Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор. Конспект урока "Одежда людей осенью" (1 класс коррекционная школа VIII вида) Изобразительная деятельность «Одежда с карманами и пуговицами»

Новый год

Домашние задания по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Пальчиковую гимнастика «Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю (поглаживают по очереди одной рукой другую),

Я в неё не попадаю (как будто надевают перчатку).

Сосчитайте-ка, ребятки, (ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять (загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших)

Игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений) Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Это чей шарф? – Это чьё пальто? Чья куртка? Чьё платье? Чей свитер? Чьи сапоги? Чьи колготки? Чьи носки? и тд.

Игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...; сапог - , шуба - , кофта - , жилет - , юбка - , майка - , и тд.

Игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .

Игра «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных с существительными, контролируем изменение окончания у существительных). Например: одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток.

Один носок, два ….

Одна кофта, две…

Одна шапка, две …

Одна майка…

Дидактическая игра «Подбери признак». Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... . Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... . Шарф (какой?) - .... Пальто (какое?) - .

Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов) Большой – (маленький), чистый – (грязный), детский – (взрослый) ,короткий – (длинный), сухой – (мокрый), длинный – (короткий), тонкий – (толстый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы". Занятие направлено на пополнен...

Татьяна Мельникова
Конспект итоговой беседы в старшей группе «Осенние одежда и головной убор»

Образовательные задачи :

Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей , о назначении одежды в зависимости от времени года, об одежде мужской , женской и детской.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к одежде .

Воспитывать культуру общения.

Развивающие задачи :

Развивать диалогическую речь.

Речевые задачи :

Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Словарная работа :

Шелковый, шерстяной, демисезонный, ситцевый, манжеты, рюш, жакет, кафтан, жилет, художник, модельер, ателье.

Предшествующая работа :

Чтение произведений К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ,

З. Александрова «Сарафанчик» , С. Михалкова «А что у вас?» .

Экскурсия в ателье, наблюдения на прогулке за одеждой прохожих , настольная игра «Одежда » на классификацию.

Воспитатель загадывает детям загадки :

Один вход, три выхода.

(Рубашка)

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел.

(Штаны)

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости.

(Халат)

Сижу верхом

Не ведаю на ком.

(Шапка)

Ношу на голове поля ,

Но это вовсе не земля.

(Шляпа)

Отгадай загадку : кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Дождь идет – у нас работа :

Топать – шлепать по болотам.

(Резиновые сапоги)

Воспитатель : Ребята назовите, что на вас надето? (дети называют)

Воспитатель : Как назвать одним словом эти предметы? (Это предметы одежды )

Воспитатель : Какие виды одежды вы знаете ? (Зимняя, летняя, весенняя, осеняя ) .

Воспитатель : Как можно, одним словом назвать осеннею и весеннею одежду ? (Демисезонная) .

Воспитатель : А чем отличается одежда летняя от демисезонной? (Летняя одежда из легкой ткани , прохладная, с коротким рукавом. А демисезонная из теплых тканей с длинным рукавом.)

Воспитатель : Почему? (Летом чтоб не было жарко, а осенью , чтоб не замерзнуть и не заболеть).

Воспитатель : Назовите мне демисезонную одежду ? (Кофты, куртки, колготки, штаны, носки и т. д.)

Воспитатель : Какие виды обуви вы знаете? (летняя, зимняя, демисезонная)

Воспитатель : Назовите летнею и осеннею обувь ? (Шлепки, босоножки, сланцы, туфли, кроссовки, ботинки, сапоги) .

Воспитатель : Чем они отличаются? (Летняя обувь открытая, а осенняя закрытая , чтоб не промокли ноги).

Воспитатель : Ребята, а головные уборы изменились ? (Да)

Воспитатель : Что вы носили летом? (Шляпы, панамы, кепки) .

Воспитатель : А сейчас? (шапки из теплой ткани с закрытыми ушками) .

Воспитатель : Ребята, а за одеждой надо ухаживать ? (Да)

Воспитатель : А как? (Стирать, сушить, гладить, складывать, вешать, аккуратно носить) .

Воспитатель : Как ухаживать за обувью? (Сушить, чистить) .

Воспитатель : А если не ухаживать то, что произойдет? (Будет грязная, порвется, испортится) .

Воспитатель : Ребята, а все люди носят одинаковую одежду ? (Нет)

Воспитатель : Какие виды одежды вы еще знаете ? (Женская, мужская, детская) .

