Духовное воспитание школьников классный час. Классный час по духовно-нравственному воспитанию

Выбор цветов

Классный час по нравственному воспитанию «Планета добрых людей», 6-7 класс.

Цель: Развивать и закреплять знания о нравственно – эстетических качеств каждого человека.
Задачи:
1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств классного коллектива.
2. Развивать навыки самооценочной деятельности.
3. Воспитать стремление совершать добрые дела и поступки.
Оборудование: пословицы, рисунки (солнце, лицо человека, планета Земля), семена гороха, клубок ниток.
Ход урока:
- Добрый ребята! Добрый день всем! В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные свои поступки, и поступки сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их и смотрят в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах, давайте вспомним слова отрядной песни «Дорога добра». Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. Тема нашего классного часа: “Планета добрых людей". А теперь закройте глаза садитесь поудобней мы с вами совершим полет на планету.
- Я приветствую всех на «Планете добрых людей».
-Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. (учитель раздает присутствующим по горошине, вкладывая ее в раскрытую ладонь), берегите ее не теряйте.
- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. (показать изображение Земли из космоса).
- Эта наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных дюдей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна где мы живем.
- Наша школа, наш класс – эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка)
- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).

Методическая разработка классного часа

по духовно-нравственному воспитанию.

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №17

Гусева Л.С.

Класс : 6

Форма проведения : Классный час.

Подготовительная работа: на уроке технологии дети делают поделку – сердечко, читают литературные произведения, находят пословицы о добре.

Цель:

    Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.

    Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

    Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

    Работать над выработкой положительных черт характера.

    С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать в группах.

Оборудование: Презентация, карточки для групповой работы, таблицы анкет, сердечки.

Класс разделён на 6 творческих групп по 6 человек в каждой.

Ход мероприятия:

Учитель читает притчу :

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.

Учитель : Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

Что такое нравственность?

1 Слайд : Тема: «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»

2 Слайд :В толковом словаре Ожегова : Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Учитель : Какие качества человека вы знаете?

Ученик: Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость ит.д.

Учитель : Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Ученик: Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность ит.д.

Учитель : Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.

Ученик : Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Учитель : Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Ученик:

3 Слайд:

Учитель : Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Ученик: Успешными, удачными, счастливыми.

Учитель : Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать?

Ученик: Развивать хорошие качества характера.

Учитель : “Безнравственному человеку не дано совершить великие дела”

Вы хотите в жизни чего-то достичь?

Ученик: Да!

Учитель: Что вы должны делать с малых лет?

Ученик: Развивать в себе хорошие качества характера.

Учитель: Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.

Групповая работа:

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Проверка: Слайды с 4 по 18.

Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

Слайд 19.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель : Добрый человек – это какой человек?

Ученик: Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.

Учитель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.Слайд 20.

Сценка:

А что это у тебя в руке?

Счастье...

А почему такое маленькое?

Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...

Да, восхитительно!

Хочешь кусочек?

Наверное...

Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

Ой, оно такое тёплое!

Нравится?

Очень...Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...

Так всегда бывает.

А если я с кем-то поделюсь?

Тогда у тебя прибавится своего!

Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

А руки об него обжечь можно?

Руки обжигает боль...Счастье не может обжечь...

Учитель: Дети встаем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко товарищу по команде с хорошими пожеланиями.Слайд 21.

Учитель: Спасибо.

Групповая работа: 1)Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.Слайд 22.

    Добрые дела, …(дороже денег)

    Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

    Добро не лихо - … (бродит тихо)

    Доброе дело … (два века живёт)

    Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

    Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

2) Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Учитель: Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Ученик: Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Учитель : Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Ученик:

Учитель : Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Ученик:

Учитель : Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Ученик:

Учитель: Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Ученик: Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

Учитель : А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы: Слайд 23.

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими про­блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте­ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про­играешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс­лушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди­телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз­веселить своих друзей?

Подведем итоги:

Подсчет очков.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

И за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Учитель : И в заключении я прочту вам одну притчу.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

"Теперь", - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина.Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок "

Итог:

Учитель: О чем мы сегодня поговорили?

Ученик : О нравственности. О доброте.

Учитель : Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными.Слайд 24.

