местных интеллигентов - учителей, врачей, библиотекарей; значительная часть жителей деревни - пенсионеры, причем пенсию им выплачивает государство за прежнюю трудовую деятельность далеко не всегда крестьянского свойства. Это в прошлом и почтальоны, и агрономы, зоотехники, заведующие клубами, домами культуры, воспитатели детских учреждений. Все эти категории людей можно назвать сельскими жителями, а их семьи - сельскими семьями, тогда как в строгом смысле не все они крестьяне.

Таким образом, под термином «сельские семьи» подразумеваются семьи из лиц различного образования и профессиональной принадлежности, постоянно проживающие в селах и деревнях и имеющие приусадебное хозяйство (сад, огород, реже домашних животных).

Из заслуживающих интерес этнографо-психологических и исторических работ о деревне (затрагивающих и семейный аспект), следует назвать фундаментальный труд «Мир русской древни» М. М. Громыко. Автором собрано и обобщено огромное количество материала (документального характера) по различным сторонам сельской жизни. Наряду с главами, посвященными хозяйственной жизни, культуре, морали, совести, рассмотрению конфликтов на сходке, автор рассматривает и особенности молодежной жизни - по сути, вопросы, связанные со вступлением в брак, и, разумеется, свадебные обряды. Так, автор пишет о досуге молодежи деревни в разных губерниях, по архивным материалам, основанным на письмах-корреспонденциях с разных мест в

XIX веке. М. М. Громыко касается нравов и норм поведения молодежи в период ухаживаний, описывает досуг сельской молодежи, праздники, приемы гостей из других населенных пунктов.

Весьма интересен аспект, касающийся порядка рождения в семьях и норм поведения. Так, в то время, пока старшая дочь в семье не была выдана замуж, младшая не имела права даже участвовать в молодежных мероприятиях - хороводах, посиделках и выходила на круг только в повседневной (ненарядной) одежде. В этом заключалась определенная житейская мудрость - исключение соперничества между сиблингами.

Один из разделов книги М. М. Громыко посвящен семье. В нем затронуты темы, касающиеся распределения ролей и лидерства в семье, возможностей выделения из большой расширенной семьи новых семей, проведения семейного досуга. Автор подчеркивает, что семья - основа крестьянской жизни. Во многом это положение остается верным и для современной сельской семьи.

Очень подробно, многогранно и реалистично рассматривается сельская жизнь в книге Василия Белова «Лад» (очерки народной эстетики). Автор отмечает, что изложенные им данные о северной деревне записаны со слов его матери Анфисы Беловой и собственных многолетних наблюдений. Его труд, включающий в себя описание быта, эстетики деревни, формирования личности, поэзии народных промыслов, касается северных мест за период в основном конца XIX - середины XX века. В. Белов красочно и детально описывает жизненный цикл крестьянской семьи, нормы поведения супругов на разных стадиях брака.

Всесторонне освещен период жизни села и сельских семей 1960-х годов на примере рязанских деревень. В коллективных трудах рязанского пединститута под руководством В. В. Селиванова подробно исследованы пригородное село Кораблино и совхоз «Восход» (деревня Полтевы Пеньки) в 200 км от Рязани. В них рассматриваются, в частности, вопросы главенства в семьях, представления о распределении ролей, реальное выполнение членами семьи обязанностей (Быт и развитие личности, 1969).

Авторы особенно подчеркивали изменения, произошедшие в сельских семьях: если в дореволюционном деревенском быту хозяином был отец, свекор, так как он владел землей, домом, то в 1960-е годы фактически главой семьи стал тот, кто своими трудовыми достоинствами и личностными качествами завоевал уважение взрослых членов семьи. Этим человеком уже могли оказаться и отец, и мать, и свекор, свекровь, сын, сноха. Соответственно, традиционное распределение влияния среди членов семьи изменилось и перестроилось. Как уже отмечалось, возможно, подобная позитивная характеристика изменений в колхозных семьях при советской власти связана с желанием авторов связать ее с принципом «Жить стало лучше, жить стало веселее».

