Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике
Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»
(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .
Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.
Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.
Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»
(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .
Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.
Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.
Лена спросила Ручеёк :
Донесёшь ли мою лодочку до реки?
Ручеёк прожурчал :
Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )
Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )
И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )
Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .
Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.
Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )
Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )
У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )
Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )
Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )
Солнышко осветило хозяйский двор.
Хозяйка красила забор. («Маляр» )
Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )
Весело болботал индюк. («Индюк» )
От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!
Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»
(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .
Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.
Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.
Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.
Звук средней продолжительности
Длительный звук
Краткий (отрывистый) звук
Высокий звук и низкий звук
Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»
После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.
Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.
Жил-был звук «a»
.
Он любил петь, широко открывая рот: «a__»
.
Иногда звук «a»
пел очень тихо: «a, a, a»
.
Иногда - очень громко: «a, a, a»
.
Когда звуку «a»
было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:
«a__a__a__a__a__a__a__»
.
Бывали времена, когда звук «a»
играл на барабане: «aaaaa, aaaaa»
.
А еще звук «a»
пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
\
A
A
\
a
A
\
a__a__a
A
\
a
A
\
a
A
\
a
Всем вокруг нравился звук «a»
за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Вопросы и задания
A
\
a__a__a
Жил да был звук «у»
.
У звука «у»
была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у»
умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__»
.
Умел звук «у»
гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__»
.
Звук «у»
умел гудеть и тихо: «у__у__у__»
, и громко: «у__у__у__»
.
Но больше всего звук «у»
любил играть на трубе: «уууууууу у__»
.
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ »
.
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у»
трубил отбой:
«у__у__ у у у__»
.
Все расходились, а песня звука «у»
раздавалась все тише и тише:
«у__у__ у у у__»
.
Так звук «у»
утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Вопросы и задания
Жил-был звук «о»
.
Очень звук «о»
любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о»
пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о»
.
Звук «о»
был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о»
мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
«о о о_ о о о_ о о о_ »
.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о»
.
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и
островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие
вытянутые кружочки.
Вопросы и задания
Жил-был звук «и»
.
Рот у интересного и привлекательного звука «и»
всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и»
.
Иногда звук «и»
играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
«и__иии__ »
; и низко: «и и ии ии и__»
и протяжно: «и__ и__ и__ »
и отрывисто: «ии ии и»
.
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и»
песню о Чижике-пыжике:
«ии ии иии__ ии и ии ии и__»
.
Когда звук «и»
прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Вопросы и задания
Жил да был звук «э»
.
Звук «э»
всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э»
.
Звук «э»
задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук «э»
был известен и тем, что любил петь протяжные песни:
«э__ э__ э__ э__ э__»
.
Больше других ему нравилась такая песня:
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э»
: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Вопросы и задания
Жил-был звук «ы»
.
Известен был звук «ы»
своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы»
, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы»
.
Звук «ы»
умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__»
, и отрывисто: «ы ы ы ы ы»
.
Иногда звук «ы»
играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы»
.
Иногда - пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__»
.
Звук «ы»
жил тихой
спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом,
всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.
Вопросы и задания
Часть первая
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а»
- радостный и веселый,
«у»
- угрюмый, задумчивый,
«о»
- очень любил всему удивляться,
«и»
- игривый, улыбчивый,
«э»
- медлительный, рассудительный,
«ы»
- самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».
Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».
Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».
А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».
Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит «а»
, - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у»
.
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о»
.
- И люди в домах живут, - тихонько заметил «и»
.
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э»
и «ы»
.
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а»
да «и»
нашли по три палочки. «а»
сделал шалаш с перекладиной. «и»
к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у»
и «ы»
взяли по две палочки. «у»
смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы»
к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о»
увидело колесо, оно ему и подошло.
«э»
долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть вторая
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...» . Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...» . Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...
Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой».
Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».
Слушал-слушал «а»
, да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий»
согласился, и они запели:
- «йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у»,
- ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О».
- Пожалуйста.
- «йо, йо, йо»,
- полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э»,
- споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
- «йэ, йэ, йэ».
поет с «у»
- получается «йу, йу, йу»,
поет с «о»
- получается «йо, йо, йо»,
поет с «э»
- получается «йэ, йэ, йэ».
Опечалены были только «и»
да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал «и»,
слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким»,
но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с «и-кратким»
тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».
Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а», , со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я»,
«согласным»,
да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого»
действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Вариант окончания сказки для дошкольников
Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!
Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.
Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».
Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.
Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!
Материал на данной странице взят из книги Александровой Т.В.
«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.
В маленьком тихом городке жил-был мальчик Ваня. Жил он с родителями и старшей сестренкой. Ване вот-вот скоро исполнится шесть лет, а никак не получается у него правильно выговаривать слова. Говорит и такая каша у него, никто, кроме родных не понимает. И сколько не просили Ваню выговаривать слова правильно, он не хотел. «А зачем? Вы меня инимаете и так. Буду ававаривать, как лупачается».И неизвестно, когда бы научился Ваня разговаривать, если бы не сон, приснившийся ему однажды.
… Лето. Ваня со всей семьей на даче. Есть у него закадычный друг Илюша, но живет он в деревне по соседству. Называется деревня красиво — Матрешкино. Очень Ване нравится играть с Илюшей. Вот засобирался он к другу в гости. Идти надо через лес. Один Ваня никогда не ходил, а тут решил «мне почти шесть, совсем взрослый, пойду сам, только у мамы спрошу».
Логопедические сказки расширяют кругозор ребенка и дают толчок для развития познавательной активности. Так в сказке «Звездный зайчик» рассказывается, что один зайчик любил смотреть на звездное небо и одна звездочка предложила ему посмотреть царство Звездной королевы. Они произнесли заклинание и оказались перед входом в звездный замок. Зайчику Он очень понравился и по согласию с ним Звездная королева превратила его в созвездие.
Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.
https://accounts.google.com
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
О. Перова
Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Змея
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.
Расческа
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Конец, а кто слушал и делал МОЛОДЕЦ!!!