Мария Вдовина
Конспект занятия НОД
по теме : «Славянские обрядовые куклы » .
Изготовление народной куклы »
Участники : дети старшего дошкольного возраста.
Количество детей : 20 человек
Длительность : 25 минут
Цель занятия : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы .
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи :
Совершенствовать навыки игрового взаимодействия
ОО «Речевое развитие»
Воспитывать у детей коммуникативную культуру :
умение вести разговор на заданную тему
Совершенствовать речь как средство общения
ОО «Познавательное развитие»
Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе
Содействовать формированию у детей мотива
познавательной деятельности
ОО «Физическое развитие»
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу . Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;
- развивающая : развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
- воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа
рассматривание альбомов «Русская народная игрушка » , чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла » , музыкальное сопровождение.
Материалы :
Лоскуты хлопчатобумажной ткани квадратной, прямоугольной, треугольной формы
трех размеров, синтепон, белые нитки, красные нитки, коричневые нитки.
В НОД использованы методы :
Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ
приемы : художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Здравствуйте, гости дорогие! Давайте поприветствуем друг друга.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики» )
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем» )
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем» )
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Проходите …У русского народа гостям всегда рады…
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! А поговорим мы о нашей Руси – матушке. Давайте, посмотрим презентацию.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.
А вы знаете когда появилась первая кукла ?
Ответы детей :
Когда появилась первая кукла никто не знает , известно только, что она была сделана из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.
Совершенно верно.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.
На какие группы делятся славянские куклы ?
По своему назначению куклы делятся на три большие группы :
обрядовые ;
куклы-обереги ;
Игровые.
Такие куклы охраняли , спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама.
Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали . Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Ребята, мы с вами тоже делали таких кукол, пожалуйста, расскажите о них.
Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка» . Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.
Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Это обережные куколки «Кувадки» . Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.
Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.
Это куколка – стригушка «Десятиручка» . Это традиционная обрядовая подарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани , соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.
Это куколка «Благополучница» , она была небольшого размера : предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка . Монетка внутри куклы должна быть с цифрой 5 : 5 копеек, 50 копеек. Магия числа пять : Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы , которую можно и нужно дарить!
Куколка «Колокольчик» . Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Гости дорогие, много вы знаете про кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?
Давайте поиграем!
Становитесь в круг…
(Под песню «Клубок» )
(Проводится игра «Уж я улком щла…»
Дети встают в большой круг, держатся за руки.
Цель игры не порвать ниточку).
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
нитка тянется,
Клубок дали-дали-дали,
Нитка доли-доли-доли,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.
Встают обратно в круг со словами.
Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!
Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?
Мы с вами сегодня будем делать несколько куколок. На столах лежат заготовки кукол : кукла «Кувадка» , кукла «Благополучница» , кукла «Пеленашка» К каждой, есть схема, но так как ребятам будет немного сложно разобраться со схемами, я предлагаю нашим уважаемым гостям присоединиться к творческому процессу. Пожалйуста, проходите, занимайте места.
Давайте вспомним некоторые правила :
Для того чтобы изготовленная кукла несла в себе не только эстетические функции, но и правильно выполняла все возложенные на нее магические действия, мотанку следовало создавать, строго соблюдая основные требования :
Ни одна из тряпичных кукол-оберегов не имела глаз, носа или рта. Считалось, что изображая черты лица, кукла становилась подвержена черному колдовству. Кроме того создатель такой куклы мог не преднамеренно придать ему сходство с определенным человеком, тем самым вручая его судьбу этой поделке. Чтобы избежать подобного рода негатива, лицо любой куклы -мотанки оставалось чистым.
Традиционно к созданию куколок из отрезов ткани своими руками допускались исключительно женщины : мужчинам зачастую нельзя было даже наблюдать за процессом изготовления оберега . Так как тряпичные куклы несли в себе мощной магический заряд, к их созданию своими руками следовало подходить весьма осознанно и внимательно. Чаще всего этот процесс требовал от девушки особой подготовки и проводился в строго определенное время. Важен был и эмоциональный настрой мастерицы, так как от этого зависела и сила тряпичной куколки.
