Экология и триз (из опыта работы). Проект «использование триз в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» проект (подготовительная группа) на тему Триз в экологическом воспитании дошкольников

День рождения

ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между – значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ – технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно – экспериментальной), бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх.

Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии определила цель и задачи:

Цель : создание условий для экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

    Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;

    Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

    Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.

Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов , я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них:

- Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делила детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо.

В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения.

На примере животных:

    Волк злой, а лиса хитрая (повадки)

    Волк серый, а лиса рыжая (внешность)

    Олень большой, а заяц маленький (размер)

    Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)

    Петух - птица, а кошка - животное (вид)

В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим» .

Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься.

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.

Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной , фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

- Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста.

Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож? », «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д.

В старших группах эти сравнения усложняются.

- Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.)

Очень интересный

- Прием фантастическая аналогия . Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.

- Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.

Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления. Итогом было самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том. Что представил или почувствовал ребенок в роли объекта.

Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). («Что было бы, если бы…..?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.

Как мы с детьми проводили эту игру. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) сама фиксировала. То что говорят дети. Потом я предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.

- Метод «Системный анали з» . Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод я использую с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных я использовала системный анализ по горизонтали:

Зайчонок - заяц - зайчище

Волчонок - волк - волчище

По вертикали, знакомила с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов.

- Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».

Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют.

Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности – это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли.

Все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы.

Выводы о результатах моей работы по формированию экологических знаний и представлений у детей можно будет сделать в конце года на основании диагностического обследования.

Транскрипт

1 ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней. Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно экспериментальной),

2 бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх. Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ технологии определила цель и задачи: Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников. Задачи: 1. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе; 2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. 3. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ технологии. Изучив ТРИЗ технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них: - Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делила детей на группы одна группа говорит, что хорошо, а вторая что плохо. В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк злой, а лиса хитрая (повадки) Волк серый, а лиса рыжая (внешность) Олень большой, а заяц маленький (размер) Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания) Петух - птица, а кошка - животное (вид) В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься. - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов

3 решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. - Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д. В старших группах эти сравнения усложняются. - Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.) Очень интересный - Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом. - Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления. Итогом было самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том. Что представил или почувствовал ребенок в роли объекта. Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

4 Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?». - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). («Что было бы, если бы..?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты. - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы. Как мы с детьми проводили эту игру. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) сама фиксировала. То что говорят дети. Потом я предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки. - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод я использую с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных я использовала системный анализ по горизонтали: Зайчонок - заяц - зайчище Волчонок - волк - волчище По вертикали, знакомила с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов. - Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или

5 сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют. Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли. Все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы. Выводы о результатах моей работы по формированию экологических знаний и представлений у детей можно будет сделать в конце года на основании диагностического обследования.


Куфтырькова Эльвира Владимировна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технические средства обучения ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Симашко Любовь Шакирьяновна воспитатель МБДОУ «ДС КВ «Буратино» г. Тарко-Сале, ЯНАО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР

Подготовила Рыжинская Е.В. МБДОУ «ДС 6 «Буратино» ТРИЗ это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей. В настоящее время одним из условий качественного образования является применение инновационных технологий. Одной из таких технологий смело можно назвать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности познавательно-речевого развития детей Тема: «Использование

«ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН ДОШКОЛЬНИКУ?» Составила: педагог высшей квалификационной категории МАДОУ 11 «Улыбка» города Краснокаменска Тимофеева Светлана Ивановна «ТРИЗ ЭТО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение на ул. Новикова дом 4 кор.3) Отчет по инновационной работе «Технология ТРИЗ в развитии творческого

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2018 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР) Сидорова Ольга Валяевна

ПЕДАГОГИКА Дядюрина Наталья Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/С 47 КВ» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Гурьевска Рабочая программа курса внеурочной деятельности мир загадок в классе Составила Елпидина С.Е., учитель начальных классов Гурьевск

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писательфантаст, организатор и преподаватель Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию Теорию

