Что такое наглядное моделирование. Моделирование – как способ познания в детском саду

Своими руками

Пушина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ"
Дата публикации: 16.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»

Актуальность:
В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.
Моделирование
- это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.
Следовательно, актуальность в том, что:
1-дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему. 2- Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь- записывай, рисуй, черти!» З-Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным.Н.Н.Подъяковой, Н.А.Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.
Данная технология обладает варьеативностью,гибкостью, многофункциональностью, т.к.условности легко воспринимаются детьми. Использованные в работе пиктограммы, схемы. Мнемотаблицы, значки- символы, стелизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей. Но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».
В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:
 предметные - в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы.  Предметно-схематические модели - в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, логоритмические упражнения)  Графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения. Явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации - моделью.В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:
 исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий,совершенствовать речевые функции.  Формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:
 развивающий и воспитывающий характер обучения;  системность и последовательность;  сознательность и самостоятельность;  творческая активность;  наглядность и доступность;  сочетание коллективной и индивидуальной работы. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:  усвоение и анализ сенсорного материала;  перевод его на знаково-символический язык;  работа с моделью.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие

задачи:
1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации. 2.Формирование навыка дешифровки модели. З.Формирование навыка самостоятельного моделирования. В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию.Это необходимый компонент обучения, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Введение нами наглядного моделирования в своей группе в процесс обучения позволило целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов. Перессказывание, правильное использование предлогов. На начальных этапах своей работы по внедрению наглядного моделирования мы использовали следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствовало начальному этапу обучения-мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации.
На последующем этапе использовали более сложные операции - обобщение, абстракции, где наглядные модели опирались как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.
Способы наглядного моделирования в нашей группе включают в себя:
 обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей;  использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов;  умение считывать и создавать графические изображения признаков. Объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.)  умение ориентироваться в пространстве по схеме;  умение составлять план реального пространства (комната.,группа, участок.)  умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа;  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу. Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование мы большей частью используем на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но конечно же с учётом возрастных особенностей.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования:
1 этап-научить читать таблицы: а. сообщение информации по теме в форме познавательной беседы; б. рассматривание готовой таблицы. Составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации; в. пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без
него; г. графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности. 2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях. а.сообщение темы; б.рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.) в. составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.  Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов.  Что обозначает этот знак?  Что мы можем рассказать об этом объекте?  Как мы это изобразим в нашей модели?  Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему. З. этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу. 4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности. Спомощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок дети перессказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога. На начальном этапе обучения составлению описательных рассказов мы делали схему из отдельных карточек, подставляя их поочерёдно к описываемому
предмету, а затем постепенно их отдаляли друг от друга и в конце концов объединяли в единую схему-клетки (мнемотаблицу.)
Использование мнемотаблиц даёт положительный эффект:
1. мощно развивается визуальное мышление; 2. вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация; 3. формируется способность к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: 1.появится интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик; 2.увеличится словарный запас; З.дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией.Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребёнка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

Подготовила старший воспитатель Рузанова Л.В.
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества,то есть необходимо идти в ногу со временем. Сегодня, как отмечают многие ученые всего мира, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения. В наше время профессия педагога не терпит отставаний от времени. Поэтому в образовательной деятельности нашего детского сада сочетаются технологии, проверенные временем и новые разработки. Наше дошкольное учреждение работает по инновационному направлению: «Метод моделирования в формировании креативных способностей дошкольников». Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания.
Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; моделипостроек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад), лабиринты.
С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.
В подготовительном периоде мы используем следующие игры: «На что похоже?», «Кто спрятался?»
На начальном этапе работы, в младшем дошкольном возрасте используются модели, имеющие сходство с реальными предметами, персонажами, затем можно использовать геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Начиная со средней группы применяем модели с минимумом деталей, а также приём мнемотехнику для составления описательных рассказов, пересказывания сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми старшего дошкольного возраста.
Универсальность опорных схем позволяет использовать их в различных видах детской деятельности.Моделирование используется в непосредственно-организованной деятельностив (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») и в самостоятельной деятельности детей для обобщения у них представлений об окружающем.
Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно и творчески. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов.Опыт нашего детского сада показывает,что наиболее эффективными формами являются мастер-классы, педагогические брейн-ринги, семинары-практикумы, открытые просмотры непосредственно-организованной деятельности и интегрированных мероприятий.
На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьями воспитанников.
В настоящее время и в дальнейшей своей работе мы применяем метод моделирования в интеграции образовательного процесса.
ВЫВОДЫ:
Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.
Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О. М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки . Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

«Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов» .

Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям:

  • - по характеру моделей;
  • - по характеру моделируемых объектов;
  • - по сферам приложения моделирования;
  • - по уровням моделирования.

В связи с этим любая классификация методов моделирования обречена на неполноту, тем более что терминология в этой области опирается не столько на «строгие» правила, сколько на языковые, научные и практические традиции, а ещё чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет.