По прошествии сорока лет можно заметить, что описанная авторами закономерность при кажущемся различии осталась сходной - главенствует в семье тот, кто является в большей степени ее кормильцем, создателем семейного статуса. Просто сместились акценты - власть и престиж в семье перешли от старшего поколения (ставшего более бесправным) к среднему (работающему на государство в совхозе и получающему зарплату). Изменилось и статусное положение членов семьи: главенство перешло от пожилых людей к наиболее работоспособной части населения села - 30-40-летним колхозникам.

Авторы особенно подчеркивают изменение положения в семье женщины, отмену вековых традиций ее подчинения мужу и свекрови, помощь мужчин в «женских» делах, замену ими женщин, занятых работой в колхозе, в домашнем хозяйстве. «Раньше, - рассказывают пожилые женщины, - мать родная будет умирать - мужик женскую работу делать не будет» (Жбанкова Т. С., 1969, с. 141).) В настоящее время, по отзывам авторов, если женщина на работе, муж выполняет женские дела сам. Он и за детьми присмотрит, и печь истопит, и скотине «корму задаст». «А некоторые мужики даже корову стали доить» (Там же). Совместное выполнение домашних работ стало нормой взаимоотношений во многих семьях, не только молодых (то есть родившихся в 1940-е), но и людей среднего возраста (рождения 1920-30-х годов). Только в 11 семьях из 160 изученных коллективом авторов мужчины не хотели и не считали нужным выполнять явно «женские» дела, не избегая «мужских» домашних работ. Вместе с тем старые обычаи, элементы традиционного семейного уклада в годы, когда проводилось исследование, еще оставались.

Таким образом, в цитируемой работе смешение половых ролей подавалось авторами однозначно как позитивное веяние, а закрепленность ролей - как негативное безотносительно к реальной нагрузке (числу и характеру выполняемых женщиной обязанностей). В связи с этим нужно вспомнить, что женщины начиная с периода индустриализации 1930-х годов были задействованы именно на традиционно «мужских» видах общественных работ - строительстве каналов, лесоповале и т. д. Эти изменения касались и села.

В то же время авторы исследования колхозных семей сделали интересные замечания об изменении семейно-властных полномочий и обязанностей в семье: «Мать мужа, когда сын и сноха работают в колхозе, выполняет большую часть работ в домашнем хозяйстве: смотрит за детьми, ухаживает за скотиной, готовит пищу и т. д. Работающая в общественном производстве сноха только частично участвует в домашнем хозяйстве...» Как указывают авторы, «принимая во внимание создавшееся положение, пожилые матери и свекрови иногда жалуются на непосильную нагрузку, на усталость от многочисленных, целиком положенных на их плечи забот, а главное - на недостаток уважения, внимания со стороны сына и снохи. Иными словами, отказ от старой покорности, от старой зависимости от свекрови, а иногда от ее самодурства, не во всех семьях заменен достойным одобрения перераспределением трудовых нагрузок и выполнением норм взаимного уважения» (Там же, с. 142).

Это написано о 1960-х годах. Оглядываясь назад, на довоенное и дореволюционное время, нужно отметить, что старшее поколение всегда занималось воспитанием внуков, домом. «Без стариков вообще нельзя было обойтись многодетной семье. Если по каким-то причинам в семье не было ни бабушки, ни деда, приглашали жить чужую одинокую или убогую старушку, и она нянчила ребятишек», - пишет Василий Белов о деревенских семьях начала XX века (Белов В., 1982, с. 132). Таким образом, достаточно ощутимая переадресован- ность материнских функций прасемье наблюдалась и раньше, а не только в советских семьях, которым приписывается подобная трансформация.