Толстоухова Татьяна Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Теремок», д. Черномуж, Нижегородская обл., Россия ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» Дошкольное отделение ул. Маршала Новикова, дом 4, кор.3 План по инновационной деятельности на 2015-2016 учебный год «Технология

Методы и приемы развития творческого воображения старших дошкольников По мнению Л.А. Лебедевой, эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы

Описательный рассказ это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности. Описательные рассказы бывают 3-х

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

МБДОУ Детский сад 2 «Сказка» План работы творческой группы «Лаборатория ТРИЗ» на 206 208 г.г. Состав творческой группы:. р.п. Некрасовское 206 206-207 уч.год Цель: Ознакомление педагогов МБДОУ Детский

Проект Тематического дня «Экология нужна, и полезна, и важна!» 15 апреля 2015 год Цель: Формировать у детей любовь и бережное отношение к природе, воспитывать основы экологических знаний, желание заботиться

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом РФ от 29 декабря 202 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом МО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан Игровые технологии в работе с детьми второй младшей группы

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач для детей Теория решения изобретательских задач была разработана бакинским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером около 50 лет тому назад. Автор пришел к выводу

Роль элементарных опытов в развитии любознательности детей младшего дошкольного возраста к окружающему миру Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно

Семинар ТРИЗ и Парная педагогика Возможности использования в ДОУ ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 449 Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель подготовительной

Используемые парциальные программы и краткое описание каждой. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» Данная программа основана на ряде теоретических и практических в области экологического воспитания

Краткосрочный проект. МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Автор проекта: воспитатель 1 младшей группы «Радуга» Панченко Л.И. Паспорт проекта. Проект: «Дикие животные». Вид проекта: познавательно-творческий,

«Животные Севера Красноярского края» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Актуальность: наш край очень красив и богат, на его территории представлено несколько природно-климатических зон,

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

ГБДОУ 126 Экологический творческий ПРОЕКТ младшей группы 5 «Дикие и домашние животные» Воспитатели: Самсонова Т.В. Максимкина А.А. Апрель 2017 г. Проект «Дикие и домашние животные» Тема проекта: «Экология»

Проект «Посадка семян цветка Бальзамин» Методический паспорт проекта Тип проекта: исследовательский средней продолжительности групповой. Срок реализации проекта: (1 месяц) Участники проекта: воспитанники

Мастер-класс «Синквейн для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель МКДОУ «Голухинский детский сад»семенькова Елена Иосифовна Современная жизнь диктует свои

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Капелька» Города Протвино Московской области ПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Вид проекта: Практико-ориентированный. Разработали:

Толстикова А.Б. ТРИЗ-задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Материалы по итогам I ой Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы

Шмырева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 5 г. Воронеж ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Два мира

Кодякова Наталья Леонидовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 179 «Дюймовочка», г. Чебоксары, Чувашская Республика Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору посредством русской народной сказки «Заюшкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗЕМЛЯНИЧКА» П. САГАН-НУР» Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ

Конспект занятия по развитию речи (1 младшая группа) «Цыплята» Тема: «Кто живет в лесу?» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада 111 «Гнездышко» Евтеева Т.А. Брянск, 2016 г. Занятие по развитию

Подготовила: Мальцева О.Я. Воспитатель 2 младшей группы 3 «Гномики» г. Нефтеюганск 2016 год Вид проекта: информационно-творческий, коллективный. Участники проекта: воспитатели второй младшей группы, дети,

Прием ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками Подготовил: Т.В.Сульдэ, учитель-логопед фил. МБДОУ 19 Системный оператор (СО) это один из приемов ТРИЗ теории решения изобретательских задач. Важной

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Берестова Наталья Леонидовна воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Школа развития 24» г. Нефтеюганск, ХМАО Югра РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация:

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

Татьяна Борисовна Гулько
Экология и ТРИЗ (из опыта работы)

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологическое воспитание подразумевает ознакомление детей с природой. Природа-неиссякаемый источник обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужайки. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает интерес их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

Я задаюсь вопросом : «Что знают дети о природе? Каково их отношение к ней?»