Воспитатель : Вы знаете, ребята, из каких тканей шьют разную одежду ?

(Демонстрация кусочков ткани) .

Воспитатель : Из чего шьют теплую одежду ? (Теплую одежду шьют из шерсти , меха, драпа) .

Воспитатель : Из чего шьют легкую нарядную одежду ? (Легкую нарядную одежду шьют из ситца , шелка) .

Воспитатель : Ребята, я вам сейчас предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру «Ателье» .

(Предложить каждому ребенку выбрать кусочек ткани и рассказать, что он мог сшить из этой ткани. Каждый ребенок берет себе кусочек ткани и рассказывает о том, что он бы смог сшить из этой ткани.)

Ситец : (Из этой ткани можно сшить ситцевое платье) .

Шерсть : (Из этой ткани можно сшить шерстяные брюки) .

Шелк : (Из этой ткани можно сшить шелковую блузу) .

Мех : (Из этой ткани можно сшить меховую шубу) .

Игра «Назови детали своего изделия» .

(Детям раздаются картинки с изображением одежды . Затем они должны рассказать, какие детали есть у их изделия. (Воротники, рукава, карманы, манжеты, пояс, пуговицы, рюш, бантики)

Физминутка :

Две подружки, две портняжки.

(Показать ладошки)

Взяли в руки по катушке,

(Сжать пальцы в кулачки)

Даже сшили сарафан,

Деду вышили кафтан,

Бабушке зашит жакет,

Больше дырочек в нем нет,

Дядюшке из юбки новой

Перешит жилет лиловый.

А девчонкам и мальчишкам

Перешито по штанишкам.

(Разжать по одному пальчику на обеих руках)

Игра с мячом : «Какой одежды много продается в магазине?»

Юбка – много юбок.

Кофта – много кофт.

Майка – много маяк.

Шорты – много шорт.

Пальто – много пальто.

Куртка – много курток.

Ситцевое платье – много ситцевых платьев.

Шерстяная кофта – много шерстяных кофт.

Меховая шуба – много меховых шуб.

Воспитатель : Сколько много новой одежды продается в магазине! Хорошо мы с вами говорили, что одежда бывает женская , мужская, детская. Поиграем в игру : «Разложи вещи по полкам» .

(На панно вставлены картинки «папы» , «мамы» , «ребенка» . Дети должны рядом с «папой» положить картинки с мужской одеждой . Рядом с «мамой» женскую одежду . Рядом с «ребенком» картинки детской одежды .)

Воспитатель : Вещи по полкам разложены. Теперь мы с вами будем художниками модельерами и создадим свою коллекцию одежды . Художники модельеры не только шьют одежду , но и сами придумывают, какой она будет.

(Раздать детям листы с контуром одежды нарисованным точками. Предложить детям соединить точки. Посмотреть, что у них получилось. И дорисовать разные детали. (Воротники, пуговицы, манжеты, карманы)

Воспитатель : Не только художники модельеры создавали одежду , но и поэты посвящали красивые стихи одежде . Вот послушайте одно :

«Удивительное платье»

Подарила мама Кате

Удивительное платье :

На зеленом новом ситце

Снегири, дрозды, синицы.

Катя к зеркалу подходит,

Катя с платья глаз не сводит,

но боится выйти в сад-

Вдруг все птицы улетят?

Воспитатель : Сегодня ребята мы с вами закрепили знания об одежде , обуви, головных уборах . Одежду шьют в ателье , на фабриках из разных тканей. Одежда бывает мужская , женская, детская. Каждая одежда соответствует разным временам года.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Одежда» Цель: познавательная: знакомить воспитанников с видами одежды, коммуникативная: формировать коммуникативную культуру воспитанников, развитие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш». Дидактические игры для детей дошкольного.

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Задание от Лунтика» Цель: Создать условия для закрепления порядкого счета до 10. Воспитывать познавательный интерес к математике. Задачи: 1. Закрепить умение.

Тема ННОД: «Помоги зажечь звезды» (итоговое). Цель: Создание условий для обобщения и закрепления пройденного материала. Программное содержание:.

Марина Линская
Конспект занятия по познавательному развитию «Заколдованная осень»

Заколдованная осень .

Цели : знать признаки осени ; уметь называть и описывать их; связывать явления живой и неживой природы; объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, наступления осени и труда .

Интегрирование по разделам : Познание , развитие речи , ИЗО.