Авторы исследования о деревне 1960-х годов подчеркивают в качестве позитивных изменений в семьях возможность разрыва отношений с мужем женщиной, если они ее не устраивают. «Сейчас, - пишут авторы, - в „Восходе" (совхозе) известны случаи разрыва семейных отношений по инициативе женщин. Если муж пьет, скандалит, плохо относится к детям, не бережет семьи, женщина решается на развод. Этот шаг позволяют сделать женщине и ее материальная независимость, ее самостоятельный заработок и уверенность в поддержке общества, государства. Женщина вполне способна сама воспитать, вырастить детей» (Жбанкова Т. С., с. 142).

Заслуживает интерес изучение разных сторон внутрисемейной жизни с помощью своеобразного теста, в котором были представлены различные возможные ситуации вступления в брак и развода (отвечающему необходимо было высказать свое суждение о каждой из них: брак (развод) оправдан или не оправдан. Выяснилось, в частности, что большинство колхозников осуждало брак при большой возрастной разнице. В основном объяснения были такими: чаще всего это брак не по любви, а по расчету, а если и по любви, то все равно возникают дополнительные сложности, появляются болезненные дети, с годами между супругами все чаще бывают скандалы, «ведь через 10-15 лет муж уже старик, а жена только в пору входит». Однако если брак 40-летней вдовы и 20- летнего юноши оправдывают только 2-3% ответивших, то женитьбу 45-летне- го вдовца (с двумя детьми) на 25-летней девушке оправдывают уже 42% мужчин и 52% женщин. Однозначно осуждаются разводы лиц обоего пола при наличии детей ради вступления в брак с новым партнером.

Большинство ответивших одобряют брачные союзы одиноких стариков, вступление в брак молодых людей при возражениях матери жениха, женитьбу брата погибшего мужчины на его вдове с детьми. Интересно, что кратковременное знакомство перед браком (1 месяц) одобряет около половины опрошенных. По мнению многих, необходимость в продолжительном и каком-то специальном добрачном знакомстве в условиях деревни отпадает. Опасение у них вызывает как раз длительное ухаживание молодого человека за девушкой: «Из таких сразу образуются „шатуны“, а потом и развратники». Другая половина опрошенных, напротив, считает такой брак легкомысленным: «Нельзя решать так быстро, по порыву Ведь это союз на всю жизнь. Надо получше узнать друг друга» (Селиванов В. И., 1969, с. 170).

Разводы (по условиям придуманных авторами ситуаций) большинство колхозников 1960-х годов оправдывали по следующим причинам: жена подает на развод, потому что муж не желает иметь детей; из-за того, что муж ворует государственное имущество; по причине резких противоречий в характерах супругов; по инициативе жены - из-за того, что «здоровые родители мужа взваливают на сноху всю работу по дому»; из-за того, что «свекровь-скопидомка, во всем ограничивает невестку и прививает внукам религиозные предрассудки»; по причине пьянства мужа (при этом жена остается с двумя детьми).

Однозначно осуждались большинством колхозников разводы по инициативе мужчин в следующих тестовых ситуациях: если «муж подает на развод, оставляя не работающую нигде жену с тремя детьми, мотивируя это тем, что жена отстала от него в развитии и он нашел ровню», если «в семье ребенок, муж не желает делить с женой обязанности по дому, находит подругу и подает на развод». Развод по инициативе жены не одобряется большинством, если «она оставляет мужа-инвалида по причине ее половой неудовлетворенности, причем в семье есть дети».

Интересно, что авторами разработано большее число ситуаций развода по инициативе жен, и они в большей степени оправдываются колхозниками. Вероятно, такое положение дел (развод по инициативе женщин) соответствовало реальной картине жизни на селе в 1960-е годы.

Результаты изучения сельских семей д. Ивановка на юге Ленинградской области (ранее - Новгородской губернии) на протяжении периода с 1991 по 2002 год позволили дополнить представления о сельской семье новыми сведениями. Важно отметить, что исследование сельских семей и вообще сельских жителей имеет ряд сложностей методического характера - в первую очередь из-за неприменимости ряда стандартизированных опросников, так как они, как правило, разработаны для городских жителей с высоким уровнем образования.