Мои наблюдения показали, что дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают порой отрывочны и бессистемны.

Я стала искать пути решения этих проблем, определив основное содержание экологического воспитания как формирование осознанно-правильного отношения к природе, к ее явлениям и объектам.

Я предлагаю непростое накопление знаний об окружающем мире, а частично самостоятельное понимание, с подачи воспитателя, нужной информации для последующего решения природных противоречий; объяснения происходящих явлений и имеющихся свойств в живом мире; для накопления знаний о природе и умения жить в ладу с ней.

Всем известно, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача, которую я ставлю перед собой в работе с детьми – это сначала заинтересовать объектом, а потом уже о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность, взаимосвязи в окружающем мире.

Я отобрала некоторые методы и приемы и предлагаю учить детей решать экологические задачи с помощью ТРИЗовских противоречий . Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить саму суть : проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу, так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, его «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе.

Большое значение для развития умственных способностей детей имеют наблюдения за различными явлениями природы. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться.

Например, наблюдение за «живыми облаками» . Задаю детям вопросы : «Куда они плывут?» , «Какие вести несут?» , «О чем мечтают?» , «О чем расскажут, что покажут?» . Затем предлагаю детям «оживить ветер» . Подумать, порассуждать : Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем? Во время наблюдения использую прием эмпатии- предлагаю детям представить себя на месте наблюдаемого.

Наблюдая за падающим снегом и рассматривая снежинки, они сравнивали их с палочками, крупинками, красивыми звездочками, используя прямую аналогию. Замечали, что снежинки быстро тают на ладошке, хорошо видны на темных предметах. Я знакомила детей со свойствами снега в разную погоду. Наиболее доступно и точно показать детям свойства воды помог ТРИЗ- ский прием «Моделирование маленькими человечками» .

М. М. Ч. позволяет каждому из играющих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект. Сущность в том, что нужно представить себе : все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков.

Интересно проходит отгадывание загадок по моделям : дается готовая (или составляется детьми) графическая модель, дети отгадывают, что изображено на модели.

Например : я предлагаю детям карточку с графическим изображением и спрашиваю : «что может быть здесь изображено?»

Ответы детей :

Газ в трубе, пустая банка, вулкан, пустой холодильник, вход в пещеру.

В.: а если в эту загадку прибежит водный человечек и встанет рядом с воздушным?

Д.: вода под водой, кастрюля с кипящей водой, шприц с лекарством, шланг с водой.

При обсуждении я стараюсь не показывать детям готовые ответы, ситуации,-а подвести их вопросами к правильному решению, так, чтоб у них создалось впечатление, что они это придумали.

Это позволяет воспитывать в детях такие необходимые качества, как уверенность в себе, умение разрешать жизненные задачи самостоятельно, без помощи взрослого, снимает боязнь придумать что-то совершенно новое, до сих пор ребенку не известное

Публикации по теме:

«Система работы по привлечению родителей в образовательный процесс» Из опыта работы подготовительной группы Образовательный процесс – это социально-организованная деятельность, развивающаяся во времени и рамках определенной педагогической системы.

Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Из опыта работы «Совместный досуг как одна форм работы с родителями» Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

В современном мире роль экологического воспитания нельзя переоценить. Происходящие негативные процессы в природе напрямую связанны с деятельностью человека. Поэтому очень важно дать детям первоначальные знания о природе и лучше это сделать в форме интересной игры. С этим очень хорошо справляется технология ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании используются не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание.

Используя в своей работе методы и приёмы технологии ТРИЗ, я предположила, что использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует в технологии ТРИЗ целая система игровых и сказочных задач.

Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра но и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика» .

Цель: развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.

Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста, которые возможно использовать в экологическом воспитании

Название игры, описание

Цель игры

«Чем был - чем стал»

1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

Ход игры:

Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

Проблемные вопросы: Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка). Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди); есть выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? (так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков). Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

Ведущий: Телевизор. (Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей)

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства

"Хорошо-плохо"

Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

"Робинзон Крузо"

Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

Ход игры:

В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?

Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи?

Учить выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

"На что похоже"

Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?

Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

В : На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Д: Еще на колючки у ежика, кактуса, колючки боярышника, крыжовника, рыбы-ежа, дикабраза и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

«Цепочка»

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

«Да – нет»

Ведущий загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах?), ведущий отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Конкретизировать знания детей о животных и растениях, побуждать к составлению загадок

«Черное-белое »

Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: гусеница это хорошо, это корм для птиц, гусеница –это плохо, гусеница вредит растениям)

Развитие представлений о взаимосвязях в природе

«Что-то для чего-то»

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция, система, преобразования во времени

Выделение функции (свойства) объекта, явления, рассматривание его места и взаимосвязи с другими объектами

«Сказка наизнанку»

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете

Обучение одновременно операции декомпозиции и композиции

«Теремок»

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик:

Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Бабочка. А ты кто?
- А я Синица. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

(У меня есть крылья, я умею летать, в моём оперении есть жёлтый цвет)

Развитие аналитического мышления, умения выделять отличительные признаки путем сравнения

«Найди друзей»

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд).

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

Обучение сравнению разнообразных систем

«Если бы я был…»

Ведущий называет объект, дети рассказывают об объекте от первого лица.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

«Что будет, если …» («Мозговой штурм»)

Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию: «Откуда пожар пришел? », «Как помочь сломанному деревцу? », «Кто съел белкины запасы? », «Кто медведя весной разбудил? » и другие, с использованием опорных картинок, фотографий, слайдов.

Обучение детей инициативным высказываниям, работе в группе без критики

«Найди целое и части»

Вишня – косточка, сад; Рак – клешня, озеро; Кошка-усы, тигр; дерево - лес, ствол и т.д.

Учить детей выделять в предложенном объекте часть-целое, целое-часть

«Найди главное»

Предлагается система, к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы:

Лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих

«Что с чем связано»

Дерево - вода (без воды дерево жить не может).

Рыба – рука (рыбу ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Учить находить связи между объектами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано.

«Назови предмет по свойствам»

Звонкий + Громкий =

Пушистый + Серый =

Усложненный вариант:

Гладкий + Серый + Тихий =

Белый + Съедобный + Мягкий =

Красный + Легкий + Вкусный =

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

«Путешествие на машине времени»

Ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила игры: нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было.

закреплять знания об окружающем мире, о взаимосвязях в природе

«Природный мир бывает разный»

Ведущий предлагает детям карточки с разнообразными объектами, дети объединяются в группы и рассказывают про свою систему.

познание и классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

В заключении можно сказать. Что использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников позволяет непринуждённо, в игровой форме привить детям необходимые знания, повысить их экологическую культуру.

Литература:

1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7.

3. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.

4. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

5. ФГОСТ ДО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. //[Электронный ресурс] www.base.garant.ru


Основная идея проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 842»

(ГБОУ «Школа № 842)

Дошкольное отделение корпус 137

Проект «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

воспитатели: Зверькова А.М.,

Сафронова И.Б.

2015-2016 г.

1.Информация о проекте…………………………………………………….3

2.Введение…………………………………………………………………….4

3.План реализации проекта………………………………………………….13

4.Перспективный план……………………………………………………….15

5.Программа «Юные экологи города Зеленограда»……………………….19

6.Список литературы……………………………………………………….

7.Приложение…………………………………………………………………

Информация о проекте

Тип проекта: практико-ориентированный.

По доминирующему методу : информационный, творческий, игровой.

По характеру содержания: включение ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка и общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель.

По характеру контактов: открытый: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Введение

Актуальность проекта. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности

Подрастающее поколение олицетворяет наше ближайшее и отдаленное будущее, и поэтому особое место в формировании личности подрастающего поколения занимает система экологических ценностей.

