Дети с зпр рекомендации. Рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Маме

ЗПР, означает задержку психического развития. Это заболевание характеризуется, прежде всего, замедленным темпом развития и совершенствования таких функций как , мышление, внимание и других показателей. Как правило, все они в той или иной степени отстают от норм, установленных для определенного возраста ребенка.

В самом раннем возрасте болезнь практически не проявляется. Ее можно определить позднее, когда ребенок достигает примерно 5,5-6 лет. Обычно дети с ЗПР обнаруживаются во время прохождения тестов, определяющих уровень развития дошкольника. Окончательное выявление отклонений происходит в начале учебного процесса. Становится очевидной ограниченность знаний и представлений, низкий уровень интеллекта, незрелость мышления. У таких детей преобладают чисто детские игровые интересы. Причины данного заболевания в каждом случае абсолютно разные, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Психологические особенности детей с ЗПР

Умственная отсталость и задержка психического развития существенно различаются между собой. В первом случае наблюдается непосредственное нарушение мыслительных функций, которое проявляется в неспособности нормально анализировать, сравнивать и обобщать события и явления окружающей действительности. Во втором случае страдает интеллектуальная сфера. Таких детей отличает невнимательность, невосприимчивость, нарушение фонематического слуха и другие отклонения.

Если детям с ЗПР создать достаточно комфортные условия, обеспечить правильное обучение и воспитание, то они вполне охотно идут на контакт и положительно воспринимают любую помощь от взрослых. Эта помощь и поддержка дает более высокий эффект, когда она осуществляется в игровой форме и способна вызвать у малыша настоящую заинтересованность каким-то полезным делом. Большую роль играет эмоциональная составляющая, которая проявляется в ярких формах. За счет этого ребенок может выполнять интересное задание в течение довольно продолжительного времени. Такой интерес напрямую связан с конечными результатами, получаемыми по окончании задания или теста.

Многие дети, имеющие задержку в психическом развитии, хорошо рисуют и могут в понятной форме отобразить на бумаге окружающую действительность. Умственно отсталый ребенок может только черкать и рисовать самые примитивные изображения. Существуют различия и в неврологической области. У детей с ЗПР видимые симптомы заболевания проявляются в легкой форме и на первый взгляд почти незаметны, в отличие от настоящей умственной отсталости.

Существует много других особенностей и признаков, позволяющих точно разграничить задержку психического развития и умственную отсталость. В любом случае окончательное заключение о состоянии малыша может сделать только квалифицированный специалист.

Причины ЗПР

Задержка психического развития может возникнуть по самым разным причинам. В основном она появляется в результате воздействия биологических или социальных факторов.

Биологические причины ЗПР:

  • Возникновение проблем закладывается еще в период беременности. Патология начинает развиваться под действием сильных токсикозов, из-за инфекционных болезней будущей матери, приема сильнодействующих лекарственных препаратов и других факторов.
  • Проблемы во время родов, связанные с гипоксией, а также с необходимостью применения щипцов или кесарева сечения.
  • Ребенок рождается недоношенным, ослабленным и болезненным с минимальной мозговой дисфункцией.
  • Предрасположенность на генном уровне. Как правило, у матерей таких детей во многих случаях наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность.

Социальные причины ЗПР:

  • Наибольшее распространение этот диагноз получил в детских домах.
  • На детскую психику отрицательно влияет неблагополучная семья, где очень низкий материальный и интеллектуальный уровень. Слабое воспитание ребенка, отсутствие каких-либо занятий с ним.
  • В детских садах с большим количеством детей в группе одна воспитательница просто не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Все причины могут проявляться комплексно, в результате начинается значительное отставание, которое окончательно выявляется перед началом учебы в школе.

Виды ЗПР

Общее состояние задержки психического развития проявляется в недостаточном и медленном развитии таких элементов, как память, мышление, внимание, восприятие, речь и другие аспекты. Познавательные и психические возможности таких детей ограничены, поэтому они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые к ним требования. При достижении школьного возраста, эта ограниченность проявляется наиболее четко. Игровая мотивация и интересы у таких детей выходят на первый план, им трудно переключать и распределять внимание. В результате, начинается отставание по одному или нескольким предметам школьной программы. Тем не менее, дети с ЗПР в различных ситуациях проявляют себя совершенно по-разному.

Основные виды ЗПР:

