Что должен уметь мальчик 1 год. Что должен делать уметь ребенок в год? Навыки общения годовалых детей

Новый год

В каком возрасте ваши дети научились мыть посуду? А самостоятельно готовить что-нибудь на плите или в духовке? Менять колесо у машины? Отечественные родители все еще не склонны перегружать детей бытовыми заботами: вырастут - научатся, считают они. А вот на Западе бьют тревогу, разрабатывают алгоритмы обучения детей необходимым жизненным навыкам и составляют списки дел, с которыми ребенок должен справляться в том или ином возрасте.

Считается, что здоровые и не имеющие отклонений дети осваивают все необходимые жизненные навыки естественным образом. Другое дело - дети с отклонениями в развитии: для них специальная тренировка жизненных навыков необходима. Цель их родителей и работающих с ними специалистов - помочь уметь все то, что гарантирует ему независимое существование в мире. И вот уже нередко мы наблюдаем, что дети с отклонениями, получившие хороший уход, овладевают жизненными навыками (а также твердостью характера, которая формируется, если терпишь неудачу и снова пробуешь), которых не имеет большинство сегодняшних "обычно развивающихся" детей.

У моей знакомой Стейси двое сыновей, и один из них страдает нарушениями зрения и слуха. Стейси выстроила следующую стратегию развития навыков у своих детей:

  • сначала делаем за ребенка;
  • затем делаем вместе с ним;
  • затем наблюдаем, как он это делает;
  • наконец, ребенок делает это совершенно самостоятельно.

Сын Стейси достиг результатов, которых сначала не ожидали ни врачи, ни педагоги. Этот же метод преподавания навыков можно использовать у любого ребенка независимо от здоровья и способностей. Ее второй сын развивается "типично" (то есть не имеет особых потребностей), и тем не менее Стейси с мужем примеряют один и тот же мудрый подход к воспитанию обоих детей.

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам - сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним - выполнить довольно легко. Но пункт третий - наблюдать, как ребенок что-либо делает, - может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить - быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее - и у меня - все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, - друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего - тогда ему было лет пять - заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: "Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня". Он с гордостью рассказывал о том, что должен - и умеет - делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Что должен уметь ребенок от 2 до 18 лет

Что именно делают родители за детей вместо того, чтобы требовать самостоятельности? В чем заключаются необходимые жизненные навыки?

Не исключено, что, прочитав список ниже, вы ужаснетесь. Я сама, вспоминая годы воспитания моих детей, Сойера и Эвери, вижу, что мы с мужем делали для них слишком много, вместо того чтобы дать им наслаждаться все большей самостоятельностью. Признаюсь, часто самой сделать что-то просто легче, а еще нам нравилось им помогать.

Детям было около десяти, когда мы осознали ошибочность нашего подхода, и некоторое время нам пришлось выслушивать их рассуждения. "Почему вы от нас это требуете? - спрашивали дети. - Если это такие важные дела, почему же мы раньше этого не делали?".

От двух до трех лет: маленькие обязанности и базовый уход за собой. Это возраст, когда ребенок начнет овладевать базовыми жизненными навыками. К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:

  • помогать убирать игрушки;
  • самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого);
  • класть одежду в корзину, когда разденется;
  • очищать тарелку после еды;
  • помогать накрывать на стол;
  • чистить зубы и умываться с помощью взрослого.

От четырех до пяти лет: важны имена и числа. Когда ребенок достигает этого возраста, в первых строках списка приоритетов значатся навыки безопасности. Ребенок должен знать:

  • свое полное имя, адрес и номер телефона;
  • как вызвать экстренные службы.

Еще он должен уметь:

  • выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
  • кормить домашних животных;
  • узнавать номиналы монет и бумажных денег и на простейшем уровне понимать, как пользоваться деньгами;
  • чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
  • помогать стирать одежду, например приносить ее в место стирки;
  • выбирать, какую одежду надеть.