Авторы систематического исследования колхозных семей писали: «Для статистической обработки, конечно, выгоднее было бы воспользоваться каким- нибудь одним детально разработанным вопросником, по возможности исключающим неопределенность или большой разброс в ответах. Однако в этом есть и большая опасность отступления от истины, особенно в характеристике психических явлений. Высоко оценивая всю важность применения количественных методов в социально-психологических исследованиях, мы все же не должны в них видеть „всеспасительного“ средства и допускать перепрыгивание через стадию эмпирического описания фактов. Этнографические исследования тем и хороши, что путем детального описания бытовых фактов они дают нам возможность почувствовать своеобразие того или иного явления во всей его жизненной сложности и конкретности. Место описания в целом исследовании нельзя установить абстрактно. Все зависит от степени разработки той или иной проблемы. Что касается психологии семьи, изучение которой у нас еще только начинается, то без описания здесь пока еще делать нечего» (Быт и развитие личности, 1969, с. 4.).

Во многом такое понимание методов, применяемых в исследовании семьи и села, остается правомерным до сих пор, так как, во-первых, за последние десятилетия изучение крестьянских (сельских) семей почти не обогатилось новыми данными, а во-вторых, увлечение стандартизированными методиками и матстатистической обработкой, пик развития которых наблюдался в 1970- 1980-е годы, в настоящее время пошел на спад, в связи с чем вновь актуальным и оправданным представляется интерес к описательным, человечным методам, таким как методы опроса, наблюдения, биографический метод. «Парадокс в том, что закономерности мы формулируем для среднегруппового индивида, а а прогноз необходим индивидуальный. Между тем выявленные среднегрупповые тенденции не воспроизводятся в индивидуальных тенденциях иногда более чем у половины всей выборки... Личность - это стиль, это мир, а не механическое соединение частей и не корреляционное соотношение. Общие психологические закономерности могут быть построены на обобщении инди видуальных закономерностей, а не на обсчете отрывочных и эскизных индивидуальных данных» (Сидоренко Е. В., 1996, с. 40).

В нашем исследовании применялись метод включенного наблюдения (семья автора приобрела дом в Ивановке в 1991 году) и многолетние опросы жителей (с 1991 по 1998 год), изучение документов, фотографий, построение ге- нограмм семей в пяти-шести поколениях.

В исследовании анализировались: 1.

Состав (структура) и динамика (изменения, перегруппировки) сельской семьи. 2.

Структура семейного рода, происхождение семей (коренные для данной деревни, род происходит из соседних населенных пунктов, приезжие из других областей, горожане-дачники). 3.

Жизненный путь сельского человека на основе биографических данных (опрос самих респондентов, а также беседы со старожилами). Фиксировались такие данные, как: состав родительской и прародительских семей, порядок рождения (семейная констелляция), годы учебы, личная жизнь до брака (партнеры, с которыми планировалось заключать брак), обстоятельства вступления в брак, возраст создания семьи, успешность брака, рождение детей, сохранность или распад брака, новое супружество, производственная деятельность, ее успешность, изменения в производственной деятельности, выход на пенсию и хозяйственная деятельность после трудовой стадии. Рассматривалось также влияние социальных катаклизмов: раскулачивание, коллективизация, войны, послевоенные события (например, принудительные работы), перестройка, изменение социально-экономической формации на события семейной жизни. 4.

Распределение ролей и обязанностей в семье, бюджет времени семьи. 5.

Особенности социализации детей, состав молодого поколения, досуг молодежи, предбрачные представления молодежи, возраст вступления в брак. 6.

Семейно-брачные потребности членов семьи и удовлетворенность браком. 7.

Влияние родительской семьи на становление личности и жизненный путь (состав родительской семьи и занятия родителей, положение в семье по порядку рождения, воспитание в семье и собственно величина периода жизни у родителей).


Одним из направлений социальной политики в нашей стране считается улучшение демографической ситуации. Поэтому семьи с большим числом детей всячески (федеральном, региональном).