  • Конституциональная форма полностью зависит и определяется наследственностью. У таких детей наблюдается отставание не только в психическом, но и в физическом развитии. В большинстве случаев у них всегда хорошее настроение, а полученные обиды быстро забываются. Однако, слабая эмоционально-волевая составляющая не позволяет до конца сформировать положительную учебную мотивацию. Это основная причина неуспеваемости, поскольку малыш выполняет лишь то, что представляет какой-то интерес. В целом, прогноз такой задержки благоприятный, при условии целенаправленного педагогического воздействия.
  • Соматогенная задержка происходит у малышей, рожденных здоровыми родителями. Ее основной причиной являются перенесенные заболевания, оказывающие негативное влияние на функции мозга. При наличии нормального интеллекта, малыш становится рассеянным и не может нормально сосредоточиться на учебном процессе. Адаптация в коллективе происходит с большим трудом. Такие дети всегда проявляют вежливость, адекватно реагируют на окружающую обстановку. Однако, сами они не проявляют инициативы, отличаются пассивностью и бездеятельностью, требуют постоянного руководства и подталкивания к действию со стороны взрослых. Нередко ребенок чувствует сильное утомление, сопровождающееся головной болью и снижением аппетита. Из-за этого он может отказаться от выполнения заданий. Такие малыши нуждаются в постоянной лечебно-педагогической помощи. Как правило, они обучаются в специализированных школах санаторного типа или в классах, где создан соответствующий режим.
  • При психогенной форме у детей наблюдается нормальное физическое развитие. Единственным серьезным недостатком является мозговая дисфункция. В основном она возникает из-за неблагоприятных социально-психологических факторов. Поэтому интеллект постепенно снижается, поведение несамостоятельное, отношение к окружающим безразличное, эмоции носят поверхностный характер. К такому ребенку требуется индивидуальный подход и специфические приемы обучения. В большинстве случаев ситуацию удается выправить и вывести успеваемость на нормальный уровень.

Следует особо отметить ЗПР, связанную с церебрально-органическими отклонениями из-за локальных нарушений функций мозга. У этих детей наблюдаются частые проявления церебральной астении, когда наступает частая утомляемость, снижается работоспособность, внимание и память не способны нормально концентрироваться. Отмечается несовершенство мыслительных процессов, приближающихся к показателям олигофрении. Полученные знания усваиваются отдельными фрагментами, которые очень быстро забываются. Это заболевание достаточно сложное и требует дополнительных усилий. Обычная программа обучения совершенно не подходит, здесь необходима квалифицированная систематическая коррекция опытными педагогами.

Особенности развития детей с ЗПР

В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам.

Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности:

  • Невозможность длительной целенаправленной концентрации на каком-либо виде деятельности. Это свидетельствует о неустойчивой эмоционально-волевой сфере. Причиной такого состояния является низкая психическая активность ребенка.
  • Проявляются отрицательные черты так называемого кризиса возраста и развития. Из-за этого контакты с другими людьми устанавливаются с большим трудом.
  • Частые эмоциональные расстройства, выражающиеся в страхе, и непредсказуемых действиях, совершаемых в состоянии аффекта.
  • Кроме того, дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью, низким уровнем психических процессов и гиперактивностью. В большинстве случаев они несамостоятельны, требуют постоянного контроля при выполнении заданий.

В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у дошкольников перед началом учебы. В это время идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирование, определяющие уровень развития. Для детей с ЗПР существуют специальные детские сады с наиболее оптимальными условиями коррекции психического развития.

Работа с детьми с ЗПР

Отклонения, связанные с задержкой психического развития, о которых уже упоминалось, считаются временным явлением. Они вполне могут быть компенсированы методами специального обучения и воспитания. При условии своевременного начала занятий, ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и достигает уровня обычных детей. При этом, нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому заболеванию. В случае необходимости проводится специальное лечение.

Наибольшие трудности приходится преодолевать, когда ЗПР связана с поражением части клеток головного мозга, которые выпадают из мыслительного процесса. Такие клетки могут частично пробудиться и вновь начать работать. Одновременно к работе привлекаются соседние здоровые клетки. Для этого существуют специальные методики, используемые врачами-дефектологами. Такая работа требует больших усилий и длительного времени.

Задержку в развитии невозможно заметить сразу. Она проявляется постепенно, когда ребенок начинает взрослеть и к нему предъявляются повышенные требования. Если появились какие-то сомнения по поводу развития малыша, нужно обязательно записаться на прием к неврологу. Окончательные выводы можно сделать только на основании результатов специальных обследований, назначаемых врачом.

В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, основная роль отводится родителям. От того, насколько ответственно они отнесутся к этому, зависит и весь конечный результат. Для получения максимального эффекта нужно соблюдать определенные правила по отношению к своему ребенку.

Как правильно общаться с детьми с ЗПР:

  • В отношениях между взрослыми и детьми должно быть полное доверие и взаимопонимание. Контроль нужно осуществлять ненавязчиво, без лишних крайностей и категорических форм. Все устные указания подкрепляются зрительной стимуляцией. Следует помнить, что отклонения в поведении ребенка неумышленные, поэтому надо стараться избегать наказания.
  • В семье должен быть создан нормальный психологический микроклимат. Желательно проведение совместного досуга. Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием. Не допускать семейных ссор при нем.
  • Большую роль играет установление твердого распорядка. При выполнении заданий нужно следить, чтобы малыш отвлекался как можно меньше и не переутомлялся. Чрезмерное переутомление снижает самоконтроль и увеличивает гиперактивность.

Особенности развития

Задержка психического развития - это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна - ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он отличается от сверстников.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности - запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

При изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем, для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.

        Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».

        Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

        Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.

        Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью.

        Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

        Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

        Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

        Консультация специалистов.

Своевременное выявление задержки психического развития – это 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.