А. Н. Аверьянов рассматривает наиболее известную классификацию - по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования:

  • 1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.
  • 2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
  • 3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
  • 4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
  • 5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

Таким образом, можно различать «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование. Первое можно трактовать как «экспериментальное», второе -- как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как «мысленный эксперимент».

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  • б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
  • в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
  • г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
  • д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
  • е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостоятельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей), ребёнок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими).

Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это - норма развития), им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы или объекты в их непосредственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции. Что касается умственно-отсталых детей, то у них даже в 7-8 летнем возрасте очень значимыми остаются особенности сенсомоторного интеллекта (в норме соответствующего возрасту 2-3 лет) и наглядно-действенного мышления (в норме соответствует возрасту 3-5 лет). В этом случае формирующийся образ предмета складывается на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. Это значит, что для этих детей наиболее важной является деятельность моделирования с использованием вещественных моделей, которыми ребенок может действовать собственными руками, а не просто наблюдать за действиями педагога.

Использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.

Математическая модель представляет собой упрощение реальной ситуации. Ощутимое упрощение наступает тогда, когда несущественные особенности ситуации отбрасываются и сложная исходная задача сводится к идеализированной задаче, поддающейся математическому анализу. Именно при таком подходе в классической прикладной механике возникли блоки без трения, невесомые нерастяжимые нити, невязкие жидкости, абсолютно твёрдые или чёрные тела и прочие подобные идеализированные модели. Эти понятия не существуют в реальной действительности, они являются абстракциями, составной частью идеализации, предпринятой автором модели. И тем не менее их часто можно с успехом считать хорошим приближением к реальным ситуациям. Описанный образ действий при построении математических моделей не является единственным, и этому совсем не стоит удивляться. В другом возможном подходе первым шагом является построение простой модели нескольких наиболее характерных особенностей явления. Это часто делается для того, чтобы почувствовать данную задачу, причём делается это ещё до того, как сама задача окончательно сформулирована. Затем эта модель обобщается, чтобы охватить другие факты, пока не будет найдено приемлемое или адекватное решение. Есть ещё подход, когда с самого начала вводится в рассмотрение одновременно большое число факторов. Он часто применяется в исследовании операций, и такие модели обычно изучают имитационными методами с использованием ЭВМ.

Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 58",г. Саранск, Республика Мордовия.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям ДОУ,занимающихся вопросом развития логического мышления своих воспитанников.
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом.
Задачи:
1.Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
2.Помочь воспитателям определить пути повышения развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей воспитанников.
Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остается актуальным. Актуальность заключается в том , что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога - помочь каждому ребенку в его развитии.
Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя.
В начале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.
Большую роль играют условные обозначения в работе с календарем природы, который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Сезонные изменения символически обозначаются. Эти символы помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности времен года.


Немало важную роль играют условные обозначения, которыми ребенок пользуется ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой.
Символические обозначения используются для определения общих отличительных признаков, свойств при сравнении, классификации, группировки по более узким признакам. Таким образом, рассуждая, сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в процессе мышления. На этом уровне ребенок подготавливается к наглядному моделированию.

Овладение детьми наглядным моделированием

Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде.
На этом этапе работы ребенок знакомится с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и выражают более сложные отношения.
Идет знакомство с кругами Эйлера. Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.


Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Использование кругов Эйлера широко применяется на разных занятиях. Но чаще всего применяются на занятиях по логическому мышлению.
Действие построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно знакомить детей с новым для них типом модели, обучая использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладения построением модели способствует ее освоению и правильности использованию.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает понять ребенку, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле. Обычно такие модели сложные по содержанию используются на диагностических занятиях.
Есть модели, которые составляют дети на протяжении нескольких занятий. Овладение построением модели (лестницы) эволюционного развития животных.


Дети выкладывают животных в порядке их возникновения.
Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед следим за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я.А.Коменского. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения, что значит замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленом к созданию и оперированию моделями. Можно сказать, что моделирование выполнило свою познавательную функцию только когда раскрывает сущность заменяевого содержания, обективизируя его в разных видах моделей.

Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Познавательные переобразования совершаются на объекте - модели, но результаты соотносятся к реальному объекту. Идеализированный объект тоже вид моделирования, но воображаемого конструированного предмета, не имеющего аналога в действительности. Моделирование это логическая операция, при помощи которой делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия. В основном, модели бывают: предметные, предметно схематические и графические.