Оборудование : разнообразные картинки, изображающие осенние явления ,кленовыелистья,картинки перелетных и зимующих птиц,муляжи фруктов и овощей,кисточки,карандаши,бумага

Правила. Воспитатель в образе Осени приходит к детям и говорит о том, что злая волшебница ее заколдовала , она не помнит, что про-исходит, когда наступает осень , после какого времени года она идет, какое время года ее сменяет. Просит детей помочь вспомнить признаки осени и рассказать ей , чтобы не нарушить равновесие в природе. Дети по одному выходят к столу, на котором лежат разнообразные картинки, изображающие осенние явления , выбирают одну, прикрепляют на платье Осени и рассказывают ей о данном явлении. Если ребенок допускает неточности, ошибки, то Осень задает наводящие вопросы, просит детей помочь. Когда платье Осени будет наряжено , она вместе с детьми водит осенний хоровод .

Затем воспитатель читает зарифмованные тексты и задает детям вопросы по содержанию.

Листопад, листопад -

Листья по ветру летят.

В вальсе кружат над землею

И любуются собою.

Платьем хвалятся сроим -

Желтым, красным, золотым.

Солнцу подставляют щечки

Все осенние листочки .

На земле ковром лежат,

Нас порадовать хотят.

Что такое листопад?

В какой период осени наблюдается листопад?

Почему листочек с дерева падает не быстро, а кружится?

В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и ку-старников?

Почему листья на земле сравнивают с ковром?

Пластический этюд «Я - кленовый листочек»

Цели : уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомимике образ осеннего листочка ; включать воображение, память.

Воспитатель превращает детей в осенние кленовые листочки разного цвета. Включает вальсовую музыку и вербально создает образ, действия, ситуации, а дети все это изображают, кто как может. Поощряются самый яркий образ, творчество ребенка.

Дети слушают рассказ воспитателя и выполняют движения по тексту.

Педагог. Живут листочки на большом, раскидистом, красивом клене. Светит ласковое осеннее солнышко , листочки тянутся к нему, подставляют свои щечки. Но вот подул сильный ветер. Листочки закачались. Дует, дует ветер, дует, задувает. Желтые листочки с дерева срывает. От сильного ветра листочки стали падать на землю. Они плавно кружатся в воздухе. Ветер относит их то в одну сторону, то в другую, то кружит на месте. Листочки плавно ложатся на землю и укрывают ее разноцветным ковром. А ветер и на земле гоняет их. Разбрасывает во все стороны. Подул ветер с другой стороны и стал гнать листочки к одному месту, собрал их, в середине в одну кучу. Вот какая красивая получилась! А тут тучи закрыли небо, стало холодно, замерзли листочки, съежились, стали жаться друг к другу. Из тучи полил осенний холодный Дождь . Прибил он листочки к земле. Намокли они, совсем замерзли, испугались, что заболеют. Но тут выглянуло солнышко! Оно протянуло к листочкам свои лучики, погладило их, обогрело. Листочкам стало тепло. Они обрадовались и закружились в танце.

образ, творчество ребенка.

Паутинки, как тюль,

Принакрыли кусты.

И тепло, словно летом,

Солнце землю ласкает.

Астры ярко цветут,

Хризантемы-принцессы

Свои чудо -цветки

Под лучи подставляют.

О каком периоде осени говорится в тексте ?

Как называют этот период осени в народе ? (Бабье лето.)

С чем сравниваются паутинки?

О каких осенних цветах говорится в тексте?

Какого цвета бывают астры?

С кем сравниваются хризантемы? Почему?

Чем они отличаются от астр?

Осень хмурится , осень сердится

И печалится, слезы льет.

Вдруг вся в золото приоденется,

Паутинки быстро наткет.

Пригласит к себе всех художников

И закажет дивный ковер.

Из осинок, кленов багряных

Разожжет прощальный костер.

О каком периоде осени говорится в тексте ?

Какие эмоции он приписал осени ?

Что значит - осень хмурится ? Сердится? Печалится? Льет слезы?

Какой дивный ковер зака пала осень ? Из чего он составлен. "

Почему листья клена и листья осинок сравнили с костром?

Почему костер назван прощальным?

Почему я в сапогах,

Зонт над головою?

Осень слякоть принесла

И дожди с собою.

Под ногами - лужи, грязь,

Ветер гонит листья,

Небо серое грустит -

Тучи в нем повисли.