Домашнее задание : Вспомните человека (друга, учителя), добрый поступок которого был для вас дороже денег, и напишите ему письмо благодарности.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Форма проведения: круглый стол

Цель:

выяснить в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

проанализировать различные поступки персонажей, составить сравнительную таблицу.

провести анкетирование по методике «Выбор».

Оборудование:

Стенд с сочинениями обучающихся;

Мультимидийное оборудование.

Ход мероприятия

Классный руководитель:

Давайте послушаем небольшую притчу:

Читает подготовленный обучающийся:

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность».

Внук, тронутый до глубины души словами деда задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

Классный руководитель:

О чём эта притча?

Классный руководитель:

Высказывает свое мнение и делает выводы из сказанного (можно закончить словами Омара Хайама: «Мы - источник веселья - и скорби рудник,
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек-словно в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен-и он же безмерно велик.»)

А теперь давайте прочитаем эпиграф нашего классного часа (написан на доске или слайде)

Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. (М Пришвин)

Как вы поняли поговорим мы сегодня о нравственном и духовном воспитании. Что же это такое?

Давайте зачитаем отрывки из ваших сочинений-рассуждений на эту тему (отрывки демонстрируются на слайде, читают несколько обучающихся):

« Нравственность – это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а как доброе и светлое.»

«Нравственность — понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность — сугубо индивидуальное понятие.»

«Нравственность – это набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Альберт Эйнштейн писал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. Словодуховность происходит от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

Высшим проявлением нравственности человека выступает «духовность ». Именно духовность народа рассматривается как одно из средств национальной безопасности России.»

«Принято считать, что духовный , интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
Мне кажется, не совсем. «Духовность – это собственное стремление человека», - читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными».

Классный руководитель:

Понятно, что в понятиях «нравственный» и «нравственность» речь идет о внешних проявлениях человека (его гуманности, доброте, любви, милосердии, толерантности, то есть о его поведении, то с понятием «духовность» дело обстоит сложнее.

Для наглядности и удобства рассуждений введём несколько типичных персонажей.

Представьте себе двух людей, схожих по внешним проявлениям поведения. Оба имеют хорошую репутацию, оба не замечены в дурном поведении, оба слывут как положительные люди. Мало того, оба не только не замечены (и не замешаны) в дурном, что известны своими добродетелями (благотворительностью, заботой, добротой, готовностью прийти на помощь в трудную минуту).

Вопрос : Можно ли обоих персонажей характеризовать как людей моральных, нравственных?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Классный руководитель:

Однако между ними имеются принципиальные различия. И различия эти касаются, в первую очередь, намерений этих людей.

Персонаж 1 .

Он не поступает дурно и занимается благотворительность только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным - естественное, каждодневное, привычное состояние. Ему и в голову не приходит, что можно вести себя иначе. У него в мыслях не возникает иной модели поведения. Его намерения чисты, а поведение нравственно.

Персонаж 2.

При всей его внешней положительности он совершает добрые дела из корыстных побуждений – чтобы его, к примеру, избрали депутатом. Его намерения корыстны и расчётливы, хотя поведение нравственно.

Внешне оба персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в головах? Кто же туда «заглянет»? А сами они уже точно не признаются: первый – по своей скромности, второй – по расчётливости. Кто же вам признается в собственной корысти!

Обучающиеся обмениваются мнениями.

Классный руководитель:

Подведём итог. Нравственность человека определяется внешними проявлениями его поведения, а не чистотой его намерений. А внешними признаками наши герои-то и практически не отличаются. Различия будут сводиться лишь к тому, что второй будет всё время доволен своей положительностью, а первый – недоволен своим несовершенством. А самодовольство, как известно, всегда снаружи и его трудно скрыть. И это, пожалуй, единственное внешнее различие при внутренней противоположности.

Классный руководитель:

Рассмотрим ещё трёх персонажей.

На этот раз речь пойдет о людях безнравственных, аморальных. Допустим, что герои 3, 4, 5 совершили одинаково безнравственные поступки, а может, даже и преступления. С позиции права одинаковые проступки требуют одинакового наказания, но … вся трудность в том, что у одинаковых преступлений бывают разные мотивы. А вот мотивы как раз и «руководят» поведением. Намерения-то первичны по отношению к поступкам.