От шести до семи лет: простейшие приемы приготовления пищи. Дети в этом возрасте могут начать помогать готовить и должны научиться:

  • перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом;
  • готовить простые блюда, например делать сэндвичи;
  • помогать убирать продукты;
  • мыть посуду;
  • безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
  • приводить в порядок туалет после использования;
  • заправлять постель без посторонней помощи;
  • мыться без надзора.

От восьми до девяти лет: гордость за свои вещи. К этому времени ребенок должен ценить свои вещи и должным образом за ними ухаживать. Это означает:

  • складывать одежду;
  • освоить простые приемы шитья;
  • заботиться об уличных игрушках , например велосипеде или роликовых коньках.

А кроме того:

  • без напоминания следить за личной гигиеной;
  • правильно пользоваться веником и совком;
  • уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
  • помогать составлять список необходимых продуктов;
  • считать и выдавать сдачу;
  • помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
  • выносить мусор.

От 10 до 13 лет: обретение независимости. Примерно в десять лет ребенок может начинать многое делать самостоятельно. Он должен уметь:

  • оставаться дома один;
  • ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
  • менять простыни;
  • пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
  • планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов;
  • жарить и печь в духовке;
  • читать этикетки;
  • гладить;
  • учиться пользоваться основными инструментами;
  • косить газон и убираться во дворе;
  • присматривать за младшими братьями, сестрами, соседскими детьми.

От 14 до 18 лет: освоение сложных навыков . К четырнадцатилетнему возрасту ребенок должен очень хорошо освоить все вышеперечисленное. Кроме того, он должен уметь:

  • выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
  • заправлять машину бензином, накачивать шины, менять колесо;
  • читать и понимать этикетки лекарств и дозировки;
  • проходить собеседование и устраиваться на работу;
  • заготавливать продукты и готовить блюда.

Молодежь: подготовка к самостоятельной жизни. Молодежь должна уметь заботиться о себе после поступления в вуз или переезда. Для этого нужно освоить довольно , в том числе:

  • регулярно посещать врача и стоматолога, ходить на другие важные для здоровья процедуры;
  • иметь базовое представление о финансах, уметь управлять банковским счетом, оплачивать счета и пользоваться кредитной карточкой;
  • понимать простые договоры, например на аренду квартиры или автомобиля;
  • планировать замену масла и базовое обслуживание автомобиля.

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным - смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами - бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален - у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» - ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) - он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила

Последнее изменение 24.04.2017

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 1 785 times, 1 visits today)

Первый месяц жизни для маленького человечка очень важный этап. Он считается одним из сложных не только в педиатрии, но и для родителей. Потому новоиспеченные мамы и папы часто задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 1 месяц? Особых навыков у малыша не наблюдается, но этот период не повод упускать занятия и учитывать много важных моментов.

В первые четыре недели у ребенка происходит психомоторное, эмоциональное и физическое развитие. Все эти элементы пока находятся на примитивном уровне. В течение 1 месяца после рождения необходимо соблюдать не только режим дня, но и правила гигиены, а также совокупность других действий.

Изначально, человек рождается с целым комплексом условных рефлексов, которые забываются им к концу первого года жизни. Новорожденный ребенок в первый месяц адаптируется к окружающей среде. Особенно этот момент важен в первые четыре дня.

Однако сразу же после рождения он хаотично, но активно двигает конечностями. В спокойном состоянии его ручки находятся в согнутом положении и прижаты к телу. При этом ладошки сжаты в кулачок. Когда малыш спит, то ладошки разжимаются. Ножки же разведены и постоянно подтягиваются к животику. У него еще свежи воспоминания нахождения в утробе.

При положении лежа на спине, его голова повернута либо вправо, либо влево. Держать головку ровно он научится только ко второму месяцу жизни, и то ненадолго, всего лишь секунд на десять. У малыша присутствует рефлекс. Если взять его за голову, то ножки попеременно начинают двигаться. Физическое развитие обусловлено прибавлением веса в первый месяц и роста. Существуют усредненные показатели.

Вес – 3,6 -4,5 килограмм. Рост – 50 – 56 сантиметров.

Мальчики:

Вес – 3,6 – 5 килограмм. Рост – 51 – 56,5 сантиметров.