О каких признаках осени говорится в тексте ?

К какому периоду осени подходит такое описание?

Как реагируют люди на изменение погоды?

Осень , шлепаю по лужам

В теплой куртке, сапогах.

Капюшон от ветра скроет,

Зонт от дождика в руках.

Мне тепло, не страшен холод.

Только зябнут воробьи.

Нет у них одежды теплой,

Вот и съежились они.

Как меняется одежда человека осенью ? Почему?

Какую обувь используют люди в дождливую погоду? Почему?

Что придумали в одежде, чтобы ее не продувал ветер и она не промокала?

Какие головные уборы носят осенью ? Почему?

Дидактическая игра «Расскажи без слов»

Цели : закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, развивать творческое воображение, наблюдательность

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица , жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать сто идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

Сад гол и пуст, пожухлая трава,

Листва последняя лежит в холодной луже.

Сквозь ветви уж не видно синевы.

Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.

О каком периоде осени говорится в тексте ?

Какое настроение вызывают у вас эти строки?

Насекомые исчезли,

И замерзли водоемы.

Осень поздняя настала ,

Холод принесла с собою.

Потянулись птицы к югу -

Нечем стало им питаться.

До весны с родимым краем

Им придется распрощаться.

О каких признаках осени говорится в тексте ?

Почему птицы улетают осенью на юг ?

Первыми улетают насекомоядные или водоплавающие птицы?

Когда птицы возвращаются в родные края? Почему?

Как называют птиц, которые улетают на юг?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Каких зимующих птиц вы знаете?

За осенью зима приходит ,

И к ней готовятся в лесу :

Там белки, мыши впрок запасы

Всю осень для семьи несут .

Линяют лисы, зайцы, белки,

Чтоб теплой стала шерсть к зиме.

Барсук, медведь и еж колючий

Нагуливают жир себе.

В кору и пни, коряги, щели

Забились мухи, комары.

Все насекомые заснули,

Оцепенели до весны.

Как лесные жители готовятся к зиме?

Почему для медведя, барсука и ежа важно накопить жир?

Почему у многих животных линяет шерсть к зиме?

Какие запасы заготавливают на зйму белки, мыши?

Что будет, если медведь не заснет на зиму? Если не нагуляет жир?

Что случится, если животные не сделают запасы на зиму?

Как зимуют насекомые?

Осень с урожаем к нам пришла.

Много вкусных фруктов принесла.

Овощей доставила целый воз.

Людям всем ответила на вопрос :

Чем зимой питаться? Что варить?

Из чего варенье и компот закрыть?

Собирают люди урожай в садах,

В огородах трудятся, на больших полях.

Каким трудом заняты люди осенью в деревнях , селах, на дачах?

Какие фрукты поспевают осенью ?

Как заготавливают фрукты и овощи на зиму люди?

Почему урожай так важно убрать до дождей?

Из чего варят варенье? Какое варенье вам нравится больше всего?

Из чего варят и закручивают в банки компоты на зиму?

Какие салаты консервируют ? Из чего они состоят?

Как хранят картофель, свеклу, морковь, лук и другие овощи?

Какие фрукты и овощи можно сушить на зиму? Солить? Ма-риновать?

Зрительная гимнастика «Огород»

В огороде мы гуляли,

За овощами наблюдали.

К солнцу тянется лучок

И горошка стручок.

Вот морковка красная,

Девица прекрасная.

Справа – баклажан, капуста

Разрослись на грядке густо.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Круговые вращения глазами

широко открывают глаза

взор фиксируют вверху

взор фиксируют влево

взор фиксируют вниз

взор фиксируют вправо

Закрывают глаза

В сентябре тепло, как летом,

И цветы кругом цветут.

Школьники идут учиться,

Их уроки в школе ждут.

В октябре желтеют листья

И багряные леса,

Листопад украсит землю.

Ах, какая красота!

В ноябре дождливо, сыро,

Небо тучами закрыто,

Лужи, грязь, завяли травы,

И тепло уже забыто.

О каких осенних месяцах говорится в тексте?

В каком порядке они сменяют друг друга?

Чем отличаются явления природы в каждый из осенних месяцев ?

Вслед за каким месяцем наступает зима?

Какой месяц осени самый теплый ?

Какой месяц осени самый холодный ?

В каком месяце осени уже может идти снег ?