Система награждений формируется в соответствии с указами Президента РФ.

Основные награды для многодетных семей:

  1. Орден «Родительская слава», утвержденный Правительством РФ. Особенности вручения его определены президентским указом. Получить его может как мать, так и отец, в отличие от врученного ранее «Ордена материнской славы». Количество наград ограничено и определяется конкурсным отбором. Дополнительно награжденный становится ветераном труда, получает единовременную денежную выплату и . Такой орден выдается при числе детей не менее 7 (учитываются дети, как родные, так и приемные) при условии полной семьи.
  2. Орден «Материнская слава» для жителей Москвы, воспитывающих не менее 5 детей.
  3. Медаль «Родительская слава» при воспитании не менее 4 детей.
  4. Дополнительные медали, разработанные отдельными регионами.

Вручение наград регулируется УСЗН (органами социальной защиты). Кроме заявления и ряда документов следует .

Кроме орденов и медалей, предусмотрены различные награды за участие в конкурсах (экскурсии, грамоты, поездки). При этом характеристики предоставляют учебные заведения.

Правила составления характеристики

В характеристиках предоставляется правдивая содержательная информация о каждом члене ячейки общества. Важным критерием является объективность. Для достоверности данных практикуются мероприятия:

  • посещение семьи с участием представителей родительского комитета, социально-психологических служб
  • проведение бесед с членами семей
  • изучение психологического семейного климата, его влияния на развитие детей
  • исследование бытовых условий с учетом материального компонента

Точного шаблона характеристики не представлено, но принципы составления общие.

Примерная схема характеристики:

  1. Социальный статус: полная, многодетная, социально-устойчивая.
  2. Состав (структура) характеризуемой семьи – тезисно.
  3. Место проживания, регистрации.
  4. Характеристика жилищных условий: уровень санитарного состояния, наличие личного пространства и рабочего места для каждого ребенка.
  5. Характеристика материального обеспечения: обеспеченность детей всем необходимым.
  6. Уровень воспитательной и образовательной работы родителей: характер взаимоотношений, согласованность распределения функций, степень внимания к сохранению здоровья и дополнительному образованию.
  7. Оценка психологического климата, стабильность осуществляемого контроля.
  8. Обеспечение связи с общественными организациями, детскими образовательными учреждениями.
  9. Участие в конкурсах, выставках разных уровней, наличие поощрений, наград.

При характеристике каждого отдельного члена семьи указываются: степень родства, дата рождения, образование, рабочее место и .

Методы исследования семей

Исследовательские методы позволяют получить более полную и достоверную информацию:

  • наблюдение
  • беседа
  • диагностические процедуры (анкетирование и др.)
  • визиты в лоно семьи, а также в места учебы, работы
  • опрос коллег, учителей, знакомых

Важно охарактеризовать семью как социально ответственную, отметив такие факты:

  • обеспечение здорового образа жизни
  • воспитание детей родителями на собственном положительном примере
  • забота о здоровье каждого члена семьи
  • организация всестороннего гармоничного развития детей: духовного, физического, нравственного

Характеристика должна быть конкретной, объективной, подтвержденной фактами.

Пример характеристики многодетной семьи

Характеристика многодетной семьи Соломиных для награждения медалью «Родительская слава»

Социальный статус: полная многодетная семья, социально-устойчивая.

Состав семьи:

  1. Отец: Соломин Иван Георгиевич, 1982 г.р., образование высшее педагогическое, учитель математики средней школы № 7 города Н.
  2. Мать: Соломина Зинаида Васильевна,1987 г.р., образование высшее педагогическое, учитель начальных классов средней школы № 7 города Н.
  3. Дочь: Соломина Людмила Ивановна, 2006 г.р., ученица 5 класса школы № 7 города Н. Увлечение: детский театр.
  4. Сын: Соломин Владимир Иванович, 2008 г.р., ученик 3 класса школы № 7 города Н. Увлечение: хоккей.
  5. Дочь: Соломина Александра Ивановна, 2011 г.р., воспитанница подготовительной группы детского сада № 26. Увлечение: танцы.
  6. Сын: Соломин Юрий Иванович, 2012 г.р., воспитанник средней группы детского сада № 26. Увлечение: хоккей.