Нет повода для беспокойства, если ребенок не добрал в весе и росте. Здесь играют большую роль гены. Если малыш имеет невысоких родителей, то и его рост будет средним или ниже того.

В среднем ляльки в этот месяц прибавляют по 100-150 грамм в неделю. Однако в первую неделю они могут потерять до 10 процентов своего веса, из организма уходит жидкость. Ее потеря восстанавливается маминым молоком. Ко второму месяцу его вес увеличить от 400 до 600 грамм.

Адаптационный период также обусловлен своеобразной перестройкой внутренних органов на стандартный режим. Будучи в утробе, малыш получал все необходимое через плаценту. В течение нескольких дней кровяные тельца, «внутриутробные снабженцы» постепенно разрушаются. Видоизменению подвергается и желудочно-кишечный тракт. Потому нередко у них случаются колики.

В первые два дня малыши получают прививки. Вакцинацию повторяют по намеченному, утвержденному плану.

Психомоторные навыки

Психомоторные навыки ребенка в 1 месяц выражены в реакциях. Существует семь основных, естественных рефлекса:

  • Поисковый. Прикасаясь к уголку рта малыша не трудно заметить, как он, буквально моментально, начинает кривить губки и поворачивать голову в поисках маминой груди. Если продолжить тревожить ротик более глубоко, то малыш выразит недовольство и будет пытаться увернуться.
  • Если провести по губам пустышкой или пальцем, то тем самым пробудится сосательный рефлекс, функционирующий и как добыча пропитания, и как успокоительное. Данный рефлекс сохраняется на протяжении первого года жизни.
  • Хватательный рефлекс. Положив пальцы в ладошку, можно почувствовать, как ребенок крепко схватится за них и крепко сожмет ладошки.
  • Если надавить на серединку ладошки, то сработает ладонно-ротовой рефлекс. Малыш приоткрывает ротик.
  • Защита, как способ выжить. Если положить грудничка на животик, то он автоматически повернет голову на бок. Ребенку в здоровом состоянии, ночью не страшно спать на животе, он не задохнется.
  • Имитация ходьбы. Проверить данный рефлекс можно, взяв ребенка на руки. При этом его стопы должны слегка качаться твердой поверхности. Он начнет попеременно двигать ногами, напоминая ходьбу. Нужно обратить внимание на то, что ноги должны чередоваться. Если малыш выполняет такие движения только одной ножкой, то следует проконсультироваться с педиатром.
  • Несмотря на то что малыши начинают ползать значительно позже, и то не все, рефлекс этот врожденный. Выложив кроху на животик и прикоснувшись к его стопам, можно увидеть, как он пытается ползти.

Примерно, с третьей недели грудничок пытается копировать мамину мимику. На уровне интуиции новорожденный хорошо чувствует эмоциональное состояние мамы и папы. Если они раздражены, то и кроха начнет капризничать.

У него также развиты органы чувств, осязание, обоняние вкусовые рецепторы. Он безошибочно распознает маму по запаху и откликается на любое прикосновение. Именно эти рецепторы работаю в совершенстве в первый месяц жизни. Специалисты предполагают, что вкусовые рецепторы развиваются еще внутри утробы.

Чуть хуже у малыша развиты органы зрения и слуха. Зрение развивается постепенно, а на первых порах он видит все только в черно-белом цвете. Затем, он начинает отличать красный и желтый цвет. За то он способен разглядеть полоски как вертикальные, так и горизонтальные и клетку. Основные цвета он научится различать только к пяти месяцам.

Что он еще умеет делать? Находить источник звука даже, если он один в комнате. Он безошибочно сможет отличить мамин голос от других. Ребенку с первых дней нужно ставить разнообразную музыку, читать сказки, петь песенки, учитывая, что малыши этого возраста предпочитают высокие тона. Особенно выручают мам аудиокниги с детскими сказками, когда имеются неотложные дела, а ребенок находится один в своей кроватке.

Насколько развиты эмоции?