Итог занятия (рефлексия)

Педагог : Дети, подумайте и скажите мы смогли расколдовать нашу осень и вернуть ей память (ответы детей)

Педагог : Ребята,а давайте нарисуем картину которая будет напоминать о том,что происходит когда приходит осень .

Воспитатель :Линская М. Л.

Занятия для дошкольников. Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей.

Дорогие читатели «Родной тропинки»! В этой статье Вы найдете материалы для занятий и игр с ребенком по теме «Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей»:

  • Что такое одежда?
  • Какая она бывает?
  • Задания и игры для развития чувства рифмы, творческих речевых способностей, мышления, моторики,
  • Обучение детей составлению описания по плану.
  • Презентация «Одежда» для занятий с детьми дошкольного возраста.

Желаю вам успехов в развитии речи малышей и ознакомлении их с окружающим миром!

Одежда. Часть 1. Задания и игры для детей с 3-4 лет

Задание 1. Учимся сравнивать, наблюдать, описывать предметы

Посмотри на картинки. Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня. Видишь, как они улыбаются на картинке. Они рады с тобой познакомиться!

Вчера мама с папой купили для Тани и Вани новую зимнюю одежду. Ведь скоро будет зима, станет совсем холодно, и гулять на улице можно будет только в теплой одежде. Посмотри на картинку – вот одежда, которую купили Тане. Что это?

Чем отличаются шуба и пальто ? (Шуба сшита из меха, она меховая, а пальто сшито из ткани). Чем они похожи? (Они тёплые; мы носим и шубу и пальто зимой; у них есть рукава, пуговицы, карманы, воротник).

Отгадай загадку: «Пушистая, а не снег. Греет, а не печка». Что это? (Шуба). Почему ты так решил? (Шуба пушистая, она греет, она очень тёплая).

Отгадай мою загадку. Что я загадала – шубу или пальто? «Это одежда для зимы – зимняя. Она очень тёплая. У нее большой капюшон, длинные рукава. На ней нет карманов. Она сделана из меха. Что это?» (Шуба). Молодец! А теперь ты мне загадай загадку. «Эта одежда… У нее есть…и … Она сделана из… Что это?» (Помогите малышу описать шубу или пальто, давая ему начала фраз, подсказывая отдельные слова). Обязательно похвалите ребенка: «Какая замечательная загадка у тебя получилась», запишите загадку и загадайте её папе, бабушке, друзьям ребенка.

А для Вани мама и папа купили другую зимнюю одежду. Покажите ребенку картинку с обновками Вани. Что это? (Куртка и комбинезон). Чем они похожи? (они теплые, зимние; у них есть рукава, есть кнопки на застежке, есть карманы, капюшон с мехом). Чем они отличаются? (Куртка короткая, а комбинезон длинный. Комбинезон надевается на ноги и имеет штанины, а куртка нет. Они разного цвета. Куртка черная, а комбинезон голубой и коричневый)

Отгадай, что больше понравилось Ване – куртка или комбинезон – «Это зимняя одежда. У нее есть капюшон с мехом, застежки на кнопки, много карманов. Она черного цвета. Она короткая. Что это?»

Задание 2. Что такое одежда? Узнаем обобщающее слово «одежда»

Посмотри на картинку. Вот те вещи, которые очень любит носить Таня. Что это? (платье, юбка).

А что любит носить Ваня ты увидишь на следующей картинке. Что это? (шорты, брюки, рубашка)

Чем похожи все эти вещи? (Подскажите малышу вопросом – «Зачем нам нужны платье, брюки, шорты, рубашка, юбка? Да, мы их носим, одеваем. Значит, похожи они тем, что мы их надеваем на себя») Вещи, которые мы носим, надеваем на себя называются одеждой. А зачем нам нужна одежда? Порассуждайте вместе с малышом.

  • Одежда нас защищает от холода. Мы бы замерзли зимой без шубы или пальто.
  • А летом одежда защищает нас от жары и от солнышка.
  • Еще одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Сядут они на одежду, а укусить нас не могут.
  • Еще одежда нужна для красоты. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.

Спросите малыша, какая одежда у него есть. Есть ли у него любимая одежда? Какая одежда есть у мамы? А у папы? У братика или сестрички? Рассмотрите одежду, которая есть дома и назовите детали одежды – манжеты, карманы, пуговица, молния, воротник, рукава, кнопки. Например: «Что это? Манжеты. А на какой еще одежде есть манжеты? А на рукавичках есть манжеты? А на курточке?»