Приступать к изготовлению тряпичной куклы своими руками не советовали в большие церковные праздники и по воскресеньям. В процессе создания оберега запрещалось использовать любые острые и режущие предметы, так как, разрезая или прокалывая ткань, терялась магическая сила куклы .
Во многом своей обережной силой тряпичные куклы были обязаны многочисленным узелкам, которые на них завязывались. Поэтому и тут существовали определенные правила : узлов должно было быть четное количество. На каждый такой узелок мастерица могла прочитать заговорные слова, вкладывая в них пожелания благополучия, достатка и удачи для семьи.
В качестве основы для мотанки используется крест, выполненный из небольших деревянных веточек или щепок. Такая форма куклы -оберега несет в себе сакральный смысл, так как крест издавна считается особым магическим предметом.
Получившаяся кукла должна нравиться своему владельцу на интуитивном уровне. В этом случае можно говорить о том, что мотанка получила правильный энергетический заряд и сможет с успехом выполнять все возложенные на нее функции.
Пальчиковая гимнастика «Замок» .
На двери весит замок, кто его открыть бы смог.
Мы замочком покрутили, мы замочком постучали,
Потянули и открыли.
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка
Два боченка под столом,
Вот какой я видел дом.
За работу
Ребята, теперь кукла готова ! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!
Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?
Каких кукол мы с вами делали сегодня?
Почему кукол делали без лица?
Планируемый результат :
Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси ;
Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;
Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа .
Дальнейшая работа :
Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси ;
Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы .
Файл "/upload/blogs/detsad-325510-1492364410.jpg/upload/blogs/detsad-325510-1492364432.jpg" не найден!
Пестрых Лидия
Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка»
Конспект занятия
«Тряпичная кукла Закрутка »
Воспитатель Лидия Александровна Пестрых
Тема : Тряпичная кукла Закрутка
Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом , проявляя фантазию и творчество.
2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла .
3. Закрепление удетей трудовых навыков : складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Пополнить словарный запас детей : ремесло, технология.
Материалы.
Коляска с куклой . Набор тряпичных кукол , презентация «Тряпичная кукла »
2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
Белые нитки;
Вата для объема;
Тесьма для пояса.
Аудиозапись спокойной музыки
Предварительная работа :
Беседа с детьми о русских народных игрушках.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь.
Дети : Здравствуйте.
Дети садятся на стулья в игровой зоне.
Сюрпризный момент : Воспитатель приходит с коляской,успокаивая сидящую в ней куклу Машу , и говорит ей : «Все дорогая скоро будем дома, успокойся, не плач. Вот посмотри сколько здесь деток»
Но моя куколка грустит : не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей, кукле будет веселей .
А если Вам понравиться,- как сделать покажу.
Воспитатель, обращаясь, детям говорит : Ребята вот к нам в гости пришла куколка и ей очень хочется поиграть с подружками. Давайте ей поможем.
Дети : да
Воспитатель : Сейчас Вам расскажу о куколке. Посмотрите на экран (на экране презентация «История тряпичной куклы » .
Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.
Воспитатель : Кто играл с тряпичной куклой ?
Дети : Наши бабушки.
Воспитатель : Кто мастерил эти куклы ?
Дети : Их бабушки.
Воспитатель : Бабушки наших бабушек занимались изготовлением кукол, это занятие называлось - ремеслом. Но им нужны помощники, которые назывались «подмастерья» . Я приглашаю вас с страну ремесла, где я мастер, а вы подмастерье. Вы согласны?
Дети : Да мы согласны.
Дети садятся за столы.
Воспитатель : Тогда мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы «Закрутка » . Но обязательно будем соблюдать «технологию» . Сейчас я вам буду показывать.
Воспитатель показывает и комментирует.
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива .
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание . Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Воспитатель : А, сейчас давайте все отложим в сторонку.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель : Дети, возьмите в руки остаток ваты и покатайте его в ладонях, а глазками посмотрим в потолок, в пол, на окно, на дверь. Повторяем два раза.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .
Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова .
Физминутка : «Матрешки»
Хлопают в ладошки
(хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки.
(повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки,
(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
(наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.
(наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные,
(наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные.
(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых
(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
(хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки.
(хлопок по парте, повторить еще раз)
А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Сделаем кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Кукла просто загляденье ,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель : Давайте подарим одну куколку нашей гостье. Чтобы она с ними играла.
Воспитатель : (подкатывает Машу, они поочередно показывают ей свою куклу ) Как тебе, подружки? Как тебе игрушки?
Воспитатель от имени Маши : Хороши то как, милы то как. Добренькие!
Воспитатель : Они всегда будут добрыми? Почему?
Дети : Да. Всегда. Они сделаны с любовью.
Воспитатель : Наши куклы и Маша еще маленькие?
Дети : Маленькие.
Воспитатель : А, маленькие детки много спят?
Дети : Да.
Воспитатель : Тогда и нашим куклам- Закруткам и Маши нужно немного отдохнуть, поспать. Они на славу потрудились. (Все встают в кружок)
Споем им колыбельную песенку :
Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
А теперь давайте их уложим в колыбель. Дети укладывают кукол в люльку. Коляска с Машей ставится рядом. Дети проходят на свои места.
Воспитатель : Пока наши куклы спят мы вспомним чему сегодня научились? В нашей мастерской?
Дети : Делать куклы .
Воспитатель : Вам понравилось заниматься этим ремеслом наших бабушек. Я советую вам сделать таких кукол дома с мамами и научить их.
Публикации по теме:
«Тряпичная кукла - народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.
Чувашская тряпичная кукла История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего.
Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла») Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ:.
По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема урока: «Обрядовая кукла». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .
Цель урока :: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изготовить традиционную русскую куклу-берегиню «Желанницу»
Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма урока: На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты.
Оборудование: компьютер, проектор
Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.
Ключевые слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, игровая кукла, обереговая кукла, обрядовая кукла.
Оформление в классе: выставка “Народная кукла”
Звуковой ряд:
● вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, ленты, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета, ножницы, нитки.
План урока:
1.Организационный блок (2 мин)
2.Мотивационный блок) (6 мин)
3. Информационный блок (7 мин).
4.Физминутка (1мин)
5.Аналитический блок (практический). (20 мин) 6.Выставка и оценивание работ (3мин) 7.Информация о домашнем задании (2 мин) 8.Рефлексия. (3 мин)
Тема урока: «Обрядовая кукла ».
Задачи: Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
Воспитательная : воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через использование декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег;
Личностные : осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные(УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.
Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Домашнее задание . Русские народные обряды. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «оберег» и рассказать о значении в народном творчестве, сделать презентацию «Обрядовые куклы».
Оборудование:
Для учителя: 1. образцы традиционной русской куклы-оберега, открытки; 2.Карточки- опросники; 3.мультимедийная презентация «обрядовая кукла» .
4.Сундучок
Для учащихся:
1.Справочный материал, карточки
2.Лоскут ткани ≈ 40x25; 20*20 – белого цвета (ткани все х\б);
3. Разноцветные кусочки ткани для юбки – 15 x25 см; 8 x10см;
4. треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 15x15см;
5.Тесьма, кружева,ленты;
6. Нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета;
7.Ножницы;
8.Правила техники безопасности.
Музыкальный ряд:
1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
«Золотое кольцо» Н. Кадышева
«Русская песня» Н. Бабкина
Л. Зыкина, народные песни
Литературный ряд:
1.Стихи о обрядовых куклах; 2.Сообщения (о традиционных обрядовых куклах) учащихся выполненные дома (заранее)
Индивидуальная работа : во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ этапов выполнения работы, оказывает помощь учащимся.
Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что
Для этого необходимо.
Этапы урока
1. Организационный момент.(2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Мобилизующее начало урока:
Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы теперь садитесь
Прежде чем начать урок мы попросим выйти из класса лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь кого? смелость, сообразительность и вдохновение.
Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.