  1. ребенок в возрасте до 1 года не держит головку сам;
  2. поздно начинает переворачиваться;
  3. не садится;
  4. к 6 мес. не проявляется лепет, а в 1 год, 1 год 2 мес., 1 год 3 мес. не произносит даже самые простые слова («мама», «папа», «дай», «да») или хотя бы слоги («ма», «па», «на»);
  5. хождение «на цыпочках».

ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте в качестве:

  1. недостаточной сформированности познаний об окружающем мире;
  2. повышенной утомляемости;
  3. отсутствии концентрации на каком-либо задании;
  4. предпочтении игры интеллектуальным нагрузкам;
  5. незрелость в поведении (игры не по возрасту, неуместные капризы, частые слезы, истерики).

Наличие всех или нескольких является причиной обращения к специалистам. Важно – не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не паниковать. Если вам знакомы люди, которые начали говорить в 5 лет, выросли и в дальнейшем вели нормальную жизнь, это не значит, что на задержку развития своего ребенка тоже можно не обращать внимания. Такая реакция родителей часто приводит к уже более серьезному течению диагноза.

Поставили диагноз ЗПР, что делать?

Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам. Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно. В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.

Чувство стыда за «неполноценное» дитя, особенно если есть другие, нормально развивающиеся дети, формирует у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативного отношения к себе.

Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом. Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с врачом исправлять признаки ЗПР. Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры). Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой. Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.

Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?

Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

  1. Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому. Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
  2. Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
  3. Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
  4. Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
  5. Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?

Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

Задержка психического развития - это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Еще до поступления в школу родители могут заметить , что их ребенок отличается от своих сверстников : он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна - ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы , невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности - запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над» , а «рядом» .

Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому , что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

Развивайте навыки постепенно , начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию , концентрацию, внимание.

Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью.

Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения : интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

Физическое развитие . Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР .

Публикации по теме:

Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности.

ИКТ, как средство развития речи детей с задержкой психического развития Видео «ИКТ как средство развития речи детей с задержкой психического развития».Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием.

Макет «Лес» изготовлен для детей с задержкой психического развития с целью познавательного развития, развития игровой деятельности, экологического.

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Успех коррекционного обучения во многом определяется тем,.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития 1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития. 1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях,.

Разберемся в терминах

Психическое развитие ребенка – это сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды.

К основным психическим функциям относятся:

  • гнозис (узнавание, восприятие);
  • праксис (целенаправленные действия);
  • речь;
  • память;
  • чтение;
  • письмо;
  • счет;
  • внимание;
  • мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать);
  • эмоции;
  • воля;
  • поведение;
  • самооценка и др.

Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

В качестве причин задержки психического развития могут выступать:

  • нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм;
  • различные соматические заболевания (физически ослабленные дети);
  • поражения центральной нервной системы. У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Как проявляется ЗПР в детском возрасте?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Статистика распространенности ЗПР

Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 8–10% в общей структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.).

Диагностика

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.

Лечение

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Методы лечения

  1. Медикаментозная терапия.
  2. Рефлексотерапия позволяет восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности.
  3. Педагогическое и психологическое воздействие.
  4. Альтернативные методы – иппотерапия (лечение лошадьми), дельфинотерапия и т.п.

Психокоррекционные мероприятия для детей с ЗПР

Основной задачей работы психолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.

Психолог в работе с такими детьми использует арттерапию, музыкотерапию, методы предметно-сенсорной терапии, по развитию крупной и мелкой моторики, расширения словарного запаса и понятийного аппарата ребёнка.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако последняя развивается раньше, и ее развитие «тянет» за собой появление речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие речи.

Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики:

  • конструкторы;
  • пазлы;
  • игры-вкладыши;
  • мозаика;
  • кубики и мячики разного размера;
  • пирамидки и кольцеброс;
  • тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков.

Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок, вышивание.



Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с задержкой речевого развития недостаточно развито внимание, трудности концентрации, повышенная отвлекаемость, они не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Примеры психокоррекционных упражнений для детей с ЗПР

Необходимо отметить, что вовремя проведенная психокоррекционная работа с ребенком может дать очень положительные результаты. Самое главное правило для родителей – не отчаиваться и настраиваться на положительные результаты!

Психологи утверждают, что в трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть 3 варианта:

  1. оставить все как есть, или что-то изменить;
  2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
  3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их.

Выбор остается только за Вами.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение №1 «Угадай эмоцию»

Материалы: карточки с изображением эмоций.

Возраст: от 5 лет.

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка— по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Упражнение №2 «Лото настроений»

Материалы: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой.

Возраст: от 3-х лет.

Взрослый показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей:в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

Упражнение №3 «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Материалы: карточки с изображениями разных оттенков настроения.

Возраст: от 4-х лет.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

Возраст: от 6 лет.

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

Упражнение №6 «Найди отличия»

Возраст: от 5 лет.

Взрослый просит ребенка назвать слово, которое отличается от остальных по звукопроизношению.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА — ТАЧКА — ТАЧКА -ТАЧКА

Упражнение №7 «Будь внимательным»

Возраст: от 7 лет.

Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

А так же записаться, можно по телефону: 45-85-00

Статью подготовила: медицинский психолог – Е. О. Шахрай

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к