Задание 3. Речевое упражнение «Какая бывает одежда?»

Скажите малышу, что одежду, которую мы носим на улицу, называют «верхняя одежда». Почему? (Выслушайте предположения малыша). Да, потому что ее надевают сверху другой одежды. Она на верху, сверху, поэтому она «верхняя». Какая верхняя одежда есть у ребенка, мамы, папы?

А одежду для праздников как называют? (Праздничная ). А как называют одежду для работы? (Рабочая) А одежду для мужчин? (мужская) . Одежда для женщин — ? (Женская ). А одежда для детей? (Детская ). Одежда для кукол — ? (Кукольная )

Выслушайте любые ответы детей с вниманием и поощряйте их! Словотворчество, т.е. придумывание малышом новых слов (мужнина вместо мужская, или праздниковая вместо праздничная и т.д.) – это проявление того, что ребенок пытается экспериментировать со словами, находить самостоятельно способы образования новых слов. Это очень важно и очень нужно для полноценного интеллектуального развития ребенка! Поэтому похвалите его за словотворчество. Ни в коем случае не смейтесь над ошибками ребенка и не повторяйте их. Просто скажите: «Такое слово могло бы быть в русском языке. Но люди договорились говорить по-другому. Они называют такую одежду «праздничная»

Задание 4. Разгадай, где ошибка в этом стихотворении об одежде.

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…,
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев

Прочитайте ребенку это стихотворение и попросите найти ошибку. Какая одежда нам нужна летом? А какая зимой? – «А зимою нам нужны свитер, теплые штаны, шарф, пальто, сандалии, шапка и так далее». В чем здесь ошибка? Что здесь не одежда? (Сандалии – летняя обувь, а не зимняя одежда)

Задание 5. Отгадываем загадки об одежде. Учимся придумывать загадки по плану

А сейчас я предлагаю загадать загадки о своей одежде или одежде малыша. Это очень интересная и очень полезная игра! И словарь обогащает, и описывать предметы по плану учит, и детям всегда нравится – ведь угадывать всем интересно!

Описываем-загадываем мы в определенной последовательности — по плану, например:

  1. цвет,
  2. размер,
  3. материал (толстый, тонкий, пушистый, гладкий и т.д.),
  4. детали.

Сначала — в 3 года — малыш просто слушает Ваши загадки и отгадывает их. К 4-5 годам он уже будет иметь опыт отгадывания загадок и сможет по такому плану в картинках загадать загадку сам, то есть описать предмет.

Разложите 4-5 предметов одежды на столе, стуле или диване и опишите одну вещь, не называя ее. Пример загадки, которую можно загадать ребенку: «Эта вещь длинная, она светлая, она из красивой толстой ткани. У этой вещи есть пояс, белые круглые пуговицы, воротник и манжеты. Что это?» Помогите ребенку догадаться, подсказывая вопросами: «Думаешь, что это брюки? Да, брюки длинные. Но в загадке говорилось – «есть воротник и манжеты». А есть у брюк воротник и манжеты? А белые круглые пуговицы у брюк есть? Значит, я не брюки загадала. А что? »

Потом можно поиграть в эту игру в более сложном варианте – загадывать вещи, которые висят в шкафу или в прихожей. А там ведь много вещей – попробуй догадайся! Нужно внимательно слушать, запоминать признаки, наблюдать, искать, думать.

Когда малыш подрастет – к пяти годам — он сам начнет загадывать такие загадки, а пока он «впитывает» те образцы, которые ему мы даем. Поэтому очень важно, чтобы наши «взрослые» образцы загадок-описаний были построены логично, чтобы в них четко назывались детали, цвет, форма.

И еще один важный момент. Для того чтобы малышам была интересна эта игра, лучше играть не с картинками, а с «живыми» реальными вещами, которые можно потрогать, погладить ткань или пуговицы, расстегнуть или застегнуть карманы – словом, задействовать все органы чувств.

Задание 6. Небылица

Развиваем внимание ребенка к звучанию слов, учим подбирать слова в рифму

Давай поиграем в игру «Подскажи словечко». Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар
Посмотреть новый товар.
Поросёнок в шубке,
А собачка в …(юбке).
Кот в жакете,
Мышка в…(берете).
Кошечка в сережках,
Корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане,
Коза в … (сарафане).