Итак, наши персонажи совершили проступки. Например, украли.

Сравним намерения (с позиции юриста) одинаково безнравственных людей.

Персонаж 3

Украл потому, что не удержался от соблазна или по причине жизненной нужды. При этом он всячески страдает и мучается содеянным. Его гложет совесть, и покаянные мысли одолевают всё его естество. Он честно ищет пути исправления своей глупости, не уклоняясь от ответственности за содеянное. Его намерения устремлены к покаянию за безнравственное поведение.

Персонаж 4

Мог удержаться от воровства, но … не захотел. Он осознаёт всю мерзость своего поведения, но начало «новой» жизни откладывает на завтра, а ещё лучше до понедельника. И откладывает-то он, по собственной воле, а не по причине безволия. Может быть, он не успел за один раз унести то, что «плохо» лежало. Одним словом, он мог удержаться от безнравственного поступка, но не захотел. В мыслях он осознаёт безнравственность своего поведения (и это плюс), но не спешит его изменить (и это минус). Опять-таки, намерения его нам «не видны», поэтому его поведение мало отличается от поведения третьего персонажа.

Персонаж 5

«Воровал! Ворую! И буду воровать!» - твердит тот. Ему доставляет удовольствие доставлять другим неприятности. Он совершает грех намеренно, а не по недомыслию, безволию или глупости. Его поступки безнравственны, а мысли грязны.

Вот такие крайности мы взяли с вами для анализа.

Обучающиеся обсуждают персонажей и дают им характеристику.

Классный руководитель:

А теперь давайте расположим характеристики всех персонажей в единой сводной таблице и сравним (на слайде)

Персонаж 1 Персонаж 2 Персонаж 3 Персонаж 4 Персонаж 5
Поведение

+

нравственное

+

нравственное

-

безнравственное

–

безнравственное

–

безнравственное

Намерения

+

чисты

–

корыстны

+

покаянные

+

осознаёт

безнравственность, но не спешит

измениться

–

грязные

Задание . Соотнесите характеристики с персонажами Обучающимся раздаются таблички, а персонажей они расставляют сами:

IV «Тихий праведник»

Классный руководитель:

А теперь давайте посмотрим, как считаю я (на слайде).

I «Случайно сорвавшийся, но кающийся» Персонаж 3
II «Ещё чуток погрешим» (Александр Галич) Персонаж 4
III «Хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии) Персонаж 5
IV «Тихий праведник» Персонаж 1
V «Правильный и самодовольный гордец» Персонаж 2

Как сказал Филдинг: « Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира.»

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы:

1. Какие два персонажа наиболее интересно сравнить?

2. Какой из них вам симпатичнее? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Классный руководитель :

На мой взгляд, наиболее интересно сравнить нравственный персонаж 2 и безнравственный 3.

Мне симпатичнее третий. Он – кающийся и духовно возрастающий человек, хотя и сорвавшийся. А вот второй – духовный «тормоз» и гордец, пребывающий в прелести и самообмане. Помыслы третьего чище и достойнее, чем второго. Он совестливее и чище.

Вывод.

Нравственность определяется качеством поведения человека,

Духовность – качеством намерений человека. При этом существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это воспитание намерений, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически – духовное определяет нравственное.

А теперь давайте проведём небольшую анкету, называется она «Выбор».

Эта методика позволяет выявить отношение обучающихся к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выбрать один вариант ответа:

Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?

А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;

Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;

В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.

Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.

2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

А) Добросовестно выполнишь поручение;

Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;

Г) найдешь отговорку для отказа.

3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?

А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;

Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;

В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;

Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.

5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;

Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;

Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.

6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?

А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;

Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;

В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

А теперь посчитаем результат:

Выбор ответа "А" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "Б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "В", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.

Интерпретация:

Высокий уровень - 24-30 баллов;

Достаточно высокий уровень - 18-23;

Средний уровень - 14-17 баллов;

Ниже среднего - 6-13 баллов.