У месячного малыша довольно скудный набор эмоций. Осознанно улыбаться он научится только ко второму месяцу. Его взаимодействие с окружающим происходит при помощи передачи звуков, двигательной активности, гримас. По сути, это коммуникативные навыки, характерные для ребенка в 1 месяц развития:


Аспекты грамотного ухода за младенцем

Зная периоды сна и бодрствования, маме будет немного легче распланировать свой день. Первые несколько недель сон малыша в среднем составляет около 20 часов в сутки. В те моменты, когда он не спит, необходимо быть вместе с ним, общаясь, играя, прогуливаясь. Для него это очень важно.

Развить и укрепить его физические навыки помогут водные процедуры, а с применением упражнений можно получить максимальный эффект. Длительность купания на первых порах не должна превышать 15 минут. Затем ее постепенно увеличивают до получаса. Важна и температура воды. Вначале она равна 37 градусам, а затем, каждые четыре дня ее следует понижать на один градус.

Процесс закаливания начинают не раньше трех или даже четырех месяцев. Недоношенных детей начинают купать только спустя неделю при температуре не менее 38 градусов. Температура в ванной должна быть не ниже 25 градусов. Это касается как детей, родившихся в срок, так и тех, кто родился раньше предполагаемого срока.

Гигиена особа важна на любом этапе. Ребенок всегда должен быть сухим. До года, малышей купают каждый день. К ежедневным процедурам относится прочищение глазных и носовых пазух. Необходимо поддерживать чистоту в доме, постоянно проветривая комнату, когда крохи нет в ней.

Прогулки с ребенком можно совершать на десятый день, если температура воздуха на улице не ниже 10 градусов. Длительность первых прогулок составляет 10-20 минут. Не торопясь, их следует увеличить до 2,5 часов в день. Особо хорошо влияет на все органы дневной сон на свежем воздухе. Однако летом, в жару, не стоит выходить с малышом с 11:00 и до 17:00.

Кормление. Основной рацион малыша составляет грудное молоко либо адаптированные смеси. Современная педиатрия призывает молодых мамочек кормить детей по первому их требованию. Другие утверждают, что нужно приучать малыша к кормлению по часам. У каждого, своя правда. Груднички в этом возрасте кушают каждые два или три часа.

Так как вначале желудочек крохи еще совсем мал, то и за раз он выпивает около 9 мл молока. В сутки, в среднем выходит около 100 мл. По мере растяжения желудка, увеличивается и объем. Теперь он выпивает около 200-250 мл молока. В возрасте от десяти дней можно даже рассчитать примерную норму, необходимую малышу для полноценного насыщения. Норма на одно кормления будет равна количество жизненных дней, умноженного на 10.

Первый год жизни малыша – самый важный и насыщенный. Никогда в жизни не будет таких разительных изменений, такого прогресса в развитии малыша, как в эти 12 месяцев.
За это время вес ребенка увеличивается втрое, появляются 8-12 зубов, он умеет ходить (самостоятельно или с поддержкой взрослых)…
Несмотря на столь разительные перемены, многие родители задаются вопросом, соответствует ли развитие их ребенка общепринятым стандартам, существуют ли таковые вообще. О том, что должен уметь ребенок в 1 год, и поговорим сегодня.

Физические показатели: что считается нормой?

Каждый малыш, начиная свой жизненный путь, имеет разные стартовые возможности и условия. Ничего странного, если к концу первого годика детки приходят с разными показателями. Младенец – это чистый лист, и что на нем будет написано, зависит от многих факторов.

Но, несмотря на индивидуальные особенности, по мнению ВОЗ , к первому году жизни ребенок должен прийти с такими физическими показателями и иметь такие двигательные навыки:

  • Увеличением веса примерно втрое;
  • С ростом, увеличившимся на половину показателя при рождении;
  • Умением стоять, ходить (с помощью), приседать и подниматься;
  • Подниматься по лестнице (ползком или с помощью взрослых);
  • Катать коляску;
  • Залезать на стул, диван;
  • Нажимать на игрушки, создающие звуки.

Параметры роста и веса не имеют константы , однако, в педиатрии существует таблица с примерными показателями физических параметров развития малыша. Здесь важен взвешенный подход: если родители хрупкого телосложения, сложно требовать от ребенка полного соответствия принятым нормам.

Важно следить, чтобы рацион малыша был разнообразным, в него входило достаточно продуктов с кальцием витамином Д.

Познавательное развитие малыша: активность и мелкая моторика рук

Годовалый возраст крохи – это период открытия и познания мира, отдельных явлений, осознание свойств и предназначения предметов. Крайне важно, чтобы в этот период ребенок имел возможность полноценного общения с родителями, старшими детьми, сверстниками. Это дает возможность наблюдать, сравнивать, повторять действия.

Рита, мама Егора 1 год: «Оказывается, и между грудничками может быть конкуренция. Девятимесячный сынишка соседки умел показывать на пальчиках, что ему будет скоро один годик, а моему был год, но я его этому не учила. Малыш научился моментально, и в тот же день не только показывал, сколько ему лет, но и научился говорить «динь» (один в переводе)».

Психологи считают, что годовалый малыш может самостоятельно выполнять такие манипуляции:

  • Складывать и разбирать пирамиду;
  • Собирать мелкие игрушки в коробку или в другую объемную игрушку (ведерко и пр.);
  • Строить башенку из кубиков;
  • «Найти» себе забаву из обыденных вещей (посуда, обувь).
  • Воспроизводить «жизненные» ситуации: кормить куклу, причесывать собачку, на своем языке хвалить или ругать кого-то;
  • Брать пальчиками мелкие предметы, отдавать их по просьбе;
  • Катать мяч, перекатывать его напарнику по игре;
  • Подражать действиям взрослых «как дед кашляет, папа читает газету, мама красит губы»;
  • Интересовать содержимым ящиков, шкафчиков, открывать и закрывать их;
  • Подражать поведению старших деток или повторять за сверстниками: пищать, хлопать, прыгать.

Мама восьмимесячного Ростислава поделилась «изобретением» сынишки: «Сын сидел в манеже и громко смеялся. Когда я подошла, увидела занимательную картину: малыш ставил карандаш (с гранями) в чашку, наклонял ее немного, и карандаш катался по стенкам чашки, издавая цокот из-за перекатывания с грани на грань. От этого звука кроха весело хохотал, а когда карандаш останавливался, он опять наклонял чашку, и движение по инерции продолжалось».



Социальные навыки и привычки

Годовалого ребенка, которого родители не ограничивают в общении, прогулках, отличает от чрезмерно опекаемых сверстников активное поведение, коммуникабельность и желание все попробовать, постоянно двигаться. Получив доступ к заинтересовавшему объекту, малыш уделяет ему внимание, исследует, испытывает всеми возможными способами, хвастается перед другими.

Для годовалого возраста свойственно такое поведение ребенка:

  • Проявлять свои чувства к маме, папе, любимым игрушкам. На вопрос «А как ты любишь маму?» целовать и обнимать, даже укусить обожаемый объект;
  • Радостно реагировать на появление новой игрушки;
  • Радоваться приходу знакомых ему людей;
  • Показывать на фото членов семьи;
  • Бояться незнакомых людей;
  • Интересоваться книжками, увлеченно их перелистывать, показывать пальчиком на знакомых животных, предметы, на сказочных персонажей;
  • Петь и танцевать (реакция на звучащую музыку);
  • «Возмущаться» на запреты или строгий тон старших при помощи мимики, сварливого бормотания, писка, крика;
  • Подражать многим действиям взрослых; пылесосить, говорить по телефону, собираться на работу;
  • Хвалить себя, рассматривать себя в зеркало.

Чем больше малышу уделялось внимания, велись с ним взрослые «беседы», «читались» книжки, тем больше багаж знаний и умений будет к годовалому возрасту у крохи.

Речь и ее понимание

По мнению неврологов, одним из основных навыков того, что должен уметь делать ребенок в год – это понимать речь других и начинать произносить свои первые слова. Важнейшим показателем нормального развития малыша есть его реакция на просьбу других: «Покажи, где у тебя ушко, принеси мячик, покорми куклу и пр.». Если реакция отсутствует, есть повод для беспокойства: у малыша могут быть проблемы со слухом (зачастую это обнаруживают раньше, чем в год) или он отстает в развитии.

Так что должен знать ребенок в 1 год, какой «словарный запас» считается нормальным к 12-месячному возрасту?

  • Произносить от десяти отдельных слов;
  • Подражать звукам, издаваемым животными, транспортом, показывать, как сам малыш поет или разговаривает по телефону;
  • Копировать интонацию взрослых;
  • Произносить отдельные слова или их заменители при общении с другими детками;
  • Выполнять просьбы взрослых, понимать запреты;
  • Указывать на предметы интерьера, перечисляемые взрослыми;
  • Реагировать на свое имя;
  • Выполнять игровые манипуляции «ладушки, ку-ку, пока».



Характер

К годику родители уже хорошо ориентированы на личностные свойства малыша: спокоен или капризен, усидчив или слишком активен. Это заложено природой, и как говорили мудрые мира сего, воспитательными мерами нам по силам изменить лишь несколько процентов.
12-месячный возраст – это тот период, когда ребенок начинает осознавать, что расставание с мамой – это плохо, появляются первые детские страхи. Мудрые родители – те, кто терпеливо объясняет, куда идет, на какое время, умеет договариваться с малышом и не поддается на крики, истерики (в годик это уже ярко проявляется).
Важно научить малыша правильной реакции на запрет: серьезный тон и спокойное объяснение со временем выработает у крохи понимание слова «нельзя».

Бытовые навыки

К году ребенок должен владеть некоторыми бытовыми навыками:

  • Держать в руке и кусать твердую пищу;
  • Самостоятельно пить;
  • Пытаться самостоятельно кушать (руками или специальной ложкой);
  • Понимать и активно участвовать в гигиенических процедурах: давать ручки и лицо для умывания, вытирать руки;
  • Делать первые попытки одеваться, реагировать на слова мамы «давай одну ножку, а теперь вторую»;
  • Осознавать связь между мокрыми штанишками и своими потребностями, показывать, что ему дискомфортно от того, что одежда мокрая или хочется на горшок.

Можно ли ускорить развитие малыша?

Список того, что должен знать и уметь малыш в 1 год, довольно солидный. Как прийти к такому результату, имея всего 12 месяцев в запасе?
Природа мудра, основные навыки ребенок получает на генетическом уровне, но вот относительно психоэмоционального развития – здесь есть простор для того, чтобы вырастить маленького вундеркинда.

Естественно, природные данные – это сверхважно, но общение и ранее развитие способны принести поразительные плоды. Начав учить малыша плаванию в возрасте нескольких месяцев, к году получаем результат, который недоступен 99% сверстников. Неправильно говорить, что ребенок ничего не умеет, вернее признать, что родители его ничему не научили.


Как ускорить развитие: игры, занятия, путешествия

Как помочь малышу расти активным, умным и любознательным? Ответ прост: предлагать ему новые предметы, впечатления, общение не после того, когда это ребенка заинтересует, а до того момента, то есть действовать по методике опережающего развития. Для этого не нужны огромные финансовые вложения, няни и репетиторы. Достаточно внимания, любви и желания самих родителей.

Нередкие случаи, когда ребенок первый раз видит ножницы и пытается ими резать в детском саду в возрасте 5 лет. Аналогичная история и с акварельными красками, клеем, цветной бумагой и пластилином. И есть другие случаи, когда полуторагодовалый ребенок ловко орудует ножницами, рисует красками при помощи собственных ладошек и вместе с взрослыми клеит отрывные аппликации.

Чемпионы, ученые, изобретатели вырастают в тех семьях, где ребенку с пеленок предлагалось что-то новое, интересное, увлекательное. А ведь ничего сложного в этом нет: детский турник, гимнастическое снаряжение, энциклопедия, краски и бумага, совместные путешествия и постоянные беседы с малышом – это даст результат, и тогда даже в годовалом возрасте малыш будет радовать вас своими успехами.

Видео по теме