Если малыш не угадывает, какое слово в рифму здесь подходит, начните вместе с ним пробовать добавлять разные слова с картинки: «Поросенок в шубке, а собачка…? В берете. Так складно получится? Нет. Давай по-другому попробуем. Что это? Правильно, юбка. Что же у нас получится с этим словом? Поросенок в шубке, а собака — … (ребенок добавляет «В юбке») Складно получилось! В рифму!» В конце упражнения еще раз прочитайте Ваше «сочинение – небылицу» целиком со всеми подобранными рифмами.

Найди на картинке одежду (юбка, сарафан).

Объясните малышу, что вещи, которые мы надеваем на голову называются не «одежда», а «головные уборы», потому что мы их надеваем на голову, а не на туловище. А те вещи, которые мы надеваем на ноги, называются «обувь». Обувь и головные уборы не относятся к одежде.

Задание 7. Учимся говорить без ошибок – слова «надевать» и «одевать». Играем и запоминаем!

Частая речевая ошибка детей – неправильное употребление слов «одеть» и «надеть». Правило здесь такое: «ОДЕТЬ» мы говорим, если кого-то одеваем (одеваем сына на прогулку, одеваем куклу. мишку, малыша, больного). Одеваем мы всегда во что-то — в пальто, в плащ. А «НАдеть» говорится, когда мы «НА – деваем» НА себя — на руки, на ноги. Поэтому правильно будет говорить «надел брюки (на себя)», но «одела куклу на прогулку».

Запоминать это правило не нужно. Нужно просто поиграть с ребенком в речевые игры, и он сам легко и играючи его запомнит и больше не будет ошибаться. Ну и конечно, в бытовом общении нужно следить за правильным употреблением этих слов (пример для сравнения: «Ты уже надел свитер? Молодец!» «Ты уже одел мишку? Отлично! Тогда мишка может с нами пойти гулять»)

Давайте начнем играть!

Прочитайте малышу фрагмент из стихотворения Елены Благининой.

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка…

Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Кого мама одевала? Как она одела дочку?

Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. Вы будете как будто ОДЕВАТЬ мишку или зайку на прогулку (показывать жестами эти действия), а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, во что Вы ОДЕВАЕТЕ игрушку. Например, покажите что Вы будто одеваете свитер (свитера нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю Мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь во что я его одела?». Можно показать жестом, как Вы одели Мишку в рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах. Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре будет всегда использоваться слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Во что я одела мишку?» — «Ты одела мишку в куртку?». – «Нет, я его в куртку не одевала. Я одела его во что-то другое, но похожее на куртку. Ну как, отгадаешь?» — «Ты его одела в пальто?» и т.д. Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу, и он не будет ошибаться.

Лучше запомнить употребление слова «одеть» поможет и этот маленький стишок для малышей.

Игра со словом «надеть».

Когда малыш в первой игре будет всегда правильно называть действие («одеть» куклу, мишку, зайку — во что? одеть в шубу, в пальто, в платье, в шорты), можно перейти ко второй игре – со словом «надеть».

Показывайте, как Вы что-то на себя надеваете, а малыш догадывается, что за действие Вы показали – «Мама, ты пальто надела?» — «Нет, не пальто. А вот что… (загадочным голосом и повторяем жест)». – «Ты шубу надела? – «Нет, не шубу. Я шубу не надевала. Я совсем другую одежду надела на себя (еще раз повторяем жест)» и т.д. Потом меняемся ролями – ребенок показывает, что за предмет одежды он надел на себя (загадывает нам загадку). А мы отгадываем.

Некоторые дети хотят не показывать жестом, а реально начать надевать на себя одежду в этой игре. Пусть надевают! Это ничуть не помешает! А даже внесет интригу. Встаньте спиной к ребенку, закройте глаза (можно завязать глаза платочком) и начните догадываться, что в этот момент времени на себя надевает Ваш малыш: «Ты надеваешь колготки? Нет? Тогда ты надеваешь шорты? Тоже нет. Ммммм. Может быть, ты надеваешь комбинезон?» и т.д. Естественная насыщенность этой игры словом «надеваешь», интерес к игре ребенка приводят к тому, что это слово и ситуация его правильного употребления запоминается очень просто и быстро. И в дальнейшем никаких проблем с правильным употреблением слов «одеть» и «надеть» у ребенка не будет! И не нужны будут скучные повторения этих слов в упражнениях, ведь в жизни всё запоминается естественно, легко и просто!