Высокий уровень нравственной воспитанности:

Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.

Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:

В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

Средний уровень нравственной воспитанности:

Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.

Ниже среднего уровень воспитанности:

Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно. Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.

Заключение .

Классный руководитель :

Благодарит обучающихся за активную работу;

Высказывает мысль, что полученная информация поможет одним обучающимся проверить свои мысли, а другим выяснить, в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

А закончить хотелось бы словами Жан Жака Руссо« Вся нравственность человека заключается в его намерениях».

Н. В. Мамонова, МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ", Посёлок 1-ый, Чебулинский район, Кемеровская область

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ « Ключевская средняя общеобразовательная

школа им. »

«____» ____________ 2012 год

по духовно- нравственному воспитанию учащихся

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Твой школьный вид. Организация своего рабочего места Первый раз в первый класс Вежлив ли я? Что такое хорошо и что такое плохо? В школьной библиотеке . В гости к медсестре. С любовью к родной школе.

(воспитание любви к животным)

В мире животных Лес – наш друг. Лес и его обитатели. Игра - путешествие. В зоопарке. Собака - друг человека! Мы из Красной книги России В гостях у жителей «Подводного царства» Животные - герои сказок и рассказов. Домашние питомцы. Экскурсия в Шадринский краеведческий музей.

Беседа «Старших уважай - малышей не обижай» Собрание с родителями «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». Утренник «Будь вежливым и добрым» Внеклассное мероприятие «Все люди труда - друзья и братья» Беседа «Опасная парочка» (о хвастовстве и зависти) О дружбе и взаимопонимании между девочками и мальчиками Семейный праздник «Праздник бабушек и мам» Посещение городского музея Классный час «Поклонимся Великим тем годам…»

1. Славные символы России

2. Москва - столица России

3. Прошлое моей Родины

4. Путешествие по России

5. Растительный и животный мир моей страны

6. Моя Малая Родина - Шадринский район.

8. Страна, открывшая путь в космос

9. Великая война - Великая Победа

1. Сыны Земли Шадринской (о,)

2. Инсценирование сказок «Чем учат народные сказки?»

3. Исследовательская работа «История моего села»

4. Знаменитые люди района, области.

5. Святочные гадания «Раз в Крещенский вечерок…»

6. Моя родословная

7. Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

8. Экскурсия в краеведческий музей

9. «Праздник со слезами на глазах»

1. Беседа «Вежливый пешеход - вежливый водитель»

2. Правила и нормы поведения в обществе

3. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека

4. Школьный этикет. Правила поведения в школе.

7. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

8. Встречай гостей приветливо

9. Культура и безопасность отдыха

1. Человек - есть существо мыслящее.

2. Что есть счастье?

3. Что есть труд?

4. Что есть совесть?

5. Что есть свобода?

6. Что есть судьба?

7. Что есть деньги?

8. Что есть «Я»?

9. Что есть моя жизнь?

1. Что есть человек?

2. Жизненное кредо достойного человека

3. Молодежные субкультуры

4. Классный час «Похититель рассудка» (алкоголизм, наркомания)

5. Игровая программа «Давайте поговорим о нас…»

6. Что есть любовь?

7. Я и закон.

8. «Золотое правило нравственности»

9. Литературно - художественный вечер «Не забудет никто, никогда….»

1. Профориентационное занятие «Мир профессий»

2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

3. Тестирование в центре занятости «Мой темперамент и выбор профессии»

4. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии

5. Экскурсии в ПТУ, СУЗы, ВУЗы

6.Профессии наших родителей

7.Психолого - педагогически особенности, обуславливающие выбор профессий.

8. Беседа с приглашением выпускников «Как достичь успеха в профессии?»

9. Куда пойти учиться?

1. Беседа «Цвета осени»

2. Этикет красоты

3. Гардероб мужчины и гардероб женщины

4. Красота человеческого тела

5. Красота вокруг нас

6. Любовь - это согласие ума, души и тела.

7. Немного обо всем. Классный час с приглашением косметолога , врача, парикмахера, модельера.

8. Беседа «Будьте счастливы и человечны».

9. «Музы вели в бой». Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны.