Место регистрации семьи: город Н., улица Советская, дом 4.

Место фактического проживания: по месту регистрации.

Характеристика жилищных условий

Семья проживает в собственном доме площадью 112 м2. Количество комнат достаточное. У детей разнополых отдельные комнаты. 2 сестры располагаются в одной из комнат, 2 брата – в другой. У родителей отдельная комната. В помещениях есть вся необходимая мебель, техника, предметы обихода. Для детей оборудованы рабочие места с необходимыми принадлежностями, игровой уголок, спальные места. Санитарное состояние жилища соответствует нормам.

Материальное обеспечение

Члены семьи обеспечены всем необходимым: одеждой, учебными и развивающими принадлежностями, игрушками, книгами. В гостиной оборудован спортивный уголок с тренажером. В наличии достаточный запас продуктов.

Воспитание и образование в семье

Семья морально устойчива, взаимоотношения между ее членами теплые, дружеские. Стиль воспитания отличается демократичностью. Соблюдается единство требований, требовательность сочетается с заботой и лаской.

Дети ухожены и опрятны, чувствуют свою защищенность и любовь. Каждый знает и рассказывает о своих функциях. и установленные правила поведения дома. Дети, особенно школьники, включены в активную трудовую деятельность. Все получают дополнительное образование по интересам.

Психологический климат

Во всем чувствуется стабильность. Результаты тестирования подтверждают, что в семье царит любовь и взаимопонимание, практически отсутствуют обиды и конфликтные ситуации. При их возникновении родители умеют быстро стабилизировать ситуацию.

Старшие дети умеют уступать младшим. Дети любят и уважают родителей, стараются быть похожими на них. Все члены семьи отличаются гостеприимством, добротой и вежливостью.

Связь с социумом

Родители принимают живое участие в делах школы и детского сада, которые посещают дети. Тем более что родители работают сами в школе, посещаемой детьми. Педагоги, они хорошо разбираются в детской психологии. Семья состоит в общественной организации города «Друзья библиотеки», участвует в работе местных средств массовой информации.

Участие в конкурсах

Семья является неоднократным участником конкурсов разных уровней. Победителями и лауреатами она стала в конкурсах:

  • «Живая Земля» (региональный конкурс) в номинации: «Семейное поэтическое творчество» — 1 место
  • «Истоки» — районный фестиваль семейных театров — 1 место
  • «Минута славы» — городской конкурс, выступление с юмористическим акробатическим семейным этюдом
  • «Семья года» — победители муниципального конкурса в 2015 году
  • Семья награждена почетной грамотой Администрации Н-ского муниципального района за творческий подход к воспитанию, неустанный поиск, большой вклад в дело семейного воспитания

Вывод: Семья Соломиных достойна награждения медалью «Родительская слава». В ней воспитываются четверо прекрасных детей, для которых родители являются замечательным примером. Все дружно работают вместе, воплощают собственные идеи, фантазии. Участвуют в проведении городских мероприятий.

Родители окружают детей любовью и заботой, способствуют их становлению как личности, формируют в них лидерские качества, раскрывают творческие способности. Семью Соломиных по праву можно назвать образцом для подражания, примером трудолюбия, любви и взаимоподдержки.

Воспитывать большое количество детей – труд огромный. Тепла и заботы должно хватить на всех. Повышению роли многодетных семей способствуют мероприятия по их награждению. Не только количество детей является определяющим фактором для награждения, но и определение качества воспитания и ухода за ними. Поэтому играют важную роль в этом процессе. Ведь они, как официальные документы, помогают выделить наиболее достойных кандидатов на награждение.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Сельская семья представляет собой социальный институт, выступающий элементом структуры сельского социума и являющий собой комплекс формальных и неформальных норм, одни из которых (формальные) укоренены в сознании сельских жителей, тогда как другие (неформальные) всё более отчётливо закрепляются в их поведении.