Задание 8. Знакомимся с глаголами «шить», «вышивать», «вязать», подбираем слова, узнаём выражение «золотые руки»

Послушай стихотворение о Тане. У Тани есть любимая кукла — Малыш. Она для этой куклы сама делает одежду — шьет, вяжет, вышивает. Вот как.

Золотые руки

Шила Таня малышу
Новую одёжку:
Шубу, брюки и пальто,
Курточку с застёжкой.

Наша Таня малышу
Варежки связала.
Их узорами она
Долго украшала.

Нитка весело бежит,
Таня вышивает.
На неё малыш глядит,
Головой кивает.

Шьёт Танюша малышу
И не знает скуки.
Все про Таню говорят:
«Золотые руки». (

Танины руки много разной работы умеют делать, и делают ее очень хорошо, красиво. Поэтому про Таню и говорят, что у нее золотые руки . А что умеет делать твоя мама, бабушка? (Печь пироги, варить суп, жарить котлеты, выращивать цветы, вышивать…). Можно ли сказать, что у твоих мамы и бабушки золотые руки?

Найди картинку, на которой девочка шьёт . Что ей нужно для работы? (Иголка, нитки, наперсток, ножницы, швейная машина). Покажите малышу его одежду, которую сшили из ткани, покажите разные лоскутки ткани. Большое впечатление на детей производят рулоны тканей в магазине – им всегда интересно, какие разные ткани бывают, особенно если есть возможность потрогать их. Даже мальчишки всегда заинтригованы тем, откуда взялась их одежда, из чего она сделана, ведь не в магазине же она «выросла».

А на какой картинке девочка вышивает ? Что ей надо для работы? (Пяльцы, иголка, нитки для вышивания, ножницы) Посмотри, она держит в руках пяльцы с тканью, а вышивает иголкой с ниткой. Что она вышивает? (Цветочки, узоры). Что еще можно вышивать? (Разные узоры, красивые картины). Покажите ребенку вышивки, которые есть у Вас дома (картины, вышивка на рукавичках, на платьицах или шортиках)

Покажи картинку, на которой нарисовано, как девочка вяжет. У нее в руках спицы. Нитка весело бежит от клубка. Спицы острые. А что еще бывает острым? (Иголка, ножницы, нож, колючка, ежик). Что можно связать? (Шарф, носки, шапку, кофточку, свитер). Покажите малышу вязаную одежду, которая у него есть (шарфик, рукавички, носочки. кофточку)

Задание 9. Давай поиграем! Пальчиковая гимнастика

Предложите ребенку изобразить, как мама (или бабушка) шьёт (сложить три пальчика в щепотку, как будто они держат иголку с ниткой и плавно вести рукой вверх – вниз) и прочитайте ему слова песенки.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик (рус. нар. песенка)

Повторите с малышом слова этой народной песенки, изображая шитьё. Сначала повторите песенку медленно (иголка медленно шьет), затем быстрее, затем очень быстро (темп действий руки тоже убыстряется), снова медленно. Таким образом мы учим ребенка осознанно изменять темп речи.

Задание 10. Улыбнемся вместе!

А в завершении я хочу улыбнуться вместе с вами и предлагаю прочитать веселый рассказ, в котором одежда играет ведущую роль.

Покажите малышу картинку. «Умеет ли этот мальчик сам одеваться? Почему? Что он сделал неправильно? А что может случиться с мальчиком или девочкой, которые не умеют сами одеваться? Послушай историю про мальчика, который не умел одеваться сам».

«Глупая история». М. Зощенко.

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
Она сказала папе:
— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.
Вот папа приезжает и говорит:
— Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.
И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит:
— Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал.
Наверно, он вчера конфетами объелся.
Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:
— Это что за новости! Почему ты падаешь?
Петя говорит:
— Не знаю, почему, но немножко падаю.
Доктор говорит маме:
— А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.
Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать. Доктор послушал его через трубку и говорит:
— Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.
Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.
И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки – и вдруг он опять упал.
Доктор удивился и говорит:
— Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.
Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:
— А я знаю, почему у вас Петя падает.
Доктор говорит:
— Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.
Коля говорит:
— Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.
Тут все заахали и заохали.
Петя говорит:
— Это меня мама одевала.
Доктор говорит:
— Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.
Мама говорит:
— Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.
Коля говорит:
— А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.
Петя говорит:
— Теперь я тоже буду сам одеваться.
Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу.
Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.
А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор».


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Одежда».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону».
Цель : Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.






Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»
Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).
Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Платье зелёного цвета – это одежда.
Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.
Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.