Понятием „модели" подразумеваются разные вещи: определенную конструкцию, воспороизведение объекта с определенной целью, идеальный образец. Не каждый объект модель, но может стать моделью, если у него есть резепрентативность, знания об объекте, правдивость знания и действия для овладения им. Чтобы выполнить эти свойства моделирующий и моделированный объект должны быть в зависимости подобия. Воспроизводство не полностью, а объект представлен в форме для анализа. Он может быть идеальным или материальным в естественной или в искусственной форме. Содержание объекта определяется тем, что получили в процессе моделирования. В нем могут быть представлены вещи, свойства или отношения структурного, функционального или генетического типа. У моделей есть: наглядность, абстрактность и фантазия, гипотетичность и подобие. Имея ввиду свойства объекта, которого воспроизводят, модели могут быть: субстратные, структурные и функциональные. Они еще бывают: познавательные и непознавательные /учебные/. Имеют креативную, репрезентативную и евристическую функцию. Обеспечивая проникновения в обект и воспоизведения его свойств и отношений, модель воплощает цель и является инструментом для ее достижения. Моделирование предполагает предварительные знания об объекте, переношение знаний от модели к объекту, практическую проверку полученных знаний. Моделирование всегда имеет предварительно фиксированную цель и является не просто формой материализации предварительно открытого в сознании отношения, а действие его конструирования, что придает ему евристический характер. Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные - для овладения этим знанием.

В.В.Давидов и А.У.Ваданяк выделяют следующие особенности моделирования для овладения знаниями:

  • знаковость, наглядность и искусственность
  • единство знаковости и образности
  • оперативность - дает организацию познавательных действий и их осмысленность
  • евристичность

По мнению В.В.Давыдова, евристичность моделей выражается в возможности открыть сущность.

Моделирование это познавательный акт, обеспечивающий оперирование заместителями объектов. Развитие познавательной деятельности в раннем онтогенезе непосредствено связано с развитием моделирования, как форма его опосредствования. В игре ребенок моделирует взаимоотношения с взрослыми, в рисовании и в конструктивной деятельности создает наглядные схематические модели. Моделирование лежит в основе обвладения символикой языка. В процессе моделирования окружающей среды ребенок не только создает наглядные модели, но и предлагает замену адекватными символами. На этом Выготский обосновал свою гипотезу, что детский символизм не просто построение индивидуальных символов, а и усвоение общественно выработанных знаков, как овладение елементарными математическими представлениями, елементами живой природы, добиться грамотности, овладеть пространством. Тиха Делчева определяет моделирование как систему действия по построению, переобразованию, использованию видимо воспринимаемых моделей. Л.М.Фридман говорит, что модель определяется обычно как некий объект, систему, исследование которых служит как средство для использования знаний о другом объекте. В.В.Давидов обращает внимание на одну очень важную характеристику модели „она динамическая и визуализирует содержание объекта. С помощью моделирования можно осуществить определенное действие." В.А.Шоффт подчеркивает, что модель не только заместитель объектов, а и „его елементы отделены и закреплены и есть связи между ними, осуществленные и необходимые связи между ними, которые образуют определенную структуру". Универсальный характер моделирования определяется его спецификой, которая позволяет ребенку усваивать обобщенные знания о связи и закономерностях между явлениями в действительности. Основные характеристики, которые утверждают его как универсальный метод это:

  • наглядное моделирование, которое является специфической формой опосредственной мысловной деятельности ребенка
  • овладение моделирования стоит в основе общих интелектуальных способностей, которые необходимы для решения определенного круга вопросов
  • источник формирования умений для наглядного моделирования это моделирующий характер детской деятельности
  • при формировании умений для наглядного моделирования овладевается действием „замещение"

Использование модели объектов, процессов и явлений, бывающих в природе позволяет глубже осмыслить и гарантировать точность детских знаний. Замещение одного предмета другим в деятельности ребенка или в его воображении делает его целесообразным мотодом формирования природо поведенческих знаний. Как метод моделирование предполагает определенную степень в развитии общих умственных способностей, как и умение детей анализировать, синтезировать, абстрахировать, обобщать и открывать связи и зависимости между явлениями, происходящих в природе и причины, которые их пораждают. Для познания ребенком окружающей среды самые подходящие три типа моделей, описанных в педагогической литературе:

  • предметные модели, которые должны быть аналогичными объектам. Все они орудия труда, при помощи которых мы можем онаглядить педагогический процесс.
  • предметно - схематичные модели, используемые широко в практике, так как с их помощью точнее моделируется объект, явление или процесс, при помощи рисования можем онагледить
  • графические модели, которые обобщенно пересоздают характерные свойства и шрам предметов. Они очень подходящие для отражения изменений, наступающих в процессах во время проведения элементарных опытов с участием детей. Например, природные календари.

Благодаря моделированию, как педагогическое взаимодействие, дети открывают причины, зависимости, связи и изменения в природе.

Может быть, главная причина для создания этого метода практическая и выражается в том, что в детских садах нет возможности, нет базы показывать детям все полезное и интересное. Моделирование помагает оформить в детских представлениях правила поведения экологического воспитания, взаимосвязи и последовательности в мире и в природе. Детское сознание чистое, градивное. На него можем оказать всякое воздействие, но главная цель педагога состоит в том, чтобы это воздействие помогало в развитии ребенка и в правильных представлениях о мире. Очень важна основа, которую будущее поколение получит и, в основном, эту основу можно укрепить в дошкольном возрасте. Моделирование основной метод для получения обощенной картины представлений о мире в сознании ребенка. Значение моделирования для формирования умений, навыков и эстетических критериев у детей очень большое. Моделирование это деятельность, при выполнении которой ребенок открыватель и творец. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.