2.Мотивационный блок (5мин)
-Актуализация знаний. Введение в тему (2мин)
Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадки.
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... (игрушки)
У моей сестренки - дочка:
Кудри, розовые щечки.
Если доченька болеет,
То сестра ее жалеет.
Эта дочка - понарошку,
Ведь сестра пока что крошка. (Кукла)
Да действительно речь сегодня пойдет об игрушках а, именно о куклах.
Ребята, а вы любите играть в игрушки? А что вы испытываете, когда играете в игрушки?
В игрушки вы играете сейчас и играли во все времена.
Слайд-2,3
Но и куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть куклы игрушки, А какие еще? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран: вот куклы сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще куклы- манекены которые демонстрирую нам одежду на витринах магазинов, и еще куклы обереги. Вот о них сегодня у нас с вами и пойдет речь.
Слайд-4
А как вы думаете, что такое оберег?
Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Вопросы:
-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?» Слайд №5 (тема урока)
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
-Определение целей урока (2 мин)
Исходя из темы, сформулируем цели урока:
Почему, на ваш взгляд, ребята, мы будем изучать тему «Ообрядовая кукла- оберег?
3. Информационный блок (8мин)
Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала).
Чтобы познакомиться с русскими традициями
Чтобы познакомиться с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изучить технологию изготовления традиционной русской куклы-берегини
Учитель: Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату…
Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки, бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.
Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не было лица. Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?
Ответ: (Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.
Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.
Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух).
Учитель : Вы получили задание на дом: узнать о разновидностях славянских кукол.
Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Развеселым хохотушкам!
1.Ученик: (слайд-6) Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку , тщательно соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.
Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.
2.Ученик:( слайд 7) Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу» . Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
3.Ученик: (слайд 8) Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.
Она была оберегом красоты невесты.
Почему в наряде куклы преобладает красный цвет?
(На Руси красный цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу). Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и молодости, жизненной силы.
4. Ученик: (Слайд-9) Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-неразлучники , которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало.
Учитель : В чем особенность этих кукол?
Ученик: Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку").
6.Ученик: (Слайд 10) Филипповка или кукла «Десятиручка» - это самая нужная куколка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие.
Учитель: Для чего кукле делали много рук?
Ученик: Имея множество рук, она помогает женщине в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.
7. Ученик: (слайд-11) Кукла Перевертыш, Девка-баба. Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А Баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает две сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
8. Ученик: (Слайд-12) Кукла День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам ). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
9.Ученик: (Слайд-13) Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.
10.Ученик: (Слайд-14) Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов.
11.Ученик: (Слайд-15) Кукла «Зерновушка» - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу рядом с иконами. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в семье голод. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Ученик: Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!!!
И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
Учитель : Все эти и другие куклы были оберегами для славянских народов.
А вы любите загадывать желания?
Слайд-16
Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница. Такая подружка - кукла
Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. А сейчас подумайте и ответьте:
1.По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с обычной игрушкой?
2.Как вы будете прикасаться к берегине?
3.А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?
4. Физкультминутка (2 мин.)
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
5. Аналитический блок (практический). (20 мин)
- Вспомните, чему мы должны научиться?
Изготовлению традиционной русской куклы-берегини «Желанници»
Отгадайте, девочки, загадку:
Что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню:
Мы проворные сестрицы
Две сестрицы – мастерицы,
Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем . Ответ: (руки).
Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:
Ткани я цветной кусок – называюсь…. (лоскуток).
Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт
(иголка).
Она соединяет детали изделия между собой (нить).
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.Бумага в нашей пасти Разделится на части
(ножницы).
И так, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся (Слайд 18):
Ткань белая, ручная игла, катушка белых ниток, атласная лента, цветная ткань,
ножницы
Перед началом исполнения задания соблюдайте правила ТБ при выполнении ручных работ. Давайте их повторим:
2. Во время работы:
быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;
вкалывать иглы только в игольницу;
класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Этапы изготовления куклы-берегини.
Начинаем работать, помогаем друг другу, не мешая остальным.
Контроль
-индивидуальный
-выборочный
Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.