Институту современной сельской семьи как подсистеме института семьи присущи его основные характеристики, с одной стороны, а с другой - черты, характерные для сельского социума, что определяет амбивалетность его существования, выражающуюся в симбиозе современности и патриархальности в сознании членов семейных групп.

Адаптированность современной сельской семьи к условиям социальных реформ определяется как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных факторов можно отнести прежде всего место жительства (райцентр или село), уровень экономического развития поселения, а также социально-демографические характеристики семьи. Среди субъективных характеристик - её интересы и потребности, социальные установки, нормы и ценности.

Особенно сильно концентрация населения и поляризация деревень сказались на результатах сельского хозяйства в Нечерноземье с его мелкоселенностью и мозаичными угодьями. Предыдущая перепись 2002 года не изменила картину кардинально, хотя число умирающих деревень с населением менее 10 человек увеличилось с 30 до 35 тысяч (22% всех поселений). Кроме того, в 2002 году по всей России было выявлено 13 тысяч деревень (8% поселений), в которых совсем не осталось населения.

По сравнению с большинством регионов Центра и Северо-Запада, Вологодская область менее урбанизирована (доля городского населения 69%) и имеет слаборазвитую сеть городов - местных центров. В половине районов центрами являются либо села (8 из 26 районов) либо поселки городского типа (5 районов). По данным статистики, в 2006 г. сельское население Вологодской области составляло 320, 9 тыс. человек (20,1% в общей численности населения).

Сельская семья в регионе как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных, культурных и иных проблем, обусловленных нынешним состоянием страны, Вологодской области. От молодых сельских семей во многом зависят позитивное изменение демографической ситуации, физическое и нравственное здоровье детей - будущих тружеников села и защитников Отечества. Зрелая сельская семья существенно влияет на жизненные ценности своих членов, условия жизнедеятельности экономически активной части населения. Супружество - важнейшее условие как продолжительности, так и качества жизни сельских жителей области.

В целях помощи сельской семье областными программами предусмотрено:

· органам законодательной и исполнительной власти Вологодской области - при создании современной правовой базы развития семьи в регионе как социального института и формировании государственной семейной политики чётко выделять их сельскую составляющую;

· органам местного самоуправления - поставить заботу о сельской семье, прежде всего о семьях, находящихся в особо сложных условиях, в число своих приоритетных задач; не допускать в принимаемых решениях позиций, приводящих к ухудшению материального положения сельских семей;

· политическим партиям - определить в предвыборных платформах и политических программах активную позицию по отношению к семье, в том числе сельской, учитывая, что без подобного внимания нет и не может быть серьёзной политики;

· cредствам массовой информации - систематически объективно освещать процесс адаптации тульских сельских семей к новым социально-экономическим условиям, активную позицию региона, муниципальных образований, негосударственных субъектов семейной политики:

· учёным региона - активизировать научные исследования вологодской сельской семьи, её истории, национальных традиций, настоящего состояния и тенденций развития.

Базовый (наиболее распространённый) тип современной сельской семьи, представляет собой семью нуклеарную, малодетную (двухдетную), тяготеющую к среднедетности (трёхдетности), с традиционной ментальностью и демонстрацией эгалитаризма как признака современного образа жизни, что не позволяет отнести данный тип в полной мере ни к традиционному, ни к современному.

Среди тенденций, характеризующих направленность процессов модернизации сельской семьи, выделяются тенденции преобладания семейного самоуправления над социальным управлением, включения членов семьи в рыночные отношения, дифференцированной адаптации к рыночным условиям, доминирования родственных отношений над супружескими, сохранения высокого престижа родительства и фиксации трёхдетности как желаемой и идеальной нормы деторождения при превалирующей малодетности.