В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания , важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Концептуальные основы проекта. Педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Проблемы экологии рассматривали Э.В. Гирусов, A.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и др. Вопросы экологического образования и воспитания рассматриваются в исследованиях Д.И. Водзинского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А.П. Сидельковского, И.Т. Суровегиной, СП. Фокина, А.А. Остапец-Свешников, Т. И. Сущенко, И.П. Пилат, М.Н. Ямницкий, И.Л. Беккер и др.

В ФГОС ДО сказано, что содержание образовательной работы ДОУ должно обеспечивать развитие у детей первичных представлений, в том числе «о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы».

Большой вклад в развитие экологического воспитания дошкольников внесли С. Н. Николаева, Н. Фокина, Н.А. Рыжова.

С. Н. Николаева так определила экологическое воспитание дошкольника: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим воспитанием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Проблема заключается в том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста является для многих педагогов наиболее трудным разделом в работе, требующим четкой системы и последовательности. Диагностические беседы с детьми показали, что большинство детей (65%) имеют низкий и средний уровень развития экологических представлений, у 25% детей не сформированы навыки экологического поведения в природе, 78% детей считают, что разводить костры в лесу «это хорошо и весело». Анкетирование родителей показало осознание родителями проблем экологического воспитания и готовность к сотрудничеству.

Актуальность и проблема экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста определили тему нашего проекта «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Гипотеза. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью. Мы предполагаем, что, кроме этого, использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст нам возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Основная идея проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Задачи проекта:

Воспитательные задачи:

1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от симпатий и антипатий.

Развивающие задачи:

1. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей;

3. Развитию у детей понимания самоценности и многообразия природы.

Обучающие задачи:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;

2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

3. Осознание ребенком себя как части природы;

4. Обучение пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».

Особое внимание при постановке задач проектной деятельности мы уделили следующим вопросам:

1.Развитию у детей понимания самоценности и многообразия природы;

2.Осознанию ребенком себя как части природы;

3.Воспитанию у ребёнка уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

4.Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

5.Пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

6. Пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать.

Данный проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию детьми и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

1. Принцип научности. В данном проекте мы использовали формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

2. Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического воспитания - нулевая. Задача знакомства с правилами: создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.

3. Принцип проблемности: использование элементов технологии ТРИЗ. Предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

4. Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, и в координации работы с различными учреждениями, и в одновременной реализации всех основных компонентов системы экологического воспитания.

5. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического воспитания педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

6. Принцип гуманистичности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического воспитания педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи.

При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.

7. Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности.. Этот принцип отражается в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному.

8. Принцип безопасности предполагает, что используемые формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность воспитанников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы.

9. Принцип деятельности. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Данный принцип предполагает интегрированный подход в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.

В соответствии с целью и задачами проекта нами была разработана программа «Юные экологи города Зеленограда», которая состоит из четырех блоков:

  1. Первый блок «Окружающий мир»;
  2. Второй блок «Живая природа»;
  3. Третий блок «Неживая природа»;
  4. «Земля наш общий дом».

В каждом блоке три части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе), воспитывающий компонент (понимание значения природы, бережное к ней отношение), художественно-эстетический компонент (эстетическая оценка природы, развитие художественного творчества).

Основные методы работы:

1. Объяснительно - иллюстративные;

2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Формы организации работы:

Системный подход предполагает взаимосвязь различных активных видов активной деятельности детей: игровой, исследовательской, изобразительной, двигательной, театральной и других. При организации совместной деятельности с детьми следует соблюдать следующие правила:

Не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

Не сдерживать двигательную активность детей;

Хвалить ребенка за успехи;

Не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Прогнозируемый результат:

1.Формирование адекватных экологических представлений;

2.Формирование отношения к природе;

3.Формирование стратегий и технологий взаимодействия

с природой;

4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.

План реализации проекта