(Учитель обговаривает каждый этап изготовления куклы).
Учитель: 1 этап . Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой
(слайд 19).
2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 20). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.
3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой.
6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 24).
7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине.
9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани.
Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:
Чтобы в доме был достаток,
Чтобы хлеб всегда был сладок,
Чтобы рыба шла к вам в сети,
Чтоб здоровы были дети!-
А вы теперь продолжайте…..
Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.
Говорят, желания обязательно сбудутся!
Учи Учитель: Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! (показывает готовую куклу).
Давайте устроим выставку ваших куколок.
(ученики показывают своих кукол – берегинь, выставляют их на отдельном столе).
Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.
Стих о кукле читает ученик
Эту куклу-берегиню
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.
Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет
Закрепление знаний.
Учитель : А теперь давайте поведем итог практического занятия.
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. Ребята, о чём мы сегодня узнали на уроке?
2. из чего изготавливается кукла – оберег?
3. какие инструменты, материалы и приспособления мы использовали для изготовления куклы?
Ученик: Куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Ученик: Кукол изготавливали из ткани, соломы, глины, мочала, ниток, бересты, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером
Ученик : ткань белую и цветную, нити, ленты, ножницы.6.Выставка и оценивание работ (3 мин)
7.Домашнее задание (1 мин)
8. Самооценка. Рефлексия .(2 мин)
Учитель:- Предлагаю оценить свою работу на уроке
по 5-балльной системе.
Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой?
Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.
Продолжите фразу:
«На уроке я узнал…»
«Мне на уроке удалось…»
«Самым интересным на уроке было…»
Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга, помогали исправить ошибки.
Ребята, давайте подарим нашим гостям обрядовую куклу.
Учитель: Закончить урок разрешите словами Александра Твардовского –
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к этой большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».
План – конспект
занятия средствами изобразительной и
декоративно-прикладной деятельности
на тему: «Кукла детства» (рисование, дизайн одежды)
Цель занятия: создание условий для развития у обучающихся творческого воображения, задатков самовыражения, креативного мышления посредством изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
1) формирование интереса детей к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, посредством которых можно выразить своё видение окружающего мира;
2) углубление знаний о бумажной кукле, о её исторических корнях;
3) ознакомление с характерными особенностями стиля одежды для куклы и изучение сходства/различия между женской и мужской одеждой;
Развивающие:
1) развитие художественно-творческих и креативных способностей обучающихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
2) развитие вкуса и стиля, внимания и логического мышления;
3) развитие способностей к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
2) воспитание у обучающихся интереса к новому виду творческой деятельности и техникам исполнения;
3) воспитание аккуратности и формирование индивидуального самовыражения в работе.
Вид занятия: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность.
Контингент: 7-9 лет;
Оборудование занятия и материалы:
Для детей: альбомный лист (А4), ножницы, простой карандаш, ластик, фломастеры и цветные карандаши, заранее распечатанные изображения картонных бумажных кукол (для девочек и для мальчиков).
Для педагога : демонстрационный материал: готовая кукла с комплектом одежды, фотографии с современной одеждой для детей.
Литературный ряд : загадки о куклах.
План занятия
Вводная часть:
Организационный момент. Техника безопасности при работе с ножницамии клеем.
Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.
Погружение в тему. Вводная беседа «Игрушка далёких лет».
Просмотр материалов и образца бумажной куклы.
Бумажная кукла – произведение искусства.
Знакомство с технологией изготовления одежды для куклы.
Современные виды и стили дизайнерской одежды.
Физкультминутка.
Основная часть:
9. Объяснение и пошаговое выполнение сначала формы одежды, особенности женского/мужского дизайна, а затем индивидуальное раскрашивание.
10. Самостоятельная работа детей над выполнением одежды для бумажной куклы.
Итоговая часть:
11. Анализ выполненной работы.
12. Обсуждение и подведение итогов занятия.
13. Фотографирование детей со своими работами.
Ход занятия
Вводная часть:
Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию. Наличие необходимых материалов и оборудования. Беседа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.