1. «Я имею право на …»- разговор на заданную тему

2. «Моя будущая профессия. Какой я её вижу?» Экскурсия в центр занятости.

3. Тематическая бизнес викторина «Профессия и современность»

Методическая разработка классного часа

по духовно-нравственному воспитанию

младших школьников

«Дорогою добра»

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 18

Зубова Елена Андреевна

Муром 2015

Цель: формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание.

Задачи:

1.Способствовать формированию нравственных качеств.

познакомить с понятием «добро»

расширение знаний детей о доброте, взаимоуважении,

формирование у учеников потребности в понимании другого человека;

2. Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.

развивать готовность идти навстречу друг другу;

формировать навык речевого этикета;

способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

В результате занятия участники смогут:

сформулировать понятия «добро», «доброжелательность».

раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности;

Форма проведения : путешествие по уголкам доброго сердца.

Подготовительная работа: учитель создает презентацию к занятию, составляет карточки для групповой работы, для игры «Синквейн», раздает ученикам слова, проводит репетицию, привлекает к подготовке реквизитов, дополнительного материала родителей учеников.

Оборудование: плакаты с пословицами о доброте, рисунок «цветка доброты», диски с песнями: « Доброта» сл. Н. Луповой, муз. И. Лученка, «Дорога добра».

Ход занятия.

1.Организационный момент

Ученик читает стихотворение:

Слово это серьёзное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

Эпиграф: Стремитесь найти хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по уголкам большого доброго сердца под этим девизом. Но скажите, как вы понимаете понятие человечность? Людей с каким сердцем, можно назвать человечными? Вот и наше сердечко доброе, умеет дружить, переживать, всегда готово прийти на помощь.

1. уголок доброты

2. Основная часть


Учитель: Итак, мы отправляемся в уголок доброты

Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, солнце, улыбка, мама, … (дети продолжают)

Что такое зло? Это нечто противоположное добру: плохое, беда, ненастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Когда вам было комфортнее: рядом с добрым человеком или со злым?

Давайте заполним лепестки цветка так, что бы каждое слово начиналось одинаково «ДОБРО» Ребята, какие пословицы и поговорки вы приготовили с вашими родителями. (у учителя заготовлены пословицы)

Добрые дела - красят человека.

Спеши делать добро.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

За добро - добром платят.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Учитель: Вслушайтесь в пословицы народа о доброте. Как вы их понимаете?

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Игра «Сказка».

Учитель: Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка,.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? (Показ самодельных весов)

Игра «Весы»

Учитель: - На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети: (Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие цветные камушки для аквариума). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.)

Учитель: -Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

2. уголок толерантности

Учитель: Доброго человека можно еще назвать толерантным. Отправляемся в уголок толерантности.

Что такое толерантность?

Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

3.уголок уважения и гуманности

Учитель: Отправляемся в уголок уважения и гуманности

- Что такое уважение?

- Как проявляется уважение?

- За что можно уважать людей?

- Можно ли уважать себя? Почему?

- Кого и что вы уважаете?

Игра «Обида»

Учитель: Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это не просто шарик, а сердечко маленького человечка, который пришел к нам и не совсем на вас похож. Например, у него другого цвета волосы, темная кожа, другие традиции в семье (учитель показывает шарик). Сейчас мы ее начнем его обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем причинять сердечку боль, потихоньку его сдувая. (дети зачитывают фразы с доски:

Ты не интересный, не похож на нас, и так далее

Посмотрите на шарик - сердечко, изменилось ли оно? Что в нем изменилось и почему?

Шарик от боли сморщился, как при болезни. – сердце человека от боли страдает. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное).

Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем надувать шарик, что бы он стал как прежде. Что бы сердечко стало здоровым.

Ребята, а сейчас посмотрите на него, нашему сердечку лучше, но почему он не такой как прежде?

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее исправить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

Почему мы дольше помним обиды?

Нравиться ли нам, когда нас обижают?

Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

Как быть добрее?

Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Нужно быть терпимым и уважительным к людям, которые чем – то не похожи на вас.

4. уголок вежливости


Учитель: А теперь мы отправимся в уголок вежливости, ведь толерантный человек обязательно вежлив. Здесь мы будем с вами играть:

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

Игры - загадки

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить, кто сможет?

Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

Учитель: Я буду задавать вопросы, вы улыбайтесь, если так поступает толерантный человек, и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Говорить: «Спасибо» за подарок?

Обозвать обидным словом соседа?

внимательно слушать говорившего человека, не перебивать.

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Помогать родителям?

Итог: Нужно уважать друг друга, несмотря ни на что, быть терпимым и гуманным, вежливым и тогда у вас с будет много друзей.


5.уголок дружбы

Учитель: Путешествие продолжается – уголок дружбы.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Мозговой штурм «Дружба – это …».

Работа над понятием «дружба».

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью

В. И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

«Дружба - …это бескорыстная приязнь».

Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями

Но ведь даже у друзей бывают ссоры и конфликты, дайте научимся их разбирать и избегать.

Игра “Корпе мира”

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. “Корпе мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

Ход игры . Для игры необходимо корпе.

Учитель: - Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей)

Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наше с вами “корпе мира”. Давайте договоримся, если возникнет спор, “противники” могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Учитель кладет в центре комнаты корпе, а на нее - красивую игрушку.) Представьте себе, что Мира и Алина хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на “корпе мира”, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на корпе.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

Обсуждение вопроса

Почему произошёл данный конфликт. Как его разрешить? Послушайте стихотворение и скажите, как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт.

Не навреди! Подумай! Не шуми!

Всех уважай! Добрее посмотри!

Не спорь, коль не уверен! Отойди!

А, если с кем и вышло что не очень,

То первым подойди сам, между прочим.

Скажи: - Давай забудем все разборки.

«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.

Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю,

Тебе я, милый, очень доверяю!

Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.

И эта ссора надо нам? Едва ли!»

Учитель: - Как нужно себя вести, если все -таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение?

Работа в группах: обсуждение правил дружбы.

А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей.

Кто этот герой?

Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?

Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.

Давайте с вами выработаем правила дружбы, ПОВЕСИМ В НАШЕМ УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ. (работа в группах по составлению правил дружбы), в приложении.

Не выдавать чужие секреты;

Всегда быть откровенным с другом;

Не бойся попросить прощения;

Не груби;

Не надо менять друзей;

Надо быть постоянным в дружбе;

Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

радоваться вместе с другом его успехам;

предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

защищать друга; и т.д.

(правила составленные детьми вклеиваются в «газету»)

3. Обобщение

Игра «Синквейн

Поиграем в игру. Учитель раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка - три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком, родители с правилами ознакомлены заранее) Например, ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; Ребенок – это маленькое солнышко, Радость.

Предлагаю вам для игры словосочетание «толерантный человек». (В данной игре помогают приглашенные родители) Опрос детей.

4. Подведение итога. Рефлексия.

Учитель: А сейчас ребята построим Домик дружбы, толерантности, доброты, как хотели герои мультфильма. Для этого приготовьте шаблоны, которые вы приготовили вместе с вашими родителями и наклейте их на плакаты. Дети под песню «строят» дом, мир вокруг себя.

Вам понравился ваш дом? Ваш мир, где все дружат, никого не боятся?. Ребята мы можем с вами по- настоящему создать такой мир. Но что для этого нужно? (ответы детей)

ВЫВОД: Правильно, чтобы в каждом сердце нашелся уголок для гуманности, доброты, взаимоуважения, толерантности. Давайте поселим наши сердца в этом домике. Пусть они оберегают нас и мир вокруг нас.

Создание круга дружбы

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.(дети пожимают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

Нет пословице, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей СТО друзей».

Держась за руки, дети исполняют песню

Учитель: - Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг к другу терпим,

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

Давайте вернёмся к нашему « цветку доброты»

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

(Ученики выходят с цветами, на которых написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.)Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней обозначают необходимые человеку качества: милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность. Заботьтесь о своём саде, не позволяйте зарастать ему сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами. Спешите делать добро!

Песня « Дорога добра».

Список литературы:

1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.

2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.

3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.

2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.

3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.

4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.6. Психологические игры – тренинги.

7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника.