Артикуляционные сказки для детей дошкольного возраста. Логопедические рассказы и сказки для детей с ОНР I-II уровня Логопедические сказки для старшей группы

Выбор цветов

Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике

Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»

(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .

Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.

Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.

Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»

(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .

Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.

Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.

Лена спросила Ручеёк :

Донесёшь ли мою лодочку до реки?

Ручеёк прожурчал :

Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )

Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )

И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )

Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .

Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.

Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )

Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )

У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )

Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )

Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )

Солнышко осветило хозяйский двор.

Хозяйка красила забор. («Маляр» )

Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )

Весело болботал индюк. («Индюк» )

От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!

Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»

(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .

Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.

Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.

Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.


Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:
  • четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
  • отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
  • «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
  • имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
  • использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.
При этом следует показывать:
  • протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
  • отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
  • повышение звука - подниманием руки вверх;
  • понижение звука - опусканием руки вниз.

Звук средней продолжительности



Длительный звук



Краткий (отрывистый) звук



Высокий звук и низкий звук



Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»

После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.


Первая часть сказки дает возможность :
  • познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков
  • формировать понятие «гласный звук»
  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [у], [и] и так далее)
  • познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв
  • закреплять у детей различие понятий «звук - буква»
Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет :
  • формировать понятие «согласный звук»
  • познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»

Жил-был звук «a» .
Он любил петь, широко открывая рот: «a__» .
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a» .
Иногда - очень громко: «a, a, a» .
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__» .
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa» .
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
\
A

A
\
a

A
\
a__a__a

A
\
a

A
\
a

A
\
a


Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a» ? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a» ? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a» , когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a» ? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a» :
    a
    \
    a

    A
    \
    a__a__a

  • За что всем нравился звук «a» ? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»

Жил да был звук «у» .
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__» .
Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__» .
Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__» , и громко: «у__у__у__» .
Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__» .
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ » .
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__» .
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__» .
Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у» ? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у» ? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у» .
  • На чем любил играть звук «у» ? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»

Жил-был звук «о» .
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о» .
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ » .
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о» .
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о» ? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о» ? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о» ? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о» , прохлопай и спой ее.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»

Жил-был звук «и» .
Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и» .
Иногда звук «и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__ » ; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и» .
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__» . Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и» ? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и» ? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и» ? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ » , «и и ии ии и__» , «и__ и__ и__ » , «ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и» , мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»

Жил да был звук «э» .
Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э» .
Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__» .
Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э» : задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э» ? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э» ? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э» ? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»

Жил-был звук «ы» .
Известен был звук «ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы» , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы» .
Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__» , и отрывисто: «ы ы ы ы ы» .
Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы» .
Иногда - пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__» .
Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы» ? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы» , прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы») .
  • На чем иногда играл звук «ы» ? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы») .
  • Какие песни иногда пел звук «ы» ? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»
  • .

СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ

Часть первая

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.



Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».


Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».


А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».



Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит «а» , - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у» .
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о» .
- И люди в домах живут, - тихонько заметил «и» .
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э» и «ы» .

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.


Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Часть вторая

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...» . Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...» . Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.


Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой».


Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».

Слушал-слушал «а» , да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
- «йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О».
- Пожалуйста.
- «йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
- «йэ, йэ, йэ». поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал «и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с «и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а», , со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я», «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.



Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!



Материал на данной странице взят из книги Александровой Т.В.
«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)

Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Логопедические сказки небольшие по объему и просты по содержанию, чтобы ребенок не испытывал трудности в понимании их содержания и пересказе. Чтение сказок, беседу по их содержанию целесообразно сопровождать пальчиковым театром.

Логопедические сказки способствуют совершенствованию фонематического восприятия. Например, сказка «Почему А первая? » способствует нахождению и дифференциации слов со звуком А, на звук Б сказка «Лесные музыканты», на звук В «Мыша – водолаз».

Перед прочтением сказки «Генерал Гена» ребенок получает задание: запомнить слова со звуком Г, которые встретятся в сказке.

Генерал Гена.

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился! Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

А галчата как закричат:

— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

— Вот же под крылом. – Говорит Гена

— А мы думали, что это градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

— Эх вы, глупенькие, — грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

Это задание потребует от ребенка большой мыслительной деятельности. Ребенок должен понять содержание сказки и запомнить слова со звуком Г.

Другие логопедические сказки направлены на автоматизацию поставленных звуков. Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его голосом.

Используя логопедические сказки можно работать и над речевым дыханием. С этой целью ребенку дается задание: на одном выдохе произнеси слово «волк», далее произнеси на выдохе словосочетание «злой волк», далее короткую фразу «злой волк был голоден». При этом необходимо обучать ребенка диафрагмальному дыханию.

В логопедической сказке «Ванин сон» ребенок получает достаточную мотивацию к контролю над свой речью.

Ванин сон

В маленьком тихом городке жил-был мальчик Ваня. Жил он с родителями и старшей сестренкой. Ване вот-вот скоро исполнится шесть лет, а никак не получается у него правильно выговаривать слова. Говорит и такая каша у него, никто, кроме родных не понимает. И сколько не просили Ваню выговаривать слова правильно, он не хотел. «А зачем? Вы меня инимаете и так. Буду ававаривать, как лупачается».И неизвестно, когда бы научился Ваня разговаривать, если бы не сон, приснившийся ему однажды.

… Лето. Ваня со всей семьей на даче. Есть у него закадычный друг Илюша, но живет он в деревне по соседству. Называется деревня красиво — Матрешкино. Очень Ване нравится играть с Илюшей. Вот засобирался он к другу в гости. Идти надо через лес. Один Ваня никогда не ходил, а тут решил «мне почти шесть, совсем взрослый, пойду сам, только у мамы спрошу».

Мама Таня варила варенье, когда пришел Ваня и спросил: «Мама, можно я пойду к Люсе (Илюше? Мы на деворе строим дом». Поскольку на соседнем дворе жила девочка Люся с бабушкой, мама спокойно отпустила сына.

Прошел Ваня деревню и по проселочной дороге зашагал к лесу. Тропинка лесная закружила его и привела на развилку. А вот дальше куда идти, направо или налево, мальчик не знал. Стал, задумался. Вдруг видит, по веткам скачет белочка. Села недалеко и спрашивает «О чем задумался, мальчик? «.

-А вот не знаю, на какую тропинку тупить, чтобы в Ежкино попасть.

Белочка почему -то испугалась, но ответила:»В Ежкино. тогда тебе налево. «

«Исибо, Лебочка! » крикнул Ваня и вприпрыжку помчался по тропинке, которая сворачивала налево.

«Хм, кто такая Лебочка? И что такое исибо? » удивилась Белочка, никогда не слышавшая таких слов.

Бежит Ваня, напевает и не заметил, что лес стал гуще, темнее. А вот и домик на пути появился, как из-под земли вырос.

Из избушки на крыльцо вышла бабушка старушка.

— Ну, здравствуй, милок. Зачем пожаловал ко мне в Ежкино? К Бабке Ежке?

Не на шутку испугался Ванюша.

— Я не к тебе шел, я шел к Люсе в Ежкино. Просто не на ту тропинку тупил.

Настал черед Яге удивляться.

— Не знаю я, куда ты там тупил, но пришел в Ежкино, а Люси здесь отродясь не было, только я – Ягуся.

Ну, заходи в избу – на обед будешь.

-Не, я бабедать не буду, я к Люсе бабегу.

Захохотала Баба Яга: «Какой странный мальчик попался. Ничего не пойму, что говоришь. Но, может, хоть вкусный обед из тебя получится. А ну-ка! В избу топай да в печь полезай! »

«Ой, пасите! Ой, мапагите! » — закричал Ваня, а никто его не понимает, не отзывается.

Яга в избушку уже его затащила, приказала на лавке сидеть пока. Вдруг из-под лавки мышка тихонько ему пропищала: «А ты попробуй правильно произнести слова, слоги на свои места ставь, тогда тебя и услышат».

А огонь в печи разгорается, Яга на стол собирает да руки костлявые потирает. Ваня подбежал к окошку, распахнул ставни, и, что есть мочи закричал: «Спасите, помогите! Баба Яга поймала! Илюша, друг! Мамочкааа! »

На крике Ваня и проснулся. Рядом мама сидит, за руку держит, по головке гладит и спрашивает: «Что, сынок, приснилось страшное что-то? »

«Ой, мамочка, такой нос видел! Нет, не нос, не нос, а сон! Теперь я знаю, почему надо учиться говорить правильно и всегда-всегда буду стараться говорить понятно. Да и друг, наверное, обижался. Я ведь, получается, называл его девчачьим именем».

Мама улыбнулась и сказала: «Что уж там тебе приснилось, не знаю, но очень рада, что ты, наконец, все понял. Пойдем, обрадуем папу и сестренку, а потом пойдем гулять к Илюше».

Логопедические сказки расширяют кругозор ребенка и дают толчок для развития познавательной активности. Так в сказке «Звездный зайчик» рассказывается, что один зайчик любил смотреть на звездное небо и одна звездочка предложила ему посмотреть царство Звездной королевы. Они произнесли заклинание и оказались перед входом в звездный замок. Зайчику Он очень понравился и по согласию с ним Звездная королева превратила его в созвездие.

После прочтения сказки дети заинтересуются наблюдением за звездным небом, прочтением энциклопедий.

Читая сказку «Цветик-Разноцветик» дети узнают многообразный мир цветов, их названия, отличительные признаки.

Решая задачи развития связной речи, умения строить фразу в работе также используются логопедические сказки. Читая сказку «Солнечный лучик Лии»

задаются вопросы по содержанию: Как зовут Солнечного лучика? Что увидел лучик, когда проснулся? Какое задание дало Солнышко лучику? За что благодарили растения Солнышко? И т. д.

Данные вопросы требуют от ребенка полных ответов, согласования слов в предложении, умения логически выражать свои мысли.

Дети практически знакомятся с такими понятиями как предложение, слово, слог, звук. Учатся различать эти понятия.

Другие логопедические сказки способствуют развитию умения разгадывания кроссвордов.

Желание.

Медвежонок Жак и мышонок Шапи – давние друзья. Подружились они еще в детстве. Им было хорошо вдвоем. Медвежонок Жак с нежностью и любовью относился к мышонку, а мышонок Шапи просто обожал медвежонка.

— Загадай желание. — попросил Жак Шапи.

— Я хочу научиться превращаться в важного жука, который кружится, жужжит и может одолжить ароматного меда у пчел. Я каждый день бы летал за медом для тебя, Медвежонок. Это же твоя любимая еда!

— Спасибо тебе, Мышонок, ты такой добрый. Твое большое желание обязательно исполнится, потому что ты очень этого хочешь! -сказал Медвежонок Жак, достал корочку хлеба и угостил Мышонка.

Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Конец, а кто слушал и делал МОЛОДЕЦ!!!