Погружение в тему:
Ребята, отгадайте загадку:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
Вводная беседа: «Игрушка далёких лет»: о «рождении» бумажной куклы, о трепетном отношении к такой игрушке, о родителях, которые играли с такими игрушками.
Просмотр материалов и образца бумажной куклы с комплектом одежды.
Бумажная кукла – произведение искусства.
Ребята, а как вы думаете, когда появилась эта игрушка и для кого она была предназначена или может быть бумажная кукла была создана вовсе не для игры? (Ответы детей).
- Давайте же сегодня на нашем занятии попытаемся разобраться, какова же была роль этой обычной, на первый взгляд, бумажной игрушки? Ещё в 18 веке кутюрье использовали бумажные куклы для создания и демонстрации своих нарядов. Такие куклы были целым произведением искусства. Изящно и до тонкости расписанные, их могли позволить себе приобрести лишь состоятельные дамы. В это время они еще не были детской игрушкой. В детские руки впервые бумажные куклы попали лишь в середине 19 века. Многие западные типографии принялись за их массовый выпуск. От недорогих бумажных кукол, которые мог приобрести любой желающий, до далеко недешевых. Стоимость варьировалась в зависимость от плотности и качества бумаги, печати, детализации куклы и ее нарядов, а также от оформления в целом.
Стали появляться отдельные журналы, посвященные бумажным куклам. По одежде и прическам можно отследить историю моды: пышно разодетые куклы в викторианском духе, утопающие в оборках, бантах и кружевах, детки, разодетые в нежные костюмчики и даже кукол в военной форме.
Завоевав сердца кукольников в Европе, после второй мировой войны бумажные куклы стали появляться и в нашей стране. Бумажные куклы можно было встретить в популярных в то время журналах «Работница» и «Крестьянка». Сейчас в каждом книжном магазине или киоске продаются целые книжки с бумажными куклами и их гардеробом. Несмотря на огромный выбор виниловых, текстильных, фарфоровых и других кукол, бумажная кукла остается по-прежнему одной из популярных и любимых игрушек.
Знакомство с технологией изготовления одежды для куклы.
Для того, чтобы изготовить одежду для бумажной куклы, художник-дизайнер придумывает вид и стиль этой одежды, который соответствует эпохе данного времени, возрасту данной куклы (взрослый, подросток, ребёнок и т.д.) или создаёт новый стиль будущей моды с учётом новых требований и запросов от окружающих людей. Так создаётся одежда и гардероб для бумажной модели.
Современные виды и стили дизайнерской одежды.
Многим (особенно девочкам) нравятся пышные бальные платья с множеством оборок, изящные аксессуары к таким платьям и юбкам. Мальчикам больше нравится современный стиль одежды с ярко выраженным направлением в моде (стиль рэпа, хип-хопа, спортивный стиль и т.д.).
Давайте посмотрим на фотографии современной одежды для детей (для девочек и для мальчиков) – всё это придумывают и разрабатывают художники, модельеры, дизайнеры одежды.
Сегодня на занятии вы станете настоящими художниками-дизайнерами и придумаете для своей модели-куклы авторскую одежду. Но вы её не только придумаете, но ещё и сделаете своими руками, чтобы ваша кукла приобрела свой индивидуальный стиль и шарм. Можете придумать такую одежду, которую сами хотели бы одевать и с удовольствием носить.
Физкультминутка:
Куклы хлопать все умеют,
Своих ручек не жалеют,
Вот так, вот так.
Куклы топать все умеют,
Своих ножек не жалеют,
Вот так, вот так.
А теперь и мы пойдём,
С куклами плясать начнём.
Вот так, вот так пляшет куколка у нас.
Основная часть :
9. Объяснение и пошаговое выполнение сначала формы одежды, особенности женского/мужского дизайна, а затем индивидуальное раскрашивание:
Обведение заготовленного шаблона модели-куклы простым карандашом на альбомном листе;
Прорисовка на обведённом контуре фигуры частей одежды – верхнюю часть, рукава, нижнюю часть одежды. Особое внимание надо уделить особенностям женского и мужского стиля одежды (у девочек – расширенные к низу платья или юбки, у мальчиков – брюки или бриджи совпадают с контуром фигуры);
Добавление небольших прямоугольников (зажимов) к одежде в области плеч и талии;
Раскрашивание фломастерами и цветными карандашами внешний вид одежды для куклы;
Вырезание раскрашенной одежды по контуру вместе с небольшими прямоугольниками (зажимами);
Загибание прямоугольников (зажимов) и «одевание» готовой одежды на куклу.
10. Самостоятельная работа детей над выполнением одежды для бумажной куклы.
Обучающиеся:
Самостоятельно обводят карандашом заготовленный шаблон бумажной куклы (из картона);
Прорисовывают сверху контура фигуры куклы одежду с учётом женского или мужского стиля;
Раскрашивают внешний вид одежды, при этом добавляя в области плеч и талии небольшие прямоугольники (зажимы);
Аккуратно вырезают раскрашенную одежду ножницами (не срезая прямоугольников!);
Загибают прямоугольники (зажимы);
- «одевают» сверху на фигуру куклы изготовленную одежду, прижимая зажимы к плечам и талии фигуры куклы.
Итоговая часть :
11. Анализ выполненной работы.
12. Обсуждение и подведение итогов занятия.
- Ребята, у вас получились удивительные и неповторимые авторские куклы со «своим» стилем и со своей модой. Может быть, когда вы вырастите, кто-нибудь из вас станет великим и известным модельером или дизайнером. Дома вы можете продолжить создание гардероба для своей куклы, придумать и сделать для неё подругу/друга и вместе с друзьями (сёстрами/братьями) играть и создавать новую одежду. А теперь пришла пора подвести итог нашего занятия. Скажите, кем вы были и чем занимались на занятии? (Ответы детей).
13. Фотографирование детей со своими работами.
Татьяна Коршева
Введение
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла ? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека , она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.
Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.
Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.
Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова .
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов . Было большое многообразие кукол.
Цели :
Развивающая : воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре. Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.
Дидактическая : Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.
Воспитывающая : Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.
Задачи урока :
Сформировать понятие о народной кукле , ее разновидностях и типах.
Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.
Вид урока : комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.
Объект работы : Кукла – пеленашка , выполненная из натуральных тканей без использования иголки.
Материально-техническое оснащение :
Презентация, проектор, экран;
Куклы различных типов ;
Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, тесьма или ленточка.
Теоретическая часть :
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.
С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную . С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа . Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию : считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой . По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Большинство кукол на Руси были оберегами. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Сейчас мы с вами познакомимся с такими куклами .
Пеленашка - Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку , что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.
Неразлучники - Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
Крупеничка - эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство - хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей .
Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла , символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней : смотрели, как парень берет эту куклу , на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.
Закрутка-Кувадка (или Кувадка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая, подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Домашняя Масленица– её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. "Домашняя Масленица ’’символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.
Мартинички- раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания"весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток– символ уходящей зимы, из красных– символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Некоторые обрядовые куклы были лечебные . Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав : тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по– своему . Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Десятиручка - кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж) . Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы , соломы, лыка и красиво оформляли.
Лихоманки- куклы особенные ,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.
Слайд № 9, 10, 11.
Практическая часть :
А теперь ребята я вам предлагаю самим сделать куклу пеленашку . Демонстрация схемы изготовления куклы и пошаговая инструкция.
Эта кукляшка - пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Цвет ткани : от белого, до бежевого,
Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки - лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем
Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки.
Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.
Заключение :
С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.
Литература
1. Берстенева Е. В, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок» , Белый город, 2010 г.
2. Дайн Г. Л., М. Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла » , Культура и традиции, 2007 г.
3. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2009.
4. Забылин М. «Русский народ » , М, 1992;
5. Котова И. Н., Котова А. С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла " - СПб. ,2006;
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М, 1996.
7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. - М, 1998.
8. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла » . Санкт-Петербург. «Паритет» . 2003г